Елена Марасинова
Война и мир русской культуры*
Elena Marasinova
(Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences, Moscow;
HSE University, Moscow, Russia)
War and Russian culture
DOI: 10.31857/S0869568722050211, EDN: KNJJPE
Рецензия посвящена двум оче-
культуры», подготовленным Лабо-
редным томам
«Очерков русской раторией истории русской культуры
* Очерки русской культуры. Конец XIX - начало XX века. Художественная жизнь. М.: По-
литическая энциклопедия, 2016. Т. 3. 927 с.; Очерки русской культуры. Начало XX века. М.: Поли-
тическая энциклопедия, 2021. 794 с.
234
исторического факультета Москов-
кальные метаморфозы
«порубежной
ского государственного университета
эпохи». Это, безусловно, период взлёта
им. М.В. Ломоносова1: завершающе-
и расцвета молодых талантов. Одновре-
му третьему тому серии «Очерки рус-
менно воспроизведён драматизм миро-
ской культуры. Конец XIX - начало
ощущения, к которому, как известно,
XX века. Художественная культура»
восприимчивы художники:
«чаяние
и специальному изданию, посвя-
катастрофы», саморазрушительное от-
щённому периоду Первой мировой
рицание прежних ценностей, апатия,
войны - «Очерки русской культуры.
упадничество и «предгрозовое» состоя-
Начало XX века». Их можно считать
ние. Тексты доносят ещё одну важную
не просто заметным событием совре-
тенденцию того периода: русская куль-
менной науки, но и рубежом в осмыс-
тура будто заново определяла координа-
лении культуры конца XIX - начала
ты своего существования. Открытость
XX в. Столкновение художественной
западноевропейской цивилизации, до-
культуры столь сложного, противоре-
стигшая апогея в фуроре «Русских сезо-
чивого и чрезвычайно плодотворного
нов» С.П. Дягилева, сочеталась с новым
периода с трагедией войны даёт бо-
пониманием Древней Руси и восприим-
гатый материал для понимания судеб
чивостью к творческим традициям на-
русской цивилизации.
родов Российской империи.
Первое издание содержит десять
Ещё одна удача «Очерков» - кор-
очерков, в которых дана обобщаю-
ректное отношение к периодизации
щая картина состояния художествен-
развития культуры. Для авторов оче-
ной жизни конца XIX - начала XX в.
видно, что русская художественная
(М.М. Алленов) и 1920-х гг. (А.П. Са-
жизнь не прекратилась с открытием
лиенко), провинции (С.С. Веселова),
II съезда Советов, а так или иначе эво-
Русского зарубежья (А.В. Толстой)
люционировала и в Советском Союзе,
и его наследия (И.В. Щеблыгина),
и в эмиграции. Именно поэтому оправ-
а также литературы (В.Л. Семигин),
данно присутствие очерков, посвящён-
театра (М.Г. Литаврина), музыки
ных авангарду, судьбам Серебряного
(С.К. Лащенко), балета (А.С. Гал-
века в 1920-е гг., художественной жиз-
кин), архитектуры (И.Е. Печёнкин),
ни Русского зарубежья в первое после-
авангарда (В.С. Турчин). Особенно
революционное десятилетие и истории
важно теоретико-методологическое
его возвращения в Россию.
«Введение», в котором определены
Наконец, и во «Введении», и в мо-
главные принципы исследования
нографии в целом прослеживается
и его сквозные проблемы (Л.В. Кош-
вычленение особого периода в разви-
ман), детально охарактеризован кон-
тии культуры, связанного с событиями
текст развития культуры и тонко
Первой мировой войны. По всей види-
выписана общая атмосфера эпохи.
мости, следуя за логикой историческо-
Данный текст во многом предопреде-
го материала, творческий коллектив
лил успех публикации.
Лаборатории пришёл к выводу о необ-
Очерки связаны единым понима-
ходимости подготовки отдельного из-
нием художественной жизни как «со-
дания о 1914-1917 гг.
циальной функции культуры», «бытова-
Несмотря на то что собственно
ние» которой проявляется в конкретном
боевые действия практически не до-
историческом пространстве и взаимо-
шли до великорусских губерний, вой-
действии «потребителей» и «произво-
на так или иначе затронула жизнь
дителей ценностей». Каждый автор на
каждого человека и разрушила усто-
своём материале сумел передать уни-
явшийся порядок. Именно поэтому
235
в данном выпуске «Очерков» акцен-
процессы. В то же время очерки, по-
тируется универсальное понимание
свящённые школе, университетам,
культуры как особой духовной формы
науке, а также деятельности земств,
бытования общества, пронизывающей
обнаруживают более конструктивные
все сферы его существования. Авто-
тенденции, связанные с ростом гра-
ры стремились показать, что война не
мотности населения, мобилизацией
была простым перерывом обществен-
интеллектуального потенциала вузов,
ной, социокультурной и повседнев-
эффективностью и мобильностью зем-
ной жизни: она создала качественно
ского движения.
новую реальность и, соответственно,
Вторая часть посвящена всесто-
её новое осмысление и ощущение.
роннему исследованию явлений и про-
Коллективная монография состо-
цессов художественной жизни россий-
ит из двух частей: «Общество и вой-
ского общества в период войны: судеб
на» и
«Общественно-художественная
художественной интеллигенции на
жизнь». В первой показана реакция на
фронте и в тылу (И.В. Купцова), ли-
изменившиеся обстоятельства социо-
тературы (В.Л. Семигин), император-
психологической составляющей по-
ских театров (В.В. Тарасова), театров
вседневной жизни в таких различных
малых форм (М.Г. Литаврина), кине-
её сферах, как императорский двор
матографии (В.В. Устюгова), художе-
и окружение Николая II (Н.И. Цимба-
ственных журналов (А.П. Салиенко),
ев), политическая культура (К.А. Со-
творчества художниц (Н.Ю. Будано-
ловьёв), общественная мысль и массо-
ва), массовой культуры (И.В. Куп-
вое сознание (И.С. Розенталь), церковь
цова). Авторы отмечают благотвори-
(А.Ю. Полунов), школа (Е.К. Сысое-
тельную деятельность интеллигенции,
ва), университеты (А.Е. Иванов), ар-
острую реакцию литературы на проис-
хитектура (И.Е. Печёнкин), земства
ходящее, актуализацию философских
и города (Л.В. Кошман, А.Ю. Шутов),
взглядов Л.Н. Толстого, чрезвычай-
фронт (Е.С. Сенявская), крестьянский
ную востребованность кинематогра-
мiр (Л.И. Земцов), город (Е.В. Дол-
фа, драматического театра, артисти-
гих), мода (К. Руан).
ческих кабаре, стабильный спрос на
Этот раздел воспроизводит соци-
художественные журналы и книги по
ально-политический контекст разви-
искусству, а также особое преломле-
тия культуры: разлад в императорской
ние настроений военного времени
фамилии, убийство Г.Е. Распутина,
в развитии авангарда.
честолюбивые замыслы думской оппо-
Следует подчеркнуть, что данное
зиции, эсхатологические настроения
издание - первый в историографии
духовенства, кризис веры, маргина-
комплексный анализ русской культу-
лизация части городского населения,
ры времён Первой мировой войны.
немецкие погромы, внутренняя готов-
Всесторонний охват проблематики
ность к экстремальным формам пове-
и обширная источниковая база дают
дения как в солдатской среде, в боль-
богатый материал для размышлений
шинстве своём состоявшей из бывших
и обобщений. Кажется, что именно
крестьян, так и непосредственно в де-
культура (в широком её понимании)
ревне. Авторам удалось проследить,
оказалась наиболее устойчивой в пе-
как объединяющий патриотический
риод политических потрясений.
подъём постепенно сменился уста-
Оба рецензируемых тома «Очер-
лостью от войны, попытками пре-
ков» продолжают исследовательские
одолеть нарастающие противоречия
традиции Лаборатории русской куль-
и, наконец, вылился в неуправляемые
туры, для которых характерны ком-
236
плексность подходов, наличие сквоз- Примечание
ных сюжетов и взаимные отсылки
1
Эти издания продолжают серию коллек-
внутри текстов. Кроме того, оáа из- тивных монографий, посвящённых XIX в. (в 6 т.;
дания содержат, с одной стороны, М., 1998-2005) и рубежу XIX-XX вв. (в 3 т.;
М., 2011, 2016). «Очерки» - уникальное явление
структурированный документальный,
в историографии, связанное с исследователь-
иллюстративный и историографиче-
ской деятельностью Лаборатории, существую-
ский материал, а с другой - глуáокие
щей с 1961 г. (до 1971 г. - в статусе кабинета).
концептуальные оáоáщения. Безус-Каждый выпуск этого издания, начиная с первой
ловно,
«Очерки русской культуры. книги «Очерки русской культуры XIII-XV ве-
ков» (М., 1969), становился этапом изучения не
Конец XIX - начало XX века. Худо-
только культуры, но и отечественной истории
жественная культура» и «Очерки рус-
в целом. См.: Университетский центр изучения
ской культуры. Íачало XX века» áудут
истории русской культуры: к 50-летию лаборато-
востреáованы как читательской ауди-рии истории русской культуры на историческом
факультете МГУ. М., 2012.
торией, так и научным сооáществом.
237