Народы и пространства
«Чтоб над нами Русь не владела»:
отношение донских казаков - участников булавинского
восстания к России и русским
Евгений Трефилов
«So that Russia does not own us»: the attitude of the Don Cossacks -
participants in the Bulavin’s uprising to Russia and the Russians
Evgeniy Trefilov
(HSE University, Moscow, Russia)
DOI: 10.31857/S0869568722020108, EDN: FUHHCF
В научной литературе встречаются разные точки зрения относительно вре-
мени возникновения общероссийского патриотизма и его сущностного содер-
жания1. Вряд ли кто-то усомнится в том, что в петровское время идея служе-
ния не только государю, но и отечеству разделялась частью интеллектуальной
и политической элиты. Более того, тогда уже оформилось представление о том,
что и сам монарх должен служить отечеству2. Неясно, впрочем, насколько ши-
роко подобные идеи были распространены среди подданных царя-реформато-
ра. О.Г. Агеева пришла к выводу, что «понимание службы царю в петровскую
эпоху, судя по песням, в военной среде включало и поглощало идею служения
отечеству»3. В научной литературе высказывается мысль о том, что русские
простолюдины в XVII-XVIII вв. зачастую были привязаны лишь к родным
местам и не осознавали идей общегосударственного патриотизма4.
Вышеприведённые выводы, основанные на конкретных источниках, вы-
глядят убедительней, чем голословные заявления о патриотизме, возникшем,
по мнению ряда исследователей, задолго до петровской эпохи и присущем ши-
роким слоям населения Российского государства5. И всё же наблюдения, сде-
ланные на базе узкого круга источников, не позволяют прийти к однозначному
выводу о том, что в петровское время бóльшая часть россиян предпочитала
служить царю, а не отечеству, и была привязана лишь к месту проживания. Для
решения этой задачи необходимо выяснить, как в то время относились к малой
© 2022 г. Е.Н. Трефилов
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 20-09-42050.
1
Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.). М., 1994. С. 6-50; Пло-
хий С. Происхождение славянских наций. Домодерные идентичности в Украине и России. М., 2018.
С. 34-40.
2
Черная Л.А. От идеи «служения государю» к идее «служения Отечеству» в русской обще-
ственной мысли второй половины XVII - начала XVIII века // Общественная мысль: исследования
и публикации. Вып. 1. М., 1989. С. 28-43.
3
Агеева О.Г. К вопросу о патриотическом сознании в России // Мировосприятие и самосо-
знание русского общества… С. 45-47.
4
Кром М.М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России // Мировосприя-
тие и самосознание русского общества… С. 20.
5
Черепнин Л.В. Исторические труды академика Д.С. Лихачёва // Вопросы истории. 1977.
№ 1. С. 135.
100
родине и России отдельные группы населения. Следует обратить внимание не
только на заявления о том, кому или чему люди готовы служить. Нужно по-
нять, считали ли жители одного региона «своими» людей, проживавших в дру-
гих областях страны, включали ли они их в своё «воображаемое сообщество».
Если да - было ли это «сообщество» религиозным, этническим, социальным
или строилось на осознании людьми себя подданными одного монарха или
жителями одной страны?6
В рамках статьи невозможно проанализировать интересующие нас пред-
ставления у различных народностей и социальных групп петровского времени.
Я остановлюсь лишь на одном, но весьма важном для выбранной темы эпи-
зоде - восстании под предводительством Кондратия Афанасьевича Булавина
(1707-1708). В источниках любого крупного восстания в той или иной степени
отражается отношение повстанцев к стране, её жителям и области, где проис-
ходит возмущение, ибо восставшие ищут или, напротив, не желают искать со-
юзников в других частях страны, собираются изменить положение во всем го-
сударстве или только в своём регионе. Остановиться на булавинском движении
важно, поскольку проблема отношения участников этого движения к России
в историографии стоит особенно остро.
Активными участниками булавинского восстания являлись донские каза-
ки, по мнению ряда историков обладавшие особой идентичностью, отличной
от русской. Согласно этой точке зрения, казаки чётко отделяли Дон от Рос-
сии7. В научной литературе можно встретить заявления о том, что во время
булавинского восстания донская колония (и даже республика) противостояла
метрополии (или Дон «Руси»)8. Не все историки разделяли этот подход. В со-
ветской историографии высказывалось мнение о том, что булавинское восста-
ние не было чисто казачьим выступлением, а являлось крестьянской войной,
и русское крестьянство, бедное казачество и прочие выходцы из социальных
низов единым фронтом выступили против эксплуататоров9. Приверженцы этой
точки зрения иногда остро реагировали на заявления «донских буржуазных ав-
тономистов», считавших, что казаки осознавали «свою государственную и на-
циональную обособленность от России»10. Впрочем, было бы большим упро-
щением делить учёных на два вышеназванных лагеря. Некоторые историки,
писавшие о противостоянии колонии и метрополии и о защите восставшими
6
Б. Андерсон называл нацию «воображаемым сообществом», потому что «члены даже са-
мой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться
с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живёт образ их общности»
(Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализ-
ма. М., 2016. С. 47). Эти слова применимы и к другим «воображаемым сообществам», например,
религиозным.
7
Boeck B.J. Imperial boundaries: Cossack communities and empire-building in the age of Peter the
Great. Cambridge, 2009. P. 86-97; Брехуненко В.А. Козаки на Степовому Кордоні Європи: типологія
козацьких спільнот XVI - першої половини XVII ст. Київ, 2011. С. 229-252, 294-308, 319-328.
8
Об этом в эмиграции писал С.Г. Сватиков (Сватиков С.Г. Россия и Дон (1549-1917). Ис-
следование по истории государственного и административного права и политических движений на
Дону. Белград, 1924. С. 2, 20, 142, 145, 147). Похожие мысли высказывали и советские историки
в первой половине 1930-х гг. (Чаев Н.С. Булавинское восстание 1707-1708 гг. // Булавинское вос-
стание. М., 1935. С. 38, 49-52, 58; См. также: Boeck B.J. Op. cit. P. 172.
9
Подъяпольская Е.П. Восстание Булавина. М., 1962; Пронштейн А.П., Мининков Н.А. Кре-
стьянские войны в России XVII-XVIII вв. и донское казачество. Ростов н/Д, 1983. С. 203-288;
Буганов В.И. Булавин. М., 1988.
10
Пронштейн А.П., Мининков Н.А. Крестьянские войны… С. 245.
101
казачьих вольностей, подчёркивали, что не следует преувеличивать обособлен-
ность казаков-булавинцев от России11. И, напротив, отдельные исследователи,
называвшие это возмущение крестьянской войной, писали, что «Булавин и его
атаманы, придававшие большое значение подъёму крестьянского движения вне
территории Войска Донского, всё-таки считали восстание прежде всего делом
донского казачества»12. В научной литературе на данный момент нет специаль-
ного исследования, где бы детально рассматривалось отношение булавинцев
к России и русским. Попытаюсь отчасти восполнить этот пробел.
Несмотря на то что в научной литературе по-разному описываются взаимо-
отношения Дона и Российского государства, ни у кого из историков не возни-
кает сомнений в том, что в социальном и правовом отношении донские казаки
во многом отличались от других жителей России и на протяжении многих лет
обладали широкой автономией. И хотя с конца XVII в. правительство начало
активное наступление на казачьи права и вольности, особым статусом Вой-
ско Донское обладало вплоть до 1917 г.13 На первый взгляд, именно с этими
особенностями связано то, что в разные времена, в том числе накануне и во
время булавинщины, казаки и жители России отделяли Дон от «Руси», казачьи
населённые пункты от русских, а самих казаков от русских людей. Например,
в войсковой отписке в Посольский приказ (не позднее 7 июля 1705 г.) гово-
рится, что на Дон «присланы с Москвы из Розряду нарочно стольники ради
сыску… беглых от работ и всяких руских людей». Далее отписка сообщает, что
разысканных беглых отправили «в Русь по-прежнему». В той же отписке можно
встретить и более чёткое противопоставление казаков русским. Говоря о насе-
лении некоторых городков, составители документа отметили: «А населены они
из розных городков старожилыми казаками, а не вновь пришлыми рускими
людми». Здесь же отделяются друг от друга «твои, великого государя… городы»
и «наши, холопей твоих, казачьи городки». О размежевании казачьих городков
с государевыми и русскими городами говорится и в других документах, соз-
данных черкасской администрацией. В войсковой отписке (не ранее 24 октя-
бря 1707 г.) в Москву сообщали, что пленных булавинцев «ис козачьих горот-
ков» верные царю донцы отправили «в руские городы»14. По всей видимости,
казаки-булавинцы мыслили похожим образом. Свои обращения, адресованные
людям, проживавшим вне территории Войска Донского, они обозначали как
воззвания «в руские города» или «в руские великого государя городы». Доку-
менты, созданные повстанцами, чётко отделяли Дон от Руси и городов велико-
го государя, людей, бежавших на Дон, именуют «рускими людьми», а царские
войска «рускими полками»15.
Важно отметить, что противопоставления казачьих территорий русским
и государевым, а также донцов русским людям можно встретить не только
в источниках, исходивших от казаков. От черкас и русских донские казаки
11
Сватиков С.Г. Указ. соч. С. 142; Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества (XVI-XVIII).
СПб., 2002. С. 230-231.
12
Пронштейн А.П., Мининков Н.А. Крестьянские войны… С. 247.
13
Сватиков С.Г. Указ. соч.; Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневеко-
вья (до 1671 г.). Ростов н/Д, 1998; Мининков Н.А. Основы взаимоотношений Русского государства
и донского казачества в XVI - начале XVIII вв. // Казачество России: прошлое и настоящее. Сбор-
ник научных статей. Вып. 1. Ростов н/Д, 2006. С. 25-37; Boeck B.J. Op. сit.
14
Булавинское восстание. С. 109, 111, 112, 133.
15
Там же. С. 450, 453, 454, 456, 457, 459-461, 464, 466.
102
отделяются в памяти из Разряда в Посольский приказ от 19 октября 1704 г.,
где указано, что на реку Бахмут запрещается без царского указа принимать
«руских людей, и черкас, и донских казаков». В именном указе Петра I от
6 июля 1707 г. государевы и русские города противопоставлены казачьим го-
родкам. О необходимости «отнять» казачьи городки, которые «внове посели-
лись» и расположены «близь наших городов», писал царю во время подавления
булавинщины (15 июля 1708 г.) усмиритель восстания кн. В.В. Долгорукий.
Адмирал Ф.М. Апраксин 3 августа предлагал некоторые казачьи территории
отписать на государя16. Почему в начале XVIII в., когда государство пыталось
подчинить себе казаков, не только черкасская администрация или казаки--
булавинцы, но и российские власти, в том числе и сам царь, продолжали отде-
лять территорию Войска Донского от Руси и государевых городов?
Отмечу, что в источниках того времени не только Донская земля отмежёвы-
валась от Руси. Авторы словаря XI-XVII вв. отметили, что словом «Русь» ино-
гда могла обозначаться центральная Россия, и в данном случае это название не
распространялось на северные окраины, Астрахань и Сибирь17. Действительно,
Сибирь и Астрахань в различных источниках чётко отделяются от Руси, при-
чём подобные границы проводили в том числе и представители центральных
властей18. Это были как бы отдельные единицы (Сибирское и Астраханское
царства или государства), входившими в состав Российского царства19. Однако
в источниках XVII - начала XVIII в. от Руси отграничивались и некоторые
территории, не именовавшиеся царствами и не имевшие особого статуса (на-
подобие Войска Донского), в частности, Царицын (как и сама Волга)20. Неу-
дивительно, что города «на Руси» в отличие от сибирских или волжских могли
называться «русскими городами»21.
На первый взгляд, всё вполне очевидно: размежевание Руси с Доном
и различными окраинами носило лишь географический характер и не свиде-
тельствовало о каком-то политическом противостоянии, тем более что казаки
(в том числе и булавинцы) называли себя государевыми холопами или рабами,
т.е. людьми, находящимися во власти царя. В пользу того, что размежевания
такого рода носили формальный характер, может свидетельствовать и то, что
противники булавинцев, в том числе представители российских властей, не
всегда включали недавно завоёванный Азов в число государевых «украинных
городов»22. Но не всё так просто. Иногда слово «Русь» на языке казаков озна-
чало нечто большее, чем географическое наименование, и тогда размежевание
Дона и Руси могло превращаться в политическое противостояние. Именно так
следует понимать заявление одного из выдающихся булавинских атаманов Се-
мёна Драного. В его послании запорожским казакам (не ранее 26 мая 1708 г.)
16
Булавинское восстание. С. 91-93, 95, 96, 98-100, 102, 105, 113, 299; Письма и бумаги Петра
Великого (далее - ПБПВ). Т. 8. Вып. 2. М.; Л., 1951. С. 473.
17
Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 22. М., 1997. С. 175, 261.
18
Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сборник документов. Т. 1.
М., 1954. С. 231; Т. 4. М., 1976. С. 57; Российское законодательство X-XX вв. Т. 3. Акты земских
соборов. М., 1985. С. 229; Социальные движения в городах Нижнего Поволжья в начале XVIII века.
Сборник документов / Подгот. Н.Б. Голикова. М., 2004. С. 60; РГАДА, ф. 371, оп. 1, д. 458, л. 196 об.
19
Крестьянская война… Т. 3. М., 1962. С. 147.
20
Булавинское восстание. С. 278; Крестьянская война… Т. 1. С. 162, 231, 235; Т. 2. Ч. 1.
М., 1957. С. 20, 31, 32.
21
Крестьянская война… Т. 1. С. 196, 221; Т. 2. Ч. 1. С. 187; Т. 4. С. 57.
22
Булавинское восстание. С. 107-112, 114, 115, 226, 237, 266, 454-456.
103
казачье сообщество отделялось от Руси и противопоставлялось ей. Отношение
Драного к Руси было явно негативным. Атаман писал, что «по указу велико-
го Войска Донского» казакам велено «выступить против идущих на нас для
разорения наших казачьих городков московских полков», уточняя, что из-за
происков А.Д. Меншикова и кн. Д.М. Голицына на Дон «идет с русскими пол-
ками князь Василей Володимеровичь Долгорукой, хотя наши казачьи городки
свести и всю реку разорить». Поэтому атаман призывал запорожцев к совмест-
ному выступлению, заявляя, что «и мы вам в какое ваше случение ради с вами
умирати заедино, чтоб над нами Русь не владела и общая наша казачья слава
в посмех не была». Интересно, что под Русью подразумевается некое враждеб-
ное образование, связанное скорее со «злыми боярами», чем с царём. Враж-
дебных выпадов в адрес Петра I в послании нет. Не исключено, что казачьи
сообщества противопоставлял Руси сам Булавин. Побывавшие в Запорожской
Сечи разведчики 29 января 1708 г. сообщали, что находившийся там мятежный
атаман заявил запорожцам, будто донцы «хотят итти на Русь. А из запорожцов
просят на вспоможение, для того [что] в Руси их, казаков, ругают и живут не
в благочестия»23.
Итак, Семён Драный, и, возможно, Кондратий Булавин, отзывались о Руси
неприязненно. Добавлю, что восставшие не призывали защищать Российское
государство, тогда как в источниках можно встретить немало примеров мест-
ного, донского патриотизма. Мятежные казаки собирались «побить стариков»,
т.е. старшин, за то, «что они реку продали бояром»24. Здесь казаки имели в виду
не только Дон и прочие реки, но и земли, где они проживали, а порой и само
казачество. Булавин призывал защищать Донскую землю, называя её «ста-
рым полем». Интересно, что казаки-повстанцы звали постоять «за все великое
Войско Донское» не только донцов, но и людей, проживавших на территории
России25.
Основываясь на вышеприведённом материале, можно предположить, что
и в тех случаях, когда казаки не высказывались враждебно о Руси, но отделяли
её от Донской земли, они не всегда подразумевали лишь географическое раз-
межевание. Создаётся впечатление, что казаки в действительности считали Дон
своей, а не государевой территорией. В одном из посланий повстанцы угрожа-
ли Петру, что если правительственные войска придут на Дон, то «мы войском
реку Дон и со всеми заполными реками тебе, великому государю, уступим и на
иную реку пойдем»26, следовательно, эта территория станет царской, лишь ког-
да её покинут казаки.
Размежевание проходило не только на территориальном уровне. Источ-
ники подтверждают, что у донских казаков (во всяком случае, у какой-то их
части) к началу XVIII в. сформировалась особая казачья идентичность, не со-
впадавшая с русской. Напомню, что в булавинских посланиях правительствен-
ные войска назывались русскими полками, чего не обнаруживается в доку-
ментах, созданных современниками и соседями донских казаков, участниками
астраханского бунта 1705-1706 гг., хотя Астрахань, как и Дон, территориально
отмежёвывалась от России. Из различных источников очевидно, что право-
23
Булавинское восстание. С. 368, 459-460.
24
Новое о восстании К. Булавина / Публ. Е.П. Подъяпольской // Исторический архив. 1960.
№ 6. С. 138; Булавинское восстание. С. 206.
25
Булавинское восстание. С. 134, 205, 230, 451, 452, 455-457, 459, 461-463, 467.
26
ПБПВ. Т. 7. Вып. 2. М.; Л., 1946. С. 652; Булавинское восстание. С. 454.
104
славные жители Астрахани и Астраханского края считали себя русскими, и что
таковыми их называли другие жители страны, в том числе и представители
властей27. Донские же казаки как накануне, так и во время булавинского вос-
стания, почти никогда не называли себя русскими. Лишь однажды в известных
мне источниках один казак о другом сказал, что он «из русских людей». Это
был противник булавинцев бахмутский атаман Семён Кульбака, 8 мая 1708 г.
сказавший азовскому губернатору И. Толстому: «Он же, Семен, слышал от
единомышленника Булавина, от Стрельчонка, которого держат ныне в Азове за
караулом, что вор Булавин природою подлинно салтовец из русских людей»28.
Впрочем, и жители Российского государства русскими казаков называли край-
не редко. В отписке новобогородицкого воеводы отмечено: «В Запорожской
Сечи… в тех де радах был руской человек, знатно донской казак, с письмом»29.
И хотя в источниках начала XVIII в. не встречается случаев отказа казаков
от родства с русскими людьми или презрительных высказываний о них (что об-
наруживается в источниках более позднего времени)30, некоторую обособлен-
ность казаков от русских на уровне повседневного общения можно наблюдать
уже в рассматриваемое время. С последних десятилетий XVII в. казачество
в силу разных причин стало превращаться в замкнутое сообщество, не нуждав-
шееся в значительном увеличении, а потому русские, прибывавшие на Дон,
нередко становились уже не полноправными казаками, а лишь «бурлаками»,
работавшими на казаков. Вероятно, накануне булавинского восстания казаки
даже брали взятки с беглых за возможность проживания на Дону, чего ранее
не бывало31.
На первый взгляд, в пользу того, что русские стали казакам «чужими» мо-
жет свидетельствовать повстанческий террор. На Дону восставшие, расправля-
ясь со старшинами и прочими врагами, не убивали и физически не истязали их
жён и детей (возможно, лишь держали под арестом или отправляли в ссылку)32,
да и других женщин и детей повстанцы, по всей видимости, на территории
Войска Донского не обижали. Но во время налёта на находившееся за преде-
лами Донской земли сельцо Ивановское в Леонтьевых буераках (май 1708 г.)
повстанцы избили жену хозяина сельца и увели с собой крестьян с жёнами
и детьми33. Куда хуже пришлось жителям тамбовских деревень (март 1708 г.),
где булавинцы грабили, мучили и убивали как мужчин, так и женщин. Если
некоторых людей повстанцы убивали за то, что «им противятца», то другие
27
Социальные движения… С. 31, 41, 60, 86-88, 93, 98, 114, 132, 134, 137, 138, 152, 153, 162,
182, 183, 187, 204, 207, 208, 211, 212, 214, 235, 255, 258, 259, 266, 292, 299, 377, 378.
28
Новое о восстании… С. 126.
29
Булавинское восстание. С. 385.
30
Харузин М.Н. Сведения о казацких общинах на Дону. Вып. 1. М., 1885. С. XXVIII-XXIX;
Ригельман А.И. История о донских казаках. Ростов н/Д, 1992. С. 17. Подробнее о самоидентифи-
кации казачества в это время см.: Морозова О.М. О самоидентификации казачьего населения Дона
(XVIII в. - 1920 г.) // Казачество России: прошлое и настоящее. Сборник научных статей. Вып. 2.
Ростов н/Д, 2008. С. 105-120.
31
Пронштейн А.П. Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Д, 1961. С. 184-187; Boeck B.J. Op. cit.
P. 86, 87, 91, 93-97; Булавинское восстание. С. 187, 261, 362, 453.
32
Об этом мы узнаём в том числе из показаний противников восставших. Правда, есть све-
дения, что Булавин грозил жёнам, детям и прочим родственникам своих врагов смертью. Однако,
насколько известно, эту угрозу не исполнили (Булавинское восстание. С. 463; Новое о восстании…
С. 126, 130, 131).
33
РГАДА, ф. 11, 1708 г., д. 6, л. 1-40.
105
погибли, не желая расстаться с деньгами, а одну женщину «запытали до смерти
неведомо за что»34.
Несмотря на это, обособленность донского казачества от России и русских
не следует абсолютизировать, как не стоит преувеличивать и действенность
преград, мешавших беглецам проникать на Дон накануне булавинщины. Бег-
ство людей на Дон в то время было серьёзной проблемой не только для поме-
щиков, но и для правительства, в том числе и для царя. Именно поэтому для
сыска беглых на Дон отправили отряд кн. Ю.В. Долгорукова (нападение на его
отряд казаков Булавина в октябре 1707 г. и послужило началом восстания)35.
Различные группы казаков противились сыску беглых не только потому, что
боялись лишиться дешёвой рабочей силы. «Новопришлые» служили в составе
казачьих отрядов, принимавших участие в подавлении астраханского восстания
и в военных действиях на территории Речи Посполитой, т.е., видимо, были
полноправными казаками36. Не собирались отгораживаться от вчерашних кре-
стьян и прочих беглецов «старые природные» казаки, принимавшие участие
в булавинском восстании. «Новопришлые» сыграли важную роль в возникно-
вении восстания, да и в дальнейшем беглецы с Руси приходили на Дон и по-
полняли ряды повстанцев. Это продолжалось и во время пребывания мятежных
казачьих отрядов за пределами Войска Донского37. Даже среди полноправных
казаков, принявших участие в булавинском восстании, встречались уроженцы
России. К числу последних, вероятно, принадлежал и сам Булавин, родивший-
ся в Слободской Украине38.
Не следует забывать, что в России булавинцы вели себя порой как завое-
ватели, но такие поступки - скорее исключение из правил. Ошибочно пола-
гать, что булавинцы поступали с русскими людьми также, как поступали донцы
с калмыками, татарами, их жёнами и детьми, чей увод на Дон был как раз
правилом39. Не идёт ни в какое сравнение отношение булавинцев к русским
людям с действиями против русских участников башкирских восстаний начала
XVIII в. В отличие от башкир, никто не обвинял «воровских казаков» в смерти
и пленении тысяч людей, разорении сотен деревень и уничтожении десятков
церквей40.
Хотя при встрече мятежных казаков с русскими как на Дону, так и в Рос-
сии от насильственных действий булавинцев могли пострадать представители
разных слоёв населения, повстанческий террор в первую очередь направлялся
34
Булавинское восстание. С. 179, 183-185.
35
Пронштейн А.П., Мининков Н.А. Крестьянские войны… С. 219-222, 224-229.
36
Булавинское восстание. С. 116, 117, 344; РГАДА, ф. 111, 1707 г., д. 6, л. 1-3 об.
37
Подъяпольская Е.П. Указ. соч. С. 70-107.
38
Новое о восстании… С. 132-135, 138-141; Усенко О.Г. К уточнению биографии К.А. Була-
вина // Россия в XVIII столетии. Вып. 1. М., 2002. С. 103-104; Сапелин Р.А. Вопросы места рожде-
ния и социального происхождения вождя казачьего восстания К.А. Булавина // История военного
дела: исследования и источники. 2020. Т. XI. С. 51-58 (URL: http://www.milhist.info/2020/01/23/
sapelin (дата обращения 23.01.2020)).
39
О характере нападений на соседние народы со стороны казаков см.: Брехуненко В.А. Козаки
на Степовому Кордоні Європи… С. 389-404. О захвате татар и калмыков в начале XVIII в. см.:
Булавинское восстание. С. 360, 401, 418, 460-461; Новое о восстании… С. 127-129, 131.
40
Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. I. М., 1936. С. 251-252. Есть данные о разоре-
нии булавинским атаманом Н. Колычевым Мигулинского монастыря на территории Войска Донско-
го. К сожалению, эта информация не поддаётся проверке (Булавинское восстание. С. 278). Утверж-
дение о массовом разорении церквей не подтверждается источниками (Овсянников Е. Булавинский
бунт как раскольническое движение на Дону // Воронежская старина. Вып. 13. 1914. С. 146).
106
против социальной верхушки. Это особенно хорошо видно в случаях, когда
в руки булавинцев попадали люди, не оказавшие им серьёзного сопротивле-
ния: восставшие убивали дворян, офицеров, разного рода начальных людей
и представителей социальной верхушки, например, посадской. Рядовых же
простолюдинов булавинцы обычно отпускали на волю, предварительно, прав-
да, ограбив41. Некоторые источники утверждают, будто при нападении на отряд
кн. Ю.В. Долгорукова помимо самого командира, офицеров и начальных людей
восставшие убили солдат и рядовых казаков. На допросе в Посольском прика-
зе (4 ноября 1707 г.) черкасский старшина Е. Петров заявил, что восставшие
убили как Долгорукова, так и «при нем будучих офицеров и салдат побили».
В тех же показаниях читаем и иное: «А которые при нем, полковнике, были
конные казаки и салдаты, и тех те воры пограбя отпустили, и пошли те салдаты
и казаки пешие в Троицкой». Действительно, если сравнить социальный состав
и количество жертв в долгоруковском отряде с примерным количеством солдат
и казаков, находившихся в нём на момент нападения булавинцев, увидим, что
значительная их часть могла остаться в живых42.
Иногда повстанцы щадили и представителей социальной верхушки: даже
в долгоруковском отряде одного офицера помиловали43. В отряде полковни-
ка И. Бильса, подвергшегося нападению под Донецким городком (сентябрь
1708 г.), повстанцы во главе с атаманом Никитой Голым убили трёх офицеров,
и, возможно, лекаря, оставив в живых солдат и остальных офицеров. Об этом
известно и из показаний самих офицеров, что опровергает сведения источни-
ков, указывающих, будто тех истребили поголовно44. Нередко булавинцы вовсе
избегали летального насилия в отношении людей, не оказывавших им сопро-
тивления. Во время налётов на торговые суда восставшие никого не убивали,
хотя и грабили и, возможно, мучили находившихся на них людей. Нет сведе-
ний о том, что повстанцы кого-либо убили во время налётов весной 1708 г.
на селения Воронежского, Козловского и Борисоглебского уездов, а также на
сам Борисоглебск45. Порой восставшие сохраняли жизнь и сопротивлявшимся.
Булавин отпустил на волю азовских пушкарей, которые «били из пушек» по
его войску во время осады Черкасска. Пощадили восставшие часть защитни-
ков Царицына, хотя те отчаянно бились с булавинцами. Обращает на себя
внимание то, что повстанцы сохранили жизнь не только солдатам, но и офи-
церам. Из донесения астраханского губернатора П.М. Апраксина Петру I от
3 августа 1708 г. узнаём, что, ворвавшись в крепость, булавинцы «Афанасья
Турченина (местного воеводу. - Е.Т.) убили, великою злобою умуча, отсекли
голову, и с ним подьячего, и пушкаря, и дву стрельцов; а… афицеров и салдат…
41
ПБПВ. Т. 7. Вып. 1. Пг., 1918. С. 557, 620; Булавинское восстание. С. 147-148, 149, 150-
151, 155, 156, 158, 163, 166, 167, 169-171, 174, 176, 178, 179, 183, 186, 197, 340, 341, 403, 421, 423,
426, 437, 439, 440-445, 447; Новое о восстании… С. 130.
42
Булавинское восстание. С. 127-128, 136-140, 143, 146, 148, 153, 155, 156; Подъяпольская Е.П.
Указ. соч. С. 123, 124, 128, 129-130, 132, 133.
43
Крестьянская война… Т. 4. С. 216.
44
Булавинское восстание. С. 336-339, 343, 347, 348, 350-352; ПБПВ. Т. 8. Вып. 2. С. 774, 791,
810-813, 1018; Новые материалы о восстании на Дону и в центральной России в 1707-1709 гг. /
Публ. Е.П. Подъяпольской // Материалы по истории СССР. Вып. 5. М., 1957. С. 534-536, 538.
45
ПБПВ. Т. 7. Вып. 1. С. 131, 132, 600, 617; Вып. 2. С. 709; Булавинское восстание. С. 166-
168, 171, 174, 175, 179, 182-184, 187-189, 191, 197, 198, 203, 283, 310, 342, 418, 437, 438, 441, 442;
Новые материалы… С. 547-549, 552; Новое о восстании… С. 130, 138, 139.
107
разобрав за караулы и обрав ружье и платье, ругаяся много в воровских своих
кругах, оставили быть на свободе»46.
В большинстве случаев отказ от летального насилия трудно объяснить
прагматическими соображениями. Возможно, с помощью офицеров булавин-
цы надеялись повысить боеспособность своих отрядов, однако, насколько из-
вестно, вступать в эти отряды помилованных офицеров никто не принуждал,
да и солдат восставшие зачастую не заставляли пополнять свои ряды47. Сравни-
тельно мягкое отношение к солдатам и простолюдинам наверняка объясняется
тем, что и сами булавинцы принадлежали к социальным низам. Но как объяс-
нить то, что порой повстанцы отказывались убивать представителей социаль-
ной верхушки? О.Ю. Куц, изучавший отношение донцов к Московскому госу-
дарству в годы, предшествующие разинщине, пришёл к выводу, что «сознание
своей принадлежности к православному миру, к Русскому государству казаки
зачастую не теряли даже во время военных предприятий, прямо направленных
против России и её населения». И это, по мнению исследователя, проявлялось
в том, что, нападая на русские караваны на Волге, «в большинстве случаев
казаки лишь грабили свои жертвы, сохраняя им жизнь и отпуская их». А вот
с «басурманами» донцы поступали гораздо жёстче48. Возможно, сознание при-
надлежности к православному миру являлось фактором, и булавинцев удержи-
вавшим от чрезмерного насилия. Сами они подчёркивали религиозную связь
с жителями России: «все мы християня», а также заявляли, что не хотели бы
проливать «напрасно крови христианские». О религиозной связи «воровских
казаков» с жителями России свидетельствует и то, что Булавин и прочие бун-
товщики призывали донцов и русских сражаться за веру и «за дом Пресвятыя
Богородицы». Призыв постоять «за дом Богородицы» объединял их с другими
жителями России: в том или ином виде он звучал в XVII - начале XVIII в.
в источниках, созданных как донскими казаками, так и жителями России49.
Стремление постоять за веру, конечно, связано с обеспокоенностью как
«воровских казаков», так и русских судьбами православия, которое враги будто
бы хотят заменить на иную веру. Такие толки порождались разными петров-
скими новшествами, противоречившими устоявшимся религиозным и куль-
турным нормам50. В воззвании Булавина, обращённом к русским людям (март
1708 г.), утверждалось, что «князья», «бояре», «прибыльщики» и «немцы» «вво-
дят нас и всех вас в елинскую веру, а от истинной веры християнской отворо-
тили всякими своими знаменьми и чюдесы прелесными». Позднее врагом веры
Булавин и его окружение объявляли уже самого царя: «И потому мы от своего
государя отложимся, что нашу веру християнскую в Московском царстве пе-
46
Булавинское восстание. С. 233, 238, 263, 437, 438; Новое о восстании… С. 122-123; Подъя-
польская Е.П. Указ. соч. С. 37.
47
Крестьянская война… Т. 4. С. 216; Булавинское восстание. С. 127-164.
48
Куц О.Ю. Донское казачество от взятия Азова до выступления С. Разина (1637-1667).
СПб., 2009. С. 402-404.
49
Булавинское восстание. С. 196, 230, 290, 450-452, 455-457, 463, 464, 466; Крестьянская вой-
на… Т. 1. С. 253; Т. 2. Ч. 1. С. 91, 252, 447; Т. 2. Ч. 2. С. 74, 75, 94; Т. 3. С. 158; Т. 4. С. 33, 110; Вос-
стание в Москве 1682 г. Сборник документов / Сост. Н.Г. Савич. М., 1976. С. 36, 38; Социальные
движения… С. 14.
50
В особенности такие опасения проявились во время астраханского восстания 1705-1706 гг.
(Трефилов Е.Н. Представления о царской власти участников народных бунтов петровского време-
ни. Дис. … канд. ист. наук. М., 2010. С. 123-124).
108
ревел»51. Говоря о религиозной связи Дона с Россией, нужно помнить, что ка-
заки и русские на территории Российского государства почитали одни и те же
святыни. Донцы приезжали им поклониться, в том числе и перед восстанием.
Часть казаков (приверженцев официальной Церкви) нуждались в помощи рос-
сийских духовных и светских властей в решении церковных вопросов. Среди
казаков имелись приверженцы «раскола», но последний на Дон также пришёл
из России52.
До некоторой степени объединяла булавинцев с русскими людьми и фи-
гура царя. Несмотря на сложности, связанные с представлениями о царской
власти у казачества, восставшим не было чуждо почтительное отношение
к персоне монарха, а потому повстанческие призывы постоять за государя, об-
ращённые к русским людям и донцам, могли быть вполне искренними. Среди
казаков-повстанцев, как и среди русских, в особенности простолюдинов, хо-
дили различные слухи, связанные с Петром I53. Правда, весьма распространён-
ные на территории России слухи об «обменном царе» или о «царе-антихристе»
в источниках восстания напрямую не отразились.
Мятежных казаков с русскими роднило и понимание того, что они живут
в одной стране. Булавинцы не собирались отстаивать только казачьи террито-
рии - они совершали походы за пределы Донской земли, да и вообще наме-
ревались на русских территориях вместе с тамошними простолюдинами наве-
сти порядок, побив бояр, прибыльщиков, немцев и прочих врагов54. Для этого
планировался поход на Москву. Возможно, даже казаки, обдумывавшие уход
из-под власти русского царя, всё же не оставляли этой идеи. В середине мая
1708 г. противники восставших утверждали, что в случае победы отправленных
Кондратием Булавиным на борьбу с царскими войсками атаманов Игната Не-
красова и Семёна Драного предводитель повстанцев намеревается «итить под
Азов и под Троицкой в Русь по городам до Москвы». Говоря о походе на Мо-
скву, повстанцы не называли эту территорию царской вотчиной, да и вообще
царя упоминали редко. Лишь атаман Драный заявлял, что возглавляемые им
восставшие «идут к Москве, уведомляючись, где государь, и для ускромения
бояр»55. Это позволяет предположить, что Русь, а точнее, территория расселе-
ния русских людей, отделялась в сознании «воровских казаков» от персоны
монарха.
Если ограничиться только изучением заявлений повстанцев о том, кого
или что они собирались защищать, мы получим дополнительное подтвержде-
ние тому, что люди в петровское время предпочитали служить не Российско-
51
Булавинское восстание. С. 230, 451, 452, 461, 464, 466.
52
РГАДА, ф. 111, 1702 г., д. 21, л. 1-2; д. 13, л. 1-3; д. 18, л. 1; 1704 г., д. 8, л. 1-8; 1706 г.,
д. 17, л. 1-3; Дружинин В.Г. Раскол на Дону в конце XVII в. СПб., 1889; Подъяпольская Е.П. Указ.
соч. С. 101-107, 112, 113, 185, 198; Усенко О.Г. К уточнению биографии К.А. Булавина. С. 104, 105;
Римский С.В. Почитание святых донскими казаками в XV-XVII столетиях // Мир истории. 2000.
№ 6 (URL: http://www.tellur.ru/~historia/rimsky.htm).
53
Булавинское восстание. С. 196, 230, 450-452; Чистов К.В. Русская народная утопия (ге-
незис и функции социально-утопических легенд). СПб., 2003. С. 121-155; Трефилов Е.Н. Осо-
бенности казачьего монархизма конца XVII - начала XVIII вв. // Российская история. 2009. № 6.
С. 125-140.
54
Цели некоторых походов могли быть связаны с расширением казачьих территорий (Була-
винское восстание. С. 206).
55
Там же. С. 130, 133, 134, 165-167, 174-176, 187, 189, 196, 199, 200, 203, 204, 206, 220, 226,
230, 244, 290, 291, 339, 340, 351, 365, 440, 450-452, 466, 467; ПБПВ. Т. 7. Вып. 2. С. 876.
109
му государству, а государю. Впрочем, и российскому государю хотели служить
отнюдь не все булавинцы. Подтверждается мысль, что простолюдинам того
времени был присущ не государственный, а локальный патриотизм. Следует
учитывать и то, что у некоторых повстанцев, вероятно, уже сформировалась
особая казачья идентичность, а порой и неприязненное отношение к Руси. Од-
нако более глубокий анализ воззрений «воровских казаков» на Россию и рус-
ских людей показывает, что картина сложнее. Несмотря на трудности во вза-
имоотношениях, мятежные казаки всё же считали русских своими, включая
их в одно с собою «воображаемое сообщество». В первую очередь речь идёт
о русских простолюдинах, с которыми казаки имели много общего, в том числе
и в мировоззрении. Не следует забывать, что у казаков и русских были общий
царь и религия. Хотя «воровские казаки» не называли себя жителями России
и не призывали сражаться за неё, они всё же понимали, что у них с русскими
одна страна. В процитированном выше письме кубанским казакам булавинцы
писали: «И потому мы от своего государя отложимся, что нашу веру християн-
скую в Московском царстве перевел». Обращает на себя внимание, что госу-
дарь - «свой», вера - «наша», а значит, и само это царство - не чужое.
110