Журнал прикладной химии. 2021. Т. 94. Вып. 2
ВЫСОКОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
УДК 547.513:629.7.036.22.001
НЕКОТОРЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ КУБАНА
КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ТВЕРДЫХ ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫХ ТОПЛИВ
© Д. Б. Лемперт1, И. Н. Зюзин1, И. С. Аверьков1, В. В. Разносчиков1,
Л. С. Яновский1,2
1 Институт проблем химической физики РАН,
142432, Московская обл., г. Черноголовка, пр. Академика Семенова, д. 1
2 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет),
125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4
E-mail: lempertdavid@yandex.ru
Поступила в Редакцию 29 мая 2020 г.
После доработки 14 июля 2020 г.
Принята к публикации 28 августа 2020 г.
Изучена эффективность применения семи производных кубана в качестве компонентов-диспергаторов
твердых газогенераторных топлив. Показано, что при использовании кубана, бикубила или 1,4-ди-
кубилбензола в качестве диспергатора топлив удается повысить дальность полета летательного
аппарата до величин, существенно превышающих дальности полета при использовании других, ранее
рассмотренных в этом качестве соединений. Использование нитропроизводных кубанов, таких как
1,4-динитрокубан, 1,3,5,7-тетранитрокубан, 1,2,3,5,7-пентанитрокубан и 4-бис(нитроксиметил)ку-
бан, приводит к достижению несколько меньших величин дальности полета, чем это обеспечивается
при использовании кубана, бикубила или 1,4-дикубилбензола, но достигаемые величины дальности по-
лета при использовании нитропроизводных кубанов несколько выше, чем при использовании в качестве
диспергаторов соединений класса фуразанов.
Ключевые слова: твердое топливо; горение; диспергатор; кубаны; бикубил; нитрокубаны
DOI: 10.31857/S0044461821020067
Задача повышения дальности полета является
стадии [1]. На первой стадии в топливе, размещенном
одной из главных при разработке новых летатель-
в газогенераторе, протекают экзотермические хими-
ных аппаратов. Воздушно-реактивные двигатели
ческие процессы: топливо газифицируется с образо-
на твердых топливах позволяют успешно решить
ванием как газообразных, так и диспергированных
эту задачу. Дальность полета летательного аппарата
продуктов, преимущественно горючих. На второй
определяется в значительной мере характеристиками
стадии эти продукты выносятся в камеру сгорания,
топлива, используемого на маршевом режиме рабо-
где сгорают в потоке горячего воздуха (500-600 K) до
ты воздушно-реактивного двигателя. В двигателе
воды и углекислого газа (для топлив, не содержащих
процесс преобразования топлива протекает в две
металлическое горючее). Теплота сгорания топлива
184
Некоторые производные кубана как потенциальные компоненты твердых газогенераторных топлив
185
является основным, но не единственным параметром,
диспергаторов, описанных в [2], и даже больше, чем
влияющим на дальность полета летательного аппа-
у каучука (38 МДж·л-1). Расчеты [3] показали, что
рата: существенный вклад вносит также плотность
летательные аппараты, оснащенные воздушно-ре-
топлива. Основным параметром, влияющим на даль-
активными двигателями с топливом каучук + дис-
ность полета летательного аппарата, является объем-
пергатор, в случае диспергатора диэтинилбензола
ная низшая теплота сгорания QV маршевого топлива
достигают дальности полета на 80% больше, чем
(в расчетах принимается, что вода в продуктах сгора-
с перхлоратом аммония (ПХА), и на 22% больше,
ния находится в газообразном состоянии). Величина
чем с диспергатором Lp-43 — наилучшим из всех
QV является аддитивной суммой парциальных объ-
описанных в работе [2] высокоэнтальпийных поли-
емных низших теплот сгорания всех компонентов,
азотистых диспергаторов. Однако диэтинилбензол
входящих в состав топлива.
начинает заметно разлагаться и полимеризоваться
Для того чтобы заряд топлива в газогенераторе
еще до начала плавления [6] (Tпл = 95-98°C [3]). Это
прогреть в адиабатических условиях до 1500-2500 K,
может стать препятствием для его использования в
диспергировать и подать в камеру сгорания, в топ-
качестве компонента топлива.
ливную массу помимо горючих компонентов вво-
Цель работы — оценка эффективности примене-
дят дополнительные компоненты-диспергаторы, как
ния кубана и его производных в качестве потенци-
правило, окислители, например, перхлорат аммония.
альных диспергаторов в составе твердого газогене-
У перхлората аммония величина QV очень низкая
раторного топлива.
(3.12 МДж·л-1), тогда как у каучуков QV достигает
значения 38 МДж·л-1. Поэтому введение перхлората
аммония в состав топлива хотя и позволяет проводить
Экспериментальная часть
рабочий процесс в нужном режиме, но существенно
снижает величину QV, что не позволяет достичь боль-
Величина стандартной энтальпии образова-
шой дальности полета.
ния ΔHf° является одной из основных характери-
В работе [2] было показано, что для увеличе-
стик вещества, определяющих его энергетические
ния дальности полета целесообразно использовать
свойства. Из всех соединений (I)-(VII) экспери-
в качестве диспергатора не перхлорат аммония, а
ментальная ΔHf° известна только для кубана (I)
высокоэнтальпийные полиазотистые гетероциклы,
(129.5 ± 0.8 ккал·моль-1 [9]). Существуют несколь-
например, октоген, 7H-трис([1,2,5]оксадиазоло)-
ко производных кубана, для которых определены
[3,4-b:3ʹ,4ʹ-d:3ʺ,4ʺ-f]азепин-7-амин-1-оксид (Lp-43),
экспериментальные ΔHf° [15, 16], а величины ΔHf°
7H-трис([1,2,5]оксадиазоло)[3,4-b:3ʹ,4ʹ-d:3ʺ,4ʺ-f]-
соединений (II)-(VI) вычислили аддитивными мето-
азепин (Lp-41). Величины QV таких диспергаторов
дами (табл. 1). Такие методы довольно надежны для
превышают 26 МДж·л-1, а большие величины эн-
расчета энтальпий образования в конденсированной
тальпий образования обеспечивают высокие вели-
фазе как для жидких [17], так и для твердых неполяр-
чины адиабатических температур превращения, что
ных соединений.
позволяет организовать эффективное горение и при
Например, экспериментальная ΔHf° 1,4-диэти-
этом увеличить дальность полета на 10-15% по срав-
нилбензола (500.6 ± 6.7 кДж·моль-1 [5]) оказалась
нению с топливом на основе перхлората аммония.
довольно близкой к ΔHf° = 490.8 кДж·моль-1, рас-
Но и у предложенных в работе [2] полиазотистых
считанной методом аддитивных вкладов [17], и в
гетероциклов, несмотря на очень большие величины
пределах ошибки совпала с ΔHf° = 498.3 кДж·моль-1,
энтальпии образования (до 4000-4500 кДж·кг-1) за
рассчитанной по методу изодесмических реакций.
счет большого содержания азота, величины QV су-
Для расчета ΔHf° соединений (II) и (III) выбран ме-
щественно ниже, чем у каучука.
тод изодесмических реакций (1), (2) с привлечением
В работах [3-5] в качестве диспергатора было
метода аддитивных вкладов [17]. Использовались
предложено использовать 1,4-диэтинилбензол, ДЭБ
аддитивные вклады и поправки (ккал·моль-1):
(C10H6). Этот углеводород за счет большой энталь-
ΔΔHf°C(C)4 = 2.06,
ΔΔHf°CH(C)3 = 1.31,
пии образования (∆Hf° = 500.6 ± 6.7 кДж·моль-1 =
ΔΔHf°C(Cb)(C)3 = 4.11,
Δ1,1(t-Bu—t-Bu) = 6.87,
= 3971 кДж·кг-1 [5]) при термохимическом превра-
Δ1,2(NO2—NO2) = 4.57,
Δ1,3(NO2—NO2) = 0.83
щении может обеспечить высокую адиабатическую
[17], а также известные термодинамические пара-
температуру (Tad = 1950 K). В то же время диэтинил-
метры кубана (I) и бензола: ΔHf° = 541.8 кДж·моль-1
бензол имеет величину QV, равную 47.1 МДж·л-1,
[10], ΔHf°(C6H6)(l) = 49.04 кДж·моль-1, ΔHm(C6H6) =
что существенно больше, чем у всех потенциальных
= 9.843 кДж·моль-1Hm — энтальпия плавления).
186
Лемперт Д. Б. и др.
Некоторые производные кубана как потенциальные компоненты твердых газогенераторных топлив
187
(1)
ΔHf°(II) = 2ΔHf°(I) - ΔHr(II→I) = 1118.6 кДж·моль-1,
где ΔHr(II→I) - энтальпия реакции (1),
ΔHr(II→I) = 2ΔΔHf°CH(C)3 - 2ΔΔHf°C(C)4 - Δ1,1(t-Bu—t-Bu) = -8.37 ккал·моль-1 = -35.0 кДж·моль-1;
(2)
ΔHf°(III) = 2ΔHf°(I) + ΔHf°(C6H6)(l) - ΔHm(C6H6) - ΔHr(III→I) = 1146.2 кДж·моль-1,
где ΔHr(III→I) - энтальпия реакции (2);
ΔHr(III→I) = 2ΔΔHf°CH(C)3 - 2ΔΔHf°C(Cb)(C)3 = -5.6 ккал·моль-1 = -23.4 кДж·моль-1.
Для расчета ΔHf° нитрокубанов (IV)-(VI) необ-
му ΔΔHf°(C3C)—NO2 вычислили с использованием
ходим аддитивный вклад при замене атома водорода
экспериментальных величин ΔHf° адамантана (VIII),
у третичного атома углерода в каркасных углеводо-
1-нитроадамантана (IX) и 1,3-динитроадамантана
родах на группу ΔΔHf°(C3C)—NO2. В литературе
(X): -193.3, -256.9 и -313.4 кДж·моль-1 соответствен-
этот узко специальный аддитивный вклад для твер-
но [18].
дого состояния вещества найти не удалось, поэто-
(VIII)
(IX)
(X)
ΔΔHf°(C3C)—NO2 = {[ΔHf°(IX) - ΔHf°(VIII)] + [ΔHf°(X) - ΔHf°(IX)]}/2 = -60.05 кДж·моль-1,
ΔHf°(IV) = ΔHf°(I) + 2ΔΔHf°(C3C)—NO2 = 421.7 кДж·моль-1,
ΔHf°(V) = ΔHf°(I) + 4ΔΔHf°(C3C)—NO2 + 6Δ1,3(NO2—NO2) = 322.42 кДж·моль-1,
ΔHf°(VI) = ΔHf°(I) + 5ΔΔHf°(C3C)—NO2 + 3Δ1,2(NO2—NO2) + 6Δ1,3(NO2—NO2) = 319.73 кДж·моль-1.
Использование ΔHf° кубана (I) в качестве еди-
сложной технической системы летательный аппарат-
ной основы для расчета ΔHf соединений (II)-(VI)
силовая установка-топливо [1-3, 19-23].
позволяет более корректно сравнивать между собой
Оценка эффективности маршевых топлив с но-
соединения (I)-(VI) в качестве компонентов-диспер-
выми компонентами-диспергаторами выполнена по
гаторов топлив для воздушно-реактивных двигателей,
критерию дальности полета зарубежного летатель-
поскольку возможны систематические ошибки при
ного аппарата типа Метеор. Основными элементами
расчете ΔHf, если в качестве основы брать ΔHf° раз-
летательного аппарата являются: планер, воздухоза-
ных производных кубана [7, 15, 16] из-за неточностей
борное устройство, газогенератор маршевого топли-
измерения их ΔHf°.
ва, регулятор расхода топлива, камера сгорания, в
Для оценки эффективности новых топлив и фор-
которой размещается стартовое топливо.
мирования их оптимальных композиций была ис-
Рассматривался горизонтальный полет летатель-
пользована имитационная математическая модель ного аппарата, оснащенного воздушно-реактивным
188
Лемперт Д. Б. и др.
двигателем газогенераторной схемы, на высоте
(1.15 г·см-3 [3]) при заметно более высоком содер-
8 км с числами Маха 0.8 и 2.5 в момент запуска и
жании водорода (7.74% против 4.79%). Кубан устой-
на маршевом режиме соответственно. Маршевым
чив к свету, воздуху, воде и большинству обычных
топливом является двухкомпонентная модельная
реагентов [8], довольно хорошо растворим в гексане
композиция связка + диспергатор, где связкой слу-
(~18 мас% [8]). Последнее свойство может создать
жит изопреновый каучук (брутто-формула C5H8,
некоторые сложности из-за растворимости кубана
QV = 38.79 МДж·л-1, плотность 920 кг·м-3).
в углеводородном связующем (длительные процес-
В расчете использованы аэродинамические харак-
сы растворения и кристаллизации при изменении
теристики летательного аппарата, дроссельные харак-
температуры окружающей среды могут привести
теристики воздухозаборного устройства, полученные
к изменению внутренней структуры композита и,
в результате численных расчетов для летательного
следовательно, к произвольному изменению скоро-
аппарата типа Метеор.
сти горения), но в то же время высокую раствори-
Для каждой топливной композиции выполнялись
мость кубана в углеводородах можно использовать
расчеты с целью формирования оптимального соста-
для создания новых гелеобразных или пастообразных
ва топлива и оптимальной проточной части двигателя
топливных композиций для воздушно-реактивных
с учетом характеристик летательного аппарата и тра-
двигателей.
ектории полета. Критерием оптимизации является до-
При использовании кубана в качестве компонен-
стижение максимально возможной дальности полета.
та-диспергатора топлив для воздушно-реактивных
В качестве варьируемых переменных выбраны: пло-
двигателей могут возникнуть существенные пре-
щадь входа воздухозаборного устройства; площадь
пятствия из-за его высокой летучести (давление на-
критического сечения сопла; массовые доли компо-
сыщенного пара кубана 1.1 мм рт. ст. при 25°C [8]).
нентов твердого топлива, масса топлива в газогене-
Температура кипения кубана (≈133°C [8]) выше тем-
раторе и масса топлива в ускорителе.
пературы его плавления (130-131°C [8]) всего на
В качестве ограничивающих параметров рас-
2-3°C. Высокую летучесть кубана можно преодолеть,
сматриваются массовая доля связки и равновесная
объединив в одной молекуле два и более кубильных
адиабатическая температура в газогенераторе (Tad).
радикала. Особенно привлекательным в этом плане
Массовая доля связки, необходимая для обеспечения
представляется бикубил (II) [9]. Бикубил (II) усту-
удовлетворительных физико-механических характе-
пает кубану по содержанию водорода (6.84% против
ристик топлива, должна быть не менее 15% и в то же
7.74%), но превосходит его по энтальпии образова-
время адиабатическая температура Tad — не менее
ния, плотности и температуре плавления (табл. 1).
1500 K. В качестве дополнительного ограничения
В работе [9] описан синтез и определена структура
выбрана длина двигателя не более 2.2 м.
1,4-дикубилбензола (III). По строению соединение
Величины температур (Tad, K), достигаемых в
(III) напоминает диэтинилбензол (ацетиленовые
результате адиабатического превращении топлив-
фрагменты заменены кубилами). Поэтому сравнение
ных систем при давлении 5 МПа, и количества газо-
эффективности соединения (III) и диэтинилбензола
образных продуктов (Ψ, моль·кг-1), выделившихся
как диспергаторов топлив позволит оценить сравни-
в результате этого превращения, рассчитывали с по-
тельную полезность введения кубила и этинила при
мощью стандартной программы расчета термохими-
конструировании молекул новых диспергаторов.
ческих равновесий ТЕРРА [24].
Кроме углеводородов (I)-(III) в качестве потен-
циальных диспергаторов рассмотрены три нитро-
производных кубана (IV)-(VI) и 1,4-бис(нитрокси-
Обсуждение результатов
метил)кубан (VII) (табл. 1). Соединения (IV)-(VII)
Ф. Итон синтезировал кубан (I) в 1964 г. мно-
могут послужить альтернативой перхлорату аммония
гостадийным способом [25]. Кубан — уникальное
в качестве дополнительного окислителя. Ф. Итон с
соединение: при колоссальной энтальпии образо-
сотр. [8, 10-12, 26] синтезировали кубаны с числом
вания (5202 кДж·кг-1 [7]) он обладает весьма высо-
нитрогрупп от 1 до 8. Соединения (IV) и (V) имеют
кой термической стабильностью (энергия активации
наиболее симметричные молекулы, но на графике
разложения в газовой фазе 43.1 ± 1.0 ккал·моль-1 в
зависимости плотности нитрокубанов от числа ни-
интервале температур 230-260°C [8]). Плотность
трогрупп [26] точка, соответствующая соединению
кубана исключительно высока для углеводорода
(IV), лежит выше усредненной плавной кривой, а
(1.29 г·см-3 [8]). Так, кубан по плотности суще-
соединению (V) — ниже. Пентанитрокубан (VI) об-
ственно превосходит диспергатор диэтинилбензол
ладает очень высокой плотностью (1.959 г·см-3 [12]),
Некоторые производные кубана как потенциальные компоненты твердых газогенераторных топлив
189
с чем и связан больший интерес к нему по сравнению
Соединения (I) и (II) по величине ΔHf превосходят
с соединением (V) (1.814 г·см-3 [11]).
диэтинилбензол на 1231 и 1551 кДж·кг-1 соответ-
Полинитрокубаны оправданно считаются потен-
ственно, что приводит к повышению Tad соединений
циально опасными взрывчатыми веществами. Однако
(I) и (II) на 200-320 K относительно Tad, которую
поскольку соединение (IV) менее чувствительно к
может обеспечить диэтинилбензол. Поскольку по
удару, чем тринитротолуол [8], это позволяет наде-
причине высокой энтальпии образования диэтинил-
яться, что по крайней мере с соединением (IV) в ка-
бензол горит и в отсутствие внешних окислителей
честве диспергатора топливные композиции будут
[3], вполне естественно ожидать, что и соединения
характеризоваться удовлетворительным уровнем чув-
(I) и (II) будут способны гореть в отсутствие воздуха.
ствительности.
У соединения (III) величина QV близка к QV соедине-
Анализ характеристик QV (рис. 1, а) и Tad
ний (I) и (II), но из-за заниженной ΔHf° относительно
(рис. 1, б) соединений (I)-(VII) показывает, что ком-
соединений (I) и (II) величина Tad у соединения (III)
поненты, не содержащие нитрогрупп (I)-(III), ха-
равна примерно 1900 K, т. е. даже немного ниже, чем
рактеризуются значениями QV существенно более
у диэтинилбензола. Несмотря на то что ΔHf соедине-
высокими, чем у диэтинилбензола, а величины Tad не
ния (III) выше, чем у диэтинилбензола, величина Tad
ниже, чем у диэтинилбензола (табл. 2), из чего сле-
у (III) ниже. Это кажущееся противоречие объясня-
дует, что при замене диспергатора диэтинилбензола
ется большим содержанием водорода в соединении
на соединения (I)-(III) дальность полета возрастет.
(III) по сравнению с диэтинилбензолом (7.5% против
Наличие нитрогрупп [соединения (IV)-(VI)] и
4.8%), а это при равных или близких значениях ΔHf°
нитратных групп (VII) снижает QV, при этом чем
всегда снижает температуру адиабатического пре-
выше суммарная массовая доля азота и кислорода
вращения.
в молекуле диспергатора, тем снижение QV более
При переходе от соединений (I)-(III) к соедине-
ощутимо.
ниям (IV)-(VII) помимо уже упомянутого снижения
Для успешного функционирования диспергатора
QV (рис. 1, а) примерно в той же последовательности
необходимо, чтобы это вещество было способно к
повышается Tad (рис. 1, б), что должно улучшить
быстрому экзотермическому превращению в адиа-
функционирование (IV)-(VII) в качестве дисперга-
батических условиях с достаточно высоким тепло-
торов топлива. Следует отметить, что с ростом доли
выделением, чтобы позволить прогреть топливную
азота и кислорода в молекулах диспергаторов (I)-
смесь до заданной температуры, которую для разных
(VII) существенно снижается мольное количество
газогенераторов принимают от 1500 до 2100 K.
газов Ψ, образующихся в газогенераторе (рис. 2). В то
Таблица 2
Величины объемной низшей теплоты сгорания QV, плотности, адиабатической температуры Tad и количество
молей газа Ψ при адиабатическом превращении диспергаторов при 5 МПа
Объемная низшая
Адиабатическая
Количество молей газа Ψ
Плотность ρ,
Диспергатор
теплота сгорания
температура
при адиабатическом превращении
г·см-3
QV, МДж·л-1
Tad, K
при 5 МПа, моль·кг-1
Кубан
57.68
1.290
2144
113.9
Бикубил
57.70
1.307
2276
110.4
1,4-Дикубилбензол
56.34
1.328
1893
108.0
1,4-Динитрокубан
36.72
1.660
2508
57.3
1,3,5,7-Тетранитрокубан
25.24
1.814
3133
42.4
1,2,3,5,7-Пентанитрокубан
22.79
1.959
3662
37.6
Бис(нитроксиметил)кубан
32.55
1.512
2272
62.0
Диэтинилбензол
47.10
1.150
1980
102.0
7H-Трис([1,2,5]оксадиазоло)-
26.02
1.970
3003
36.1
[3,4-b:3ʹ,4ʹ-d:3ʺ,4ʺ-f]азепин
Октоген
17.04
1.920
3265
41.3
Перхлорат аммония
3.12
1.950
1410
35.9
190
Лемперт Д. Б. и др.
Рис. 1. Зависимости объемных низших теплот сгорания QV (a) и адиабатических температур Tad (б) изученных
диспергаторов от суммарного массового содержания азота и кислорода.
(I) — кубан, (II) — бикубил, (III) —1,4-дикубилбензол, (IV) — 1,4-динитрокубан, (V) — 1,3,5,7-тетранитрокубан, (VI) —
1,2,3,5,7-пентанитрокубан, (VII) — бис(нитроксиметил)кубан, ДЭБ — диэтинилбензол, Lp-43 — 7H-трис([1,2,5]окса-
диазоло)[3,4-b:3ʹ,4ʹ-d:3ʺ,4ʺ-f]азепин.
же время рабочий процесс в воздушно-реактивном
личина Ψ для диспергаторов (I)-(III) лежит в интер-
двигателе включает вынос диспергированных кон-
вале 108-114 моль·кг-1, для диэтинилбензола этот
денсированных продуктов адиабатического превра-
показатель несколько ниже (102 моль·кг-1), но кубан
щения топлива из газогенератора в камеру сгорания
с двумя нитрогруппами (IV) показывает величину Ψ
газообразными продуктами превращения. Отсюда
почти в 2 раза ниже, а продукт более глубокого нитро-
следует, что чем выше мольное количество газообраз-
вания пентанитрокубан (VI) — почти в 3 раза ниже.
ных продуктов адиабатического превращения Ψ (т. е.
Зависимость величины Ψ от суммарного массо-
чем больше объем образующихся газов), тем легче
вого содержания азота и кислорода в диспергаторе
будет осуществляться процесс истечения продуктов
близка к линейной (рис. 2), и эту зависимость можно
из газогенератора в камеру сгорания. Видно, что ве-
представить эмпирической формулой
Ψ = 110 - s(N + O),
где N + O — суммарное массовое содержания азота
и кислорода в диспергаторе (%), s ≈ 1 моль·кг-1
эмпирический коэффициент.
Величины QV, Tad и Ψ в разной степени влияют
на дальность полета и только качественно могут ха-
рактеризовать способность диспергаторов повысить
дальность полета. Поэтому окончательный ответ о
количественной зависимости дальности полета лета-
тельного аппарата с воздушно-реактивным двигате-
лем на оптимизированном модельном топливе каучук
СКИ-3 + диспергатор от природы последнего получен
расчетом, описанным выше. В процессе выполнения
Рис. 2. Зависимость количества газообразных продуктов
исследования были получены результаты по влия-
Ψ адиабатического превращения изученных диспер-
нию множества параметров аэродинамики, динамики
гаторов от суммарного массового содержания азота
полета, теории воздушно-реактивных двигателей и
и кислорода.
многих других факторов, но в настоящей статье пред-
(I) — кубан, (II) — бикубил, (III) — 1,4-дикубилбензол,
ставлены только композиции топлив, использование
(IV) — 1,4-динитрокубан, (V) — 1,3,5,7-тетранитроку-
которых обеспечивает максимальную дальность по-
бан, (VI) — 1,2,3,5,7-пентанитрокубан, (VII) — бис(ни-
лета, так как на данном этапе исследования именно
троксиметил)кубан, ДЭБ — диэтинилбензол, Lp-43 —
это наиболее важно.
7H-трис([1,2,5]оксадиазоло)[3,4-b:3ʹ,4ʹ-d:3ʺ,4ʺ-f]азепин.
Некоторые производные кубана как потенциальные компоненты твердых газогенераторных топлив
191
Рис. 3. Относительные величины дальности полета Lrel летательных аппаратов с воздушно-реактивным двигате-
лем с оптимизированными модельными композициями связующее (каучук) + диспергатор в зависимости от вида
диспергатора.
(I) — кубан, (II) — бикубил, (III) — 1,4-дикубилбензол, (IV) — 1,4-динитрокубан, (V) — 1,3,5,7-тетранитрокубан,
(VI) — 1,2,3,5,7-пентанитрокубан, (VII) — бис(нитроксиметил)кубан, ДЭБ — диэтинилбензол, Lp-43 — 7H-трис([1,2,5]-
оксадиазоло)[3,4-b:3ʹ,4ʹ-d:3ʺ,4ʺ-f]азепин, ПХА — перхлорат аммония.
Топлива с диспергаторами (I)-(III) (рис. 3) по даль-
водорода в кубане нитрогруппами приводит к полу-
ности полета заметно опережают топлива как с ди-
чению соединений (V) и (VI) с содержанием N + O
этинилбензолом, так и с Lp-43 (один из лучших ранее
выше 64%. Топлива на базе (V) и (VI) по дальности
предложенных диспергаторов [2]). Топливо на базе
полета несколько уступают Lp-43 (Lrel 1.45 против
нитрозамещенного соединения (IV) (с содержанием
1.46). Соединение (VII), содержащее практически
N + O, равным 47.5%) по относительной дальности
ту же массовую долю N + O, что и (IV), существен-
полета Lrel (дальность, отнесенная к дальности полета
но проигрывает последнему по величине Lrel (1.573
на топливе с перхлоратом аммония) заметно уступает
против 1.683) из-за существенно более низкой вели-
топливу на базе диэтинилбензола (Lrel = 1.683 против
чины ΔHf° (1170 кДж·кг-1 против 2172 кДж·кг-1).
1.916), но все же существенно превосходит топлива
Такая разница в величинах ΔHf° — следствие того,
с Lp-43 (Lrel = 1.516). Дальнейшее замещение атомов
что в (VII) азот и кислород в молекуле находятся в
Таблица 3
Состав оптимизированных композиций связка + диспергатор, объемные низшие теплоты сгорания QV,
плотности ρ, адиабатические температуры Tad и относительная дальность полета Lrel летательного аппарата
Состав, % (по массе)
Диспергатор
QV, МДж·л-1
ρ, кг·м-3
Tad, K
Lrel
связка
диспергатор
Бикубил
53.53
1222
15.03
84.97
1943
2.41
Кубан
53.94
1217
15.02
84.98
1846
2.40
1,4-Дикубилбензол
52.55
1240
15.03
84.97
1634
2.30
Диэтинилбензол
45.02
1093
21.04
78.96
1580
1.92
1,4-Динитрокубан
37.46
1398
17.12
82.88
1596
1.68
Бис(нитроксиметил)кубан
34.95
1289
27.50
72.50
1549
1.57
7H-Трис([1,2,5]оксадиазоло)-
33.71
1338
41.36
58.64
1501
1.52
[3,4-b:3ʹ,4ʹ-d:3ʺ,4ʺ-f]азепин
1,3,5,7-Тетранитрокубан
32.50
1335
43.19
56.81
1574
1.46
1,2,3,5,7-Пентанитрокубан
32.30
1341
39.20
60.80
1535
1.45
Октоген
26.86
1469
28.28
71.72
1500
1.21
Перхлорат аммония
22.19
1399
35.15
64.86
1300
1.00
192
Лемперт Д. Б. и др.
нитроэфирных (O—NO2) группах, а в (IV) — в ни-
Оценка эффективности новых компонентов то-
трогруппах, а аддитивный вклад ΔΔHf°(C)—ONO2
плива, выполненная на примере зарубежного лета-
существенно ниже, чем ΔΔHf°(C)—NO2.
тельного аппарата Метеор для типовой конкретной
Результаты расчетов относительной дальности по-
траектории полета, позволит в дальнейшем перейти
лета Lrel летательных аппаратов типа Метеор, снаря-
к таковой для летательных аппаратов с различными
женных оптимальными бинарными композициями ка-
массогабаритными характеристиками и для разных
учук + диспергатор (табл. 3), относятся, как отмечено
типов траекторий атмосферного полета.
выше, только к топливам с массовым содержанием ка-
учука не менее 15% и температурой Tad не ниже 1500 K.
Финансирование работы
Минимум по достигаемой величине Tad =1500 K
установлен потому, что при меньшей Tad адиабатиче-
Работа выполнена на средства Института проблем
ская газификация и диспергирование топлива затруд-
химической физики РАН по темам 0089-2019-0005
нены из-за низких скоростей превращения. Минимум
(№ госрегистрации АААА-А19-119101690058-9)
по содержанию связующего (каучук) установлен в
«Фундаментальные и проблемно-ориентирован-
15%, поскольку топливо в процессе его производства
ные исследования в области создания энергети-
должно характеризоваться определенным уровнем
ческих конденсированных систем различного на-
текучести до отверждения и определенной прочно-
значения» и 0089-2019-0017 (№ госрегистрации
стью и эластичностью после отверждения. Если бы
АААА-А19-119100800130-0).
этого ограничения не было, то в случае диспергато-
ров (I)-(III) оптимальными оказались бы составы с
Конфликт интересов
нулевым содержанием каучука, так как соединения
(I)-(III) имеют QV выше, чем каучук, а температура
Авторы заявляют об отсутствии конфликта инте-
Tad у индивидуальных диспергаторов (I)-(III) выше
ресов, требующего раскрытия в данной статье.
1500 K. Например, для системы диспергатор (II) (би-
кубил) + каучук оптимальным при имеющихся огра-
Информация о вкладе авторов
ничениях оказался состав с минимально допустимым
(15%) содержанием каучука в составе (Lrel = 2.4).
Д. Б. Лемперт предложил использовать кубановые
Если же содержание каучука не ограничивать снизу,
производные в качестве диспергаторов, проводил
то оптимум имеет место вообще без каучука, т. е. при
анализ зависимости адиабатической температуры и
100% диспергатора (II) (Lrel = 2.6).
объема выделяющихся газов при термопревращении
диспергаторов от содержания в них азота и кислорода;
И. Н. Зюзин выполнил большую часть литератур-
Выводы
ного поиска, предложил в качестве потенциальных
Кубан и некоторые его производные могут слу-
диспергаторов для маршевого топлива воздушно-ре-
жить эффективными диспергаторами для маршевого
активных двигателей производные кубана (II)-(VI),
твердого газогенераторного топлива. Использование
рассчитал их энтальпии образования; И. С. Аверьков
этих соединений в качестве диспергаторов в топли-
разрабатывал имитационную модель летательного
вах, не содержащих металла, позволит существенно
аппарата с воздушно-реактивным двигателем, тести-
повысить дальность полета летательного аппарата:
ровал и отлаживал программный комплекс, выпол-
при замене диспергатора перхлората аммония — бо-
нял расчеты по оценке эффективности применения
лее чем в 2 раза, при замене лучших диспергаторов
предлагаемых компонентов топлива в системе лета-
на базе высокоэнтальпийных полиазотистых соедине-
тельного аппарата по критерию дальности полета;
ний — на 50% и при замене 1,4-диэтинилбензола —
В. В. Разносчиков разработал методику формирова-
примерно на 20%.
ния составов топлив для авиационных и ракетных
Последовательное замещение атомов водорода в
двигателей по критериям эффективности сложной
молекуле кубана нитрогруппами приводит к сниже-
технической системы летательный аппарат-силовая
нию дальности полета, но при этом пентанитрокубан,
установка-топливо, сформулировал постановку зада-
использование которого в качестве диспергатора при-
чи оптимизационного исследования; Л. С. Яновский
водит к наименьшей дальности полета по сравнению
участвовал в постановке задач исследования. Все со-
с другими производными кубана, обеспечивает прак-
авторы принимали активное участие в обсуждении по-
тически такую же дальность полета, как высокоэн-
лученных результатов, формулировке выводов по
тальпийные полиазотистые соединения.
работе и написании и редактировании текста статьи.
Некоторые производные кубана как потенциальные компоненты твердых газогенераторных топлив
193
Информация об авторах
[4]
Лемперт Д. Б., Казаков А. И., Дорофеенко Е. М.,
Смирнов А. С., Разносчиков В. В., Аверьков И. С.,
Лемперт Давид Борисович, к.х.н., г.н.с. ИПХФ
Яновский Л. С. Этинильные производные арома-
РАН, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0219-1571
тических углеводородов как возможные дисперга-
Зюзин Игорь Николаевич, к.х.н., в.н.с. ИПХФ РАН,
торы твердых топлив // Хим. физика. 2020. Т. 39.
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2078-890X
№ 7. С. 17-25.
Аверьков Игорь Сергеевич, инженер ИПХФ РАН,
https://doi.org/10.31857/S0207401X20070092
н.с. ЦИАМ,
[Lempert D. B., Kazakov A. I., Dorofeenko E. M.,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2739-812X,
Smirnov A. S., Raznoschikov V. V., Averkov I. S.,
SPIN-код: 4465-3698, Scopus Author ID: 56296940500,
Yanovsky L. S. Ethinyl aromatic hydrocarbon
derivatives as possible solid fuel dispersants // Rus. J.
Web of Science ResearcherID: AAO-4764-2020
Phys. Chem. B. 2020. V. 14. N 4. P. 579-586.
Разносчиков Владимир Валентинович, к.т.н., до-
https://doi.org/10.1134/S1990793120040090 ].
цент, с.н.с. ИПХФ РАН, в.н.с. ЦИАМ,
[5]
Лемперт Д. Б., Зюзин И. Н., Набатова А. В., Каза-
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3091-7595,
ков А. И., Яновский Л. С. Термохимические и энер-
SPIN-код: 5456-5369, Scopus Author ID: 6504689143,
гетические характеристики 1,4-диэтинилбензо-
Web of Science ResearcherID: AAO-6534-2020
ла // Физика горения и взрыва. 2019. Т. 55. № 6.
Яновский Леонид Самойлович, д.т.н., проф., зав.
С.14-18. https://doi.org/10.15372/FGV20190602
отделом ИПХФ РАН , начальник отдела ЦИАМ, про-
[Lempert D. B., Zyuzin I. N., Nabatova A. V.,
фессор МАИ,
Kazakov A. I., Yanovskii L. S. Prospects for the use
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5846-062X,
of diethynylbenzene as a fuel dispersant for rocket
SPIN-код: 4846-4840, Scopus Author ID: 6602482280,
ramjet // Combust., Explos., Shock Waves. 2019. V. 55.
Web of Science ResearcherID: AAO-5572-2020
N 6. P. 644-647.
https://doi.org/10.1134/S0010508219060029 ].
[6]
Oishi S. S., Botelho E., Luscombe C. K., Rezende M. C.
Synthesis and characterization of polyarylacetylene
Список литературы
for use in the monolithic vitreous carbon processing //
[1] Александров В. Н., Быцкевич В. М., Верхоломов В. К.,
Polímeros. 2014. V. 24. N 5. P. 541-546.
Граменицкий М. Д., Дулепов Н. П., Скибин В. А.,
http://dx.doi.org/10.1590/0104-1428.1623
Суриков Е. В., Хилькевич В. Я., Яновский Л. С.
[7]
Kybett B. D., Carroll S., Natalis P., Bonnell D. W.,
Интегральные прямоточные воздушно-реактивные
Margrave J. L., Franklin J. L. Thermodynamic
двигатели на твердых топливах (Основы теории
properties of cubane // J. Am. Chem. Soc. 1966. V. 88.
расчета). М.: ИКЦ Академкнига, 2006. С. 240-343.
N 3. P. 626-626. https://doi.org/10.1021/ja00955a056
[2] Яновский Л. С., Лемперт Д. Б., Разносчиков В. В.,
[8]
Eaton P. E. Cubanes: Starting materials for the
Аверьков И. С. Оценка эффективности твердых топ-
chemistry of the 1990s and the new century // Angew.
лив на основе высокоэнтальпийных диспергаторов
Chem. Int. Ed. 1992. V. 31. N 11. P. 1421-1436.
для ракетно-прямоточных двигателей // ЖПХ. 2019.
https://doi.org/10.1002/anie.199214211
Т. 92. № 3. С. 71-91.
[9]
Eaton P. E., Pramod K., Emrick T., Gilardi R. Building
https://doi.org/10.1134/S0044461819030071
with cubane-1,4-diyl. Synthesis of aryl-substituted
[Yanovskii L. S., Lempert D. B., Raznoschikov V. V.,
cubanes, p-[n]cubyls, and cubane-separated
Averʹkov I. S. Evaluation of effectiveness of solid fuels
bis(arenes) // J. Am. Chem. Soc. 1999. V. 121. N 17.
based on high enthalpy dispersants for rocket ramjet
P. 4111-4123. https://doi.org/10.1021/ja983441f
engines // Russ. J. Appl. Chem. 2019. V. 92. N 3. P. 367-
[10]
Eaton P. E., Ravi Shankar B. K., Price G. D.,
388. https://doi.org/10.1134/S1070427219030078 ].
Pluth J. J., Gilbert E. E., Alster J., Sandus O. Synthesis
[3] Яновский Л. С., Лемперт Д. Б., Разносчиков В. В.,
of 1,4-dinitrocubane // J. Org. Chem. 1984. V. 49. N 1.
Аверьков И. С., Зюзин И. Н., Жолудев А. Ф., Кис-
P. 185-186. https://doi.org/10.1021/jo00175a044
лов М. Б. Перспективы использования диэтинил-
[11]
Eaton P. E., Yusheng Xiong, Gilardi R. Systematic
бензола в качестве диспергатора топлив для ра-
substitution on the cubane nucleus. Synthesis
кетно-прямоточных двигателей // Изв. РАН. Сер.
and properties of 1,3,5-trinitrocubane and
хим. 2019. № 10. С. 1848-1855 [Yanovskii L. S.,
1,3,5,7-tetranitrocubane // J. Am. Chem. Soc. 1993.
Lempert D. B., Raznoschikov V. V., Averkov I. S.,
V. 115. N 22. P. 10195-10202.
Zyuzin I. N., Zholudev A. F., Kislov M. B. Prospects for
https://doi.org/10.1021/ja00075a039
the use of diethynylbenzene as a fuel dispersant for
[12]
Lukin K. A., Jianchang Li, Eaton P. E., Kanomata N.,
rocket ramjet engines // Russ. Chem. Bull. 2019. V. 68.
Hain J., Punzalan E., Gilardi R. Synthesis and
N 10. P. 1848-1855.
chemistry of 1,3,5,7-tetranitrocubane including
https://doi.org/10.1007/s11172-019-2634-9 ].
measurement of its acidity, formation of o-nitro
194
Лемперт Д. Б. и др.
anions, and the first preparations of pentanitrocubane
Energy properties of adamantane derivatives //
and hexanitrocubane // J. Am. Chem. Soc. 1997.
Doklady Phys. Chem. 2002. V. 382. N 4-6. P. 40-42.
V. 119. N 41. P. 9591-9602.
https://doi.org/10.1023/A:1014499229527 ].
https://doi.org/10.1021/ja970552q
[19]
Сорокин В. А., Яновский Л. С., Козлов В. А. Сури-
[13]
Eremenko L. T. Impact sensitivity of some model
ков Е. В., Шаров М. С., Фельдман В. Д., Францке-
cubane energetic substances / Proc. 27th Int.
вич В. П., Животов Н. П., Абашев В. М., Черва-
pyrotechnics seminar. Grand Junction, Colorado,
ков В. В. Ракетно-прямоточные двигатели на
USA, 2000. P. 865-876.
твердых и пастообразных топливах. Основы про-
[14]
Романова Л. Б., Баринова Л. С., Захаров В. В.,
ектирования и экспериментальной отработки. М.:
Еременко Л. Т., Александров Г. Г., Еременко И. Л.
Физматлит, 2010. С. 104-238.
Производные кубана. Сообщение 10. Синтез и
[20]
Разносчиков В. В. Системный анализ использова-
молекулярные структуры нитроксиметилкубанов
ния топлива в авиационных силовых установках //
// Изв. РАН. Сер. хим. 2010. № 5. С. 1026-1030
Полет. 2008. № 4. С. 28-32.
[Romanova L. B., Barinova L. S., Zakharov V. V.,
[21]
Сорокин В. А., Яновский Л. С., Ягодников Д. А.,
Eremenko L. T., Aleksandrov G. G., Eremenko I. L.
Францкевич В. П., Суриков Е. В., Разносчиков В. В.,
Cubane derivatives 10. Synthesis and molecular
Захаров Н. Н., Тихомиров М. А., Шаров М. С.
structures of nitroxymethylcubanes // Russ. Chem.
Проектирование и отработка ракетно-прямоточ-
Bull. 2010. V. 59. N 5. P. 1051-1055.
ных двигателей на твердом топливе. М.: МГТУ им.
https://doi.org/10.1007/s11172-010-0204-2 ].
Н. Э. Баумана, 2016. С. 12-40.
[15]
Kirklin D. R., Churney K. L., Domalski E. S. Enthalpy
[22]
Яновский Л. С., Лемперт Д. Б., Разносчиков В. В.,
of combustion of 1,4-dimethylcubane dicarboxylate //
Аверьков И. С., Шаров М. С. Оценка эффектив-
J. Chem. Thermodyn. 1989. V. 21. N 11. P. 1105-1113.
ности некоторых металлов и неметаллов в твер-
https://doi.org/10.1016/0021-9614(89)90098-0
дых топливах для ракетно-прямоточных двигате-
[16]
Авдонин В. В., Кирпичев Е. И., Рубцов Ю. И.,
лей // Физика горения и взрыва. 2020. Т. 56. № 1.
Романова Л. Б., Иванова М. Е., Еременко Л. Т.
С. 81-94. https://doi.org/10.15372/FGV20200109
Термохимическое исследование некоторых про-
[Yanovskii L. S., Lempert D. B., Raznoschikov V. V.,
изводных кубана // Изв. АН. Сер. хим. 1996.
Averkov I. S., Sharov M. S. Evaluation of the
№ 10. С. 2471-2473 [Avdonin V. V., Kirpichev E. I.,
performance of some metals and nonmetals in solid
Rubtsov Yu. I., Romanova L. B., Ivanova M. E.,
propellants for rocket-ramjet engines // Combust.,
Eremenko L. T. Thermochemical study of some cubane
Explos., Shock Waves. 2020. V. 56. N 1. P. 71-82.
derivatives // Russ. Chem. Bull. 1996. V. 45. N 10.
https://doi.org/10.1134/S0010508220010098 ].
P. 2342-2344. https://doi.org/10.1007/BF01435379 ].
[23]
Левицкий С. В., Свиридов Н. А. Динамика полета.
[17]
Кизин А. Н., Дворкин П. Л., Рыжова Г. Л.,
М.: ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 2008. С. 38-59.
Лебедев Ю. А. Параметры для расчета стандартных
[24]
Трусов Б. Г. Программная система ТЕРРА для мо-
энтальпий образования органических соединений в
делирования фазовых и химических равновесий
жидкой фазе // Изв. АН СССР. Сер. хим. 1986. № 2.
при высоких температурах // III Междунар. симп.
С. 372-375 [Kizin A. N., Dvorkin P. L., Ryzhova G. L.,
«Горение и плазмохимия». Алматы: Казак универ-
Lebedev Yu. A. Parameters for calculation of standard
ситетi, 2005. С. 52-57.
enthalpies of formation of organic compounds in the
[25]
Eaton P. E., Cole T. W. Cubane // J. Am. Chem. Soc.
liquid state // Russ. Chem. Bull. 1986. V. 35. N 2.
1964. V. 86. N 15. P. 3157-3158.
P. 343-346. https://doi.org/10.1007/BF00952920 ].
https://doi.org/10.1021/ja01069a041
[18]
Мирошниченко Е. А., Лебедев В. П., Матю-
[26]
Eaton P. E., Gilardi R. L., Zhang M.-X.
шин Ю. Н. Энергетические свойства производных
Polynitrocubanes: Advanced high-density, high-
адамантана // ДАН. 2002. Т. 382. № 4. С. 497-499
energy materials // Advanced Mater. 2000 V. 12. N 15.
[Miroshnichenko E. A., Lebedev V. P., Matyushin Yu. N.
P. 1143-1148.