Юлия Бирюкова
Русская церковная диаспора в 1960-1980-х гг.*
Yulia Biryukova
(Don State Technical University, Rostov-on-Ðon, Russia;
Saint Petersburg State University, Russia)
The Russian Church diaspora in the 1960-1980s
DOI: 10.31857/S0869568722050235, EDN: KNODFQ
Новая монография доктора исто-
затрагивает ряд проблем истории Рус-
рических наук профессора Православ-
ской Православной Церкви за грани-
ного Свято-Тихоновского гуманитар-
цей (РПЦЗ), до сих пор вызывающих
ного университета А.А. Кострюкова острые дискуссии. Среди них и её от-
* Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь при митрополите Филарете (Вознесенском):
1964-1985 гг. М.: Изд-во ПСТГУ, 2021. 496 с.
Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 21-011-44120 «Православное ду-
ховенство на Юге России в годы войн и революций начала XX в.».
The reported study was funded by RFBR, project № 21-011-44120.
243
ношения с Московским патриархатом
в тесной связи с судьбой других вет-
на исходе советского периода, и вос-
вей русской церковной диаспоры -
приятие её иерархами экуменизма,
Западноевропейского экзархата рус-
и особенности канонизации в эмигра-
ских приходов Константинопольского
ции царской семьи и новомучеников,
патриархата и Североамериканской
и сближение со старостильными груп-
митрополии, получившей в
1970 г.
пами, и поставление архиерея для «ка-
автокефалию и статус Православной
такомб». Автор не боится «неудобных»
Церкви в Америке.
вопросов и тем, стараясь освещать их
Автор показывает, как сложи-
на основе широкого круга источни-
лась ситуация, в которой, по сло-
ков, извлечённых из российских и за-
вам митрополита Филарета, у РПЦЗ
рубежных архивных фондов, в том
имелось много врагов и фактически
числе малодоступных. В частности,
не было друзей, и констатирует, что
он использовал документы архивов
«замкнутость, помноженная на кон-
Отдела внешних церковных связей
серватизм, вела её к самоизоляции»
Московского патриархата, Архиерей-
(с. 278). Однако изоляция была об-
ского Синода РПЦЗ, Свято-Троицкой
условлена объективными фактора-
духовной семинарии в Джорданвилле
ми. Поместные церкви смирились
и специальной коллекции библиоте-
с жёстким контролем атеистического
ки Стэнфордского университета. Ак-
государства над Московской патри-
тивно привлекались исследователем
архией и наладили с ней общение.
и материалы эмигрантской периоди-
Как справедливо отмечает Кострю-
ческой печати.
ков, лишь РПЦЗ продолжала обли-
Это позволило раскрыть и лучше
чать коммунистический режим и его
понять слишком разные, даже диаме-
гонения, как и «перерождение хри-
трально противоположные оценки цер-
стианского Запада в постхристиан-
ковной политики митрополита Филаре-
ский» (с. 367). При этом, несмотря на
та (Вознесенского), встречающиеся как
явно болезненные проявления изоля-
в публикациях его современников, так
ционизма, РПЦЗ оставалась для ве-
и в работах историков. Ранее положе-
рующих в СССР очагом свободного
ние РПЦЗ в 1964-1985 гг. отражалось
православия (с. 368).
преимущественно в библиографиче-
Ещё более усугубляли обособлен-
ских и справочных трудах1. О контактах
ность РПЦЗ претензии Фанара на
зарубежья с «катакомбным» движени-
руководство вселенским православи-
ем в СССР, инославными конфесси-
ем, а также увлечение Константино-
ями и православными патриархатами
польского патриархата и греческих
писали священник П. Бочков, диакон
поместных церквей экуменизмом
А. Псарёв, А.В. Слесарев, С.В. Шу-
и модернизмом. Усиливали риск мар-
мило2. Тем не менее Кострюкову уда-
гинализации и поиски некоего «чисто-
лось восполнить значительные лаку-
го» православия, обернувшиеся сбли-
ны, остававшиеся в историографии,
жением со старостильниками, которое
в том числе выяснить предпосылки,
в итоге принесло лишь разочарование.
приведшие к сближению зарубежни-
В самом этом движении существовали
ков с маргинальными группами, и его
течения, соревновавшиеся в «истин-
последствия, а также вызванные им
ности» и не признававшие друг дру-
разногласия, систематично изложить
га (с. 285). Как отмечает Кострюков,
причины размежевания с поместны-
отношение к этим группам иерархов
ми православными церквями. При
Русского зарубежья было различным.
этом история РПЦЗ анализируется
Например, архиепископ Женевский
244
и Западноевропейский Антоний (Бар-
понимался зарубежными иерархами
тошевич) предупреждал, что дружба
экуменизм и насколько близки были
с зилотствующими превратит РПЦЗ
смыслы, вкладывавшиеся ими в это
в секту, отсекающую себя от вселен-
понятие (с. 271-278).
ского единства (с. 282). Другие считали
РПЦЗ предстаёт в монографии
этот путь неизбежным и даже мечтали
А.А. Кострюкова не монолитной
о том, что РПЦЗ станет основой для
и обезличенной, а живой и подвиж-
«альтернативной всемирной юрисдик-
ной структурой, к которой принад-
ции истинно-православных христиан»
лежало немало ярких и порою свое-
(с. 284). Между тем старостильники
нравных фигур. На страницах книги
переманивали паству и духовенство,
созданы выразительные портреты её
выставляли условия и правила, не-
ключевых иерархов, подробно расска-
выполнение которых объявляли от-
зано о жизненном пути и эволюции
падением от православия, втягивали
взглядов её пастырей. Этот труд, без-
в свои конфликты и скандалы (с. 286).
условно, займёт видное место в совре-
В итоге общение пришлось разорвать.
менной историографии.
Поиск «неповреждённой» Церкви
привёл также к налаживанию связей
Примечания
с нелегальными общинами и структу-
рами в СССР. В существовании там
1
Попов А.В. Российское Православное
«катакомбной Церкви» в РПЦЗ не
зарубежье. М., 2005; Российское православие за
рубежом: библиографический указатель лите-
сомневались. Однако в послевоенный
ратуры и источников: 1918-2006. М., 2007; За-
период среди оставшихся катакомб-
конодательство Русской Православной Церкви
ников появилось много самозванцев--
Заграницей (1921-2007) / Сост. Д.П. Анашкин.
самосвятов, хиротонии которых было
М., 2014; Попов А.В. Русская Православная Цер-
невозможно подтвердить. В РПЦЗ же
ковь на Американском континенте: историо-
графия и источники // Макарьевские чтения.
в силу недостатка информации реаль-
Материалы Х международной научной кон-
ную ситуацию представляли доста-
ференции. Горно-Алтайск, 2015. С. 254-271;
точно смутно. В итоге после тайного
Псарёв А., диак. Порядок прославления святых
поставления через единоличное руко-
в Русской Православной Церкви Заграницей
положение епископа «катакомб» Лаза-
(1920-2007) // ХХVII ежегодная богословская
ря (Журбенко), чей монашеский пост-
конференция ПСТГУ. М., 2017. С. 172-178.
2
Слесарев А. Старостильный раскол в исто-
риг вызывал сомнения (с. 232-233,
рии Православной Церкви (1924-2008). М., 2009;
236), в России возникла параллельная
Шумило С. В катакомбах. Православное подполье
церковная иерархия, что лишь углу-
в СССР. Луцк, 2011; Псарёв А. Развитие мировоз-
било раскол между зарубежниками
зрения Русской Зарубежной Церкви в отношении
и Московским патриархатом.
Поместных Церквей и инославия // Деяния IV
Всезарубежного Собора Русской Православной
Рассмотрены в книге и обстоя-
Церкви Заграницей. М., 2012. С. 180-205; Боч-
тельства анафематствования в РПЦЗ
ков П., свящ. Обзор неканонических православ-
экуменизма. Автор прослеживает за-
ных юрисдикций ХХ-ХХI вв. Т. 1-4. СПб., 2018;
рождение и развитие данной идеи
Бочков П., свящ. Греческая старостильная схизма
вплоть до её реализации и обращает
на Святой Горе Афон // Вестник Оренбургской
особое внимание на то, как именно
духовной семинарии. 2016. Вып. 1(5). С. 77-88.
245