Николай Смирнов
Православное духовенство в годы Гражданской войны*
Nikolay Smirnov
(Saint Petersburg State University, Russia)
Orthodox clergy during the Civil War
DOI: 10.31857/S0869568722060279, EDN: MOVBQJ
В последние десятилетия исто-
включая материалы, извлечённые из
рики плодотворно разрабатывают са-
Исторического архива Омской обл.,
мые разные аспекты истории Русской
Государственного архива г. Тобольска,
Православной Церкви, в том числе
Северо-Казахстанского государствен-
и в переломную для нашей страны
ного архива, личные документы по-
эпоху Великой российской революции
томков семей местных пастырей,
и Гражданской войны. В настоящий
данные устной истории и публика-
момент у серьёзных исследователей
ции периодической печати. В целом
уже не вызывает сомнений то, что ре-
источниковая база монографии до-
лигиозный фактор имел в те годы осо-
статочно репрезентативна. При этом
бую значимость и заметно влиял не
в предисловии автор отмечает, что
только на пропагандистскую риторику,
специальных работ, посвящённых
но и на политику противоборствующих
жизни рядового духовенства Север-
сил. Красные считали необходимым
ного Казахстана в годы Гражданской
сломить Церковь для утверждения
войны, «практически не существует»,
своего единовластия, а белые видели
и его исследование призвано запол-
в ней своего важнейшего и надёжней-
нить имеющуюся лакуну (с. 4-5).
шего союзника, способного донести их
Книга состоит из трёх глав, каждая
идеи и лозунги до народных масс1.
из которых, по сути, представляет собой
Создано немало глубоких трудов
отдельное исследование. Так, в первой
как монографического, так и обобща-
главе
«Историко-политический кон-
ющего характера о том, как протекала
текст жизни православного духовен-
церковная жизнь в отдельных регио-
ства: революция и Гражданская вой-
нах, как складывались судьбы отдель-
на в Северном Казахстане» говорится
ных священнослужителей в центре
о событиях, происходивших в реги-
и на окраинах бывшей империи2.
оне, начиная с реакции на отречение
В вышедшей в 2021 г. монографии
Николая II и до Западно-Сибирского
священника Михаила Анатольевича
крестьянского восстания 1921 г. Вто-
Березина освещено положение духо-
рая глава «Деятельность Православной
венства Петропавловского уезда Ак-
церкви Северного Казахстана в 1917-
молинской обл. (современного Север-
1921 гг.» рассказывает о жизни Омской
ного Казахстана), входившего в клир
епархии при разных политических ре-
Омской и Тобольской епархий. Работа
жимах, сменявших друг друга в Сиби-
построена на множестве источников,
ри. В третьей главе прослеживаются
* Березин М.А. Судьбы православного духовенства Северного Казахстана в годы Гражданской
войны. Петропавловск: Газетный двор, 2021. 128 с.
Материал подготовлен при поддержке Российского научного фонда, проект № 21-18-00266
«Религиозный фактор в России в годы Гражданской войны: феномен, значение и региональная
специфика», выполняемый в Санкт-Петербургском государственном университете.
246
судьбы клириков края, как правило,
вестное послание патриарха Тихона
пострадавших от репрессий со сторо-
(Белавина), убеждавшее
«безумцев»
ны большевиков.
остановить уничтожение храмов,
Хотя революция 1917 г. и после-
массовое братоубийство, отверже-
довавшая за ней Гражданская война
ние таинств и другие преступления.
коснулись всех слоёв русского об-
Впрочем, оно
«не содержало ника-
щества, духовное сословие, по мне-
ких прямых призывов к вооружённой
нию Березина, «пострадало наиболее
борьбе и сопротивлению властям. Это
сильно ввиду того, что происходящие
было послание, написанное для наро-
изменения носили подчёркнуто анти-
да, который должен как можно скорее
религиозный и антицерковный харак-
прекратить кровопролитие и междо-
тер». Вместе с тем «самоотверженный
усобицу». Конечно, под «безумцами»
подвиг духовенства и мирян позволил
легко угадывались представители со-
сохранить Русскую Церковь на про-
ветской власти, но прямо о них не
тяжении тяжёлых лет советских бого-
говорилось. Однако большевистская
борческих гонений» и может служить
партия
«сразу восприняла этот акт
наглядным примером «величия хри-
патриарха и Собора как призыв к со-
стианской веры» (с. 4).
противлению» и удобный повод «на-
Весной 1917 г. в Степном генерал--
чать более жёсткую антицерковную
губернаторстве, не исключая и Петро-
политику» (с. 21). 20 января последо-
павловский уезд Акмолинской обл.,
вал декрет «О свободе совести, цер-
«власть без сопротивления перешла
ковных и религиозных обществах»,
в руки революционных сил» (с. 11).
передававший всё церковное имуще-
В конце года в крае стремительно про-
ство государству и лишавший Церковь
шла массовая советизация городских
юридического статуса. Фактически он
и уездных учреждений, затем нача-
«представлял радикальную програм-
лись столкновения между легионерами
му секуляризации всей общественной
Чехословацкого корпуса и местными
жизни». Монахи и священнослужите-
советами (с. 15). С лета 1918 г. уезд
ли остались без избирательных прав.
последовательно находился под вла-
С конца 1918 г. развернулась кампания
стью Временного Сибирского прави-
по вскрытию и уничтожению святых
тельства, верховного правителя России
мощей, нацеленная на дискредитацию
адмирала А.В. Колчака и Петропав-
Церкви в глазах верующих (с.
22).
ловского уездного ревкома, созданного
И «хотя формально официальная ре-
31 октября 1919 г. в ходе наступления
лигиозная политика была направлена
Красной армии. В итоге, «лишь к ис-
на отделение Церкви от государства,
ходу 1919 г. военное противостояние
фактически же советская власть ста-
окончательно закрепило смену власти
вила целью полное разрушение Пра-
и показало, что власть коммунисти-
вославной Церкви. Однако власть хо-
ческой партии установилась надолго»
тела не только уничтожить Церковь
(с. 19).
как организацию, но и расправиться
Анализируя первые антицерков-
с духовенством и наиболее активными
ные постановления советской вла-
мирянами, против которых под видом
сти, Березин приходит к выводу, что
борьбы с контрреволюцией начался
они «в корне ломали сложившуюся
массовый террор» (с. 23).
многовековую практику церковно--
Всё это затронуло и отдалённый
государственных отношений», чем
Петропавловский уезд. Сообщение
и вызвали в январе 1918 г. ответную
об отречении императора появилось
реакцию Церкви и, в частности, из-
в церковной прессе Омской епархии
247
только
12 марта
1917 г. Принимая
ранее. Теперь ни о каких преобразова-
случившееся как состоявшийся факт,
ниях не могло быть и речи; Церковь
духовная консистория распорядилась
и духовенство подверглись гонениям
«поминать вместо царствующего дома
и в целом не питали больше никаких
Временное правительство» (с. 35). Как
иллюзий по отношению к свершив-
пишет Березин, «духовенство спокой-
шимся политическим и общественным
но и даже с воодушевлением встретило
переменам» (с.
44). Неудивительно,
свершившиеся перемены», признавая
что епископат и духовенство Омской
«их полезными и промыслительными
епархии горячо поддержали антиболь-
для государства» (с. 36). Клирики ак-
шевистскую деятельность правитель-
тивно включились в работу различных
ства Колчака, отменившего все совет-
организаций, появилась прогрессив-
ские антирелигиозные распоряжения.
ная церковно-общественная газета
Правда их сотрудничество продолжа-
«Новая жизнь» (с. 37-38). Вне всяко-
лось недолго: после падения Омска
го сомнения, вплоть до прихода к вла-
Временное высшее церковное управ-
сти большевиков духовенство Омской
ление покинуло епархиальные пределы
епархии связывало с революцией на-
и отправилось в Иркутск, где факти-
дежды на лучшее.
чески прекратило своё существование
Начавшаяся реализация
«Декре-
«по причине фактического уничтоже-
та об отделении церкви от государства
ния Российского государства и вос-
и школы от церкви», принятого 23 ян-
становления церковно-канонической
варя 1918 г., вызвала категорическое
связи с патриархом всероссийским»
неприятие в церковных кругах3. Но их
(с. 44-45).
возможности противодействовать на-
Возвращение красных озна-
силию ограничивались проведением
меновалось репрессиями. Владыка
крестного хода в защиту храмов и свя-
Сильвестр призвал верующих прекра-
тынь, а также прав причта и верующих
тить вооружённую борьбу и подчи-
(с. 41). Впрочем, вскоре «Омская епар-
ниться советской власти, но несколько
хия была отрезана от “красной” части
месяцев спустя он скончался, ожидая
страны» (с. 42). Состоявшееся в Томске
ареста5. Вскоре по епархии прокати-
19 ноября - 3 декабря 1918 г. Сибир-
лась волна закрытия храмов (с. 47-
ское соборное совещание, в котором
48). При подавлении большевиками
приняли участие 13 архиереев и 26 чле-
Западно-Сибирского крестьянского
нов Поместного собора Православной
восстания 1921 г. только в Петропав-
Российской Церкви, постановило со-
ловском уезде были убиты десять свя-
здать на территориях, подконтрольных
щеннослужителей и монашествующих.
власти Колчака, Высшее временное
Причём священник церкви с. Бело-
церковное управление во главе с архи-
во Г.А. Ячменёв подвергся расправе
епископом Омским и Павлодарским
лишь по подозрению в совершении
Сильвестром (Ольшевским) - одним из
молебна о победе повстанцев. Пресле-
самых ярких и харизматичных местных
дование духовенства «за участие в вос-
архиереев4. Новая структура немедлен-
стании» прекратилось только к началу
но заявила о необходимости сокрушить
1922 г. (с. 50-51).
большевизм, погрузивший Россию во
Завершает книгу подробный рас-
«мрак и нечестие» (с. 43).
сказ о трагических судьбах священно-
Таким образом,
«жизнь епархии
мучеников епископа Мефодия (Крас-
существенно поменялась по сравнению
нопёрова) и священника Владимира
с тем масштабным церковным движе-
Васильевича Панькина, а также расстре-
нием, которое существовало ещё годом
лянных большевиками в дни Западно--
248
Сиáирского восстания священников Примечания
Константина Дмитриевича Кузовнико-
1
Смирнов Н.Н. «Нельзя отделять церковь
ва и Григория Алексеевича Ячменёва, от Гражданской истории…» // Омский научный
священника Константина Константи- вестник. Сер. Общество. История. Современ-
новича Зуáова, открыто поддержавшего ность. Т. 7. 2022. № 2. С. 57-64.
2
Пученков А.С., Калиновский В.В. Духов-
повстанцев и уáитого проáольшевист-
ный форпост России. Православное духовен-
ски настроенными местными жите-
ство Крыма в 1914-1920 годах. СПб., 2020.
лями, репрессированных священника
3
Подробнее см.: Фирсов С.Л. «Время вой-
Александра Викторовича Знаменского не и время миру»: Православная Российская
и псаломщика П.В. Платонова.
церковь и Гражданская война в России. Очерки
истории и историографии. СПб., 2018. С. 21-22.
Интереснейшая монография о пра-
4
Подробнее см.: Калиновский В.В.,
вославном духовенстве Степного края
Смирнов Н.Н. Актуальное наследие Сибирско-
времён Гражданской войны, подготов-
го Собора // Российская история. 2021. № 6.
ленная священником Михаилом Бере-С. 215-219.
зиным, представляет соáой удачный
5
См.: Сушко А.В. К вопросу о последних
днях жизни архиепископа Сильвестра (Ольшев-
пример синтеза церковной и полити-
ского) // Гражданская война на Востоке России:
ческой истории и áудет востреáована
взгляд сквозь документальное наследие. Мате-
специалистами, изучающими процес-
риалы II всероссийской научно-практической
сы, происходившие на окраинах Рос-конференции с международным участием. Омск,
сии в революционную эпоху.
2017. С. 328-335.
249