Журнал прикладной химии. 2020. Т. 93. Вып. 9
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ НА ИХ ОСНОВЕ
УДК 547.022.764.4
СИНТЕЗ СОПОЛИМЕРОВ СТЕАРИЛМЕТАКРИЛАТА
С ГЛИЦИДИЛМЕТАКРИЛАТОМ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
В КАЧЕСТВЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРИСАДОК
ДЛЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
© М. В. Павловская, И. П. Криуличев, Д. Ф. Гришин*
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского,
603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23
* E-mail: grishin@ichem.unn.ru
Поступила в Редакцию 14 февраля 2020 г.
После доработки 5 апреля 2020 г.
Принята к публикации 29 мая 2020 г.
Методом контролируемой радикальной полимеризации по механизму с переносом атома синтезирова-
ны сополимеры стеарилметакрилата с глицидилметакрилатом. Показано, что указанные сополимеры
могут быть использованы в качестве многофункциональных присадок, улучшающих низкотемпера-
турные и термоокислительные свойства дизельного топлива. Синтезированные присадки по депрес-
сорным свойствам не уступают применяемым в промышленности импортным товарным присадкам
и превосходят некоторые из них по влиянию на термоокислительные свойства гидроочищенного
дизельного топлива класса Евро-5, существенно замедляя процесс окисления топлива.
Ключевые слова: статистические и блок-сополимеры стеарилметакрилата; контролируемая поли-
меризация; многофункциональные присадки для дизельного топлива
DOI: 10.31857/S0044461820090042
В связи с увеличением парка автомобилей, осна-
ем») топливных фильтров. Для более эффективного
щенных дизельными двигателями, неуклонно растет
использования дизельного топлива при понижен-
потребность в дизельном топливе. При этом в стра-
ных температурах применяются специальные добав-
нах с холодным климатом и протяженными коммуни-
ки — депрессорные присадки [1-3]. Среди широкого
кациями остро стоит проблема производства дизель-
спектра депрессорных присадок распространение
ного топлива с улучшенными низкотемпературными
получила товарная присадка Dodiflow фирмы Clariant
свойствами и характеристиками. В состав дизельного
на основе сополимеров этилена с винилацетатом, а
топлива входят высокомолекулярные парафиновые
также ряд ее аналогов [1, 3].
углеводороды, которые при низких температурах
Несмотря на хороший депрессорный эффект по-
способны кристаллизоваться с образованием про-
лимеров этилена с винилацетатом, их синтез доста-
странственной структуры, что может затруднять экс-
точно трудоемок и, как правило, осуществляется при
плуатацию дизельного двигателя в связи с созданием
высоких давлениях и температурах. Альтернативой
пробок в топливопроводах и засорением («забивани-
указанным сополимерам могут служить высокомо-
1282
Синтез сополимеров стеарилметакрилата с глицидилметакрилатом...
1283
лекулярные присадки на основе высших алкил(мет)-
сферном давлении. Физико-химические константы
акрилатов [1, 2]. Сополимеры высших алкил(мет)-
всех использованных соединений соответствовали
акрилатов с различными виниловыми мономерами
литературным данным.
представляют несомненный практический интерес
При проведении экспериментов по синтезу (со)-
благодаря простоте технологического оформления
полимеров в колбу Шленка, снабженную магнитной
производства и мягким условиям синтеза. Еще одним
мешалкой, помещали предварительно рассчитанные
ценным качеством присадок на основе высших эфи-
количества бромида меди(I), трис[(2-пиридил)ме--
ров (мет)акриловой кислоты являются широкие воз-
тил]амина, глицидилметакрилата, стеарилметакри-
можности целенаправленного изменения их свойств
лата в толуоле. Концентрация стеарилметакрилата в
за счет введения в макромолекулы звеньев и блоков
толуоле составляла 11 мол%. Реакционную смесь де-
различной природы. Присадки на базе полиалкилмет-
газировали трижды, освобождая от следов кислорода,
акрилатов, содержащие в своей структуре звенья с
и заполняли колбу аргоном. После этого добавляли
сильнополярными группами (азотсодержащими, ги-
рассчитанные количества этил-2-бромоизобутирата.
дроксильными и др.), способны оказывать существен-
Полученную смесь разливали по стеклянным ампу-
ное влияние на низкотемпературные свойства дизель-
лам и вновь трижды дегазировали. Затем ампулы
ного топлива, в частности температуру застывания
запаивали и помещали в термостат на заданное время
и предельную температуру фильтруемости. При
при температуре 60°C.
подборе оптимального соотношения мономерных
Выход полученных образцов (со)полимеров опре-
звеньев в составе сополимера становится возмож-
деляли гравиметрически. Для очистки синтезирован-
ным успешное использование указанных присадок
ных образцов от непрореагировавших мономеров,
не только в качестве депрессорных, но и многофунк-
инициатора и катализатора (со)полимеры высаживали
циональных, способных оказывать положительное
в этиловый спирт, переосаждали и затем сушили в
воздействие сразу на несколько эксплуатационных
вакууме до постоянной массы.
показателей экологически чистого дизельного топли-
Для синтеза блок-сополимеров в ампулу помеща-
ва [2]. В частности, одним из важных требований,
ли предварительно рассчитанное количество макро-
предъявляемых к современным дизельным топли-
инициатора — полистеарилметакрилата, содержаще-
вам, является термоокислительная стабильность [3].
го атом брома на конце цепи (ПСМА-Br), лиганда,
Известно [1], что вследствие удаления серосодержа-
катализатора, толуола и мономера. Ампулы замо-
щих соединений из дизельного топлива в ходе гидро-
раживали, дегазировали, запаивали и помещали в
очистки наблюдается увеличение осадко- и смоло-
термостат на определенное количество времени при
образования при эксплуатации топлива, что приводит
заданной температуре.
к выходу из строя топливоподающей системы дизель-
Конверсию блок-сополимеров рассчитывали по
ных двигателей. Для повышения термоокислитель-
формуле
ной стабильности современного гидроочищенного
дизельного топлива используют антиокислительные
P = (mполимер - mмакроинициатор)/mмономер·100%,
присадки.
Цель работы — разработка отечественной много-
функциональной присадки на основе высших (мет)--
где P — конверсия; mполимер, mмакроинициатор,
акрилатов, одновременно улучшающих как низко-
mмономер — масса полимера, макроинициатора и мо-
температурные, так и термоокислительные свойства
номера.
дизельного топлива.
Молекулярно-массовые характеристики получен-
ных (со)полимеров определяли методом гельпро-
никающей хроматографии. Анализ образцов поли-
Экспериментальная часть
меров проводили на установке Knauer с линейной
Стеарилметакрилат (СМА), глицидилметакрилат
колонкой (Nucleogel, Германия) или каскадом колонок
(ГМА), этил-2-бромоизобутират, бромид меди(I) —
(103-105, Phenomenex, США). Детектором служи-
реагенты Aldrich, каталожные номера: 32360-05-7,
ли дифференциальный рефрактометр (RI Detektor
32360-05-7, 106-91-2, 600-00-0, 7787-70-4 — исполь-
K-2301) и УФ-детектор (UV Detektor K-2501), элю-
зовали без предварительной очистки. Лиганд —
ентом — тетрагидрофуран (25.0 ± 0.1°С). Для кали-
трис[(2-пиридил)метил]амин был получен по ме-
бровки применяли узкодисперсные стандарты по-
тодике [4]. Толуол (Sigma-Aldrich, 99.8%) сушили
лиметилметакрилата. Хроматографические данные
над металлическим натрием и перегоняли при атмо-
интерпретировали с помощью программы ChomGate.
1284
Павловская М. В. и др.
Спектры 1H ЯМР записаны на приборе Agilent
глицидилметакрилат использовали экологически
DD2 NMR 400NB (рабочая частота 400 МГц) для
чистое дизельное топливо, производимое на нефте-
растворов полимеров в дейтерированном бензоле.
перерабатывающем заводе ООО «Лукойл-Нижегород-
Подстройка поля проводилась по сигналу ядер дейте-
нефтеоргсинтез», которое было отобрано с установки
рия растворителя. Спектры интерпретировали по со-
ЛЧ24/2000 до вовлечения пакета присадок.
ответствующим химическим сдвигам 1H ЯМР (С6D6,
δ, ppm): 3.8-4.08 (-ОСН2-) оксиметиленовых прото-
Обсуждение результатов
нов звеньев стеарилметакрилата, 4.4-4.2 (-ОСН2-) в
глицидилметакрилате, 3.1-3.2 (-СН-) в эпоксидном
Как было отмечено выше, практический инте-
кольце.
рес к синтезу полимеров на основе высших эфиров
Изучение кинетики окисления дизельного топлива
(мет)акриловой кислоты обусловлен возможностью
проводили по методике, разработанной на основе стан-
их применения в качестве присадок к дизельному
дартного метода определения термоокислительной
топливу [1, 2]. Для получения высокоэффективных
стабильности нефтепродуктов (ГОСТ РФ 23797-79
полимерных присадок, обладающих хорошим де-
«Масла для авиационных газотурбинных двигателей.
прессорным эффектом, предпочтительно использо-
Метод определения термоокислительной стабиль-
вать сополимеры алкил(мет)акрилатов с полярными
ности»), волюметрическим методом (по объему по-
группами [5, 6], которые способны не только повы-
глощенного кислорода дизельным топливом) при
шать депрессорную активность присадок, но и суще-
температуре 120°С в присутствии порошка меди.
ственно расширить спектр их действия [1, 5]. Важно
Исследование низкотемпературных свойств ди-
отметить, что эффективность алкилметакрилатов
зельного топлива осуществляли на низкотемпера-
в качестве депрессорных присадок в значительной
турном анализаторе MX-700 (ПЭ-7200И) в соот-
степени обусловлена строением полимерных молекул
ветствии с требованиями ГОСТ 5066-91 «Топлива
и, в частности, их молекулярно-массовыми характе-
моторные. Методы определения температуры по-
ристиками [5, 6].
мутнения, начала кристаллизации и кристаллиза-
Одним из наиболее эффективных методов синтеза
ции», ГОСТ 20287-91 «Нефтепродукты. Методы
гомо- и сополимеров с заданными молекулярно-мас-
определения температуры текучести и застывания» и
совыми характеристиками является контролируемая
международного стандарта качества нефтепродуктов
радикальная полимеризация или полимеризация в ре-
ISO-3016 «Нефтепродукты. Определение температу-
жиме «живых» цепей [7-9]. В связи с этим нами для
ры потери текучести». Точность измерения состав-
синтеза сополимеров на основе стеарилметакрилата
ляла 0.5°С.
и глицидилметакрилата была использована методика
Для проведения исследований по низкотемпе-
проведения контролируемой радикальной полимери-
ратурным свойствам и термоокислительной ста-
зации по механизму с переносом атома [8, 9], которая
бильности дизельного топлива в присутствии
предполагает применение каталитических систем на
синтезированных сополимеров стеарилметакрилат-
основе комплексов переходных металлов:
,
(1)
где kp, kact, kdeact, k0 — константы скорости соот-
основе эфиров метакриловой кислоты с заданными
ветствующих реакций; M — молекула мономера;
молекулярно-массовыми характеристиками [7, 9].
MnLx — комплекс металла.
В данном случае металлокомплексный катализатор
Для контролируемого синтеза сополимеров стеа-
полимеризации (MnLx) образуется in situ (непосред-
рилметакрилат-глицидилметакрилат была применена
ственно в полимеризационной системе).
каталитическая система комплекс бромида меди(I) +
Установлено, что каталитическая композиция на
+ трис[(2-пиридил)метил]амин, позволяющая син-
основе комплекса бромида меди(I) и трис[(2-пиридил)-
тезировать статистические и блок-сополимеры на
метил]амина в присутствии этил-2-бромоизобутирата
Синтез сополимеров стеарилметакрилата с глицидилметакрилатом...
1285
Таблица 1
Сополимеризация стеарилметакрилата с глицидилметакрилатом при различных составах мономерной смеси
Время полимеризации 15 ч, растворитель — толуол,
[стеарилметакрилат + глицидилметакрилат]/[бромид меди(I)]/[трис[(2-пиридил)метил]амин] = 100/0.04/0.16 мол%,
[стеарилметакрилат/толуол] = 11 мол%, температура синтеза 60°С
Состав мономерной смеси
[Этил-2-бромоизобутират]/
Конверсия,
стеарилметакрилат/глицидилметакрилат,
[стеарилметакрилат +
Mn
Mw
Mw/Mn
%
мол%
+ глицидилметакрилат], мол%
20/80
0.72
78
26600
37400
1.40
30/70
0.80
79
29700
41580
1.40
40/60
0.88
82
25200
33300
1.32
50/50
0.96
83
28800
39200
1.36
60/40
1.04
71
28300
36100
1.27
70/30
1.15
78
26600
32400
1.22
80/20
1.20
73
27900
34100
1.22
как инициатора и источника углеродцентрирован-
для процессов полимеризации, протекающих в ре-
ных радикалов способна эффективно инициировать
жиме «живых» цепей. Подтверждением реализации
сополимеризацию стеарилметакрилата и глицидил-
этого механизма служит линейная зависимость сред-
метакрилата в широком диапазоне мономерных сме-
нечисленной молекулярной массы (Мn) сополимера с
сей (табл. 1). При этом сополимеризация протекает
ростом конверсии (рис. 2), а также достаточно низкие
равномерно до глубоких степеней превращения и
значения коэффициентов полидисперсности синтези-
не сопровождается традиционным для радикальных
рованных образцов: Mw/Mn ~ 1.2-1.4 (табл. 1).
процессов автоускорением (рис. 1), что характерно
Кривые молекулярно-массового распределения
сополимеров являются унимодальными и достаточно
Рис. 2. Зависимость среднечисленной молекулярной
массы (1) и коэффициентов полидисперсности (2) со-
Рис. 1. Зависимость конверсии мономеров от времени
полимеров стеарилметакрилат-глицидилметакрилат от
сополимеризации стеарилметакрилата и глицидилмета-
конверсии.
крилата в толуоле при 60°С.
Условия синтеза: [стеарилметакрилат + глицидилмета-
[Стеарилметакрилат + глицидилметакрилат]/[бромид ме-
крилат]/[бромид меди(I)]/[трис[(2-пиридил)метил]амин]/
ди(I)]/[трис[(2-пиридил)метил]амин]/[этил-2-бромоизобу-
[этил-2-бромоизобутират] = (50:50)/0.04/0.16/0.96 мол%,
тират] = (50:50)/0.04/0.16/0.96 мол%, [стеарилметакрилат/
[стеарилметакрилат/толуол] = 11 мол%, температура син-
толуол] = 11 мол%.
теза 60°С.
1286
Павловская М. В. и др.
лата, и сигналу в области 4.05-4.32 ppm, относяще-
муся к протону сложноэфирной группы (-ОСН2-)
звеньев полиглицидилметакрилата и метиленовым
(-ОСН2-) протонам звеньев полистеарилметакрилата.
Полученные данные свидетельствуют о том, что на
глубоких конверсиях сополимеры обогащены звень-
ями глицидилметакрилата по сравнению с составом
мономерной смеси.
Особенностью полимеров, получаемых в контро-
лируемом режиме по механизму с переносом атома,
является наличие на конце цепи атома галогена [схе-
ма (1)]. Такие полимеры способны выступать в каче-
стве макроинициаторов, поскольку, подобно галоген-
Рис. 3. Кривые молекулярно-массового распределения
содержащим инициаторам, они могут реагировать с
сополимеров стеарилметакрилат-глицидилметакрилат,
металлокомплексным катализатором, приводя к ре-
выделенных на конверсиях 7 (1), 26 (2), 67 (3), 87% (4).
инициированию полимерной цепи. Реинициирование
Условия синтеза сополимеров: [стеарилметакрилат + гли-
полимерной цепи открывает широкие возможности
цидилметакрилат]/[бромид меди(I)]/[трис[(2-пиридил)-
для осуществления макромолекулярного дизайна,
метил]амин]/[этил-2-бромоизобутират] = (20:80)/0.04/0.16/
в том числе синтеза блок-сополимеров с участием
0.72 мол%, [стеарилметакрилат/толуол] = 11 мол%, темпе-
ратура синтеза 60°С.
мономеров различного строения. При этом свойства
статистических и блок-сополимеров для одной и той
же мономерной пары в ряде случаев существенно
узкими, а мода последовательно смещается в область
различаются [10-12].
более высоких молекулярных масс с ростом конвер-
Экспериментальные данные (табл. 3) свидетель-
сии (рис. 3).
ствуют о том, что полимеры на основе стеарилмета-
Совокупность полученных данных однозначно
крилата, полученные в присутствии комплекса бро-
свидетельствует о том, что синтез сополимеров сте-
мида меди(I) и трис[(2-пиридил)метил]амина, а также
арилметакрилат-глицидилметакрилат с использо-
этил-2-бромоизобутирата, способны инициировать
ванием каталитической системы на основе бромида
синтез блок-сополимеров с глицидилметакрилатом.
меди(I) и трис[(2-пиридил)метил]амина протекает в
При этом условия синтеза, в частности соотношение
контролируемом режиме по механизму с переносом
макроинициатор (ПСМА-Br)/глицидилметакрилат,
атома по схеме (1).
а также концентрация толуола, оказывают непосред-
Состав полученных сополимеров был изучен ме-
ственное влияние на конверсию блок-сополимера.
тодом H1 ЯМР-спектроскопии (табл. 2). Расшифровку
Кривые молекулярно-массового распределения
H1 ЯМР-спектров проводили по сигналу (-СН-), на-
синтезированных блок-сополимеров являются более
блюдаемому в области 3.1 ppm, соответствующему
широкими по сравнению с кривыми полистеарилмета-
метиновому протону звеньев полиглицидилметакри-
крилата, синтезированными в присутствии комплекса
Таблица 2
Зависимость состава сополимеров стеарилметакрилат-глицидилметакрилат от состава мономерной смеси
Время полимеризации 15 ч, растворитель — толуол,
[стеарилметакрилат + глицидилметакрилат]/[бромид меди(I)]/[трис[(2-пиридил)метил]амин] = 100/0.04/0.16 мол%,
[стеарилметакрилат/толуол] = 11 мол%, температура синтеза 60°С
Соотношение мономеров в исходной смеси, мол%
Соотношение звеньев в сополимере, мол%
Конверсия,
стеарилметакрилат
глицидилметакрилат
стеарилметакрилат
глицидилметакрилат
%
70
30
58
42
78
60
40
51
49
71
50
50
38
62
83
40
60
37
63
82
30
70
20
80
78
Синтез сополимеров стеарилметакрилата с глицидилметакрилатом...
1287
бромида меди(I) и трис[(2-пиридил)метил]-амина,
ентов полидисперсности, чем исходный макроиници-
и заметно смещаются в область более высоких мо-
атор, причем значения Mw/Mn полимерных образцов
лекулярных масс относительно макроинициатора
увеличиваются с ростом концентрации мономера
(ПСМА-Br) (табл. 3, рис. 4), что подтверждает «жи-
(глицидилметакрилата) относительно макроиници-
вой» характер полимеризации. Синтез блок-сополи-
атора (табл. 3). Вероятно, это может быть связано с
меров был подтвержден анализом их состава методом
наличием в составе синтезированного ПСМА-Br (так
H1 ЯМР-спектроскопии по соотношению сигналов в
называемого макроинициатора) «мертвых» цепей,
области 3.1 ppm, соответствующих метиновым про-
неспособных к реинициированию полимеризации.
тонам (-CH-) звеньев полиглицидилметакрилата,
Синтезированные в условиях контролируемой ра-
и сигналов в области 4.08-4.43 ppm, относящихся
дикальной полимеризации статистические и блок-со-
к одному метиленовому протону сложноэфирной
полимеры были апробированы в качестве присадок к
группы (-ОСН2-) звеньев полиглицидилметакрила-
гидроочищенному дизельному топливу. Результаты
та и двум метиленовым (-ОСН2-) протонам звеньев
исследования влияния полученных сополимеров раз-
полистеарилметакрилата. В частности, по характери-
личного состава и строения на низкотемпературные
стическим сигналам установлено, что один из синте-
свойства топлива (табл. 4) свидетельствуют о том,
зированных блок-сополимеров СМА-ГМА имеет в
что депрессорный эффект может достигать 12°С для
своем составе 79 мол% звеньев полиглицидилмета-
температуры застывания и 9°С в случае предель-
крилата и 21 мол% полистеарилметакрилата (табл. 3).
ной температуры фильтруемости при вовлечении в
Следует отметить, что полученные блок-сополимеры
дизельное топливо сополимера СМА-ГМА. В каче-
СМА-ГМА имеют более высокие значения коэффици-
стве образца был использован полимер с содержа-
Таблица 3
Синтез блок-сополимеров стеарилметакрилат-глицидилметакрилат при 60°С в толуоле
[ПСМА-Br/глицидилметакрилат]/[бромид меди(I)]/[трис[(2-пиридил)метил]амин] =
= [ПСМА-Br/глицидилметакрилат]/0.1/0.4 мас%, время полимеризации 20 ч
Соотношение звеньев
в сополимере, мол/мас%
Мn·10-3
ПСМА-Br/ГМА,
ПСМА-Br/толуол,
Конверсия,
Мn·10-3
Мw/M
макроинициатора
мас%
мас%
%
n стеарилмет-
глицидилмет-
акрилат
акрилат
16.5
50/50
0.1
53.4
30.4
1.8
16.5
50/50
0.2
27.1
28.8
1.6
18.2
20/80
0.1
57.5
47.4
3.7
21/38
79/62
18.2
20/80
0.2
28.4
38.2
2.3
Рис. 4. Кривые молекулярно-массового распределения блок-сополимеров стеарилметакрилат-глицидилметакрилат.
а) 1 — макроинициатор (ПСМА-Br), Mn = 16500; 2 — ПСМА-блок-ГМА, конверсия 53.4%, [ПСМА-Br/ГМА]/[CuBr]/
[трис[(2-пиридил)метил]амин] = (50:50)/0.1/0.4 мол%, [ПСМА-Br/толуол] = 0.1 мас%; б) 1 — макроинициатор
(ПСМА-Br), Mn = 18200; 2 — ПСМА-блок-ГМА, конверсия 57.5%, [ПСМА-Br/ГМА]/[CuBr]/[трис[(2-пиридил)метил]
амин] = (20:80)/0.1/0.4 мол%, [ПСМА-Br/толуол] = 0.1 мас%, время полимеризации 20 ч; температура синтеза 60°С.
1288
Павловская М. В. и др.
нием звеньев СМА/ГМА в сополимере 38/62 мол%.
звеньев полиглицидилметакрилата оказывает поло-
Следует отметить, что синтезированные сополимеры
жительное влияние как на температуру застывания,
не растворяются в дизельном топливе в концентрации
так и на предельную температуру фильтруемости
200-1600 ppm даже при нагревании до 50°С, что до-
дизельного топлива. Данный факт обусловлен меха-
пустимо при использовании присадок для дизельного
низмом действия и влияния депрессорной присадки
топлива в промышленных условиях [1, 13]. Поэтому
на низкотемпературные свойства дизельного топли-
данные присадки вводились в анализируемое то-
ва. В соответствии с литературными данными [14]
пливо в виде их 1%-ного раствора в толуоле. Выбор
сополимер может адсорбироваться на поверхности
растворителя обусловлен патентными данными по
парафина н-алкильными фрагментами депрессора,
депрессорно-диспергирующим присадкам [13].
а полярные эпоксидные фрагменты при этом оста-
Как известно [10], структура сополимеров оказы-
ются на поверхности и препятствуют дальнейшему
вает существенное влияние на их свойства. В связи
присоединению молекул н-алканов, тем самым сни-
с этим был проведен сравнительный анализ депрес-
жая вероятность кристаллообразования и выпадения
сорного эффекта присадок на основе статистических
парафинов в осадок.
и блок-сополимеров стеарилметакрилата с глици-
Как отмечено выше, в настоящее время в нефте-
дилметакрилатом. Установлено, что при введении в
химии особое внимание уделяется разработке так
дизельное топливо присадок на основе блок-сополи-
называемых многофункциональных или комплексных
меров наблюдается значительно меньшее понижение
присадок, которые позволяют одновременно улуч-
температуры застывания и предельной температуры
шать сразу несколько эксплуатационных показателей
фильтруемости топлива, чем в случае применения
дизельного топлива [2, 3]. В связи с этим нами было
статистических сополимеров (табл. 4). Сравнение
проведено исследование влияния статистических
действия присадок на основе сополимеров стати-
сополимеров СМА-ГМА на термоокислительную
стического строения и блок-сополимеров в пределах
стабильность топлива.
соизмеримых молекулярных масс и состава показало,
Полученные результаты (рис. 5) свидетельствуют
что наиболее эффективными являются присадки на
о том, что вовлечение в гидроочищенное дизельное
основе статистических сополимеров. При этом не-
топливо сополимеров на основе стеарилметакрилата
обходимо отметить, что по депрессорным свойствам
и глицидилметакрилата приводит к повышению тер-
статистические сополимеры не уступают широко
моокислительной стабильности топлива. При этом
используемой товарной присадке Dodiflow [3], а в
синтезированная нами присадка оказывает более эф-
ряде случаев превосходят ее (табл. 4).
фективное влияние на поглощение кислорода дизель-
В целом анализ полученных данных позволяет
ным топливом по сравнению с товарной присадкой и
сделать вывод о том, что присутствие в сополимере
обладает лучшей химической стабильностью.
Таблица 4
Низкотемпературные свойства дизельного топлива в присутствии статистических и блок-сополимеров
сополимеров стеарилметакрилат-глицидилметакрилат
Концентрация сополимеров в дизельном топливе 1600 ppm
Среднечисленная
Содержание
Низкотемпературные свойства топлива
Дизельное топливо
молекулярная масса
стеарилметакрилата
температура
предельная температура
присадки
в сополимере, мол%
застывания, °С
фильтруемости, °С
Без присадок
-18
-13
Dodiflow
-31
-23
Толуол
-22
-16
Статистический сополимер
26600
58
-30
-18
СМА-ГМА
28300
51
-33
-18
28800
38
-35
-27
25200
37
-35
-27
29700
20
-35
-27
Блок-сополимер СМА-ГМА
47700
21
-23
-16
Синтез сополимеров стеарилметакрилата с глицидилметакрилатом...
1289
ризацию стеарилметакрилата c глицидилметакри-
латом по механизму с переносом атома. Показано,
что синтезированные статистические сополимеры на
основе стеарилметакрилата и глицидилметакрилата
могут быть использованы в качестве многофункцио-
нальных присадок, улучшающих как низкотемпера-
турные, так и термоокислительные свойства экологи-
чески чистого дизельного топлива.
Финансирование работы
Работа выполнена при поддержке Российского
фонда фундаментальных исследований (проект
Рис. 5. Кинетические кривые поглощения кислорода
№ 20-03-00150).
дизельными топливами.
1 — гидроочищенное топливо, 2 — топливо с присадкой
Конфликт интересов
на основе полистеарилметакрилата, 3 — с присадкой
Dodiflow, 4 — с присадкой на основе сополимера стеа-
Авторы заявляют об отсутствии конфликта инте-
рилметакрилат-глицидилметакрилат.
ресов, требующего раскрытия в данной статье.
Сополимеры стеарилметакрилат-глицидилмета-
Информация об авторах
крилат значительно эффективнее замедляют процесс
Павловская Марина Викентьевна, к.х.н., доцент,
окисления гидроочищенного дизельного топлива по
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5784-8166
сравнению с товарной присадкой и гомополимерами
Криуличев Иван Павлович,
на основе стеарилметакрилата (рис. 5). Наблюдаемые
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8011-7916
различия в термоокислительной стабильности ди-
Гришин Дмитрий Федорович, д.х.н., член-корр.
зельного топлива в присутствии товарной присадки и
РАН, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5467-2687
синтезированных сополимеров, несомненно, связаны
с различной природой входящих в них мономеров.
Процесс окисления углеводородов, входящих в со-
Список литературы
став топлива, обусловлен образованием пероксидов
[1] Ивченко П. В., Нифантьев И. Э. Полимерные де-
в дизельном топливе и их последующим распадом
прессорные присадки: синтез, микроструктура, эф-
при контакте с металлическими деталями топливной
фективность // Высокомолекуляр. соединения. 2018.
системы [15-17]. Наличие полярных эпоксидных
Т. 60А. № 5. С. 384-401.
групп в сополимере дает им возможность оказы-
https://doi.org/10.1134/S2308112018050061
вать дезактивирующее действие на металлы, кото-
[Ivchenko P. V., Nifantev I. E. Polymer depressor
рые катализируют распад пероксидных фрагментов.
additives: Synthesis, microstructure, efficiency //
Адсорбируясь на поверхности металла благодаря
Polym. Sci. Ser. A. 2018. V. 60. N 5. P. 577-593.
наличию полярных групп, присадки затрудняют до-
https://doi.org/10.1134/S0965545X18050061].
ступ к нему гидропероксидов, тем самым препятствуя
[2] Гришин Д. Ф. Депрессорные, противоизносные и ан-
протеканию окислительных реакций, приводящих в
тиокислительные присадки к гидроочищенным ди-
итоге к нежелательному осадко- и смолообразованию
зельным топливам с низким и ультранизким содержа-
нием серы // Нефтехимия. 2017. T. 57. № 5. С.489-502.
в дизельном топливе.
https://doi.org/10.7868/S0028242117050094
[Grishin D. F. Depressant, antiwear, and antioxidant
Выводы
additives to hydrotreated diesel fuels with low and
ultralow sulfur content // Petrol. Chem. 2017. V. 57.
В результате проведенных исследований уста-
N 5. P. 813-825.
новлено, что каталитическая система на основе
https://doi.org/10.1134/S0965544117100097].
образующегося in situ комплекса бромида меди(I)
[3] Данилов А. М. Развитие исследований в области
с трис[(2-пиридил)метил]амином в присутствии
присадок к топливам // Нефтехимия. 2015. Т. 55.
этил-2-бромизобутирата способна эффективно ини-
№ 3. С. 179-189.
циировать контролируемую радикальную сополиме-
https://doi.org/10.7868/S0028242115030028
1290
Павловская М. В. и др.
[Danilov A. M. Progress in research on fuel additives //
Haddleton D. M. Cu(0)-mediated living radical
Petrol. Chem. 2015. V. 55. N 3. P. 169-179.
polymerization: A versatile tool for materials synthesis
https://doi.org/10.7868/S0028242115030028].
// Chem. Rev. 2016. V. 116. N 3. P. 835-877.
[4]
Tang W., Kwak Y., Braunecker W., Tsarevsky N. V.,
https://doi.org/10.1021/acs.chemrev.5b00191
Coote M. L., Matyjaszewski K. Understanding atom
[9]
Reversible Deactivation Radical Polymerization:
transfer radical polymerization: Effect of ligand and
Mechanisms and Synthetic Methodologies /
initiator structures on the equilibrium constants // J.
Eds K. Matyjaszewski, H. Gao, B. S. Sumerlin,
Am. Chem. Soc. 2008. V. 130. N 32. P. 10702-10713.
N. V. Tsarevsky. Washington: Am. Chem. Soc., 2018.
https://doi.org/10.1021/ja802290a
P. 4-18.
[5]
Симанская К. Ю., Гришин И. Д., Гришин Д. Ф.
[10]
Krys P., Matyjaszewski K. Kinetics of atom transfer
Синтез комплексной присадки для экологически
radical polymerization // Eur. Polym. J. 2017. V. 89.
чистого дизельного топлива на основе стеарилме-
N 4. P. 482-523.
такрилата и винилацетата // ЖПХ. 2016. Т. 89. № 7.
https://doi.org/10.1016/j.eurpolymj.2017.02.034
С. 927-934.
[11]
Ezzah M. Muzammil, Anzar Khan, Stuparu C. Post-
https://doi.org/10.1134/S1070427216070119
polymerization modification reactions of poly(glycidyl
[Simanskaya K. Yu., Grishin I. D., Grishin D. F.
methacrylate)s // RSC Advances. 2017. V. 88. N 7.
Synthesis of a complex additive based on stearyl
P. 55874-55884.
methacrylate and vinyl acetate for environmentally
https://doi.org/10.1039/C7RA11093F
clean diesel fuel // Russ. J. Appl. Chem. 2016. V. 89.
[12]
Tsarevsky N. V., Sidi A. B., Matyjaszewski K. Graft
N 7. P. 1119-1125.
copolymers by a combination of ATRP and two
https://doi.org/10.1134/S1070427216070119].
different consecutive click reactions // Macro-
[6]
Симанская К. Ю., Гришин И. Д., Павловская М. В.,
molecules. 2007. V. 40. N 13. P. 4439-4445. https://
Гришин Д. Ф. Контролируемый синтез полимеров на
doi.org/10.1021/ma070705m
основе стеарилметакрилата и их использование в ка-
[13]
Пат. РФ (опубл. 2008). Присадка к дизельному
честве депрессорных присадок // Высокомолекуляр.
топливу. Дизельное топливо.
соединения. 2019. Т. 61Б. № 2. С. 123-131.
[14]
Башкатова С. Т., Винокурова В. А., Гришина И. Н.,
https://doi.org/10.1134/S2308113919020116
Егоркина Ю. Б. Межмолекулярные взаимодей-
[Simanskaya K. Yu., Grishin I. D., Pavlovskaya M. V.,
ствия в топливной дисперсной системе и их вклад
Grishin D. F. Controlled synthesis of polymers on the
в механизм действия присадок в дизельных то-
basis of stearyl methacrylate and their use as depressor
пливах // Нефтехимия. 2011. Т.51. № 5. С. 369-
additives // Polym. Sci. Ser. B. 2019. V. 61. N 2.
375. https://doi.org/10.1134/S0965544111030030
P. 155-162.
[Bashkatova S. T., Vinokurov V. A., Grishina I. N.,
https://doi.org/10.1134/S1560090419020118].
Egorkina Yu. B. Intermolecular interactions in a
[7]
Гришин Д. Ф., Гришин И. Д. Контролируемая ради-
disperse fuel system and their contribution to the
кальная полимеризация: перспективы практического
mechanism of action of diesel fuel additives // Petrol.
применения в условиях промышленного синтеза
Chem. 2011. V. 51. N 5. P. 363-369.
полимеров // ЖПХ. 2011. Т. 84. № 12. С. 1937-1945.
https://doi.org/10.1134/S0965544111030030].
https://doi.org/10.1134/S1070427211120019
[15]
Гайдар С. М. Этаноламиды карбоновых кислот как
[Grishin D. F., Grishin I. D. Controlled radical
полифункциональные ингибиторы окисления //
polymerization: Prospects for application for industrial
Химия и технология топлив и масел. 2010. № 6.
synthesis of polymers // Russ. J. Appl. Chem.
С. 16-20.
2011. V. 84. N 12. P. 2021-2028.
[16]
Курамшин Э. М., Имашев У. Б. Каталитическое
https://doi.org/10.1134/S1070427211120019].
воздействие переходных металлов на окисление
[8]
Anastasaki A., Nikolaou V., Nurumbetov G., Wilson P.,
дизельного топлива // Башкир. хим. журн. 2011.
Kempe K., Quinn J. F., Davis T. P., Whittaker M. R.,
Т. 18. № 2. С.15-20.