Светлана Мулина, Наталья Суворова
Каким мы видим старый сибирский базар, изучая современные
«этнические» рынки
Svetlana Mulina, Natalia Suvorova
(both - Dostoevsky Omsk State University, Russia)
How we see the old Siberian Bazaar, studying modern «ethnic» markets
DOI: 10.31857/S0869568722010289
Авторы рецензируемой моногра-
зара протянута до сегодняшних дней,
фии хорошо известны как специалисты
а базарная площадь с её обитателя-
по трансграничным миграциям, ло-
ми представлена как вневременная
кальным сообществам и «этническим»
составляющая меняющегося города.
рынкам1. Многолетние (в том числе
Основанием для выстраивания столь
полевые) исследования позволили им,
«долгой» истории базара стало пере-
опираясь на широкий спектр теоре-
селенческое общество Востока Рос-
тических подходов, всесторонне опи-
сии, сохраняющее, по мнению авто-
сать проблематику места и роли базара
ров, такие принципиальные черты,
в городском сообществе. Исследование
как малочисленность, разбросанность
«этнических» рынков в столь широ-
культурно и этнически неоднородно-
кой проблемной плоскости неизбеж-
го населения, высокая миграционная
но поставило вопрос об историческом
мобильность в условиях одновремен-
пути сибирского базара - на вопросы
но плохо развитых внутренних ком-
о функциях современного рынка, его
муникаций и доступности трансгра-
участниках, механизмах, практиках
ничных контактов, малочисленности
формирования и функционирования
городов (с. 25).
нельзя полноценно ответить без пони-
Взгляд из современности в про-
мания их генезиса. По мнению авто-
шлое естественен для историков, но,
ров, это позволяет «выйти и на массу
фокусируя внимание на постсоветских
других важных проблем постсоциали-
рыночных реалиях провинциальных
стического транзита» (с. 24-25).
городов, исследователи сталкиваются
Описание исторической дина-
с проблемами допустимости использо-
мики сибирского рынка уместилось
вания единой терминологии, сопоста-
в одной небольшой главе и получи-
вимости хронологических, страновых,
лось достаточно схематичным. Одна-
региональных и типологически схожих
ко, с нашей точки зрения, эта часть
примеров. Сама процедура поиска -
монографии является одной из важ-
«узнавания» и «сопоставления» - но-
нейших, поскольку в ней не только
вого и старого базара превращается
охарактеризована специфика генезиса
в самостоятельную исследовательскую
сибирского открытого («китайского»)
проблему, порождая «постановочный
рынка, но и выявлена преемствен-
и спекулятивный» (с. 28) характер из-
ность «базарных» традиций с точки
ложения материала.
зрения участников, деловых практик
Одна из терминологических про-
и территориального расположения.
блем исследования
- соотношение
Фактически нить истории старого ба-
понятий «рынок» и «базар». Авторы,
* Григоричев К.В., Дятлов В.И., Тимошкин Д.О., Брязгина Д.Е. Базар и город: люди, простран-
ства, образы. Иркутск: Оттиск, 2019. 288 с.
225
вслед за В.И. Далем, ставят между
производственной документации. На-
ними знак равенства, полагая, что эти
пример, в начале XX в. Нижегородская
понятия на раннем этапе подменяли
дума приняла документ «О внутрен-
друг друга. Обыватели, власть, иссле-
нем распорядке на рынках и базарах»,
дователи действительно нередко урав-
а в отчёте за 1908 г. указала, что в го-
нивали базар и рынок, особенно когда
роде существует восемь базаров и два
речь шла не о конкретном месте тор-
рынка, не пояснив разницы между
говли (в городской топонимике места
ними4.
торга, как правило, имели устойчивые
Исторические трансформации со-
наименования: центральный базар,
ветской, постсоветской и (в гораздо
летучий рынок, чёрный базар и т.д.),
большей степени) несоветской (ры-
а о явлении. Понятия «рынок» и «ба-
ночной) экономических систем разво-
зар» смешиваются и в ряде других
дят «базар» и «рынок» на уровне реаль-
языков. Вот, например, как выглядело
ных практик, ценностей и традиций.
описание сибирского базара польским
В частности, базар
«характеризуется
ссыльным XIX в. в переводе на рус-
незначительным
(“предефицитным”)
ский язык: «Площадь (rynek) в каждом
объёмом предложения товаров, произ-
городе бывает достаточно и даже очень
вольным установлением цен с тенден-
обширной. Посередине этой площа-
цией к их росту при любой динамике
ди (rynku) стоит большое деревянное
спроса, ограниченным ассортиментом
здание, вмещающее в себе магазины
и низким качеством товаров (при их
различных товаров: текстильных, ко-
внешнем изобилии), отчуждением про-
жаных, тканевых, галантерейных, та-
изводителя от покупателя». При этом
бачных… Эта площадь (rynek), где раз
«базар и рынок не разделены непрео-
в неделю проходит торг (targ), назы-
долимой стеной. Базар способен (при
вается базаром (bazarem). Так называ-
наступлении ряда условий) эволюцио-
ют и здание с магазинами, стоящее на
нировать в рынок; последний, в свою
площади (rynku), и каждый еженедель-
очередь, может превратиться в базар»5.
ный торг (targ) или годовую ярмарку
Эти уточнения напрашиваются и при
(jarmark)»2. Несмотря на то что в пе-
определении старых сибирских база-
реводе мы развели смысл слов «rynek»,
ров: все ли они «доросли» до рынков;
«targ», «bazar», каждое из них можно
можно ли уже на досоветском этапе
перевести как «рынок» или «базар».
выделять «ещё базары» и «уже рынки»?
Но есть другой момент, на кото-
Значительную смысловую на-
рый не обратили внимание исследова-
грузку несёт и обозначение перио-
тели: возможно, существовала разница
дов трансформации
«базара-рынка»
между базаром и рынком с точки зре-
в пространстве старого сибирского го-
ния правовых критериев, например,
рода: позднеимперский («рынок позд-
официально присвоенных им прав тор-
ней империи») или дореволюционный,
говли? Подобное различие, например,
а далее - советский, позднесоветский,
имелось между ярмарками и торжка-
постсоветский (постсоциалистиче-
ми. Торжки учреждались в селениях,
ский). Действительно, в зависимости
на них должны были продаваться толь-
от задач исследования на «старый ба-
ко изделия, относящиеся к крестьян-
зар» можно смотреть с имперского
скому быту. На ярмарках же торговле
ракурса - как на инструмент «стяги-
предоставлялась неограниченная сво-
вания»,
«сшивания» колонизуемых
бода3. Наличие отличий между рынком
пограничных территорий. Этот ракурс
и базаром подтверждает и то, что эти
охватывает проблему этничности и по-
два понятия часто разводились в дело-
зволяет исследовать её с точки зре-
226
ния и участников, и товаров обмена,
а значит, имели устоявшийся марш-
и образов базара в массовом сознании
рут, знакомых продавцов, определён-
современников. Обозначение периода
ные модели поведения на рынке. Даже
как
«дореволюционного» подчёрки-
для политических ссыльных походы
вает принципиальное отличие новых
на рынок приобретали упорядочен-
советских / социалистических эконо-
ность: «В воскресенье на рассвете все
мических практик от досоветских. Од-
поляки, ведущие своё хозяйство, каж-
нако базары оказались самым живучим
дый с корзиной, сходились на рынке»
элементом «старой» системы торговли
и в определённом порядке, начиная
и снабжения, сохранив в чрезвычай-
с мяса, обходили ряды, запасаясь про-
ных условиях войн и революций устой-
визией7. Это позволяет говорить не
чивость и обеспечив преемственность
столько о «рыночном хаосе», сколько
традиций «вольной торговли» (с. 41).
о «правилах игры», отрепетированных
Реконструкции истории базара
ролях и мизансценах, хорошо описан-
имперской России действительно пре-
ных авторами монографии примени-
пятствует недостаток информации. Для
тельно к современному базару и совер-
современников это явление было при-
шенно не изученных применительно
вычно и поэтому не стало предметом
к базару позднеимперскому.
отдельных описаний. «Растворившись
Базар в пространстве города и его
в повседневности, рынки становятся
событийная жизнь, очевидно, не огра-
малозаметны, обыденны, внешне по-
ничивались исключительно товаро-
нятны. И в этом смысле они оказыва-
обменом. Он становился центром
ются не просто уходящей, но усколь-
городской жизни, где многолюдно
зающей натурой, расположенной
и интересно. Один из современни-
“на самом видном месте”, а потому
ков вспоминал, что Мокринский ба-
незаметной» (с. 12). Редкие зарисовки
зар в Омске был местом, где можно
на страницах воспоминаний или печа-
дёшево и вкусно поесть: «За десяток
ти позволяют лишь говорить, что база-
пельменей, сваренных при мне и по-
ры играли значительную роль в эконо-
сыпанных красным перцем, я платил
мике отдельных домохозяйств, решая
1 коп.; за чашку сладкого горячего
проблему повседневного питания. Из
сбитня - 1 коп. и за крупинчатый ка-
них же можно почерпнуть образы.
лач - 1 коп.; если у меня была ещё
Так, обязательные атрибуты сибирских
1 копейка, то покупал на неё десерт -
базаров - грязь, толстый слой навоза,
4 превосходных медовых пряника или
прилавки, лавчонки, шалаши. Газеты
стопку маковников, сваренных тоже
Томска начала ХХ в. писали, что на
на меду»8. Базарная площадь являлась
базарных площадях и около толкучек
также своеобразной городской сценой,
туалеты содержались «в высшей сте-
на которой разворачивались не только
пени антисанитарно» и далеко «давали
повторяющиеся повседневные карти-
о себе знать специфическим запахом».
ны, но и «давались» уникальные или
А главная базарная площадь, сильно
редкостные «представления», привле-
унавоженная, загрязнённая, оставалась
кавшие горожан. На базарной пло-
очагом заразы «даже в благоприятное
щади в Омске проводили порки (на-
от холеры время»6.
казания) и обряд гражданской казни.
Гораздо сложнее описать инсти-
Современники нередко отмечали не-
туциональный статус и участников
подготовленность публики и властей
базарной экономики. Можно лишь
(«сценаристов») к публичным «шоу».
предположить, что жители посещали
Г.Н. Потанин при описании собствен-
рынок регулярно - в торговые дни,
ной «гражданской казни» на базарной
227
площади иронизировал: народ ещё не
и рыночная площадь определяли на-
собрался, толпы за колесницей не об-
правление развития городского про-
разовалось, как и «моря голов»9. Не
странства: стягивая его, структурируя за
удовлетворило его и качество публики,
счёт торговых рядов, площадей, улиц,
которая «стояла только в три ряда»,
коммуникаций, выстраивая окрестно-
да и интеллигентных лиц и дамских
сти (купеческие районы, торговые ули-
шляпок не было. Власти, вероятно,
цы), а иногда и архаизируя их посред-
с опаской относились к таким «сце-
ством включения в торгово-обменные
нам», поэтому выбирали «самое раннее
процессы негородского населения,
утро», пока можно использовать саму
мигрантов, кочевников. Организация
площадь без зрителей. В зависимости
базарного пространства определялась
от мероприятия площадь приобрета-
функционалом города в целом, его
ла соответствующие «декорации». Для
сословным составом и экономиче-
гражданской казни строили эшафот,
ской спецификой. Так, Омск, напол-
на который преступник доставлял-
ненный преимущественно военными
ся на высокой колеснице, снабжён-
и статскими чинами, формировался
ный реквизитом - «доской на грудь
отдельными очагами - форштадтами,
с надписью».
каждый из которых имел свой базар.
И всё же базар XIX в. как явле-
Красноярск складывался вокруг Ста-
ние социальной жизни неизменно вы-
робазарной площади с её деревянны-
падает из поля зрения как современ-
ми балаганами. Однако рост города
ников, так и исследователей. Можно
требовал расширения торговых пло-
говорить лишь о позициях крупных
щадей, и в 1828 г. появился высочай-
игроков, деливших доходы от торгов-
ше утверждённый план, по которому
ли. Например, в ряде сибирских го-
новым общегородским центром ста-
родов сталкивались интересы властей
новилась Новобазарная площадь. Но
и казачьих станиц. Устройство базара
власти столкнулись с противодействи-
в Петропавловской станице на полко-
ем торговой верхушки, проживавшей
вой площади (в подгорной части горо-
в старой части города и пытавшейся
да), как и устройство Казачьего базара
сохранить значение прежней площа-
в Омске на фабричной площади имело
ди. Конкуренция двух торговых и го-
неблагоприятное влияние на хозяйство
родских центров завершилась лишь
указанных городов. Эти базары спо-
в 1860 г., когда губернатор, ссылаясь
собствовали увеличению станичных
на отсутствие элементарных удобств,
и уменьшению городских доходов. Оба
запретил торговлю на старом базаре11.
города имели много
«обязательных
Реакцию городского простран-
расходов» и поэтому довольно доро-
ства на перемещение базара хорошо
го брали за торговые места, тогда как
демонстрирует случай Петропавлов-
станицы, не связанные подобными
ска. До 1840-х гг. город сосредоточи-
расходами, просили гораздо меньше,
вался в подгорной местности около
чем неминуемо перетягивали значи-
р. Ишим, где находились базар и го-
тельную часть торговли10. В результате
стиный двор. Подобное расположение
и в Петропавловске, и в Омске город-
оказалось крайне неудобно: скучен-
ские власти требовали либо убрать ста-
ность населения, частые пожары, ве-
ничный базар, либо подчинить казачьи
сенние разливы. Но когда разрешили
территории городскому управлению.
селиться на горе, переселение подви-
Торговля не всегда являлась глав-
галось туго - при крутых и неисправ-
ным фактором формирования сибир-
ных дорогах жители встречали затруд-
ских городов. Но в любом случае базар
нение в доставке продовольственных
228
припасов и других предметов первой
этнографический музей этого выми-
необходимости. В 1849 г., после силь-
рающего племени», сохранившего
ного пожара, истребившего почти всю
в чистоте «тип древнего монгола»14.
подгорную часть, генерал-губернатор
Подобные описания дают опреде-
распорядился перенести базар и го-
лённую возможность реконструиро-
стиный двор в нагорную часть, что
вать этносоциальный облик городов
дало значительный толчок городско-
и схемы миграционных потоков, но,
му строительству. Но когда в январе
увы, не позволяют исследовать вза-
1875 г. в Казачьем форштадте открыл-
имоотношения между покупателями
ся независимый от города базар, воз-
и продавцами, атмосферу городского
никли опасения, что торговля и соот-
пространства.
ветствующая инфраструктура начнут
В целом, исследование рынков
сползать под гору, а развитие нагорной
в длительной исторической перспекти-
части задержится, поскольку её жите-
ве позволяет поставить новые вопро-
ли будут терпеть убытки12. Эти при-
сы, по-новому прочитать мимолётные
меры показывают влияние базаров на
«базарные» сюжеты. Даже при нали-
формирование культурного ландшаф-
чии незначительного фактического ма-
та сибирских городов и то, как раз-
териала, но использовав современный
личные социальные группы пытались
теоретико-методологический инстру-
оказывать влияние на этот процесс.
ментарий, авторы смогли представить
Детальное изучение истории базаров
основные вехи сибирского базара до-
позволяет анализировать социальную
советской и советской эпох и его вли-
структуру сибирского города с нового,
яние на городское пространство и со-
непривычного ракурса.
общество. Оптика, применяемая для
Ещё одна проблема, поставленная
изучения современных
«этнических»
авторами рецензируемой монографии
рынков, позволила им отойти от тра-
на примере современных «китайских»
диционного взгляда на старый базар
рынков, это этничность базаров,
как просто специфическую форму тор-
определяемая и с точки зрения при-
говли, увидеть в нём уникальное явле-
сутствия на них людей разных этносов
ние жизни переселенческого общества.
и культур, и как проблема специфиче-
Надеемся, что рассматриваемая моно-
ских визуальных и языковых практик,
графия стимулирует историков изучать
их восприятия городским сообще-
базар имперской эпохи, а накоплен-
ством. Что здесь может нам дать ста-
ные знания помогут сделать следую-
рый сибирский базар? Отдельные упо-
щий шаг в осмыслении современных
минания позволяют предположить,
открытых рынков.
что таковой и в позднеимперский пе-
риод выполнял функции места встре-
чи и диалога различных этнических
Примечания
групп (как проживавших на данной
1
Брязгина Д.Е. «Этнические» рынки Ир-
территории, так и пришлых). На ба-
кутска: ментальная репрезентация простран-
заре в Омске современник видел «си-
ства
// Вестник Томского государственного
дящих в кучке киргизов, продающих
университета. История. 2019. № 59. С. 122-129;
мётлы, лопаты и корзины», в Петро-
Григоричев К.В., Дятлов В.И. «Китайские» рынки
павловске - бухарцев с катушками из
России: роль в постсоциалистической трансфор-
мации (случай Иркутска) // Вестник Томского
«прекрасных шалей»13. В Восточной
государственного университета.
2017.
№ 419.
Сибири путешественникам неизменно
С. 121-131; Григоричев К.В., Тимошкин Д.О. Ба-
бросались в глаза буряты. Так, в Чите
зар в движении: Иркутский открытый рынок как
на рынке разворачивался «настоящий
точка концентрации мобильностей // Региона-
229
6
листика. 2019. Т. 6. № 1. С. 26-39; Этнические
Жеравина А.Н. Томск второй половины
рынки в России: пространство торга и место
XIX - начала XX в. (по материалам дореволю-
встречи / Науч. ред. В.И. Дятлов, К.В. Григори-
ционной печати). Томск, 2010. С. 80.
7
чев. Иркутск, 2015.
Kierdej Z. Wspomnienia z wygnania: 1865-
2
Czaplicki F.M. Obraz Syberyi przez
1874. Poznań, 1875. S. 23.
8
F.M. Władysława Czaplickiego autora
«Czarnej
Антология Омского краеведения. Т. 3.
Księgi». Kraków, 1871. S. 88.
Омск в публикациях XVIII - начала XX вв.
3
Государственный исторический архив
Омск, 2020. С. 634-635.
9
Омской области (далее - ГИА ОО), ф. 3, оп. 1,
Там же. С. 197.
10
д. 1322, л. 96.
ГИА ОО, ф. 3, оп. 8, д. 12145а, л. 99-
4
Архипова Н.Е. Деятельность нижегород-
99 об.
11
ских властей в сфере развития торговли в горо-
Терешкова М. Новобазарная площадь
де на рубеже XIX-XX вв. // Актуальные про-
(URL: https://www.krasplace.ru/novobazarnaya--
блемы гуманитарных и естественных наук. 2016.
ploshhad).
12
№ 4-1. С. 179-182.
ГИА ОО, ф. 3, оп. 8, д. 12145а.
5
13
Степанов А.В. Базар и рынок в истории
Kobylecki J. Wiadomości o Syberyi i podró-
и современности // Вестник Ивановского госу-
że w niej odbyte w latach 1831, 1832, 1833, 1834.
дарственного университета. Сер. Гуманитарные
Т. 1. Warszawa, 1837. S. 95, 124.
14
науки. 2010. Вып. 3. История, филология, фи-
Olechowski G. Tam, gdzie zimno (wrażenia
лософия. С. 31, 32.
z podróży). Warszawa, 1930. S. 95.
230