Анна Комзолова
Как России «не повезло» в Литве*
Anna Komzolova
(Institute of Scientific Information on Social Sciences, Russian Academy
of Sciences, Moscow)
How Russia was «unlucky» in Lithuania
DOI: 10.31857/S0869568722060231, EDN: MOJMHS
Книга литовского историка Да-
русские старообрядцы, латыши и та-
рюса Сталюнаса не является соб-
тары. Северо-Западный край включал
ственно монографией, а представляет
Виленскую, Витебскую, Гродненскую,
собой сборник отдельных очерков,
Ковенскую, Минскую и Могилёв-
объединённых общей темой - иссле-
скую губернии. Польское дворянство
дованием национальной политики
не оставляло надежд на возвращение
Российской империи на территориях
независимости Польши и требовало
современных Литвы и Беларуси в пе-
восстановления границ 1772 г. Восста-
риод со второй половины XIX в. до
ние 1863-1864 гг. Сталюнас признаёт
начала Первой мировой войны. Пу-
«переломным моментом националь-
бликация продолжает серию «Historia
ной политики» Петербурга (с. 44), но
Rossica» издательства «Новое литера-
уклоняется от
какого-либо анализа
турное обозрение»; перевод книги на
причин и мотивов, подтолкнувших
русский язык осуществлён на грант
российские власти к политике «депо-
литовского государства. Поскольку
лонизации» в Северо-Западном крае
все представленные в книге тексты
и попыткам, удачным или тщетным,
ранее публиковались и частично - на
защитить местное крестьянство от
русском языке, в виде отдельных ста-
польского влияния.
тей и глав трёх монографий (с. 47),
Как полагает Сталюнас, после
трудно говорить о каком-либо цель-
восстания
1830-1831 гг. одной из
ном авторском замысле, концептуаль-
целей правительственной политики
ной новизне или недавних архивных
было «символическое завоевание про-
находках.
странства», а результатом, в принципе
Структура книги включает вве-
недостижимым, - постепенное пре-
дение, три раздела и заключение.
вращение земель бывшего Великого
Первый раздел посвящён тому, как
княжества Литовского в часть русской
менялось восприятие земель бывше-
«национальной территории». Вместе
го Великого княжества Литовского
с тем вопрос о размерах исконных
и его населения в сознании россий-
«литовских этнических территорий»
ского чиновничества и видных пу-
не так очевиден, как хочет предста-
блицистов. По итогам разделов Речи
вить автор. В начале XX в. процесс
Посполитой территории современ-
этнической самоидентификации насе-
ной Литвы вошли в состав России
ления Виленской губ., как, впрочем,
и Пруссии, причём в новых владени-
и остальных земель края, был далёк
ях Романовых совместно проживали
от завершения. Автор безоснователь-
литовцы, белорусы, поляки, евреи,
но обвиняет в идеологически ангажи-
* Сталюнас Д. Польша или Русь? Литва в составе Российской империи. М.: Новое литера-
турное обозрение, 2022. 376 с.
226
рованных манипуляциях с данными
сал Корева,
- встречаются целые
статистики и их недобросовестной
католические приходы, населённые
инструментализации представителей
руссинами; как это мы указывали
Императорского Русского географи-
в окрестностях городов Вильно, Трок,
ческого общества и офицеров Гене-
Лиды и в пределах Ошмянского уезда,
рального штаба, проводивших с конца
по границе с Виленским и Лидским»4.
1850-х гг. исследования национально-
Академик П.И. Кёппен, одним из
го состава населения Западного края.
первых заинтересовавшийся этниче-
При этом все «правильные» выводы
ским составом населения этого реги-
данных исследований он приписывает
она и ещё в 1820-х гг. начавший изу-
влиянию «экспертных знаний мест-
чать списки населённых мест, выделял
ной нерусской интеллигенции». При-
не только этнических литовцев, но
мером таких идеологических манипу-
и так называемых литовско-русских
ляций Сталюнас считает уменьшение
или литвино-руссов, предками кото-
ареала проживания литовцев, которое
рых были древние кривичи. Послед-
он связывает с применением такого не
них он относил к восточным славянам
вполне неадекватного, по его мнению,
и называл
«белорусцами»5. Анали-
критерия, как языковой (с. 78-88).
зировавшиеся Кёппеном материалы
Между тем исследователи этни-
10-й ревизии северо-западных губер-
ческого состава населения северо--
ний 1857-1858 гг. свидетельствовали
западных губерний неоднократно
о довольно распространённом среди
подчёркивали неполноту статистиче-
местных жителей двуязычии. В этих
ских данных и несовершенство мето-
документах отмечалось, например,
дик. В частности, в фундаментальном
что к их «славяно-литовскому наре-
«Географическо-статистическом сло-
чию очень мало принимается языка
варе Российской империи» отмеча-
литовского»6. Таким образом, для со-
лось, что определение численности
временников было очевидно, что эт-
литовцев в Виленской, Ковенской
нодемографическая сложность земель
и Августовской губерниях «весьма за-
бывшего Великого княжества Литов-
труднительно», поскольку «приходит-
ского уходит корнями в историю. Во-
ся складывать цифры, относящиеся
прос о происхождении и расселении
к весьма различным годам и имею-
балтских и восточнославянских на-
щие весьма различное достоинство»1.
родов тесно переплетался, обусловли-
В этом же издании ставился вопрос
вая возникновение двойной или даже
о проживании литовского населения
тройной самоидентичности местного
в Минской губ., которая
«входила
населения.
в состав Литовского Великого княже-
Во втором разделе книги рассмо-
ства», и потому присутствие литовцев
трены мероприятия местных властей
в этой губернии казалось вероятным2.
в сфере национальной политики нака-
Офицер Генерального штаба А.К. Ко-
нуне и после восстания 1863-1864 гг.,
рева, исследовавший Виленскую губ.,
а также формулирование политики
указывал на неопределённость иден-
«обрусения» в официальном и обще-
тификации населения, проживавшего
ственном дискурсах. Поиск в начале
в Виленском, Трокском, Ошмянском
царствования Александра II - в пе-
и Лидском уездах. Крестьяне-католики
риод либеральной «оттепели» - но-
этой местности говорили по-белорус-
вых подходов к решению польско-
ски, но сохраняли обычаи и традиции
го вопроса в Северо-Западном крае,
литовцев3. «В пределах, неоспоримо
а также выработка альтернативных
всегда принадлежавших Литве, - пи-
рецептов национальной политики
227
сменились после подавления восста-
нимальный» (с. 345), устраняя его из
ния ужесточением курса и попытками
контекста как внутренних интегра-
«защитить» белорусских и литовских
ционных процессов в империи, так
крестьян от «полонизации» в школе
и многовекового военного и идео-
и церкви. При этом «обрусение» мест-
логического противоборства России,
ных евреев мыслилось российской
Польши и Германии на этих погра-
бюрократией в менее ассимилятор-
ничных землях. Не придавая значе-
ских категориях, чем в случае белору-
ния вопросам безопасности Россий-
сов и литовцев. Анализируя массовые
ской империи, он не считает успехом
обращения католиков в православие
российской политики произошед-
в 1860-х гг., автор сосредоточил вни-
ший после 1863 г. подрыв потенциа-
мание прежде всего на роли властей
ла польского нациестроительства на
в этом процессе.
западных окраинах, медленный слом
В третьем разделе исследуются
той «внутренней империи» в составе
малоизученные изменения нацио-
российских владений, существование
нальной политики в отношении по-
которой долгое время позволяло поль-
ляков, белорусов и литовцев Северо--
ской элите доминировать в образова-
Западного края в начале XX в. Как
тельной, культурной, церковной, об-
отмечает Сталюнас, после революции
щественной и экономической сферах.
1905-1907 гг. власти «гораздо мень-
Хотя Сталюнас пытается кри-
ше экспериментировали и приняли
тиковать российских и белорусских
незначительное количество решений,
историков за «непродуктивность» под-
связанных с национальной полити-
ходов и даже
«ревизионизм» и
«по-
кой» (с. 308). Этот вывод не может
иск оправдания действий имперских
не вызывать недоумение, поскольку
властей в отношении неправославных
едва ли можно назвать «небольшими
конфессий» (с. 34), он сам полностью
экспериментами», даже помимо ука-
игнорирует все аргументы, характери-
зов 17 апреля и 17 октября 1905 г., все
зующие конфессиональную политику
те изменения, которые были внесены
Российской империи в этом регио-
с 1905 г. и которые перечисляет сам
не как политику веротерпимости. Она
автор. Так, в государственных средних
могла выражаться, например, в про-
и начальных школах разрешалось пре-
тиводействии распространению среди
подавать литовский язык как предмет;
католиков этнорелигиозной вражды со
на литовском языке было разреше-
стороны польских националистов. Ста-
но преподавать Закон Божий в шко-
люнас даже не пытается оспорить тезис
лах всех уровней. Литовцы первыми
А.Ю. Бендина о том, что после приня-
в Северо-Западном крае получили
тия указа о веротерпимости происходи-
возможность издавать периодическую
ла острая борьба за идентичность мест-
печать на родном языке; теперь они
ных крестьян. Если государственные
могли поступать в Поневежскую учи-
институты стремились сформировать
тельскую семинарию и работать учи-
у нового поколения белорусов в каче-
телями (с. 334).
стве первичной гражданскую (или, дру-
По мнению Сталюнаса, едва ли
гими словами, «гражданскую, надэтни-
не единственная цель, которая была
ческую, российскую») идентичность, то
достигнута властями в исторической
католические иерархи поддерживали
Литве, - сохранение этих территорий
приоритет религиозной и этнической
в составе империи вплоть до начала
идентичности над гражданской, вы-
Первой мировой войны. Автор ха-
ступая за сохранение польского языка
рактеризует этот результат как «ми-
в костёле и школе7.
228
Как полагает Сталюнас, России
«имперские власти» в своих стремле-
в Литве «не повезло»: местное поль-
ниях к дискриминации, русификации
ское, еврейское, белорусское и литов-
и гомогенизации населения западных
ское население, несмотря на все уси-
окраин проявляли большую настойчи-
лия бюрократии, не стало русским.
вость и радикальность. Утверждается,
Критерии успешности предлагается
что после 1830-1831 гг. они последо-
соотносить с ожиданиями самих рос-
вательно отказывались от сотрудниче-
сийских властей, а эти ожидания со
ства с местными элитами (в данном
временем менялись. При этом автора
случае - польским дворянством) и пе-
не сильно занимает эффективность
реходили к «националистической» по-
правительственной политики по ми-
литике. Во время революции 1905-
нимизации польского влияния на
1907 гг. сомнения в эффективности
литовцев и белорусов. Все польско--
проекта
«обрусения», ранее изредка
литовские, польско-белорусские или
высказывавшиеся в бюрократической
польско-еврейские противоречия он
среде, переросли в попытку отказать-
стремится затушевать. В частности,
ся от прежнего курса. Однако вплоть
лишь в сноске упоминается деятель-
до начала Первой мировой войны не
ность учреждённого в 1906 г. в Виль-
было выдвинуто концепции, которая
но Союза возвращения литовского
могла бы заменить этот проект. В ито-
языка в Римско-католической церкви
ге, у зашедших в тупик властей не ока-
в Литве8, проводившего «радикальную
залось «плана решения национальных
антипольскую политику» (с. 340, при-
проблем» (с. 349).
меч. 1). «Определённые достижения»
По мнению Сталюнаса, после
властей в решении польского вопроса
1863 г. практики «обрусения» плани-
Сталюнас признаёт в сфере землевла-
ровались властями по-разному, в за-
дения, поскольку с 1860-х гг. до на-
висимости от национальной (этниче-
чала XX в. в Северо-Западном крае
ской) группы. Так, если большинство
количество помещиков
«польского
чиновников и публицистов не верили
происхождения», а также размеры на-
в возможность ассимиляции и аккуль-
ходившихся в их управлении земель
турации поляков и потому проводили
действительно уменьшились. Также
«политику сегрегации», то в отноше-
«отчасти успешной» была политика
нии литовцев «обрусение» подразуме-
в отношении православных белору-
вало аккультурацию, которая в пер-
сов - большинства населения края,
спективе должна была привести
лояльность которого по отношению
к ассимиляции. Но после 1905 г. среди
к Российскому государству не подвер-
высших чиновников усилились раз-
галась сомнению (с. 354, 355).
ногласия. Если одни предлагали под-
В анализе правительственной по-
держивать «культурную деятельность»
литики Сталюнас исходит из спорной
литовцев, то другие (более многочис-
концепции, согласно которой после
ленная часть) считали их, как, впрочем,
1863 г. властями был разработан не-
и
«всех нерусских»,
«натуральными
кий большой план по «обрусению»
врагами русской государственности»
многонационального населения исто-
(с. 342) и предлагали в большей мере
рической Литвы. В своих оценках ав-
подавлять деятельность национальных
тор не отходит сколько-нибудь замет-
общественных организаций.
но от этноцентричных представлений,
Тот факт, что только одно перио-
доминирующих в постсоветских на-
дическое издание на белорусском язы-
циональных историографиях Прибал-
ке смогло просуществовать несколько
тийских государств, согласно которым
лет
(«Наша нива» в 1906-1915 гг.),
229
Сталюнас выделяет как один из важ-
Однако сложно согласиться с вы-
нейших признаков «отставания бело-
водом автора о каком-либо последо-
русского национализма», которое он
вательном отказе властей от сотруд-
считает прямым результатом политики
ничества с польской элитой. Так,
«обрусения». Также в вину российско-
более жёсткий курс, проводившийся
му правительству автор ставит упразд-
в Северо-Западном крае под управле-
нение униатской церкви в 1839 г., ко-
нием М.Н. Муравьёва и К.П. Кауф-
торая, по его мысли, «потенциально
мана в 1863-1866 гг., довольно ско-
могла бы стать “национальной” цер-
ро - уже в конце 1860-х гг. - сменился
ковью белорусов» и выделять их среди
стремлением к компромиссу. Вилен-
соседних народов (с. 354). Следуя та-
ские генерал-губернаторы А.Л. Пота-
кой логике, можно поставить вопрос:
пов и П.П. Альбединский (последний,
как же тогда литовцы-католики смог-
кстати, даже не упоминается в книге
ли сформировать собственную нацию,
Сталюнаса) не только не пытались по-
не имея «национальной» церкви, ко-
дорвать традиционное влияние поля-
торая также могла бы стать важным
ков в крае, но неоднократно заявляли
маркером их «инаковости» в отноше-
об исчерпанности потенциала руси-
нии поляков и других соседей?
фикаторской политики. Они стреми-
Таким образом, по мнению Ста-
лись поддержать наиболее лояльную
люнаса, России «не повезло» в Литве,
часть польского дворянства и создать
поскольку большой проект по «обру-
«контингент польских оппортунистов»,
сению» оказался не в полной мере ре-
добиваясь для них различных эконо-
ализован. Автор нередко недоумевает,
мических уступок и ослабления дей-
почему правительственная политика
ствовавших после 1863 г. чрезвычайных
в этом регионе не стала такой бруталь-
мероприятий, прежде всего отмены так
ной, какой должна бы быть в соответ-
называемого процентного сбора9.
ствии с его собственными представле-
Между тем долгосрочная страте-
ниями о планировании «обрусения».
гическая задача российских властей
Например, почему власти вовсе не за-
в Северо-Западном крае заключалась
претили в Северо-Западном крае рас-
в «обрусении» территорий, что пре-
пространение книг на польском языке?
жде всего подразумевало их право-
Почему они не смогли последователь-
вую, административную, социальную
но
«обрусить» белорусов-католиков,
и военную интеграцию в состав импе-
и почему не произошло их массового
рии. По крайней мере до начала XX в.
обращения в православие? Ведь, со-
главным содержанием внутренней
гласно автору, руководствуясь офици-
политики Петербурга в этом регио-
альными представлениями о «большой
не являлся не национальный вопрос,
русской нации», властям не следовало
а реализация и корректировка кре-
мириться с их принадлежностью к «чу-
стьянской реформы, поиск решения
ждой» конфессии. Правительство яко-
различных социально-экономических
бы смогло не допустить использование
проблем в контексте пореформен-
белорусского языка в школе и Католи-
ной трансформации сословного строя
ческой церкви, но не пожелало после
империи, преодоление
«отсталости»
1905 г. запретить печать на белорус-
крестьян. При этом многие русифи-
ском языке. В итоге, неуспех в реализа-
каторские инициативы зачастую шли
ции политики «обрусения» литовский
«снизу», от интеллигентных чиновни-
историк обусловливает прежде всего
ков Виленского учебного округа. Хотя
«плохим планированием», ошибками
«правящие верхи» империи считали
и отсутствием последовательности.
народные массы прочной опорой са-
230
модержавия, их «обрусение» не было,
жде всего на сотрудничестве с элитой
да и не могло быть приоритетной за-
окраин», в данном случае - с местным
дачей в условиях отсутствия всеобще-
польским дворянством (с. 125, 126).
го начального образования и преобла-
Однако Сталюнас не упоминает,
давшей среди крестьян неграмотности.
что именно Валуев стал инициатором
Видимо, вследствие того что книга,
принятия указа 1 марта 1863 г. В дека-
подобно лоскутному одеялу, собрана
бре 1862 г. он представил на рассмот-
из текстов, написанных в разное время
рение Западного комитета записку,
и с различными установками, Сталю-
в которой предлагал, отнюдь не чужда-
насу не удалось избежать внутренних
ясь популистской политики, учитывать
противоречий и несогласованности
особенности Северо-Западного края,
в своих выводах. Так, в заключении
проводить политику
«разъединения»
он подчёркивает, что методы полити-
сословий и поддерживать «осторожной
ки «разделяй и властвуй» «были чужды
рукой взаимное нерасположение кре-
царскому режиму» (с. 349). Однако ра-
стьян и помещиков»11. Интересно, что
нее он отмечал, что в начале 1860-х гг.
о необходимости посредством аграр-
для более успешной борьбы с поль-
ной реформы «разъединить» крестьян
ским влиянием представители «просве-
с польскими землевладельцами писал
щённой бюрократии» и «влиятельные
в 1864 г. виленский генерал-губернатор
славянофилы» предлагали предоста-
М.Н. Муравьёв12, выступавший непри-
вить литовцам и белорусам опреде-
миримым оппонентом Валуева. Таким
лённые возможности и преимущества
образом, представленная Сталюнасом
в сфере культуры и образования. Эле-
схема сторонников и противников по-
менты такой политики Сталюнас на-
литики «разделяй и властвуй» не выдер-
ходит, например, в предложениях по-
живает критики. Проблема заключается
печителя Виленского учебного округа
в том, что такие историографические
кн. А.П. Ширинского-Шихматова, на-
клише не подходят для анализа рос-
правленных в Петербург весной 1863 г.
сийской политики и взглядов высшей
Автор признаёт, что целям политики
бюрократии. Возможно, более целесо-
«разделяй и властвуй» служила и кор-
образно ставить вопрос о том, как ин-
ректировка крестьянской реформы
терес «верхов» империи к недомини-
в Литве и Белоруссии, основу которой
рующим этническим группам влиял
заложил указ 1 марта 1863 г., вводив-
на формирование правительственного
ший обязательный выкуп и ликвиди-
курса, направленного на поддержку
ровавший раньше, чем во внутренних
этнического разнообразия империи13,
губерниях России, временнообязан-
и как этот курс противопоставлялся
ное положение крестьян Виленской,
или, напротив, дополнял политику ру-
Гродненской, Ковенской и Минской
сификации окраинных территорий.
и части Витебской губерний. Одновре-
Таким образом, в книге Д. Сталю-
менно на 20% понижались выкупные
наса впервые собраны результаты мно-
платежи10. Вместе с тем Сталюнас отме-
голетних исследований в литовских
чает, что такую популистскую полити-
и российских архивах, которые пред-
ку считала неприемлемой другая часть
ставляют значительный интерес для
российской элиты, включая министра
специалистов. Вместе с тем этноцен-
внутренних дел П.А. Валуева и ше-
тричные оценки, а также уклонение
фов жандармов кн. В.А. Долгорукова
автора от обсуждения острых вопросов
и гр. П.А. Шувалова, которые защи-
с российскими и белорусскими исто-
щали «традиционные механизмы ин-
риками препятствует полноценной на-
теграции» империи, основанные «пре-
учной дискуссии.
231
Примечания
Латвии, Литвы, Калининградской области Рос-
сии) в XIX-XX вв. (1795-2000 гг.). М., 2009.
С. 7-8.
1
7
Семёнов П.П. Географическо-стати-
Подробнее см.: Бендин А.Ю. Проблемы
стический словарь Российской империи. Т. 3.
веротерпимости в Северо-Западном крае Рос-
Вып. 1. СПб., 1866. С. 63.
сийской империи (1863-1914). Минск, 2010.
2
8
Там же. С. 242.
Так у Д. Сталюнаса. В российском офи-
3
Корева А. Материалы для географии и ста-
циальном делопроизводстве эта организация
тистики России, собранные офицерами Гене-
называлась
«Союз для восстановления прав
рального штаба. Виленская губерния. СПб., 1861.
литовского языка в римско-католической церк-
С. 287, 288, 320-321.
ви в Литве». См. её устав: РГИА, ф. 821, оп. 2,
4
Там же. С. 321.
д. 73, л. 103-108 об.
5
9
Кёппен П.И. О происхождении, языке
Подробнее см.: Комзолова А.А. Поли-
и литературе литовских народов. СПá., 1827. тика самодержавия в Северо-Западном крае
Стá. 9-11, 40. См. также: Комзолова А.А. Нацио- в эпоху Великих реформ. М., 2005. С. 241-258,
нальная идентичность в статистических иссле-
281-286, 291-330, и др.
10
дованиях Северо-Западного края Российской
Зайончковский П.А. Проведение в жизнь
империи (1860-е годы)
// Большая Евразия. крестьянской реформы 1861 г. М., 1958. С. 365-372.
Развитие, áезопасность, сотрудничество. Еже-
11
РГИА, ф. 908, оп. 1, д. 185, л. 1-12.
годник. Материалы Третьей международной
12
ГА РФ, ф. 811, оп. 1, д. 45, л. 15 об., 16.
научно-практической конференции в рамках
13
Более широкий контекст см.: Полу-
Оáщественно-научного форума
«Здравствуй, нов А.Ю. Империя слабых: власть и «малые наро-
Россия!». М., 2020. С. 496-501.
ды» России и мира во второй половине XIX - на-
6
Кабузан В.М. Формирование многона-
чале XX в. // Русский сборник: исследования по
истории России. Т. XXXII. М., 2021. С. 177-196.
ционального населения Приáалтики (Эстонии,
232