Ольга Большакова
Рец. на: П.А. Трибунский. Российское зарубежье и становление
россиеведения в Великобритании и США (конец XIX в. - 1920 г.).
М.: Институт российской истории РАН; Центр гуманитарных
инициатив, 2021. 297 с.
Olga Bolshakova
(Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy
of Sciences, Mosсow)
Rec. ad. op.: P.A. Tribunskiy. Rossiyskoye Zarubezh’ye i stanovleniye
rossiyevedeniya v Velikobritanii i SShA (konets XIX v. - 1920 g.).
Moscow, 2021
DOI: 10.31857/S0869568722060292, EDN: MPHZMH
Интерес к зарубежным исследова-
Монография П.А. Трибунского
ниям России традиционно высок и на-
вносит свой вклад в развитие этого
правлен в первую очередь на образы
научного направления. Автор сосре-
и интерпретации нашей страны, кото-
доточился на изучении начального
рые можно было бы кратко определить
периода в истории британского и аме-
как «взгляд со стороны». В то же время
риканского академического россиеве-
существует понимание, что зарубежная
дения. Содержание употребляемого
наука о России имеет свою более чем
им термина «россиеведение» вполне
вековую историю, и её изучение необ-
соответствует тому, как его раскрыла
ходимо в том числе для более адекват-
в своей статье-рецензии А. Плате, пи-
ной оценки выработанных за это время
савшая о «научно-популярном, часто
концепций. В центре внимания немно-
поверхностном взгляде», с которым
гочисленных работ по данной пробле-
в немецком языке ассоциируется ко-
матике - институции и персоналии,
рень «-ведение», отсылая нас к таким
причём как в англосаксонских странах,
дисциплинам, как страноведение или
так и в Западной и Восточной Европе1.
краеведение2. Однако для избранного
Большинство из них посвящены доста-
Трибунским хронологического перио-
точно ранним этапам развития росси-
да термин вполне уместен, поскольку
еведческих исследований, что позволя-
научное изучение России тогда нахо-
ет обращаться к архивам и привлекать
дилось в стадии зарождения. Специа-
источники личного происхождения.
листов такого рода в Великобритании
254
и США было крайне мало. Потреб-
та институциональный подход. Книга
ность в них начала ощущаться уже на
и построена соответствующим обра-
рубеже веков и особенно усилилась
зом: в первых двух главах помещены
в годы Первой мировой войны, как
данные о преподавании в универси-
пишет автор, «в рамках борьбы за рус-
тетах и колледжах предметов, относя-
ский рынок» (с. 6). Их нехватка в уни-
щихся к России (в основном русского
верситетах восполнялась за счёт диле-
языка), в третьей - даны биографии
тантов - немногочисленных выходцев
преподавателей.
из Российской империи, которые пре-
Автор собирал сведения во многих
подавали русский язык и в ряде случа-
российских (ГА РФ, ОР РГБ, ЦГАЛИ,
ев могли выступать в качестве специа-
Архив внешней политики Российской
листов по «русскому вопросу».
империи и др.) и зарубежных архи-
Именно им и их роли в станов-
вах, с особым вниманием он отнёсся
лении дисциплины, получившей
к хранилищам крупных университе-
впоследствии название Russian/Soviet
тов (Гарварда, Йеля, Колумбийско-
studies, или «русистика», и посвящена
го, Ливерпульского, Манчестерского,
книга. Характерно, что Трибунский
Королевского колледжа в Лондоне
предпочитает называть объект свое-
и его Школы русских и славянских
го исследования «российским», а не
исследований, и др.). В основном это
«русским» зарубежьем, поскольку на-
делопроизводственная документация,
циональная принадлежность героев
однако используются и источники
книги зачастую была, по его словам,
личного происхождения - дневники,
весьма запутанной, а в тот период да-
воспоминания, переписка. Трибун-
леко не всегда означала смену поддан-
ский подключил и опубликованные
ства или переселение (с. 7). Конечная
материалы, в том числе исторические
точка исследования - 1920 г. - так-
обозрения и официальные издания
же представляется правомерной, по-
британских и американских универ-
скольку, как пишет сам автор, после
ситетов, дополнив их прессой (вклю-
окончания Гражданской войны мас-
чая университетскую). Он скрупулёзно
совый исход из Советской России лю-
зафиксировал имена преподавателей
дей с высшим образованием и учёны-
российского происхождения и назва-
ми степенями кардинально изменил
ния читавшихся ими курсов, справед-
ситуацию в зарубежных университе-
ливо указав, что от этих личностей во
тах. Появилась возможность более
многом зависела конфигурация обра-
придирчиво подходить к выбору пер-
зовательного пространства и то, как
сонала (с. 8).
будет в дальнейшем развиваться рос-
Роль историков-эмигрантов из
сиеведение. Автор реконструировал
России в становлении «русских иссле-
ситуацию в каждом отдельно взятом
дований» в США была в своё время
университете: когда и по чьей иници-
хорошо изучена3, ранний этап форми-
ативе там началось изучение России,
рования британского россиеведения
как искали преподавателей, какие ве-
также получил некоторое освещение
домства и авторитеты были задейство-
в историографии4. Однако далеко
ваны и что из этого получилось. До-
не все аспекты в них рассмотрены,
вольно часто, однако, ему приходится
и автор явно поставил себе задачу
добросовестно констатировать, что
восполнить существующие пробе-
«дальше обсуждений дело не пошло»
лы в том, что касается институций
или что сведений о дальнейшей судьбе
и персоналий, применив традицион-
тех или иных людей и проектов «обна-
ный и доведённый здесь до абсолю-
ружить не удалось» (с. 40, 51, 61 и др.).
255
Представленный в книге материал
ционалистических, социалистических
убедительно показывает, что в начале
и либеральных идей в России, писал
ХХ в. о профессиональном изучении
о необходимости и срочности прове-
России не могло быть и речи - в ос-
дения реформ, доведя изложение до
новном велось лишь преподавание
9 января 1905 г.» (с. 89). Эта книга,
русского языка и литературы для на-
как известно, надолго вошла в золо-
чинающих, с небольшими экскурсами
той фонд россиеведения.
в историю и экономику. Перед нами
Следует подчеркнуть, что Трибун-
раскрывается картина самых первых
ский сознательно избегает повторения
шагов в развитии россиеведения в ан-
уже опубликованного предшественни-
глосаксонских странах, для которых
ками, что особенно ярко проявилось
характерны, в отличие от стран кон-
в третьей главе, посвящённой персо-
тинентальной Европы, почти полное
налиям. В ней в алфавитном поряд-
отсутствие государственного вмеша-
ке приведены биографии только тех
тельства и широкая поддержка ис-
участников становления россиеведе-
следований частными лицами, тор-
ния в англосаксонских странах, кото-
говцами и промышленниками (с. 6).
рые не были предметом изучения пре-
Её интенсивность была напрямую
жде. В книге даются лишь ссылки на
связана с интересом к России, ко-
биографии Ковалевского, Милюкова,
торый резко вырос в 1915-1916 гг.
П.Г. Виноградова, С.М. Волконского,
и снизился после революции 1917 г.,
А.М. Ону, А.Ц. Ярмолинского и др.
что, в частности, привело к отмене на
Представленные 23 биографии силь-
какое-то время «русских предметов»
но различаются по объёму. Иногда
в ряде учебных заведений (с. 70).
это всего несколько строк, но зача-
В то же время на фоне офици-
стую - довольно обширные очерки,
альной информации об учреждениях
снабжённые фотографиями. Яркий
высвечивается роль личностей, пре-
пример - биография А. Брылинской,
жде всего историка Б. Пэрса, стоявше-
много способствовавшей повышению
го у истоков создания в 1907 г. Школы
интереса к русскому языку и уровню
россиеведения в Ливерпульском уни-
его преподавания в Англии.
верситете, а в 1915 г. - при активном
Ценным источником в условиях
участии Р.У. Сетон-Уотсона - Школы
нехватки материала оказались дела
славянских исследований в Королев-
о натурализации в Великобритании,
ском колледже Лондона. Представле-
содержавшие сведения заявителей
ны в книге и неизвестные страницы
о себе и дополненные сообщениями
сотрудничества Чикагского универси-
местной полиции. Следственные дела
тета с крупными русскими учёными.
российской полиции и материалы по
К примеру, М.М. Ковалевский про-
разоблачению сотрудников её загра-
читал здесь в 1901 г. курс из 12 лек-
ничной агентуры также внесли свой
ций по истории российских учрежде-
вклад в авторскую реконструкцию.
ний, а П.Н. Милюков в 1903 г. - 18
В частности, выяснилось, что политэ-
лекций, основанных на его «Очерках
мигрант В.Г. Гудин, преподававший
по истории русской культуры». Вторая
в 1915-1917 гг. русский язык в Ли-
поездка Милюкова в США состоялась
верпульском университете и имевший
зимой
1904-1905 гг., по её итогам
широкие связи с соотечественниками
на английском языке вышла книга
и британцами, являлся секретным со-
«Россия и её кризис», где автор имел
трудником охранки.
возможность высказать достаточно
Тщательно собранные из разно-
смелые суждения «о соотношении на-
образных источников и перепрове-
256
ренные данные - главное достоинство
Примечания
книги. Исследователи могут обра-
1
Зарубежное россиеведение
/ Под ред.
щаться к ним, будучи уверенными
А.Б. Безбородова. М., 2012; Петров Е.В. Исто-
в надёжности информации. Одна-
рия американского россиеведения: Курс лекций.
ко это именно информация, причём
СПб., 1998; Кодин Е.В. Мюнхенский институт
структурированная достаточно фор-
по изучению СССР,
1950-1972 гг.: европей-
ский центр советологии? Смоленск, 2016; Мень-
мально, что придаёт книге характер
ковский В.И. Англо-американская советология:
справочника. В ней явно не хватает
история, современность, академические ресур-
заключительного очерка, некой автор-
сы. Минск, 2000; Филитов А.М. Научные свя-
ской интерпретации и хотя бы предва-
зи историков в годы «холодной войны»: взгляд
рительного анализа данных, например
с «другой стороны» // Отечественная история.
о национальном и социальном составе
2000. № 4. C. 128-139; East and West: History
and contemporary state of Eastern studies / Ed. by
преподавателей. Кроме того, заметна
J. Malicki, L. Zasztowt. Warsaw, 2009; Gorizontov L.
некоторая небрежность при подготов-
East European Studies at Harvard University during
ке книги к публикации, что вылилось
the
«Cold War» Era (based upon memoirs by
в немалое количество опечаток и не-
M.K. Dziewanowski) // East and West… Р. 113-121.
точностей в переводе. Так, в британ-
Следует заметить, что корпус подобных исследо-
ваний на иностранных языках весьма обширен.
ском английском
«преподаватель»
2
Плате А. Трудности российского по-
(особенно, если речь идёт о препо-
нимания современной немецкой русистики //
давании языка) обозначается словом
Вестник Санкт-Петербургского университета.
lecturer, а в американском - instructor,
История. Т. 65. 2020. Вып. 4. С. 1329-1330.
автор же использует кальки
- эти
3
Петров Е.В. Научно-педагогическая дея-
тельность русских историков-эмигрантов в США
коварные ловушки для неопытного
в первой половине ХХ столетия: источники
переводчика.
и историография. СПб., 2000; Болховитинов Н.Н.
Тем не менее книга П.А. Три-
Русские учёные-эмигранты (Г.В. Вернадский,
бунского представляет собой важный
М.М. Карпович, М.Т. Флоринский) и становле-
вклад в исследования, которые, не-
ние русистики в США. М., 2005.
4
Зашихин А.Н. Британская Rossica вто-
смотря на всё возрастающую актуаль-
рой половины XIX - начала ХХ в. Архангельск,
ность темы, пока весьма фрагментар-
1995; Некрасов А.А. Становление и развитие
ны и не набрали необходимого багажа.
россиеведения и советологии в Великобрита-
Рецензируемая монография способ-
нии // Политическая жизнь Западной Европы:
ствует переводу их в академическую
Античность, Средние века, Новое и Новейшее
плоскость, что позволяет уйти от не-
время. Межвузовский сборник научных трудов.
Арзамас, 2016. С. 122-138; Тараторкин Ф.Г. От
умеренной политизации и объективно
россики к советологии: Формирование образа
(насколько это возможно) посмотреть
России в британском научном россиеведении
на то, как изучали (и понимали) Рос-
в XIX-ХХ вв. // Исторические записки. 2014.
сию за рубежом.
С. 323-340.
257