Любовь Сидорова
Историографическая традиция в Советской России
и Русском зарубежье 1920-1930-х гг.*
Lyubov Sidorova
(Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences, Moscow)
Historiographical tradition of the Soviet Russia
and the Russian Abroad of the 1920-1930s
DOI: 10.31857/S0869568722050223, EDN: KNNAES
Название нового исследования ав-
сий отечественной исторической науки
торитетных омских историографов, от-
1920-1930-х гг., показать их самооцен-
сылающее читателя к эмоционально на-
ку и оценку друг друга и, тем самым,
пряжённому диалогу двух выдающихся
раскрыть российский историографи-
деятелей русской культуры - поэта--
ческий процесс во всей его сложности
символиста Вяч. Иванова и литерату-
и неоднозначности.
роведа М.О. Гершензона, содержит
Заявленный подход отличается от
элемент противопоставления, которое
общепринятого сегодня параллельного
красной нитью проходит через всю
осмысления эмигрантской и советской
книгу. Однако, как подчёркивают ав-
исторической науки. Он позволяет по-
торы, это антитеза особого свойства -
ставить ряд вопросов, от решения ко-
«диалог / противоборство принципи-
торых во многом зависит общий взгляд
ально единого явления» (с. 5). Исходя
на историческую науку России двух
из этого посыла, в монографии постав-
первых послереволюционных десяти-
лена интересная и научно значимая
летий: «Можно ли говорить об эми-
задача - осуществить сравнительный
грантском интеллектуальном трансфере
анализ советской и эмигрантской вер-
в советскую историографию? И, на-
* Волошина В.Ю., Груздинская В.С., Колеватов Д.М., Корзун В.П. Из двух углов: отечествен-
ный историографический процесс в оценке эмигрантских и советских историков (1920-1930-е гг.).
Омск: Изд-во Омского государственного университета, 2020. 336 с.
237
оборот, - советской в эмигрантскую?
роль власти в формировании нового
Какова специфика коммуникативно-
облика исторической науки.
го поля науки в межвоенный пери-
Институциональное оформление
од? Наконец, как работает на данном
исторической науки Русского зарубе-
материале концепт
“периферийности
жья рассматривается на примере его
и мейнстрима”?» (с. 6). Не менее важ-
части, обосновавшейся в Праге. Выбор
ны они для понимания отечественной
этого города имеет веские основания.
историографической традиции, прер-
Благодаря «Русской акции» чехосло-
вать которую не смогли даже политико--
вацкого государства, возглавлявше-
идеологические потрясения революции
гося Т. Масариком, там образовалась
и Гражданской войны1.
большая научная эмигрантская диас-
Появление такого исследования
пора. Историю в ней представляли та-
глубоко закономерно. Оно связано,
кие известные учёные, как Н.П. Кон-
прежде всего, с растущим интересом
даков, В.А. Францев, А.А. Кизеветтер,
к ремеслу историка, его творческой ла-
И.И. Лаппо, В.А. Мякотин, Н.Л. Оку-
боратории, к индивидуальности иссле-
нев, Е.В. Спекторский, А.В. Флоров-
дователя, с расширением междисцип-
ский, С.Г. Пушкарёв, Е.Ф. Максимо-
линарного подхода в изучении
вич, П.Н. Савицкий и др. Они создали
историографии, в котором всё боль-
научные институты и общества, семи-
ший вес приобретают антропологиче-
нары, народные университеты, лек-
ские и культурологические трактовки.
тории, кружки, а также архивы и му-
Очертив проблематику исследова-
зеи, вели издательскую деятельность.
ния и подходы к её раскрытию, авторы
В монографии Прага справедливо на-
уделили внимание вопросам институ-
звана «центром исторической науки
ализации советской и эмигрантской
зарубежья, в первую очередь славяно-
исторической науки. Справедливо от-
ведения» (с. 40-41).
метив, что эта проблематика уже до-
Обстоятельно описаны и проанали-
статочно изучена, они остановились
зированы структура и деятельность про-
на ключевых для собственного иссле-
фессиональных объединений истори-
дования моментах, основываясь на
ков-эмигрантов, прежде всего Русского
открытиях предшествовавших иссле-
исторического общества и Русского
дований и дополняя их новым источ-
заграничного исторического архива.
никовым материалом.
Их характерные черты свидетельству-
В монографии выделены два ос-
ют, что «в зарубежье российские исто-
новных этапа складывания орга-
рики попытались воссоздать традиции
низационной структуры советской
и каналы коммуникаций дореволюци-
исторической науки, рубежом между
онного сообщества, но эмигрантские
которыми стала середина 1930-х гг.
условия существования не позволили
Внимание акцентируется на транс-
сделать это в полной мере» (с. 57).
формациях понимания историками
Таким образом, в монографии
места и роли своей науки в жизни об-
отражена разнонаправленность ин-
щества, на изменении проблематики
ституционального развития историче-
исторических исследований и их орга-
ской науки. Поиск Советской России
низации, на новациях в самом языке
новых форм организации научного
научного творчества. Показаны слож-
труда и образовательного процесса,
ное переплетение дореволюционных
с характерным для революционной
и новых учреждений, проблемы сосу-
эпохи стремлением забежать впе-
ществования учёных «старой школы»
рёд и неизбежными откатами назад,
и молодых историков-марксистов,
шёл параллельно с консервацией до-
238
революционных форм и принципов
в интенсивности реакции. Отмечено,
научно-образовательной деятельности
в частности, что «рецензии А.А. Ки-
за рубежом.
зеветтера на работы С.Ф. Платонова,
Анализ историографического про-
С.В. Бахрушина, М.К. Любавского,
цесса, установление степени интел-
М.Н. Покровского, А.Е. Пресняко-
лектуального взаимодействия между
ва, М.В. Нечкиной и др. в журналах
двумя сообществами историков осу-
“Современные записки” и “На чужой
ществлён в монографии по несколь-
стороне” свидетельствуют о том, что
ким линиям. Изучены библиографии,
историки, находящиеся в эмигра-
составленные советскими и эмигрант-
ции, пристально следили за развити-
скими учёными, их личная перепи-
ем исторической мысли в Советской
ска (с акцентом на примерах очного
России» (с.
61). Труды историков--
и заочного научного взаимодействия),
эмигрантов реже находили отклик
состояние и эффективность обмена
в советских периодических издани-
новыми изданиями. Также привлека-
ях, хотя информация о них отража-
лись свидетельства прямых контактов
лась в библиографических пособиях
на международных научных форумах
(с. 62).
и во время заграничных командиро-
Чрезвычайно интересен сравни-
вок советских историков.
тельный анализ двух таких указате-
Рассмотрение такого рода комму-
лей - «Русская зарубежная книга», из-
никаций начато с разбора наиболее
данного в 1924 г. в Праге под редакцией
устойчивой формы научного взаимо-
библиографа и историка С.П. Пост-
действия
- библиографических по-
никова, и «Революция и гражданская
собий и рецензий, изданных в СССР
война в Сибири: указатель книг и жур-
и за рубежом. Выявлены мотивы, по-
нальных статей», подготовленного би-
буждавшие историков следить за твор-
блиографом и историком-краеведом
чеством друг друга. Интересно, что
А.Н. Туруновым и историком-архиви-
и для тех и для других они заключались
стом В.Д. Вегманом и опубликован-
в утверждении себя в новых жизнен-
ного в Новосибирске в 1928 г. В эми-
ных и профессиональных обстоятель-
грантском издании имеется подраздел
ствах. Для эмигрантов
«эти поиски,
«История русской революции и граж-
связанные с трудным процессом адап-
данской войны», тематически сопоста-
тации, неизбежно предполагали обра-
вимый с сибирской библиографией,
щение как к текущему историографи-
что сделало такое сравнение вполне
ческому процессу в метрополии, так
корректным. Итог анализа оказался
и к тем культурным интеллектуальным
неожиданным. Если составители «Рус-
практикам, родному для них научно-
ской зарубежной книги» посчитали до-
му полю, из которого они оказались
стойными упоминания только книги,
выброшенными. В свою очередь, по-
«созданные русскими культурными си-
коление молодых советских истори-
лами, несмотря на существование со-
ков… в процессе самоидентификации
ветской власти» (с. 71), т.е. советскими
воинственно противопоставляли себя
историками «старой школы», то в но-
“старой буржуазной историографии”
восибирском указателе отражены ли-
и, естественно, некоторые из них про-
тература и мемуары на русском и ино-
являли интерес к творчеству эмигрант-
странных языках, изданные в крупных
ских историков» (с. 60).
центрах русской эмиграции: Берлине,
Сплошное изучение откликов
Константинополе, Праге, Париже,
представителей обоих
«лагерей» на
Харбине, Шанхае. Революционер Вег-
работы друг друга выявило отличия
ман был вынужден «притушить» клас-
239
совую непримиримость под влиянием
щественно между историками одного
своего соавтора (с. 72). В результате
поколения, личностно и профессио-
объективность отбора библиографи-
нально сложившимися до 1917 г. В ка-
ческого материала оказалась большей,
честве одного из примеров - посылка
чем в эмигрантском издании.
в 1927 г. находившимся в эмиграции
Объясняя эту особенность,
Г.В. Вернадским трёх экземпляров
В.П. Корзун затронула проблему со-
его новой книги «Начертание русской
отнесения личного экзистенциональ-
истории» в Самару - историкам «ста-
ного опыта историка и объективности
рой школы» С.В. Юшкову, С.Н. Чер-
его научного исследования, крайне
нову и П.Г. Любомирову (с. 85). Тот
актуальную для каждой стороны, без
же результат дал анализ переписки:
учёта которой многие стороны исто-
«Нами, за исключением А.В. Флоров-
риографического процесса остаются
ского и Н.Л. Рубинштейна, не выяв-
непонятыми. «Революция и последу-
лены случаи переписки представи-
ющие события для русских эмигран-
телей молодой генерации советских
тов стали жизнеразрушительными
историков-марксистов с историками--
силами, и делом жизни для них было
эмигрантами, хотя мы не можем от-
продление отечественной, в основе
рицать, что они могли иметь место»
своей дореволюционной традиции,
(с. 91).
сохранение её целостности и непогре-
«Уловить неявный диалог между
шимости и, соответственно, вопрос
советскими и эмигрантскими истори-
о включении инородно-враждебных,
ками» (с. 93) должен был фронталь-
советских “элементов” на этом этапе
ный просмотр Д.М. Колеватовым ма-
был решён в конечном счёте отри-
териалов газеты «Последние новости»,
цательно, хотя идея объективистски--
выпускавшейся П.Н. Милюковым
научного отношения к библиографии
в Париже в 1920-1940 гг., за особо
не исчезала». Для советских иссле-
значимые для советской исторической
дователей революция и Гражданская
науки годы, давшие всплеск интереса
война оказались событиями «жизне-
к историографии - 1922, 1925, 1928,
устроительными». Потому даже клас-
1934, 1937 («философский пароход»,
совый подход и воинственная лекси-
200-летний юбилей Академии наук,
ка по отношению к идеологическим
переход монополии в советской исто-
противникам не стали препятствием
рической науке к марксистскому на-
к тому, чтобы освещать трагические
правлению, восстановление изучения
события недавнего революционно-
в СССР гражданской истории и Боль-
го прошлого
«с возможно большей
шой террор).
степенью полноты и целостности,
Справедливо утверждение авто-
привлекая в определённых рамках
ра, что редакция, перепечатывая ин-
свидетельства представителей проти-
формацию из «Правды», «Известий»
воположного лагеря» (с. 75).
и других газет,
«фактически давала
Взаимодействие историков Со-
слово официальной советской исто-
ветской России и эмигрантов отсле-
риографии и формировала представ-
жено также по их частной переписке
ление об условиях развития истори-
и книгообмену. Сложные политико--
ографического процесса в Советской
идеологические условия не способ-
России» (с. 93). В то же время под-
ствовали интенсивной частной пе-
чёркивается, что по ряду причин на-
реписке (с. 77), однако такие связи
стоящим полем научного общения это
отчасти сохранялись. Подмечена важ-
издание стать не могло, как не смогло
ная особенность: они велись преиму-
«создать общей картины советского
240
историографического процесса» (это-
традицию» (с.
157), а отношение
му препятствовало предубеждение
к марксистской историографии эво-
редколлегии против марксистского
люционировало «от пренебрежитель-
прочтения истории). Тем не менее
ного игнорирования “разных Красных
страницы «Последних новостей» слу-
архивов специфической окраски” до
жили одним из «мостов» между ока-
раздражённо-критического восприя-
завшимися по разные стороны грани-
тия ранней советской исторической
цы историками «старой школы».
и историографической конкретики»
В монографии оценивается роль
(с. 159). Учёный уничижительно смо-
международной научной деятельности
трел на «целое поколение ушибленных
советских учёных в их диалоге с эми-
марксизмом молодых русских истори-
грантами. В.Ю. Волошина и В.С. Груз-
ков» (с. 163). Однако, не принимая
динская, скрупулёзно отследив факты
концептуальных выводов в целом, он
научного взаимодействия, отмечают
мог по достоинству оценить профес-
его незначительность. Историки из
сионализм конкретного автора. Так
СССР, как правило, «тесно сотруд-
произошло, например, с М.В. Нечки-
ничали с иностранными коллегами,
ной и её работой «Общество соеди-
а своих соотечественников-эмигрантов
нённых славян» (с. 159).
демонстративно сторонились» (с. 126).
Те же черты - абсолютизация до-
Привлечённый исследователями до-
революционных традиций, отторжение
кументальный материал подтвердил
марксистской историографии, вос-
устоявшийся в современной историо-
приятие советских историков «в си-
графии вывод, что диалог ограничи-
стеме координат
“свой
/ чужой”»
вался рамками одного поколения.
(с.
179)
- отмечены у Милюкова.
Приведённые в монографии заметки
Он, однако, усматривал в советской
С.М. Дубровского, одного из чле-
исторической науке и
«положитель-
нов советской делегации на между-
ные тенденции», связанные с работа-
народном конгрессе в Осло
(1928),
ми как «представителей “старой бур-
явственно показывают, что степень
жуазной традиции” (С.Ф. Платонов,
восприятия марксистами иных науч-
Ю.В. Готье, А.Е. Пресняков, С.Б. Весе-
ных позиций приближалась к нуле-
ловский, М.А. Полиевктов, Р.Ю. Вип-
вой. Оценивая королевский дворец,
пер), так и отдельных историков сред-
в котором проходил официальный
него (приват-доцентского) и молодого
приём участников конгресса, Дубров-
поколения, включая в эту генерацию
ский и его коллеги живо обсуждали,
Б.Д. Грекова, А.И. Андреева, А.Н. Спе-
что
«после норвежской революции
ранского, М.В. Нечкину, Н.М. Ченцо-
в его залах вполне может разместить-
ва, К.В. Базилевича, С.В. Бахрушина,
ся исторический музей или картинная
А.А. Савича, А.А. Введенского» (с. 200).
галерея» (с. 142).
Чрезвычайно интересен ана-
Заключительная глава исследова-
лиз рукописного текста рецензии
ния, над которой трудились все чле-
А.В. Флоровского на «Русскую исто-
ны авторского коллектива, посвяще-
риографию» Н.Л. Рубинштейна (1941),
на восприятию историографического
хранящегося в Славянской библиоте-
процесса в Советской России 1920-
ке в Праге. Он показал, что у «пози-
1930-х гг. историками-эмигрантами
тивиста Флоровского и марксиста Ру-
и марксистами. Так, внимание Ки-
бинштейна» наблюдалась «внутренняя
зеветтера сосредоточивалось на учё-
сопряжённость по целеполаганию».
ных, продолжавших в новых усло-
Её авторы данного раздела обоснован-
виях «чисто академическую научную
но выводят из творческого понимания
241
марксизма, позволившего историку
Подводя итог исследованию, ав-
сосредоточиться на выявлении вкла-
торы констатируют, что не все поло-
да дореволюционных учёных в дви-
жения их гипотезы о взаимодействии
жение науки (с. 204). В монографии
двух сообществ российских истори-
сделан вывод, что Флоровский «прак-
ков нашли подтверждение. «Так, по
тически, а не декларативно, проводит
существу, единичными оказались ре-
концепцию единства отечественной
цензии советских историков на труды
исторической науки в дореволюцион-
эмигрантов, а значит, затруднительно
ном и советском её изводах» (с. 208).
говорить о полноценном диалоге пред-
Суждения историка интересны ещё
ставителей двух научных сообществ, не
и тем, что обнаруживают неоднород-
зафиксировано зеркальное отражение
ность мнений эмигрантов о судьбах
интереса к трудам коллег, оказавших-
исторической науки России - от глу-
ся по разные стороны государственной
боко пессимистических до сдержанно
границы. Это особенно характерно для
позитивных.
советской исторической периодики,
Советский историографический
в которой пульс эмигрантской нау-
процесс 1920-1930-х гг. рассмотрен
ки едва прослушивался» (с. 261). Но
на примере работ М.Н. Покровского,
хотя исследование и не оправдало все
М.В. Нечкиной и С.А. Пионтковско-
ожидания авторов, оно выявило новые
го. Такой выбор объясняется тем, что
научные проблемы, такие как вопрос
это «воспитанники старой дореволю-
«о влиянии позитивистской тради-
ционной школы и одновременно яр-
ции и собственно исследовательской
кие представители формирующейся
практики “по инерции” на советский
советской науки» (с. 231). В качестве
и исторический, и историографиче-
общей черты их творчества отмечена
ский нарративы после 1934 г.» (с. 265).
«традиция презентации научного зна-
В этой связи подчеркну, что сопостав-
ния “с конца”, начиная с наивысшей
ление внутрироссийской и эмигрант-
точки развития - марксизма. В разряд
ской историографии даёт основание
“чужих”, “врагов”, естественно, были
и стимул для постановки проблемы
отнесены и учёные-эмигранты, со-
национальной историографической
трудничество с ними рассматривалось
традиции, анализа особенностей её
“как вредительство в деле всего наше-
проявления в различных социально--
го учёного строительства”» (с.
260).
политических условиях.
Особо выделен «историографический
Всецело поддерживая творческие
нарратив М.В. Нечкиной» - «более
планы омских коллег, хотелось бы до-
сложно сконструированный текст
бавить ещё несколько тем. Дальнейше-
в сравнении как с учителем М.Н. По-
го изучения требует проблема внутрен-
кровским, так и представителями но-
ней неоднородности эмигрантского
вой генерации историков» (с.
249).
и советского исторических сообществ,
Отмечая ценность данного анализа,
которая может обнаружить новые точки
считаю, однако, что было бы инте-
их пересечения. Эмигрантская версия
ресно добавить в круг рассмотренных
представлена в основном её либераль-
историков-марксистов, не имевших
ным крылом, тогда как может иметь
за плечами классического универси-
специфику и социал-демократическая
тетского образования и окончивших
политико-историческая публицисти-
новые коммунистические вузы. Это
ка. То же самое относится и к совет-
позволило бы ярче показать специ-
ской версии, которую в указанный
фику советской исторической науки
период времени едва ли стоит считать
тех лет.
представленной лишь двумя лагеря-
242
ми - «старой школой» и молодыми
ной историографической традиции,
марксистами.
Милюков по существу оказался в роли
Интересны и новые аспекты про-
своих прежних критиков, оставаясь
блемы диалога поколений. Например,
полностью закрытым для восприятия
возможность объективного восприя-
марксистской версии истории России.
тия нового/иного научного мнения.
Однако интересно было бы осветить
Один из главных героев книги Ми-
опыт её осмысления советской «старой
люков, в дореволюционный пери-
профессурой» (а также определить её
од бывший
«ярким представителем
значение для их научного творчества).
новой,
проблемно-концептуальной
В целом же рассмотренное ис-
историографии» (с. 166), в советской
следование российского историогра-
исторической науке воспринимал, по
фического процесса в сопоставлении
существу, лишь творчество историков
его эмигрантской и советской версий
своего круга. В этом отношении весь-
позволило раскрыть многие важные
ма любопытно свидетельство его млад-
стороны развития исторической нау-
шего коллеги А.Е. Преснякова, отно-
ки России 1920-1930-х гг. и выявило
сящееся к 1892 г.: «В воскресенье был
новые перспективные направления её
я на диспуте Милюкова и остался не-
дальнейшего изучения.
доволен, потому что от него требовали
Примечания
того, чего он и не думал давать, упре-
кали, что он не ответил на вопросы,
1
Сидорова Л.А. Советская историческая
которые он не ставил в своей работе.
наука: разрыв российской историографической
Объясняю я это тем, что в точке зре-
традиции? // Историческое познание: традиции
и новации. Ч. 1. Ижевск, 1993. С. 168-170.
ния Милюкова столько нового, что со
2
А.Е. Пресняков - М.П. Пресняковой.
старых точек зрения его и оценивать
19 мая 1892 г. // Александр Евгеньевич Прес-
нельзя»2. В эмиграции, сосредоточив
няков. Письма и дневники. 1889-1927. СПб.,
усилия на сохранении дореволюцион-
2005. С. 37.
243