Александр Коновалов: О мотивах и механизмах принятия решений
по «территориальному вопросу»
Alexander Konovalov (Kemerovo State University, Russia): On the motives
and mechanisms of decision-making regarding the «territorial question»
DOI: 10.31857/S0869568722060073, EDN: MMBJIP
Фундаментальное исследование В. Н. Круглова раскрывает основные
за-кономерности АТД России как федеративного государства. Автор
справедли-во замечает, что опыт отечественной пространственной
организации остаётся чрезвычайно актуальной проáлемой, поскольку
позволяет видеть достоинства и недостатки различных подходов
- как
укрупнения, так и разукрупнения территорий.
Во введении автор заявляет
об
особом внимании к
«невоплощённым в жизнь проектам административно- территориальных
новаций» (с.
10).
Дей-ствительно, в рамках исследования эта тема
поднимается неоднократно. Пред-
71
ставлены многочисленные эпизоды несостоявшихся решений, однако прихо-
дится отметить, что далеко не всегда автору удалось постичь обстоятельства
отклонения того или иного проекта.
В исследовании с похвальной скрупулёзностью зафиксированы основные
административные преобразования, нередко представлены их возможные мо-
тивы, ход и последствия. Однако масштабный замысел, обусловленный хроно-
логическими рамками (1917-2007), не дал возможности всесторонне осветить
многие важные вопросы. Причины, ход и последствия реформ в ключевые пе-
риоды советской истории остались на уровне широких обобщений. И на этом
стоит остановиться подробнее.
В работе есть немало постановочных рассуждений или умолчаний о кон-
кретных причинах и поводах административно-территориальных пере-
устройств. А ведь претворение многих инициатив в жизнь свидетельствовало
о весомом влиянии субъективных факторов (прежде всего лоббистских уси-
лий региональных лидеров), своевременности внесения предложений в аппа-
рат ЦК партии, социально-экономической конъюнктуры. Хотелось бы видеть
более чёткие выводы по поводу ключевых тенденций в административно--
территориальной организации. Например, в результате чего они формирова-
лись - объективно обусловленных социально-экономических процессов или
политической целесообразности и мнения отдельных партийных функционе-
ров? Ответ на этот вопрос представляется очень важным прежде всего приме-
нительно к периодам Великой Отечественной войны и «хрущёвской оттепели».
Именно в эти годы возникало немало инициатив с мест, которые запускали
процесс разукрупнения и слияния административно-территориальных единиц
в составе РСФСР.
Определяя причины активизации
«территориального формотворчества»
в годы войны, Круглов приводит мнение из статьи А.Г. Кушнира, опублико-
ванной в 1975 г.: необходимость решения специфических задач военного време-
ни - налаживания работы эвакуированных на восток предприятий, снижения
управленческой нагрузки на прежние областные центры (с. 154). Бесспорно,
это всё так, но остался неясным механизм территориальных изменений. Кто
и по каким мотивам их инициировал? В какой момент появляется необхо-
димость в «разгрузке» прежнего областного центра? Какова роль конкретных
личностей в принятии подобных решений?
К сожалению, ничего не сказано о неосуществлённых проектах разу-
крупнения краёв и областей РСФСР в военный период. А в их числе - по-
пытки разделения Чкаловской обл. на Чкаловскую и Бузулукскую в сентябре
1943 г., Красноярского края - на Минусинский край и Красноярскую обл.
в октябре 1943 г., Алтайского края - на Барнаульскую и Бийскую области
в июле 1944 г., выделения из Алтайского края Рубцовской обл. в июне 1945 г.
Как правило, после рассмотрения исходных материалов на имя секрета-
рей ЦК ВКП(б) поступало краткое заключение, подписанное заведующим
организационно-инструкторским отделом ЦК М.А. Шамбергом. В нём го-
ворилось о несвоевременности, либо о бесперспективности вносимого пред-
ложения («вопрос о разукрупнении в настоящее время рассматриваться не
будет»). На сопроводительных документах о разделении Алтайского края зна-
чилась ремарка: «Рассмотрение этого вопроса в Политбюро было отложено до
окончания основных сельскохозяйственных работ 1944 г.». Но более к проек-
ту не возвращались.
72
Несколько раз рассматривались в аппарате ЦК вопросы о выделении
Тюменской и Томской областей. Такое желание зафиксировано в обращени-
ях первых секретарей обкомов - Омского И.П. Кудинова (3 февраля 1943 г.)
и Новосибирского М.В. Кулагина (26 июня 1942 г.). Однако эти решения были
отложены на длительные сроки: Томскую обл. выделили из Новосибирской
только через два года (13 августа 1944 г.), а Тюменскую - через полтора (14 ав-
густа 1944 г.). Подобные факты наблюдались не только по регионам Сибири.
Так, обращение руководителей Куйбышевской обл. о необходимости выделе-
ния из её состава Ульяновской поступило 1 июня 1942 г., а решение об обра-
зовании новой области состоялось 18 января 1943 г.
Как видим, процесс выделения регионов шёл неритмично, хотя запускали
его по одному алгоритму - через направление ходатайств с мест, от первых
секретарей обкомов и председателей облисполкомов разукрупняемых областей.
Адресатами, как правило, являлись председатель СНК СССР И.В. Сталин и се-
кретари ЦК ВКП(б) А.А. Андреев или Г.М. Маленков. Вопрос поручалось про-
работать функционерам оргинструкторского отдела ЦК, но насколько глубоко
они проводили эту работу - сказать сложно. Аргументированных заключений
по этому поводу в документах данного отдела не отложилось, зафиксированы
только краткие выводы.
Мотивы региональных руководителей, выступавших за разукрупнение
вверенных им территорий, вполне объяснимы. Резкий рост промышленного
потенциала, увеличение численности населения вследствие эвакуации вели
к перегрузке управленческого центра и, как следствие, его стремлению осво-
бодиться от части возросшего функционала. Интересно сравнить такое отно-
шение с поведением их будущих преемников в начале XXI в. - те, напротив,
выступали за укрупнение территорий, создание макрорегионов. Причина таких
различий видится в формах рекрутирования руководителей территорий. Ста-
линские переброски по методу «из региона в регион» нацеливали первых се-
кретарей прежде всего на выполнение производственных планов. Выдвижение
региональных лидеров из местных элит сопровождалось иными установками:
рост территории должен был повлечь за собой усиление политической значи-
мости региона, а вместе с ней - авторитета и влияния губернатора.
Привлекает внимание попытка Круглова раскрыть обстоятельства созда-
ния в 1943 г. Кемеровской обл. Автор делает акцент на росте промышленного
потенциала Кузбасса в военный период. Однако необходимо учитывать, что
идея выделения Кузнецкого промышленного района активно обсуждалась уже
в конце 1930-х гг., нашла отражение в прессе и архивных документах. В ко-
нечном итоге из Новосибирской обл. выделили не территорию угольного бас-
сейна, который ещё до войны оформился в особое экономико-географическое
пространство, а совершенно новое образование, с прирезкой к Кузбассу де-
прессивных территорий «мариинской тайги» (северо-восточные районы Кеме-
ровской обл.). По всей видимости, расширение регионального пространства
посчитали необходимым для обеспечения шахт лесом, а шахтёрских городов
и посёлков - продовольствием. И здесь вряд ли можно согласиться с утверж-
дением автора, что местные управленцы не удовлетворились выделением об-
ласти и «давали центру понять, что готовы к территориальному расширению»
(с. 166). Партийное руководство области, напротив, вполне довольствовалось
имевшимися ресурсами (это был самый высокоурбанизированный регион за
Уралом с огромным индустриальным потенциалом).
73
Другой вопрос - деятельность корпуса директоров, в подчинении ко-
торых находились предприятия, требовавшие межрегиональной кооперации.
И в случае с проектом образования Кузнецкого края (объединение области
и Хакасской автономной обл. Красноярского края) речь шла не об «окне
возможностей» (как эту попытку обозначил автор, с. 167), а о политическом
решении сугубо производственных задач - рациональном использовании же-
лезорудных богатств Хакасии для нужд чёрной металлургии Кузбасса. По-
казательно, что в данном вопросе инициатива шла от руководителей Куз-
нецкого металлургического комбината и части руководства Кемеровского
совнархоза, курировавшего предприятия этой отрасли. Первый секретарь
Кемеровского обкома КПСС С.М. Пилипец идею не поддержал, категори-
ческим противником выступил и первый секретарь Красноярского крайкома
КПСС А.А. Кокарев. Можно отчасти согласиться с автором в том, что данная
история свидетельствует о наличии у региональных партийно-хозяйственных
кадров собственных стремлений и интересов. Очевидно в это время сегмен-
тирование руководящего слоя - выделение в нём партийной и хозяйственной
элиты. Эти группировки могли с принципиально разных позиций подходить
к решению тех или иных вопросов. Играла очень важную роль и система
подбора кадров: прибывший в Кузбасс в конце 1955 г. очередной «варяг»
Пилипец опасался укрупнения региона из-за большой вероятности переноса
его административного центра из Кемерова в Сталинск (Новокузнецк), где
находился Кузнецкий металлургический комбинат и уже сложились местные
элитные группировки.
В монографии не упоминается о практике выделения городов респуб-
ликанского подчинения. А между тем речь шла о придании отдельным образо-
ваниям статуса самостоятельных административно-хозяйственных центров со
своими особыми бюджетами. Записки по данным вопросам направлялись как
от региональных руководителей, так и от глав республиканского правительства.
Председатель СНК РСФСР А.Н. Косыгин направил 6 августа 1943 г. на имя
В.М. Молотова, Г.М. Маленкова и А.А. Андреева письмо, в котором предлагал
выделить Челябинск, Молотов, Новосибирск, Куйбышев и Саратов. Решение
было одобрено. Наряду с названными такой же статус во второй половине
1940-х гг. имели Москва, Ленинград, Горький, Свердловск, Красноярск, Омск,
Ростов-на-Дону, Севастополь, Сочи, Сталинград. По вопросам финансирова-
ния и снабжения к этой группе приравнивалась Казань9.
Такого рода выделение городов свидетельствовало об их экономическом
и социально-культурном значении. Однако возникали ситуации, когда идея
придания этого статуса обусловливалась перспективами дальнейшего развития
или политической конъюнктурой (так, на конференции по изучению произво-
дительных сил Кузбасса, которую проводили Академия наук СССР и Госплан
СССР в ноябре 1948 г., второй секретарь Кемеровского горкома И.С. Яцке-
вич предложил наделить Кемерово статусом города республиканского под-
чинения. В период шахтёрских забастовок 1989 г. лидеры рабочих комитетов
настаивали на придании данного статуса Новокузнецку). Впрочем, 3 июня
1958 г. указом Президиума Верховного совета РСФСР абсолютное большин-
ство городов статуса лишилось. «В связи с расширением прав исполнитель-
ных комитетов краевых и областных Советов депутатов трудящихся в решении
9
См.: РГАСПИ, ф. 17, оп. 122, д. 83, л. 141.
74
вопросов хозяйственного и культурного строительства» Горький, Куйáышев,
Новосиáирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Свердловск, Сталин-
град, Челяáинск переводились из респуáликанского в оáластное подчинение,
а Красноярск и Сочи - в краевое. Почему возникла инициатива по сниже-
нию статуса этих городов? Как изменились потенциальные возможности их
социально-экономического развития? Это вопросы, на которых стоило áы
остановиться в монографии.
Отмеченные проáелы и упущения, тем не менее, не ставят под сомнение
уровень исследовательской квалификации автора, его навыки систематизации
материала и формулировки основополагающих выводов. Думается, что моно-
графия В.Н. Круглова по смелости поставленных задач (с учётом доведения по-
вествования до начала XXI в.) может áыть отнесена к важнейшим раáотам по-
следнего десятилетия по истории АТД России. Этот научный труд представляет
áесспорный интерес для историков, регионоведов, экономистов, политологов,
а также всех тех, кто интересуется отечественной историей новейшего времени.
75