Александр Пученков
Ленин - великий сказочник?*1
Aleksandr Puchenkov
(Saint Petersburg State University, Russia)
Is Lenin a great storyteller?
DOI: 10.31857/S0869568722040288, EDN: JCAIUI
Монография С.Л. Фирсова по-
ся небезуспешные попытки открыть
священа одной из самых ярких
лик
“подлинного Ильича”, работы
и противоречивых фигур в мировой
о его частной жизни, о его слабо-
истории - В.И. Ульянову (Ленину),
стях и увлечениях, о его родословной
о котором уже более ста лет спорят,
и много ещё о чём… Ленин вызывает
пытаясь понять, демонизировать, иде-
интерес, волнует, раздражает, восхи-
ализировать, карнавализировать. При
щает.
“Историческая давность” над
этом отделить реальные факты его
ним не властна. По этой причине жив
биографии от мифа, ставшего осно-
и ленинский миф» (с. 9).
вой представлений не только обыва-
В этой неисчерпаемой лениниане
телей, но и многих профессиональ-
глубокая и серьёзная книга профессо-
ных историков, - задача чрезвычайно
ра Фирсова стоит несколько особня-
трудная и даже почти невыполнимая:
ком. Историк специально оговаривает
с 1917 г. до настоящего времени ле-
в предисловии, что его труд «не есть
генда о Ленине остаётся интереснее
биография Ленина» (с. 7), а попытка
и живее собственно исторического
исследовать именно возникновение
деятеля, который, вероятно, был бы
ленинского мифа: того, как он скла-
чрезвычайно раздосадован появле-
дывался, жил и трансформировался
нием не только огромного количества
«как на официальном, так и на не-
связанных с ним небылиц и произве-
официальном (“народном”) уровне»,
дений «житийного» рода, но и иных
с той оговоркой, что «в советский пе-
научных сочинений, выходящих как
риод Ленин был персонажем не про-
в нашей стране, так и за рубежом.
шлого, а “настоящего” и “будущего”»
О Ленине, как констатирует Фирсов,
(с. 9). Создатель большевистской пар-
«не только писали, но и много пишут
тии и Советского государства изобра-
сегодня. Появляются объёмные моно-
жался мифотворцами как идеальный
графии, в которых предпринимают-
правитель, гениальный интеллектуал,
* Фирсов С.Л. Ленин: сотворение мифа. СПб.: Вита Нова, 2019. 544 с.
Материал подготовлен при поддержке Российского научного фонда, проект № 21-18-00266
«Религиозный фактор в России в годы Гражданской войны: феномен, значение и региональная
специфика», выполняемый в Санкт-Петербургском государственном университете.
254
творческое наследие которого неис-
энергией и способностью целиком
черпаемо и способно дать ответ на
отдаваться делу… его поступки дей-
любой вопрос политики и идеологии.
ствительно определялись его харак-
Его образ был прочно связан с комму-
тером
- бескомпромиссным, жёст-
нистической «религией»: «Миф о Ле-
ким, волевым. Его дела, мысли и идеи
нине-“герое” позволял описывать бы-
были завязаны в единый узел и опре-
лое таким образом, чтобы выходить на
делялись поставленной в юности це-
вопрос о настоящем, существующем
лью. Если верно утверждение о том,
ради светлого будущего. Если в мифе
что стремления человека формируют
форма тождественна содержанию, то
его судьбу и служат его меркой, то ле-
в ленинском мифе - тем более. Он
нинские стремления следует признать
должен был назидать, просвещать
важнейшим фактором его развития
и укреплять нового
“верующего”,
не только как политического деяте-
для которого понятие
“коммунизм”
ля, но и как человека. Единственной
и персона Ленина, сохранявшаяся
любовью Ленина была революция, он
нетленно в мавзолее, существовали
мечтал о коренных изменениях и гло-
“в неотчётливом разделении” того,
бальных потрясениях. Несмотря на
что корректно назвать
“существом
то что он, как и все люди, жил в “на-
и его именем”. Ленинский миф ро-
стоящем”, это “настоящее” он более
ждался не на пустом месте, он был
всего и ненавидел. Его характер зака-
подготовлен всем ходом развития
лялся и укреплялся в этой ненависти
русской радикальной интеллигенции,
(и этой ненавистью), вероятно, полу-
которая издавна имела собственные
чив идейную “огранку” тогда, когда
святцы с именами героических бор-
произошла семейная трагедия - был
цов» (с. 12). В советское время Ленин
казнён старший брат» (с. 37). Приме-
воспринимался миллионами людей
чательно, что уже в молодости Ленин
как безусловный моральный автори-
воспринимался единомышленниками
тет и пример для подражания, одна-
как человек, панибратство с которым,
ко и после распада СССР «десакра-
по сути, невозможно:
«Особо дове-
лизация образа вождя не остановила
рительных отношений (отношений
распространения ленинского мифа,
близкой дружбы) у Ленина почти ни
ленинской сказки». Напротив, как
с кем не было, хотя с начала 1890-х
утверждает учёный, «“Сказка” стала
годов около него была “целая поли-
“былью”, соединившись с ней в не-
тическая свита”. В течение жизни он
разрывное целое» (с. 14-15).
был в хороших отношениях не менее
В первой главе исследователь пы-
чем с сотней лиц, но на “ты” почти
тается показать героя будущего мифа
ни с кем не переходил… То же самое
«без грима» и понять, «каким виде-
касалось и соратников по совместной
ли и каким описывали Ленина его
революционной деятельности» (с. 42).
современники» (с. 21-95). Это пред-
Затем «в течение нескольких ме-
ставляется вполне оправданным и не
сяцев 1917 года Ленин превратился
нарушает логику книги, поскольку
в фигуру европейского масштаба, его
формировавшаяся легенда не могла
имя для многих стало нарицатель-
обойтись без «преданий», связанных
ным (в зависимости от политиче-
с очевидцами, соратниками и бли-
ских убеждений воспринимаясь либо
жайшими учениками.
положительно, либо отрицательно).
До 1917 г. «Ленин пленял людей
С тех пор и до настоящего времени
не внешностью, а убеждённостью
он “жив”, поскольку его имя вызы-
в собственной правоте,
“бешеной”
вает определённые чувства, рождает
255
эмоции». При этом, полагает автор,
двухтомную биографию Владимира
произошло своеобразное поглоще-
Ильича, опубликованную в
1985 г.
ние Ульянова политиком Лениным,
и весьма характерную для советской
в результате которого «политический
ленинианы, исследователь констати-
“грим” закрывает от исследователя
рует, что в ней «Ленин-человек пол-
истинное лицо вождя и с течением
ностью нивелирован, зато хорошо
времени начинает восприниматься
просматривается вождь и учитель.
как неотъемлемая часть ленинского
Потенциальный читатель, знакомясь
облика» (с. 65).
с материалом этих глав, мог узнать
Вторая глава «На пути к мифу, или
только об общественно-политической
о пользе чтения биографий вождя»
деятельности Ленина - о том, как он
(с. 96-226) посвящена анализу офици-
борется против своих оппонентов,
альных жизнеописаний, выходивших
как и о чём пишет книги (и что это
массовыми тиражами в СССР. Уже
за книги), для чего и почему издаёт
при Сталине в них излагалось свое-
газеты и журналы, борется за укрепле-
образное «житие» учителя, оставивше-
ние социал-демократической партии,
го после себя «заветы». Соответствен-
участвует в её съездах и совещаниях.
но «И.В. Сталин и выступал в роли
Места для полноценного разгово-
“хранителя заветов”, объяснял их важ-
ра о Ленине-человеке не оставалось»
ность, советовал помнить и знать их.
(с. 223-224). Тем самым, «забалтывая
Биография Ленина должна была стать
вопрос о будущем ленинизма фра-
оружием такого познания, но оружием,
зами о его вечной актуальности, со-
которое проверил и одобрил к приме-
ставители
“Биографии” окончатель-
нению новый вождь. Поэтому задача
но закрывали от взоров собственных
создания “канонически правильного”
читателей “реального” Ленина. Про-
образа Ильича становилась задачей
рок не может быть близок простому
государственной, а её скорейшее вы-
смертному, на то он и пророк. Ленин
полнение - насущной потребностью
же был больше, он был новым “бо-
сталинской идеологической машины»
гом”, утверждавшим веру в то, чего
(с. 194). Тогда же утвердилась нехи-
никто из смертных никогда не ви-
трая схема советской истории, закре-
дел - в коммунизм. Вера - любимое
плённая в формуле «Сталин - это Ле-
дитя чуда, без которого существовать
нин сегодня». Да и после ХХ съезда
она не может. В “Биографии” Ленина
и развенчания «культа личности» си-
утверждалась истинность его “благой
туация не изменилась: непогрешимый
вести”… Мечта сливалась с именем
Ленин и созданные им партия и уче-
Ленина, “растворяя” его в себе самой,
ние оставались главными столпами
превращая в легенду» (с. 225).
советской власти, а биография вождя
Будучи известным специали-
мирового пролетариата являлась важ-
стом по истории Церкви, Фирсов не
нейшим элементом не только ком-
мог не уделить внимание и «истории
мунистической доктрины, но и вос-
мифа о “ленинской религиозности”»
питания новых поколений вплоть до
(с. 250-280). Подробно рассматривая
последних лет существования СССР.
отношение Ульянова к религии, ав-
Её корректива была невозможна, как
тор, в частности, указывает на то, что
и «ревизия» ленинских идей. По сло-
этот воинствующий атеист, безбожник
вам Фирсова, «это был религиозный
и богоборец, будто бы ещё в гимназии
подход к ленинизму» (с. 224).
выбросивший свой нательный кре-
Анализируя наиболее позднюю по
стик в выгребную яму, уже в зрелом
времени написания
«классическую»
возрасте как минимум дважды прини-
256
мал участие в церковных таинствах:
не мог обойтись без той или иной его
в 1893 г. стал крёстным отцом дочери
актуализации. Фирсов уверен в том,
ссыльного А.А. Шухта, а в 1898 г. -
что «история, рано или поздно, пре-
венчался с Н.К. Крупской. Впрочем,
вращается в миф. Только исследова-
«в дальнейшем никаких отношений
тели прошлого пытаются “очистить”
с религиозной жизнью он не имел»
от него “то, что было на самом деле”.
(с. 254-255). В последние месяцы пе-
Их усилия оцениваются не всегда по-
ред смертью, тяжело переживая уни-
зитивно, потому что человек любит
зительную для него физическую не-
сказку, любит жить в сказке, мечтать
дееспособность, Ленин, несомненно,
о “сказочной жизни”. В этом смысле
искал утешения вовсе не в вере, а ско-
Ленин - великий сказочник, ибо су-
рее в отчаянной надежде когда-нибудь
мел не только поверить в себя, в своё
вернуться к политической деятель-
дело, в свой “миф”, но, главное, пе-
ности. Как полагает Фирсов,
«Ле-
редать эту веру, “заразить” ею других.
нин вполне серьёзно думал о том,
Многие ли могут похвастаться таким
что жизнь заканчивается тогда, когда
успехом? Многие ли могут сказать,
умаляются до минимума силы, позво-
что на их предложение сделать “сказ-
ляющие вести революционную борь-
ку - былью” откликнутся не то что
бу, - “жизнь” и “борьба” были для
страны - континенты?» (с. 494).
него синонимами» (с. 256). Мёртвый
С.Л. Фирсов взялся за большое
же Ленин стал «вечно живым» олице-
и трудоёмкое дело: «ленинский миф»
творением могущества созданных им
давно нуждался в специальном изу-
учения, партии и государства.
чении. Для критического осмысления
В целом, «парадоксы восприятия
советского прошлого необходимо от-
“вечно живого”» и размышления про
делить созданный политическими на-
«обожествление смертью» занимают
следниками и биографами-мифотвор-
в книге едва ли не центральное ме-
цами образ «В.И. Ленина» от реального
сто: различные аспекты данной темы
исторического деятеля, неизменно под-
рассматриваются в двух из пяти главах
писывавшегося
«В.И. Ульянов (Ле-
монографии (с.
227-314,
380-493).
нин)» или пользовавшегося псевдони-
Впрочем, помимо этого читатели уз-
мом «Н. Ленин», но не смешивавшего
нают немало интересного о Ленине
с ним собственное имя, подмена кото-
как герое анекдотов (с. 336-356), о его
рого - первый шаг к мифологизации.
изображениях
«в уголовных татуи-
В конечном счёте это - долг памяти
ровках» (с. 356-367) и «на советских
перед незаурядным человеком, сколь
деньгах и марках» (с. 368-379). Но,
бы спорной и неоднозначной ни была
разумеется, сам автор видит в дан-
его роль в истории России. Судьба
ных разделах лишь «наброски к теме»
же легенды о «В.И. Ленине», ставшей
(с. 315), нуждающейся в дальнейшей
самостоятельным фактором партий-
детальной разработке.
ной, государственной, общественной
«Вместо заключения» автор
и культурной жизни в СССР, пожа-
почему-то предложил читателям «ба-
луй, ещё более сложна и многообраз-
нальные рассуждения о силе мифа»
на, чем подлинный путь професси-
(с. 494-495) и «Post Scriptum, или Сло-
онального революционера, ставшего
во о “пасхальных яйцах” для Ильича»,
первым председателем Совнаркома.
где говорится уже про «пасхальный
Книга С.Л. Фирсова охватывает лишь
поход П.Н. Грудинина и Г.А. Зюга-
небольшую часть этого айсберга, но
нова к Мавзолею» (с. 495-497). Ви-
она открывает широкую перспективу
димо, полноценный рассказ о мифе
для дальнейшей работы.
257