Александр Васильевич Назаренко
(1948-2022)
EDN: FWBGAH
19 января 2022 г., в праздник Крещения Господня, после продолжительной
и тяжёлой болезни ушёл из жизни Александр Васильевич Назаренко - круп-
нейший учёный, филолог, историк и источниковед, доктор исторических наук,
главный научный сотрудник Института российской истории РАН и Института
всеобщей истории РАН, руководитель Центра истории религии и Церкви ИРИ
РАН. А.В. Назаренко широко известен академическому миру как ведущий
специалист в области истории и источниковедения Древней Руси, Византии,
средневековой Европы, Русской Церкви и отечественной культуры.
Александр Васильевич Назаренко родился 16 января 1948 г. в г. Паневе-
жис Литовской ССР в семье офицера Советской армии и школьной учитель-
ницы. Вскоре семья переехала в ГДР - в старинный город Виттенберг, где
юный Александр, по образному выражению Н.Н. Лисового, «навсегда полюбил
древнее обаяние германской речи и поэзии». Вернувшись на родину, он был
принят в знаменитую физико-математическую школу-интернат № 18 при МГУ
им. М.В. Ломоносова (ныне - Специализированный учебно-научный центр
МГУ им. А.Н. Колмогорова), по окончании которой, вопреки ожиданиям пе-
дагогов и родителей, поступил на романо-германское отделение филологиче-
ского факультета МГУ.
По окончании университета в 1972 г. Александра Васильевича призвали
в армию (два года он прослужил переводчиком в политуправлении и развед-
управлении Группы советских войск в Германии). В 1974 г., после демоби-
лизации, его уже ждали в Институте истории СССР АН СССР, в Секторе
истории древнейших государств на территории СССР, созданном в 1969 г.
крупнейшим историком-медиевистом В.Т. Пашуто главным образом для изу-
чения и сводного комментированного издания в русском переводе иностран-
ных источников по истории Древней Руси. Создание этого Сектора и идею
Пашуто Александр Васильевич называл «счастливым для себя и эпохальным
для исторической науки того времени событием», ибо всесторонне изучать
историю Руси домонгольского времени (IX - середины XIII в.), особенно её
международных связей, без иностранных документов невозможно, поскольку
«кроме русских летописей, которые зачастую создавались значительно позже
описываемых событий, существует огромное количество разноязычных за-
рубежных источников, иногда этим событиям современных». Для решения
поставленной задачи Пашуто были нужны не столько историки, сколько
филологи-классики, владеющие латинским, греческим, древнеисландским,
арабским и другими языками. Одним из таких людей и стал А.В. Назарен-
ко, чья дружеская армейская переписка (1972-1974) на латыни с одним из
сотрудников Сектора произвела впечатление на Владимира Терентьевича.
С 1977 г. Сектор Пашуто стал издавать серию «Древнейшие источники по
истории народов СССР» (с 1993 г. - «Древнейшие источники по истории
народов Восточной Европы»).
Александр Васильевич всегда с большим уважением и благодарностью
вспоминал В.Т. Пашуто, называя его своим наставником, который пестовал,
239
опекал, защищал, поддерживал и «как-то очень умело вёл» его и его коллег.
«Мы жили у него как у Христа за пазухой, - говорил А.В. Назаренко. - И в этом
смысле он был наш pater familias» (отец семейства. - лат.).
На становление А.В. Назаренко как учёного оказали влияние многие из-
вестные историки. Однако, по его собственному признанию, главную роль
в его формировании сыграли книги и историки-филологи XIX в., труды ко-
торых он с упоением читал. Александр Васильевич называл себя по природе
типичным автодидактом (от autos «сам» - греч. и didaktos «учёный» - греч.) -
«человеком, который любит, а главное, может учиться сам, исходя из того, куда
его ведёт логика исследования». Одним из своих «учителей в широком смыс-
ле слова» А.В. Назаренко считал лингвиста, историка и филолога, академика
Императорской Санкт-Петербургской Академии наук А.А. Шахматова (1864-
1920), успешно применявшего лингвистические методы для добывания исто-
рического знания. Благодаря, в частности, ему, одной из самых главных целей
Назаренко как учёного с самого начала стало возрождение в исследователь-
ском процессе некогда существовавшего, но затем практически утраченного
«историко-филологического единства», способного обеспечить комплексный
подход к изучению Древней Руси. В своих исследованиях Александр Василье-
вич успешно применял и целый ряд специальных исторических дисциплин:
историческую метрологию, историческую географию, генеалогию, просопогра-
фию, эпиграфику и др.
В 1989 г. А.В. Назаренко защитил кандидатскую диссертацию «Русь и Гер-
мания во второй половине Х века. Начало политических взаимоотношений»
(научный руководитель - д.и.н. А.Л. Хорошкевич); в 1996 г. - докторскую
диссертацию «Древняя Русь и Запад: русско-немецкие связи IX-XII веков».
Начав путь в науке как филолог-германист, Александр Васильевич со вре-
менем стал не только ведущим отечественным латинистом, но и медиевистом
мирового уровня, тонко и глубоко проникающим в суть источника, способ-
ным увидеть связь между свидетельствами разножанровых и разновременных
документов как отечественных, так и иностранных. Его работы отличаются
филологической культурой, тонким источниковедческим анализом и глубоким
знанием исторического процесса. В определённой степени они способствовали
сокращению разрыва, образовавшегося в XX в. между русской наукой о сред-
невековье и мировой медиевистикой.
Ранний период этнокультурного и политического взаимодействия восточ-
ных славян с центральноевропейскими землями в IX-X вв., латинская и древ-
ненемецкая языковая традиция имени «Русь», история политических, торговых
и культурных связей Руси с Германией, Византией, Польшей, Венгрией, Чехи-
ей - темы научных исследований Александра Васильевича, получивших высо-
чайшую оценку и признание коллег. Любовь к математике проявилась в раз-
работанной историком теории происхождения древнерусской денежно-весовой
системы как синтеза многих культур (арабской, скандинавской, каролингской,
византийской, славянской). Назаренко провёл типологическое сопоставление
политического строя Руси и стран Центральной и Западной Европы. Итогом
изучения византийских документов стала научно обоснованная гипотеза, каса-
ющаяся становления епархиальной структуры Русской Церкви.
За годы в науке А.В. Назаренко стал автором более 350 научных работ.
Его монографии «Древняя Русь на международных путях. Междисциплинар-
ные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв.» (М., 2001),
240
«Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования)» (М., 2009),
«“Слово на обновление Десятинной церкви”, или К истории почитания свя-
тителя Климента Римского в Древней Руси» (М.; Брюссель, 2013), «Князь
Владимир Великий: креститель, строитель, небесный охранитель Руси: опыт
общедоступного научного изложения» (М., 2020) внесли весомый вклад в рос-
сийскую историческую науку. За монографию «Древняя Русь на международ-
ных путях…» в 2001 г. исследователь был удостоен премии памяти митрополита
Московского и Коломенского Макария (Булгакова) 1-й степени.
С именем А.В. Назаренко связано существенное пополнение издававшего-
ся в русском переводе корпуса иностранных источников по истории Древней
Руси - «Записки о Московии» С. Герберштейна (М., 1988; 2008), «Немецкие
латиноязычные источники IX-XI вв.» (М., 1993), а также знакомство отече-
ственных исследователей с зарубежной русистикой - работой Г. Подскальски
«Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.)»
(СПб., 1996). Александр Васильевич был составителем, переводчиком и ком-
ментатором 4-го тома пятитомной хрестоматии «Древняя Русь в свете зарубеж-
ных источников» (Т. 4: Западноевропейские источники. М., 2010). (Библио-
графия научных работ А.В. Назаренко до 2019 г. приведена в двух юбилейных
сборниках статей: История: дар и долг. Юбилейный сборник в честь Алексан-
дра Васильевича Назаренко. М.; СПб., 2010. С. 325-343; У истоков и источ-
ников: на международных и междисциплинарных путях. Юбилейный сборник
в честь Александра Васильевича Назаренко. М., 2019. С. 576-581.)
Поскольку история Древней Руси теснейшим образом переплетена с исто-
рией Русской Церкви (по выражению Александра Васильевича, «это всё единый
сплав»), то постепенно древнейшая русская церковная история стала для него
предметом самостоятельного интереса. Будучи глубоко верующим человеком,
А.В. Назаренко смог органично соединить в своём мировоззрении и творчестве
науку и религию. Считая историю «полем богочеловеческого взаимодействия»,
он полагал, что основным методом «православного историка» должна быть ра-
бота «в сознании своей принадлежности к Церкви». Согласно фундаментальной
концепции Назаренко, роль Древней Руси в мировой истории самым тесным
образом связана с категорией Христианской Империи: «В христианской картине
истории Царство неотделимо от Церкви… Царство в собственном смысле слова
может быть только христианским, более того - только православным, ибо иначе
оно теряет своё историософское оправдание».
История Церкви стала для А.В. Назаренко областью не только научных
интересов, но и обширной научно-организационной деятельности: с 2001 г.
он являлся председателем Научного совета РАН «Роль религий в истории»;
длительное время в рамках Commission internationale d’histoire ecclésiastique
comparée возглавлял Российскую комиссию по сравнительной истории Церкви;
с 1996 г. был членом Научно-редакционного совета «Православной энциклопе-
дии», активно участвовал в разработке научных принципов её издания и стал
автором десятков статей для её томов.
В 1999 г. А.В. Назаренко перешёл из Института российской истории
в Институт всеобщей истории РАН, где возглавил проект «Россия и страны
Центральной Европы в IX-XV вв.». В 2012 г. Александр Васильевич вернул-
ся (по совместительству) в ИРИ РАН, став руководителем Центра истории
религии и Церкви. Широта взглядов, обширная эрудиция и ответственность
позволяли ему успешно, с большим тактом, но вместе с тем с принципиальной
241
твёрдостью, руководить коллективом исследователей, чьи научные интересы
лежали в различных плоскостях и сферах церковной науки, относились к са-
мым разным направлениям и периодам истории Церкви.
Александр Васильевич являлся членом Учёных советов ИРИ РАН и ИВИ
РАН, председателем Государственной аттестационной комиссии на богослов-
ском факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного универ-
ситета, членом объединённого Диссертационного совета по теологии Обще-
церковной аспирантуры и докторантуры им. св. равноап. Кирилла и Мефодия,
ПСТГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова и РАНХиГС, координатором нескольких
Экспертных советов РГНФ и РФФИ, членом редколлегий журнала «Древняя
Русь. Вопросы медиевистики», ежегодников «Православный Палестинский
сборник» и «Религии мира».
Интерес к культурному наследию Византии и ближневосточной цивили-
зации закономерно привёл учёного к многолетнему сотрудничеству с Импера-
торским православным Палестинским обществом (ИППО), членом которого
он был с 1997 г.; членом Совета - с 2003 г., председателем Научной сек-
ции - с 2004 г. Научные и паломнические поездки в Грецию, Сирию, Ливан,
на Афон и в Святую Землю (Израиль и Палестину) дали новый импульс его
научным изысканиям, подтвердили его концепцию тесных русско-европейско-
византийских связей. Александр Васильевич много сделал для организации
исследовательской работы ИППО, содействуя проведению российских и меж-
дународных конференций, изданию новых работ и архивных материалов по
истории Святой Земли, изучению канонических связей Русской Церкви с Па-
триархатами Востока, русско-палестинских духовных и культурных контактов.
Заслуги А.В. Назаренко перед Русской Православной Церковью отмечены
орденами Преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (1997) и Святого
равноапостольного великого князя Владимира 3-й степени (2008), а также па-
триаршими грамотами в 2000 и 2006 гг.
Среди многих талантов Александра Васильевича нельзя не упомянуть
и о его незаурядном поэтическом даре, отмеченном литературной премией
«Александр Невский» (2015) и премией Союза писателей России «Имперская
культура» (2020). В 2018 г. увидел свет сборник его стихов «И исшед вон пла-
кался горько…».
Всем, кто соприкасался с А.В. Назаренко, он всегда служил эталоном под-
линного исследователя - с широчайшим диапазоном интересов, высокой тре-
бовательностью и научной добросовестностью. Безвременная кончина Алек-
сандра Васильевича является невосполнимой потерей для российской науки
и культуры, и не одному поколению историков, филологов, теологов предстоит
вдумчивое и благоговейное постижение богатейшего академического и бого-
словского наследия этого незаурядного учёного и человека. Светлая ему память!
Коллеги, друзья, ученики
242