История власти
Актуальные вопросы изучения
советской социальной политики
1917-1929 гг.
Татьяна Смирнова
Topical issues in the study of Soviet social policy in 1917-1929
Tatiana Smirnova
(Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences, Moscow)
DOI: 10.31857/S0869568722010010
Историографическая ситуация и постановка проблемы. Серия столетних
юбилеев последних лет (Первой мировой войны, революции 1917 г., Граждан-
ской войны) стимулировала историков и представителей смежных наук (соци-
ологов, философов, политологов, культурологов, историков экономики и др.)
к подведению промежуточных итогов изучения этого поворотного для отече-
ственной истории периода, который всё чаще рассматривается как гомогенный
(«время войн и революций»), а также его ближайших последствий, уходящих
в 1920-е гг. Вышедшие в рамках юбилеев работы и вспыхнувшие вокруг них
дискуссии позволили выявить наименее изученные и спорные аспекты про-
блем, а также актуальные исследовательские задачи.
В центре внимания вполне ожидаемо оказались такие сюжеты, как пере-
осмысление причин революционных событий и роли в них различных социаль-
ных групп; сравнение событий Февраля и Октября 1917 г., осознание степени
преемственности процессов и наличия альтернативных путей развития России;
характеристика оппозиционных большевикам вооружённых сил и политических
движений; «красный» и «белый» террор; судьбы «бывших» и т.п. Кроме того,
обобщение итогов изучения революции и её последствий способствовало ожив-
лению концептуальных дискуссий о тоталитаризме, социальной базе советского
режима 1920-1930-х гг., особенностях формирования в России гражданского
общества, а также специфике «социального государства» советского типа.
В то же время приходится признать, что напрямую выходящая на мно-
гие перечисленные выше концептуальные или дискуссионные вопросы про-
блема социальной политики большевиков осталась практически за рамками
научно-исторических и политических дискуссий. Между тем исход Граждан-
ской войны и дальнейшая судьба России во многом определялись характером
и приоритетами социальной политики противоборствующих сторон, степенью
привлекательности их лозунгов для рядовых людей в тылу и на фронте, а так-
же способностью воплотить эти лозунги в жизнь. Проблемы преемственно-
сти с досоветским прошлым страны, новизны и актуальности для общества
преобразований большевиков в социальной сфере, их соответствия общемиро-
© 2022 г. Т.М. Смирнова
Статья подготовлена в рамках проекта Института российской истории РАН по созданию мно-
готомной истории России. Публикуется в целях апробации.
3
вым тенденциям эпохи тоже представляются нам ключом к пониманию многих
дискуссионных вопросов ранней советской истории. В частности, ответить на
вопрос о наличии либо отсутствии в Советской России элементов гражданско-
го общества и «социального государства» невозможно без объективной оценки
декларировавшихся социальных лозунгов и методов их воплощения в жизнь,
характера взаимодействия власти и общества в решении тех или иных задач.
Несмотря на значительную отечественную и зарубежную историографию
преобразований большевиков в социальной сфере, проблема комплексного
исследования социальной политики как целостного исторического феномена,
а не отдельных её направлений, остаётся слабо изученной. Приходится при-
знать, что это в известной степени обусловлено неопределённостью самого
предмета исследования, расплывчатостью его границ. При понимании того,
что в социальной политике существуют два основных актора - государство,
формирующее её, и общество, выступающее объектом её приложения, - моя
позиция заключается в широкой трактовке данной проблематики, посколь-
ку трудно найти аспекты экономики, культуры, демографии и т.д., которые
не имели бы прямого или косвенного отношения к социально-политической
сфере и существовали бы автономно от общества и его институтов. Социаль-
ное обеспечение, охрана труда, здравоохранение и жилищная политика; охрана
материнства и детства, семейная политика и политика в отношении женщин;
особенности развития общественных инициатив; развитие системы образова-
ния и сферы досуга; формирование повседневно-бытовой и праздничной куль-
туры - всё это входит в сферу социальной политики.
Возникают вопросы: каким образом объединить эти сюжеты в рамках од-
ного исследования? И насколько целесообразно такое объединение, не превра-
тится ли столь громоздкая исследовательская конструкция в «лоскутное оде-
яло», не имеющее научной ценности? Как реконструировать такой сложный,
противоречивый и многоуровневый общественно-исторический феномен, что-
бы получить целостную, научно значимую картину?
Для ответа на эти вопросы необходим хотя бы краткий исторический
экскурс. Первые научные трактовки содержания
«социальной политики»,
её объекта, субъекта, целей и методов разработали в конце XIX в. немецкие
экономисты и социологи, входившие в международное экономическое обще-
ство «Союз социальной политики» (В. Зомбарт, О. фон Цвидинек, А. Вагнер
и др.). В XX в. эта тема стала традиционной для западных исследователей1,
проявлявших интерес также и к социальной политике послереволюционной
России2. Напротив, в советской историографии теоретико-методологические
основы изучения данной проблемы долгое время оставались в тени. «Социаль-
1
Подробнее см.: Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия // Журнал иссле-
дований социальной политики. 2003. Т. 1. № 1. С. 32.
2
Среди ранних зарубежных исследований наибольшую известность получили работы амери-
канских и немецких учёных, посвящённые советской системе социального обеспечения (см., напри-
мер: Madison B. Contributions and problems of Soviet welfare institutions // Social Problems. 1960. Vol. 7.
№ 4. Symposium on social problems in the Soviet Union. P. 298-307; Madison B. Social welfare in Soviet
Union. Stanford, 1968; Nove A. Is the Soviet Union a welfare state? // Soviet society. A book of readings / Ed.
by A. Inkeles, K. Geiger. Boston, 1961; Osborn R.J. Soviet social policies: welfare, equality and community.
Homewood (Ill.), 1970; Rimlinger G.V. Welfare policy and industrialization in Europe, America and Russia.
N.Y., 1971; Vogel H. Gesellschaftliche Konsumtionsfonds als Instrument der sowjetischen Wirtschaftspolitik.
Berlin, 1971; Beyme K. Sozialismus oder Wohlfahrtsstaat? Sozialpolitik und Sozialstruktur der Sowjetunionim
Systemvergleich. München, 1977.
4
ная политика» как таковая не являлась самостоятельным объектом исследова-
ния, будучи разделена на социально-политические, социально-экономические
и социально-демографические составляющие. В результате отдельные вопро-
сы, относящиеся к сфере социальной политики, рассматривались в рамках
изучения таких проблем, как борьба за бесклассовое общество, уничтожение
эксплуататорских классов и изменения в социальной структуре; национализа-
ция промышленности и законодательство в сфере трудовых отношений; исто-
рия профсоюзов; улучшение жилищных условий трудящихся и обеспечение
их бесплатной медицинской помощью; преобразования в сфере образования,
культуры и досуга, и т.п.3 Показательно в этом отношении, что подготовлен-
ная в 1960-х - начале 1970-х гг. многотомная «История СССР с древнейших
времён до наших дней» не содержит специальных разделов, посвящённых со-
циальной политике. В седьмом томе, охватившем период с 1917 по 1920 гг., нет
даже общей характеристики декларированных большевиками социальных при-
оритетов, целей и задач, а сюжеты, связанные с преобразованиями в этой сфе-
ре, разбросаны по разным главам4. В значительной степени это объяснялось
отсутствием в советской историографии тех лет самой дефиниции «социальная
политика». Нередко её отождествляли с более узкими по своему содержанию
понятиями «социальной защиты» и «социального обеспечения», изучение ко-
торых фактически сводилось к реконструкции их институциональной органи-
зации, прежде всего, деятельности наркоматов социального обеспечения, труда
и здравоохранения.
Первая волна интереса к теоретическим аспектам социальной политики
в СССР связана с оформлением концепции «развитого социализма», обусло-
вившим разработку в конце 1960-х - начале 1980-х гг. теоретических вопросов
социальной политики в рамках строительства социализма5. К этому же пе-
риоду относятся и первые исследования советской социальной политики как
комплексной научной проблемы6. В результате было выработано понимание
особой «социалистической социальной политики», направленной на постро-
3
Историографию проблемы см.: Иванова Г.М. На пороге «государства всеобщего благососто-
яния». Социальная политика в СССР (середина 1950-х - начало 1970-х годов). М., 2011. С. 15-25;
Лебина Н., Романов П., Ярская-Смирнова Е. Забота и контроль: социальная политика в советской
действительности // Советская социальная политика 1920-х - 1930-х годов: идеология и повсед-
невность. М., 2007. С. 21-65; Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Риторика и практика модерни-
зации: советская социальная политика, 1917-1930-е годы // Социальная история. Ежегодник. 2009.
СПб., 2010. С. 275-295; Рябинина Н.В. Социальная политика Советской России (октябрь 1917 -
1920-е годы). Женщина, семья, дети в новом обществе. Ярославль, 2004.
4
История СССР с древнейших времён до наших дней. Сер. 2. Т. VII. Великая Октябрьская
социалистическая революция и Гражданская война в СССР 1917-1920 / Под ред. В.М. Слуцкой.
М., 1967.
5
См., например: Вдовин А.И. К изучению истории социальной политики и социального
развития советского общества // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1981. № 2.
С. 3-13; Волков Ю.Е., Роговин В.З. Вопросы социальной политики КПСС. М., 1981; Попков В.Д.
Социальная политика Советского государства и право. М., 1979; Социальная политика Советско-
го государства и рабочий класс. Вопросы методологии, историографии, источниковедения / Под
ред. В.З. Дробижева и др. М., 1988; Социальная политика Советского государства. Укрепление
ведущей роли рабочего класса в социалистическом строительстве. М., 1985; Социальное развитие
рабочего класса СССР: рост численности, квалификации, благосостояния рабочих в развитом
социалистическом обществе. Историко-социологические очерки / Под ред. Э.В. Клопова и др.
М., 1977; и др.
6
Баева Л.К. В.И. Ленин и осуществление первых мероприятий Советской власти в области
социальной политики (октябрь 1917 г. - ноябрь 1918 г.) // Исторические записки. Т. 84. М., 1969.
5
ение бесклассового общества. Однако проблема её смыслового содержания
и исследовательских границ по-прежнему оставалась открытой7.
Новый этап в развитии отечественной историографии проблемы связан
с ростом в 1990-х гг. популярности историко-антропологических подходов
и развитием социальной истории как особого направления. Первые предло-
женные отечественной историографией дефиниции социальной политики не
выходили за пределы привычных методологических установок и исходили
из постулата о том, что социальная политика является «составной частью
внутренней политики государства»8. Различия касались лишь степени расши-
рения предметного поля. В результате история социальной политики пред-
ставляла собой перечень принятых властью законов, распоряжений и ин-
струкций, частично затрагивая также методы их реализации и полученные
результаты.
Такое понимание социальной политики, несомненно, отражает лишь
часть этого сложного и многоуровневого явления, в формировании которого,
наряду с политическими и государственными институтами и деятелями, важ-
ную роль играют культурные и религиозные традиции, национальные обычаи,
устойчивые социокультурные практики. В рамках социальной (а не политико--
этатистской) истории субъект социальной политики не ограничивается госу-
дарством, а включает в себя также общественные институты и совокупность
индивидуумов9. Е.И. Холостова, например, понимает социальную политику
как, с одной стороны, «искусство соединения человеческих интересов, инте-
ресов индивидов и государства, различного уровня человеческих общностей,
групп в сфере социальных отношений», с другой - «систему постоянно воз-
обновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных
структур, самой личности по вопросам жизнеобеспечения человека»10.
Несмотря на различные подходы к этой проблеме, в результате термино-
логических дискуссий конца XX - начала XXI в. в исторической и социологи-
ческой литературе утвердилось широкое, интегральное понимание социальной
политики как целенаправленной деятельности государства и общественных
институтов в сфере социального развития в целом, направленной, с одной
стороны, на регулирование общественных отношений, процессов социальной
стратификации и формирование социальной структуры общества, с другой -
на решение основных социальных проблем (охрана и стимулирование труда,
обеспечение занятости населения, регулирование уровня доходов и распреде-
ления основных благ и ресурсов, улучшение жилищных и бытовых условий,
охрана здоровья и т.д.). Иначе говоря, речь идёт о системе мер, предпринимае-
С. 255-274; Баева Л.К. Социальная политика Октябрьской революции (октябрь 1917 - конец
1918 гг.). М., 1977.
7
Показательно в этом отношении, что в энциклопедических словарях конца XX - начала
XXI в. есть статьи «социальная революция», «социальная стратификация», «социальное законо-
дательство», «социальное обеспечение» и «социальное страхование», но нет статьи «социальная
политика» (см., например: Гражданская война и военная интервенция в СССР: энциклопедия. М.,
1987; Большой энциклопедический словарь. М.; СПб., 2002; и др.).
8
См.: Баева Л.К. Социальная политика Октябрьской революции… С. 4; Зайнышев И.Г. Вза-
имосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1994. С. 6.
9
См.: Баркер Р. Словарь социальной работы. М., 1994. С. 38; Григорьева И.А. Социальная по-
литика: основные понятия. С. 41; Иванова Г.М. На пороге «государства всеобщего благосостояния»…
С. 5; Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория, практика. М., 2011. С. 223; и др.
10
Холостова Е.И. Социальная работа… С. 223.
6
мых государством и обществом в целях осуществления актуальных социальных
программ11.
Таким образом, социальная политика представляет собой сложный
общественно-исторический феномен, в самом определении которого заложены
внутренние противоречия. Помимо чрезвычайно широкого спектра исследо-
вательских направлений, речь идёт также о неоднозначности субъекта, объ-
единяющего власть, общественные институты и личности. Более того, и само
государство, как справедливо отметила Холостова, представляет собой «слож-
носоставной и противоречивый субъект социальной политики, отдельные эле-
менты или органы которого могут проводить различные виды социальных по-
литик, не всегда согласованных друг с другом»12. Между тем реконструкция
и осмысление социальной политики в целом позволяют создать своего рода
портрет общества, взглянуть на него сквозь призму характерных для него про-
блем и отношений в конкретный период нашей истории.
Будучи порождением и отражением определённой эпохи, аккумулируя
в себе не только социальные, но и политические и экономические проблемы,
социальная политика не статична. Это наглядно проявилось в её трансформа-
циях с учётом изменяющихся реалий первого десятилетия советской власти.
Так, отказ от политики военного коммунизма и введение нэпа внесли в неё
заметные коррективы, наглядно продемонстрировав её тесную связь с эконо-
мическими и политическими условиями и способность к изменениям при со-
хранении основных принципов.
На мой взгляд, одна из центральных задач современного историогра-
фического этапа - от углублённой разработки отдельных исследовательских
сюжетов перейти к обобщению накопленных знаний с целью комплексной
реконструкции социальной политики различных периодов, анализа её прин-
ципов и приоритетов и определяемых ими базовых составляющих социаль-
ной программы в динамике. Как представляется, ключевым для понимания
советской социальной политики является период её формирования, т.е. время
Гражданской войны и нэпа. Возникавшая в годы жёсткого гражданского про-
тивостояния социальная политика большевиков была построена на глубоких
внутренних противоречиях. С одной стороны, она должна была способствовать
максимальному расширению социальной базы новой власти, а следовательно,
опираться на популярные в народной среде (и отчасти популистские) лозунги,
основанные на идеях социальной справедливости. С другой стороны, по отно-
шению ко всем противникам новой власти и представителям бывших приви-
легированных слоёв она неизбежно должна была носить дискриминационный
11
Подробнее см.: Виноградова Е.В. Социальная политика: исторический, теоретический, прак-
тический аспекты // Экономические и социальные проблемы России. 2004. № 1. С. 6-52; Григорье-
ва И.А. Социальная политика: основные понятия. С. 29-44; Иванова Г.М. На пороге «государства
всеобщего благосостояния»… С. 15-16; Константинова Л.В. К понятию «социальная политика»
в современной общественной теории // Управленческое консультирование. 2005. № 2. С. 109-124;
Кончугов А.В. Социальная политика как общественное явление: генезис, эволюция и теоретические
подходы к пониманию // Вестник военного университета. 2011. № 4. С. 18-25; Павлова И.П., Кат-
цина Т.А. Социальная политика Временного правительства: идеи и опыт реализации (март-октябрь
1917 г.) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 428. С. 134; Побережная О.Е.
Становление и развитие исторических типов социальной политики государства // Научные труды
Республиканского института высшей школы (Минск). 2017. № 16. С. 129-136; Сидорина Т.Ю. Два
века социальной политики. М., 2005; Холостова Е.И. Социальная работа… С. 218-223; и др.
12
Холостова Е.И. Социальная работа… С. 224.
7
характер. Принцип социальной справедливости вступал в противоречие как
с классовым подходом, так и с задачами экономической целесообразности. Все
эти противоречия так или иначе отражались в принимаемых властью решени-
ях, приобретая ещё более острый характер на уровне политической практики -
как в силу объективной невозможности для государства выполнить взятые на
себя обязательства в условиях углублявшегося экономического кризиса, так
и вследствие преобладания на местах революционного правосознания вместо
норм права.
Классовый принцип подменялся соответствующей риторикой, а нередко
и отходил на задний план, уступая принципу экономической целесообразно-
сти. Внутреннее противоречие было заложено уже в первой советской Кон-
ституции 1918 г., ст. 22 которой провозглашала равные права всех граждан,
а ст. 23 лишала представителей бывших эксплуататорских классов целого ряда
гражданских прав. Наблюдалось переплетение классового подхода и идеологи-
ческого догматизма с прагматизмом, популистских лозунгов - с дискримина-
ционными решениями, а демократических преобразований - с антидемокра-
тическими и даже откровенно карательными мерами.
Очевидно, что столь сложный и противоречивый исторический феномен
невозможно адекватно охарактеризовать при помощи господствующих в со-
временной историографии стереотипов и постулатов. Они требуют переосмыс-
ления с учётом новых источников, многие из которых ранее были недоступ-
ны, а также междисциплинарного подхода и современного исследовательского
инструментария. Как справедливо отметил австрийский исследователь Р. Зи-
дер, «отдельные социальные и гуманитарные науки отличаются друг от друга
в первую очередь не “предметами” изучения, которые у них часто общие, но
постановкой проблемы и используемыми методами»13. Сказанное напрямую
относится к изучению социальной политики. В историографии это направле-
ние выполняет интегративную функцию, объединяя в себе элементы политиче-
ской, экономической, гендерной истории, истории повседневности, демогра-
фии, политологии, социологии и культурологии.
Данная статья не является систематическим и всесторонним исследова-
нием советской социальной политики. Задача автора - обратить внимание на
наиболее актуальные проблемы её изучения, на неоднозначность некоторых
устоявшихся и, на первый взгляд, очевидных стереотипов, на недопустимость
упрощённых подходов и однозначных оценок.
Классовый принцип социальной политики в теории и на практике. Главным
постулатом, на котором основана современная историография социальной по-
литики послереволюционной России, является безусловное признание её выра-
женного классового характера. Между тем вопрос о практическом наполнении
классового принципа далеко не так однозначен. Традиционно он трактуется
как проявление дискриминации по признаку социального происхождения. Ре-
альность же была намного сложнее.
Прежде всего, практическая реализация классового подхода требовала от
представителей власти чёткого определения критериев классовой идентифи-
кации, которые на деле отсутствовали. Как справедливо отметила Ш. Фиц-
патрик, социальная идентификация в те годы «не имела никакого отноше-
13
Зидер Р. Что такое социальная история? Разрывы и преемственность в освоении «социаль-
ного» // Thesis. 1993. Issue 1. P. 163.
8
ния к реальной социальной структуре, зато имела самое прямое отношение
к судьбе отдельного человека»14. При отсутствии чётких критериев и установок
«сверху» вопрос о социальной идентификации граждан в первые годы после
революции решался преимущественно на низовом уровне - представителями
местной советской и партийной власти, руководителями учреждений, учителя-
ми в школе и т.п.
В результате в документах 1918-1920-х гг. в качестве социальных «клас-
сов» упоминаются рабочие, служащие и/или низшие служащие; капиталисты,
помещики и дворяне; торговцы, кустари и крестьяне, не эксплуатирующие чу-
жой труд; ремесленники, торговцы и крестьяне, использующие наёмный труд;
лица свободных профессий; «бюрократический аппарат»; студенты; инвалиды;
самогонщики, лица неопределённых занятий и безработные и ещё десятки са-
мых разнообразных «классов», в действительности не имеющих никакого от-
ношения к социальной структуре. Критериями для определения социального
(в терминологии тех лет - «классового») статуса граждан, помимо их проис-
хождения, могли стать профессия, занятие в настоящий момент (в том числе
и временное - инженер, юрист, студент, мелкий торговец, домохозяйка, без-
работный); трудоспособность человека («инвалид») и даже место его рожде-
ния («гражданин такого-то города»)15. Ясности в понимании того, что такое
«классы» и каковы критерии социальной идентификации, не было даже среди
руководящих работников государственных и партийных учреждений, правовых
органов. В частности, помощник прокурора СССР И.С. Кондурушкин, ана-
лизируя социальный состав тех, кто в период нэпа оказался связан с частным
предпринимательством, в графе «социальное положение» указал: инженер,
инженер-химик, инженер-дворянин, бывший адвокат, инженер-электрик, дья-
кон и т.п. В то же время в графе «профессия» он записал: купец 1-й гильдии,
торговец и т.п.16
Фактически можно говорить о том, что вплоть до конца 1920-х гг. в стране
не были выработаны чёткие критерии социальной идентификации и на ме-
стах практиковалось произвольное «приписывание» граждан к тем или иным
«классам», которые в подавляющем большинстве искусственно создавались об-
лечёнными властью лицами в меру их собственных представлений17. Это при-
вело к крайней зыбкости социальной структуры советского общества с самого
начала существования Советской России. У граждан сохранялась возможность
довольно успешно маскировать реальное происхождение, однако власть при
желании могла воспользоваться неопределённостью критериев классовой при-
14
Фицпатрик Ш. Срывайте маски! Идентичность и самозванство в России XX века. М., 2011.
С. 6.
15
Подробнее см.: Смирнова Т.М. «Бывшие люди» Советской России: стратегии выживания
и пути интеграции. 1917-1936 годы. М., 2003. С. 44-52, 62-80, 145-150.
16
Кондурушкин И.С. Частный капитал перед советским судом. М.; Л., 1927. С. 232.
17
Подробнее см.: Смирнова Т.М. «Социальное положение состоит из одной коровы и одного
двухэтажного дома»: «классовая принадлежность» и «классовая справедливость» в Советской России,
1917-1936 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. 2005. № 4. С. 89-97; Смирно-
ва Т.М. «Бывшие люди» - социальная категория или элемент идеологической риторики: к вопро-
су о социальной стигматизации в послереволюционной России // Российская государственность:
опыт 1150-летней истории. Материалы международной научной конференции (Москва, 4-5 декабря
2012 г.). М., 2013. С. 396-406; Фицпатрик Ш. «Приписывание к классу» как система социальной
идентификации // Россия и современный мир. 2003. № 2. С. 133-151; Фицпатрик Ш. Срывайте
маски!..
9
надлежности для отнесения людей к «социально чуждым» или иным дискри-
минируемым категориям.
Так называемые классовые стандарты (паёк, принцип распределения жи-
лья, правосудие, образование и т.д.) стремительно проникали во все сферы
жизни общества. Однако их реальное содержание в условиях социальной стиг-
матизации граждан оказывалось значительно более сложным, нежели упро-
щённая картина дискриминации по признаку происхождения. Введение «клас-
совых» стандартов - не только проявление репрессивных мер. Зачастую оно
было обусловлено прагматическими целями первоочередного обеспечения
наиболее «полезных» для общества трудящихся слоёв в условиях тотального
дефицита ресурсов. Ситуация в стране и решение тех или иных конкретных
задач вынуждали власть руководствоваться не только сугубо классовым подхо-
дом, но и учитывать другие факторы. Собственно, и приоритет рабочих в деле
распределения ресурсов обосновывался в первую очередь именно прагмати-
ческими соображениями, а не идеологической догмой. «В стране, которая ра-
зорена, - писал В.И. Ленин в 1919 г., - первая задача - спасти трудящегося.
Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся.
Если он выживет, мы всё спасём и восстановим»18.
Тщательное изучение законодательно-распорядительных документов, ре-
гламентировавших систему соцобеспечения, предоставления различных соци-
альных благ (как, например, жильё, продовольственное обеспечение, бесплатное
образование и т.д.), свидетельствует о стремлении совместить в распределении
скудных ресурсов «классовый подход» с принципами социальной справедли-
вости (преимущественное удовлетворение наиболее нуждающихся, в том чис-
ле за счёт имущих слоёв), гуманизма (приоритетное снабжение детей и бере-
менных женщин, забота об инвалидах) и экономической целесообразности.
Так, в соответствии с «Положением о социальном обеспечении» от 31 октября
1918 г., это обеспечение распространялось на всех трудящихся, «независимо
от характера и длительности работы, а также от того, работают ли они в го-
сударственных, национализированных, частных, акционерных, общественных
предприятиях, учреждениях или хозяйствах, у отдельных лиц или самостоя-
тельно». Далее (ст. 8) уточнялось, что пособия и пенсии не выдаются в случае
сохранения заработка, несмотря на утрату трудоспособности. Если сохранялась
лишь часть заработка, то эту часть следовало высчитывать из размера пособия
или пенсии. В случаях «острых промышленно-хозяйственных кризисов» Нар-
комату труда предоставлялось право сокращать размер суммы всех получаемых
одним лицом пособий (вместе с заработком и прочими доходами) до суммы
минимального пособия (ст. 10)19. Размер пенсий красноармейцев-инвалидов
зависел от степени утраты трудоспособности (от полной до частичной, но не
менее 15%)20.
Введённый в годы Гражданской войны «классовый паёк» также при бли-
жайшем рассмотрении оказывается основанным в большей степени на целе-
сообразном распределении продовольствия. Так, например, в сентябре 1918 г.
решение Моссовета разделило всё население Москвы на четыре группы: «А» -
рабочие, занятые тяжёлым физическим трудом; «Б» - рабочие, занятые лёгким
18
Ленин В.И. ПСС. Изд. 5. Т. 38. М., 1969. С. 359.
19
Собрание узаконений РСФСР (далее - СУ РСФСР). 1917-1918. № 89. Ст. 906.
20
СУ РСФСР. 1918. № 58. Ст. 637; № 74. Ст. 810.
10
физическим трудом, и служащие; «В» - промежуточная группа; «Д» - дети. Для
каждой группы были разработаны свои хлебные и продовольственные карточ-
ки, объём получаемого по ним продовольствия вошёл в историю как «классо-
вый паёк», что позволило трактовать дифференцированное продовольственное
снабжение как проявление классовой дискриминации. В ноябре совместным
решением Петроградской трудовой коммуны и коллегии продовольственного
отдела Моссовета введены общие для обеих столиц нормы «классового пайка».
В июле 1919 г. продотдел Моссовета принял решение о дополнительном пайке
для фабрично-заводских рабочих, занятых тяжёлым физическим трудом или
работавших в условиях вредного производства.
К весне 1920 г. карточная система, до этого действовавшая лишь в крупных
городах, распространилась на всё городское население. В соответствии с декре-
том СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О введении трудового продовольствен-
ного пайка» всё трудовое городское население обеспечивалось бесплатными
продуктами по нормам, соответствующим трём основным категориям. Лучше
других снабжались «рабочие физического труда, занятые в советских предприя-
тиях и учреждениях», включённые в группу «А». С физиологической точки зре-
ния это было обоснованно, поскольку работникам физического труда требуется
больше калорий. Группу «Б» составляли «лица, занятые умственным и контор-
ским трудом в советских учреждениях и предприятиях», а также некоторые
не работающие категории граждан: инвалиды; учащиеся старше 16 лет; лица,
занятые уходом за детьми до 12 лет или домохозяйки из семей трудящихся, на-
считывающих не менее трёх человек; наконец, беременные женщины, начиная
с пятого месяца беременности. Самыми скромными оказались пайки группы
«В», которыми обеспечивались лица, занятые на частных предприятиях, а так-
же не эксплуатирующие чужой труд кустари, ремесленники и зарегистрирован-
ные безработные. По особой норме - выше группы «А» - снабжались рабочие
и служащие предприятий, имеющих «особо важное государственное значение»
(к таковым относились прежде всего оборонные заводы); работники, занятые
«особо тяжёлым или вредным» трудом и те, чей рабочий день по технологи-
ческим и иным причинам превышал установленную норму. Усиленный паёк
получали также дети до 16 лет, семьи красноармейцев и медико-санитарный
персонал, занятый в борьбе с эпидемиями21. Такое распределение остро де-
фицитного продовольствия представляется вполне разумным и экономически
обоснованным: продовольственные нормы зависели от значимости профессии
и тяжести труда. Как известно, аналогичный принцип распределения практи-
ковался и в годы Великой Отечественной войны.
К карточной системе добавилась постоянно развивавшаяся, сложная систе-
ма спецпайков, отражавшая актуальные политические и экономические задачи
того или иного периода. Так, в конце 1919 - начале 1920 г. большевики при-
няли меры по улучшению материального положения представителей «старой»
научной и художественной интеллигенции. Привлечь их на свою сторону было
важно как с политической, так и с экономической (в случае с технической ин-
теллигенцией) точек зрения. В соответствии с декретом СНК РСФСР от 23 де-
кабря 1919 г. «Об улучшении положения научных специалистов» выдающимся
учёным полагались «усиленное довольствие» (пайки, одежда, топливо), освобо-
ждение «от всякого рода повинностей (трудовой, военной и т.д.)», предостав-
21
СУ РСФСР. 1920. № 34. Ст. 165.
11
ление благоприятных для творческой работы жилищно-бытовых условий22. Для
реализации этих решений в 1920 г. была создана Петроградская комиссия по
улучшению быта учёных (ПетроКУБУ), а в 1921 г. - аналогичные Московская
и Центральная комиссии (МКУБУ и ЦЕКУБУ). 14 июня 1920 г. СНК РСФСР
принял «Положение о пайке для особо ответственных и совершенно незаме-
нимых работников центральных учреждений». В эту категорию вошли руково-
дящие работники ВСНХ, Управления чрезвычайного уполномоченного Совета
труда и обороны по снабжению Красной армии и флота, ВЦСПС и ЦСУ, а так-
же находившиеся на их иждивении члены семей23.
Условность «классовых стандартов» наглядно прослеживается также в жи-
лищной политике и сфере образования, считавшихся в советской историогра-
фии безусловными достижениями советской социальной политики, а в постсо-
ветской литературе трактуемых преимущественно в рамках классовой политики
в качестве мер дискриминационного характера. В частности, М.Г. Меерович,
автор серии трудов по истории советской жилищной политики, считает, что
она носила исключительно репрессивный характер, а само «жилище» якобы
выступало «средством дисциплинарного принуждения к труду и “правиль-
ному” образу жизни», «средством поощрения верности служения» власти.
Утверждая, что большевистская власть «постулировала запрет народу прожи-
вать в “богатых квартирах”»24, Меерович, видимо, забывает о тяжелейшей си-
туации, сложившейся в жилищной сфере в России уже на рубеже XIX-XX вв.
Известный экономист и архитектор того времени М.Г. Диканский относил
жилищный вопрос к числу самых «жгучих» социальных проблем25. В промыш-
ленных центрах рабочие жили в бараках, подвалах и так называемых угло-
вых и коечно-каморочных квартирах, т.е. в квартирах, разделённых занавес-
ками или тонкими перегородками на углы и секции, в которых помещались
только койки, в лучшем случае - с табуреткой. Обследование этих квартир,
проведённое в Москве в 1899 г., показало недопустимость проживания в них:
«Если взять среднюю по своей обстановке коечную квартиру, то она окажется
грязной, с испорченным воздухом, изобилующей всякими насекомыми и во
многих случаях сырой и холодной; в такой квартире помещается людей во
всяком случае больше, чем следовало бы, и скученность населения доходит
иногда до того, что становится непонятным, как могут жить люди в такой об-
становке»26. Случаи, когда предприниматели вкладывали средства в улучше-
ние бытовых условий своих работников, имели место, но не стали типичным
явлением. По данным переписи 1912 г., в Москве свыше 300 тыс. рабочих
с семьями жили в антисанитарных условиях и 120 тыс. - в сырых подвалах
22
Декреты советской власти. Т. VII. 10 декабря 1919 г. - 31 марта 1920 г. М., 1975. С. 427-428.
23
Декреты советской власти. Т. IX. Июнь-июль 1920 г. М., 1978. С. 335-336.
24
Меерович М.Г. Наказание жилищем: жилищная политика в СССР как средство управления
людьми (1917-1937 годы). М., 2008. С. 11. См. также: Меерович М.Г. Советская репрессивная жи-
лищная политика (по материалам ГА РФ и филиала РГАНТД) // Политические репрессии первой
половины XX века в судьбах технической интеллигенции России. Самара, 2009; Меерович М.Г. Жи-
лищная политика СССР как средство социального управления (1917-1941 гг.) // Социологические
исследования. 2014. № 1. С. 95-101; и др.
25
Диканский М.Г. Квартирный вопрос и социальные опыты его решения. СПб., 1908. С. 1.
См. также: Вернер И. Жилища беднейшего населения Москвы // Известия Московской город-
ской думы. 1902. № 19. С. 3; Диканский М.Г. Жилищная нужда и строительные товарищества.
Харьков, 1908.
26
Цит. по: Красная Москва. 1917-1920 гг. / Под ред. Л.Б. Каменева. М., 1920. Ст. 357-358.
12
и полуподвалах27. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других крупных го-
родах28. Рабочие больших фабрик ночевали в основном в бараках при них. Вот
как выглядела типичная спальня фабричных рабочих начала XX в.: «Поме-
щение спальни было уставлено сплошными нарами, расположенными в два
яруса; только в головах нары были разделены досками, в ногах устраивались
“скворечники” - ящики, где хранились хлеб, грязное бельё и другие вещи»29.
Как тут не вспомнить слова героя замечательного произведения Ф.М. Достоев-
ского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова о том, что «низкие
потолки и тесные комнаты душу и ум теснят». «О, как ненавидел я эту ко-
нуру!», - с отчаянием говорил Раскольников Соне Мармеладовой. Аналогич-
ные чувства испытывали миллионы жителей России. В годы Первой мировой
войны в связи с массовым притоком беженцев из западных губерний в центр
России проблема нехватки жилья стала ещё острее30. Поскольку строить новое
жильё в тех условиях было нереально, единственный выход заключался в «оп-
тимизации» имевшегося жилищного фонда. Большевики попытались решить
вопрос за счёт «революционного передела жилья» в пользу нуждавшихся путём
выселений, уплотнений, подселений, муниципализации, а затем и демуници-
пализации. В основе этой реформы лежали идея более справедливого пере-
распределения жилого фонда и стремление обеспечить жильём всех (в пер-
вую очередь - семьи трудящихся) за счёт изъятия «излишков» жилой площади
у имущих городских слоёв.
О том, насколько неприглядной была эта политика с точки зрения тех,
кого выселяли и уплотняли, всем известно благодаря блестящему произведе-
нию М.А. Булгакова «Собачье сердце». «В спальне принимать пищу, в смотро-
вой читать, в приёмной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столо-
вой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может
быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть… Но
я не Айседора Дункан!.. Я буду обедать в столовой и оперировать в опера-
ционной», - эта гневная тирада проживающего в семикомнатной квартире
профессора Преображенского в ответ на предложение «уплотниться» вызывает
понимание в душах современных читателей. Это неудивительно. Все мы хотим
спать в спальне, обедать в столовой, работать в кабинете, играть с детьми в дет-
ской комнате. Однако внимательный читатель не пропустит один, на первый
взгляд, незначительный нюанс. Завершая разговор с комиссией по уплотне-
нию, профессор просит предоставить ему возможность «принимать пищу там,
где её принимают все нормальные люди, то есть в столовой, а не в передней
и не в детской». Тем самым он исключил из числа «нормальных людей» мил-
лионы рабочих и членов их семей, проживавших в бараках, угловых и коечно--
каморочных квартирах и не имевших ни спален, ни столовых, ни детских.
27
Баева Л.К. В.И. Ленин и осуществление первых мероприятий… С. 269.
28
Подробнее см.: Бородкин Л.И., Валетов Т.Я., Смирнова Ю.Б., Шильникова И.В. Жильё фа-
бричного рабочего в период дореволюционной индустриализации: сравнительный анализ архивной
документации двух крупных мануфактур // Историко-экономические исследования. Т. 8. № 2.
2007. С. 122-162; Кирьянов Ю.И. Жизненный уровень рабочих России (конец XIX - начало XX в.).
М., 1979.
29
Лапицкая С. Быт рабочих трёхгорной мануфактуры. М., 1935. С. 54.
30
О бытовых условиях рабочих рубежа XIX-XX вв. см.: Валетов Т.Я. Чем жили рабочие люди
в городах Российской империи конца XIX - начала XX в.? // Социальная история. Ежегодник.
2007. М., 2008. С. 176-196.
13
Если же отвлечься от блестящих художественных образов Булгакова, то нельзя
не вспомнить, что подвальные и полуподвальные квартиры рабочих, перена-
селённые бараки являлись рассадниками туберкулёза и других тяжёлых забо-
леваний. Тем самым решение жилищной проблемы оказывалось вопросом не
только социальной справедливости, но и сохранения трудовых ресурсов, борь-
бы с эпидемиями, охраны материнства и детства, т.е. вопросом стратегического
значения. Соответственно, задачу улучшения жилищных условий трудящихся
нельзя рассматривать только с точки зрения классового принципа.
Система соцобеспечения, гарантированного продовольственного снабже-
ния населения, обеспечения его жильём и т.п. корректировалась в соответствии
с изменениями общей социальной-политической конъюнктуры. Так, в период
Гражданской войны одним из приоритетных направлений социальной поли-
тики выступала забота о «красных командирах» и служащих РККА. Тяжёлая
эпидемиологическая ситуация заставила власть обратить внимание на положе-
ние медицинских работников и членов их семей. В частности, в феврале 1919 г.
государство распространило пенсионное обеспечение на семьи медицинских
работников, погибших в борьбе с эпидемиями31.
Задачи индустриализации обусловили внимание правительства к повыше-
нию уровня жизни инженерно-технических специалистов. Ужесточение «клас-
совой борьбы» в конце 1920-х гг. привело к ограничениям прав ряда пред-
ставителей бывших привилегированных слоёв. Так, в 1929 г. постановление
Совета социального страхования при Наркомате труда СССР лишило права на
пенсию и пособие по безработице бывших помещиков, фабрикантов, жандар-
мов, полицейских, руководителей контрреволюционных банд и т.п.32 Кроме
того, в систему гарантированного социального обеспечения не были включены
составлявшее подавляющее большинство граждан Советской России сельское
население, а также «лишенцы» и «нетрудовые» элементы города.
Таким образом, сложившаяся в первое десятилетие советской власти ие-
рархия социальных приоритетов представляет собой сложную и динамичную
систему, не ограничивавшуюся рамками классового подхода. Реальная прак-
тика существенно отличалась от декларируемой политики, что особенно ярко
проявилось на местном уровне, где классовый принцип оказывался ещё менее
выраженным, всё более превращаясь в элемент политической риторики.
Институционализация и принцип системности в социальной политике: от-
ветственность государства или тотальный контроль с его стороны? Во всех
сферах социальной политики большевики последовательно проводили прин-
цип централизации и государственного регулирования. Постепенно создава-
лись единые централизованные государственные системы социального обес-
печения и здравоохранения. Попытка создания аналогичной системы охраны
детства увенчалась успехом лишь частично. Эти функции оказались разде-
лены между наркоматами просвещения, соцобеспечения и здравоохранения,
а охрана материнства и младенчества - между наркоматами здравоохранения
и соцобеспечения. Но, так или иначе, происходила институционализация всех
31
Собрание узаконений и распоряжений по Народному комиссариату социального обеспече-
ния. Октябрь 1918 г. - июнь 1919 г. [М., 1920]. С. 35-36.
32
Постановление Союзного Совета социального страхования при Народном комиссариате
труда СССР от 21 февраля 1929 г. «О лишении права на пенсию и пособие по безработице бывших
помещиков, фабрикантов, жандармов, полицейских, руководителей контрреволюционных банд
и т.п.» // Известия Народного комиссариата труда СССР. 1929. № 12-13. С. 197.
14
сфер социальной политики, что, с одной стороны, давало необходимые го-
сударственные гарантии соцобеспечения, медицинской помощи, образования,
заботы о сиротах и т.д., а, с другой, нередко приводило к тотальному контролю
государства, ограничивавшему реальные права и свободы граждан.
Если в советской историографии делался акцент на преимуществах ин-
ституционализации социальной политики в Советской России, то в постсо-
ветской, напротив, в большей степени подчёркиваются её негативные послед-
ствия. В частности, широкое распространение получило утверждение о полном
уничтожении большевиками благотворительности, о монополизации государ-
ством права на социальную помощь и об отстранении от неё общества, более
того - об уничтожении общественной инициативы в целом.
Действительно, в соответствии с новыми принципами, социальная помощь,
медицинское обслуживание, забота о материнстве и детстве полностью перехо-
дили в сферу ответственности государства, которое принимало на себя обяза-
тельства по оказанию социальной помощи в объёме и формах, установленных
законом. Все существовавшие до октября 1917 г. благотворительные общества
и организации оказались упразднены. Нарком соцобеспечения А.Н. Виноку-
ров не раз подчёркивал, что «всякого рода благотворительность, филантро-
пия, нищенские подачки должны быть искоренены и заменены рационально
поставленной социальной помощью». Например, соцобеспечение инвалидов
должно заключаться в том, что они по возможности «должны быть вылечены,
поставлены на ноги, снабжены протезами и обучены какому-нибудь ремеслу,
дабы могли опять трудиться и не быть обузой для государства»33. Однако обще-
ство не отстранялось от помощи нуждающимся, напротив, эта помощь привет-
ствовалась и даже всячески стимулировалась.
Не справляясь со взятыми на себя обязательствами, государственные
структуры ещё до окончания Гражданской войны сознательно делегировали
обществу часть полномочий, поощряя частные инициативы, но одновремен-
но направляя их в нужное русло и контролируя. Особенно ярко это про-
явилось именно в социальной сфере, в том числе в области охраны материн-
ства и детства. Большое распространение получили инициированные властью
(а следовательно, и регламентированные ею) разнообразные «общественные»
кампании («недели беспризорного и больного ребёнка», «недели охраны ма-
теринства и младенчества», «кружечный сбор» в пользу голодающих детей,
митинги, спортивно-гимнастические праздники и др.). В годы нэпа, когда
большинство учреждений социальной сферы перевели на скудное местное
финансирование, эта тенденция проявилась ещё отчётливее. О необходимо-
сти шире разворачивать общественную инициативу, поощрять создание «все-
возможных вольных обществ и кружков среди рабочих и крестьян (например,
кружки и общества технического просвещения, агрономии, изобретательства,
радио, “друзей книги” и т.п.)» говорится и в решениях партийных съездов34.
Однако чем больше власть поощряла и стимулировала общественную актив-
ность, тем сильнее эта активность контролировалась ею, а добровольные орга-
низации срастались с партийно-государственными структурами. Фактически
общественная помощь оказалась инкорпорирована в государственную систе-
33
1-й Всероссийский съезд комиссаров социального обеспечения 26 июня (2 июля) 1918 года.
М., 1918. С. 3-4.
34
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8. Т. 3. М.,
1970. С. 253.
15
му, что, с одной стороны, нивелировало суть «добровольных общественных
инициатив», с другой, - обеспечивало государственную поддержку (органи-
зационную, финансовую и проч.) общественным инициативам, признанным
властью «полезными».
Противоречивое сочетание в политике 1920-х гг. поощрения и подавле-
ния общественных инициатив обусловило столь же противоречивые оценки
этого явления исследователями. Одни убеждены, что революция 1917 г. пре-
рвала «естественное развитие добровольчеств», и в развитии общественного
движения, взятого под «твёрдое пролетарское руководство», начался «обратный
процесс»35. Другие, напротив, уверены, что именно после 1917 г. добровольче-
ский труд приобрёл «эмоционально привлекательную самодостаточную форму
практик общественной деятельности населения»36. Обе точки зрения по-своему
справедливы, но каждая отражает лишь одну из сторон более сложной и про-
тиворечивой реальности.
Проблема соотношения плюсов и минусов институционализации социаль-
ной политики выводит также на ряд других значимых вопросов: соотноше-
ние социального воспитания и семейных ценностей, проблемы усыновления
и патронатного воспитания, вмешательство государства в семейные отношения
и «женский вопрос». Эти и многие другие проблемы нуждаются в деполитизи-
рованном взгляде, свободном от стереотипов и устоявшихся штампов.
Переосмысление советской социальной политики не только даст возмож-
ность ответить на ряд значимых вопросов отечественной истории, но и помо-
жет разобраться в ряде острых проблем современности. В частности, оценить
достоинства и недостатки различных моделей социальной политики, рассудить
спор о преимуществах резидуальной37, меритократической38 и институциональ-
ной39 моделей40. Реконструкция опыта 1920-х гг. в сфере социального воспита-
ния будет интересна и полезна в рамках современных дискуссий вокруг юве-
нальной юстиции. Все эти сюжеты так или иначе выводят на вопрос о том,
каковы допустимые границы государственного регулирования социальных
процессов и вмешательства в социальные отношения, где именно проходит
тонкая грань между помощью государства и контролем с его стороны.
35
См., например: Брэдли Дж. Добровольные общества в Советской России // Вестник Мо-
сковского университета. Сер. 8. История. 1994. № 4. С. 34; Кудринская Л.А. Генезис добровольче-
ского труда в контексте исторического подхода // Омский научный вестник. 2006. № 9. С. 85; и др.
36
Горлова Н.И. Становление и развитие института волонтёрства в России: история и совре-
менность. М., 2019. С. 151.
37
Резидуальная модель социальной политики предполагает вмешательство государства лишь
в крайнем случае, если прочие, «естественные» механизмы решения проблем граждан (личные
способности и усилия, семья, друзья, рынок) перестают выполнять свои функции. Данная модель
предполагает временную и минимальную помощь государства.
38
В основе меритократической модели социальной политики находится государственная си-
стема социального страхования, распространяющаяся на трудоспособное население, занятое в об-
щественном производстве.
39
Институциональная модель предполагает универсальную помощь государства, имеющую
превентивный профилактический характер и оказываемую в соответствии с установленными зако-
нами, нормами, правилами.
40
Подробнее см.: Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия. С. 42-43; Лозо-
вова Л.А., Немашкалова К.Г. Анализ зарубежных моделей социальной политики // Государственное
и муниципальное управление. Учёные записки. 2014. № 1. С. 120-128.
16