Татьяна Филиппова
«Враг, враг друга, друг врага». Российская сатирическая графика
в период Балканского кризиса 1875-1878 гг.*
Tatiana Filippova
(Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow)
«Enemy, enemy of a friend, friend of an enemy». Russian satirical graphics
during the Balkan crisis of 1875-1878
DOI: 10.31857/S0869568722050193, EDN: KMSHYZ
Выход в свет монографии О.В.
ставление бескорыстной освободи-
и С.А. Кочуковых, посвящённой ана-
тельной миссии России корыстной
лизу такого интересного и содержа-
“политике интересов” европейских
тельного источника, как политическая
стран. Визуальные технологии жур-
карикатура, - яркое событие в совре-
нальной графики были направлены
менной историографии, для которой
на утверждение образа справедливой,
характерно повышенное внимание
благородной и жертвенной войны
к визуальной информации. На мате-
России за свободу братьев-славян и за
риале сатирической графики авторы
православную веру. При этом сред-
с помощью политико-культурологи-
ствам сатирической графики была
ческого и литературоведческого ин-
уготована ключевая роль в создании
струментария стремятся выявить се-
образа врага, который был представ-
мантику и способы формирования
лен как
”враг с Востока” (турки--
образов «врага» и «друга» в идеологи-
угнетатели славян) и “враг с Запада”
ческом противостоянии в Европе при
(разжигающие их воинственность ев-
резком обострении международных
ропейские политики)» (с.
276-277).
отношений в 1875-1878 гг. Перед чи-
Тут невольно вспоминается турецкая
тателями предстаёт многоплановая
пословица: «Враги делятся на три раз-
картина борьбы мнений, позиций,
ряда: враг, враг друга, друг врага».
приёмов, применявшихся российски-
Конечно, некоторые сюжеты, фор-
ми журналами в «войне карикатур»
мы и способы интерпретации внешне-
(зооморфизм, гиперболизация, мета-
политических событий второй полови-
форический перенос, в определённой
ны XIX - начала XX в. передавались
степени
- гендерная визуализация
российскими сатириками, фельетони-
образов «своего» и «чужого»). Как от-
стами и карикатуристами «по наслед-
мечают исследователи, это было опас-
ству», из поколения в поколение. В от-
ное для противника «оружие», исполь-
ечественной печати сформировались
зование которого свидетельствовало
устойчивые традиции политико-куль-
о серьёзной «работе над ошибками»,
турной трактовки образа Турции и тур-
проведённой в отечественной печати
ка как
«иного»,
«чужого»,
«соседа»,
после Крымской войны.
«врага» и… «жертвы» алчных европей-
Характерно, что «в пространстве
цев. Такие сюжеты (а во многом - сте-
“информационных атак” российской
реотипные инвективы), как «восточные
стороны в “журнальных войнах” на
зверства», подстрекательство западных
первом месте оказалось противопо-
держав в русско-турецких конфликтах,
* Кочукова О.В., Кочуков С.А. Россия и Балканский кризис 1875-1878 гг.: сатирическая гра-
фика в «журнальных войнах». Саратов: Техно-Декор, 2021. 292 с., ил.
227
отсталость Османской империи как
стрийской) сатирической печати про-
причина жестокости её властей, посто-
стирался в 1870-х гг. от откровенной,
янно присутствовали в прессе и даже
жёсткой русофобии и банальной про-
имели собственные рубрики («Турец-
паганды, привычно уподоблявшей по-
кие зверства», «Лукавые доброжелате-
ведение России на Балканах повад-
ли», «Ужасы на Босфоре» и т.д.). Но
кам дикого «медведя» или столь же
со временем, под влиянием Младоту-
цивилизованного «казака», до весьма
рецкой революции 1908 г. и последо-
критических выпадов отдельных жур-
вавших за ней преобразований, в усло-
налистов против восточной полити-
виях небывалой военно-политической
ки, проводившейся правительствами
и финансово-экономической акти-
и элитами их стран. В те годы, в от-
визации Германии и Австро-Венгрии
личие от начала ХХ в., когда взаим-
и при эскалации неизбежного распада
ное ожесточение империй в борьбе
некогда могущественной Османской
за мировое доминирование стало не-
империи под ударами её недавних
обратимым, неумолимо приближая
подданных, изображение Турции рос-
катастрофу 1914 г., в ряде случаев на-
сийскими карикатуристами менялось,
блюдалось даже смысловое сближение
утрачивая прежнюю фобийность и од-
позиций русских и зарубежных кари-
нозначность. Вероятно, сказывалась
катуристов, «прежде всего - в сфере
общность проблем двух исторически
противопоставления мотивов гуман-
враждовавших между собой соседних
ности и человеколюбия корыстолю-
государств, столкнувшихся с реалиями
бию и нечистоплотности политики
ускоренной модернизации и дестаби-
как таковой». По словам историков,
лизации внутренней жизни, с наци-
«острие сатиры направлялось против
ональными движениями на окраинах
тривиального стремления к разделу
и эгоистическим прагматизмом Запа-
сфер влияния и алчности территори-
да. Всё это заставляло и русское, и ту-
альных претензий, закрытости от об-
рецкое общества задумываться о том,
щественности самого процесса выра-
кто же на деле является противни-
ботки внешнеполитических решений,
ком и откуда следует ждать реальной
против двойных стандартов, лавиро-
угрозы…
вания и манипулирования ценностя-
В 1875-1878 гг. подобные про-
ми и идеалами. Порой карикатуристы
зрения лишь изредка посещали сати-
давали политикам дельные советы -
риков. Но сама эта интеллектуальная
например, отвлечься от международ-
тенденция, тогда ещё только зарождав-
ной борьбы и риторики враждебности
шаяся, а в полной мере раскрывшаяся
и пристальнее присмотреться к соб-
уже в 1912-1914 гг.1, точно выявлена
ственным, внутренним общественным
Кочуковыми, проявившими незау-
проблемам» (с. 280).
рядную исследовательскую интуицию
Исследование Кочуковых свиде-
и мастерство междисциплинарного
тельствует и о том, что «сатирическая
анализа семантически многослойно-
графика российских и европейских
го материала. Именно благодаря их
журналов в период Балканского кри-
монографии теперь можно увидеть
зиса 1875-1878 гг. была не только од-
и оценить тот большой путь, который
ним из ярких центров информацион-
был пройден отечественными худож-
ного противостояния самостоятельных
никами, фельетонистами и поэтами за
и в разной мере успешных проектов
несколько десятилетий.
“войны карикатур”, но и способом са-
Диапазон европейской (британ-
моидентификации общественных на-
ской, французской, германской, ав-
строений в различных странах, а вза-
228
имный оáмен сюжетами, тематикой
часто являлся знаковым, смысловым,
и оáразами политической карикатуры
«говорящим», эмоционально и содер-
стал важным условием получения ин-
жательно насыщенным элементом, за-
формационного преимущества в “жур-
служивающим особого семантического
нальных войнах” за оáщественное
анализа и трактовки. Хочется наде-
мнение» (с. 281). Это спосоáствовало
яться, что, несмотря на очевидные за-
смысловому и культурному расшире-
траты, при переиздании монографии,
нию пространства европейской жур-
а равно и в следующих работах авто-
налистики, в котором уверенно за-
ров, многокрасочные рисунки будут
воёвывали своё место отечественные
качественно воспроизведены со всеми
издания. Вместе с тем на основе тог-
оттенками оригинала.
дашней печати авторы создали своео-
Написанное ярко и интересно,
áразный культурно-психологический
высокопрофессиональное исследова-
портрет русского оáщества 1870-х гг.
ние О.В. и С.А. Кочуковых, безуслов-
Расколотое противоречиями порефор-
но, найдёт своего читателя не только
менного времени, оно, поверив в свою
в академической среде. Оно будет по-
миссию на Балканах, ненадолго оáре-
лезно для преподавателей и студентов,
ло оáъединившую всех мечту о своáо-
привлечёт внимание всех, интересую-
де и единстве славянского мира, в ко-
щихся историей и культурой России,
торой сошлись различные по своей
а также любителей и ценителей жанра
природе имперские, национальные,
политической карикатуры.
религиозные, культурные и гумани-
Примечание
стические ценности эпохи.
Можно лишь сожалеть, что книга
1
Подробнее см.: Филиппова Т.А.
«Враг
такого научного уровня содержит ис-
с востока». Образы и риторики вражды в рус-
ключительно чёрно-á елые иллюстра-
ской сатирической журналистике начала ХХ века.
М., 2012.
ции. Ведь цвет в русской карикатуре
229