Виталий Тихонов
Советская наука в действии*
Vitaliy Tikhonov
(Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences, Moscow)
Soviet science in action
DOI: 10.31857/S0869568722010253
Новая книга известного историка
«эффект Матфея» рассматривается
советской науки Е.А. Долговой явля-
в качестве одной из отправных точек
ется продолжением её работ, в част-
анализа начального периода развития
ности документальной монографии,
советской науки. Но, как мне кажет-
посвящённой Н.И. Карееву1. В пре-
ся, теперь автор отчётливее отмечает
дыдущей книге автор отказалась от
вариативность жизненных траекто-
всё ещё популярной среди истори-
рий и показывает переплетение фак-
ков концепции
«репрессированной
торов, определявших эволюцию на-
науки» и предложила рассматри-
учного сообщества. Представляется,
вать взаимодействие между властью
что в такой формулировке примене-
и научными кругами через призму
ние «эффекта Матфея» вполне пло-
сформулированного Р. Мертоном
дотворно и позволяет объяснить ряд
«эффекта Матфея». По её мнению,
важных событий прошлого.
«не социальный и политический фак-
Структурно книга разделена на
торы определяли положение учёного
пять глав, логично вытекающих друг
“старой школы” в постреволюци-
из друга. Первая глава знакомит чита-
онном обществе, а, скорее, его до-
теля с применяемыми автором подхо-
революционный статус (авторитет
дами и методами, вторая - позволяет
и позиция, занимаемая в поле из-
увидеть параметры научного сооб-
бранной им тематики, администра-
щества переходного, постреволюци-
тивный ресурс и потенциал в науч-
онного периода. Следующая глава
ном поле) диктовал в соответствии
фокусируется на действиях власти
с принципом кумулятивного нако-
в научной сфере, причём реализация
пления преимуществ особенности от-
властных полномочий рассматрива-
ношения к нему власти и специфику
ется не только как прерогатива госу-
преломления в отношении него со-
дарства и партии, но и как следствие
ветской социальной политики»2. Та-
функционирования относительно ав-
кой «лобовой» пересмотр устоявших-
тономного поля науки с его внутрен-
ся представлений (даже несмотря на
ними механизмами господства и под-
определённые оговорки, сделанные
чинения, иерархиями и традициями.
автором) вызвал критику со стороны
Четвёртая глава построена на рекон-
рецензентов, указавших на тот факт,
струкции работы Института красной
что нередко никакие «накопленные
профессуры (ИКП) и анализе карьер-
преимущества» не избавляли от пре-
ных траекторий его преподавателей,
следований3. Заставила ли критика
слушателей и выпускников. Нако-
Долгову отказаться от своей концеп-
нец, последний раздел посвящён пу-
ции? Отнюдь нет. Её новая книга
бличной роли учёного в советском
открывается введением, в котором
обществе.
* Долгова Е.А. Рождение советской науки: учёные в 1920-1930-е гг. М.: РГГУ, 2020. 469 с.
213
Исследование построено на кон-
ла рубеж под экспериментом. Важно
цептуальном синтезе ряда подходов
подчеркнуть, что большевикам не
в русле социальной истории науки.
удалось сломать иерархичность науч-
Его отличает широкий круг исполь-
ного сообщества - его автономность
зованных источников, в том числе
оказалась сильнее. Власти пришлось
и многочисленных архивных докумен-
признать свойственные науке тради-
тов. В первую очередь хочу отметить
ции и статусы, что стало одним из
активное применение количествен-
фундаментов «большого контракта»:
ных методов. Как известно, ложь бы-
складывания взаимодействия, суть
вает трёх видов: простая ложь, наглая
которого - лояльность учёных в об-
ложь и статистика. Понимая опас-
мен на социальные и экономические
ность
«пленительной объективности
преференции.
цифр», Долгова учла многочисленные
В этой связи важно, что в отдель-
ловушки, сопровождающие исполь-
ной главе специально разбирается
зование статистики, и эффектно со-
«политэкономия» советской науки
единила количественные показатели
1920-1930-х гг. Её альянс с новым
с качественным анализом. Выясни-
режимом начал складываться в ат-
лось, что изменение в результате ре-
мосфере революционной разрухи.
волюционных преобразований правил
При этом подчёркивается, что власть
научной аттестации и снятие ряда
не обязательно требовала полной по-
гендерных и национальных ограниче-
литической лояльности. Речь скорее
ний привело к качественному изме-
шла о признании советского строя
нению академической среды. Подчёр-
как такового, а квалификация оказы-
кнуто, что преобразования (особенно
валась важнее политических воззре-
декрет 1918 г., разрешивший занимать
ний. Книгу украшают многочислен-
должность профессора без защиты
ные бытовые зарисовки (особенно
диссертации) отвечали устремлени-
подробно описана эпопея строитель-
ям низовой части научного сообще-
ства комплекса зданий для сотрудни-
ства и вписывались в
«революцию
ков и слушателей ИКП). Так, если
приват-доцентов». Подсчёты проде-
в начале 1920-х гг. старая профессура
монстрировали, что перемены при-
боролась за сохранение своих домов
вели к нескольким компенсаторным
и многокомнатных квартир, то «крас-
эффектам - серьёзному увеличению
ные профессора» зачастую - просто
количества женщин, евреев и выход-
за предоставление им койко-места.
цев из непривилегированных слоёв.
В этом контексте жилищная полити-
Это, в свою очередь, спровоцировало
ка оказалась и важным инструментом
конкуренцию и рост напряжённости
научной политики. По наблюдениям
между «новыми учёными» и предста-
Долговой, успех в «борьбе за метры»
вителями дореволюционной академи-
определялся не социальным происхо-
ческой корпорации. Статистические
ждением или идеологией, а корпора-
методы позволили проследить и дис-
тивным статусом учёного и его ме-
циплинарную трансформацию науки.
стом в иерархии. Кроме того, именно
Если в конце 1920-х гг. доминирова-
в
1920-е гг. начала формироваться
ли медицинские кадры, то во второй
и социальная инфраструктура совет-
половине 1930-х - инженерные, что
ской науки (дома отдыха, дома для
явно объясняется начавшимся инду-
престарелых, санатории, спецраспре-
стриальным скачком.
делители и т.д.), сделавшая её работ-
Восстановленная в 1934 г. систе-
ников своеобразным «средним клас-
ма аттестации научных кадров подве-
сом» советского общества.
214
Отдельное внимание уделено
тивные посты. Даже на май 1937 г.
тому, была ли советская наука ком-
только 45,1% преподавателей состоя-
мунистической, т.е. делали ли её
ли в партии. «В этом свете Институт
члены партии. В конечном счёте это
красной профессуры предстаёт не ан-
вопрос, насколько удался запущен-
гажированной идеологической инсти-
ный после революции проект «ком-
туцией, а всего лишь одним из воз-
мунистической науки». Ответ оказал-
можных мест работы интеллигенции,
ся отрицательным. Доля партийных
где оказались востребованы не столь-
даже в 1930-х гг. оставалась невысо-
ко её лояльность власти, а прежде все-
кой (особенно низкой - среди науч-
го знания, умения и навыки, нередко
ной элиты: докторов наук, несколько
полученные ещё до 1917 г.», - резю-
выше - среди младших научных со-
мирует автор (с. 277).
трудников). Даже механизм присужде-
Не всё гладко обстояло и с «вы-
ния степени без защиты диссертации,
пускающей эффективностью». Только
запущенный в середине 1930-х гг., не
чуть более трети поступивших смогли
работал исключительно на повышение
окончить ИКП. Одни выбывали из-за
доли членов ВКП(б), поскольку 45%
неуспеваемости, другие - из-за быто-
таких случаев пришлось на беспар-
вых проблем, но большинство просто
тийных. Автор пришла к выводу, что,
не успевали закончить курс обучения
несмотря на властный запрос на пар-
из-за срочных партийных поручений.
тийных учёных, говорить о «коммуни-
Анализ распределения выпускников
стической науке» не приходится.
продемонстрировал, что бóльшая их
В противовес широкоохватным,
часть направлялась не на препода-
обобщающим главам четвёртая посвя-
вательскую или научную работу, как
щена конкретному, но очень важному
задумывалось, а на партийные и ру-
сюжету - Институту красной профес-
ководящие должности. Таким обра-
суры, форпосту построения
«новой
зом, Институт фактически работал
науки». Как прекрасно показала Дол-
«вхолостую». Возвращение в середи-
гова, замысел и реальность постоянно
не 1930-х гг. системы научных степе-
расходились, порой значительно. Пре-
ней, без которых стало нельзя вести
подаватели и слушатели ИКП оказа-
преподавание, по сути, похоронило
лись в подвешенном состоянии как
образовательную модель ИКП. Его
в партийной, так и в академической
выпускникам пришлось заново дока-
иерархиях, не обладая привилегиями
зывать состоятельность в конкурен-
ни одной из них. Кроме того, для вла-
ции с остепенёнными учёными «ста-
сти Институт оказался слишком доро-
рой школы».
гим удовольствием даже с учётом его
Последняя глава рассматривает
идеологической важности. Именно
публичные роли советского учёного
это (вкупе с сомнительной эффектив-
в 1920-1930-х гг.: образ в кинемато-
ностью деятельности) и стало причи-
графе, популяризаторскую деятель-
ной его закрытия.
ность. Всё это демонстрирует расши-
Статистический анализ профес-
рение его роли как публичной фигуры,
сорско-преподавательского
состава
важной для сциентистской стороны
разрушает один из ключевых мифов -
господствовавшей идеологии.
о его идеологической монолитности.
Представляется, впрочем, что не-
Он изначально оказался довольно пе-
сколько прямолинейно решён вопрос
стрым, а выпускники самого ИКП со-
о международном научном языке.
ставляли в нём примерно треть, хотя
Автор убеждена, что отказ советских
и занимали руководящие администра-
учёных от такового в пользу «патри-
215
отического» следует расценивать как
тафорически, нежели теоретически)
однозначно негативное явление. «На-
«эффект Луки»: в противовес социаль-
ционализация» научного языка - це-
ному иммунитету и преференциям,
ленаправленный процесс, начавший-
которые традиционно предоставляет
ся ещё в дореволюционной России
«эффект Матфея», власть и общество
и утвердившийся на волне патриотиз-
сформулировали перед научным со-
ма в Первую мировую войну, когда
обществом ряд условий, по которым
главный международный язык нау-
его работа признаётся эффективной.
ки - немецкий - стал рассматривать-
Это - интересное наблюдение, требу-
ся как язык врага. Многие расцени-
ющее дальнейшей разработки.
вали переход на русский как способ
Итак, в рецензируемом исследо-
утверждения отечественной науки
вании настойчиво проводится мысль
в качестве полноправного субъекта
о сложности взаимоотношений вла-
мировой. В советское время междуна-
сти и науки в начальный период
родные связи ослабли, но не оборва-
развития советского проекта. Основ-
лись. Отказ от использования «между-
ной пафос заключается в утвержде-
народного языка» (или языков) имел
нии взгляда на научное сообщество
место во второй половине 1930-х гг.
как на субъект, а не объект истории,
и обусловливался рядом факторов:
и отказе от рассмотрения власти как
конфронтацией с нацистской Герма-
демиурга во взаимодействии с на-
нией, ростом самоизоляции, шпионо-
укой. Несмотря на всю свою мощь,
манией и т.д.
власти (со всеми оговорками) всё же
Но здесь важно учитывать миро-
пришлось играть по правилам науч-
вой контекст. В начале XX в. переход
ного поля. Пожалуй, никто в отече-
от старых «международных языков на-
ственной историографии не проводит
уки» к новым (среди которых главен-
эту мысль со схожей настойчивостью.
ствующую роль начал играть англий-
Без сомнения, новая книга Е.А. Дол-
ский) начался во всём мире. Русский
говой станет этапной.
язык также занял свою (и внушитель-
ную) нишу, особенно после Второй
мировой войны, когда наблюдались
Примечания
активные действия советских властей
по продвижению его в качестве веду-
1
Учёный в эпоху перемен: Н.И. Кареев
щего в мировой науке (а в перспек-
в 1914-1931 гг. Исследования и материалы /
тиве - и единственного языка науки
Сост. Е.А. Долгова. М., 2015.
2
Там же. С. 6.
коммунистического будущего). Вы-
3
Комочев Н.А. Рец. на: Учёный в эпоху
скажу гипотезу, которая требует даль-
перемен: Н.И. Кареев в 1914-1931 гг. Иссле-
нейших исследований и обсуждения.
дования и материалы // Российская история.
Возможно, описанную ситуацию сле-
2016. № 2. С. 228-230; Сидорова Л.А. Профес-
дует рассматривать и с точки зрения
сия и сообщество: «эффект Матфея» в совет-
утверждения новых языков научно-
ской исторической науке
1920-1930-х гг.
//
Российская история. 2017. № 4. С. 84-102; Ти-
го общения, а не только как процесс
хонов В.В. Учёный в эпоху перемен: Н.И. Каре-
дистанцирования от мировой науки?
ев в 1914-1931 гг. Исследования и материалы
Завершая исследование, Долгова
[рец.] // Новая и новейшая история. 2016. № 2.
сформулировала (пока больше ме-
С. 228-230; и др.
216