Никита Пивоваров: Как обустраивали Россию - между идеологией
и реальностью
Nikita Pivovarov (Institute of World History, Russian Academy of Sciences,
Moscow; I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Russia):
How the territorial structure of Russia was built - between ideology and reality
DOI: 10.31857/S0869568722060097, EDN: MMEJEP
История АТД - одно из классических направлений в историографии, неза-
служенно заáытое современными исследователями. Исчерпывающих
пуáлика-ций по данной проáлематике не появилось, а имеющиеся раáоты
недостаточно
детализированы
и
хронологически
привязаны
преимущественно к соáытиям
80
1920-1930-х гг. Однако сейчас эта тема как никогда актуальна не только с точ-
ки зрения получения нового научного знания, но и в связи с общественно--
политическими событиями современности. В этом отношении исследование
«Организация территории России в 1917-2007 гг.: идеи, практика, результаты»
представляет особый интерес, так как посвящено почти 90-летнему опыту тер-
риториального строительства в РСФСР и современной России.
Формально книга разделена на две части. В первой описан советский пери-
од, во второй - история современного российского государства, начиная с пе-
рестройки и заканчивая 2007 г. Задав для своего исследования столь широкие
хронологические рамки, В.Н. Круглов использовал разнообразные источники
и методы исследования. Так, анализируя новейшее время, автор маневриро-
вал между историческим и политологическим анализом. Вместе с тем, наряду
с формально-хронологическим принципом, книга разделена тематически. От-
дельным блоком рассмотрены вопросы, связанные с национальными автоно-
миями, и пограничные дискуссии РСФСР с другими союзными республиками.
Прослежены изменения в рамках российских губерний, областей и краёв.
Концепция книги строится на «маятниковой» модели принятия решений.
Эта модель хорошо известна в историографии и использовалась при описа-
нии административно-территориальных преобразований, но автор заметно
её расширил, ушёл от узкой формулы «дробление-укрупнение», наполнив её
концептуальным содержанием. По мнению Круглова, постоянные «колебания
маятника» при принятии решений можно объяснить сменой идеологическо-
го подхода на более прагматический (в основном, экономический), а также
чередованием интересов центра и регионов. В этом отношении показатель-
ны ранние советские годы. Когда в 1918 г. принималась первая Конститу-
ция, федерализм имел размытый статус, а формирование территорий про-
исходило главным образом по своеобразию национального состава, а не по
хозяйственно-экономическому укладу. В 1920 г. под влиянием плана ГОЭЛРО
именно экономические факторы были объявлены главными для образования
и развития регионов, но уже с середины 1920-х гг. создание новых территорий
вновь стало зависеть от политических и даже кадровых задач, стоявших перед
руководством страны. Масштабное переформатирование территорий в конце
1920-х - начале 1930-х гг. объяснялось деполитизированно - необходимостью
развития экономики страны в целом и регионов в частности. Таким образом,
в первое десятилетие советской власти концептуальные обоснования террито-
риальных преобразований менялись несколько раз.
В последующие годы частота колебаний в принятии решений уменьшилась.
Идеологический подход сохранился главным образом в отношении националь-
ных автономий, тогда как административно-территориальные преобразования
областей и краёв РСФСР в основном зависели от экономических факторов. Ав-
тор показал, что повышение статуса той или иной автономии (из автономной
области в автономную советскую социалистическую республику) связывалось
как с продолжавшимся вплоть до середины 1930-х гг. процессом корениза-
ции, так и с коммеморативными практиками. Например, Мордовскую и Кал-
мыцкую автономные области преобразовали в АССР в связи с пяти- и пят-
надцатилетием со дня их образования (с. 174). Впрочем, даже в отношении
национальных автономий решения принимались не всегда последовательно.
Показательна судьба «репрессированных народов», лишившихся своих автоно-
мий в 1940-х гг. После смерти И.В. Сталина большинство АССР восстановили,
81
за исключением республики немцев Поволжья и крымских татар (во многом
под влиянием экономических факторов).
По мнению Круглова, власть в последний раз использовала идеологию
как основу для территориальных преобразований в начале 1960-х гг., при при-
нятии в 1961 г. третьей Программы партии - ключевого политического до-
кумента того времени. Одним из её положений стало заявление о том, что
все советские нации равноправны. Следовательно, какие-либо границы между
союзными республиками должны быть ликвидированы, что на тот момент
противоречило господствовавшему экономическому взгляду на развитие тер-
риторий. Однако с середины 1960-х гг. и вплоть до перестройки движение
«маятника» практически прекратилось, так как основанием для возможных
территориальных преобразований стала служить экономическая эффектив-
ность, а не идеология.
На протяжении всей книги Круглов довольно подробно рассмотрел и про-
анализировал инициативные предложения о территориальных изменениях,
исходившие от партийных, государственных и общественных структур. В ре-
зультате он пришёл к новым выводам. Так, в историографии утвердилось мне-
ние о существенном влиянии научного сообщества на принятие политических
решений. Достаточно обратиться к уже ставшей классической монографии
Ф. Хирш, недавно переведённой на русский язык. В ней говорится, что на-
учное сообщество не только поддерживало и укрепляло советскую власть, но
и во многом определяло представления руководства страны о таких категориях,
как «народность», «нация», «национальность», что в свою очередь влияло на
принятие решений о межевании границ губерний и областей17.
Выводы Круглова идут вразрез с подобными утверждениями. Он приводит
доказательную базу, которая позволяет однозначно утверждать, что уже с сере-
дины 1920-х гг. «оформилась линия власти на принятие ключевых решений без
всяких консультаций с представителями научного сообщества» (с. 105). В за-
ключении автор ещё раз, и куда более критично пишет на этот счёт: «Власть
демонстративно не обращала на них (учёных. - Н.П.) внимания, рассматри-
вая науку не как партнёра, экспертное сообщество и интеллектуальную среду,
а как обслугу, призванную разъяснять массам “великую мудрость марксизма--
ленинизма”» (с. 429). Важно также понимать, что не только власть полностью
игнорировала мнение учёных по территориальным вопросам, но и само науч-
ное сообщество с конца 1920-х гг. стало транслировать исключительно «телео-
логическую» точку зрения18, которая сводилась к тому, чтобы подтверждать
правильность целей и задач, обозначенных советским руководством (с. 232).
Другое дело, что автор не всегда последователен в доказательстве своего тезиса.
Например, при описании инициатив второй половины 1960-х и 1970-х гг. он
не обращается к документам партийных и государственных институтов, а опи-
рается только на научную дискуссию по административно-территориальным
вопросам, развернувшуюся среди советских экономистов.
Вместе с тем представляется, что описанный механизм принятия решений
носит излишне персонифицированный характер. Например, автор пишет, что
17
Хирш Ф. Империя наций: этнографическое знание и формирование Советского Союза.
М., 2022. С. 208.
18
Подробнее о споре так называемых генетиков и телеологов по вопросам территориаль-
ных преобразований см.: Меерович М.Г. «Генетики» и «телеологи» - дискуссия о районировании
СССР // Архитектон: известия вузов. 2012. № 4. С. 63-79.
82
Белоруссия самим фактом своего существования обязана Сталину (с. 102), он
же единолично решил судьбу единой осетинской автономии (с. 116). Резюми-
руется его роль так: «Утвердившись в роли “вождя”, Сталин определял, как
и в каком направлении будет развиваться страна. В частности, именно он яв-
лялся “творцом” её новой территориальной структуры» (с. 137). Аналогичным
образом оценивается роль Н.С. Хрущёва. Подобная персонификация возможна
при описании исторических событий, тем более что традиционно это один из
наиболее популярных и востребованных среди исследователей подходов, так
как через него проще объяснить сложные проблемы. До российской «архивной
революции» вся западная историография советского политического проекта -
за минимальной доступностью источников - строилась на персонализирован-
ном подходе19. Однако уже имеющийся архивный базис (как введённых в науч-
ный оборот документов, так и ожидающих своего часа) побуждает отказаться от
подобного подхода при анализе таких сложных явлений, как территориальные
преобразования.
Автор довольно аргументированно обосновывает свои утверждения. Одна-
ко некоторые тезисы вызывают вопросы. Например, мнение о том, что процесс
образования новых областей в годы Великой Отечественной войны был связан
с усилением вертикали управления для обеспечения контроля над окраинами
страны (с. 155). Как представляется, районирование тех лет скорее необходимо
рассматривать через призму децентрализации, как проявление слабости руко-
водства страны и переложение ответственности на местные власти. Сомнение
вызывает и тезис о том, что «Ленинградское дело» объяснялось во многом
борьбой с «русским национализмом» (с. 181). На сегодняшний день в историо-
графии показано, что эта политическая кампания не имела отношения к вы-
давливанию некоей «русской партии» из высших эшелонов власти20.
Отдельные проблемы истории советского АТД автор, к сожалению, обо-
шёл вниманием. Например, не прокомментированы тенденции послевоенного
времени, связанные с формированием в ряде союзных и автономных респуб-
лик областей. Остаётся открытым вопрос о том, какую цель преследовали ру-
ководители эпохи «позднего сталинизма» и почему фактически сразу после
смерти «вождя» такое областное деление оказалось ликвидировано. Лишь в са-
мых общих чертах представлены в книге сюжеты, связанные с инициативами
хрущёвского времени - создание совнархозов и разделение обкомов на сель-
скохозяйственные и промышленные. Главный же пробел - отсутствие анали-
за процессов низовых территориальных преобразований, того, что в советское
время называли районированием. Безусловно, если бы автор также тщательно
описывал историю создания и ликвидации волостей, уездов, кантонов и рай-
онов, как это было сделано в отношении губерний, областей, краёв и АССР,
то объём книги вырос бы в несколько раз. Однако можно было бы описать
как отдельные сюжеты районирования (например, проблему территориальных
конфликтов), так и показать в самом общем виде динамику формирования,
укрупнения и разделения районов в 1930-1970-х гг.
Несмотря на то что книга посвящена казалось бы довольно «скучной»
проблематике, повествование получилось интересным и даже захватывающим.
19
Зеленов М.В. «Двойная природа» ЦК РКП(б) и его место в политической системе Советской
России 1919-1923 гг. // Российская история. 2021. № 6. С. 169.
20
О разных подходах в изучении «Ленинградского дела» см.: Болдовский К.А., Бранденбергер Д.,
Пивоваров Н.Ю. За что расстреляли руководителей-блокадников? // Родина. 2019. № 6. С. 130-133.
83
Отдельные сюжеты читаются как настоящий исторический детектив. Во мно-
гом это заслуга автора, который мастерски владеет пером и не даёт читателю
скучать над страницами своей книги. Впрочем, иногда в ней встречаются вы-
ражения неакадемического характера. В ряде мест вместо названия союзной
респуáлики «Казахстан» почему-то использовано слово «Казахия» (с. 176, 204),
что исторически неверно. Не своáодна книга и от непроверенной информа-
ции. Например, описываются проекты перекраивания пространства Казах-
стана в начале 1960-х гг. (с. 203-204) или территориального переустройства
всего СССР в начале 1980-х гг. (с. 247-249). В первом случае основанием для
исторического мифа послужили пуáликации журналистов 1990-2000-х гг., а во
втором - воспоминания áывшего помощника генсека ЦК КПСС А.И. Воль-
ского. При этом авор и сам отмечает, что оáе истории не имеют официального
документального основания, поэтому непонятно, насколько неоáходимо áыло
вводить в научный текст описание явных фальшивок.
В целом же В.Н. Круглов не только уáедительно показал, как и почему
советские административно-территориальные проекты потерпели крах, но
и предложил свой ответ на вопрос А.И. Солженицына о том, как оáустроить
Россию. Не имея опоры на экспертов, которые могли áы критично оценить
проекты формирования территорий, руководство страны оказалось заложни-
ком соáственных идей, вынужденно находилось в маятниковом движении - то
усиливая централизацию, то ослаáляя её, то делая ставку на идеологические
факторы, то на экономические. Оáщий посыл книги заключается в том, что
власть должна как можно шире привлекать научное сооáщество для решения
и административно-территориальных, и других вопросов развития страны, оá-
щества и государства.
84