Обзоры и рецензии
Владимир Калиновский, Екатерина Самыловская
Во главе российского славянского движения*
Vladimir Kalinovskiy
(Institute of History, Saint Petersburg State University, Russia),
Ekaterina Samylovskaya
(Saint Petersburg Mining University, Russia)
At the head of the Russian Slavic movement
DOI: 10.31857/S0869568722030153, EDN: FXLGCM
Роль Православной Россий-
ты как религиозно-цивилизационное
ской Церкви и отдельных её пред-
противостояние православной России
стоятелей в Русско-турецкой войне
и иноконфессиональных государств»
1877-1878 гг. до недавнего времени
(с.
34). Так,
«ярко выраженную
оставалась практически неизучен-
духовно-религиозную
составляю-
ной. Теперь этот пробел в значи-
щую» имело противоборство 1812 г.
тельной мере восполнен благодаря
И тогда Церковь указывала на «ос-
монографии Л.В. Мельниковой, си-
вободительный, священный харак-
стематически осветившей патриотиче-
тер войны и проводила мысль, что
скую деятельность духовенства в 1812
России Богом предназначено оста-
и 1853-1856 гг.1 По словам исследо-
новить кровавый путь Наполеона,
вательницы, «Церковь в той или иной
спасти от него Россию и освободить
форме принимала активное участие во
Европу» (с.
34). Не менее острым
всех проводимых государством воен-
«религиозно-цивилизационным про-
ных столкновениях, а церковные во-
тивостоянием России и Западной Ев-
просы занимали важное место в ряду
ропы стала и Крымская (Восточная)
причин, вызвавших начало военных
война 1853-1856 гг., начавшаяся из-
конфликтов». Вместе с тем именно
за спора о святых местах Палестины»
«православная вера традиционно яв-
(с. 34-35). Поэтому «неудивительно,
лялась основой национальных осо-
что и Русско-турецкая война 1877-
бенностей ратного служения» (с. 20),
1878 гг., вызванная новым обострени-
и церковная иерархия «практически
ем Восточного вопроса, была воспри-
вынуждена была давать моральную
нята Русской Церковью и российским
санкцию на такое страшное событие,
обществом как священная борьба за
как война». Как пишет Мельникова,
освобождение славян Балканского
«Церковь объясняла народу смысл,
полуострова от турецкого исламского
цели и характер войн, поддерживала
ига» (с. 35).
в русском обществе чувство нацио-
Корни её исследовательница ищет
нального единства, нередко осознавая
в последствиях «неудачной для Рос-
и позиционируя военные конфлик-
сии Крымской войны 1853-1856 гг.».
* Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь и Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
М.: Воевода; Кучково поле, 2020. 397 с.
Материал подготовлен при поддержке Российского научного фонда, проект № 20-78-10044
«Крым в поисках национального и конфессионального согласия (1783-1920 гг.)», выполняемого
в Санкт-Петербургском государственном университете.
205
С конца 1850-х гг., когда империя
ского экзархата от султана. Патриарх
«искала пути для восстановления сво-
Григорий VI готов был вынести рас-
их позиций на Балканах и Ближнем
смотрение данной проблемы на Все-
Востоке», её дипломаты столкнулись
ленский собор, но в Петербурге его
с настойчивым стремлением болгар-
признали сугубо внутренним делом
ских архиереев Константинополь-
одной из поместных церквей. Ког-
ского патриархата добиться автоке-
да же Константинопольский собор
фалии. Это ставило представителей
1872 г., на который съехались все па-
России в крайне двусмысленное по-
триархи, объявил о схизме и отлучил
ложение. В основу её традиционной
экзарха от Церкви, в Святейшем Си-
политики
«были положены опора
ноде, со свойственной ему осторожно-
на Константинопольский патриар-
стью, предпочли отмолчаться. И всё
хат и принцип единства православия
же избежать осложнений не удалось.
на Востоке». Но последовательное её
В Иерусалиме низложили Кирилла II,
проведение не только неминуемо от-
отказавшегося подписать соборное
толкнуло бы болгар от Петербурга, но
постановление. В Антиохии, наобо-
и способствовало бы распростране-
рот, Синод признал подпись своего
нию среди них униатства и активиза-
патриарха выражением его личного
ции католических миссионеров. И во
мнения и не стал сообщать верующим
всяком случае «дальнейшее развитие
о новом расколе. Со своей стороны,
греко-болгарской распри и возмож-
Александр II, недовольный случив-
ное разделение Церкви привели бы
шимся, наложил секвестр на имения
к ослаблению не только двух пра-
патриарших монастырей в Бессара-
вославных народов, проживавших
бии. Вскоре обострились трения меж-
в исламском государстве, но и к сни-
ду русскими и греческими насельни-
жению влияния России в регионе»
ками на Афоне…
(с. 41-44).
Опираясь на широкий круг пу-
При этом «как российский МИД,
бликаций и документы АВПРИ,
так и обе противоборствующие сто-
Мельникова прослеживает действия
роны» пытались найти опору в Свя-
церковной и светской дипломатии,
тейшем Синоде. Однако его члены,
анализирует взгляды иерархов и пу-
не исключая и наиболее влиятельного
блицистов (с.
36-68).
«Движение
из них - митрополита Московского
болгарского народа за национальную
и Коломенского Филарета (Дроздова),
автокефальную Церковь (выход из
высказывались предельно осторожно
Константинопольского патриархата)»
и уклончиво, опасаясь
«охлаждения
исследовательница считает, «по сути,
отношений» с Фанаром и призывая
началом борьбы за политическое
оппонентов к сближению и компро-
освобождение Болгарии» (с. 36). Ха-
миссу (с. 46-49). Святитель Филарет
рактерно, однако, что на этом этапе
надеялся, что удастся ограничиться, по
турки при сочувствии русских «осво-
его выражению, «разделением без раз-
бождали» болгар от греков. Вместе
рыва» (созданием Болгарской митро-
с тем
«развитие греко-болгарской
полии, глава которой назначался бы
церковной распри вызвало в россий-
константинопольским патриархом),
ском обществе рост панславистских
но на Балканах это никого не устраи-
настроений, пик которых пришёлся
вало. В 1870 г., не сумев договориться
на время Восточного кризиса середи-
с греками, болгары по рекомендации
ны 1870-х гг. и стал одной из причин,
русского посла Н.П. Игнатьева полу-
в значительной степени повлиявших
чили фирман об учреждении Болгар-
на решение российского императора
206
Александра II объявить войну Осман-
стантинопольский патриарх и новый
ской империи» (с. 36-37).
болгарский экзарх (сменивший сво-
К «славянскому движению», ох-
его предшественника, низложенного
ватившему Россию с осени 1875 г.
17 апреля) призывали свою паству
и нараставшему до конца 1876 г., ду-
усердно молиться о победе султана
ховенство отнеслось с явным энтузи-
(с. 120-124). В книге Мельниковой
азмом. Как показано в третьей главе
подробно раскрыто освещение борь-
книги, в храмах собирались пожерт-
бы на Балканах в церковной печати,
вования для «потерпевших от восста-
описан самоотверженный труд сестёр
ния» герцеговинцев, а затем и болгар,
милосердия и Общества попечения
произносились вдохновенные пропо-
о раненых и больных воинах (Крас-
веди и зачитывались эмоциональные
ного Креста) (с. 126-167), говорится
воззвания сербского и черногорско-
об организации благотворительности
го митрополитов, служились молеб-
в монастырях (с. 168-192) и об ис-
ны и панихиды. «Церковный вест-
пытаниях, выпавших на долю рус-
ник» - официальный печатный орган
ских иноков на Афоне, оставленных
Святейшего Синода - подробно ос-
в своей обители лишь благодаря за-
вещал работу славянских комитетов
ступничеству патриарха Иоакима II
в Москве и Петербурге (с.
71-93).
(с. 193-198). Особое внимание уделе-
Архиепископ Донской и Новочер-
но положению военного духовенства
касский Платон (Городецкий) и во-
(с. 200-211), тяжёлым условиям его
все лично возглавил местный отдел
служения во время кампании и от-
Славянского комитета, отправивший
ражению походной жизни в запи-
с 5 сентября по 12 октября 1876 г. на
сках полковых священников (с. 212-
Балканы пять партий добровольцев
253). Отдельные разделы посвящены
(всего 299 человек) (с. 87). «Русское
краткому подведению итогов войны
общество и Церковь, - пишет Мель-
(с. 267-276) и увековечиванию её со-
никова,
- самостоятельно и очень
бытий в церковных памятниках - ча-
активно поддерживали национально--
совнях и храмах (с. 276-303). Своеоб-
освободительную борьбу южносла-
разным результатом освобождения
вянских народов, что порой вызывало
Болгарии стало и разъяснение Свя-
недовольство государственной власти,
тейшим Синодом своего отношения
но при этом оказывало на неё доволь-
к греко-болгарскому расколу. Патри-
но сильное давление» (с. 93). В октя-
арх Иоаким III под влиянием своего
бре 1876 г. казанскому архиепископу
окружения неоднократно жаловал-
Антонию (Амфитеатрову) по просьбе
ся кн. А.Б. Лобанову-Ростовскому,
губернатора даже пришлось запретить
с весны 1878 г. представлявшему Рос-
священникам собирать деньги для сла-
сию в Константинополе, на сослуже-
вян «вне церкви» и рассуждать с кре-
ние русских иереев со схизматиками.
стьянами о происходившем в Турции
В ответ на это Святейший Синод на-
«на базарах, площадях, улицах и тому
правил ему в 1879 г. послание, проект
подобных местах», поскольку это вы-
которого был составлен архиеписко-
зывало раздражение и угрозы со сто-
пом Макарием (Булгаковым), близким
роны мусульман (с. 92).
к обер-прокурору гр. Д.А. Толстому.
Объявление войны
12 апреля
В нём впервые официально заявля-
1877 г. пастыри встретили с ликова-
лось о том, что в Петербурге считают
нием. Архиереи в России и Молда-
решения собора 1872 г. принятыми
вии приветствовали и благословляли
неканонически и не имеющими обя-
царя и его войско (с. 101-105). Кон-
зательной силы. Тем не менее демон-
207
стративного сослужения с иерархами
Примечание
экзархата в России по-прежнему из-
1
Мельникова Л.В. Русская православная
бегали (даже во время посещения ими
церковь в Отечественной войне 1812 года. М.,
Москвы и Петербурга) (с. 254-265).
2002; Мельникова Л.В. Русская Православная
Труд Л.В. Мельниковой вносит
Церковь и Крымская война 1853-1856 гг. М.,
значительный вклад в отечественную
2012. Эти работы легли в основу докторской
диссертации, защищённой в 2020 г. в Учёном
историографию и, несомненно, при-
совете при Институте российской истории РАН:
влечёт внимание исследователей цер-
Мельникова Л.В. Русская Православная Цер-
ковной, военной и социальной исто-
ковь и войны Российской империи в ХIХ веке.
рии пореформенной России.
Дис … д-ра ист. наук. М., 2020.
208