Полицмейстерская канцелярия
в системе управления Санкт-Петербургом
в 1718-1727 гг.
Марина Накишова
Тне Police сhancellery in the management system of Saint Petersburg
in 1718-1727
Marina Nakishova
(Ural Federal University named after the first President of Russia
B.N. Yeltsin, Yekaterinburg)
DOI: 10.31857/S086956872202008X, EDN: FUALAU
25 мая 1718 г. указом Петра I в Санкт-Петербурге для «лучших порядков»
была создана Полицмейстерская канцелярия, первым руководителем которой
стал генерал-адъютант Антон Мануилович Девиер (1682-1745)1. До того по-
лицейские функции на территории города и Ингерманландской губ. выпол-
нялись либо уже имевшимися органами власти, управлявшими определён-
ными территориями (Адмиралтейством, Губернской канцелярией и проч.),
либо временными чрезвычайными командами2. Новому государственному
органу поручалось (с 1721 г. - совместно с Главным магистратом) «добрую
полицию учредить» и всячески поддерживать, поскольку «полиция есть душа
гражданства и всех добрых порядков и фундаментальной подпор человече-
ской безопасности и удобности»3. Царь рассчитывал с помощью этого ин-
ститута обеспечить как эффективность управления населением, так и благо-
состояние подданных4. Власть канцелярии с самого начала распространялась
на всю территорию Санкт-Петербурга. Столь широкими полномочиями ра-
нее пользовалась только учреждённая в 1703 г. Канцелярия городовых дел
(с 1723 г. - Канцелярия от строений)5, тогда как другие органы местной
администрации действовали обособленно в более узких границах: под руко-
водством генерал-губернатора кн. А.Д. Меншикова находилась лишь правая
© 2022 г. М.Т . Накишова
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 20-09-42022 «“Ментальное госу-
дарство” Петра Великого и эксперименты регионального администрирования. Первая четверть
XVIII в.».
1
ПСЗ-I. Т. 5. № 3203. С. 569-571; Бумаги императора Петра I. СПб., 1873. С. 372.
2
Агеева О.Г. Чиновники-полицейские Петербурга 1711-1718 гг. До создания полиции //
Петровское время в лицах - 2004. СПб., 2004. С. 3-7.
3
ПСЗ-I. Т. 6. № 3708. Регламент, или Устав Главного магистрата. Гл. 10. С. 297.
4
Филиппов А.Ф. Полицейское государство и всеобщее благо. Статья первая // Отечественные
записки. 2012. № 2(47). С. 331-333.
5
Обычно образование Городовой канцелярии относят к 1706 г. (Луппов С.П. История стро-
ительства Петербурга в первой четверти XVIII века. М.; Л., 1957. С. 18; Анисимов Е.В. Юный град.
Петербург времён Петра Великого. СПб., 2003. С. 84). Однако Е.А. Андреева установила, что она
была учреждена в 1703 г. для строительства и восстановления крепостей Ингерманландской губ.
В 1706 г. лишь изменилась её основная задача, которая состояла теперь в руководстве каменным
строительством Санкт-Петербурга (Андреева Е.А. А.Д. Меншиков и образование Ингерманланд-
ской губернии: территория и административное устройство // Петровское время в лицах - 2005.
СПб., 2005. С. 22).
77
сторона Невы - Городовой остров, а затем Васильевский остров и прилегаю-
щие территории; левая же сторона реки с Адмиралтейским островом первона-
чально лежала вне городской черты и управлялась Адмиралтейством во главе
с гр. Ф.М. Апраксиным6.
Как ни странно, функции генерал-полицмейстера и его подчинённых,
пределы их компетенции в петровском Санкт-Петербурге и использовавши-
еся ими методы до сих пор системно не анализировались. Поэтому ещё пред-
стоит выяснить, ограничивались ли они исключительно надзором и каково
было их значение для «регулярного» государства Петра I. В частности, при
рассмотрении повседневной жизни Санкт-Петербурга и его обитателей,
планов городской застройки7, мероприятий по заселению и благоустройству
территории8, а также реакции на них общества9, функционирование По-
лицмейстерской канцелярии освещается фрагментарно, и это не позволяет
аргументированно оценить степень эффективности её деятельности. В ра-
ботах же историко-юридического характера, как правило, не учитываются
особенности реализации законодательных положений на практике10 за ис-
ключением некоторых исследований, посвящённых созданию и эволюции
полицмейстерской службы в XVIII в. или судебной функции полиции, кото-
рые не потеряли своей актуальности11. При этом историки, писавшие непо-
средственно о деятельности Девиера, уделяли внимание скорее его личной
6
Агеева О.Г. «Величайший и славнейший более всех градов в свете…» - Град Святого Петра
(Петербург в русском общественном сознании начала XVIII века). СПб., 1999. С. 137-140.
7
Луппов С.П. Планы Петербурга первых лет существования города: по фондам Отдела
рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР // Труды Библиотеки Академии
наук и Фундаментальной библиотеки общественных наук Академии наук. Т. IV. М.; Л., 1959.
С. 324-332; Кукушкина В.В. Топонимика Санкт-Петербурга XVIII в. по планам города (Из фон-
дов отдела картографии Российской национальной библиотеки). СПб., 2001; Базарова Т.А. Пла-
ны петровского Петербурга. Источниковедческое исследование. СПб., 2003.
8
Петров П.Н. История Санкт-Петербурга с основания города. СПб., 1884; Божеря-
нов И.Н. С.- Петербург в Петрово время. СПб., 1903; Князьков С. Санкт-Петербург и Санкт--
Петербургское общество при Петре Великом. СПб., 1914; Николаева М.В. Санкт-Петербург
Петра I: история дворовладений - застройка и застройщики. М., 2013; Очерки истории Ленин-
града. Т. 1. М.; Л., 1955; Луппов С.П. История строительства Петербурга…; Анисимов Е.В. Юный
град…
9
Агеева О.Г. «Величайший и славнейший более всех градов в свете…»; Кошелева О.Е. Люди
Санкт-Петербургского острова Петровского времени. М., 2004.
10
С.- Петербургская столичная полиция и градоначальство. 1703-1903. СПб., 1903; Ку-
дрин В.А., Николаенко П.Д. Неподкупный генерал-полицмейстер (Страницы жизни первого
генерал-полицмейстера северной столицы А.М. Девиера) // Вестник Московского универси-
тета МВД России. 2017. № 1(73). С. 13-22; Черных В.В. Первый генерал-полицмейстер Рос-
сии А.М. Девиер и его полицейская деятельность // Вестник Восточно-Сибирского институ-
та Министерства внутренних дел. 2017. № 2(81). С. 161-171; Михайлова Н.В., Феднева Л.Н.
А.М. Девиер и законотворчество в сфере полицейского права: общее управление и надзор за
градостроительством // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 5. С. 28-30;
Михайлова Н.В., Феднева Н.Л. А.М. Девиер у истоков (и законотворчество в сфере) полицейского
права в России: обеспечение безопасности, охрана порядка и борьба с преступностью // Вестник
экономической безопасности. 2018. № 3. С. 8-11.
11
См., в частности: Сизиков М.И. Становление центрального и столичного аппарата регуляр-
ной полиции России в первой четверти XVIII в. // Государственный аппарат: историко-правовые
исследования. Свердловск, 1975. С. 5-39; Сизиков М.И. Полицейская реформа Петра I // Право-
ведение. 1992. № 2. С. 88-96; Серов Д.О. Судебная реформа Петра I. Историко-правовое иссле-
дование. М., 2009. С. 307-308.
78
жизни (особенно якобы долгосрочной вражде с кн. А.Д. Меншиковым12),
чем государственной службе13.
Вместе с тем для реконструкции усилий генерал-полицмейстера по бла-
гоустройству Санкт-Петербурга учёные привлекают обширный круг источ-
ников, включающий именные указы Петра I (как опубликованные в Полном
собрании законов Российской империи, так и хранящиеся в архивах14), доку-
менты Сената, Санкт-Петербургской губернской канцелярии, Походной кан-
целярии гр. Апраксина, Канцелярии генерал-фельдцейхмейстера Я.В. Брюса,
Московской полицмейстерской канцелярии, Канцелярии городовых дел, лич-
ного фонда кн. Меншикова15. Активно используются также мемуары, запи-
ски иностранцев, сборники анекдотов о Петре I и его современниках, планы
и гравюры Санкт-Петербурга. Однако эти комплексы изучены крайне неравно-
мерно. Более того, некоторые ценные публикации (например, письма Девиера
к кн. Меншикову16) привлекаются лишь в немногих исследованиях. Явно не-
дооценивается, как это ни удивительно, и значимость бумаг, отложившихся
в фонде Кабинета Петра I (РГАДА, ф. 9), куда поступали письма, доноше-
ния, ведения, реестры и описи, посылавшиеся Девиером в 1718-1727 гг. Пет-
ру I, Екатерине и кабинет-секретарю А.В. Макарову. Как известно, генерал--
полицмейстер подчинялся не только Сенату, но и непосредственно царю17,
и ему приходилось отчитываться перед монархом. Поскольку в отсутствие цар-
ской четы в Санкт-Петербурге он управлял двором царевен Анны и Елизаветы,
то должен был вести переписку и с Екатериной. Кроме того, непосредственное
участие Кабинета в благоустройстве Санкт-Петербурга делало неизбежными
постоянные деловые контакты Девиера с Макаровым18. Именно это заставляет
обратить особое внимание на данный комплекс документов.
Как утверждает О.Г. Агеева, в первое десятилетие XVIII в. Санкт-Петербург
создавался с целью обеспечения русских экономических и военных интересов
на Балтике. Но уже в 1710-1720-х гг. его репрезентативная роль стала домини-
12
О деловых и личных отношениях А.Д. Меншикова и А.М. Девиера см.: Накишова М.Т.
А.М. Девиер как первый генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга (историографический аспект) //
История России с древнейших времён до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды. Сборник
статей участников международной научно-практической школы-конференции молодых учёных
(8-9 октября 2019 г.). М., 2019. С. 34-40; Накишова М.Т. Письма генерал-полицмейстера А.М. Де-
виера к князю А.Д. Меншикову 1718-1727 гг.: опыт содержательного анализа // Электронный
научно-образовательный журнал «История». T. 11. 2020. Вып. 12(98). Ч. II.
13
Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей русской земли. Ч. 2. М., 1836;
Шубинский С.Н. Первый петербургский генерал-полицмейстер // Исторический вестник. Т. 48.
1892. № 5. С. 427-448; Дивиеры // Русский биографический словарь. Т. 6. СПб., 1905. С. 370-376;
Milhazes J. António de Vieira: Le favori portugais de Pierre le Grand. Aix-en-Provence, 2013; Rougle W.
António Manuel de Vieira na Corte Russa no Século XVIII. Lisboa, 1983; Девиер Антон Мануилович //
Руководители Санкт-Петербурга. СПб.; М., 2003. С. 164-166; Бердников Л.И. Дерзкая империя:
нравы, одежда и быт Петровской эпохи. М., 2018.
14
РГАДА, ф. 1451; РГИА, ф. 1329.
15
РГАДА, ф. 26, 198, 248, 931; РГИА, ф. 467; РГА ВМФ, ф. 233; Архив Военно-исторического
музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, ф. 2.
16
Письма и выписки из писем с.-петербургского генерал-полицеймейстера Девиера к князю
А.Д. Меншикову. 1719-1727 // Русский архив. 1865. № 7-12. Стб. 1233-1276.
17
Шубинский С.Н. Указ.соч. С. 436; Сизиков М.И. Полицейская реформа Петра I. С. 49; Ани-
симов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти
XVIII века. СПб., 1997. С. 145-146.
18
Единичные ответные письма и ордеры Макарова сохранились среди именных указов Пет-
ра I: РГАДА, ф. 1451, оп. 1, д. 23; РГИА, ф. 1329, оп. 2, д. 22.
79
рующей, «град Петров должен был превратиться в символ новой, просвещён-
ной в ходе реформ России, создать “славу” стране в Европе»19.
Создание по воле царя города-парадиза являлось делом не лёгким, не
одномоментным и относилось к компетенции различных институтов как об-
щегосударственного (Сенат, Кабинет), так и местного (генерал-губернатор,
Губернская канцелярия, Канцелярия городовых дел, канцелярия коменданта
Санкт-Петербургской крепости, Главный магистрат20 и др.) уровня. К 1718 г.
Санкт-Петербург существовал на карте России уже 15 лет, и всё это время
кто-то занимался его строительством и благоустройством. Поэтому задача
генерал-полицмейстера и других должностных лиц его канцелярии состояла
в том, чтобы встроить полицию в уже функционирующую систему управле-
ния городом, разделить сферы компетенции с действующими органами власти
и выработать механизмы взаимодействия с ними. С.П. Луппов полагал, что
после 1718 г. губернская канцелярия совершенно не занималась городскими
делами, а «функции органа местного управления в Петербурге в значительной
степени перешли к Полицмейстерской канцелярии»21. По мнению Агеевой,
хотя благоустройство столицы принято связывать с деятельностью Канцелярии
городовых дел и Полицмейстерской канцелярии, «всё управление городом, его
строительством и хозяйством осуществлялось под руководством петербургско-
го генерал-губернатора светлейшего князя А.Д. Меншикова»22. Вместе с тем,
как считает большинство исследователей, возложенная на Полицмейстерскую
канцелярию «регламентация вида и типа домов, застройки улиц, частей города
была элементом тотального полицейского контроля над жизнью петербурж-
цев»23. Полиция выступала скорее органом надзора, а не реального управления.
Ещё в середине 1710-х гг. Пётр I задумал возвести на Васильевском острове
регулярный город24. Было решено ликвидировать малочисленную застройку,
разработать план идеального нового города (соответствующие проекты созда-
вались в 1716-1717 гг. архитекторами Д. Трезини и Ж.Б. Леблоном) и прину-
дительно переселить на его улицы представителей шляхетства и купечества25.
В 1719 г. вышел указ, определявший детали строительства (размер участка, тип
дома, местонахождение в городе) и вводивший имущественный ценз, согласно
которому на острове следовало разместить дворян, владевших не менее чем 40
дворами, и тех купцов, кто нёс 40 руб. тягла26. Со временем, когда выяснилось,
что данный ценз не соответствует реальным возможностям, положения указа
изменили, принудив к строительству только тех дворян, у кого имелось более
19
Агеева О.Г. «Величайший и славнейший более всех градов в свете…» С. 61.
20
Для Санкт-Петербурга Главный магистрат играл роль городской ратуши.
21
Очерки истории Ленинграда. Т. 1. С. 156.
22
Агеева О.Г. «Величайший и славнейший более всех градов в свете…» С. 135.
23
Анисимов Е.В. Юный град… С. 345. См. также: Петров П.Н. История Санкт-Петербурга…;
Сизиков М.И. Становление центрального и столичного аппарата…; Кошелева О.Е. Люди Санкт--
Петербургского острова…; Кошелева О.Е. Полиция есть душа гражданства // Отечественные запи-
ски. 2004. № 2.
24
Подробнее о застройке Васильевского острова см.: Агеева О.Г. История домов У. Сеняви-
на и А. Волкова на Васильевском острове (до их передачи Сухопутному Шляхетному корпусу) //
Петровское время в лицах - 2009 (Труды Государственного Эрмитажа. Т. 47). СПб., 2008. С. 5-17;
Николаева М.В. Санкт-Петербург Петра I…
25
Агеева О.Г. «Величайший и славнейший более всех градов в свете…» С. 121-122.
26
ПСЗ-I. Т. 5. № 3305. С. 665.
80
100 дворов, а купцам и вовсе разрешив селиться «вольно»27. Более того, на
Васильевском острове приказывалось обустраиваться и тем, кто имел дома на
Адмиралтейской стороне и Городском острове. Не удивительно, что подобные
требования вызывали противодействие, и даже те, кто располагал достаточны-
ми средствами, не спешили исполнять царскую волю.
Пётр поощрял каменное строительство, что объяснялось не только его же-
ланием увидеть на Неве подобие Амстердама, но и соображениями противо-
пожарной безопасности. При этом 9 октября 1714 г. он запретил возводить
здания из камня где-либо, кроме новой столицы. Однако в городе, в кото-
ром даже мазанковые дома возводились без большого желания, «попытка за-
ставить бóльшую часть жителей Петербурга строить дорогостоящие каменные
дома была обречена на провал»28. В 1723 г. императору пришлось разрешить
деревянные постройки на Васильевском острове и одновременно ограничить
каменное строительство на Адмиралтейской и Московской сторонах зданиями
по набережной Невы.
Учёт домовладельцев, включая тех, кому ещё только предстояло ими стать,
и надзор за ними возлагался на Полицмейстерскую канцелярию. Правда, она
не обладала достаточными ресурсами для принуждения тех, кто упорно игно-
рировал правительственные распоряжения, ссылаясь на разного рода «веские»
причины. Тем не менее Девиер регулярно собирал сведения о строящихся объ-
ектах и их собственниках, составлял списки нарушителей и разрабатывал пла-
ны сооружения «штрафных» домов за счёт строптивых москвичей29. В ответ на
доношения генерал-полицмейстеру посылались указы, например, о строении
на Васильевском острове по чертежу лавок для обывателей всякого звания,
имеющих на площади дворы, о копании по чертежу каналов, прудов и приго-
товлении всего необходимого для предотвращения пожаров, и т.д.30
Полицмейстерская канцелярия контролировала процесс застройки Адми-
ралтейской и Московской сторон, уделяя особое внимание принципу регуляр-
ности: «Також бы никакое строение за линию, или из линии строилось, но
чтоб улицы и переулки были ровны и изрядны»31. Девиер сообщал в Кабинет
о ломке построенных не по плану домов32, о количестве дворов на той или
иной территории33, о числе сооружений, конфискованных у «строившихся за
указом»34, о необходимости выделить участок для строительства35, о переносе
здания на другое место36, об устройстве жилищ для бедных37, а также о необ-
ходимых для отделки материалах38. Нередко к Девиеру обращались за советом.
Так, в июне 1721 г. Макаров просил его инструкций о том, с кем «пристойнее»
27
Там же. № 3332. С. 680-681; № 3348. С. 691.
28
Луппов С.П. История строительства Петербурга… С. 49-50.
29
РГАДА, ф. 248, оп. 18, д. 1206, л. 46-93 об.; ф. 9, оп. 4, отд. II, д. 59, л. 1125-1130; д. 63,
л. 1314-1314 об., 1329-1329 об.; д. 78, л. 1224-1225. Ответный ордер см.: РГИА, ф. 1329, оп. 2, д. 22,
л. 23а.
30
РГАДА, ф. 1451, оп. 1, д. 20, л. 2.
31
ПСЗ-I. Т. 5. № 3203. С. 570.
32
РГАДА, ф. 9, оп. 3, отд. II, д. 36, л. 22; д. 46, л. 31-39; оп. 4, отд. II, д. 54, л. 1260-1270 об.
33
Там же, оп. 3, отд. II, д. 40, л. 854-857; д. 46, л. 40-99.
34
Там же, д. 40. л. 842-844; оп. 4, отд. II, д. 66, л. 881-882 об.
35
Там же, оп. 4, отд. II, д. 63, л. 1328.
36
Там же, оп. 3, отд. II, д. 46, л. 25-25 об.
37
Там же, д. 40. л. 831 об.; оп. 4, отд. II, д. 54, л. 1259-1259 об.
38
Там же, оп. 4, отд. II, д. 54, л. 1297-1298; д. 63, л. 1336-1337.
81
строиться тестю кабинет-секретаря - совместно ли с братом Макарова или
с Синявиным. Отвечая, Девиер передал Алексею Васильевичу образец челобит-
ной по данному делу39.
Кроме того, полиция занималась также борьбой с пожарами40, регуляр-
но наносившими ущерб городу41. Согласно инструкции, полученной генерал--
полицмейстером (п. 8), ему следовало проверять, чтобы «печи, комели и печ-
ные трубы были б по указу», и «по всякую четверть года у жителей осматривать
печи, комели, в поварнях очаги, бани и прочее, где огонь водится, и предсте-
регать, дабы недосмотрением хозяйским какова бедства от пожару не учини-
лось»42. А в 1723 г. Девиер жаловался Макарову на купца Барсукова, который
постоянно докучал ему, прося разрешить застройку на Петербургском острове
между постоялым двором и старым дворцом, где, по словам Антона Мануило-
вича, «порозжаго места явилось тринатцать сажень с половиною, и ежели они
то построят, опасаюсь я, от того пожарного случая чтоб тому дворцу вреды не
учинилось, понеже к такому строению место имеетца тесно»43.
В обязанности генерал-полицмейстера входила и организация из горожан
специальных бригад для тушения пожаров, поскольку людей, из которых можно
было бы сформировать квалифицированную пожарную службу, катастрофиче-
ски не хватало. Для петербуржцев пожарная повинность являлась одной из са-
мых тяжёлых, от неё не освобождалось даже духовенство. По инструкции 1716 г.
каждые 100 дворов выставляли по 70 человек (30 - с топорами, 20 - с вёдрами,
10 - с двумя лестницами, 10 - с вилами и крюком) и по 5 караульщиков, кото-
рые вели наблюдение посменно. Ещё 30 человек дежурили при своих домах. Для
усиления в команды включались военные. Со своей стороны, Девиер заботился
об обеспечении их пожарными заливными трубами с рукавами44.
Собственно городом обязанности Девиера не ограничивались. Так, он
разведывал марциальные воды вблизи Санкт-Петербурга и в декабре 1721 г.
сообщил императору о найденных им недавно источниках, которые «лучше
по свидетелству дохторскому явились первых в Переведенской слободе против
адмиралтейской гошпитали, а что от них будет ползы и противо Олонецких
какову иметь будут силу, впредь Вашему величеству доносить буду»45. В февра-
ле 1722 г. царь получил от генерал-полицмейстера подтверждённый доктором
реестр лиц, использовавших воды и вылечившихся с их помощью46. Однако,
поскольку «проба чинена как наискоряе, чтоб о том известием не умедлить,
и тогда де вода была не очень свежа, ибо ненасные дни тогда были и оттеплеи»47,
в конце года пришлось брать новые образцы и переделывать заключение48.
39
Там же, л. 1294 об.-1296 об.
40
До создания Полицмейстерской канцелярии за противопожарной безопасностью следили
специальные команды (Луппов С.П. История строительства Петербурга… 145-149; Агеева О.Г. «Ве-
личайший и славнейший более всех градов в свете…» С. 139-140).
41
О пожарах в Санкт-Петербурге подробнее см.: Луппов С.П. История строительства Петербур-
га… С. 145-149; Кошелева О.Е. Люди Санкт-Петербургского острова… С. 118-123; Базарова Т.А. Созда-
ние «Парадиза»: Санкт-Петербург и Ингерманландия в эпоху Петра Великого. СПб., 2014. С. 133-156.
42
ПСЗ-I. Т. 5. № 3203. С. 570.
43
РГАДА, ф. 9, оп. 4, отд. II, д. 63, л. 1330-1330 об.
44
Луппов С.П. История строительства Петербурга… С. 147, 149.
45
РГАДА, ф. 9, оп. 4, отд. II, д. 54, л. 1304-1304 об.
46
Там же, д. 59, л. 1050-1050 об.
47
Там же, л. 1125 об., 1127.
48
Там же, д. 63, л. 1314.
82
Организаторские способности Девиера проявлялись в мероприятиях по
благоустройству каналов, берегов рек, мостов, дорог, рынков, Прядильного
и Мытного дворов и т.д. Судя по материалам Кабинета, генерал-полицмейстер
не только контролировал расположение и качество построек, но и участвовал
в их проектировании, в поиске подрядчиков и необходимых средств. Во мно-
гом это было связано с прекращением в 1718 г. практики строительства по
разнарядке, которую признали неэффективной и убыточной49.
Бремя поиска подрядчика и контроля за его работой легло на генерал--
полицмейстера при создании пруда, канала и моста в Новой Голландии50.
В 1718 г. Девиер отчитывался: «По указу Вашего величества подрядил делать
в Новой Галандии пруд в отделку с уступком, как на чертеже показано, за
1 700 рублев, кроме бревен и досток, и выливания воды, и о том Ваше ве-
личество как соизволит, и ежели позволено будет ныне делать, чтоб на оное
строение приказали денги выдать, чтоб время не упустить. А подрядился оной
пруд делать подрятчик, которой подрядился делать канал в Адмиралтействе».
Предполагалось, что пруд «будет длины 48 сажень, а ширины 15, и того 720 са-
жень, а кругом сваи снаружи надлежит вынимать по полусажени земли для
запускания и прибивания щитов. И того будет, кроме уступки, 783 сажени,
а около пруда и уступки ему же выкладывать дерном»51. В 1719 г. в Новой Гол-
ландии провели канал. Пытаясь урегулировать расчёты с исполнявшим этот
подряд С. Крюковым, Девиер передал в Кабинет подробную роспись расходов
и предложил Макарову выдавать плату за работу частями, дабы «взяв деньги,
не истратил подрядчик, недоделав своего дела»52. В следующем году генерал--
полицмейстер занимался возведением на деньги Кабинета нового подъёмного
моста через канал от Адмиралтейства к Новой Голландии53.
При этом канал или какое-либо иное сооружение могли находиться под
«смотрением» других учреждений, например, Канцелярии городовых дел,
а затем передаваться в ведение полиции, и наоборот54. Это объяснялось тем,
что каналы требовали регулярной чистки, а ведомство Девиера, судя по его
подробным отчётам, поступавшим в Кабинет, умело справлялось с данной
задачей55.
49
Этот порядок позволял бесперебойно обеспечивать столичные стройки рабочими, которых
по разнарядке присылали из разных уездов страны. Крестьян, выбранных для исправления данной
повинности, снабжали инструментами, одеждой, деньгами на дорогу и еду. В 1718 г. обер-комиссар
Канцелярии городовых дел кн. А.М. Черкасский констатировал неэффективность подобной орга-
низации труда, инициировав перевод строительства на подрядную основу. Желающих наняться по
договору стало значительно больше. Подробнее см.: Анисимов Е.В. Юный град… С. 95-105.
50
Их устройство также увязывалось с соображениями противопожарной безопасности (Луп-
пов С.П. История строительства Петербурга… С. 127).
51
РГАДА, ф. 9, оп. 3, отд. II, д. 36, л. 24.
52
Там же, д. 40, л. 830-830 об., 841.
53
Там же, д. 46, л. 30; ф. 1451, оп. 1, д. 23.
54
О конфликтах, возникавших на этой почве, подробнее см.: РГАДА, ф. 198, оп. 1, д. 379,
л. 65-67 об., 77-77 об.; д. 557, л. 168 об.-169; Накишова М.Т. Деятельность петербургского ко-
менданта Я.Х. Бахмеотова: строительство постоялых дворов (1722-1725 гг.) // История России
с древнейших времён до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды. Сборник статей меж-
дународной научно-практической школы-конференции молодых учёных (11-14 октября 2021 г.).
М., 2021. С. 57-65; Накишова М.Т. Комендант Северной столицы Яков Хрисанфович Бахмеотов:
исполнение служебного долга в петровское время // Quaestio Rossica. 2022. № 1. С. 290-305.
55
В целом надзор за чистотой водных объектов относился к компетенции Полицмейстер-
ской канцелярии. По словам Анисимова, «“Парадиз” вонять не имел права» (Анисимов Е.В. Юный
83
Кроме благоустройства водных объектов, значение которых лишь усилива-
лось в связи с постоянной угрозой наводнений56, генерал-полицмейстер следил
за состоянием и освещением дорог и улиц. Образцовый масляный фонарь был
изготовлен в 1720 г. и установлен около Зимнего дома Петра I. Затем подобные
фонарные столбы появились возле государственных учреждений на Петербург-
ском, Адмиралтейском и Васильевском островах57. Для них требовались стёкла,
которые, по мнению Девиера, могли сделать только на ямбургских заводах
кн. Меншикова58. Поэтому 9 сентября 1721 г. генерал-полицмейстер просил
князя приказать в течение осени лить и полировать стекло для заготовки 595
фонарей и по возможности снизить цену для Полицмейстерской канцелярии59.
В 1723 г. Пётр I ввёл особый налог, который собирался на содержание в чисто-
те улиц и установку фонарей60.
Большое внимание Девиер уделял строительству Мытного и Прядильного61
дворов и Морского рынка, а также созданию их инфраструктуры62. В 1719 г. он
докладывал Макарову о намерении поручить постройку по составленному чер-
тежу Мытного двора на Адмиралтейском острове на р. Мье голландцу Т. Фонар-
мусу, поскольку «дешевле оного подрятчика нихто не берет». В прилагавшейся
к письму смете указывалась цена с необходимыми материалами и уточнялись де-
тали: «а лавок будет внизу 116; а на верху толикое ж число будет покоев, где жить
станут те, которые лавки будут нанимать, и, по моему мнению, можно положить
на каждую лавку с верхним покоем по 30 рублев, и того будет в год 3 480 рублев,
а оной подрятчик просит 22 702»63. В 1720 г. Девиер сообщил кабинет-секретарю
об отделке лавок внутри Мытного двора64. К февралю 1721 г. работа была за-
кончена, и Двор перешёл в ведение Камер-коллегии, которой было необходимо
вернуть в Кабинет потраченные на строение деньги65.
Таким образом, согласно материалам Кабинета, в процессе городского
строительства полиция выполняла по преимуществу контролирующие функ-
ции. При этом ведомство генерал-полицмейстера могло самостоятельно ру-
ководить мероприятиями по созданию объектов общественного пользования,
будь то каналы, пруды, дворы или торговые помещения. Полицмейстерская
канцелярия тесно взаимодействовала с другими органами власти и должност-
ными лицами (Адмиралтейством, Губернской канцелярией, петербургским ко-
мендантом Я.Х. Бахмеотовым и т.д.). Наиболее плотно она контактировала
с Канцелярией городовых дел, также занимавшейся строительством и благо-
устройством города и распоряжавшейся средствами, собранными на эти цели
с населения. Именно Канцелярия городовых дел заключала договоры с архи-
град… С. 347). О чистке р. Мьи (Мойки) см.: РГАДА, ф. 9, оп. 3, отд. II, д. 46, л. 15; оп. 4, отд. II,
д. 54, л. 1271-1271 об., 1273-1273 об., 1279 об., 1295, 1301; д. 59, л. 1054.
56
О наводнениях в Санкт-Петербурге см.: Пекарский П.Н. Петербургская старина // Со-
временник. Т. 81. 1860. № 4. С. 318-319; Каратыгин П.П. Летопись петербургских наводнений
1703-1879 гг. СПб., 1889; Беспятых Б.Н. Наводнения в Петербурге Петра I. СПб., 2013.
57
Анисимов Е.В. Юный град… С. 346.
58
РГАДА, ф. 198, оп. 1, д. 557, л. 100.
59
Там же, л. 100-101.
60
Анисимов Е.В. Юный град… С. 346-347.
61
РГАДА, ф. 9, оп. 3, отд. II, д. 46, л. 13-13 об.
62
Там же, оп. 4, отд. II, д. 71, л. 971-972; д. 78, л. 1229-1229 об.
63
Там же, оп. 3, отд. II, д. 40, л. 851-852 об.
64
Там же, д. 46, л. 11-11 об.
65
Там же, оп. 4, отд. II, д. 54, л. 1303; д. 59, л. 1049-1049 об.
84
текторами, мастеровыми и работными людьми, обеспечивала их всем необхо-
димым для составления и воплощения проектов, планов и смет. Руководившие
ею в разное время обер-комиссары У.А. Синявин и кн. А.М. Черкасский не-
редко выступали инициаторами царских указов, касавшихся застройки Санкт--
Петербурга66. Полицмейстерская канцелярия преимущественно осуществляла
надзор за качеством построек и их соответствием принципу регулярности. Не
имея собственных материальных ресурсов и квалифицированных строителей,
Девиер не вёл строительных работ своими силами, а заключал подряды или
обращался за помощью в другие учреждения.
Рассматривая деятельность Полицмейстерской канцелярии, направленную
на поддержание общественного порядка, исследователи зачастую находятся
под заметным влиянием концепции полицейского государства (Polizeistaat)67
и представлений о том, что Пётр I стремился создать в России такой поли-
тический режим, который регламентировал бы все сферы развития общества.
Следить за реализацией царских указов и преследовать их нарушение долж-
ны были генерал-полицмейстер и его подчинённые. Полиции надлежало знать
«о каждом человеке, находящемся в Петербурге: кто он, где проживает и на
каком основании. Тот, о ком ей было неизвестно, оказывался подозрительным
лицом и брался под караул»68. Однако в условиях военного времени, продол-
жавшегося с переменным успехом вплоть до заключения Ништадтского мира
в 1721 г., в быстро растущем и меняющемся городе даже элементарный учёт
населения и распределение повинностей (особенно - постойной) давались
с трудом.
Наблюдая за строительством, Полицмейстерская канцелярия старалась на-
ладить контроль не только за количеством, расположением и внешним ви-
дом домов, но и за численностью проживавших в них людей. Девиер посылал
в Кабинет списки строений, находившихся в разных частях города, с фамили-
ями тех, кому они принадлежали69. Пристальное внимание уделялось как пред-
ставителям шляхетства и купечества, которым было предписано построиться
в столице в ближайшее время70, так и мастеровым и работным людям71. Все
владельцы недвижимости в Санкт-Петербурге, согласно инструкции генерал--
полицмейстеру 1718 г., были обязаны сообщать в полицию о любом чело-
веке, приехавшем или уехавшем от них72. Подселяться в дома петербуржцев
дозволялось только по специальным разрешениям, а хозяину следовало офор-
мить в Полицмейстерской канцелярии «жилую запись» с поручительством73.
66
Луппов С.П. История строительства Петербурга… С. 62.
67
О концепции полицейского государства см.: Раев М. Регулярное полицейское государство
и понятие модернизма в Европе XVII-XVIII веков: попытка сравнительного подхода к проблеме //
Американская русистика. Императорский период. Cамара, 2000. С. 48-79; Филиппов А.Ф. Поли-
цейское государство и всеобщее благо… С. 328-340; Дин М. Правительность: власть и правление
в современных обществах. М., 2016.
68
Подробнее см.: Кошелева О.Е. Полиция есть душа гражданства.
69
РГАДА, ф. 9, оп. 4, отд. II, д. 54, л. 1259-1271; д. 71, л. 969-970.
70
Там же, д. 59, л. 1126, 1129; д. 63, л. 1329; д. 78, л. 1224.
71
Подробнее см.: Семёнова Л.Н. Правительство и рабочий люд Петербурга в первой половине
XVIII в. // Внутренняя политика царизма (середина XVI - начало ХХ в.) (Труды ЛОИИ. Вып. 8).
Л., 1967. С. 126-167.
72
ПСЗ-I. Т. 5. № 3203. С. 571.
73
Семёнова Л.Н. Правительство и рабочий люд… С. 136-137; Кошелева О.Е. Полиция есть
душа гражданства.
85
В 1722-1723 гг. петербургский комендант Бахмеотов устроил специальные
постоялые дома, сдававшиеся на откуп или в наём74. Правда, они оказались
не слишком востребованными, приезжие явно предпочитали останавливаться
у обывателей75.
В ведение генерал-полицмейстера перешла организация в столице постоя
армейских и гвардейских частей, хотя первоначально в данной ему инструкции
об этом не упоминалось76. Девиер контролировал размещение солдат и офице-
ров по квартирам, принимал жалобы и просьбы об освобождении от постой-
ной повинности, разрешал возникавшие конфликты. Например, в 1720 г. он
писал Макарову, просившему поставить «большого мужика Николая Буржуа»
на постой: «В доме Арескина поставить нельзя для того, что продан торговому
иноземцу Элмсалю по его царского величества имянному указу, а в доме Ива-
на Михайловича стоят ея величества государыни царицы золотыри и портной
мастер, и покоев порозжих нет, и для того и тут поставить не можно»77. Вместе
с Макаровым генерал-полицмейстер разбирал спор между гвардии капралом
Г. Бесчастным и полковником Фолголмом. Их распределили на один двор ино-
земца Я. Брислинга, но Фолголм, получивший указ раньше, занял все покои
и не пускал Бесчастного на квартиру78.
Особое внимание в Полицмейстерской канцелярии обращали на ино-
странцев. Они были обязаны посетить её, въезжая в город или покидая его,
чтобы предъявить или получить паспорт. Однако полицейский контроль за ме-
стонахождением иностранных подданных оставлял желать лучшего. Например,
в марте 1724 г. Макаров просил Девиера без промедления направить в Москву
армянина Л. Ильина. Поскольку тот в канцелярии не объявился, полицейским
служащим пришлось учинить розыск. 4 апреля генерал-полицмейстер сооб-
щил: «О отправлении Луки Арменина сим извествую, что он сыскан и сказы-
вал, что и откуды он об отъезде в Москву пашпорта не имел и не был одержан,
но затем он здесь медлил в разных коллегиях для торговых своих нужд и хотел
скоро ехать по указу, и мы ево на будущей недели толка отправим с половины;
а прежде сказал, что нельзя, понеже справлетца с своим торгом». 13 апреля
Ильина выслали на почтовых в Москву79.
В 1722 г. в отсутствие царской четы в Санкт-Петербурге на Девиера воз-
лагалось руководство двором царевен Анны и Елизаветы, вследствие чего он
погрузился в повседневную жизнь царской семьи и посещавших её отечествен-
ных и иностранных государственных деятелей. Так, в июне-августе 1722 г. он
докладывал о прибытии, времяпрепровождении и планах шведского посланни-
ка Г. Середкрейца, добивавшегося аудиенции у царевен80. В письмах Девиера
к Екатерине, перед которой он отчитывался как руководитель двора царевен,
74
РГАДА, ф. 198, оп. 1, д. 379.
75
Бахмеотов регулярно отправлял кн. Меншикову рапорты, в которых указывал число заня-
тых помещений и сумму взятых за постой денег. При этом он признавал, что желающих селиться
в постоялых домах немного (Накишова М.Т. Деятельность петербургского коменданта Я.Х. Бахме-
отова… С. 57-65).
76
Указы об организации постоя см.: РГАДА, ф. 1451, оп. 1, д. 24.
77
Там же, ф. 9, оп. 3, отд. II, д. 46, л. 14.
78
Там же, оп. 4, отд. II, д. 66, л. 861-861 об.
79
Там же, л. 865-866, 869. По-видимому, речь шла про купца Луку Ильина, который сотруд-
ничал с Коллегией иностранных дел и переводил для неё документы с армянского языка (Армяно--
русские отношения в первой трети XVIII века. Т. II. Ч. II. Ереван, 1967. С. 30-31).
80
РГАДА, ф. 9, оп. 4, отд. II, д. 59, л. 1065-1065 об., 1068, 1072, 1073-1073 об., 1079, 1081 об.
86
нередко упоминалось об отъезде или возвращении из поездок кн. Меншикова,
С.Л. Рагузинского, датского министра Вестфалена, императорского чрезвычай-
ного министра гр. Кинского и др.81 Делился генерал-полицмейстер и сведени-
ями о кораблях, прибывавших в город с различными товарами82.
Помимо учёта населения и наблюдения за пребыванием в столице отдель-
ных лиц, Полицмейстерская канцелярия заботилась о поддержании обще-
ственного порядка, выявляя и отлавливая подозрительных или потенциально
опасных людей - мелких преступников, нищих и «гулящих», воров, держа-
телей нелегальных шинков, раскольников и т.п.83 Полицейские служащие их
задерживали, допрашивали и при необходимости наказывали (били кнутом
и взимали штрафы)84. С 1718 г. Девиер не раз писал об арестованных мелких
преступниках кабинет-секретарю, который принимал в исполнении пригово-
ров непосредственное участие, определяя мелких правонарушителей на работу
на петербургских мануфактурах до покрытия назначенного полицией штрафа
(отработанные средства возвращались при этом в Полицмейстерскую канцеля-
рию)85. Если же провинившийся занимал какую-либо должность либо находил-
ся в подчинении того или иного ведомства, его могли, наложив соответству-
ющее наказание, отослать для дальнейшего разбирательства к месту службы86.
Для облегчения действий полиции в городе устанавливались «шлахбаумы»
(рогатки), возле которых находились подчинявшиеся Канцелярии специаль-
ные команды из местных жителей и военных. Правда, особым рвением они не
отличались87. В результате, «в начале 1720-х годов на улицах города выставлял-
ся 171 караул, на которые выходило по очереди 342 человека караульщиков»,
тогда как требовались 1 200 сторожей. Недостаток восполняли военные88. Для
обеспечения безопасности в ночное время действовал комендантский час. Го-
рожанам, которым всё-таки разрешалось выйти на улицу (например, повиваль-
ным бабкам и т.п.), предписывалось в случае поздней прогулки брать с собой
фонари89.
Изначально полиции поручалось только отлавливать нарушителей город-
ского порядка. При создании Полицмейстерской канцелярии она не рассма-
тривалась Петром I как орган правосудия и, соответственно, не имела судеб-
ных функций90. В 1721 г. в резолюции на докладе Сената к её компетенции
были отнесены дела об убийствах, кражах, грабежах и разбоях, участники ко-
81
Там же, л. 1061, 1065, 1075, 1078.
82
Контроль за торговыми рядами, чистотой на рынках, качеством товаров, соблюдением
норм мер и весов также входил в сферу компетенции Полицмейстерской канцелярии (Там же,
л. 1056 об., 1064, 1077, 1083).
83
ПСЗ-I. Т. 5. № 3203. С. 571.
84
РГАДА, ф. 9, оп. 3, отд. II, д. 40, л. 821-822 об., 825-825 об.; д. 46, л. 5-6, 23.
85
Там же, д. 36, л. 23-23 об.
86
Например, подобным образом Девиер поступил с крестьянином кн. Прозоровского, отдан-
ным учиться на каменщика и подчинявшимся Канцелярии городовых дел (РГИА, ф. 467, оп. 4,
д. 53).
87
РГАДА, ф. 248, оп. 18, д. 1206, л. 342-373; ф. 198, оп. 1, д. 557, л. 358-384; РГИА, ф. 467,
оп. 4, д. 52, л. 1-3. См. также: Семёнова Л.Н. Правительство и рабочий люд… С. 134-135.
88
Агеева О.Г. «Величайший и славнейший более всех градов в свете…» С. 147.
89
Анисимов Е.В. Юный град… С. 348-349.
90
В Инструкции генерал-полицмейстеру (п. 7) говорилось: «Когда на рынках или улицах
случаются какия драки, и таких людей имать и отсылать к их надлежащему суду с их допросами
и делом» (ПСЗ-I. Т. 5. № 3203. С. 570). Подробнее см.: Серов Д.О. Судебная реформа Петра I…
С. 307-308.
87
торых задерживались на месте преступления91. Иногда Полицмейстерская кан-
целярия включалась и в более важные судебно-следственные разбирательства.
Так, в 1722 г. полицейским служащим доверили проведение конфискации дво-
ров и пожитков арестованного обер-фискала А.Я. Нестерова, при описи писем
которого была обнаружена отписка «о великой важности и протчих делах»92.
На всякий случай Девиер удержал её у себя, отправив Петру I и в Прокурор-
скую канцелярию лишь копии. В декабре того же года генерал-полицмейстер
уведовлял Екатерину о пойманном за непристойные речи конюхе Тяпкине,
который в ходе следствия «во всем дерзновенном своем речении винился»93.
К компетенции Девиера относилась также организация ассамблей. Харак-
терно, что сам указ об их проведении был оглашён генерал-полицмейстером,
поскольку он обладал исключительным правом объявлять царские распоря-
жения, касавшиеся Санкт-Петербурга. По мнению П. Кинана, подобное по-
ручение вносило в эти формально неофициальные собрания элемент надзора:
«Каждый дом, где предполагалось устроить ассамблею, тщательно проверялся
полицией заранее, чтобы установить, отвечает ли он соответствующим требо-
ваниям, и, как не раз случалось на собраниях в обществе в петровские време-
на, участников “приглашали” остаться подольше вооружённые гвардейцы»94.
Впрочем, в письмах Девиера встречаются лишь отдельные упоминания относи-
тельно этих мероприятий95. Судя же по дневнику голштинского камер-юнкера
Ф.В. Берхгольца, перед началом ассамблей генерал-полицмейстер лично про-
верял помещения на предмет их готовности и вместимости, а затем вёл учёт
собравшихся. Так, 29 января 1718 г. Девиер заранее прибыл в дом герцога
Голштинского, где намечалось проведение ассамблеи, и «привёл с собою 5 пи-
сарей, которые должны были записывать всякого, кто приедет, и расставил их
в разных местах, где они каждого приезжавшего спрашивали, как его фами-
лия». Во время же самой ассамблеи, «так как император через полицейского
майора (Policeymajor) приказал дамам остаться ещё с час после императрицы, то
они очень охотно принялись снова за танцы, которые и продолжались, таким
образом, до двенадцатого часа»96. Других сведений о задержании участников
ассамблей пока обнаружить не удалось.
Таким образом, как показывают материалы Кабинета, деятельность со-
зданной в 1718 г. Полицмейстерской канцелярии условно распадалась на два
основных направления. К первому из них относились мероприятия по стро-
ительству и благоустройству общественного пространства Санкт-Петербурга,
ко второму - обеспечение безопасности населения и поддержание порядка.
Несмотря на то что служащие Полицмейстерской канцелярии вели перепись
домов и их жителей, следили за нормами строительства и межевания земель,
устанавливали постойную повинность, регулировали въезд и выезд, боролись
с преступностью, тотальный контроль над жизнью строящейся столицы, состав
и численность населения которой постоянно менялись, на практике едва ли
был реализуем. Для этого петровская полиция в принципе не имела человече-
91
Законодательство Петра I. М., 1997. С. 631-633.
92
РГАДА, ф. 9, оп. 4, отд. II, д. 59, л. 1123-1123 об.
93
Там же, л. 1120-1122, 1133.
94
Кинан П. Санкт-Петербург и русский двор, 1703-1761. М., 2020. С. 51.
95
РГАДА, ф. 9, оп. 4, отд. II, д. 66, л. 872-872 об.
96
Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721-1726 / Публ. К.А. Залес-
ского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. М., 2018. С. 496-497.
88
ских и материальных ресурсов97. Более того, функции генерал-полицмейстера
и его подчинённых отнюдь не ограничивались надзором. Они активно уча-
ствовали в решении административных задач. В разное время Полицмейстер-
ская канцелярия руководила строительными проектами и мероприятиями по
благоустройству городской территории, занималась озеленением города, кон-
тролем за торговлей и ввозимыми товарами, регулированием мер, цен и весов
и т.д.98 Довольно быстро полиция получила и судебные полномочия.
Полицмейстерская канцелярия органично вписывалась в сложившуюся
систему управления Санкт-Петербургом и в какой-то степени облегчала на-
грузку, ложившуюся ранее на другие учреждения (Адмиралтейство, Канцеля-
рию городовых дел, Губернскую канцелярию и др.). В целом её деятельность
не только обеспечивала реализацию петровской идеи города-парадиза и по-
зволяла государственным структурам контролировать население, но и улучша-
ла условия повседневной жизни горожан, защищая их от наводнений, ветров,
пожаров, противодействуя преступникам и мошенникам. Насколько это уда-
валось на деле и в какой мере подобным стремлениям соответствовали ис-
пользуемые методы, во многом зависело от конкретных обстоятельств и воз-
можностей, имевшихся в той или иной ситуации.
97
С.- Петербургская столичная полиция…; Сизиков М.И. Становление центрального и сто-
личного аппарата…; Сизиков М.И. Полицейская реформа Петра I. С. 88-96; Кошелева О.Е. Поли-
ция есть душа гражданства.
98
РГАДА, ф. 1451, оп. 1, д. 20, 23, 24; ф. 198, оп. 1, д. 557; РГИА, ф. 1329, оп. 2, д. 22, 23;
Письма и выписки из писем… Стб. 1233-1276.
89