Андрей Кострюков
Рец. на: И.В. Петров. Меж двух зол. Православное духовенство
на временно оккупированной территории РСФСР в 1941-1944 гг.
М.: Посев, 2021. 744 с., ил.
Andrey Kostryukov
(Saint Tikhon Orthodox University, Moscow, Russia)
Rec. ad op.: I.V. Petrov. Mezh dvukh zol. Pravoslavnoye dukhovenstvo
na vremenno okkupirovannoy territorii RSFSR v 1941-1944 gg. Moscow, 2021
DOI: 10.31857/S0869568722030220, EDN: FYIOAU
Положение православной Церк-
на вопрос о том, что происходило под
ви на территориях, оккупированных
оккупацией» (с. 5). Что же касается
Германией и её союзниками в годы
публикации сборников документов, то
Второй мировой войны, в настоящее
в последнее время она производится со
время вызывает у исследователей осо-
странной выборкой и с пристрастны-
бый интерес. В 2021 г. историография
ми комментариями. Иногда они выгля-
пополнилась ещё одним серьёзным
дят так, будто задачей их составителей
трудом - книгой кандидата истори-
являлось
«оправдание деятельности
ческих наук, старшего научного со-
советских карательных служб и ста-
трудника Института истории Санкт--
линского руководства по отношению
Петербургского
государственного
к реальным и мнимым врагам» (с. 5).
университета И.В. Петрова, автора
Тем не менее Петров старался макси-
монографий
«Православная Балтия:
мально охватить доступные матери-
период войн, репрессий и межнацио-
алы, хранящиеся в архивах Москвы,
нальных противоречий» (СПб., 2016)
Санкт-Петербурга, Крыма, Белгород-
и
«У последней черты. Конфессии
ской, Брянской, Волгоградской, Воро-
Ленинграда в 1941-1953 гг.: борьба за
нежской, Калужской, Курской, Нов-
выживание и признание властью» (М.,
городской, Орловской, Псковской,
2020). Вопросы, рассматриваемые им
Ростовской и Смоленской областей,
в новой работе, не столь просты, как
Краснодарского и Ставропольского
это кажется на первый взгляд. При
краёв, а также Белоруссии, Латвии,
поверхностном подходе у стороннего
Литвы, Эстонии, Финляндии и ФРГ.
человека может сложиться прими-
Кроме того, он широко использовал
тивная схема, в которой церковная
периодическую печать, выходившую на
жизнь в условиях оккупации сводится
оккупированных территориях. Источ-
к «партизанским батюшкам» (а сре-
никовая база исследования и историо-
ди них, как известно, встречались
графия темы подробно характеризуют-
и агенты НКВД1) или к «коллабора-
ся автором в первой главе монографии.
ционизму». При беспристрастном же
В книге рассматривается место
изучении источников всё оказывается
Церкви в планах нацистских ведомств,
гораздо сложнее.
выявляются пути возрождения духов-
Между тем многие архивные фон-
ной жизни и решения канонических
ды, в том числе и региональные, до сих
проблем в обстановке войны, харак-
пор закрыты. И это лучше всего «го-
теризуются отношения верующих
ворит о нежелании государства и об-
с оккупационными властями, участие
щества ответить перед самими собой
священников и прихожан в их кам-
234
паниях, раскрываются особенности
давно ратовавшие за скорейшее вхож-
советской и германской пропаганды
дение в состав СССР (с. 195-196, 211).
в религиозной сфере и т.д. Так, отме-
В третьей главе говорится об об-
чаются изменения в конфессиональ-
стоятельствах, возникших после на-
ной политике Третьего рейха: если
чала Великой Отечественной войны
в начале своего правления А. Гитлер
(в том числе в Латвии и Эстонии,
мог подолгу беседовать с настоятелем
общинам которых Константинополь
католического монастыря, то впослед-
предоставил автономию), - о полити-
ствии нацистское руководство дистан-
ке немцев в отношении православного
цировалось от религиозных структур
духовенства в 1941-1942 гг., о начале
и не допускало священнослужителей
возрождения приходской жизни на
на свои мероприятия. А М. Борман
оккупированных территориях, о по-
даже проводил эксперимент по созда-
зиции обновленцев, остававшихся
нию «безрелигиозной области» в По-
враждебными Русской Церкви. Здесь
знани (с. 143). В целом же с верующи-
же рассказывается о Псковской мис-
ми в Германии обращались достаточно
сии, целью которой являлось как
осторожно и старались не доводить их
возрождение православия, так и про-
до взрыва.
тиводействие посягательству на кано-
Учитывается исследователем и пред-
ническую юрисдикцию Московского
военное состояние православных епар-
патриархата со стороны автономных
хий на территории РСФСР, а также
прибалтийских церквей. Попытки
специфика ситуации в других регионах
болгарских и румынских иерархов
Советского Союза, попавших в немец-
оказать помощь приходам и епархи-
кие рейхскомиссариаты. Петров про-
ям, оказавшимся под немецкой окку-
слеживает судьбу открытых приходов,
пацией, освещены в четвёртой главе
описывает советскую карательную
(с. 337-348). В отдельном её разделе
политику после изгнания оккупантов
очерчена деятельность священников
и т.д. Таким образом, его работа и гео-
и монахов Финляндской Православ-
графически, и хронологически значи-
ной Церкви в Восточной Карелии и на
тельно шире тех рамок, которые указа-
Валааме, занятых финскими войсками
ны в названии.
(с.
348-355). Характерно, что Рус-
Вторая глава посвящена поло-
скую Зарубежную Церковь (РПЦЗ),
жению приходов в Советском Сою-
сочувствовавшую идее восстановле-
зе и особенно в регионах, присоеди-
ния сильной и независимой государ-
нённых к нему в 1939-1940 гг. Автор
ственной власти в России, нацисты
приводит весьма интересные сведения
в контролировавшиеся ими районы не
о проблемах, возникавших в Прибал-
допускали и относились к ней с боль-
тике, Бессарабии, на западе Белорус-
шим недоверием (с. 293-337).
сии и Украины. Храмы, до сентября
Пятая глава монографии вырази-
1939 г. находившиеся в ведении Поль-
тельно названа «Коллаборация и Ре-
ской Церкви, заново освящались пред-
зистанс: самый сложный вопрос Церк-
ставителями Московской патриархии
ви и общества». Петров признаёт, что
как осквернённые, от клира требова-
священники, занимавшиеся своими
лось покаяние в «расколе» (с. 181, 183).
прямыми обязанностями - богослуже-
Всё это, естественно, вызывало него-
нием и проповедью, не могли полно-
дование у местного населения. Од-
стью избежать контактов и того или
новременно шли аресты, от которых
иного сотрудничества с захватчиками,
прежде всего страдали патриотически
однако «в большинстве своём вынуж-
настроенные русские люди, ещё не-
денные обязанности пастыри выпол-
235
няли без инициативы и редко давали
советской конфессиональной полити-
немцам какую-нибудь необычную ин-
ки на освобождаемых землях.
формацию» (с. 376). Священнослужите-
К сожалению, в работе имеются
ли сами находились под наблюдением
недостатки, и главный из них - от-
германских спецслужб и были весьма
сутствие именного указателя. По-
осторожны. Большинство же припи-
иск нужного имени в объёмном томе
санных им позднее злодеяний объясня-
создаёт читателю немало трудностей.
лось предвзятыми наветами, партийной
Встречаются и некоторые неточности,
пропагандой или самооговорами, сде-
в частности, довольно распространён-
ланными под давлением НКВД.
ная ошибка - употребление выраже-
Шестая глава повествует о про-
ния «Русская Православная Церковь
исходившем в Крыму, где, по мне-
Московского патриархата» (с. 6), тогда
нию исследователя, наиболее жёстко
как «Русская Православная Церковь»
столкнулись самые разные церковные
и «Московский патриархат» - сино-
круги, отстаивавшие свои интересы.
нимы. Для противопоставления дру-
Там действовали украинские автоно-
гим структурам, например, катакомб-
мисты, автокефалисты, обновленцы,
никам или РПЦЗ, лучше использовать
румынское военное духовенство и др.
иную терминологию.
Кроме того, упорно распространялись
Можно отметить и другие погреш-
слухи о передаче именно этого реги-
ности. Так, священномученик Дами-
она в юрисдикцию РПЦЗ. В седьмой
ан (Воскресенский) назван Дамианом
главе речь идёт о жизни православных
(Говоровым) (с. 152); протопресвитер
приходов в оккупированных областях
Георгий Шавельский - Щавельским
России с середины 1942 до середины
(с. 398), что, к сожалению, часто дела-
1943 г. Любопытно, что на некото-
ется в литературе; убийца митрополита
рые из них претендовали белорусские
Георгия (Ярошевского) архимандрит
и украинские структуры. В восьмой
Смарагд носил фамилию не Латышен-
главе подробно анализируется роль
ко, а Латышенков (с. 159); велико-
Псковской православной миссии,
мученик Пантелеимон неоднократно
которая, как убедительно доказывает
упомянут как святитель (чин свято-
историк, отнюдь не являлась «филиа-
сти архиереев) (с. 469-470), и данная
лом немецкой разведки». Более того, её
деталь, попавшая в книгу из прессы,
глава - митрополит Сергий (Воскре-
весьма показательна для характеристи-
сенский) - оставался единственным
ки церковности журналистов тех лет.
архиереем, кто прямо и безбоязненно
Исследователю следовало бы указать
заявлял о единстве с митрополитом
и на недостоверность появившегося
(с 1943 г. патриархом) Сергием (Стра-
в крымской газете сообщения о посе-
городским). В целом, как констати-
щении в 1943 г. патриархом Сергием
рует автор, без Псковской миссии не
(Страгородским) Ближнего Востока
удалось бы достичь столь масштаб-
(с. 479), поскольку на самом деле тако-
ного возрождения Церкви на захва-
го путешествия, разумеется, не было.
ченной врагом территории (с.
643).
Но, безусловно, для столь боль-
В девятой главе описана эвакуация
шого и серьёзного труда подобные
священников и мирян при отступле-
упущения, зачастую технические,
нии Вермахта, приводятся сведения
вполне простительны. Автору удалось
о судьбе служивших «под немцами»
написать спокойное беспристрастное
пастырей, как эмигрировавших по-
исследование, которое поможет луч-
сле 1943 г., так и оставшихся в СССР,
ше понять всю сложность служения
а также выявляются основные черты
православного духовенства в зоне ок-
236
êóпàцèè. Вíå âñÿêîãî ñîìíåíèÿ, ìî- Примечание
íîãðàфèÿ И.В. Пåòðîâà âíîñèò ñóщå-
1
См., например: Шкаровский М.В. На-
ñòâåííыé âêëàä â èзóчåíèå èñòîðèè цистская Германия и Православная Церковь.
Цåðêâè â ХХ â.
М., 2002. С. 470.
237