Александр Полунов: Монархист-оппозиционер и националист-народник
Г.П.Сазонов
Alexander Polunov (Lomonosov Moscow State University, Russia):
Monarchist-oppositionist and nationalist-narodnik G.P. Sazonov
DOI: 10.31857/S0869568722010162
В 1923 ã. æóðíàëèñò è эêîíîìèñò Г.П. Сàзîíîâ, ñòîëêíóâшèñü ñ íåîáхîäè-
ìîñòüю äîêàзàòü ñâîю ëîÿëüíîñòü ñîâåòñêîé âëàñòè, âзÿëñÿ зà ïåðåðàáîòêó àâ-
òîáèîãðàфè÷åñêèх зàìåòîê. В íîâîì èх âàðèàíòå ãîâîðèëîñü, ÷òî, ñîòðóäíè÷àÿ
äî ðåâîëюцèè ñ âëàñòÿìè, ìåìóàðèñò ÿêîáы íà äåëå «âñåãäà âёë âàëåíðîä[îâ-
ñêóю] ïîëèòèêó, áыë âðàãîì цàðñê[îãî] ïðàâèòåëüñòâà… óñòðàèâàë зàãîâîðы äëÿ
òåððîð[èñòè÷åñêèх] àêòîâ ïðîòèâ ðóñ[ñêîãî] ïðàâèòåëüñòâà». Пî ñëîâàì îáщå-
ñòâåííîãî äåÿòåëÿ, «÷åðòы ðåñïóáëèêàíñêîãî хàðàêòåðà» âыÿâèëèñü â åãî íàòóðå
ñ ñàìых ðàííèх ëåò, à «ðåâîëюцèîííыé áàцèëë» ñâèë ãíåзäî â åãî ñåìåéñòâå
(ñ. 420). Ðàзóìååòñÿ, â зíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè эòè зàÿâëåíèÿ äèêòîâàëèñü ïðàã-
ìàòè÷åñêèìè ñîîáðàæåíèÿìè - ñòðåìëåíèåì îãðàäèòü ñåáÿ îò ðåïðåññèé, îáå-
ñïå÷èòü ñåáå ñïîêîéíóю ñòàðîñòü. Сêàзыâàëîñü è èзâåñòíîå ïðèñïîñîáëåí÷å-
ñòâî Сàзîíîâà. Оäíàêî äàëåêî íå âñё â îòêðîâåíèÿх ïðåñòàðåëîãî эêîíîìèñòà
ÿâëÿëîñü íåïðàâäîé. Сî÷åòàíèå ëåâых, ñîцèàëèñòè÷åñêèх âîззðåíèé è ãîòîâíî-
ñòè ñîòðóäíè÷àòü ñ âыñîêîïîñòàâëåííыìè îñîáàìè âî ìíîãèх ñëó÷àÿх áыëî äëÿ
íåãî âïîëíå îðãàíè÷íî. В èзâåñòíîé ñòåïåíè эòî ïðåäîïðåäåëèëî ãîëîâîêðóæè-
òåëüíыå êóëüáèòы â ñóäüáå ãåðîÿ ìîíîãðàфèè В.В. Зâåðåâà: îò ó÷àñòèÿ â ðåâî-
ëюцèîííîì äâèæåíèè äî êîíòàêòîâ ñ А.Ä. Пàзóхèíыì, К.П. Пîáåäîíîñцåâыì,
Г.Е. Ðàñïóòèíыì. Íî â íèх îòðàæàëèñü òàêæå âàæíыå è äàëåêî íå â ïîëíîé
ìåðå èзó÷åííыå òåíäåíцèè îáщåñòâåííî-ïîëèòè÷åñêîãî ðàзâèòèÿ Ðîññèè âòî-
ðîé ïîëîâèíы XIX - íà÷àëà XX â.
Оäíîé èз ïðîáëåì, âñòàâшèх ïåðåä Ðîññèåé ñðàзó ïîñëå îòìåíы êðåïîñò-
íîãî ïðàâà (à îò÷àñòè îáîзíà÷èâшèхñÿ óæå â ïåðèîä ïîäãîòîâêè êðåñòüÿíñêîé
ðåфîðìы), ñòàë ñâîåîáðàзíыé ðàñêîë â ñðåäå êîíñåðâàòîðîâ. Чàñòü îхðàíèòåëåé
ïîëàãàëà, ÷òî ïðî÷íîé îñíîâîé îáщåñòâåííîãî ïîðÿäêà â íîâых óñëîâèÿх ìîæåò
áыòü òîëüêî óêðåïëåíèå è ðàñïðîñòðàíåíèå ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòè, îïîðà íà
äâîðÿí-зåìëåâëàäåëüцåâ è зàæèòî÷íыå âåðхè êðåñòüÿíñòâà ïðè ëèêâèäàцèè êðå-
ñòüÿíñêîé îáщèíы. Пîäîáíыå âîззðåíèÿ â 1860-å ãã. ðàзâèâàëà ãàзåòà «Вåñòü»,
èх ïîääåðæèâàë ìèíèñòð âíóòðåííèх äåë П.А. Вàëóåâ, ïðè Аëåêñàíäðå III î òîì
æå ãîâîðèëè ãîñóäàðñòâåííыé ñåêðåòàðü А.А. Пîëîâцîâ, ìèíèñòð èìïåðàòîð-
ñêîãî äâîðà ãð. И.И. Вîðîíцîâ-Äàшêîâ è äð. Íî èíыå êîíñåðâàòèâíыå äåÿòåëè
(è îñîáåííî òå èз íèх, êòî áыë â òîé èëè èíîé ñòåïåíè áëèзîê ê ñëàâÿíîфèëü-
ñòâó, êàê, íàïðèìåð, К.П. Пîáåäîíîñцåâ), íàïðîòèâ, óòâåðæäàëè, ÷òî èìåííî
ðàзðóшåíèå îáщèíы è òðàäèцèîííîãî óêëàäà ñåëüñêîé æèзíè ïîäîðâёò îñíîâы
172
социальной стабильности. Им казалось смертельно опасным широкое распро-
странение в России индивидуализма и появление многомиллионного проле-
тариата. По сути, именно их мнения восторжествовали к концу XIX в. Это
выразилось, в частности, в законе 14 декабря 1893 г. о неотчуждаемости кре-
стьянских наделов, ставшем важнейшим мероприятием царствования Алексан-
дра III в аграрной сфере. Парадокс заключался в том, что забота о сохранении
общинных ценностей «простого народа» оказывалась во многом созвучна идеям
народничества. «У этого алтаря, - писал об общине известный общественный
деятель К.Ф. Головин, - слился дым от кадильниц наших правых и левых… На-
туральное хозяйство и возделывание хлеба лишь на собственное потребление,
а не на продажу, было до некоторой степени общим идеалом обоих»4.
В условиях, когда в позициях представителей, казалось бы, крайне далё-
ких друг от друга общественных течений обнаруживались точки соприкоснове-
ния, возникали самые причудливые сближения и размежевания, неожиданные
альянсы и переходы из одного лагеря в другой. В данном контексте и сле-
дует рассматривать жизненный путь Сазонова. Выходец из провинциальной
мещанско-купеческой семьи, он, как и многие его сверстники, в 1870-е гг.
увлекался леворадикальными теориями, симпатизировал социализму, инте-
ресовался рабочими артелями, видя в них залог установления справедливого
общественного строя. Капитализм и олицетворявшие его кулаки-ростовщики
всегда вызывали у Георгия Петровича крайнюю неприязнь. Подобные установ-
ки подтолкнули молодого человека к участию в революционном движении, за
этим последовали аресты, высылки, отдача под надзор полиции. Вместе с тем,
когда в середине 1880-х гг. поражение революционеров стало очевидным, быв-
ший радикал - видимо, вполне искренно - сделал ставку на сотрудничество
с самодержавием. В новых условиях, казалось, только оно могло выполнить
задачу, реализация которой ранее связывалась с социалистическим переворо-
том - защитить крестьян от социального расслоения, пролетаризации, утраты
самобытности и т.д.5
На изменение настроений Сазонова могли повлиять и его поездки по Рос-
сии в 1880-е гг.: он изучал артели, общался с крестьянами, не скрывавшими
веру в попечительную власть монарха и «мечтания.., что царь даст мужикам
землю». Причём, как убедился народник, «мечтания эти только и связываются
с именем царя» (с. 147). Такие наблюдения подготовили почву для его сотруд-
ничества с влиятельными консерваторами - правителем канцелярии министра
внутренних дел А.Д. Пазухиным, обер-прокурором Святейшего Синода и не-
гласным ближайшим советником Александра III К.П. Победоносцевым, редак-
тором журнала «Гражданин» кн. В.П. Мещерским. Видимо, с одобрения своих
покровителей Сазонов в начале 1890-х гг. выступил с публичной критикой про-
ектов разрушения общины, пользовавшихся популярностью в правящих кругах
и поддерживавшихся тем же гр. Воронцовым-Дашковым. Наработки эконо-
миста способствовали и подготовке закона 1893 г. о неотчуждаемости наделов.
4
Головин К.Ф. Мои воспоминания. Т. II. СПб., 1910. С. 67.
5
Разумеется, подобная эволюция была характерна не только для Сазонова. Самый яркий
пример «обратившегося нигилиста» - Л.А. Тихомиров, однако были и другие революционеры,
повторившие (по крайней мере, отчасти) его идейный путь. Так, известный народник И.И. Каблиц
(Юзов) в 1880-е гг. признал благодетельное значение правительственной опеки самодержавия над
крестьянством, пришёл к мысли о необходимости сотрудничества с властями и закончил жизнь
чиновником Государственного контроля.
173
Говоря о взаимодействии бывшего революционера с консерваторами, не-
обходимо отметить, что наиболее дальновидные из них были готовы к подоб-
ным контактам и стремились использовать их в своих интересах. Так, для
Победоносцева взаимодействие с Сазоновым не являлось чем-то исключитель-
ным. В ряде случаев он покровительствовал людям леворадикальных взглядов
или вступал с ними в сотрудничество, если улавливал в их размышлениях не-
что, близкое его собственным идеалам, рассчитывал вернуть их «на путь ис-
тинный» или даже надеялся с их помощью решить те или иные проблемы на
местах «через голову» бюрократии. Наиболее яркий пример - его общение
с А.К. Маликовым, основателем религиозно окрашенного народнического те-
чения «богочеловеков». Консервативный сановник в течение многих лет вёл
с ним переписку, ходатайствовал о смягчении налагавшихся на него наказа-
ний. Интеллектуальная и духовная одиссея Маликова закончилась в 1880-е гг.
возвращением к традиционному православию6.
Заслуживают также внимания связи Победоносцева с революционером--
народником Н.К. Судзиловским (Русселем), эмигрировавшим в 1887 г. в США.
Они активно переписывались в начале 1890-х гг., когда в Сан-Франциско воз-
ник конфликт между главой православной епархии в Америке епископом Вла-
димиром (Соколовским) и частью местной русской общины. Глава духовного
ведомства с доверием относился к сведениям, сообщаемым эмигрантом, а тот
заявлял о своей лояльности монархии и готовности перейти на службу пра-
вительству7. Чрезвычайно интересно и знакомство Победоносцева с близким
к революционным кругам эмигрантом П.А. Дементьевым (Деменсом). По его
настоянию обер-прокурор Святейшего Синода оказал помощь переселившим-
ся в Канаду сектантам-духоборам, часть которых в начале 1900-х гг. изъявила
желание вернуться в Россию8.
Однако, сближаясь с высокопоставленными консерваторами, Сазонов, по--
видимому, искренне стремился обеспечить себе самостоятельное место в поли-
тической жизни страны. Воспринимая монархию как патриархальное установ-
ление, основанное на личной власти царя, и относясь к «бюрократизму» с не
меньшей неприязнью, чем к «кулачеству» и «ростовщичеству», бывший револю-
ционер рассматривал себя как доверенного слугу императора (или, по крайней
мере, как сотрудника лица, пользующегося царским доверием). Следует отметить,
что подобные амбиции вполне соответствовали тенденциям, распространённым
в 1880 - начале 1890-х гг. в верхах Российской империи. В то время монархи
всё чаще проявляли склонность вести дела в обход правительственного аппарата,
полагаясь на лиц, чуждых чиновничьим структурам. Наделение Сазонова важны-
ми полномочиями по сбору информации в ходе борьбы с голодом 1891-1892 гг.,
направление его в чрезвычайные командировки с инспекциями весьма напоми-
нало другие, более известные явления - предоставление А.А. Вендриху в конце
1880-х гг. особых полномочий по управлению железными дорогами, предприятия
тибетского лекаря П.А. Бадмаева, действовавшего на восточных окраинах импе-
6
Короленко В.Г. История моего современника. Т. 3-4. М., 1985. С. 184-193; Соловьёв К.А.
«Я сказал: вы - боги». Религиозное течение в освободительном движении 70-х гг. XIX в. («богоче-
ловечество»). М., 1998. С. 24, 36-37, 42-43, 111-113.
7
Emmons T. Alleged Sex and Threatened Violence: Doctor Russel, Bishop Vladimir, and the
Russians in San Francisco, 1887-1892. Stanford (Calif.), 1997. P. 83-84.
8
Тверской П.А. Из деловой переписки с К.П. Победоносцевым // Вестник Европы. 1907.
№ 12. С. 652-657.
174
рии по личному поручению Александра III, или начинания статистика А.А. Кло-
пова, ставшего персональным информатором Николая II9.
Желая донести до царя предположительно скрываемую от него ведомства-
ми правду, Сазонов пытался использовать в своих целях печать и в 1899 г. стал
редактором-издателем газеты «Россия». Это также было типично для второй по-
ловины XIX - начала XX в. Достаточно вспомнить начинания М.П. Соловьёва,
назначенного, благодаря Победоносцеву, начальником Главного управления
по делам печати, чужого в министерской среде и старавшегося в 1896-1899 гг.
превратить данное учреждение в самостоятельный центр власти, который че-
рез печать держал бы под контролем весь государственный аппарат и тем са-
мым придал бы монархии «живой», небюрократический характер10. Схожими
представлениями, видимо, руководствовался и Сазонов, надеявшийся сделать
из «России» орган «прогрессивный, резко оппозиционного, но строго госу-
дарственного направления» (с. 248). Он действительно старался отстаивать
интересы монархии, занимая независимую позицию и подвергая критике тех
сановников, чья деятельность, в его понимании, противоречила интересам са-
модержавия. Разумеется, далеко не все сотрудники Сазонова понимали всю
тонкость его замысла, некоторые из них постепенно «сдвигались» в своих пу-
бликациях к жанру хлёсткого памфлета. Это закончилось появлением, судя по
всему, без ведома Георгия Петровича, знаменитого фельетона «Господа Об-
мановы», после чего бывшего радикала вновь выслали из Петербурга (правда,
ненадолго) и отдали под надзор полиции.
Политика С.Ю. Витте, направленная на усиление крупной индустрии и вос-
принимавшаяся как насаждение в России капитализма, реформы П.А. Столы-
пина, сознательно разрушавшие общину и способствовавшие распростране-
нию частной собственности на землю - все эти меры, естественно, вызывали
у Сазонова отторжение и резкий протест. «Земля, - утверждал монархист--
оппозиционер, - неотразимо влияет на крестьянина, она вяжет его с природой
в одно целое, развивает в нём веру в Бога и в святость помыслов Его пома-
занника, делает его фаталистом и консерватором». Как и раньше, экономист--
народник напоминал об опасности для России стремительного роста проле-
тариата (с. 301). Веря в особые качества простого народа, Сазонов в какой-то
момент увлёкся Г.Е. Распутиным. На первых порах он даже покровительство-
вал появившемуся в столице «старцу». В этой фигуре он усматривал ещё один
способ придать монархии подлинно народный характер. Впоследствии Георгий
Петрович ввязался в ряд авантюр, попытавшись при помощи Распутина влиять
на назначения министров, но не преуспел на этом поприще.
Ориентация на ценности, реально или предположительно разделяемые
большей частью народа (одна из ключевых установок народничества), могла
толкнуть бывших революционеров и в ряды националистов. Неудивительно,
что в 1908 г. Сазонов оказался среди основателей Всероссийского националь-
ного союза, ведь и прежде, в «России», Георгий Петрович возмущался «юдо-
фильством» своих сотрудников11. В годы Первой мировой войны он активно
9
Семенников В.П. Тибетский врач и русская монархия // За кулисами царизма. Архив тибет-
ского врача Бадмаева. Л., 1935. С. XVII-XXXI; Лукоянов И.В. Тайный корреспондент Николая II
А.А. Клопов // Из глубины времён. Вып. 6. СПб., 1996. С. 64-86.
10
Ясинский И.И. М.П. Соловьёв // Цензура в России. СПб., 2003. С. 259.
11
Схожую эволюцию прошёл и член Исполнительного комитета «Народной воли» Г.Г. Рома-
ненко, примкнувший в начале 1900-х гг. к Союзу русского народа.
175
áîðîëñÿ ñ «íåìåцêèì зàñèëüåì». Сîáñòâåííî, âíåзàïíî «âñïëыâшàÿ» èíфîðìà-
цèÿ î «÷åðíîñîòåííîì» ïðîшëîì è ñòàëà ïðè÷èíîé íåïðèÿòíîñòåé, ïðåðâàâшèх
â íà÷àëå 1920-х ãã. ñîòðóäíè÷åñòâî Сàзîíîâà ñ ñîâåòñêèì ðóêîâîäñòâîì. А îíî,
êàê íè ïàðàäîêñàëüíî, ðàзâèâàëîñü òîãäà âåñüìà óñïåшíî, ïðè÷ёì ïî èíèцè-
àòèâå ñàìîãî эêîíîìèñòà-íàðîäíèêà, â 1918 ã. îáñóæäàâшåãî ñ В.И. Óëüÿíî-
âыì (Лåíèíыì) ïëàíы ïðåîäîëåíèÿ хîзÿéñòâåííîé ðàзðóхè, à â 1923 ã. áå-
ñåäîâàâшåãî ñ Ì.И. Кàëèíèíыì. Изäàòåëüñòâî ãàзåòы «Изâåñòèÿ» íàïå÷àòàëî
êíèãó Сàзîíîâà «Пðîáëåìы áîãàòñòâ СССл, ãäå âыäâèãàëèñü ìàñшòàáíыå
ïðîåêòы ïðåîáðàзîâàíèé ïðèðîäы. Кîíå÷íî, áыâшåãî ïðîòåæå Пîáåäîíîñцå-
âà è êí. Ìåщåðñêîãî ìîæíî зàïîäîзðèòü â ëèцåìåðèè, ïðèñïîñîáëåí÷åñòâå,
íåзäîðîâîì âëå÷åíèè ê âëàñòÿì. Оäíàêî ðåàëüíîñòü áыëà âñё æå ñëîæíåå.
Ещё ñ ñåðåäèíы 1880-х ãã., ïî ìåðå ðàзî÷àðîâàíèÿ â ðåâîëюцèîííîì äâèæå-
íèè (à ìîæåò áыòü, è ðàíüшå - â íà÷àëå äåñÿòèëåòèÿ, êîãäà îí ïðèìыêàë ê äâè-
æåíèю «íåìèñòîâ», ñîáèðàâшèхñÿ äåêðåòèðîâàòü ñîцèàëèзì â Ðîññèè «ñâåðхó»),
Сàзîíîâ óâåðîâàë â òî, ÷òî ëèшü ãîñóäàðñòâî ìîæåò ïðîâîäèòü ïðåîáðàзîâàíèÿ
â èíòåðåñàх шèðîêèх ìàññ. Íåëüзÿ зàáыâàòü, ÷òî åãî ìèðîâîззðåíèå, ïðè âñёì
âîñхèщåíèè íàðîäíîé ñòèхèåé, îïèðàëîñü íà ïðîñâåщåí÷åñêèé ðàцèîíàëèзì.
Пî ñëîâàì Зâåðåâà, Гåîðãèé Пåòðîâè÷ áыë «âîñïèòàí â äóхå âñåñèëèÿ ÷åëîâå÷å-
ñêîãî ðàзóìà è âñåìîãóщåñòâà íàóêè», ÿâëÿëñÿ èñêðåííèì ñòîðîííèêîì «ïîñòè-
æåíèÿ è ïîä÷èíåíèÿ ñèë ïðèðîäы» (ñ. 57). Кîëîññàëüíыé ïîòåíцèàë ãîñóäàð-
ñòâåííîé âëàñòè áыë äëÿ íåãî âàæíåå, ÷åì òå èëè èíыå åё хàðàêòåðèñòèêè. Кàê
îòìå÷àåò èññëåäîâàòåëü, ïîñëå ðåâîëюцèè Сàзîíîâ ðàзî÷àðîâàëñÿ â ïðåæíèх
ïðàâèòåëÿх, «íî íå â ñèëå ãîñóäàðñòâà è åãî âîзìîæíîñòÿх» (ñ. 40).
Òàêèì îáðàзîì, ãîòîâíîñòü Сàзîíîâà ê ñîòðóäíè÷åñòâó ñ áîëüшåâèêàìè
ìîãëà áыòü ñòîëü æå èñêðåííåé, êàê è åãî ïðåæíÿÿ êîíñåðâàòèâíàÿ ïóáëèцè-
ñòèêà. Äà è ðàññêàзыâàÿ â àâòîáèîãðàфèè î ñâîåé îïïîзèцèîííîñòè äî 1917 ã.
è ó÷àñòèè â ðåâîëюцèîííîì äâèæåíèè, îí íå âî âñёì êðèâèë äóшîé. В åãî
ìèðîâîззðåíèè ïðî÷íî ïåðåïëåëèñü ëåâыé ðàäèêàëèзì è ìîíàðхèзì, íàðîäíè-
÷åñòâî è íàцèîíàëèзì, òÿãà ê íåзàâèñèìîñòè è êóëüò ñèëüíîé âëàñòè. Их ïå-
ðåïëåòåíèå íå áыëî ñëó÷àéíîñòüю, îíî îòðàæàëî âàæíåéшèå òåíäåíцèè эïîхè
è âìåñòå ñ òåì ïðèäàëî áèîãðàфèè Сàзîíîâà îñîáыé êîëîðèò, ñäåëàâ åё ÷ðåз-
âы÷àéíî èíòåðåñíîé äëÿ èзó÷åíèÿ.
176