Кадровое обеспечение органов управления
Таврической области в 1784-1796 гг.
Александр Кравчук
Staffing Support in Taurida Oblast (1784-1796)
Alexandr Kravchuk
(Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University,
Simferopol, Russia)
DOI: 10.31857/S0869568722040033, EDN: FZCWRY
Изучение событий, связанных с формированием и функционированием
системы местного управления в Тавриде после ликвидации Крымского хан-
ства, позволяет не только восстановить ход региональной истории, но и луч-
ше понять политику, проводившуюся российскими властями на окраинах.
Трансформация административной системы отражала эволюцию представле-
ний правящих кругов империи о регионе и происходящих в нём процессах.
Между тем пристальное внимание к Екатерине II и руководителям края - кня-
зьям Г.А. Потёмкину и П.А. Зубову сформировало у исследователей ошибоч-
ное ощущение, будто все инициативы, исходившие от высших сановников,
и принятые законы получали воплощение в реальной жизни. На практике же
нормативные акты и проекты нередко терялись в канцеляриях, отвечавшие за
их осуществление чиновники, непосредственно взаимодействовавшие с насе-
лением, сталкивались с непреодолимыми сложностями, и в итоге задуманное
так и оставалось на бумаге.
Ещё в конце XIX - начале ХХ в. Н.Н. Мурзакевич, Г.К. Киреенко,
Ф.Ф. Лашков, Е.А. Загоровский рассмотрели историю организации местной
администрации Тавриды и первые шаги по хозяйственному обустройству её
территории1. Многое сделали для освещения данной проблематики и совре-
менные учёные2. Так, В.А. Кошман проанализировал её юридические аспек-
© 2022 г. А.С. Кравчук
Статья подготовлена при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации
для молодых российских учёных, проект № МК-3927.2022.2 «Формирование и кадровое обеспе-
чение местных учреждений Новороссийского края и Крыма в конце XVIII - первой половине
XIX вв.».
This work was supported by The Russian presidential grant for young scientist, project
№ МК-3927.2022.2 «Formation and staffing of local authorities in the Novorossiya Region and Crimea at
the end of the XVIII - first half of the XIX centuries».
1
Мурзакевич Н.Н. Распоряжения светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина--
Таврического касательно устроения Таврической области с 1781 по 1786 год // Записки Одесского
общества истории и древностей. 1881. Т. 12. С. 249-329; Киреенко Г.К. Об ордерах князя Потём-
кина и графа Зубова, хранящихся в архиве Таврического губернского правления (1784-1796) //
Известия Таврической учёной архивной комиссии. 1897. № 3. С. 1-35; Лашков Ф.Ф. Сборник
документов по истории крымскотатарского землевладения: окончание // Известия Таврической
учёной архивной комиссии. 1897. № 26. С. 89-154; Загоровский Е.А. Организация управления Но-
вороссией при Потёмкине в 1774-1791 годах. Одесса, 1913.
2
Болотина Н.Ю. Потёмкин. М., 2014. Маленко А.Ю. Григорий Александрович Потёмкин -
генерал-губернатор Новороссии и Тавриды. Симферополь, 2018; Болотина Н.Ю., Непомнящий А.А.
Организация управления и административно-территориальные преобразования. Деятельность
31
ты3, а Д.А. Прохоров не только попытался проследить практическую реализа-
цию законодательства, регулировавшего создание и комплектование органов
управления Таврической обл. (включая и таможенные учреждения), но также
показал их взаимодействие с татарским населением4. Тем не менее собственно
крымское чиновничество до сих пор остаётся почти не изученным. Во многом
это обусловлено недостатком источников и их особенностями. Так, формуляр-
ные списки, которые практически незаменимы по своей информативности при
анализе состава и деятельности российской бюрократии5, нередко заполнялись
со слов самих служащих6. Лишь при Николае I формуляры упорядочили на
основе единого делопроизводственного стандарта.
Князья Потёмкин и Зубов уделяли пристальное внимание комплектованию
штатов Таврической обл., утверждённых Екатериной II 24 апреля 1784 г.7 Зна-
чительное число их ордеров связано именно с подбором людей и материаль-
ным обеспечением местного чиновничества. Таврическое областное правление
открылось 11 июня 1784 г.8, однако большинство присутственных мест начали
работу только зимой-весной 1787 г.9
Согласно штатному расписанию на обеспечение гражданских чинов жало-
ваньем и столовыми деньгами области ежегодно выделялось 99 181 руб.10 В её
учреждениях создавалось 108 вакансий, в уездах и городах - 279. Число кан-
целярских служителей зависело от необходимости и суммы, отводившейся на
канцелярские расходы. Например, Таврическому областному правлению на них
выделялось 8 тыс. руб., из которых, помимо прочего, выплачивались оклады
протоколистам, регистраторам, архивариусам, всем состоящим при письмен-
ных делах, переплётчикам, сторожам и другим лицам, «коим всем определение
числа и жалования по трудам слагается»11.
Фактически замещение вакантных должностей так и не завершилось вплоть
до ликвидации Таврической обл. Из-за малочисленности жителей на неопре-
делённое время откладывалось создание совестного суда, административных
органов и судов в Днепровском и Мелитопольском уездах. Места землемеров,
светлейшего князя Г.А. Потёмкина // История Крыма в 2 т. / Отв. ред. А.В. Юрасов. Т. 2. М.,
2018. С. 15-21.
3
Кошман В.А. Органы государственной власти в Таврической области (1784-1796). Симфе-
рополь, 2018.
4
Прохоров Д.А. Органы управления Таврической области после присоединения Крыма
к России (1783-1787 гг.) // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 1996. № 5.
С. 213-225; Прохоров Д.А. Штаты и деятельность таможенных учреждений Таврической области
в конце XVIII века // История и археология Крыма. 2017. № 5. С. 341-370; Прохоров Д.А. Участие
крымских татар в работе государственных учреждений Таврической области и их роль в укрепле-
нии российского влияния в регионе // Проблемы интеграции Крыма в состав России, 1783-1825.
Сборник статей. Севастополь, 2017. С. 95-108.
5
Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978.
С. 10; Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных
учреждений: 1802-1917. Биобиблиографический справочник. СПб., 2001. С. 14-18.
6
Наиболее полную коллекцию формулярных списков лиц, имевших классный чин и вклю-
чавшихся в адрес-календари, см.: РГИА, ф. 1349. Формуляры канцелярских служителей сохрани-
лись лишь фрагментарно: Государственный архив Республики Крым (далее - ГА РК), ф. 799, оп. 1,
д. 6, 36, 62, 294, 294а, 314, 329, 354, 426, 427, 453.
7
ГА РК, ф. 799, оп. 1, д. 37, л. 2-31; Болотина Н.Ю. Потёмкин. С. 251.
8
ГА РК, ф. 799, оп. 2, д. 1, л. 1-2.
9
Прохоров Д.А. Органы управления… С. 216.
10
ГА РК, ф. 799, оп. 1, д. 37, л. 9.
11
Там же, л. 6 об.
32
докторов, лекарей, подлекарей и лекарских учеников также оставались незаня-
тыми. Сложно определить и количество тех, кто поступал на службу по выбо-
рам (они должны были присутствовать во многих местных структурах в каче-
стве заседателей и присяжных). По областным штатам их предусматривалось
не менее 104 человек, однако найти столько обывателей, знающих русский
язык и способных исполнять соответствующие обязанности, оказалось невоз-
можно. Порою одни и те же люди могли занимать несколько постов. Всё это
крайне затрудняет подсчёт общего числа служащих. Притоку свежих сил замет-
но мешала репутация региона, воспринимавшегося в общественном сознании
конца XVIII в. как «гнилое место»12. Для русских людей Крым оставался «terra
incognita», а татарское население считалось враждебно настроенным. Поэтому
чиновники пытались остаться в более безопасной Новороссии. Вместе с тем,
несмотря на острый дефицит людей, кн. Потёмкин неоднократно требовал
найти занятие чиновникам, получавшим жалованье и «не состоящим у дел»13.
Обширность территорий, которыми управлял светлейший князь, и особен-
ности его характера и положения в империи, безусловно, создавали благопри-
ятные условия для злоупотреблений и неразберихи среди местной бюрократии.
Систему регулярного учёта чиновников наладили уже после его смерти. Впер-
вые их массовая перепись и «истребование с оных формуляров» произошли
в 1792-1794 гг.14, тогда же в Таврическом областном правлении подготовили
групповые формулярные списки, содержавшие сведения о большей части долж-
ностных лиц. Конечно, сохранившиеся данные не являются полными, однако
встречающиеся пробелы отчасти можно устранить при помощи материалов из
РГИА и адрес-календарей. Всего удалось выявить формулярные списки 154 че-
ловек, т.е. абсолютного большинства служивших в Таврической обл., включая
как классных чиновников, так и канцелярских служителей и состоявших на
службе по выборам. Их анализ позволяет разобраться в основных принципах
и механизмах комплектования органов управления региона.
Одной из особенностей административного аппарата Таврической обл.,
как и всего Новороссийского края, была его многонациональность. Судя
по формулярным спискам, среди местных чиновников преобладали русские
(обер-офицерские дети - 15 человек, дворяне - 11, купцы - 4) и украин-
цы («вольноопределяющиеся малороссияне» - 14, «казачьи дети» (потом-
ки запорожцев) - 10, дворяне - 6, «малороссийские старшинские дети» - 5,
«из шляхетства малороссийского» - 2). Не представляется возможным опреде-
лить национальность выходцев из «духовного звания» (11), «казённых поселян»
(6) и «солдатских детей» (2). В целом доля русских среди чиновников состав-
ляла 19,5%, украинцев - 24, невыясненного (как русского, так и украинского)
происхождения - 12; всего - 55,5% от общего числа местных служащих.
Среди немногочисленных переселенцев, прибывавших в Крым в рассма-
триваемый период, русские превосходили украинцев почти вдвое15. Иные про-
порции в рядах местной бюрократии, по-видимому, объяснялись тем, что при
12
Восприятие полуострова стало меняться уже во второй четверти XIX в. Подробнее см.:
Кравчук А.С. Дела и дни: таврические губернаторы, 1802-1854 годы. Симферополь, 2019. С. 67-68,
89-91.
13
Киреенко Г.К. Указ. соч. С. 7-8.
14
ГА РК, ф. 799, оп. 1, д. 6, 294.
15
Водарский Я.Е., Елисеева О.И., Кабузан В.М. Население Крыма в конце XVII - конце
XX века (Численность, размещение, этнический состав). М., 2003. С. 51.
33
комплектовании областных органов управления кн. Потёмкин использовал чи-
новников из Екатеринославского наместничества, поскольку многих из них
знал лично. При этом активно привлекались местные уроженцы - представи-
тели казацкой старшины, среди которых было немало грамотных людей.
Нельзя не отметить и разнообразие сословных категорий у служащих укра-
инского происхождения. Зачастую они записывались со слов самих бюрокра-
тов, которые, идентифицируя себя, пытались как-то зафиксировать имевшиеся
у них сословные привилегии. Пестрота определений свидетельствовала о том,
что положение данных групп населения ещё не было законодательно закрепле-
но и процесс их интеграции в российское общество продолжался. Характерно,
что ряд представителей украинской знати числились как дворяне, те же, кто
не получил данный статус, обозначали себя как «малороссийские старшинские
дети» или «шляхетство малороссийское».
Значительную долю областного чиновничества (18% от общего числа) со-
ставляли крымские татары, которых Екатерина II и кн. Потёмкин также стре-
мились привлечь к делам. 24 апреля 1784 г. императрица повелела, «чтобы не
только те места, кои по учреждениям нашим наполняются выбором общества,
заняты были жительствующими в области Таврической, но чтобы и в прав-
лении и палатах в число советников и асессоров определены были несколько
человек из них же, кои по их к нам верности и способностям того достойнее
будут, да и вообще наше есть желание, чтобы сим новым нашим подданным
путь к гражданской службе и к получению в оной чинов открыт был»16. Безус-
ловно, российские власти остро нуждались в поддержке местного населения,
особенно знати, и старались остановить масштабную эмиграцию крымских
татар. В итоге в области служили «из мурз таврических» - 15, «рядовых обы-
вателей» - 7, представителей купечества - 4, мещан - 2 человека. Как прави-
ло, они находились на «выборных от общества» должностях (71,4%), при этом
представителям наиболее влиятельных родов, проявившим лояльность в ходе
присоединения Крыма к империи, жаловались гражданские и военные чины,
позволявшие занимать административные посты17.
Заметной группой также являлись греки (14,3%): 15 «рядовых обывателей»
и 7 знатных особ. Греческое население (около 1,8 тыс. человек) проживало пре-
имущественно в Керчи, Евпатории, Балаклаве и её окрестностях18. Чиновники
других национальностей встречались реже (11%): пять польских шляхтичей,
трое армян, по два немца и турка, а также белорусский дворянин, француз,
итальянец, болгарин и серб19. В результате немалая часть служивших в обла-
сти не знали ни русского языка, ни канцелярского порядка, что не могло не
затруднять работу и вело к злоупотреблениям. Кроме того, почти во всех мест-
ных учреждениях возникала необходимость в переводчике, которому полагался
оклад 200 руб. в год (тогда как правитель области получал 1 800 руб., председа-
тель палаты гражданских дел - 840 руб., областной казначей - 300 руб.)20.
Благодаря формулярным спискам известен возраст 140 чиновников, кото-
рых можно распределить по группам: до 20 лет - 8 человек (5,7%), 21-30 лет -
16
ПСЗ-I. Т. 22. № 15988.
17
O’Nell K. Rethinking elite integration: The Crimean Murzas and the evolution of Russian nobility //
Cahiers du Monde Russe. Vol. 51. 2010. № 2-3. P. 398-401.
18
Водарский Я.Е., Елисеева О.И., Кабузан В.М. Население Крыма… С. 50.
19
Не удалось установить национальную принадлежность лишь одного человека.
20
ГА РК, ф. 799, оп. 1, д. 37, л. 6-8.
34
48 человек (34,3%), 31-40 лет - 38 человек (27,1%), 41-50 лет - 24 человека
(17,1%), 51-60 лет - 15 человек (10,7%), старше 60 лет - 7 человек (5%).
Таким образом, основную массу чиновников (61,4%) составляли люди от 21
до 40 лет (средний возраст - 36,8 лет). Большинство из них не были женаты,
и это осложняло их положение на малозаселённой окраине, где традиционно
ощущался дефицит женщин.
В то же время в последней четверти XVIII - начале XIX в. широко прак-
тиковалось поступление на службу в 14-16 лет21. В основном это были дети
потомственных канцелярских служителей, чьи семьи остро нуждались в жало-
ванье, а карьера зависела от многолетней выслуги. Например, в 1803 г. в Оло-
нецкой губ. лица младше 15 лет составляли 41,3% канцелярских служителей,
ещё 25% находились в возрасте 16-20 лет22. В Таврической обл. самым юным
являлся 15-летний регистратор палаты гражданского суда Т.В. Бабанасин. Кро-
ме того, имелось семь человек 18-20 лет. Самыми возрастными были пред-
ставители крымских татар и казённых поселян - 71-летние асессор палаты
казённых дел Хамит-ага и сельский заседатель совестного суда Ф. Нестеров.
Об уровне подготовки должностных лиц свидетельствовали их чины, стаж
работы и образование. При этом, как и в иных частях империи, по штату обла-
сти каждая должность соответствовала определённому рангу. Всего здесь слу-
жило чинов IV класса - 1 (правитель области генерал-майор С.С. Жегулин),
V, VI и VII - по 5, VIII - 19, IX - 6, X - 5, XI - 1, XII - 4, XIII - 1, XIV -
18. Статскими советниками являлись поручик правителя (вице-губернатор)
К.И. Габлиц и председатель палаты уголовного суда П.Я. Скорняков, а также
двое крымских татар - судья совестного суда Мегмет-ага (казнадар) и совет-
ник уголовного суда Мегметша Ширинский23. Чин V класса имел и премьер--
майор симферопольский городничий С.Г. Невельский24. В последующие годы
число лиц в генеральских чинах среди местных администраторов постепенно
увеличивалось25.
Судя по формулярным спискам 1794 г., 73 чиновника (47,4% от общего
числа) не служили нигде, кроме Таврической обл., причём некоторые полу-
чили первое назначение уже в 1790-е гг. По сути, они не обладали значимым
административным опытом, а их компетентность оставляла желать лучшего.
42 человека перевелись из украинских губерний и наместничеств. Ещё десять
чиновников ранее служили в Центральной России. Таврические чиновники
редко меняли места службы, зачастую такие перемещения были связаны с ад-
министративными преобразованиями или созданием новых губернских и уезд-
ных учреждений. Всего известно о 43 таких переходах, из них дважды поме-
няли место службы - 25, трижды - 10, четыре раза - 5, пять раз - 2 и шесть
раз - 1 человек.
21
Лишь в 1827 г. были установлены правила, согласно которым лица, не достигшие 14-лет-
него возраста, не могли становиться чиновниками, а действительная служба исчислялась с 16 лет
(Свод законов Российской империи, повелением государя императора Николая Павловича состав-
ленный: в 15 т. Т. 3. Ч. 3. СПб., 1842. С. 5).
22
Плех О.А. Состав чиновничества Олонецкой губернии в первой половине XIX века // Учё-
ные записки Петрозаводского государственного университета. Т. 42. 2020. № 2. С. 62.
23
РГИА, ф. 1349, оп. 4, 1798 г., д. 52, л. 45.
24
Там же, 1799 г., д. 57, л. 56.
25
Nepomnyzshchy A.A., Kravchuk A.S. On the Emperor’s Service: the Supreme Administration of
Taurida Governorate in the first half of the XIX century // Былые годы. 2018. Т. 47. № 1. С. 103-104.
35
Особенностью Таврической обл. следует признать невысокий процент
армейских и флотских чинов, перешедших на гражданскую службу. Таковых
было всего 32 человека (20,8%). Для Российской империи, где армия традици-
онно являлась ключевым источником пополнения бюрократического аппара-
та, данный показатель кажется незначительным, особенно если учесть острый
кадровый дефицит в регионе и то, что кн. Потёмкин стоял во главе как армии,
так и местной администрации. Видимо, сказывалась опасность, исходившая от
Османской империи, да и пополнять штаты приходилось не только в Крыму,
но и во всём Новороссийском крае26.
Среди офицеров, надевших гражданский мундир в Таврической обл., ока-
залось немало греков. Почти каждый третий чиновник греческого происхож-
дения ранее служил в армии или флоте. Российские власти, заинтересованные
в переселении в недавно завоёванный край единоверцев, активно привлекали
туда тех, кто сумел проявить себя в ходе военных кампаний. Так, заседатель
первого департамента верхнего земского суда титулярный советник Д.Ф. Вол-
ков, несмотря на русскую фамилию, являлся, согласно формулярному списку,
выходцем «из греческого дворянства». Свою карьеру он начал в 1764 г. «пол-
ковым старшиною» в Войске Запорожском. В 1769 г. его послали к крымскому
хану «по комиссии со стороны бывшего Войска Запорожского», доверив тай-
ную миссию «для примечания чинимых тогда к войне приготовлениям». Однако
Волкова вскоре раскрыли и взяли в плен. Освобождённый в 1771 г. вступивши-
ми в Крым войсками Ф.Ф. Щербатова, он «потреблен был в разные времена по
знанию турецкого языка для разведывания татарских обращений и намерений
по 1773 г.» и вплоть до завершения войны находился при армии кн. Ю.В. Дол-
горукова. После ликвидации Сечи в 1775 г. Волков получил чин прапорщика, но
затем перешёл на статскую службу, и с 1779 г. «был употребляем начальством по
разным комиссиям» в Таврической обл. В 1784 г. его произвели в титулярные
советники, а в 1788 г. назначили смотрителем евпаторийских соляных озёр. Там
он прослужил до 1792 г., когда дворянство избрало его заседателем27.
Не менее насыщенной событиями оказалась жизнь И.Д. Хартулярия.
В 1770 г. он при участии гр. А.Г. Орлова поступил на флот, с 1779 г. состоял
прапорщиком в Вологодском пехотном, а с 1783 г. - в Екатеринославском
гренадерском полку, в 1787 г. получил звание капитана. Хартулярий участвовал
в присоединении Крыма, а позднее - во взятии Очакова и Бендер. Получен-
ные ранения не позволили ему продолжить службу, и в 1790 г. он был «отстав-
лен по болезни с награждением секунд-майором»28, но уже в 1793 г. вступил
в должность евпаторийского земского судьи, а в 1794 г. занял пост заседателя
второго департамента Таврического земского суда.
Среди бывших военных славянского происхождения, пополнивших ряды
бюрократии Таврической обл., большинство являлись ветеранами боевых дей-
ствий второй половины XVIII в. и непосредственными участниками присоеди-
нения Крыма к России29. Государство поощряло их пожалованием «пустопо-
рожних» земель на полуострове30. Владеть ими могли только дворяне, которых
в регионе служило 94 человека. При этом, согласно формулярным спискам,
26
История Новороссии / Отв. ред. В.Н. Захаров. М., 2017. С. 167-168.
27
ГА РК, ф. 799, оп. 1, д. 6, л. 169-172.
28
Там же, л. 193-197.
29
Там же, д. 61, л. 1-6.
30
Лашков Ф.Ф. Указ. соч. С. 98-113.
36
землевладельцами были лишь 15 человек (включая 9 представителей крымско-
татарской знати).
Судить об образовании, полученном таврическими чиновниками, весь-
ма затруднительно, поскольку в XVIII в. соответствующие сведения включа-
лись в формуляр крайне редко. Среди чиновников области выделялся пору-
чик правителя - известный учёный-энциклопедист К.И. Габлиц, окончивший
гимназию при Московском университете, где затем числился студентом ме-
дицинского факультета. В 1776 г. он стал членом-корреспондентом Импера-
торской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Из Харьковского
коллегиума вышли надсмотрщик крепостных дел в палате гражданского суда
губернский регистратор И.М. Григорьев, протоколист палаты гражданского
суда коллежский регистратор А.О. Попов и советник соляных дел подполков-
ник А.С. Таранов-Белозёров31. Сохранились также обрывочные данные о том,
что заседатель второго департамента Таврического земского суда секунд-майор
Хартулярий «поступил в 1770 г. в учреждённую в Италии в городе Пизе графом
Алексеем Григорьевичем Орловым гимназию»32, а советник Таврической пала-
ты гражданского суда секунд-майор Е.Д. Палатино «вступил при артиллерий-
ском шляхетском кадетском корпусе [в] греческую гимназию в 1775 г., в коей
обучался разным наукам, из коей выпущен в 1779 г.»33.
В формулярный список вносилась и информация о том, состоял ли служа-
щий «под судом». Однако скрыть её было несложно, так как она записывалась
со слов самого чиновника, а документально подтверждать требовалось только
наличие чина и сословное происхождение. Неудивительно, что компромети-
рующие отметки делались буквально в единичных случаях. Так, протоколист
приказа общественного призрения губернский секретарь Д. Карев привлекался
к ответственности «за кражу 25 вёдер горячего вина»34, а председатель вто-
рого департамента Таврического областного магистрата титулярный советник
Н.Т. Продма «был под следствием за бой мещанина Виноградова, умершего
через несколько дней»35, но остался оправдан.
Так или иначе, несмотря на широкомасштабную преобразовательную дея-
тельность кн. Потёмкина, развитие Таврической области не было стремитель-
ным. Непосредственная реализация идей, задуманных князем, возлагалась на
малочисленное, многонациональное и недостаточно квалифицированное чи-
новничество, которое к тому же нередко оказывалось на грани выживания, по-
лучая мизерное денежное вознаграждение, в непривычных и тяжёлых условиях
жизни. Это неминуемо вело к злоупотреблениям, проявлявшимся, в частности,
в ходе разраставшихся земельных тяжб на полуострове в конце XVIII - нача-
ле XIX в. Отсутствие сдерживающего влияния дворянского сословия привело
к тому, что чиновники активно включились в перераспределение свободного
земельного фонда. Значительная часть служащих Таврической обл. имела за-
конное право на владение землёй, и многие пытались воспользоваться благо-
приятной ситуацией. Тем не менее свою главную задачу местная бюрократия
выполнила, постепенно стабилизировав обстановку и предотвратив крупные мя-
тежи, чем способствовала закреплению области в составе Российской империи.
31
ГА РК, ф. 801, оп. 1, д. 23, л. 9.
32
Там же, ф. 799, оп. 1, д. 6, л. 191-197.
33
Там же, л. 29-30.
34
Там же, л. 21-22.
35
Там же, л. 135-136.
37