Илья Стрекалов: Новейшая попытка пересмотра истории
Первой русской революции
Ilya Strekalov (Moscow, Russia):
The latest attempt to revise the history of the First Russian Revolution
DOI: 10.31857/S0869568722040173, EDN: JBAEKO
Книга
«Самодержавие или конституция?» стала итогом научных изысканий
А. В. Островского, касавшихся истории России начала XX в. В центре его вни-
мания - факторы, обусловившие преобразование политической системы им-
перии, создание народного представительства и введение Манифестом 17 ок-
тября 1905 г . конституционных норм. По сути, автор размышляет о том, кто
инициировал Первую русскую революцию - власть, народ, партийные пропа-
гандисты? Конечно, Островский далеко не первый историк, задумавшийся над
этими вопросами: историография темы насчитывает сотни работ, в которых
отражено множество подходов - от утверждений о закономерности и целесо-
образности революционных процессов до признания их случайности и хаотич-
ности. Александр Владимирович взялся за освещение этих сюжетов с присущей
ему скрупулёзностью, о чём свидетельствует хотя бы тот массив источников,
которые он извлёк из фондов ГА РФ, РГИА, ЦГИА СПб, РГВИА и храни-
лищ столичных библиотек. Им тщательно изучались периодические издания,
сборники документов, справочники, мемуары и дневники. Автор неоднократно
сопоставлял различные редакции отдельных документов. Внимательно отнёсся
учёный и к трудам своих предшественников.
Новизну же работе Островского придаёт сопоставительно-биографический
приём, применяемый при описании, казалось бы, известных событий и по-
зволяющий прийти к весьма неоднозначным и неожиданным выводам. Так,
сопоставляя различные свидетельства, Островский полагал, что Департамент
полиции во главе с А. А. Лопухиным и чуть ли не «в сговоре» с С. Ю. Витте
допустил возможность убийства министра внутренних дел В. К. Плеве боевой
организацией эсеров, которой руководил тайный агент охранки Е. Ф. Азеф
158
(I, с. 357-358). Совершенно иными красками «заиграла» в тексте и история
рабочей организации священника Георгия Гапона, завершившаяся трагедией
«Кровавого воскресенья» (I, с. 457-476, 527). Островский пришёл к выводу,
что «Департамент полиции и лично А.А. Лопухин имели к подготовке этих
событий самое непосредственное отношение» (I, с. 526), а «окончательный
сценарий событий 9 января 1905 г. утверждался в Петербургском телеграфном
агентстве» (I, с. 501).
Чего же, по мнению Островского, хотел Витте, летом 1904 г. вникавший
в своём кавказском имении в теорию парламентаризма? Его намерения про-
извести коренные перемены в стране (I, с. 369), как показал исследователь,
поразительным образом коррелировали с требованиями либеральной (земской)
оппозиции, устраивавшей съезды и банкеты (I, с. 385-386), и даже, как ни
странно, с чаяниями радикально настроенных социалистов.
В самом конце книги упоминается и о связях Витте с председателем об-
разовавшегося осенью 1905 г. на волне стачечных событий в столице Совета
рабочих депутатов Г.С. Хрусталёвым-Носарём (II, с. 303). Правда, автор уста-
навливал их, опираясь на довольно поздние газетные публикации и обвинения,
выдвигавшиеся в обществе против графа после революционных событий. Более
того, рассказывая, как в 1908 г. их опровергал Витте, историк почему-то игно-
рировал то, что и Носарь в 1911 г. отрицал какие-либо контакты с главой пра-
вительства осенью 1905 г. Дистанцировавшись от революционной эмиграции
и выйдя в 1909 г. из РСДРП, он был тогда уже вполне самостоятельной внепар-
тийной фигурой, не заинтересованной ни в подтверждении, ни в опровержении
тех слухов, которые использовались для дискредитации гр. Витте. Собственно
Островский и «подтягивал» графа к Носарю и Гапону именно для того, чтобы
представить Сергея Юльевича неким «организатором» революции. Согласно
авторской концепции, граф был заинтересован в массовых волнениях и демон-
страциях, которые позволяли ему оказывать давление на монарха и добиваться
конституционной реформы. Прослеживая события 7-9 октября, Островский
указывал на «удивительную синхронность» железнодорожной забастовки, вол-
нений в Военно-медицинской академии и обращений гр. Витте к Николаю II.
По словам автора, сановник «собирался апеллировать к стачке, которая тогда
ещё даже не началась» (II, с. 184). Отсюда возникает предположение, что он
не только знал о её подготовке, но и инспирировал соответствующие действия,
пользуясь возможностями и влиянием тех лиц, с которыми контактировал.
Впрочем, часто его интересы и замыслы просто совпадали с оппозиционными
настроениями в самых разных как «левых», так и «правых» кругах общества,
имевших свои претензии к правящему режиму.
При аккуратном, мягком, грамотном «дирижировании» ими можно было
создать такой революционный «пресс», который заставил бы Николая II пойти
на серьёзные уступки. Таким образом, гр. Витте предстаёт в книге «режис-
сёром» всеобщей стачки, кульминацией которой оказывается деморализация
императора, а развязкой - Манифест 17 октября 1905 г., вызвавший, как из-
вестно, раскол общественности и образование «объединённого» Совета мини-
стров. По сути, Островский, не делая окончательных выводов и не обобщая
своих наблюдений, подводил читателя к мысли о том, что революция в России
в начале XX в. стала результатом активного, инициативного и скоординиро-
ванного «совместного творчества» представителей высших правительственных
сфер и радикальной общественности. Но это наталкивает на новые вопросы.
159
Выходит, не «левые» политические силы (социалисты) сыграли ключевую роль
в подъёме народных масс на борьбу за свои интересы? И не сам народ на неё
поднялся? Так в чьих вообще интересах совершалась тогда эта революция?
Нельзя не признать, что автор серьёзно увлёкся весьма тенденциозными
поисками тех сил, которые скрывались за происходившими в стране процес-
сами. В частности, он писал, что ещё накануне войны большую роль в анти-
русской (и прояпонской) кампании в печати сыграли «издания, связанные
с еврейским капиталом», и, по сути, «Японию к войне с Россией подталкивали
еврейские банки Великобритании и США» (I, с. 324). Затем, открыв кредит
Токио, «зарубежные еврейские банки фактически встали на путь финансовой
блокады России» (I, с. 326). А после заключения мира Витте будто бы даже
был поставлен в известность о том, что Петербург может рассчитывать на не-
обходимый ему заём, но его условием, выдвинутым «представителями еврей-
ского капитала», является «решение еврейского вопроса» (II, с. 60). Подобные
спекуляции, отсылающие к теории «международного сионистского заговора»,
опираются в работе на шаткие и нередко умозрительные построения.
Островский упорно искал в русской революции
«иностранный след».
В частности, его внимание привлекало то, что в организации оппозиционного
земского съезда осенью 1904 г. участвовали трое (!) австрийских подданных,
а также американский бизнесмен Ч. Крейн (I, с. 406-407). Железнодорожную
стачку сентября-октября 1905 г. он связывал с приездом зарубежных банкиров
для переговоров о займе. Выбрав «удобный момент для торга с царём», они
рассчитывали при «ослаблении царизма» и установлении конституционного
строя «сделать Россию более сговорчивой». И конечно же, по словам автора,
«в этом были заинтересованы еврейские банки» (II, с. 172).
Естественно, в данном повествовании нашлось место и масонству. Так,
в книге не только отмечена принадлежность к масонам видных деятелей Со-
юза союзов М.М. Ковалевского и В.А. Маклакова (II, с. 34), но и говорится,
будто гр. Витте посещал ложу на Николаевской улице в Петербурге (II, с. 126).
Конечно, все эти обстоятельства заслуживают специального рассмотрения, од-
нако оно предполагает прежде всего строгий анализ достоверности имеющихся
источников, а не простое воспроизведение и сопоставление всевозможных ту-
манных намёков и предположений.
Двухтомник А.В. Островского, бесспорно, произведёт сильное впечатле-
ние на читателей. Но совершенно очевидно, что его размышления нуждаются
в серьёзной критике, перепроверке и существенной корректировке другими
исследователями.
160