Судебные учреждения в Сибири
Развитие судебной системы в Сибири
в XVIII - первой половине XIX в.
Виталий Воропанов
Development of the judicial system in Siberia
in the 18th - first half of the 19th centuries
Vitaly Voropanov
(Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration, Chelyabinsk branch)
DOI: 10.31857/S0869568722060176, EDN: MNGMZK
К началу имперского периода в истории России её территории за Уралом
делились на уезды, управление которыми контролировали и координировали
Сибирский приказ в Москве и разрядный воевода в Тобольске. Местный суд
находился в ведении четырёх разрядных и 20 уездных воевод, действовавших,
как правило, вполне самостоятельно. В условиях автономии туземных народов
и неопределённости контура государственных границ царь и его Сибирский
приказ предоставляли воеводам свободу применения правовых норм, «смотря
по тамошнему делу и как их Бог вразумит». Пространственные рубежи юрис-
дикции были тесно связаны с территориальной организацией сбора налогов
и отличались фрагментированностью, связанной с обстоятельствами присо-
единения и освоения различных областей: жители острогов и слобод, общи-
ны туземцев часто пользовались экстерриториальным статусом1. Устойчивой
особенностью являлось отсутствие губных и земских судов как альтернативных
органов власти, однако и местным судебным системам была свойственна ярко
выраженная дихотомия, поскольку как коренное, так и пришлое население ис-
пользовало в своих «внутренних» делах традиционные формы осуществления
правосудия, по необходимости разрешённые государством. Признание воевод
в качестве судей происходило противоречиво: их склонность к произволу не-
редко побуждала обходить приказную избу стороной, предпочитая ей самосуд,
однако жители сибирских уездов представляли разные этносоциальные группы,
мигранты сталкивались с проблемами при организации самоуправления и пе-
риодически всё же испытывали потребность в обращении к государственному
суду.
Преобразования Петра I ускорили процесс интеграции Сибири в состав
России. Однако в ходе первой реформы местного управления царь не стал
вводить в Сибири выборную должность бурмистров из-за малочисленности
© 2022 г. В.А. Воропанов
Статья подготовлена при поддержке РФФИ и Тюменской области, проект № 20-49-720019.
1
Подробнее см.: Вершинин Е.В. Воеводское управление в Сибири (XVII век). Екатеринбург,
1998. С. 118; Самигулов Г.Х. Слободское расселение как способ отчуждения вотчинных земель ясач-
ного населения: Туринский и Тюменский уезды XVII века // Вестник Омского университета. Сер.
Исторические науки. 2017. № 3(15). С. 238-248.
173
горожан, слабости их хозяйств и присутствия ссыльных2. На пике Северной
войны Сибирь и Северное Приуралье составили колоссальную губернию.
При этом конфигурации судебных систем и территория подсудности орга-
нов юстиции менялись по мере присвоения поселениям разных типов статуса
административных центров. С 1709 г. при каждом губернаторе надлежало на-
ходиться ландрихтеру или земскому судье3. Между тем сибирский ландрих-
тер безвыездно находился в Москве, руководя работой Канцелярии Сибир-
ской губ., заменившей Сибирский приказ4. Воевод сменили обер-коменданты
и коменданты5. В потенциальных центрах провинций им придавалось особое
значение. Так, 31 декабря 1713 г. енисейский комендант получил право кон-
тролировать деятельность комендантов Красноярска и Мангазеи6. С 1715 г.
для управления «долями», т.е. округами, установленными губернатором, стали
командироваться ландраты, также пользовавшиеся ограниченной юрисдик-
цией, но исключительно в отношении сельского населения7. В 1711 г. царь
попытался провести в слободах Сибири выборы бурмистров, но уже в 1716 г.
функции власти на низшем уровне в полном объёме вернули назначаемым
приказчикам8.
В период второй административной реформы Сибирь 29 мая 1719 г. разде-
лили на три провинции, а 26 ноября 1724 г. в Енисейске и Иркутске учредили
должности вице-губернаторов9. В провинциях и уездах продолжали создавать
дистрикты, позволявшие упорядочивать ведение дел на местах10. В то же время
в Сибири появились специальные органы юстиции. Осуществление правосу-
дия царь доверил надворным судам, открытым в Тобольске (1720) и Енисейске
(1722)11, обойдя вниманием Иркутск - центр третьей провинции, несмотря на
её размеры.
Надворные суды рассматривали и разрешали дела независимо от квали-
фикации преступления и суммы материального ущерба, утверждали пригово-
ры, принимали апелляционные жалобы, занимались судебно-исполнительной
деятельностью, организовывали сыск, руководили местами содержания под
стражей подсудимых и обвиняемых и нотариатом12. Енисейский и Тобольский
надворные суды, как наиболее удалённые от столицы, даже были уполномо-
чены предварительно расследовать политические преступления13. В 1721 г.
губернатор и судьи Тобольского надворного суда приступили к назначению
2
ПСЗ-I. Т. 3. № 1708.
3
Там же. Т. 5. № 2673. Ст. 3; № 2879.
4
Подробнее см.: Редин Д.А. Административные структуры и бюрократия Урала в эпоху петров-
ских реформ (западные уезды Сибирской губернии в 1711-1727 гг.). Екатеринбург, 2007. С. 153-162.
5
ПСЗ-I. Т. 4. № 2484, 2135. Ст. 5.
6
Памятники сибирской истории XVIII века / Под ред. А.И. Тимофеева. Кн. 2. СПб., 1885.
№ 7. С. 32.
7
ПСЗ-I. Т. 5. № 2879, 3334.
8
Подробнее см.: Шишонко В.Н. Пермская летопись с 1263-1881 г. Третий период. С 1645-
1676 г. Пермь, 1884. С. 880.
9
ПСЗ-I. Т. 5. № 3378; Т. 7. № 4606, 4916.
10
Подробнее см.: Редин Д.А. Административные структуры… С. 315-349.
11
Серов Д.О. Судебная реформа Петра I: историко-правовое исследование. М., 2009. С. 209, 213.
12
Там же. С. 221-229.
13
Акишин М.О. О проведении судебной реформы Петра Великого в Сибири // Проблемы
истории государственного управления и местного самоуправления Сибири XVI-XXI вв. Материа-
лы VI всероссийской научной конференции. Новосибирск, 2006. С. 131-132.
174
городовых («земских») судей, появившихся в Кунгуре, Таре, Тюмени - центрах
дистриктов, сменявших уезды14.
Медленное развитие законодательства и нехватка чиновников побудили Пет-
ра I согласиться с упразднением судов первого звена, обособленных от админи-
страции. Указом Сената 12 марта 1722 г. провинциальным воеводам придавалось
по два асессора для ведения судебных дел. В город, удалённый на расстояние свы-
ше 200 вёрст, воевода мог командировать асессора с правом удовлетворения исков
на сумму до 20 руб.15 4 апреля именной указ подтвердил ликвидацию «нижних»
судов, передав их функции в городах, не имевших надворных судов, губернаторам,
вице-губернаторам, провинциальным воеводам и асессорам. В населённые пун-
кты, отстоявшие более чем на 200 вёрст, следовало посылать комиссаров, уполно-
моченных разбирать имущественные иски на сумму до 50 руб. (их решения могли
быть обжалованы в надворном суде или у провинциального воеводы)16. В поселе-
ниях, рассеянных на сибирских просторах, они заменили городовых судей. Тоболь-
ский надворный суд назначал комиссаров не только в города, но и «в дистрикты»,
т.е. остроги и слободы с окружавшими их деревнями17. Для максимального охвата
населения обязанность разбирать мелкие дела возложили на приказчиков. Но по-
пытки делегировать функции низшего суда крестьянам строго пресекались18.
К системе общих судов, находившихся в ведении Юстиц-коллегии, при-
мыкали магистраты, подчинённые Главному магистрату и наделённые судебной
властью. Численность должностных лиц в них зависела от развития социальной
среды в провинциях. Для рассмотрения уголовных и гражданских дел необходи-
мы были бургомистр с помощниками19. На Востоке России магистраты превра-
тились в дополнительный индикатор «дефронтиризации» областей. И.К. Кири-
лов в описании 1727 г. указал наряду с губернским и двумя провинциальными
12 городовых магистратов в Сибирской губ.20
Преемникам Петра I пришлось корректировать итоги его реформ. Так,
15 июля 1726 г. был упразднён институт судебных комиссаров21. 24 февраля
1727 г. Екатерина I возложила все обязанности в сфере правосудия на губернато-
ров и воевод22, им же переподчинили магистраты23, переименованные в ратуши24.
Наказ, утверждённый 12 сентября 1728 г., закрепил иерархию местных судов:
решение ратуши можно было обжаловать у воеводы, а его приговор в случае
апелляции пересматривал губернатор25. Восстановление судов для городских со-
словий последовало 11 декабря 1742 г.26
14
Бородина Е.В. Судебная реформа Петра I на Урале и в Западной Сибири. Екатеринбург,
2012. С. 80-84.
15
ПСЗ-I. Т. 6. № 3917; Т. 7. № 4899.
16
Там же. Т. 6. № 3935.
17
Бородина Е.В. Судебная реформа… С. 98.
18
Миненко Н.А. Русская крестьянская община в Западной Сибири. XVIII - первая половина
XIX в. Новосибирск, 1991. С. 126-127.
19
ПСЗ-I. Т. 6. № 3708. Гл. V-VII, IX; Т. 7. № 4811.
20
Подробнее см.: Кирилов И.К. Цветущее состояние Всероссийского государства / Под ред.
Б.А. Рыбакова. М., 1977. С. 261-291.
21
ПСЗ-I. Т. 7. № 4929.
22
Там же. № 5017. Ст. 5; Т. 8. № 5069.
23
Там же. Т. 7. № 5017. Ст. 2.
24
Там же. Т. 8. № 5302.
25
Там же. № 5333. Ст. 5-13, 16; № 5546.
26
Там же. Т. 11. № 8734.
175
В Азиатской России восстановили региональную систему органов юсти-
ции во главе с Сибирским приказом27. В 1727 г. за Уралом ещё продолжали
работу судебные комиссары: в феврале губернатор кн. М.В. Долгоруков до-
бился их удаления из острогов и слобод, а также из Берёзова и Пелыма, где
преобладали коренные народы28. С тех пор структура органов и должностных
лиц местного управления вновь стала проще: городовым воеводам подчиня-
лись младшие воеводы, управители, приказчики с канцеляриями и конторами,
размещёнными в центрах «присудов» - в «пригородках», острогах и слободах.
В законодательстве сохранялась тесная связь между юрисдикцией и местной
налоговой системой: туземным жителям следовало доставлять ясак по устояв-
шейся традиции «в городы и остроги, к которым они присудны»29. При этом
территория, подведомственная тем или иным органам юстиции, время от вре-
мени менялась. В 1726 г., после очередного ознакомления с географическими
особенностями макрорегиона, Сенат признал целесообразным переподчинить
Тобольску Кузнецк, Нарым и Томск30, дабы исключить Енисейскую провин-
циальную канцелярию как промежуточную инстанцию. В 1727 г. уральские
провинции передали в состав Казанской губ. В 1731 г. состоялось учреждение
администрации в Охотске. Его начальнику - сосланному в Сибирь в 1727 г.
Г.Г. Скорнякову-Писареву31, подчинённому Сибирскому приказу и иркутскому
вице-губернатору, предоставили «полную команду над тем местом» и руковод-
ство камчатскими приказчиками, «понеже Охотск стал быть от Якутска к Кам-
чатке самый близкий порт»32. Тем не менее в условиях рассеянности органов
власти действия Скорнякова-Писарева обжаловались через провинциальную
канцелярию33. В 1736 г. иркутского вице-губернатора наделили самостоятель-
ным статусом, а в 1764 г., после учреждения Иркутской губ., Екатерина II по-
ручила местному начальству провести административные границы и распреде-
лить народы между юрисдикциями. В январе 1775 г. губернию разделили на
провинции, воеводства и комиссарства34.
Несмотря на признание особенностей Сибири, воспринимавшейся не
только как губерния, но и по традиции как царство35, в правящих кругах
империи считали желательным и неотвратимым внедрение в ней общих стан-
дартов и принципов управления. В 1763 г. Екатерина II ликвидировала Си-
бирский приказ, восстановив за Уралом власть Юстиц-коллегии36. В 1783 г.
там были образованы три крупных наместничества, из которых Тобольское
и Иркутское включали в себя области (или провинции), а Колыванское оста-
лось единым37.
Судебная система в наместничествах состояла из трёх звеньев. В главных
административных центрах были открыты палаты уголовного и гражданского
27
Там же. Т. 8. № 5659; Т. 13. № 9875.
28
Там же. Т. 7. № 5015.
29
Там же. Т. 8. № 5333. Ст. 7; Т. 11. № 8017. Ст. 15. С. 30.
30
Там же. Т. 7. № 5065; Т. 9. № 6876.
31
Русский биографический словарь / Под ред. А.А. Половцова. Т. 18. Сабанеев-Смыслов.
СПб.,1904. С. 606-607.
32
ПСЗ-I. Т. 8. № 5753, 5813. Ст. 1, 12, 18.
33
РГАДА, ф. 24, оп. 1, д. 7, л. 1-7.
34
ПСЗ-I. Т. 16. № 12269; Т. 20. № 14242.
35
Там же. Т. 16. № 11983.
36
Там же. № 11989. Ст. 17.
37
Там же. Т. 21. № 15327, 15675.
176
суда, а также верхние и нижние надворные суды (в европейской части России
действовавшие только в столицах и в портовых Архангельске и Астрахани).
В их ведении, кроме чиновников и разночинцев, оказались сибирские дво-
ряне и дети боярские, но только в период пребывания на службе38. Размеще-
ние апелляционных судов (губернских магистратов и верхних расправ) в та-
ких удалённых от губернских городов центрах, как Томск, Нерчинск, Охотск
и Якутск, облегчало населению доступ к правосудию. В качестве первой ин-
станции для купцов, мещан и цеховых в крупных городах полагались магистра-
ты, в малых - ратуши. Остальное население подлежало суду нижних расправ,
имевшихся в каждом уезде. В отношении разночинцев они выполняли также
функции нижних надворных судов. Во всех иных случаях следовало соблюдать
сословный принцип. Если же подозреваемыми, обвиняемыми или ответчика-
ми являлись представители двух или нескольких сословий39, а суды первого
звена находились в разных городах, то для участия в совместном рассмотрении
и разрешении дел допускалось командирование одного из членов судейской
коллегии40.
Штаты судов первого звена устанавливались на основании сведений о на-
селении уезда (или округа). В ходе реализации губернской реформы был рас-
ширен перечень городов и посадов, что способствовало росту численности куп-
цов, мещан и цеховых. Тем не менее даже в старой столице Сибири в 1790 г.
перепись зафиксировала всего 13 279 жителей41. Магистраты предполагалось
создать во всех уездных центрах42. Однако городские сословия оставались не-
устойчивыми, часть купцов и мещан, будучи подсудными магистратам, прожи-
вали в сельской местности, порой на значительном удалении43. В поселениях,
бóльшую часть жителей которых составляли крестьяне и туземцы, условия для
открытия сословных судов и вовсе отсутствовали44. В Колыванском намест-
ничестве начальник Колывано-Воскресенских заводов добился возвращения
магистрата из Бийска, ставшего в 1783 г. уездным городом, в Барнаул, пе-
реведённый за штат, для удовлетворения нужд купцов и мещан, приписан-
ных к горному ведомству45. «Описание Иркутского наместничества 1792 года»
свидетельствовало о слабом развитии местной городской среды. В Иркут-
ске проживали 8 877 человек, принадлежавших к купеческому и мещанскому
сословиям, в Верхнеудинске - 2 705. Новыми уездными городами являлись
Алёкминск, Баргузинск и Жиганск, бывшие низшими административными
центрами («ис камиссарств»), а также Акланск, Доронинск, Зашиверск, Ижи-
38
Там же. Т. 22. № 16165.
39
ПСЗ-I. Т. 22. № 16357; Т. 23. № 17493.
40
Там же. Т. 20. № 14392. Ст. 284, 340; № 14829. Ст. 7.
41
Описание Тобольского наместничества / Сост. А.Д. Колесников. Под ред. А.П. Окладни-
кова. Новосибирск, 1982. С. 40.
42
ПСЗ-I. Т. 44. Ч. 2. К № 17494. Табл. VI; Стат Иркутского наместничества, состоящего из
четырех областей или провинций. СПб., 1783.
43
Клюева В.П. Городские сословия Тобольской губернии в XVIII - первой трети XIX века.
Дис. … канд. ист. наук. Тюмень, 2000. С. 109-141; Разгон В.Н. Сибирское купечество в XVIII - пер-
вой половине XIX в. Региональный аспект предпринимательства традиционного типа. Дис. … д-ра
ист. наук. Барнаул, 1999. С. 60-65.
44
Описание Тобольского наместничества. С. 39, 69, 84, 95, 117, 128, 140, 151, 161, 175-176,
181, 192, 201, 208, 215, 229.
45
Контева О.Е. Становление и развитие системы управления кабинетским горнозаводским
ведомством в Западной Сибири: 1745-1798 гг. Дис. … канд. ист. наук. Барнаул, 2005. С. 177.
177
гинск, Нижнекамчатск, Нижнеудинск, Оленск и Стретенск («переименованы
из острогов и сел»)46. Кроме Верхнеудинска и Иркутска городовые магистра-
ты имелись в Красноярске47 и Нерчинске, ратуши - в Илиме48, Селенгинске
и Якутске49. Ещё в 1774 г. последовал указ Сената, предписывавший открыть
ратушу в Кяхте, о чём просило купечество50.
В законодательстве регулировались предметная подсудность и юрисдикция
судов разных уровней. К исключительной компетенции уголовных палат отно-
сились дела о преступлениях должностных лиц51. Гражданские палаты выно-
сили окончательные решения по имущественным искам на сумму до 500 руб.,
суды второго и первого звеньев - до 100 и 25 руб.52 Суды первого звена само-
стоятельно назначали наказания за нанесение ущерба стоимостью до 20 руб.53
За более крупные хищения до 1799 г. полагалась «каторжная казнь»54.
Значение судов лишь возрастало вследствие осуществления ими таких
внесудебных функций, как нотариальное удостоверение и хранение докумен-
тов (в расправах разрешалось заверять сделки на сумму до 100 руб.), ведение
списков владельцев недвижимости, выдача справок о её наличии для получе-
ния кредитов в государственных банках, сбор сведений об обременении прав
собственности, участие в осмотре границ земельных участков и т.п.55 Городо-
вые магистраты и ратуши сохранили также часть административных функций,
продолжая регистрировать купцов и мещан, собирать статистические данные,
выдавать документы для объявления банкротства, подтверждения права на ве-
дение хозяйственной деятельности, отъезда из города, участвовать в надзоре за
местным рынком и реализацией винной и соляной монополий, в приёме нало-
гов и пожертвований, в наборе рекрут, регулировании исполнения постойной
повинности, в организации почтовых сообщений и т.д.56
Павел I упразднил наместничества и области, однако Александр I поручил
управление Сибирью генерал-губернатору, распространив его власть на То-
больскую и Иркутскую губернии, в 1803-1805 гг. учредил Томскую губ., а так-
же Камчатскую и Якутскую области. Тогда же Нерчинск лишился своего при-
вилегированного статуса57. Портовый Охотск перешёл в ведение Министерства
морских сил («Морского департамента»), хотя камчатский комендант, предсе-
дательствовавший в областном правлении, и охотский портовый (или морской)
начальник одновременно подчинялись при этом генерал-губернатору58.
46
Описание Иркутского наместничества 1792 года / Сост. О.Н. Вилков, А.Д. Колесников,
М.П. Малышева. Под ред. Р.С. Васильевского. Новосибирск, 1988. С. 28, 70, 82, 83, 100.
47
Государственный архив Красноярского края, ф. 47, оп. 1, д. 7-12.
48
Государственный архив Иркутской области, ф. 479, оп. 1, д. 1-14.
49
Описание Иркутского наместничества... С. 157.
50
ПСЗ-I. Т. 19. № 14179.
51
Там же. Т. 20. № 14392. Ст. 106; Т. 21. № 15360, 15565; Т. 28. № 21239.
52
Там же. Т. 20. № 14392. Ст. 132, 173, 175, 201, 286, 315, 317, 342, 359, 361, 454, 483.
53
Там же. Т. 21. № 15147. Ст. 6-8.
54
Там же. Т. 25. № 19059; Т. 26. № 19616.
55
Там же. Т. 17. № 12371; Т. 20. № 14392. Ст. 199, 205, 290, 346; № 14829. Ст. 3, 5, 6; Т. 21.
№ 15267, 15413; Т. 22. № 16407. Ст. 12; № 16481. Ст. 51; Т. 23. № 16991, 17427; Т. 25. № 18747,
18809.
56
Там же. Т. 16. № 11692; Т. 19. № 13872, 14226; Т. 20. № 14264, 14412; Т. 21. № 15193. Ст. 3;
Т. 23. № 16967, 16971.
57
Там же. Т. 27. № 20771; Т. 28. № 21183. Ст. 1; № 21726. Ст. 5-6.
58
Там же. Т. 27. № 20889.
178
Восстановив палаты уголовного и гражданского суда (преобразованные
Павлом I в палаты суда и расправы), Александр I заменил в них в Сибири дво-
рянских заседателей асессорами. В Томской губ. тогда же учредили гражданский
и уголовный суд, состав которого был усилен вторым советником59. Присутствие
сельских заседателей в уездных судах Сибири оставалось номинальным, осо-
бенно после отмены в 1810 г. необходимости соблюдения принципа сословной
юрисдикции за Уралом60. Штатное расписание уездов и городов менялось, что
влияло и на структуру судов. При создании в 1798 г. Нерчинской обл. для воз-
вращения административной самостоятельности горному начальству Павел I
упразднил Доронинский и Сретенский уезды61. Александр I в 1804 г. оставил
в Тобольской губ. девять уездов, в Томской - восемь, восстановив Бийский,
Каинский и Омский и лишив статуса уездных центров Семипалатинск и Сур-
гут62, а в 1805 г. сократил в Иркутской губ. число уездов с 15 до 7, присоединив
к ней Охотск63. В результате преобразований в западной части Сибири насчи-
тывалось 17 уездных судов, а в восточной - только шесть (четыре в Иркутской
губ. и два в Якутской обл.). Магистраты следовало содержать в Тобольской
губ. - в Таре, Тобольске, Туринске и Тюмени, в Томской губ. - в Бийске, Ени-
сейске, Красноярске, Кузнецке, Томске, в Иркутской губ. - в Верхнеудинске,
Иркутске, Нерчинске и Якутске. В иных, менее населённых, «штатных» город-
ских поселениях сохранялись ратуши64. На остальных купцов и мещан распро-
странялась юрисдикция центра судебной власти, наиболее близкого к месту
их проживания65. Губернское правление могло своей властью причислять их
к магистратам или ратушам66.
Особенностью организации управления в Восточной Сибири оставалось
смешение административных и судебных функций. Павел I учредил в Нер-
чинске «на праве палаты суда и расправы» гражданское правление в составе
главного судьи и двух асессоров. Данное решение обосновывалось малочислен-
ностью жителей, оставшихся вне ведения горного начальства, и удалённостью
от Иркутска67. Александр I подчинил Нерчинский и Якутский уездные суды
Якутскому областному правлению, наделив его полномочиями апелляционной
инстанции68. Камчатский областной судья (член областного правления) осу-
ществлял правосудие вместе с помощником. Кроме того, 11 августа 1803 г.
именной указ предоставил судебные полномочия («некоторым образом пра-
во суда») охотскому начальнику. Его помощником «по судной части» являлся
комиссар. Впрочем, уже в 1812 г. император пожелал «поручить управление
Камчатки особому начальнику на правилах, сколь можно простых и едино-
образных», упразднил областное правление и перенёс местный центр из Верх-
некамчатска в Петропавловскую гавань69, передав Гижигинскую (Ижигинскую)
округу в ведение Охотска. По наиболее важным делам начальнику Камчатки
59
Там же. Т. 28. № 21183. Ст. 4; Т. 44. Ч. 2. К № 24985. С. 233-236, 247-250.
60
Там же. Т. 31. № 24319.
61
Там же. Т. 25. № 18556.
62
Там же. Т. 28. № 21183. Ст. 2.
63
Там же. № 21726. Ст. 1; Т. 44. Ч. 2. К № 19763. С. 397.
64
Там же. Т. 44. Ч. 2. К № 24985. С. 228-231, 233-236, 247-250.
65
Там же. Т. 26. № 19932.
66
Там же. Т. 29. № 22217.
67
Там же. Т. 44. Ч. 2. К № 18556. С. 319-320.
68
Там же. Т. 28. № 21726. Ст. 5.
69
Там же. Т. 27. № 20889.
179
следовало проводить предварительное расследование вместе с помощником
и «объездным» комиссаром, отсылая затем собранные материалы в губернское
правление70.
28 июля 1821 г. Александр I учредил Сибирский комитет для рассмотрения
генерал-губернаторского отчёта М.М. Сперанского и подготовки преобразова-
ния края71. Его работа продолжалась до 1838 г.72, но уже в 1822 г. Сибирь разде-
лили на Западную и Восточную во главе с генерал-губернаторами и главными
управлениями, учредили Енисейскую губ., Омскую обл., Камчатское и Охот-
ское приморские управления, заменили уезды на округа73. При этом разработ-
чики «Учреждения для управления сибирских губерний» старались по возмож-
ности улучшить положение органов юстиции и облегчить к ним доступ. Их
общее количество вновь выросло. В Иркутске, Красноярске, Омске, Тобольске
и Томске открылись губернские и областные суды, в состав которых, помимо
председателя, входили три-четыре советника74. В 1829-1830 гг. в Тобольском
и Томском губернских судах их число увеличили до пяти75. Особенностью су-
дов второго звена стало отсутствие заседателей от купцов, присутствие кото-
рых всеми признавалось нецелесообразным76. Невостребованным оказалось
в Сибири и участие в судебной процедуре сельских заседателей: сказывались
трудности, связанные с ограниченностью транспортных коммуникаций, низ-
кой плотностью населения и замкнутым образом жизни коренных народов77.
В то же время в судах Омской обл. начали заседать представители Сибирского
линейного казачьего войска (с 1846 г. их присутствие стало непостоянным)78.
В Западной Сибири появились 19 окружных судов, в Восточной - 12 (в том
числе по одному в Якутской обл. и Охотском приморском управлении)79. Им
были теперь подсудны купцы и мещане малых городских поселений, в которых
отсутствовали сословные суды80, а также крестьяне Колывано-Воскресенского
горного округа81 и линейное казачество82. При этом из Охотского окружного
суда в Иркутский губернский суд поступали апелляционные жалобы только
по гражданским и мелким уголовным делам. В восьми судах первого звена
наиболее многолюдных округов число членов коллегий доходило теперь до
трёх83. Штаты от 1837 г. предусматривали в Западной Сибири наличие трёх
заседателей в пяти окружных судах (Ишимском, Каинском, Тарском, Том-
ском, Тюменском), в Восточной Сибири - пяти заседателей в Верхнеудинском
70
Там же. Т. 32. № 25081. Ст. 36-39, 45-46.
71
Там же. Т. 37. № 28706.
72
ПСЗ-II. Т. 11. Отд. 2. СПб., 1837. Штаты и табели. К № 8899; Т. 13. Отд. 1. СПб., 1859.
№ 10867.
73
РГИА, ф. 1264, оп. 1, д. 103, л. 1-26; ПСЗ-I. Т. 38. № 28892. Ст. 2-5, 12-13, 15.
74
ПСЗ-I. Т. 38. № 29125. Ст. 54-56, 353, 354, 417.
75
ПСЗ-II. Т. 4. СПб., 1830. № 2655; Т. 5. Отд. 1. СПб., 1831. № 3503.
76
Государственный архив Томской области (далее - ГА ТО), ф. 51, оп. 1, д. 400, л. 68-70;
Исторический архив Омской области (далее - ИА ОО), ф. 3, оп. 1, д. 85, л. 22-22 об., 26-26 об.;
ПСЗ-I. Т. 38. № 29125. Ст. 54.
77
ПСЗ-I. Т. 38. № 29125. Ст. 71, 132, 372.
78
Там же. Ст. 371; Т. 44. Ч. 2. К № 29125. Табл. V; ПСЗ-II. Т. 1. СПб., 1830. № 691; Т. 12.
Отд. 2. СПб., 1838. Штаты и табели. К № 10812; Т. 21. Отд. 2. СПб., 1847. № 20671. Ст. 279, 285.
79
РГИА, ф. 1264, оп. 1, д. 110, ч. 1, л. 1-155.
80
ПСЗ-I. Т. 38. № 29125. § 73, 133, 373 (Примеч. 2), 423. С. 354, 358, 373, 376.
81
Там же. № 29124. Ст. 5. П. 3; ПСЗ-II. Т. 3. СПб., 1830. № 1960. Ст. 1.
82
ПСЗ-I. Т. 38. № 29125. Ст. 371.
83
Там же. Ст. 72; Т. 44. Ч. 2. К № 29125. Табл. III, V.
180
и Нижнеудинском окружных судах и трёх - в Иркутском84. В Охотске судей-
ские обязанности из-за нехватки чиновников поручили исполнять окружному
казначею и мещанскому старосте85.
Кочевых и бродячих инородцев окружным судам разрешалось привлекать
к ответственности за участие в беспорядках, открытое хищение чужого имуще-
ства (включая казённое и общественное), умышленное убийство или причине-
ние вреда здоровью, изготовление поддельных денег, незаконное производство
и оборот алкогольных напитков, а также за преступления, совершённые вне
мест их проживания86. В то же время «чукчи и другие инородцы сибирские,
не совершенно подчинённые местной гражданской власти», подлежали нака-
занию лишь за преднамеренное убийство или нанесение увечий «вне пределов
обитаемых ими земель» и нарушение законов о питейной торговле87.
Расположение окружных судов в Западной Сибири продолжало менять-
ся. После ликвидации в 1838 г. Омской обл. из Семипалатинска и Усть--
Каменогорска дела перевезли в Бийск, а из Петропавловска - в Ишим. В Омск
из Тюкалинска переехало окружное управление88. В 1856 г. вместо Колыван-
ского создали Мариинский округ с центром в Кийске, где и открыли окружной
суд89. Несмотря на слабую заселённость некоторых округов, главное управление
края настаивало на сохранении общего количества судов, обращая внимание
на расстояния между ними. Так, в 1850-1852 гг. в Берёзове судьи рассмотрели
всего 85 дел, однако в случае закрытия местного суда тем, кто ожидал правосу-
дия, потребовалось бы преодолеть тысячу вёрст до Тобольска90.
«Учреждение» 1822 г. закрепляло и отступления от общих правил, продик-
тованные особенностями отдельных территорий. В частности, в Якутске об-
ластное правление исполняло обязанности апелляционного суда, а уголовные
дела Охотского суда после проверки решений по ним начальником примор-
ского управления и иркутским гражданским губернатором могли передаваться
в Главное управление Восточной Сибири, куда следовало подавать и жалобы
на начальника Камчатского приморского управления91.
Второй Сибирский комитет действовал в 1852-1864 гг.92 В 1849 и 1851 гг.
Николай I учредил Камчатскую и Забайкальскую области с центрами в Петро-
павловском порту93 и Чите. В 1851 г. Якутскую обл. подчинили собственному
гражданскому губернатору и главному управлению края94. В 1856 г. Камчат-
скую обл. преобразовали в Приморскую, переместив её центр в Николаевск95.
84
ПСЗ-II. Т. 12. Отд. 2. Штаты и табели. К № 10812.
85
ПСЗ-I. Т. 38. № 29125. Ст. 428, 429; Т. 44. Ч. 2. К № 29125. Табл. VI; ПСЗ-II. Т. 12. Отд. 2.
Штаты и табели. К № 10812.
86
ПСЗ-I. Т. 38. № 29126. Ст. 36-38, 132, 256; ПСЗ-II. Т. 12. Отд. 1. СПб., 1838. № 10381;
Т. 20. Отд. 1. СПб., 1846. № 19283. Приложение IV (к ст. 173). С. 1008.
87
ПСЗ-I. Т. 38. № 29126. Ст. 73, 76; ПСЗ-II. Т. 20. Отд. 1. № 19283. Приложение IV (к ст. 173).
С. 1009.
88
ИА ОО, ф. 3, оп. 1, д. 1624, л. 271 об., 338.
89
РГИА, ф. 1265, оп. 6, д. 237, л. 1-8.
90
ИА ОО, ф. 3, оп. 3, д. 3410, л. 1-21 об.
91
ПСЗ-I. Т. 38. № 29125. § 397, 402, 405-407, 412, 417. С. 375-376.
92
ПСЗ-II. Т. 27. Отд. 1. СПб., 1853. № 26178. Ст. 1, 4-5; Т. 30. Отд. 1. СПб., 1856. № 29100;
Т. 39. Отд. 2. СПб., 1867. № 41631.
93
Там же. Т. 24. Отд. 2. СПб., 1850. № 23692. Ст. 1, 3.
94
Там же. Т. 26. Отд. 1. СПб., 1852. № 25394. Ст. 1-3; Отд. 2. СПб., 1852. № 25671. Ст. 1-2.
95
Там же. Т. 31. Отд. 1. СПб., 1857. № 31080.
181
В 1858 г. последовало создание Амурской обл., вызвавшее изменение границ
Приморской96. В Камчатской, Забайкальской, Якутской97 и Амурской98 обла-
стях в 1849-1858 гг. оставили по одному окружному суду: в Чите открыли,
упразднив Верхнеудинский и Нерчинский99, из Охотска таковой перевели сна-
чала в Петропавловский порт100, а в 1856 г. - в Николаевск101. Тогда же Иркут-
ский и Верхнеудинский округа разделили соответственно на Иркутский и Вер-
холенский, Балаганский и Нижнеудинский102. Согласно штатным расписаниям
1856-1858 гг. из 15 окружных судов Западной Сибири в 7 находились по три
заседателя, в 8 - по два, из 12 судов Восточной Сибири в двух полагались по
три заседателя, в 10 - по два. Обязанности второго заседателя в Петропавлов-
ском окружном суде следовало исполнять чиновнику, прикомандированному
военным губернатором103.
Особенностью судоустройства в Восточной Сибири являлось также деле-
гирование некоторым окружным судам функций губернских. Амурский, за-
байкальский, приморский военные и якутский гражданский губернаторы мог-
ли направлять материалы уголовных дел для пересмотра в Сенат или главное
управление края. Гражданские дела в случае апелляции передавались в Сенат
(если размер иска превышал 600 руб.) или в Иркутский губернский суд (при
иске свыше 30 руб.). Благовещенский, Петропавловский и Якутский суды
пользовались правом решать дела совестной юрисдикции104.
Для горожан в Западной Сибири с 1822 г. вместо магистратов предна-
значались четыре городовых суда (Кузнецкий, Тобольский, Томский, Тюмен-
ский) и шесть ратуш (Барнаульская, Каинская, Нарымская, Семипалатин-
ская, Тарская, Туринская), а в Восточной - три городовых суда (Енисейский,
Иркутский, Красноярский) и четыре ратуши (Верхнеудинская, Нерчинская,
Троицкосавская, Якутская). Их отличал сокращённый состав коллегий (судья
и два заседателя). Такими же по численности были обычно ратуши (за исклю-
чением Верхнеудинской)105. Реформа освободила купцов и мещан Колывано--
Воскресенского горного округа от подчинения администрации Кабинета его
императорского величества106.
При этом даже в конце 1850-х гг. удельный вес городских сословий сре-
ди жителей Западной Сибири не превышал 2,5-3%107. Неудивительно, что
местные власти всячески пытались сократить расходы на содержание судеб-
96
РГИА, ф. 1265, оп. 7, д. 155, л. 1-3.
97
ПСЗ-II. Т. 26. Отд. 1. № 25395. § 16. С. 482.
98
Там же. Т. 33. Отд. 2. СПб., 1860. № 33862. § 5. С. 452.
99
Там же. Т. 26. Отд. 1. № 25394. С. 476, 479; Отд. 2. № 25671. С. 62-63.
100 Там же. Т. 24. Отд. 2. № 23692. Ст. 3.
101 РГИА, ф. 1265, оп. 5, д. 130, л. 4 об.-5; ПСЗ-II. Т. 31. Отд. 1. № 31080. § 5-6. С. 959.
102 ПСЗ-II. Т. 31. Отд. 1. № 31222. Ст. 1-2.
103 Там же. Отд. 2. СПб., 1857. Штаты и табели. К № 31080, к № 31222; Т. 33. Отд. 3. СПб.,
1860. Штаты и табели. К № 33862.
104 Там же. Т. 26. Отд. 1. № 25394. § 27-30. С. 480; № 25395. § 13-24. С. 481-483; Т. 31.
Отд. 1. № 31080. § 17-18, 21-26, 28, 29. С. 960-962; Т. 33. Отд. 2. № 33862. § 13, 14, 16-21, 23-24.
С. 453-454.
105 РГИА, ф. 1264, оп. 1, д. 110, л. 20, 21, 34, 35, 58 об., 64.
106 ПСЗ-I. Т. 38. № 29124. Ст. 5. § 8. С. 314.
107 Подробнее см.: Ивонин А.Р. Западносибирский город последней четверти XVIII - 60-х гг.
XIX в. (Опыт историко-демографического исследования). Барнаул, 2000. С. 161. В городах тради-
ционно проживали государственные служащие, крестьяне и ссыльные лица (Рутц М.Г. К вопросу
об особенностях социальной структуры городского населения Западной Сибири в первой полови-
182
ных органов. Так, совет Главного управления, ознакомившись с результатами
обследования казённой палатой материальных ресурсов Кургана, отнесённо-
го к разряду малых поселений, постановил закрыть городскую ратушу, хотя
курганские мещане просили её сохранить108. Купцы и мещане Нарыма, испы-
тывая недостаток средств, напротив, обращались к губернскому начальству
за разрешением внести в списки налогоплательщиков крестьян и приезжих
торговцев, постоянно проживавших в городе109, а в 1829 г. ходатайствовали
об упразднении ратуши. 29 октября 1830 г. эту меру одобрил Сибирский ко-
митет, после чего дела жителей Нарыма передали в Томский окружной суд110.
В 1831 г. в Кузнецке, переведённом в разряд «средних» городов, городовой
суд преобразовали в ратушу111.
В 1853-1855 гг. в Томском губернском правлении обсуждалась целесообраз-
ность закрытия Каинской ратуши для снижения «общественных расходов»112,
а Сибирский комитет поручил Главному управлению обдумать возможность
передачи функций городовых судов и ратуш окружным судам. В 1859 г. дея-
тельность ратуши в Каинске и городового суда в Омске приостановили «в виде
опыта, на три года»113. Но ещё до истечения этого срока Тобольский и Том-
ский губернские советы решительно высказались за упразднение всех город-
ских сословных судов в Западной Сибири114. Одновременно в 1852 и 1854 гг.
происходила реорганизация власти на границе Казахской степи. Так, в Пет-
ропавловске «городское хозяйственное управление» преобразовали в ратушу,
а в Семипалатинске создали городскую думу и городовой суд115. Между тем
в 1862 г. совет Главного управления признал меру, принятую в Каинске и Ом-
ске, успешной и предложил распространить её на всю Западную Сибирь116.
24 июля 1864 г. Сибирский комитет упразднил городовые суды в Тобольске,
Томске и Тюмени, ратуши в Барнауле, Кузнецке, Таре и Туринске. В соста-
вы коллегий Берёзовского, Бийского, Ишимского, Курганского, Мариинско-
го и Ялуторовского окружных судов дополнительно включили по заседателю.
Ратушу в Петропавловске, занятую разрешением споров с участием торговых
гостей, сохранили, но изъяли из её подсудности уголовные дела117. А 13 апреля
1866 г. Александр II упразднил магистраты и ратуши в губерниях, «управляе-
мых по общему учреждению».
В Восточной Сибири после учреждения Забайкальской и преобразования
Якутской областей Сибирский комитет намеревался создать в Чите не только
не XIX в. // Актуальные вопросы истории Сибири. Вторые научные чтения памяти профессора
А.П. Бородавкина. Барнаул, 2000. С. 308-309.
108 ИА ОО, ф. 3, оп. 1, д. 234, л. 1-13 об.
109 РГИА, ф. 1376, оп. 1, д. 50, л. 1-13.
110 ИА ОО, ф. 3, оп. 1, д. 901, л. 1-32 об.
111 РГИА, ф. 1264, оп. 1, д. 192, л. 1-5.
112 ГА ТО, ф. 3, оп. 6, д. 566, л. 65.
113 ПСЗ-II. Т. 34. Отд. 1. СПб., 1861. № 34406. Ст. 1-2, 6, 7, 9.
114 РГИА, ф. 1405, оп. 62, д. 4127, л. 19 об.
115 ПСЗ-II. Т. 27. Отд. 1. СПб., 1853. № 26699; Т. 29. Отд. 1. СПб., 1855. № 27940.
116 Любопытно, что в ноябре 1863 г. министры внутренних дел и юстиции представили в Госу-
дарственный совет записку «о повсеместном соединении магистратов и ратуш с уездными судами
в виде временной меры впредь до преобразования судебной части», но о проблемах Сибири в ней
не упоминалось (РГИА, ф. 1405, оп. 62, д. 4127, л. 1-12).
117 ИА ОО, ф. 3, оп. 3, д. 4400, л. 154-175; РГИА, ф. 1405, оп. 62, д. 4127, л. 7 об.-19 об.;
ПСЗ-II. Т. 39. Отд. 1. СПб., 1867. № 41098. Ст. 1-3, 10, 11.
183
областной суд, но и ратушу, и передал судебные функции Якутской ратуши
окружному суду, а иные её обязанности - вновь созданной городской думе118.
Предложение совета Главного управления Восточной Сибири закрыть городо-
вые суды и ратуши в крае Сибирский комитет отклонил119.
Постепенно регламентировались и внесудебные функции органов юсти-
ции. Окружные суды обслуживали интересы жителей малых городских поселе-
ний, где отсутствовали маклеры и нотариусы, уполномоченные свидетельство-
вать подлинность различных документов120. Гражданские палаты нотариально
удостоверяли любые сделки. В Сибири с 1822 г. их нотариальные обязанности
были переданы губернским и областным правлениям121. В 1805 г. император
в виде исключения разрешил совершать сделки на сумму до 5 тыс. руб. в уезд-
ных судах Иркутской губ., в 1811 г. - во всех сибирских уездных судах, что
объяснялось удалённостью губернских городов122. В 1840-1850-х гг. максималь-
ная сумма сделок, нотариально удостоверявшихся в уездных судах, составля-
ла 300 руб. серебром, а в сибирских окружных судах и в Кяхтинской ратуше
(с 1852 г.) - 1 500 руб. серебром123. В число мест, где сделки удостоверялись
без ограничений, с 1856-1858 гг. входили Амурский и Приморский окружные
суды124.
Таким образом, развитие судоустройства в Сибири обусловливалось ком-
плексом региональных и местных факторов. До 1763 г. местная администрация,
уполномоченная осуществлять правосудие, подчинялась Сибирскому прика-
зу. В 1821-1838, 1852-1864 гг. судебные органы Азиатской России контроли-
ровали Сибирские комитеты. Судебная система края характеризовалась ярко
выраженной дихотомией, а в ходе её эволюции постепенно происходило вы-
теснение традиционных институтов и снижение роли правовых обычаев. Её раз-
витие напрямую зависело от изменений, происходивших в административно--
территориальном устройстве Сибири, и сдерживалось её огромными размерами,
слабостью коммуникаций, низкой плотностью населения, устойчивой автоно-
мией коренных народов. Примечательно, что в 1727 г. верховная власть не
только пресекла попытку создать органы юстиции на территории дистриктов
как преждевременную, но и упразднила должности судебных комиссаров в Бе-
рёзове и Пелыме. Екатерина II, учитывая географические и демографические
особенности региона, форсировала развитие судоустройства в Сибири и вов-
лечение её коренных народов в правовое поле России. Ликвидация сословных
судов, начатая Павлом I, в Сибири оказалась вполне обоснованной, с 1810 г.
судопроизводство в её уездах полностью осуществляли чиновники.
Сибирь как политико-административная единица просуществовала до ре-
формы 1822 г. «Учреждение» 1822 г. существенно обновило правовую основу
государственного управления в Азиатской России и закрепило характерные
118 ПСЗ-II. Т. 30. Отд. 1. СПб., 1856. № 29921. Ст. 1-3.
119 РГИА, ф. 1405, оп. 62, д. 4127, л. 32-34 об.
120 Там же, ф. 1265, оп. 6, д. 313, л. 1-7.
121 Свод законов Российской империи, повелением государя императора Николая I составлен-
ный. Изд. 1857 г. СПб., 1857-1875. Т. 2. Ч. 1. Ст. 2395, 4026. С. 478, 773; Т. 10. Ч. 1. Ст. 712, 728,
729. С. 137, 140-141.
122 ПСЗ-I. Т. 28. № 21801; Т. 31. № 24915.
123 Свод законов… Т. 10. Ч. 1. Ст. 729. С. 141; РГИА, ф. 1265, оп. 1, д. 39, л. 1-20.
124 ПСЗ-II. Т. 31. Отд. 1. № 31080. § 20, 27. С. 961-962; Т. 33. Отд. 2. № 33862. § 15, 22.
С. 453-454.
184
особенности местной организации правосудия. Вместо судебных палат были
созданы губернские и областные суды, из которых удалили купеческих заседа-
телей; вместо уездных судов - окружные, власть которых распространили на
малые городские поселения, а в Западной Сибири - на жителей горного округа
и линейного казачьего войска. Должности сельских заседателей упразднили
окончательно. Перечень преступлений туземцев, за которые следовали уголов-
ные наказания, был заметно ограничен.
Восточная часть Сибири оставалась крупнейшей окраиной Российской им-
перии, имевшей малочисленные и специфические органы юстиции. В 1722 г.
Пётр I включил её в юрисдикцию Енисейского надворного суда. В 1805 г. ко-
личество уездов в Иркутской губ. сократили с 15 до 7, а число уездных судов -
до 6. После образования Восточной Сибири на её территории стали действо-
вать 12 окружных судов, в том числе один - в Якутской области. Судебные
функции в генерал-губернаторстве возлагались на совет Главного управления,
Якутское областное правление, начальника Камчатского приморского управле-
ния, контролировавшего, в частности, деятельность Охотского окружного суда.
В 1849-1858 гг. в Восточной Сибири образовали ряд новых областей, в каждой
из которых учреждалось по одному окружному суду, полномочия Благовещен-
ского, Забайкальского, Петропавловского и Якутского окружных судов были
расширены. Создание в Сибири отдельных судебных органов для городских
сословий Пётр I решился санкционировать только в 1722 г., но 100 лет спустя
преобразование магистратов в городовые суды рассматривалось уже как об-
легчение сибирских купцов и мещан от излишних расходов и бремени обще-
ственной службы. Преобразования судебной системы в Сибири на основании
Судебных уставов 1864 г. затянулись до конца XIX в.125
125 Подробнее см.: Бузмакова О.Г. Судебная власть в Сибири в конце XIX - начале ХХ века.
Новосибирск, 2012; Крестьянников Е.А. Правосудие в Западной Сибири (XIX - начало ХХ в.): ре-
формы, чиновники, учреждения. Тюмень, 2018.
185