Кирилл Болдовский: О перспективах изучения административно-
территориального деления России
Kirill Boldovsky (Saint Petersburg Institute of History, Russian Academy
of Sciences): On the prospects of studying the administrative-territorial
division of Russia
DOI: 10.31857/S0869568722060085, EDN: MMCQUG
Решение проáлемы административно- территориального устройства и,
как áолее узкий аспект, АТД является одним из основополагающих
принципов организации люáого государственного оáразования. Для России с
её огромной территорией и многочисленными народами этот вопрос всегда
áыл и остаётся не просто первоочередным, но и жизненно важным. От его
решения зависит и степень управляемости, а следовательно,
жизнеспосоáность
страны,
и гармо-ничное
развитие
народов
многонациональной державы.
Исследование вопросов, связанных с АТД советского периода истории
России, чрезвычайно важно. С одной стороны, административные
преоáразо-вания в регионах отчётливо отражали политические и
экономические процес-сы в стране, с другой - региональные осоáенности
часто определяли многие действия центральной власти.
Изучение АТД во всех его аспектах
- чрезвычайно сложная задача.
Это оáусловлено, в первую очередь, многофакторностью его процессов. В
создании и преоáразовании административно-территориальных единиц играли
роль мно-гочисленные и разнооáразные сооáражения: доктринальные (в
основном при-менительно к вопросам национального устройства),
политические (достаточно вспомнить оáразование Еврейской АО,
ликвидацию Респуáлики Немцев По-волжья, преоáразование Карело-
Финской ССР в одноимённую АССР), эконо-мические и даже, как показано
в оáсуждаемой монографии, лично- карьерные. Кроме того, длительное время
в историографии вопросы АТД рассматривались почти исключительно с точки
зрения государственного права, причём вне поля зрения авторов оставались
вопросы партийного руководства и практики при-нятия соответствующих
решений в центральном партийном аппарате.
75
Именно поэтому книга В.Н. Круглова, знаменующая переход к всесторон-
нему, основанному на многообразной источниковой базе изучению поставлен-
ной задачи, чрезвычайно важна.
Формат обсуждения монографии, в отличие от детальной рецензии, не
предполагает скрупулёзного анализа текста с исследованием важнейших вы-
водов автора или указанием на спорные или недостаточно аргументированные
утверждения. Стоит, скорее, упомянуть отдельные проблемные вопросы, ко-
торые не нашли достаточного освещения в обсуждаемой книге, но могут, тем
не менее, оказаться важными для последующих исследований в рамках данной
темы.
В начале монографии автор даёт обзор важнейших мероприятий дорево-
люционной России в области административно-территориального устройства,
начиная с реформы 1708 г. Здесь же рассказывается о важнейших работах рос-
сийских учёных (К.И. Арсеньева, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, А.Ф. Фор-
тунатова и др.) в области экономической географии и районирования. Глава
в целом чрезвычайно полезна для понимания общих проблем развития терри-
ториальной организации страны. В дальнейшем следовало бы более подроб-
но остановиться на влиянии вопросов государственного управления в области
АТД на политические процессы в Российской империи. Например, автор, рас-
сказывая о такой форме АТД, как наместничество, пишет, что этот инсти-
тут был упразднён Павлом I, не упоминая при этом Кавказское (1844-1881
и 1905-1917) и Дальневосточное (1903-1905) наместничества. Между тем об-
разование последнего, как и деятельность возглавлявшего его Е.И. Алексеева,
сыграли важную роль в событиях русско-японской войны 1904-1905 гг. Кроме
того, некоторые утверждения автора нуждаются, на мой взгляд, в дополни-
тельной аргументации. Так, например, оценивая последствия реформы 1775 г.
(введение в действие «Учреждений для управления губерний Всероссийской
империи»), Круглов пишет: «Учитывая, что после 1775 г. в России не случалось
массовых крестьянских движений и бунтов, можно констатировать, что рефор-
ма удалась» (с. 25-26). Вряд ли можно безоговорочно принять это как главное
объяснение уменьшения числа и массовости крестьянских волнений.
Относительно советского периода хотелось бы отметить необходимость
более тщательного изучения деятельности партийного аппарата в сфере АТД.
Вполне доказанным является утверждение, что во властной конструкции совет-
ского государства партаппарат занимал ведущее положение, а многочисленные
постановления, пользуясь выражением исследуемого периода, «оформленные
в советском порядке», часто выступали лишь прикрытием уже состоявших-
ся решений. Само образование СССР в 1922 г. во многом предопределили
решения VIII съезда партии (1919), в особенности о том, что национально--
территориальные партийные организации входят в РКП(б) на правах областных.
В дальнейшем при создании и преобразовании АТЕ в первую очередь рассма-
тривался вопрос о парторганизациях. Трудно себе представить государственно--
правовое оформление образования нового региона, если до этого не был решён
вопрос о деятельности таковой. Вопросы их численности и состава (в первую
очередь, «пролетарской прослойки») рассматривались как один из важнейших
аргументов при преобразованиях в сфере АТД.
Кроме того, все основные реформы и изменения в этой сфере разраба-
тывались в аппарате ЦК. Можно, например, упомянуть о том, что именно
там, а конкретнее - в Управлении кадров ЦК ВКП(б) - во второй полови-
76
не 1940-х гг. обсуждались проблемы расширения полномочий и повышения
ответственности регионального руководства10. Материалы этих обсуждений во
многом легли в основу ряда реформ «хрущёвского» периода. Как следствие,
именно в аппарате ЦК партии готовились и обсуждались вопросы, связанные
с АТД. Например, только за два года на заседаниях Секретариата были рассмо-
трены записка С.М. Будённого по вопросу об образовании Степновской обл.
за счёт выделения степных районов из состава Астраханской, Сталинградской,
Ростовской областей и Ставропольского края (20 января 1950 г.); записка Со-
вета министров Дагестанской АССР и Дагестанского обкома по вопросу об
образовании в составе республики областей (10 мая 1952 г.); об образовании
в составе Хабаровского края Средне-Амурской обл. (24 ноября 1952)11. Анализ
подготовительных материалов для обсуждения этих и многих других аналогич-
ных вопросов мог бы существенно обогатить рассматриваемое исследование.
Автор совершенно справедливо связывает решения в области АТД в «ста-
линский период» с политическими вопросами, в частности с общей политикой
Сталина по формированию сверхцентрализованной властной конструкции.
К безусловным достоинствам работы следует отнести то, что впервые в исто-
риографии в книге столь подробно проанализирована практика принятия ре-
шений в сфере АТД. Детально рассмотрена судьба предложений по его измене-
нию, исходивших от «низовых» структур: региональных партийных, советских
и общественных организаций. До настоящего времени одна из господствую-
щих точек зрения в историографии проблем АТД в СССР сводилась к тому,
что большинство решений высших властей в этой области принималось на
основе экспертных оценок специалистов по экономическим и националь-
ным проблемам. Круглов убедительно показал, как оформилась и проводилась
в жизнь «линия власти на принятие ключевых решений без всяких консульта-
ций с представителями научного сообщества» (с. 105). Доказательное обосно-
вание этого тезиса - его несомненная заслуга.
В то же время ряд утверждений нуждается в более подробном аргумен-
тировании, основанном на исторических источниках. Так, автор считает, что
«дробление “госплановской” территориальной сетки шло синхронно с Боль-
шим террором: уничтожалось руководство всех регионов… а сами регионы пла-
номерно упразднялись. Более того, центр стремился не допускать появления на
региональном уровне крупных, влиятельных фигур и, несмотря на весь вред та-
кого подхода для развития страны, отказывался изменить модель взаимоотно-
шений с периферией. Одним из способов добиться этого и стал отказ от обшир-
ных краёв и областей в пользу мелких единиц территориального управления»
(с. 140). До сих пор неизвестны достоверные источники, подтверждающие су-
ществование или даже формирование оппозиции Сталину в середине 1930-х гг.
Не слишком убедительным представляется и утверждение о том, что «некото-
рые (из руководителей регионов. - К.Б.) (например, глава Ленинградской пар-
торганизации С.М. Киров) приобретали общесоюзную известность и влияние,
представая в глазах оппозиционно настроенных кругов общества альтернати-
вой “вождю”» (с. 139). Тем более сомнительно предположение о том, что для
противодействия «региональным лидерам-оппозиционерам» Сталин пошёл на
10
См., например: Болдовский К.А. Планы реформирования ВКП(б) в проекте устава партии
1947 г. // Советский мегаполис: Ленинград в процессе модернизации. Сборник статей. СПб., 2014.
С. 46-55.
11
Выражаю благодарность А.Н. Фёдорову за предоставленную информацию.
77
отказ от крупных «госплановских» областей. Ещё со времён борьбы с «зино-
вьевской оппозицией» во второй половине 1920-х гг. партийное руководство
выработало действенный механизм кадровых перемещений в рамках партий-
ной номенклатуры должностей. Таким образом, для смены «подозрительных»
руководителей регионов совсем не требовалось прибегать к ликвидации самих
АТЕ. Достаточно было перевести самого «местного лидера» и работников из
его окружения в другие регионы и ведомства.
Анализируя процесс подготовки и принятия решений в сфере АТД, автор
иногда делает несколько необоснованные выводы. Следует особо остановиться
на изложении сведений о чистках 1949-1951 гг., получивших в историографии
название «ленинградского дела». В настоящее время у исследователей отсут-
ствует доступ к ряду источников о событиях, послуживших их причиной. Из-
за этого многое приходится исследовать на основе косвенных свидетельств.
Поэтому возникают достаточно многочисленные версии, одна из которых за-
ключается в том, что причиной «дела» стала борьба некоторых руководителей
страны с «русскими националистами», объединившимися в «ленинградской
группе». Круглов частично воспроизводит эту версию: «В кругах партработ-
ников, близких к секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Жданову, обсуждалась… идея
создания отдельной компартии РСФСР или некоего специального органа
управления территорией республики (например, Бюро ЦК по РСФСР). Речь
шла лишь о более чётком определении России в рамках СССР. Она не име-
ла многих атрибутов советской государственности, но главное - собственных
партструктур. Однако члены “группы Жданова” всё же обратились с данным
вопросом к самому Сталину… Такая вольность возмутила “вождя”, поскольку,
по его мнению, ЦК российской компартии, в отличие от компартий других
союзных республик, мог представлять прямую угрозу авторитету ЦК ВКП(б)»
(с. 181-182).
В приведённой цитате содержатся неточности. Сомнительным представ-
ляется тезис о существовании некой «группы Жданова» - никакими досто-
верными свидетельствами это не подтверждается. Далее, председатель Совета
министров РСФСР М.И. Родионов действительно несколько раз обращался
к различным руководителям страны с предложениями о создании Бюро ЦК
по РСФСР (известно, по крайней мере, три: два к Сталину - в сентябре 1947
и январе 1948 г., и одно к Маленкову в сентябре 1948 г.)12. Но этот вопрос за-
трагивал механизм управления и вовсе не был связан с политикой. К тому же
в первые послевоенные годы существовали аналогичные бюро по Прибалтике,
Средней Азии, Закавказью, рассматривался вопрос о создании Дальневосточ-
ного бюро.
Более сложен для исследования вопрос о планах создания Российской ком-
мунистической партии. Одно из более или менее достоверных свидетельств -
слова П.С. Попкова в его покаянном выступлении на объединённом пленуме
ленинградских горкома и обкома ВКП(б) в феврале 1949 г. о том, что такие
разговоры велись в приёмной Жданова. Попков не зря подчеркнул, что разго-
воры велись именно в приёмной, т.е. носили неофициальный характер. Однако
в любом случае эти разговоры - лишь свидетельство определённых настроений
небольшой группы, а не реальных планов, которые вряд ли могли быть реали-
12
Болдовский К.А., Бранденбергер Д. Обвинительное заключение «ленинградского дела»: кон-
текст и анализ содержания // Новейшая история России. Т. 9. 2019. № 4. С. 1021.
78
зованы. У нас нет доказательств распространённости такого рода идей среди
руководителей Ленинграда. Более того, есть прямые утверждения, что подоб-
ных разговоров об этом в их среде не велось.
В целом вопрос о «националистической угрозе» в «ленинградском деле» -
лишь один из недостоверных и недоказанных пунктов обвинения. Делать на
этом основании выводы о существовании каких-либо реальных замыслов по-
добного рода неверно.
Некоторые вопросы АТД в сталинский период решались исключительно из
политических соображений, причём экономическая целесообразность во вни-
мание не принималась. Например, в 1940 г. присоединённые районы Финлян-
дии на Карельском перешейке, вопреки очевидности, административно отнес-
ли к Карело-Финской ССР, а не к Ленинградской обл. Образование в 1946 г.
Кёнигсбергской обл. и присоединение её к РСФСР привело, как известно,
к образованию эксклава со всеми вытекающими из этого экономическими
проблемами. И даже во время существования СССР подобное подчинение вы-
глядело неестественным. Хотелось бы пожелать, чтобы в последующих иссле-
дованиях Круглов более подробно остановился на изучении этих сюжетов.
Другой немаловажный вопрос - исследование регионалистских и центра-
листских тенденций в советском государстве. Чрезвычайно интересным и важ-
ным является описание автором периода 1917-1922 гг. (раздел 1.1), когда АТЕ
создавались и преобразовывались часто по инициативе снизу. Не стоит, одна-
ко, считать, что после укрепления сталинского режима регионалистские на-
строения полностью исчезли. Напротив, экономическое и научно-техническое
развитие обуславливало усложнение системы управления, что, в свою очередь,
диктовало необходимость перехода от жёстко централизованной структуры
к режиму большей самостоятельности, ответственности и инициативы на ни-
зовых уровнях. Эта тенденция обозначилась в период Великой Отечественной
войны (например, региональное управление в блокированном Ленинграде)
и продолжала проявляться в послевоенный период. Особенно выразительным
процесс формирования региональной политической элиты стал во второй по-
ловине «хрущёвского» и в начале «брежневского» периодов. Вопросы возрас-
тания реальных полномочий и степени влияния регионов находили отражение
и в процессах АТД.
Нуждается в тщательном рассмотрении проблема влияния на АТД военно--
стратегического и военно-промышленного факторов. Образование и функцио-
нирование военных округов и других оборонительных структур, вопросы моби-
лизационного планирования и охраны приграничных территорий несомненно
учитывались при преобразованиях13. Военно-промышленный комплекс, обла-
давший многочисленными «закрытыми» территориями, и его взаимодействие
с региональными административными структурами оказывали существенное
влияние на местные органы власти, а следовательно, и на процессы в сфере
АТД (особенно в послевоенный период)14.
Это также относится к структурам НКВД-МВД. В монографии кратко опи-
сана ситуация с реформой Дальстроя, но этого недостаточно для понимания
13
В качестве примера можно упомянуть о том, что в первые послевоенные годы неоднократ-
но менял статус Кронштадт, переходя из гражданского подчинения (район Ленинграда) в военное
(крепость).
14
См., например: Кузнецов В.Н. Закрытые города Урала: исторические очерки. Екатеринбург,
2008.
79
данной проáлемы. По мнению автора, создание Магаданской оáл. в декаáре
1953 г. оáусловливалось «áорьáой за власть в руководстве СССР, поскольку едва
ли не самой важной целью этого решения стало ослаáление влияния структур
МВД СССР. Земли, на которых создавалась оáласть, ранее лишь формально
входили в состав Хаáаровского края. Они управлялись трестом Дальстрой -
частью системы НКВД (МВД)… Этот шаг представлялся центру осоáо важным
в ходе чистки МВД от “áериевцев” и укрепления позиций партийных органов
в силовых структурах в целом» (с. 156-157). Не оспаривая данное утверждение,
следует отметить, что вопрос о создании новой АТЕ в районах деятельности
Дальстроя оáсуждался не только в 1938 г., когда его отложили после личного
вмешательства Сталина (на что указал автор), но и в сентяáре 1949 г., когда
его рассмотрение возоáновилось в Секретариате ЦК ВКП(á) «в связи с прось-
áой Хаáаровского крайкома ВКП(á) и исполкома Хаáаровского краевого Со-
вета депутатов трудящихся оá оáразовании в составе Хаáаровского края новой
Колымо-Чукотской оáласти с центром в г. Магадане»15. Можно предположить,
что даже в годы правления Сталина отношения местных партийных и совет-
ских властей с Дальстроем нельзя характеризовать как полностью стаáильные,
áез признаков межведомственного соперничества.
В качестве ещё одного направления исследований хочу указать вопросы,
связанные со статусом «респуáликанского подчинения» некоторых АТЕ. В мо-
нографии упомянуто, что «в качестве исключения из оáщего правила» статус
респуáликанского подчинения получила Тува после вхождения в состав СССР
в 1944 г. Между тем в Конституции РСФСР 1978 г. прямо сказано, что статусом
«респуáликанского подчинения» наделялись Москва и Ленинград16. Было áы
весьма интересно áолее подроáно изучить вопрос о «респуáликанском» статусе
отдельных территорий, исследовав причины и механизм принятия решений
в этих и других аналогичных случаях.
Но всё это - лишь пожелания на áудущее. Пока же, подводя итоги, под-
черкну, что монография В.Н. Круглова - профессионально подготовленная
и талантливо выполненная научная раáота. Она, несомненно, станет основой
для áудущих научных поисков, успеха в которых и следует пожелать автору.
15
РГАСПИ, ф. 17, оп. 116, д. 462, л. 57.
16
Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики; Конституции (Основные законы) Автономных Советских Социалистических Респуб-
лик, входящих в состав РСФСР. М., 1979. С. 22.
80