Пётр I и реформа Русской Церкви
Ольга Агеева
Peter I and the reform of the Orthodox Church of Russia
Olga Ageeva
(Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences, Moscow)
DOI: 10.31857/S0869568722020029, EDN: FTFMHC
Реформа Русской Православной Церкви являлась одним из самых значи-
тельных преобразований Петра I и проходила более 20 лет в несколько этапов.
Историки ещё в первых биографиях царя, созданных в XVIII в., приводили
различные факты относительно его религиозности. В ХХ в. отношение к ре-
лигии и формы верования монарха-реформатора рассмотрели в особых главах
и подразделах своих трудов П.В. Верховской и И.К. Смолич. В 1972 г. во-
прос о специальном рассмотрении религиозности Петра I поставила Т.С. Май-
кова1. Практически все исследователи писали, что царь-реформатор являлся
искренне верующим православным человеком, хотя могли добавить, что его
православное мировоззрение «крайне трудно поддаётся определению», и что
он не был верующим «старинного московского типа», богомольным, церков-
ным, «обрядовером старого отживавшего типа»2. В религиозной деятельности
православного царя авторы отмечали веяния европейского рационализма и об-
ращение к протестантским образцам3, проявившимся, в частности, при замене
патриаршества Синодом, и ставили вопрос о сложном различающемся отно-
шении к религии и Церкви Петра как государственного деятеля и Петра как
частного лица4.
Основу религиозности монарха заложило его православное воспитание
и обучение. Под руководством Н.М. Зотова чтению и письму маленький ца-
ревич традиционно учился по Часослову, Псалтыри, Евангелию и Апосто-
лу и в дальнейшем демонстрировал отличное знание богослужебных книг.
В 1698 г. в Англии он четыре часа беседовал «о многих вещах» с англиканским
епископом Бёрнетом, отметившим, что царь «обладает такой степенью зна-
ния, какой я не ожидал видеть в нём. Он тщательно изучал Св. Писание»5.
Пётр любил богословские разговоры, по памяти цитировал Библию, себя ви-
дел православным человеком и свою страну - только православной. Записку--
наставление племяннице, выходившей замуж за иностранного принца, Пётр
© 2022 г. О.Г. Агеева
1
Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. К вопросу об от-
ношении церкви и государства в России. Т. 1. Исследование. Ростов н/Д, 1916. С. 46-95; Смо-
лич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Ч. 1. М., 1996. С. 64-71; Майкова Т.С. Пётр I и пра-
вославная церковь // Наука и религия. 1972. № 7. С. 38.
2
Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии… Т. 1. С. 46, 54, 60.
3
Реснянский С.И., Киенков А.А. Церковно-государственная политика Петра I в отечественной
историографии. М., 2016. С. 36, 51, 53; Колосова И.В. Голландский протестантизм и политика Пет-
ра I // Религия и политика на евразийском пространстве. М., 2009. С. 78-86.
4
Майкова Т.С. Указ. соч. С. 38.
5
Шубинский Н.С. Пётр Великий в Дептфорде // Исторический вестник. Т. 34. 1888. № 11.
С. 413.
15
начал с пункта о сохранении «до конца неотменно» веры и закона, в которых
она родилась6. С государственных позиций он подходил к вольнодумству, ате-
изму, воспринимаемому как пагубный для «благоустройства» грех. Царь пола-
гал, что отрицание религии есть разрыв «цепи, все в устройстве содержащей».
Свою власть Пётр-монарх полагал имеющей божественное происхождение,
«Богоданной», был убеждён, что всё находится в руках Всевышнего, себя на-
зывал «христианским самодержцем», в письмах писал о своих действиях как об
исполнении долга перед Богом, указывая, что трудится во славу Божию, чтобы
быть победителем против врагов имени Иисуса Христа7.
При этом Пётр I уже в 1690-х гг. хорошо знал и критически осмысливал
католическую веру и учения протестантов8. Царю импонировали протестант-
ские добродетели - умеренность в образе жизни, активная трудовая деятель-
ность, порицание расточительства и др.9 Однако менять православные формы
верования и институты Церкви на протестантские царь-практик не стремился
и прибегал к заимствованиям, только имея на то веские основания. Не слу-
чайно историки, споря о реформе, писали о её причинах, лежащих в интересах
самой Русской Церкви, целях государства, неспособности духовенства само-
стоятельно решить накопившиеся вопросы10.
Для Петра как верующего человека Нового времени были исключительно
важны религиозно-этические представления и только затем внешние формы
богопочитания. Об этом свидетельствуют его собственноручные записки (на-
пример, «О блаженствах против ханжей и лицемеров»), требование от клири-
ков и монахов «разумения» «божественного писания и учения»11, организован-
ный для образованных подданных перевод западной богословской литературы
(в том числе И.Ф. Буддея), поручение перевести и издать католический, лю-
теранский и кальвинистский катехизисы, исправить Новый Завет. Для про-
стого народа с подачи царя следовало написать «книжицы» о догматах Церкви
и должностях чинов, с проповедями о догматах, грехах и добродетелях. В запи-
ске Синоду 1724 г. Пётр ратовал за истолкование людям, которые «всю надежду
кладут на пение церковное, пост и поклоны», прямого пути к спасению - мало
известного им понимания веры, надежды и любви12.
Отстранённый, «без пиетета» взгляд на внешнюю сторону верования позво-
лил молодому монарху пересмотреть своё участие в церковных обрядах и це-
ремониях. Уже в начале 1690-х гг. Пётр, занимаясь созданием новой армии,
флота, походами под Азов и другими делами, начал решительно сокращать
«время церкви», т.е. отказался от участия в повседневной традиционной жизни
двора. Как писал кн. Б.И. Куракин, после рождения у Петра сыновей Алексея
и Александра (т.е. после 1690-1691 гг.) придворные церемонии стали «изся-
6
РГАДА, ф. 9, отд. 1, кн. 64, л. 1.
7
Духовный регламент. М., 1897. С. 3; Соловьёв С.М. История России с древнейших времён //
Соловьёв С.М. Сочинения. Кн. 7. Т. 14. М., 1991. С. 536; Смолич И.К. Указ. соч. С. 65-67.
8
Терновский Ф. Император Пётр I в его отношениях к католичеству и протестантству. Киев,
1869. С. 7-10.
9
Колосова И.В. Голландский протестантизм… С. 84.
10
Реснянский С.И., Киенков А.А. Церковно-государственная политика Петра I… С. 17-30.
11
ПСЗ-I. Т. 7. № 4450; Смолич И.К. Указ. соч. С. 67-68.
12
Шлафли-младший Д.Л. Пётр и иезуиты // Пётр Великий. М., 2007. С. 148-149; Барсов Т.В.
Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897. С. 52-53; Акимов М. Феофил Кролик //
Русский биографический словарь (далее - РБС). Т. 25. СПб.; М., 1913. С. 474; Духовный регла-
мент. С. 23-25; ПСЗ-I. Т. 7. № 4493.
16
кать», «а наипервых выходы в соборную церковь отставлены были»13. Между
тем богомольные царские «выходы» на праздники, а их насчитывалось до 60
в году, не считая воскресных, по мнению И.Е. Забелина, составляли «одну из
самых видных сторон древнего царского быта». Посещение храмов сопрово-
ждалось обрядами с участием патриарха и многолюдными шествиями. Одно-
временно при дворе в 1690-1700-х гг. угасали «обветшавшие» обычаи - цере-
монии новолетия 1 сентября, зимнего водосвятия, пасхальный обмен яйцами,
исчезли «тайные выходы» царя в тюрьмы и богадельни, кормление нищих во
дворце. С ними ушли в прошлое обряды с участием царя и главы Церкви,
включая вождение Петром «осля» патриарха в Вербное воскресенье14. Очевид-
но, что, помимо новых взглядов, одной из причин этого стали трения в отно-
шениях Петра и патриархов. В посланиях Иоакима, а затем Адриана публично
осуждалось то, что являлось частью образа жизни молодого монарха - общение
с иностранцами, усвоение их обычаев, например, брадобрития и европейско-
го платья, назначение иноземцев на русскую службу. Были и иные конфлик-
ты. Например, в начале 1690-х гг. по требованию святителя против воли царя
с одного из пиршеств в Кремле удалили иноверца П. Гордона15. В ответ Пётр
«отстранился» от жизни кремлёвского двора и иносказательно пародировал
церковные порядки и самого патриарха в действах всешутейшего собора16. Но,
главное, шаг за шагом он начал формировать соответствовавшие его взглядам
новые «серьёзные» формы религиозной жизни двора и столиц.
Пётр стал приезжать в храмы как частное лицо, без пышного сопровожде-
ния, на службах часто стоял не на царском месте, а на клиросе, где пел вместе
с певчими. Стихийно царь определил для себя новый круг почитаемых святых.
Он старался не пропускать двунадесятые праздники, богослужения в сочельни-
ки, на Пасхальной неделе, дни царских ангелов и др., но более 20 праздников
московского двора оставил без внимания. Среди них были дни Спаса Неру-
котворного, св. Георгия, Казанской иконы Богородицы и Покров, праздники
русских святых Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского и царевича Ди-
митрия17. Пётр с окружением перестали ходить для поклонения мощам, в 1716
и 1717 гг. добились от Константинопольского патриарха разрешения царю
и воюющей армии не соблюдать пост18.
При этом, однако, Пётр I как православный государь ввёл обязательное
отправление православного культа в армии и на флоте, освящал православные
13
Куракин Б.И. Гистория о царе Петре Алексеевиче // Архив кн. Ф.А. Куракина. Т. 1.
СПб., 1890. С. 68.
14
Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетиях. Т. 1. Ч. 1. М., 2000.
С. 393-396, 404-405, 407, 412-414, 417-418, 426-428, 432-436; Корб И.Г. Дневник путешествия
в Московию (1698 и 1699 г.). СПб., 1906. С. 71; Путешествие через Московию Корнилия де Бруина.
М., 1873. С. 44, 60, 108.
15
Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре I. М., 1957. С. 74.
16
Семевский М.И. Пётр Великий как юморист // Семевский М.И. Слово и дело. 1700-1725.
СПб., 1884. С. 284; Путешествие через Московию… С. 108; Зицер Э. Царство преображения.
М., 2008. С. 117, 122, 139, 163, 192-193.
17
Камер-фурьерские церемониальные журналы. Походные журналы Петра I. 1711-1725 гг.
СПб., 1855.
18
Вебер Х.-Ф. Записки Вебера о Петре Великом и его преобразованиях // Русский архив. 1872.
№ 9. Стб. 1620; Уитворт Ч. Россия в начале XVIII века. М.; Л., 1988. С. 69; ПСЗ-I. Т. 5. № 3020;
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода (да-
лее - ОДДСС). Т. 1. СПб., 1868. № 32/11.
17
церкви в завоёванных городах, после одержанных побед служил благодарствен-
ные молебны, поднял на государственный уровень культ крестителя русских
земель Андрея Первозванного и ранее скромно почитавшегося покровите-
ля Ижорской земли Александра Невского. Следуя средневековой традиции,
в невской столице Пётр освящал храмы во имя своих небесных покровите-
лей и в честь побед под Полтавой, у Гангута и при Гренгаме, взятия Нарвы
и других сражений Северной войны19. В новые ежегодные светские царские
и военные празднества царь ввёл утренние церковные службы с молебнами
и проповедями. В дни этих торжеств, блистая красноречием, с церковного ам-
вона произносили «слова» Стефан (Яворский), Гавриил (Бужинский), Феофан
(Прокопович), Феофилакт (Лопатинский) и другие архиереи и архимандриты20.
Их панегирики, где сливались религиозная догматика, элементы светской пу-
блицистики и восхваление преобразований, дали лучшие образцы новой про-
поведнической школы, сложившейся в первой четверти XVIII в. Специальные
службы были написаны для празднования годовщин Полтавской битвы, дня
св. кн. Александра Невского и на тезоименитство Екатерины I21.
Развлекаясь в дни Святок, Масленицы и на Святой неделе языческими
ряженьем, катанием с гор и гуляньями, Пётр добавил к ним светские маскара-
ды, фейерверки и шутовские застолья. Однако при проведении свадеб, крестин
и погребений члены царской семьи и русская знать, сохранив главные обря-
ды православных таинств, заменили светскими увеселениями традиционные
обычаи и обряды, восходящие к средневековой христианской религиозности
и язычеству. На свадьбах оказались отставлены молитвы на покровение головы
невесты и возжигание свечей, полные символики старинная русская одежда,
пища, предметы чертожного места. Очевидно, что всё это потеряло прежнюю
святость и осмеивалось, как, например, на свадьбе шута Шанского в 1702 г.22
«Разумный» взгляд царя на обычаи народного благочестия привёл к широ-
кой борьбе с тем, что было осмыслено им как суеверия. В конце XVII столетия
этим новым словом обозначали особые деяния, осуждаемые как преступления
против веры и составлявшие «бесовское служение», или «еллинское беснование,
и волхование, и чародеяние»23. XVIII в. добавил к этой трактовке новый рассу-
дочный тип оценки суеверий, осуждаемых теперь как невежество, а в случаях
с «изобретателями чудес» - как мошенничество. Поэтому официальное толкова-
ние суеверий в «Духовном регламенте» определяло их как «что-либо… лишнее,
19
Семёнова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в.
Л., 1982. С. 206-211; Агеева О.Г. Культовые памятники Москвы и Петербурга петровского време-
ни: к вопросу о традиции и новациях в русской культуре нового времени // Актуальные проблемы
истории русской культуры. Сборник научных трудов. М., 1991. С. 60-74.
20
Стефан (Яворский). Проповеди. Т. 1-3. М., 1803-1805; Гавриил (Бужинский). Проповеди.
Юрьев, 1901; Феофан (Прокопович). Сочинения. М.; Л., 1961; Русская старопечатная литература.
XVI - первая четверть XVIII в. Панегирическая литература петровского времени. М., 1979.
21
Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного испове-
дания Российской империи. В 4 т. (далее - ПСПиР). Т. 2. СПб., 1872; № 936; Т. 4. СПб., 1876.
№ 1347, 1390, 1453; Дмитриев А. Пётр I и церковь. М., 1931. С. 86; Служба благодарственная о по-
беде над шведами под Полтавой 1709 г. // Полтава. К 300-летию Полтавского сражения. М., 2009.
С. 357-371.
22
Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании
государя царя и великого князя Михаила Федоровича с государынею Евдокиею Лукьяновною из
рода Стрешневых. М., 1810; Семевский М.И. Указ. соч. С. 284.
23
Стоглав. Текст, словоуказатель. М.; СПб., 2015. С. 224-230.
18
ко спасению непотребное, на интерес только свой от лицемеров вымышленное,
и, аки снежные заметы, правым истинным путем идти возбраняющее»24.
Следствием этого в начале XVIII в. стало расширение круга порицае-
мых «неутверждённых» властью и не ведущих к спасению суеверных святынь
и обычаев, часто имевших языческие корни или относившихся к христианской
средневековой религиозности, стихийно множащей в народе местных святых
и чудеса. Так, в начале XVIII в. запретили обычаи хождения по домам с кре-
стом, святой водой и иконами из церквей и монастырей, обычай славленья,
кроме рождественского25. Запрет наложили на праздничное купание в проруби
и обливание водой, что объяснялось «тщетой» «здравию… и животу» и воспо-
минанием языческих «мерзких идолов», некоего «купало»26. При сохранении
почитания икон и уголовного преследования надругательств над ними запре-
щались «суеверные» привесы к образам, хранение икон частных лиц в храмах;
было уменьшено их число на кораблях флота; запрещены резные и отливные
образа. Теперь как мошенничество жестоко каралось появление и почитание
новых «плачущих» икон с «вымышливанием» ложных чудес. В Новгороде за
такое ложное «чудо» казнили местного дьячка27.
В продолжение решений собора 1666-1667 гг. при Петре I остановили
стихийную местную канонизацию святых, комиссии Синода начали освиде-
тельствование почитаемых в народе «сумнительных» останков «мертвых телес»,
а с 1723 г. и привезённых святых мощей (тогда одни из них оказались слоновой
костью)28. Сам же Пётр проявил научный интерес к нетленности, для чего от-
правил лейб-медика и доктора медицины Оксфордского университета Р. Аре-
скина изучать мощи в Киевские пещеры29.
Рациональный подход к нищелюбию позволил Петру I поднять на новый
уровень наметившуюся в 1670-1680-х гг. политику помощи нищим, которых
уже тогда делили на действительно неимущих, больных и престарелых и нищих
здоровых и «ленивых»: последних следовало «приставить к работе»30. С начала
1690-х гг. «притворных» бродячих попрошаек задерживали и наказывали, а для
нуждающихся на средства казны и церковных доходов строили богадельни при
церквах, архиерейских домах и монастырях, определив в них новые нормы
содержания31. Только в Москве в 1721 г. действовало 93 богадельни, в которых
24
Духовный регламент. М., 1722. Л. 15-15 об.; Смилянская Е.С. Волшебники, богохульники,
еретики в сетях российского сыска XVIII в. М., 2016. С. 7-8, 286. В современной литературе под
суевериями понимаются «религиозные практики, противоречащие принятому религиозному уче-
нию» (Живов В.М. Дисциплинарная революция и борьба с суеверием в России XVIII века: «прова-
лы» и их последствия // Антропология революции. Сборник статей. М., 2009. С. 330).
25
ПСЗ-I. Т. 6. № 3888, 3910, 3975; Т. 7. № 4549; Знаменский П.В. Приходское духовенство
в России со времени реформы Петра Великого. Казань, 1873. С. 679-680.
26
ПСЗ-I. Т. 6. № 3771.
27
Там же. Т. 5. № 2985; Т. 6. № 3759, 3888, 4079; ПСПиР. Т. 3. СПб., 1875. № 999; Юль Ю.
Записки датского посланника в России при Петре Великом // Лавры Полтавы. М., 2001. С. 235;
ОДДСС. Т. 1. № 306/270; Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000.
С. 408-436.
28
ПСЗ-I. Т. 5. № 2985; ПСПиР. Т. 3. № 963, 1065.
29
Перри Дж. Состояние России при нынешнем царе // Чтения в Императорском Обществе
истории и древностей российских при Московском университете. 1871. Кн. 2. С. 110.
30
Соколов А.Г. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и госу-
дарства (начало XVIII - конец ХIX в.). СПб., 2007. С. 109.
31
ПСЗ-I. Т. 3. № 1424, 1489; Горчаков М.И. Монастырский приказ (1649-1725 гг.). СПб., 1868.
С. 186-190.
19
находились 4 411 человек. По-новому продолжалось и призрение отставных
военных. С 1700-х гг. нуждающихся дряхлых и увечных офицеров и рядовых
с членами их семей определяли «по пропорции» в богадельни и монастыри,
а с 1722 г. - на вакантные места монахов, сокращая численность последних на
треть или половину. В 1724 г. только в 50 обителях центра России на 2 113 мона-
шествующих приходилось 570 отставников (не считая членов их семей и иных
лиц). Обслуживать «прямых нищих» должны были «бездельники» монахи32.
Контакты с представителями Западной Европы, являвшиеся необходимым
условием развития страны в Новое время и ставшие частью образа жизни лю-
дей этой эпохи, определили политику веротерпимости Петра I. Уже с конца
1680-х гг. молодой царь позволял европейцам строить храмы и заводить школы
в России, а будучи в Амстердаме в 1698 г., «паче всего» отметил «миролюбие,
с каким жили в одном месте люди столь многих разных исповеданий». После
1700 г. он допустил присутствие иностранцев в царских дворцах, русских хра-
мах, домах подданных. В 1702 г. Манифест о вызове иностранцев в Россию
гарантировал им «свободное отправление веры»33. При этом сам Пётр, Сенат
и затем Синод установили строгий контроль за действиями иноверцев и не
допускали прозелитизма: выносили решения об аресте лиц, впавших в католи-
чество, строго запрещали указами и постановлениями переход православных
в другие религии34. За попытки получить влияние в русском обществе царь без
задержек в 1689 и 1719 гг. выслал из страны иезуитов, а в 1724 г. - капуцинов
и францисканцев35. Он отклонил предложения об унии, сделанные в 1717 г.
католическими богословами Сорбонны и англиканскими епископами36. Тер-
пимое отношение к лицам иной веры привело его к изменению взгляда на
раскольников и первой попытке их легализации. Взаимовыгодной была дея-
тельность разрешённых царём мирных хозяйственно-религиозных общин, пла-
тивших государству налоги или работавших на заводах (например, Выговской
пустыни). Однако введение в 1710-х гг. переписи и двойного налогообложения
староверов завершилось неудачей37.
Вводя, подчас хаотично, разумные порядки и запрещая устаревшее, Пётр
активно продолжил начатое его предшественниками создание православной
религиозности России Нового времени, включавшей сохранение православ-
ных догматов, борьбу с суевериями народного православия и веротерпимость,
32
ПСЗ-I. Т. 6. № 3576; Т. 7. № 4450; ПСПиР. Т. 2. № 536; Горчаков М.И. Указ. соч. С. 187-
188, 192-195; Козлова Н.В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII в. М., 2010. С. 66-67,
188.
33
Подлинные анекдоты о Петре Великом, собранные Я. Штелиным. М., 1830. С. 155-156;
Письма и бумаги императора Петра Великого (1702-1703). Т. 2. СПб., 1889. № 421. С. 39-50.
34
ПСЗ-I. Т. 5. № 3356; Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск,
2007. С. 103-104.
35
ПСЗ-I. Т. 3. № 1351; Т. 5. № 3356; Законоположения и правительственные распоряжения,
до Римско-католической церкви в России относящиеся, со времени царствования царей Петра
и Иоанна Алексеевичей с 1669 по 1867 г. включительно. Вильна; СПб., 1868. С. 1-3; Толстой Д.А.
Римский католицизм в России. Т. 1. СПб., 1876. С. 117, 135-144; Шлафли-младший Д.Л. Указ. соч.
С. 137-155.
36
РГАДА, ф. 93, оп. 1, 1717 г., д. 5; Толстой Д.А. Указ. соч. С. 157-169, 399-410; Цвета-
ев Д.В. Памятники к истории протестантизма в России. Ч. 1. М., 1888. С. ХIХ-ХХ.
37
Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб.,
1862; Смир-
нов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909. С. 1-71;
Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. М., 2002;
Агеева Е.А. Ветка // Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 46-49.
20
не допускавшую вероотступничества православных. Однако слишком быстрое
проведение реформы народного благочестия с «аморфной» идейной основой
привело к её отбрасыванию после смерти Петра I в народе38 и корректировке
в среде дворянства, чей образ жизни не предполагал средневековой погружён-
ности в религиозность и допускал значительную духовную секуляризацию.
Разумный взгляд Петра I, остро нуждавшегося в средствах на реформы и ве-
дение войн, касался не только форм верования, но и оценки православной Церк-
ви и её хозяйства. Из 15 млн подданных царя православные составляли 84,5%39.
В стране насчитывалось более 15 тыс. православных церквей и более 1 200 мо-
настырей. С подворной переписи 1678 г. до первой ревизии 1719 г. численность
духовенства выросла с 40 до 140 тыс. человек мужского пола, около 10% из них
составляли монашествующие40. По переписи 1678 г. патриарший и 19 архиерей-
ских домов, 365 обителей (а с приписными около 600) и более 200 церквей были
душевладельцами, им принадлежало 148 997 крестьянских дворов. К началу
XVIII в. численность крестьян Церкви достигла 715 тыс. душ и в 1720-х гг. пре-
высила 791 тыс., т.е. вопреки точке зрения об общей убыли населения в эпоху
Петра I (П.Н. Милюков, М.В. Клочков41), увеличилась на 11%. В общей числен-
ности сельских жителей России церковные крестьяне в 1678 г. занимали вторую
(16,4%), а в конце петровских реформ третью позицию (13,8% от 5 722 332 душ
мужского пола) после помещичьих и государственных крестьян42.
Полагая вправе для «общего блага» использовать все материальные ресурсы
государства, абсолютный монарх Пётр I уже в 1690-е гг. обратил внимание на
церковные владения. В 1697 г. он указал собрать сведения об их доходах и рас-
ходах и в отдельных случаях начал использовать богатства Церкви для своих
дел, предписав, среди прочего, создание 17 духовных «кумпанств» для строения
кораблей43. Однако пока в своих действиях царь был ограничен, так как счи-
тался с влиянием в обществе главы Церкви. Смерть патриарха Адриана в ночь
на 16 октября 1700 г. устранила барьер на пути церковных преобразований.
16 декабря 1700 г. Пётр I начал реформу Русской Православной Церкви. Он
отложил выборы нового патриарха и назначил местоблюстителя патриаршего
престола. Им стал Стефан (Яворский), с подачи царя не так давно получивший
Рязанскую кафедру44. Европейски образованный малоросс, знакомый Петру
менее года, разделял его взгляды и являлся «чужаком» среди великорусских ие-
рархов, что могло препятствовать их сплочению против начавшейся реформы.
К тому же власть нового главы Церкви сразу ограничили, создав в ян-
варе 1701 г. для управления и получения налогов с патриарших и архиерей-
38
Лавров А.С. Колдовство и религия в России… С. 437-444.
39
Кабузан В.М. Распространение православия и других конфессий в России в XVIII - начале
ХХ в. (1719-1917). М., 2008. С. 16-18.
40
Фёдоров В.А. Русская Православная церковь и государство. Синодальный период (1700-
1917). М., 2003. С. 20, 22, 29, 30, 58; Миронов Б.Н. Социальная история России (XVIII - начало
ХХ в.). Т. 1. СПб., 2003. С. 108.
41
Милюков П.Н. Государственное хозяйство в первой четверти XVIII столетия и реформа
Петра Великого. СПб., 1905. С. 201-202; Клочков М.В. Население России при Петре Великом по
переписям того времени. Т. 1. СПб., 1911. С. 71-79.
42
Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII в. М., 1977. С. 42-
52, 55-58.
43
ПСЗ-I. Т. 3. № 1613; Елагин С.И. История русского флота. Период Азовский. Ч. 1. СПб.,
1864. С. 52-74, 163-164, 168-181.
44
ПСЗ-I. Т. 4. № 1818.
21
ских «домов», монастырских вотчин и церквей светский Монастырский приказ
во главе с боярином И.А. Мусиным-Пушкиным. Под его ведением оказались
137 823 крестьянских двора, Богаделенная контора и Патриарший дворцовый
приказ с патриаршей казной и вотчинами. Получая все виды сборов, приказ
был обязан производить выплаты служителям своих структур и патриаршего
дома, епархиям и монастырям, содержать церковные богадельни, типографии,
учебные и прочие заведения45, но главное - обеспечить получение прибыли го-
сударством. Для этого по царским указам 1701 г. приказ начал перепись мона-
стырских людей, церковной казны и вотчин и объявил новый торг (переоброч-
ку) на все церковные оброчные статьи - мельницы, рыбные ловли и прочее46,
переданные в 1704 г. Семёновской канцелярии. Последние, по отрывочным
данным, приносили казне около 54 тыс. руб. в год47.
Вследствие «разумного» взгляда Петра на жизнь монастырей декабрьским
указом 1701 г. устанавливались три вида содержания-окладов монахов и мо-
нахинь. В богатых обителях его ограничили 10 руб. в год, хлебом и дрова-
ми (в дальнейшем, в 1705 г., «ради Свейской войны» оклад монашествующих
уменьшили вдвое); в небогатых монастырях оставили в прежнем, меньшем
размере; в обителях, неспособных прокормить братию, определили «по самой
нужде»48.
В 1705 г. перепись церковного хозяйства в основном завершилась, и светская
власть впервые получила точные сведения о его доходах49. Это позволило Петру
перейти к основному этапу экономической реформы. В 1705-1710 гг. царь ис-
ключил из ведения Монастырского приказа, вернув им управление хозяйством,
маловотчинные монастыри, которые не давали доходов государству, а также пять
епархий, расположенных в основном на границах страны (Киевскую, Новго-
родскую, Псковскую, Сибирскую и Астраханскую)50. Но главное, Петр изменил
способ содержания богатых монастырей и архиерейских домов. Для прямого
получения определённого государством содержания-окладов им в их управление
вернули необходимую часть вотчин, названных «определенными». Оставшейся
частью «заопределенных» вотчин продолжал управлять Монастырский приказ,
взимая доходы, становившиеся государственными. Всего с 1706 по 1710 г. такое
«определение»-деление прошли ведомые в Приказе 11 архиерейских домов (по-
лучали от 1 тыс. до 2 014 руб., а также оброчный хлеб и пашню) и 60 монастырей
(с содержанием деньгами от 6 до почти 2 тыс. руб. или хлебом и десятинной
пашней)51. Остальные небогатые церковные собственники, именуемые «неопре-
деленными», получали содержание из доходов приказа.
Все ведомые на этот момент в приказе 15 архиерейских домов и 298 мо-
настырей со 111 394 крестьянскими дворами имели денежный доход в размере
45
Там же. № 1829; Горчаков М.И. Указ. соч. С. 121-123, 129-133, 203-242; Знаменский П.В.
Приходское духовенство… С. 363-373.
46
ПСЗ-I. Т. 4. № 1834, 1839.
47
Там же. № 1956, 1959; Булыгин И.А. Указ. соч. С. 99.
48
ПСЗ-I. Т. 4. № 1886; Булыгин И.А. Указ. соч. С. 112-113.
49
В 1705 г. общий доход с церковных владений составлял деньгами 132 505 руб. 34 коп.;
в виде оброчного хлеба - 32 801 четвертей; хлеба с десятинной пашни - 27 238 десятин и 247 нив
(Булыгин И.А. Указ. соч. С. 108-109).
50
Булыгин И.А. Указ. соч. С. 105-107, 113; Покровский И.М. Средства и штаты великорусских
архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов в 1764. Казань, 1907.
Приложения. С. 46-47.
51
Булыгин И.А. Указ. соч. С. 114-123, 161-168.
22
147 102 руб., а также хлеб оброчный и хлеб с пашен. Из этих поступлений Цер-
ковь получала около 67% денежных сборов, государство - более 33%; оброчно-
го хлеба, соответственно, - около 91 и 9%; хлеба с пашен - 85 и 15%. Доходы
Патриаршего дома почти полностью поступали в царскую казну. В целом за
первые 10 лет реформы церковное хозяйство принесло государству 1 млн руб.
чистого дохода или около 100 тыс. руб. в год (почти половину давали оброчные
статьи)52. Установившееся к 1710 г. деление сборов с незначительной коррек-
тировкой сохранялось до конца правления Петра I и далее до реформы 1764 г.
Между тем круг обязанностей Монастырского приказа в 1710-е гг. посто-
янно сокращался. Сначала сбор налогов с «заопределенных» вотчин передали
из приказа во вновь созданные губернии, затем в 1719 г. финансовые дела при-
няли Камер-коллегия и Штатс-контор-коллегия53.
Не менее значимыми, чем денежные поступления, для государства были
людские ресурсы для несения службы и тягла. Прагматично оценивая трудо-
любие и полезность для государства монашествующих (в большинстве своём
«тунеядцы суть»), Пётр не только обязал монахов заниматься призрением нуж-
дающихся, а монахинь рукоделием, но и стремился сократить их численность.
Указами 1701 и 1703 гг. царь запретил постригать «малолетних» мужского пола
и женщин до 40 лет, а в начале 1720-х гг. повысил возрастной ценз мужчин
до 30 лет, а женщин до 50-60 лет54. С 1701 г. для пополнения рядов светских
служащих и тяглецов, а с 1705 г. и солдат было повелено удалять из обите-
лей и архиерейских домов всех мирских людей (дьячков, певчих, архиерейских
дворян и др.) и направлять на службу клириков из числа белого духовенства,
не имевших мест, членов их семей и с 1708 г. не желавших учиться поповских
детей. При первых же наборах из этих праздных лиц составили два драгунских
и один пехотный полк55.
С 1711 г. власти взялись за установление контроля за ростом численно-
сти служащих священнослужителей, требовали сократить «множество попов»
в приходских храмах и не строить «лишние» церкви, «дабы потом не пустели»56.
Указы 1718 и 1722 гг. точно определили численность причта (от 5 до 17 чело-
век) в разного рода храмах - от приходских со 100 дворами прихожан до епар-
хиальных соборов57. С 1722 г. при получении разрешения на возведение храмов
стало обязательным указание числа дворов прихода и руги, что также ограни-
чило численность клира58. Запреты для экономии средств и из-за боязни рас-
кола распространили на строительство часовен, домовые церкви и содержание
крестовых священников (при исключении, сделанном для членов царской се-
мьи и «для немощи» знатным лицам)59. В апреле 1722 г. вышел указ о переписи
52
Там же. С. 122-123, 130. Сумма общего дохода, указанная в источнике 1740 г. и тогда же
оспоренная Синодом, приведена в книге: Титлинов Б.В. Правительство Анны Иоанновны. Вильна,
1905. С. 347-356.
53
Горчаков М.И. Указ. соч. С. 127-129.
54
ПСЗ-I. Т. 4. № 1856; Т. 7. № 4450; Духовный регламент Петра Первого. С прибавлением
«О правилах причта церковного и монашеского». М., 1897. С. 115-120, 125-126.
55
ПСЗ-I. Т. 4. № 1834, 1839, 1848, 2186, 2308; Булыгин И.А. Указ. соч. С. 109-110; Знамен-
ский П.В. Приходское духовенство… С. 359-360, 363.
56
ПСЗ-I. Т. 4. № 2352; Т. 6. № 4122.
57
Там же. Т. 6. № 4072; ОДДСС. Т. 2. Ч. 1. СПб., 1879. № 756.
58
ПСЗ-I. Т. 5. № 2985; Т. 6. № 3991, 4122; Духовный регламент. С. 31, 128.
59
ПСПиР. Т. 1. СПб., 1869. № 246; Т. 2. № 533; ПСЗ-I. Т. 5. № 3171; Т. 6. № 3964; Т. 7.
№ 4187, 4320; Духовный регламент. С. 75, 76.
23
всех московских церквей с указанием числа приходских дворов и (впервые)
об уничтожении лишних уже существующих храмов. Последнее исполнено не
было, так как Пётр, будучи прагматиком, отказался от этой меры, опасаясь
народного возмущения60.
Помимо экономики, с первых лет реформы важные шаги были предприня-
ты в области церковного суда. С 1700-1701 гг. после ликвидации Патриаршего
разряда в церковных владениях началась передача судебных исков по граж-
данским и уголовным делам приказу и иным светским учреждениям, а затем
в 1719 г. их приняла Юстиц-коллегия61. Церковным властям, Стефану (Явор-
скому) и в дальнейшем Синоду62, оставили духовные дела по расколу, «про-
тивностям» Церкви и ересям, а также дела самих духовных лиц. Контроль за
судебными решениями сохраняли царь и Сенат. Важной стороной политики
Петра стало нормативное оформление гражданских прав духовенства, в том
числе служащего в армии и на флоте.
Исключительное значение Пётр придавал участию Церкви в развитии про-
свещения и культуры. В 1698-1699 гг. в беседе с патриархом Адрианом он
указывал Святейшему на то, что знатные персоны вынуждены отдавать детей
в школы иноверцев, и ставил перед ним вопрос об изменении системы церков-
ного образования, которое должно было готовить кадры не только для церков-
ной, но и для гражданской службы, военного дела, строительства и медицины63.
Отклика не последовало, и царь сам стал заводить светские школы, а реформу
церковных учебных заведений начал проводить только после причисления их
к Монастырскому приказу. В 1701 г. протектор Стефан (Яворский) по образ-
цу западных коллегий и университетов завёл «учения латинские» в Славяно--
греко-латинской академии (круг новых предметов, диспуты, учебный театр)64.
В дополнение к действовавшим Киево-Могилянской академии, Черниговской
семинарии были устроены новые епархиальные школы в Ростове, Новгоро-
де, Смоленске и других городах. Они давали среднее образование лицам всех
званий, но особое значение имели для детей духовенства. Неоднократно по-
вторяемое в указах требование обучения последних в школах архиереев стало
обязательным и превратилось в условие поставления на места священнослужи-
телей в храмах. Как следствие, назначение в службу клира оказалось под архие-
рейским контролем65. С учётом запрета дворянам поступать в духовно-учебные
учреждения это означало для духовенства превращение службы в наследствен-
ную, а в сочетании с закреплёнными указами привилегиями (освобождение от
прямого налога, рекрутской повинности, постоя) привело к социальной обособ-
ленности белого духовенства и превращению его в особую профессионально--
социальную группу, «свободное сословие»66.
60
ПСЗ-I. Т. 6. № 3964.
61
Там же. Т. 4. № 1818, 1829; Горчаков М.И. Указ. соч. С. 68-101.
62
Духовный регламент. С. 73-75, 77, 80-81.
63
Рункевич С.Г. К биографии патриарха Адриана (по документам Государственного архива) //
Странник. 1905. № 5. С. 741.
64
Смирнов С.С. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855; Хар-
лампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Т. 1. Казань, 1914.
С. 644-654.
65
ПСЗ-I. Т. 4. № 2186, 2308; Т. 6. № 4105; Т. 7. № 4291; ПСПиР. Т. 2. № 890, 896; Т. 3. № 109.
66
Миронов Б.Н. Социальная история России… Т. 1. С. 98-104, 108; Иванова Н.А., Желто-
ва В.П. Сословное общество Российской империи (XVIII - начало ХХ в.). М., 2019. С. 12, 242-247,
262-266.
24
В области книжного дела приписанный к Монастырскому приказу Патри-
арший печатный двор в 1700-х гг. развернул невиданную прежде деятельность
по выпуску как церковных, так и светских словарей, учебников, реляций, «Ве-
домостей» и других изданий. Первым в России он стал использовать новый
гражданский шрифт. И только в 1710-е гг., когда на его базе в Петербурге
открылись светские типографии, Печатный двор вернулся к выпуску духов-
ной литературы. То же за редким исключением церковное направление име-
ли киевская, черниговская и основанная при Александро-Невском монастыре
в 1720 г. типографии67. Таким образом, в условиях слабого развития светских
учреждений культуры в начале 1700-х гг. церковная школа и книгопечатание
получили расширенные функции и способствовали становлению светской
культуры России Нового времени.
Между тем церковные преобразования 1700-1710-х гг. подвели царя к не-
обходимости изменения формы управления Церковью. Ключевые события
этого политического акта пришлись на 1720 и 1721 гг., но решение о замене
патриаршества Духовной коллегией Пётр I принял в 1718 г.68 С её идеей царь
познакомился как минимум в 1698 г., когда в Англии учёный Ф. Ли представил
ему проект учреждения семи коллегий, в том числе коллегий распростране-
ния религии и улучшения нравов. Тогда же о власти короля над англиканской
Церковью с русским монархом беседовали Вильгельм III Оранский и епи-
скоп Бёрнет. В 1711 г. идею духовной коллегии представил царю Г. Лейбниц69.
Тем не менее применять протестантский образец к России Пётр I в те годы
не собирался и сохранял ситуацию «отложенного патриаршества»: вплоть до
1717-1718 гг. существовали патриаршие приказы, патриаршие «дом», ризница,
кафедра в Успенском соборе и др.
Только в конце 1710-х гг. у царя появились веские основания искать новую
форму управления Церковью. Одним из них стало ясное осознание глубоко-
го недовольства духовного чина экономической реформой и резкой борьбой
с суевериями, выявленного в 1718 г. в ходе процесса царевича Алексея Пе-
тровича. Среди его сторонников, ратовавших за возврат к старине, оказались
представители Церкви вплоть до иерархов, а в планы самого наследника пре-
стола входило при помощи духовенства поднять народ против отца-монарха70.
Другой причиной явилось резкое ухудшение в 1710-е гг. отношений царя со
Стефаном (Яворским), в 1712 г. даже произнёсшим проповедь с иносказатель-
ными обвинениями в адрес монарха71. Хорошо осознавая опасность появления
67
ПСЗ-I. Т. 4. № 1839; Поздеева И.В., Дадыкин А.В., Пушков В.П. Московский печатный
двор - факт и фактор русской культуры: В 3 ч. Ч. 1, 2. М., 2007, 2011; Горчаков М.И. Указ. соч.
С. 184-186; Пекарский П.П. Наука и литература при Петре Великом. Т. 2. СПб., 1862; Берков Н.И.
Русская книга кирилловской печати конца XVII - первой четверти XVIII в. // Описание изда-
ний, напечатанных кириллицей. М.; Л., 1958. C. 10, 15-16, 18-23, 25; Рункевич С.Г. Александро--
Невская лавра. 1713-1913. СПб., 1997. С. 179-187.
68
Обзор мнений о времени принятия решения об уничтожении патриаршества см.: Реснян-
ский С.И., Киенков А.А. Церковно-государственная политика Петра I… С. 26-28.
69
Шубинский Н.С. Указ. соч. С. 413; Александренко В.Н. Русские дипломатические агенты
в Лондоне в XVIII в. Т. 1. Варшава, 1897. С. 463-464; Верховской П.В. Учреждение Духовной кол-
легии… Т. 1. С. 145-148.
70
Рындзюнский П.Г. Церковь в дворянской империи (XVIII век) // Русское православие: Вехи
истории. М., 1989. С. 241.
71
Текст проповеди см.: Живов В.М. Из церковной истории времён Петра Великого. М., 2004.
С. 266-281.
25
патриарха, который может выступить противником реформ, Пётр, просчитав-
шись с назначением местоблюстителя, стал искать формулу власти, исклю-
чающую возможность такой ошибки в будущем. Решением стало устранение
в Церкви единоначалия. Ещё одной проблемой, связанной со Стефаном (Явор-
ским), были накопившиеся из-за его пассивности «нестроения», нерешённые
текущие дела Церкви, отсутствие должного контроля за выполнением царских
повелений иерархам. Исправить всё это могло только дееспособное новое цер-
ковное учреждение.
В результате Пётр занялся воссозданием церковного правления, но с уда-
лением патриаршества и переустройством верхушки духовной власти. Занятый
с 1715-1718 гг. введением вместо приказов коллегий, царь в случае с Церковью
решил использовать тот же образец государственного учреждения и создать ещё
одну коллегию - духовную. Термин «духовная коллегия» Пётр употребил впер-
вые 20 ноября 1718 г. в резолюциях на пункты-вопросы Стефана (Яворского)72.
В конце 1718 или начале 1719 г. он поручил Феофану (Прокоповичу) подго-
товить проект нового учреждения. 11 февраля 1720 г. «Книга сия Духовного
коллегиума описание» легла на стол монарха и была им утверждена. На первом
этапе - 23, 24 и 27 февраля 1720 г. - проект слушали, незначительно правили
и одобрили («учинено изрядно») Сенат, шесть иерархов и три архимандрита.
На втором этапе в Москве широкое подписание архиереями и архимандрита-
ми уже «закреплённого» царем проекта организовал полковник С. Давыдов.
К январю 1721 г. под документом стояли 174 подписи, принадлежащие Пет-
ру I, сенаторам, архиереям, архимандритам и другим лицам. После подписа-
ния закон получил название «Духовный регламент», дату - 14 февраля 1721 г.,
и в сентябре его напечатали73.
К тому времени Духовная коллегия уже действовала. 25 января 1721 г. объ-
явили Манифест о её создании с текстом Регламента, определившего структу-
ру коллегии и обязанности духовенства. В учредительных документах Синода
объявлялось о «самодержавной» власти монархов, упразднении патриаршества
и учреждении «соборного правления» и лучшем решении церковных дел «ума-
ми многими», прямо указывалось и на желание исключить опасность отечеству
от «мятежей и смущения», происходящих от «единого» духовного правителя74.
26 января Сенат утвердил личный состав коллегии, президентом которой стал
Стефан (Яворский), а вице-президентами - архиепископы Феофан (Проко-
пович) и Феодосий (Яновский). 14 февраля при начале работы коллегии царь
по прошению иерархов одобрил повышение её статуса до «равного достоин-
ства» с Сенатом (два «правительствующих» учреждения) и замену названия на
«Святейший правительствующий Синод». Определение «святейший» взяли из
титула патриарха, слово «синод» как греческое было более близким к право-
72
ПСЗ-I. Т. 5. № 3239.
73
Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии… Т. 1. С. 156-170, 174-175. При Петре I
Духовный регламент публиковали в сентябре 1721, в 1722 (с прибавлением) и 1723 гг. Правка Ре-
гламента после подписания и до публикации, оцениваемая как «фальсификация», «принудитель-
ный» сбор подписей и др. вызвали в конце ХIХ - начале ХХ в. полемику о законности Духовного
регламента и Синода (Никодим (Казанцев), еп. О Святейшем Синоде // Богословский вестник.
1905. Т. 3. Октябрь. С. 193-211; Верховской П.В. К вопросу о «фальсификации» Духовного регла-
мента // Журнал Министерства народного просвещения. 1914. Декабрь. С. 316-330). См. также:
Реснянский С.И., Киенков А.А. Церковно-государственная политика Петра I… С. 30-34, 38).
74
Духовный регламент. С. 3-8, 10-14.
26
славному богослужебному языку, чем латинское «коллегиум»75. 11 мая 1722 г.
по аналогии с чином «ока государева» при Сенате Пётр назначил полковника
И.В. Болтина обер-прокурором Синода, т.е. контролёром синодальных дел76.
Отношение духовенства к новому органу духовной власти, формально став-
шему частью государственного аппарата, было различным. Немногочисленные
близкие к Петру иерархи приветствовали новое учреждение и прославляли его
в проповедях. Большинство архиереев, архимандритов и игуменов, порицая де-
тище Петра, подчинились и оказались «безразлично молчаливы». Глава Синода
Стефан (Яворский) избегал собраний, подавал особые мнения и часто не под-
писывал протоколы. Обращение Петра I к Константинопольскому патриарху
с извещением о создании Синода в сентябре 1721 г. завершилось его призна-
нием в ответных грамотах восточных патриархов 1723 г.77
Процедура основания нового церковного учреждения и назначения чле-
нов коллегии сопровождалась формированием синодальных управленческих
структур. Ещё в 1720 г. был решен вопрос о церковном хозяйстве. Указом от
17 августа ненавистный церковникам Монастырский приказ ликвидировали,
а 16 октября того же года все «заопределенные» вотчины вернули бывшим
владельцам - монастырям и архиерейским домам78. Условием возврата стало
внесение в казну положенных налогов. Таким образом, светская власть после
20 лет реформы полностью сняла с себя управление оставшимися у Церкви
владениями, что, очевидно, могло смягчить оппозиционные настроения среди
духовного чина в период ликвидации патриаршества. После создания Синода
по просьбе духовенства ведение вотчинами перешло к этому высшему цер-
ковному учреждению, создавшему для управления хозяйством новый, теперь
подконтрольный Церкви, орган со старым названием - Монастырский при-
каз79. Помимо приказа в области церковной экономики действовали бывшие
патриаршие Казённый и Дворцовый приказы и в дальнейшем синодальная
Камер-контора80. Приняв на себя все дела Церкви, Синод сформировал свои
конторы: Школ и типографий, Судных и тиунской палаты дел, Раскольничьих
дел, Инквизиторских дел81; принял из Оружейной палаты Контору изуграфств,
ведавшую иконописанием и художниками82; создал для управления синодаль-
ными областями Санкт-Петербургскую тиунскую палату-контору и Москов-
скую духовную дикастерию с подчинёнными подразделениями83.
Новое церковное учреждение закрепило за собой прежние судебные полно-
мочия в области духовных дел и благочиния, усилило работу с раскольниками,
приступило к созданию штатов обителей и архиерейских домов, остановлен-
75
ПСЗ-I. Т. 6. № 3718; Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии… Т. 1. С. 180-182,
497-500.
76
ПСЗ-I. Т. 6. № 4001, 4036; Благовидов Ф.В. Обер-прокуроры Святейшего синода в XVIII в.
и в первой половине XIX столетия. Казань, 1900. С. 9-23, 34-89.
77
Рункевич С.Г. Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего
Синода (1721-1725 гг.). Т. 1. СПб., 1900. С. 147-153, 166-167.
78
Всего от 144 до 153 тыс. крестьянских дворов (Горчаков М.И. Указ. соч. С. 145). Безвозврат-
ными потерями стали пожалованные в вечное владение имения (1 683 двора) и часть ненаселённой
земли (Булыгин И.А. Указ. соч. С. 128-129).
79
ПСЗ-I. Т. 6. № 3659, 3734; Булыгин И.А. Указ. соч. С. 130-132.
80
Барсов Т.В. Указ. соч. С. 183-186, 204-213.
81
Горчаков М.И. Указ. соч. С. 248-251; Барсов Т.В. Указ. соч. С. 42-71.
82
ПСПиР. Т. 2. № 534, 885; Барсов Т.В. Указ. соч. С. 161-167.
83
Барсов Т.В. Указ. соч. С. 93-95, 126-137.
27
ному смертью Петра I, активизировало контроль над печатной продукцией,
иконописанием, работу в сфере просвещения (были открыты 14 епархиальных
школ, малые школы для духовенства и учительские семинарии)84. В админи-
стративной области был поставлен вопрос об учёте приходского населения
(ведение метрики)85 и духовном надзоре за прихожанами, введении и учёте
обязательных ежегодных исповедей и причащений86. Появилось и самое кри-
тикуемое в петровской реформе требование доносить об открытом на испове-
ди намерении политических преступлений против государства (бунт, измена),
трактуемое в литературе как нарушение тайны исповеди. На практике же это
требование не использовалось вследствие надуманности ситуации сообщения
священнику о планируемом преступлении, в котором верующий не каялся.
К тому же за нарушение тайны исповеди законы установили суровую кару
вплоть до лишения священства и телесных наказаний87.
Проведение церковной реформы показывает резкость мер Петра I, но,
с другой стороны, известную гибкость в решении вопросов, связанных с вы-
бором её исполнителей. Так, в Монастырский приказ для проведения жёстких
экономических мер назначались исключительно светские лица. Кадровой по-
литике среди самих церковников были присущи длительное неизбрание патри-
арха, неназначение архиереев на «вдовствующие» епархии (иногда их насчиты-
валось до четверти и трети)88 и так называемая украинизация Русской Церкви.
Её показателем стало назначение в Великороссии из числа выходцев с Укра-
ины и Западной Белоруссии с 1700 г. и до учреждения Синода 14 архиереев,
значительное число настоятелей монастырей и монахов, преподавателей Мос-
ковской славяно-греко-латинской академии, епархиальных школ, служителей
типографий, священников в армии и на флоте, духовников царской фамилии,
певчих и переводчиков89.
Пётр как абсолютный монарх полагал своим долгом для достижения «обще-
го блага» устроить «расположение правильное всех дел в государстве», включая
Церковь90. Однако при этом «расположении» он учитывал отрицательные на-
строения духовенства и общества и мог менять уже принятые решения. В силу
этого многие его действия выглядят половинчатыми, а подчас и отступлением
назад. Последнее, в частности, проявилось в секуляризации церковного иму-
84
ПСПиР. Т. 3. № 1131; Горчаков М.И. Указ. соч. С. 181-182; Знаменский П.В. Духовные
школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881. С. 24-42, 94-103, 123, 128-131; Феофан Про-
копович // РБС. Т. Яблоновский-Фомин. С. 407; Лихуды Иоанникий и Софроний // РБС. Т. Лаб-
зина - Ляшенко. М., 2000. С. 504-506; Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. СПб.,
1997. С. 187-199; Пекарский П.П. Наука и литература при Петре Великом: В 2 т. СПб., 1862. Т. 1.
С. 107-121; Харлампович К.В. Указ. соч. С. 634-635.
85
ПСЗ-I. Т. 4. № 1908; Т. 7. № 4480; Духовный регламент. С. 113-114.
86
ПСЗ-I. Т. 6. № 3914, 4052; Духовный регламент. С. 71-73, 107-108.
87
ПСЗ-I. Т. 6. № 4012, 4022; Духовный регламент. С. 97-101; Церковь в истории России
(IХ в. - 1917 г.). Критические очерки. М., 1967. С. 167, 181-182; Миронов Б.Н. Социальная история
России… Т. 1. С. 415. Именной указ от 28 апреля 1722 г. и прибавление к Регламенту поясняли
форму такого доноса (объявление о преступлении без точного сообщения, о чём именно шла речь
на исповеди, и др.).
88
Щапов А.П. Русский раскол старообрядства. Казань, 1859. С. 359, 361-364; Живов В.М. Цер-
ковные преобразования в царствование Петра Великого // Разыскания в области истории и преды-
стории русской культуры. М., 2002. С. 370-371; Харлампович К.В. Указ. соч. С. 470.
89
Харлампович К.В. Указ. соч. С. 510, 551, 561-632; Соловьёв С.М. Сочинения. Кн. 8. Т. 15.
М., 1993. С. 92-95.
90
ПСЗ-I. Т. 7. № 4450.
28
щества, закончившегося установлением долгосрочного налога в 100 тыс. руб.
в год, а также в отказе от сокращения «лишних» храмов в Москве.
Что касается главной политической реформы, замены патриаршества кол-
лективной формой правления, то она установила новые властные отношения
государства и Церкви, светского и церковного в русском обществе. В исто-
риографии синодальная реформа получила множество подчас противополож-
ных оценок91. Одни авторы писали об использовании Петром протестантско-
го образца и о том, что «Духовный регламент» не основан на каноническом
праве92. Другие отмечали, что синодальную реформу провели «без нарушения
каких-либо канонических основ», что положение о Синоде составлено пра-
вославным иерархом и принято подавляющим большинством высших чинов
Церкви93. С XIX в. получила распространение оценка отношения светских
и церковных властей синодального времени как цезаропапизма (присвоения
государями функций Церкви), сменившего так называемую симфонию вла-
стей, имевшую место до XVIII в.94 В историографии последних лет ей проти-
востоит точка зрения, что говорить о цезаропапизме Петра I не позволительно
из-за невмешательства государства во внутреннее церковное право, а утвержде-
ние в начале XVIII в. синодальной системы связано с влиянием протестантской
доктрины территориализма (главенства монарха над всей территорией государ-
ства, включая Церковь) и так называемой государственной церковности (обес-
печения прав большинства населения, относящихся к главному вероисповеда-
нию государства)95.
Очевидно, что светская власть не стремилась полностью взять в свои руки
управление Церковью. Создавая Монастырский приказ, она преследовала пре-
жде всего экономические цели и желала использовать в большей мере Церковь
для развития образования и новой культуры. После достижения нужного ре-
зультата государство восстановило способное на практике управлять церков-
ными делами ведомство, лишив его, однако, единоначалия, что уничтожало
возможность острого соперничества Церкви со светской властью и переносило
политическое противостояние в среду глав епархий. К тому же светская власть
установила наблюдение за принимаемыми решениями через синодального
обер-прокурора. Содержание Духовного регламента (названного В.О. Ключев-
ским программой русской Реформации) показывает, что государство, не вме-
шиваясь в канонические основы веры, предполагало, что Синод будет прово-
дить намеченную Петром I политику Нового времени.
Представляется, что учреждение Синода можно считать историческим фе-
номеном, возникшим в силу сочетания ряда объективных и субъективных при-
чин эпохи реформ, обеспечивших переход страны к Новому времени. Говорить
можно и о небольшом отрезке времени, всего нескольких годах, когда поли-
91
Реснянский С.И., Киенков А.А. Церковно-государственная политика Петра I… С. 15-74.
92
Фроловский Г.В. Пути русского богословия. Париж,
1983. С.
82-97; Верховской П.В.
Учреждение Духовной коллегии… Т. 1; Колосова И.В. Голландский протестантизм… С. 82-86.
93
Рункевич С.Г. К биографии патриарха Адриана… С. 748.
94
Суворов Н. Учебник церковного права. М., 1913. С. 39; Николин А., свящ. Церковь и госу-
дарство (история правовых отношений). М., 1997. С. 88. О формах взаимоотношений властей см.:
Иванова Н.А., Желтова В.П. Указ. соч. С. 235; Троицкий С.И. Церковь и государство в России.
М., 1909. С. 15-20; Николин А., свящ. Указ. соч. С. 13-15; Цыпин В., прот. Церковное право. Учеб-
ное пособие. М., 1996. С. 414-422.
95
Цыпин В., прот. Церковное право… С. 420-421.
29
тическая жизнь остро поставила вопрос об укреплении церковного управле-
ния в сочетании с нейтрализацией Церкви в области политики. Среди причин
замены патриаршества Синодом следует отметить рост значения государства,
принявшего форму абсолютной монархии; действия светской власти в крити-
ческих условиях войн и реформ, что само по себе предполагает мобилизацию
всех ресурсов страны и жёсткую организацию общества; неготовность боль-
шинства церковных иерархов Великороссии участвовать как в области матери-
альной, так и в сфере идеологии и культуры в преобразованиях, проводимых
светской властью, и, разумеется, их недовольство ущемлением экономических
интересов Церкви.
Исключительную роль в политической реформе сыграл субъективный фак-
тор: личность Петра I, практика-преобразователя, который был способен рез-
кими действиями продвигаться к достижению неясного народу «общего бла-
га», но также учитывать реальность, в том числе настроения подданных. Для
достижения поставленных целей царю требовалось работающее и согласное
с его программой переустройства церковных дел высшее учреждение Русской
Православной Церкви, каковым и должен был стать учреждённый Синод. Кол-
легиальная форма этого высшего органа духовного правления, удобная и при-
емлемая для времени расцвета абсолютной монархии, не соответствовала пред-
ставлениям народа о церковной власти и оказалась недостаточно действенной
в период ослабления монархического государства. Это сделало неизбежным
появление в будущем острой критики Синода и постановку вопроса о восста-
новлении патриаршества.
30