Институты и общности
Ещё раз о роли митрополита Филадельфийского
Мелетия Типальда в пропаганде католичества
среди русских в Италии в конце XVII в.
Алексей Ястребов
Once again about the role of Metropolitan Meletius Tipald of Philadelphia
in the promotion of Catholicism among Russians in Italy
in the late 17th century
Alexey Yastrebov
(Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences, Moscow)
DOI: 10.31857/S0869568722050041, EDN: KKUHVE
Попытки обращения русских в католичество в конце XVII в., отчасти успеш-
ные, хорошо известны и описаны в работах А.В. Флоровского, Е.В. Шмурло
и других историков. Однако исследователи упускают из вида фигуру, которая,
по моему мнению, была важной для дела католической проповеди среди рус-
ских в Венеции. Ведь именно столица морской республики стала местом пре-
бывания и пунктом сбора русских католиков, которые по разным причинам
посетили её и имели общение с митрополитом Мелетием Типальдом - право-
славным епископом Венеции и одновременно скрытым греко-католиком.
Действительно, срединное положение Венеции между Востоком и Западом
делало её не просто перекрестием морских и сухопутных путей, но и местом
встречи идей и религий. Здесь московские путешественники чувствовали себя
значительно комфортнее, чем в папском Риме, очаровывавшем их своим ве-
личием, но вместе с тем бывшем для них во многом чуждым в культурном
отношении. Соглашусь с Флоровским, что католицизм привлекал москвичей
своей универсальностью, но как сочетать её с национальными особенностями
русских, прочно укоренёнными в традиции?1 Представляется, что именно ве-
нецианская атмосфера с её итало-греческой реальностью, сумевшей вобрать
в себя различия менталитетов и вер, своеобразие разных культур и обычаев,
позволила московским «навигаторам» и путешественникам вступить в диалог
с западными христианами и оценить для себя возможность соединения двух
Церквей в поле единой русской духовной традиции2.
Обращения конца XVII в., времени кризиса московского православия,
были инспирированы не только влиянием извне. После Большого Москов-
ского собора 1666-1667 гг., ослабления роли патриаршества, споров запад-
норусской и греческой партий взоры некоторых представителей столичного
© 2022 г. А.О. Ястребов
Благодарю М.В. Ковалёва, сотрудника Архива РАН, за любезно предоставленные архивные
материалы.
1
Slovanská knihovna v Praze. Trezor. А.V. Florovskij. T-FLOR. Inv. č. 4. Uložení 22 (далее - SK).
Л. 153.
2
Флоровский А.В. Московские навигаторы в Венеции в 1697-1698 гг. и Римская церковь //
Ost und West in der Geschichte des Denkens und der kulturellen Beziehungen. Berlin, 1966. S. 194.
45
общества обращались на Запад, чему способствовал и вновь открывшийся ка-
нал связи, проторенный Великим посольством. И хотя спустя некоторое время
большинство из новообращённых исчезли из поля зрения историков или ни-
как не проявили своих былых латинских симпатий, определённая тенденция
сохранялась3.
Флоровский выделяет четыре группы русских, в разной степени подверг-
шихся католическому влиянию на рубеже XVII-XVIII вв., из которых в дан-
ной публикации будут рассмотрены три: 1) выпускники западных католиче-
ских школ, такие как Григорий Скибинский и Гедеон Одорский4; 2) москвичи,
встретившиеся с Западом во время поездок за границу по указу Петра или
ранее и высказавшие симпатии к папству, а также принявшие католиче-
ство: А.А. Курбатов, Б.П. Шереметев, братья В.М. и Г.Ф. Долгоруковы, С.И.
и А.И. Милославские, П.А. Голицын, Б.И. Куракин (добавим сюда также пер-
вого русского доктора медицины П. Постникова)5; 3) те, кто обратился в ла-
тинство под влиянием иезуитов в Москве ранее отъезда стольников на обучение
морскому делу в Европу: диакон Пётр Артемьев, иеродиакон Палладий (Рогов-
ский) и А.Ю. Ладыженский (скорее его следовало бы отнести к следующей
группе)6. Четвёртая группа, по Флоровскому, включала в себя представителей
3
Козлов-Струтинский С., Парфентьев П. История Католической Церкви в России. СПб.,
2014. С. 221-310.
4
Флоровский А.В. Из истории русских «встреч с западом» на переломе XVII и XVIII веков //
The religious world of russian culture. Russia and Orthodoxy: volume II. Essays in Honor of Georges
Florovsky. P., 1975. P. 225-226; Флоровский А.В. Г.А. Скибинский и его сочинения (Глава из исто-
рии католической агрессии в России и русского католичества в эпоху Петра Великого) // Slavia
(Praha). 1953. R. XXIII. Seš. 2-3. S. 369-412; Никольский М. Григорий Скибинский. Очерк из исто-
рии духовного просвещения в конце XVII в. // Православное обозрение. 1862. № 11. С. 167-178;
Голубев С.Т. Гедеон Одорский, бывший ректор Киевской духовной академии в начале XVIII в. //
Труды Киевской духовной академии. 1900. № 10. С. 147-190; № 12. С. 567-628.
5
Архив Российской академии наук (далее - АРАН), ф. 1609, оп. 1, д. 70, л. 33; Письма
и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века. СПб., 1904. С. 263-264, 366;
Шмурло Е.Ф. Поездка Б.П. Шереметева в Рим и на остров Мальту // Сборник Русского науч-
ного института в Праге. Прага, 1929. С. 11-39; Шмурло Е.Ф. Сборник документов, относящихся
к истории царствования императора Петра Великого. Ч. 1. Юрьев, 1903. С. 359-362, 685-686;
Флоровский А.В. Московские навигаторы… S. 197; Theiner A. Monuments historiques relatifs aux règnes
d’Alexis Michaélowitch, Fédor III et Pierre Le Grand czars de Russie: Extraits des archives du Vatican
et de Naples. Rome, 1859. P. 415; Pierling P. La Russie et le Saint-Siège. Vol. IV. P., 1907. P. 233, 226;
Archivio storico di congregazione Propaganda fide. Acta Sanctae Congregationis. Vol. 80. 1710. f. 24 r.;
Mazon A. L’abbé Gabriel Girard, grammairien et russisant // Revue des études slaves. T. 35. Fasc. 1-4
(1958). P. 17, 19; Гузевич Д., Гузевич И. Первое европейское путешествие царя Петра. Аналитическая
библиография. СПб., 2008. С. 774.
6
Надеждин Н.И. Палладий Роговский, первый русский доктор // Сын Отечества. Т. 4. СПб.,
1840. С. 598-621; Никольский М. Русские выходцы из заграничных школ в XVII столетии // Пра-
вославное обозрение. 1863. Кн. 10. С. 162-172, 246-270; Верюжский В.М., прот. Афанасий, архи-
епископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые
20 лет её существования и вообще Русской церкви в конце XVII в.: церковно-исторический очерк.
СПб., 1908. С. 518-523; Pierling P. Op. cit. P. 227; Шмурло Е.Ф. Русские католики конца XVII в. по
данным архивов Пропаганды и Коллегии св. Афанасия // Записки Русского научного института
в Белграде. Белград, 1933; Флоровский А.В. Первый иезуит из московских дворян // Аста Аcademiae
Velehradensis, XIX (Olomouc, 1948). P. 249-256; Панич Т.В. Евфимий Чудовский и Пётр Артемьев:
спор двух культур // Сибирский филологический журнал. 2004. № 3-4. С. 4-9; Андреев А.Н. Рус-
ский иезуит А.Ю. Ладыженский: неисследованная страница в истории русского католицизма
XVIII столетия // Отечественная история. 2008. № 3. С. 143-154; Ястребов А.О. Венецианский след
в жизненном пути игумена Палладия Роговского // Вестник ПСТГУ. Сер. I. Богословие. № 4(54).
М., 2014. С. 9-28; Панич Т.В. Документальные тексты в составе сборника рукописных материалов,
46
смоленской шляхты, после перехода города под власть Москвы в 1654 г. не по-
желавших оставить латинства7. Можно выделить ещё одну группу - невозвра-
щенцев: М.Ф. Волкова, А.П. Прозоровского и А.Ю. Ладыженского, ставших
предтечами череды русских католиков, перебравшихся на Запад позднее8.
Многие из тех, кто принял католичество или был замечен в симпатиях
к нему в Италии в 1697-1698 гг., были связаны с митрополитом Филадель-
фийским Мелетием Типальдом (на кафедре в 1685-1713 гг.), иерархом Кон-
стантинопольского патриархата с резиденцией в Венеции. Он играл не послед-
нюю роль в пропаганде латинства среди русских стольников и в координации
действий уже обращённых, поэтому нас заинтересуют лишь вторая и третья
группы, однако, как увидим далее, персонажи из остальных групп, выделен-
ных Флоровским, были, в свою очередь, так или иначе связаны с русскими
«венецианцами».
Материалы о митрополите Мелетии опубликованы в различных сборниках
и монографиях, однако до сих пор нет отдельного посвящённого ему исследо-
вания9. Воспитанник греческого коллегиума Флангини, выпускник Падуанско-
го университета, священник, а затем епископ - предстоятель православной об-
щины Венеции, митрополит Мелетий вначале тайно, а потом всё более гласно
симпатизировал католической церкви. На рубеже столетий он публично заявил
о переходе в католичество, а в 1708-1709 гг. взял под контроль греческую цер-
ковь святого Георгия и её клириков.
В рассматриваемый период (1697-1698) Типальд только готовился объ-
явить о своём переходе в унию, фактически состоявшемся намного раньше10.
Эта игра греческого иерарха, стремившегося скрыть свои подлинные симпа-
тии, долгое время позволяла ему оставаться вне подозрений. Даже формальное
отлучение, наложенное Константинопольским патриархом, последовало лишь
за год до его смерти, в 1712 г., когда уже состоялись его открытый переход
в католичество и поддержанный властями захват храма Св. Георгия. Многое
указывает на то, что некоторые русские, проживавшие или бывавшие в 1680-
1690-х гг. в Венеции, понимали и даже разделяли подлинные убеждения гре-
ческого архиерея11.
связанных с делами Петра Артемьева и Григория Скибинского // Сибирский филологический
журнал. 2015. № 1. С. 12-20; Рамазанова Д.Н. Палладий Роговский // Большая Российская энци-
клопедия. Т. 25. М., 2016. С. 159.
7
Флоровский А.В. Из истории русских «встреч с западом»… P. 227; SK. Л. 107-147; Андре-
ев А.Н. Дело «О переходах в католичество и незаконных браках смоленской шляхты» (1728-1729) //
Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Сборник научных трудов. Челябинск, 2007.
С. 260-266.
8
АРАН, ф. 1609, оп. 1, д. 70, л. 37 об.-38; SK. Л. 105-106; Флоровский А.В. Из истории
русских «встреч с западом»… P. 228-233; Флоровский А.В. Московские навигаторы… S. 199; Козлов--
Струтинский С., Парфентьев П. История Католической Церкви… С. 288-310.
9
О М. Типальде см.: Βελούδης Ι. Ελλήνων ορθοδόξων αποικία εν Βενετία. Βενετία, 1893. Σ. 80-89;
Τσιτσέλης Η. Κεφαλληνιακά Σύμμικτα. T. 1. Αθήνα, 1904. Σ. 756-769; Legrand E. Bibliographie hellénique du
dix-septième siècle. T. 5. P., 1903. P. 28-433; Καραθανάσης Α. Φλαγγίνειος Σχολή της Βενετίας. Θεσσαλονίκη,
1975. Σ. 96-100.
10
Ястребов А.О. Ходатайство Петра I за православных Венеции как часть российской внеш-
ней политики // Вестник ПСТГУ. Сер. II. История. История Русской Православной Церкви. 2016.
№ 1(68). С. 123-140.
11
Ястребов А.О. Ходатайство Петра I… С. 137-138; Ястребов А.О. Новые сведения о деятель-
ности митрополита Мелетия Типальда на рубеже XVII-XVIII веков // «Восстанет цесарь в опу-
стевшей земле»: люди, время и пространство русской истории. К 70-летию профессора Н.С. Бо-
47
Первым из москвичей, кто познакомился с митрополитом Мелетием и без-
ошибочно принял его как своего, был ученик московской школы братьев Лиху-
дов Пётр Артемьев, находившийся в 1688 г. вместе со своим учителем Иоанни-
кием в Венеции и принявший там католичество12. Не соглашусь с высказанным
в историографии мнением, что Артемьев прожил в Венеции до конца срока
пребывания там Иоанникия, т.е. до 1691 г.13 Он прибыл в Венецию весной
1688 г. и уехал, возможно, с сыновьями учителя Анастасом и Николаем в Мо-
скву в конце сентября 1688 г., т.е. провёл там не более пяти месяцев. Во всяком
случае, письмо, написанное Петром Артемьевым из Москвы Палладию (Рогов-
скому) в Рим, датируется 3 октября 1689 г. Причём ещё до отъезда о. Палладия
(вероятно, летом 1689 г.) они виделись в Москве. Незадолго до возвращения
в Москву (возможно, и ранее) он дважды (14 и 17 сентября) побывал в грече-
ской церкви Св. Георгия, о чём Лихуд сообщил в письме кн. В.В. Голицыну14.
Иоанникий не мог не знать о католических взглядах Типальда, поскольку, по
всей вероятности, неплохо знал земляка-кефалонийца со времени учёбы в Па-
дуе. Сам старший Лихуд тоже был не чужд латинских симпатий, встречался
с католическими священниками в Москве (о чём сообщил Артемьев в ходе
суда над ним в 1698 г.). Понятно, почему учитель не ограничивал общение
Петра с католиками, в первую очередь с иезуитами, среди которых тот нашёл
себе духовника, по-видимому, говорившего по-русски15. Артемьев хорошо знал
закулису Мелетиева «театра», потому что в 1698 г., когда митрополит ещё не
выступил открыто с исповеданием католичества, и часть русских стольников
воспринимали его ещё как православного, ясно показал, что знал о его убежде-
ниях ещё в 1688 г. Одним из пунктов обвинения против диакона стало его
утверждение, что греческий митрополит в Венеции «послушание свое относит
ко двома святейшим отцем - римскому и константинопольскому». Артемьев не
мог бы этого знать, если бы не находился в доверительных отношениях с ми-
трополитом Мелетием16.
Следующим москвичом, побывавшим в тех краях, оказался П.В. Постников,
который прибыл в Падую для учёбы в университете в 1692 г. Показательно, что
московский студент поселился в доме священника Н. Комнина-Пападополи,
профессора университета, убеждённого греко-католика17. Постников приехал
в Падую с И. Пеларино, медиком, недолго прослужившим в России, и имел
рисова. Сборник научных статей. Сер. Труды исторического факультета МГУ. Т. 185. СПб., 2020.
С. 296-306.
12
Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными, со-
брание документов по истории внешней политики Русского государства XV-XVII вв. Т. X. СПб.,
1871. Стб. 1312, 1319.
13
Сменцовский М.Н. Братья Лихуды. СПб., 1899. С. 315; Панич Т.В. Евфимий Чудовский…
С. 5; Панич Т.В. Путешествия за образованием в Европу во второй половине XVII века (на мате-
риале сборника рукописных текстов, связанных с делами Петра Артемьева и Григория Скибин-
ского) // Литература путешествий: культурно-семиотические и дискурсивные аспекты. Сборник
научных работ. Новосибирск, 2013. С. 8-26.
14
Памятники дипломатических сношений… Т. Х. Стб. 1336-1337; Шмурло Е.Ф. Русские ка-
толики… С. 10, 17, 27.
15
ГИМ, Син. № 393, л. 54, 55 об., 57-57 об. В.М. Верюжский вслед за А. Бороздиным
и Е.Ф. Шмурло полагал, что Артемьев именно в Италии присоединился к католической церкви
(Бороздин А. Русские католики в Москве в конце 17 столетия // Исторический вестник. 1886. Т. 25.
С. 595; Шмурло Е.Ф. Русские католики… С. 17; Верюжский В.М., прот. Указ. соч. С. 518.
16
ГИМ, Син. № 393, л. 40 об.
17
Шмурло Е.Ф. П.В. Постников: Несколько данных для его биографии. Юрьев, 1894. С. 79, 80.
48
при себе рекомендательное письмо, написанное, вероятно, Лихудами18. Он
пробыл в Падуе до 1695 г. и неоднократно посещал церковь Св. Георгия, где
настоятельствовал Мелетий. Последний был близким другом Пападополи,
между ними велась интенсивная переписка. Хотя у нас нет документальных
данных о личном знакомстве Постникова с Типальдом, можно с уверенностью
утверждать, что русский студент вращался в «кругу Мелетия». То, что Пётр по
окончании курса прекрасно владел не только итальянским и другими европей-
скими, но и греческим языком, служит тому ещё одним подтверждением19.
Поездку Бориса Петровича Шереметева в Италию и на Мальту подроб-
но разобрали Е.Ф. Шмурло и А.В. Флоровский20. Известно, что боярин тепло
относился к католической церкви, дважды был на аудиенции у папы Инно-
кентия XII, вращался в обществе католических клириков (причём в Риме -
преимущественно иезуитов), почитал католические святыни (например, благо-
говейно облобызал хартию решений Ферраро-Флорентийского собора и даже
попросил сделать себе её список, пообещав носить его на груди). Его мажордом
(маршалок) А.А. Курбатов принял латинство в Риме и в своих письмах папе
обещал радеть о насаждении в России католической веры21.
Интересен эпизод с посещением Шереметевым и его свитой Венеции, за-
трагиваемый историками лишь вскользь. Он побывал там дважды: в феврале
и июле-августе 1698 г., когда надеялся увидеться в городе с царём Петром,
намеревавшимся туда приехать22. Об общении русского вельможи с митропо-
литом Мелетием мы знаем из «Записки путешествия гр. Б.П. Шереметева». На
следующий день после официального приезда (до него было неофициальное
посещение, «чтобы видеть в Венецеи карнавал, собрание всяких игр») «ездил
болярин к обедне в церковь святаго великомученика Георгия и был у бла-
гословения у Преосвещенного митрополита, который живет в Венеции для
благочестивых греков, и под час обедни Преосвещенный благословил боляри-
на образом святаго Георгия и свещею». 17 февраля митрополит сам приехал
в гости к Шереметеву, у которого в тот день в гостях также были П.А. Голи-
цын и В.М. Долгоруков, кроме не упомянутых, но наверняка также присут-
ствовавших братьев боярина - Михаила Борисовича и Владимира Петровича
Шереметевых. На этой встрече, продолжавшейся три часа, Мелетий «говорил
с боярином много», поздравлял с победами над татарами и сообщал, что он
молится и будет молиться за государя и его победы над неприятелями. Кроме
того, митрополит «с великим заклинанием являл себя словами своими во бла-
гочестии быти тверда и ни мало к западному костелу несклонна, а говорил те
слова для того, что слышал он от некоторых мнение о себе, будто он обещался
Папе иметь с ним единство, и в том многократно себя предавал анафеме, есть-
ли он и в мысли своей то имеет»23.
18
Καραθανάσης Α. Ο Ελληνικός κόσμος στα Βαλκάνια και την Ρωσία.
2 έκδ. Θεσσαλονίκη,
2003.
Σ. 303-305.
19
Шмурло Е.Ф. П.В. Постников… С. 81-82, 90.
20
Шмурло Е.Ф. Поездка Б.П. Шереметева… С. 11-39; Шмурло Е.Ф. К истории сношений
Московских государей с римскими папами: Целование папской туфли // Сборник статей, посвя-
щённых Василию Осиповичу Ключевскому. М., 1909. С. 57-75.
21
Pierling P. Op. cit. P. 132, 134-135, 413-417; Шмурло Е.Ф. Сборник документов… С. 359-362.
22
Брикнер А.Г. Русские дипломаты-туристы в Италии в XVII столетии // Русский вестник.
Т. 128. 1877. № 3. С. 40; Андросов С.О. Пётр I в Венеции // Вопросы истории. 1995. № 3. С. 129-135.
23
Блудилина Н.Д. Записка путешествия графа Бориса Петровича Шереметева в Европейские
государства: 1697-1699. Общая характеристика // Россия и Запад: горизонты взаимопонимания.
49
На основании того, что известно из архивного материала и опубликован-
ных статей Шмурло и Флоровского (делающего однозначный вывод о том,
что Шереметев не только симпатизировал Римской церкви, но был близок
к принятию католичества)24, приходится скорректировать высказанное ранее
предположение, что Мелетий выдавал себя за православного, а Шереметев
будто бы не догадывался, что тот на самом деле скрытый католик25. Видимо,
никакого «спектакля» просто не было, и собравшиеся вполне понимали друг
друга. Все эти лица - Типальд, Шереметев и его братья, Долгоруков, Голицын,
Курбатов - были вполне сознательны в симпатиях к латинству, а составил
текст «Записки», возможно, тот же Курбатов, через два месяца присоединив-
шийся к католической церкви26. По этой причине самозащита митрополита
выглядит логичной в свете скорой необходимости для Римской курии «легали-
зовать» в Москве Палладия (Роговского), «воссоединять» которого с правосла-
вием в июле 1698 г. будет в Венеции не кто иной как сам Мелетий. Если всё
так, то получается, что долгий разговор грека с русскими включал в себя не
только здравицы в честь государя и взаимные комплименты, но и иные темы.
Ведь ожидался приезд самого царя, и Типальду отводилось важное место в его
приёме27.
Упомянутые в «Записке» В.М. Долгоруков и П.А. Голицын могут считаться
вполне лояльными к латинской церкви вообще, и даже к делу католической
миссии. Первый находился в Венеции с двоюродным братом Григорием Фё-
доровичем и его сыном Алексеем Григорьевичем. Как и другие стольники,
Долгоруковы совершили паломничество в Рим, где были на аудиенции у папы.
Там они подали прошение о зачислении юноши в католическое учебное заве-
дение28. Алексея приняли в венецианскую семинарию под личным контролем
апостолического нунция в Венеции Кузано29. В сообщении из Рима упомина-
ется о посещении Вечного города четырьмя московитами (а не тремя), поэ-
тому можно думать, что их предприятие с зачислением Алексея Долгорукова
в латинскую семинарию, где, естественно, необходимо было поменять веру, не
было тайной и от кого-то из их товарищей.
П.А. Голицын привёз в своей свите в Россию главную надежду католи-
ков - иеромонаха Палладия (Роговского), об истинных намерениях которого
он не мог не знать ещё в Риме, где с ним встретился. По свидетельству совре-
менника, Голицын усердно посещал греческую церковь и наверняка именно
в ней познакомился с митрополитом Мелетием30.
О троих братьях Милославских известно, что они также странствовали по
святым местам, а в Риме в первую очередь стремились увидеть папу31. Двое
из них - Сергей Иванович и Александр Иванович - приняли католичество
Литературные источники первой четверти XVIII в. М., 2000. С. 98, 100; Ястребов А.О. Ходатайство
Петра I… С. 131.
24
SK. Л. 60-61; Pierling P. Op. cit. P. 134; Шмурло Е.Ф. Поездка Б.П. Шереметева… С. 20.
25
Ястребов А.О. Ходатайство Петра I… С. 130.
26
Шмурло Е.Ф. Поездка Б.П. Шереметева… С. 5, 34; Гузевич Д., Гузевич И. Первое европей-
ское путешествие… С. 252, 268, 347, 471, 568, 759, 792.
27
Шмурло Е.Ф. Сборник документов… С. 500.
28
Там же. С. 343; Гузевич Д., Гузевич И. Первое европейское путешествие… С. 774.
29
Шмурло Е.Ф. Сборник документов… С. 349-350.
30
ОР РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей), № 1247, д. 1, л. 27 об.; Balatri F. Vita e viaggi.
Alessandria, 2020; Шмурло Е.Ф. Русские католики… С. 12.
31
Шмурло Е.Ф. Сборник документов… С. 312-314, 324, 325, 328.
50
под влиянием доминиканца Иустина Лыковского. Известно о проповеди среди
русских другого члена доминиканского ордена, Антония Подседковского, ко-
торого Ян Шперкович, переводчик «московских кавалеров», просил назначить
им в духовники32. Возможно, речь идёт о тех же Милославских. Об их контак-
тах с греческим митрополитом ничего неизвестно, но, конечно, он и не мог
претендовать на некую монополию в миссионерской работе среди русских,
даже скорее напротив, он оказывался в деликатной позиции пусть уже не со-
всем православного, но ещё не открытого католика.
Впрочем, как это видно из имеющегося материала, он сумел использовать
своё положение максимально эффективно. Когда в июле 1698 г. в Венецию
прибыл из Рима сам «первый русский доктор богословия», митрополит Меле-
тий оказал ему радушное гостеприимство. Уехав из России обращённым като-
ликом, Палладий (Роговский) совершил настоящее паломничество за знанием,
посетив школы Вильно, Нейсса, Ольмюца и Рима. С 1693 г. он обучался в кол-
легиуме Св. Афанасия, где принял священство из рук греко-католического
архиепископа Демр Онуфрия33. Приезду в лагуну предшествовала его вероятная
встреча в Риме с Б.П. Шереметевым и П.А. Голицыным, пригласившим учёно-
го монаха вернуться вместе на родину34.
Ещё до отъезда из Вечного города Палладий начал оказывать услуги курии,
с тем чтобы приблизиться возможно ближе к сердцам русских путешествен-
ников, а через них добраться и до царя, приезда которого в Рим с нетерпени-
ем ожидали. Иеромонах мог выступать переводчиком во время частых встреч
Тирса Гонсалеса, генерала ордена иезуитов (в ведении которого как раз нахо-
дился коллегиум святого Афанасия) с Шереметевым35. Он получил задание от
упомянутого прелата перевести полемическую антилатинскую книгу, которую
привёз с собой Шереметев, желавший получить ответ на содержащиеся в ней
обличения католичества36. По поручению своих римских начальников он при-
соединился к группе стольников и вместе с ними отправился на родину с це-
лью организовать там миссионерскую работу.
В Венеции, куда иеромонах прибыл уже вместе со стольниками, Мелетий
«разрешил [Палладия] от отступства веры, паки причел ко Святей Кафоличе-
ской и Восточной Церкви, и священнодействовати повелел, яко свидетель-
ствует о том от него данная разрешенная граммата», которая, как видим, во-
зымела своё действие в Москве37. Ярким примером взаимопонимания Мелетия
Типальда и Палладия (Роговского) служит письмо, отправленное последним
в Рим. В нём он просит неназванного адресата выслать ему обещанные книги
«на адрес монсеньора Филадельфийского», что означает, что Палладий, веро-
ятно, и жил непосредственно на территории митрополии38.
Перед нами проследовал целый ряд персонажей Русской истории, оста-
вивших след в религиозном и политическом ландшафте новой России конца
XVII - первой четверти XVIII в. Мы видим, что определённую роль в их знаком-
32
Флоровский А.В. Московские навигаторы… S. 196-197.
33
Ястребов А.О. Палладий (Роговский) // Православная энциклопедия. Т. 54. М., 2019.
С. 328-330.
34
Шмурло Е.Ф. Русские католики… С. 12.
35
Pierling P. Op. cit. Р. 133; Шмурло Е.Ф. Поездка Б.П. Шереметева… С. 20.
36
Pierling P. Op. cit. Р. 133, 416.
37
Древняя российская вивлиофика. Т. 18. М., 1791. С. 163.
38
Шмурло Е.Ф. Русские католики… С. 13-14; Ястребов А.О. Венецианский след… С. 20-24.
51
стве с западной религиозной традицией сыграло греческое братство Венеции
и лично митрополит Филадельфийский Мелетий Типальд. Будучи в тот момент
de jure православным иерархом, но de facto являясь сторонником и агентом
Римской церкви, он способствовал распространению симпатий к католицизму
среди русских путешественников и стольников в Венеции. Вместе с тем его
влияние очерчено лишь оградой греческой церкви, поскольку ещё не пробил
час его открытого исповедания латинства, конфронтации с местной общиной,
Константинопольским патриархатом и даже царём Петром, который в 1710 г.
обратился к властям с письмом-ходатайством в поддержку православных гре-
ков. В тот момент Типальд, наоборот, ждал посещения Петра, чтобы принять
его с максимально возможной пользой для Римской церкви и Венеции39.
Очевидно, что митрополит Мелетий, римские и венские иезуиты, венеци-
анские доминиканцы и францисканцы пытались делать одно дело, но подходи-
ли к русским с разных сторон. Первый предлагал им что-то близкое по форме,
другие открывали нечто совершенно иное в культурном и религиозном изме-
рении. Вся эта новизна, бесспорно, не просто удивила, она потрясла русских
людей, впервые столкнувшихся с духовной реальностью, столь непохожей на
привычную для них московскую. Большинство стольников побывали в Риме на
аудиенции у папы и практически все они совершали троекратное преклонение
перед ним с целованием туфли. Все портреты папы в сувенирных паломниче-
ских лавках Вечного города, по свидетельству современника, были раскуплены
русскими. В надежде на обращение самого царя стольников принимали на вы-
соком уровне в пределах Папской области и других итальянских государств40.
После возвращения русских на родину на фоне отсутствия немедленных
плодов тех стараний, которые приложили австрийские и итальянские миссио-
неры, в среде последних поселилось разочарование. Оно сквозит как в перепи-
ске современников, так и в последующих исследованиях (например, отца Пав-
ла Пирлинга). Так, иезуит Ян Милан (Франциск Эмилиани), находившийся
в московской миссии в 1698-1719 гг., писал, что кроме одного все (кто принял
католичество в Италии и Франции) из-за страха гонений вернулись в схизму41.
Вместе с тем нельзя сказать, что путешествия сотрудников Петра оказались
бесплодными для католического мира. Значительная часть «московских вене-
цианцев», подверглась, пусть и временному, увлечению латинством. С уверен-
ностью можно утверждать, что даже те, кто в дальнейшем не проявили себя как
католики, стали более открытыми в вопросах взаимодействия с католической
церковью.
Пётр Артемьев стал «первой ласточкой» русского католичества, вылетев-
шей из венецианского гнезда, причём оказался единственным, кто не отрёкся
от новой веры, несмотря на все применённые к нему репрессии. Для первого
русского доктора медицины П.В. Постникова также не прошло бесследно об-
щение с кругом митрополита-униата Мелетия Типальда. В начале 1700-х гг. он
был отправлен царём Петром в Париж для исполнения дипломатических пору-
чений42. Там доктор по долгу службы общался с министром иностранных дел
Франции маркизом Ж.-Б. Кольбером де Торси и в 1707 г. писал ему (в третьем
39
Шмурло Е.Ф. Сборник документов… С. 500; Ястребов А.О. Ходатайство Петра I… С. 123-140.
40
SK. Л. 81; Шмурло Е.Ф. К истории сношений… С. 57-75; Шмурло Е.Ф. Сборник докумен-
тов… С. 313-315, 321, 324, 325, 328, 501.
41
SK. Л. 102.
42
Шмурло Е.Ф. П.В. Постников… С. 114-147.
52
лице): «Благодаря многочисленным беседам о религии с лучшими богословами
Европы и собственной склонности к учёбе и наукам, которую усердно разви-
вал, он полностью разочаровался в ошибочных верованиях Церкви греческой
и, как следствие, московской, и признаёт, что обе они суть схизматические. Он
предпочёл навсегда догмам своей Церкви истину догм Римско-католической
и в настоящий момент твёрд в своих чувствах»43. Б.П. Шереметев подавал ла-
тинянам большие надежды на продвижение церковной унии во властных кругах.
Ян Милан писал, что «Шереметев, с тех пор как возвратился, необычайно про-
славляет нашу веру, хвалит нас и говорит, что теперь он должен притворяться
вследствие преследования собратьев». Его маршалок А.А. Курбатов, напротив,
по возвращении из Италии своим несоблюдением конспирации приводил мо-
сковских иезуитов в замешательство, так как они там находились нелегально,
а он, казалось, не был готов соблюдать тайну их принадлежности к Ордену44.
Впоследствии ни Шереметев, ни Курбатов не демонстрировали преданности
католичеству, но можно заметить, что их латинские симпатии всё-таки прояви-
лись, хотя и в заметно меньшей степени, чем того хотелось бы Риму45.
Г.Ф. Долгоруков, тайно принявший католичество в Италии, также скрывал
свои убеждения. Заслужив от Пирлинга сомнительное звание «робкий пред-
теча»46, он тем не менее воспитал своих детей под руководством члена ордена
театинцев Арчелли47. П.А. Голицын, часто посещавший в 1698 г. греческую
церковь в Венеции, открыто латинству не симпатизировал. Однако его род-
ственники были так или иначе связаны с Римской церковью. Его брат вместе
с одним из князей Долгоруковых (и других сановников) в начале 1700-х гг.
обучался у московских иезуитов, а его дочь Ирина Петровна (1700-1751), су-
пруга С.П. Долгорукова, приняла вместе с детьми католичество в Голландии,
где её муж служил по дипломатической части при посланнике Б.И. Куракине
в 1717-1727 гг.48 Оба видных петровских дипломата, Голицын и Долгоруков,
через семейные браки находившиеся в близком родстве, были проводниками
российской политики на римском направлении, отличавшейся исключитель-
ным прагматизмом. Первый доверительно сообщал папскому нунцию в Вене
в 1701 г., что царь всем сердцем желает соединить русскую и латинскую Церк-
ви, обещал помощь с проездом миссионеров в Китай. Второй в то же время
и в схожих словах обнадёживал варшавского нунция Пиньятелли49. Эти обеща-
ния остались лишь словами. И всё-таки тайный католик (Долгоруков) и отец
первой русской католички (Голицын) внесли вклад в дело проникновения
римской веры в Россию. П.А. Голицын привёз в Россию Палладия (Роговско-
го), его дочь - своего духовника аббата Жюбе, Г.Ф. Долгоруков - воспитателя
43
Mazon A. Op. cit. P. 16-19 (пер. с фр. А.О. Ястребова).
44
Письма и донесения иезуитов… С. 41.
45
Шмурло Е.Ф. Поездка Б.П. Шереметева… С. 22; Харлампович К.В. Малороссийское влияние
на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. С. 239, 418-419; SK. Л. 12-28.
46
Pierling P. Op. cit. Р. 308.
47
АРАН, ф. 1609, оп. 1, д. 70, л. 33.
48
Письма и донесения иезуитов… С. 61; Флоровский А.В. Латинские школы в России в эпоху
Петра Ι // XVIII век. Т. 5. Л., 1962. С. 320; Андреев А.Н. Дело «о княгине Ирине Петровне Долгору-
ковой, совращенной с детьми в католичество» (1746-1751) // Культура и искусство в памятниках
и исследованиях. Сборник научных трудов. Челябинск, 2006. С. 207-233; Андреев А.Н. Обращение
в католицизм семейства И.П. Долгоруковой // Вопросы истории. 2009. № 3. С. 100-113.
49
Pierling P. Op. cit. Р. 169-172.
53
семьи театинца Арчелли, ставшего в России востребованным педагогом при
императорском дворе50.
Выдающийся деятель петровского времени, родоначальник целой дина-
стии дипломатов кн. Б.И. Куракин проходил курс навигации в Далмации,
в Венеции бывал нечасто, поэтому доминиканских миссионеров и греческого
митрополита Мелетия мог не знать. Его связи с католической церковью тем не
менее не ограничивались только дипломатическим протоколом. Он принимал
деятельное участие в судьбе первого русского семинариста в Урбанианском
коллегиуме Рима М.Ф. Волкова, обучавшегося там в начале 1700-х гг.51
В похожем с П.А. Голицыным положении оказался ещё один венециан-
ский стольник - Ю.Ф. Ладыженский. Скромный и менее титулованный, чем
его соученик по итальянским корабельным штудиям, он тем не менее стал
отцом ещё одного московского первопроходца, на сей раз «первого иезуита из
московских дворян» А.Ю. Ладыженского (1693-1756)52. Последний в начале
1700-х гг., конечно, с разрешения отца, обучался в школе Эмилиани, а впо-
следствии, за границей, куда отправился в 1710 г., принял католичество и всту-
пил в Общество Иисуса.
Наконец, может быть, самые скромные плоды принёс в России тот, на
кого возлагались самые большие надежды. Иеромонах Палладий (Роговский)
был «возвращён в православие» митрополитом Филадельфийским Мелетием
и направлен в Москву по указанию своих римских руководителей - иезуитов53.
Вначале они сообщали об о. Палладии в своих письмах с большим энтузиаз-
мом, но впоследствии тот же Эмилиани писал с сочувствием и сожалением,
что «тот несчастный монах в смущении допустил, что у него в руках сломали
пальму мученичества, которой с такой жадностью ищут другие, и несчастней-
шее создание опять публично перешло к заблуждениям Фотия». Впрочем, тут
же оговаривается, что Палладий перед смертью одумался, но его болезнь, «от-
нявшая у него язык», воспрепятствовала ему54.
Надежды католиков на распространение своей миссии не погибли и впо-
следствии, тем более что от российских дипломатов и самого государя время
от времени доносились обнадёживающие вести55. При основании Синода Пётр
якобы заявил, что не знает иного патриарха, кроме папы, и что именно отказ
русских епископов подчиниться ему привёл к созданию Синода56. По словам
Сен-Симона, общавшегося в начале XVIII в. в Париже с кн. Б.И. Куракиным,
царь якобы давал понять, что мог бы признать папу первым православным
патриархом, но при условии ограничения его власти над государем по галли-
канскому образцу57. Таких сигналов было много, и Пётр подавал их по мере
политической необходимости. Подлинное же своё - крайне негативное - от-
50
Dolgoroukow P.V. Mémoires du prince Pierre Dolgoroukow. T. 1. Genève, 1867. P. 7; Pierling P.
Op. cit. Р. 308.
51
Флоровский А.В. Из истории русских «встреч с западом»… P. 228-233.
52
Флоровский А.В. Первый иезуит… С. 249-256; Андреев А.Н. Русский иезуит А.Ю. Ладыжен-
ский… С. 143-154; Гузевич Д., Гузевич И. Первое европейское путешествие… С. 774
53
Pierling P. Op. cit. Р. 416.
54
Письма и донесения иезуитов… С. 76, 111, 112.
55
Шмурло Е.Ф. Сношения России с Папским престолом в царствование Петра Великого:
1697-1707 // Историки-эмигранты: Вопросы русской истории в работах 20-30-х гг. М., 2002.
С. 210-257.
56
АРАН, ф. 1609, оп. 1, д. 80, л. 6.
57
Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. Т. 5. М., 1880. С. 256.
54
ношение к папству он также демонстрировал неоднократно, чему есть масса
свидетельств58.
Католики в Австрии и Италии во время Великого посольства рассчитывали
приблизиться к царю через ближних стольников (в том числе родственников,
например, А. Лопухина) и Б.П. Шереметева, а к нему - через А.А. Курбатова.
Но сложилось всё ровно наоборот. Пётр «ловил» своих возможных союзников
на московского боярина, как на наживку, а этот последний, в свою очередь,
даже позволил крепостному человеку (Курбатову) принять католичество, чтобы
убедить Рим в искренности своих намерений59. Удивительно, как царь, совсем
молодой тогда ещё человек, мог так долго вводить в заблуждение искушённый
в дипломатических интригах Рим. Но несмотря на прагматизм государя в от-
ношениях с католической церковью, реальное её влияние на русских, побы-
вавших в Италии, оказалось намного глубже, чем может показаться с первого
взгляда. О многом говорит любопытная деталь - люди из групп, выделенных
Флоровским, даже не связанные ранее с Венецией, так или иначе пересекались
друг с другом, либо были связаны с католичеством через своих ближайших род-
ственников60. Мы видим среди них настоящих первопроходцев европейского
образования и латинской духовности - первых докторов богословия и медици-
ны, первого иезуита из московских дворян, первую русскую католичку.
Соглашусь с А.В. Флоровским, что «явление русского католичества в конце
XVII и в начале XVIII в. представляет значительный культурно-исторический
интерес как одно из важных слагаемых того исторического процесса, которое
характеризовалось оживлением и усилением русских встреч с западом»61. Этому
способствовал особый, кросс-культурный статус Венеции, важнейшей состав-
ляющей которого для русских была греческая община и её глава - митрополит
Филадельфийский Мелетий Типальд.
58
Терновский Ф. Император Пётр I в его отношениях к католичеству и протестантству // Тру-
ды Киевской духовной академии. 1869. Вып. 3. С. 373-405.
59
Шереметев П. Владимир Петрович Шереметев: 1668-1737. Т. 2. М., 1914. С. 109.
60
АРАН, ф. 1609, оп. 1, д. 97, л. 24.
61
Флоровский А.В. Из истории русских «встреч с западом»… P. 228.
55