Александр Музафаров: Новый взгляд на незаслуженно
недооцениваемую тему
Alexander Muzafarov (Moscow State Institute (University) of Culture,
Russia; The Fundation for Historical Outlook, Moscow, Russia):
A much-needed look at an undeservedly underestimated topic
DOI: 10.31857/S0869568722060103, EDN: MMRDRK
Территориальное устройство страны периодически меняется. Между
тем эти изменения почти никогда не находят адекватного описания в
школьных учеáниках истории и крайне редко - в вузовских. Внимание научно-
популярной литературы они тоже практически не привлекают. Некоторым
исключением можно назвать ситуацию с передачей Крымской оáл. из
состава РСФСР в со-став Украинской ССР. Крайне редко упоминается
изменение статуса Карелии или преоáразование Чечено- Ингушской ССР в
Грозненскую оáл. и оáратно. Для студента, изучающего историю Великой
Отечественной войны, может áыть новостью, что границы Московской оáл.
в 1941 г. разительно отличались от современных, равно как и от границ
одноимённой дореволюционной гуáер-нии. При этом процесс гуáернской
реформы Екатерины II подроáно описан в учеáной и специальной
литературе, и учащиеся имеют довольно устойчивое представление о
территориальном делении страны до революции. Однако то, что
происходило в этой сфере после 1917 г., остаётся неясным.
84
В этом отношении монография В.Н. Круглова является одним из первых
подробных исследований. В ней не только описывается сложный процесс из-
менения территориального деления страны, но и даётся представление о прин-
ципах, на основании которых это деление происходило. Книга представля-
ет собой прекрасный справочник по территориальному устройству РСФСР
в рассматриваемый период, сильно облегчающий изучение советского периода
истории Отечества.
Кроме того, в ней затронут важный аспект советского государственного
строительства. Известно, что Советский Союз создавался как идеологическое
государство, основным назначением которого была реализация коммунисти-
ческой доктрины в общемировом масштабе. Этой главной задаче подчинялось
подавляющее большинство решений советской власти в области социального
устройства общества и формирования новой советской, коммунистической го-
сударственности. Региональное деление страны не могло при таком подходе
руководствоваться принципами, действовавшими в Российской империи, ко-
торая представляла собой национальное государство русского народа.
Однако советское руководство выдвинуло не одну, а сразу две кон-
фликтующие идеи территориального устройства: на основе национально-
го фактора - создавая национально-государственные структуры, и на осно-
ве рационально-экономического подхода (последний, впрочем, был сдобрен
идеологией - хотелось иметь пролетарские города в каждой территориальной
единице). Оба подхода игнорировали не только друг друга, но и исторически
сложившиеся связи между территориями России.
Что интересно - описанная Кругловым история наглядно демонстриру-
ет, как во многих случаях теоретическим и идеологически мотивированным
подходам к территориальному делению приходилось отступать перед реально-
стью. То, что хорошо выглядело на бумаге или в идеологических доктринах,
оказывалось нежизнеспособно на практике. Автор, к примеру, показывает, как
воздействие реальности на расчёты советских социальных прожектёров во мно-
гом привело к восстановлению исторически сложившихся территориальных
единиц.
Примечательно (но в свете вышесказанного и ожидаемо), что советское ру-
ководство предпочитало жертвовать в первую очередь именно экономически--
рациональным подходом, сохраняя национально-государственные образования
даже ценой значительных материальных и иных затрат, и не изменило этой
практике даже тогда, когда наличие подобных образований стало фактором
обострения межнациональных отношений и конфликтов. При этом важно, что
симптомы данной проблемы проявились довольно рано, и руководство страны
располагало достаточным запасом времени и ресурсов для её решения. Однако
по тем или иным причинам оно предпочло «подморозить» ситуацию, что боль-
но сказалось в конце ХХ в.
Представляет большой интерес описание автором процесса изменения
территориального устройства Российской Федерации после 1991 г. Конечно,
в силу того, что круг доступных историку источников заметно меньше (особен-
но источников, проясняющих мотивационную часть принимаемых решений),
этот раздел носит скорее описательный характер. В то же время это одно из
первых, если не самое первое научное описание данной темы.
Важно отметить, что работа оставляет пространство для дальнейшей раз-
работки вопросов организации территориального устройства РСФСР. Мож-
85
но отметить перспективные направления, например, сравнение её с другими
союзными республиками. Хорошо известно, что в некоторых аспектах статус
Российской Федерации отличался от статуса других республик (в отличие от
Украинской и Белорусской, она не была представлена в ООН, в ней отсутство-
вали собственная компартия, ряд республиканских наркоматов/министерств,
Академия наук и т.д.). Как эти отличия проявлялись в рассматриваемом аспек-
те? Интересно сравнить статус (номинальный и реальный) автономных респуб-
лик в составе РСФСР с положением таких же субъектов в составе других союз-
ных республик (Грузии, Азербайджана, Узбекистана).
Стоит более подробно рассмотреть некоторые территориальные перетасов-
ки и/или смены статусов. Прежде всего привлекает внимание «карельский во-
прос». Здесь мы имеем дело с уникальной ситуацией - выделением союзной
республики из состава РСФСР и, позднее, обратным включением её в состав
федерации. В качестве рекомендации выскажу предложение о том, что, создав
обобщающую картину изменений АТД, следовало бы в дальнейшем сосредо-
точиться на изучении отдельных примеров состоявшихся и по тем или иным
причинам неосуществлённых новаций на карте страны.
В советской системе неформальные связи и личные амбиции советских
«вождей» играли не меньшую, а порой и бóльшую роль. Поэтому было бы
интересно рассмотреть вопрос о личном влиянии видных деятелей советского
государства на территориальное устройство страны как на концептуальном,
так и на конкретном уровне. Известна личная роль Н.С. Хрущёва в крымском
эпизоде, но кто предложил идею решения того же «карельского вопроса»? Ав-
тор уделил внимание роли Л.И. Брежнева в поддержании стабильности АТД
в 1960-1970-х гг., в том же духе следовало бы исследовать и позиции других
«вождей» и лидеров страны.
В целом монография В.Н. Круглова - заметное явление среди новых ис-
следований, посвящённых советскому периоду. Книга весьма полезна как для
преподавателей, учащихся и исследователей, так и для любителей отечествен-
ной истории, чему способствуют ясность изложения, чувство стиля и хороший
литературный язык, которым она написана.
86