Семейная политика и трансформация
семейно-брачных отношений в послереволюционной
России (1917-1920-е гг.): основные итоги
и актуальные вопросы изучения
Татьяна Смирнова
Family policy and transformation of family and marriage relations
in post-revolutionary Russia, 1917-1920s:
main results and topical issues of study
Tatiana Smirnova
(Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences, Moscow)
DOI: 10.31857/S2949124X23010108, EDN: POWIXI
Проблема трансформации семейно-брачных отношений в послереволю-
ционной России не теряет свою актуальность уже несколько десятилетий,
оставаясь в числе приоритетных тем исследований не только историков, но
и демографов, этнологов, социологов, культурологов, политологов, педагогов
и психологов. Расширение на рубеже XX-XXI вв. источниковой базы и об-
новление методологии исследований (в том числе и под влиянием зарубежной
историографии) обусловили не только новую волну интереса к данной пробле-
ме, но и выход исследований на качественно иной уровень. Вопросы, связан-
ные с различными проблемами семьи и воспитания, репродуктивного поведе-
ния и феминизма, переосмысление дискуссий о «свободной любви», «новой
морали» и т.п. получили в этот период освещение в сотнях диссертационных
исследований1, тысячах статей, монографий и учебных пособий2. Итоги изуче-
© 2023 г. Т.М. Смирнова
1
См., например: Араловец Н.А. Российское городское население в 1897-1926 гг.: брак и се-
мья. Дис. … д-ра ист. наук. М., 2004; Гниятуллина Г.Г. Государственная политика в отношении се-
мьи в Башкирии в 1917-1941 гг. Дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург, 2017; Михайлова М.В. Семья
и быт в представлениях населения Европейской части России в 1920-е гг. Дис. … канд. ист. наук.
М., 2003; Рудык О.И. Эволюция института брака в советском семейном праве: 1917-1996. Дис. …
канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2015; Трефилова М.Н. Трансформация брачно-семейных отноше-
ний жителей городов Верхней Волги в конце 1890-х - 1927 гг. Дис. … канд. ист. наук. Иваново,
2013; Савчук А.А. Трансформация отношений к семье и браку на российском Дальнем Востоке
в 1917-1936 гг. Дис. … канд. ист. наук. Владивосток, 2013; и др.
2
Алфёрова И.В. «Женский вопрос» в теории и практике большевизма. Брянск, 2011; Арало-
вец Н.А. Городская семья в России, 1897-1926 гг.: историко-демографический аспект. М., 2003;
Араловец Н.А. Городская семья в России, 1927-1959 гг. Тула, 2009; Васеха М.В. Политика внедрения
«нового быта» и её влияние на семейно-брачные отношения в Западной Сибири в 1920-е годы //
Традиционная культура русского народа в период 1920-1930-х годов. М., 2016. С. 295-338; Голд-
ман В.З. Женщины у проходной: гендерные отношения в советской индустрии (1917-1937 гг.).
М., 2010; Давыдов Д.В. Развод «по-крестьянски»: специфика расторжения браков в среде русского
крестьянства в 1920-е годы (по материалам ТАССР) // Вестник ТГГПУ. 2010. № 4. C. 113-116; Ку-
линич Н.Г. «Свободная любовь» и советский брак: семейные отношения в городах Дальнего Востока
(1920-1930-е гг.) // Новый исторический вестник. 2010. № 23. С. 42-53; Жданова С.Н. Основы со-
циологии семьи: учебно-методическое пособие. М., 2016; Михайлова М.В. Семья и быт в представ-
лениях населения европейской части России в 1920-е годы. Армавир, 2003; Осипович Т.Н. Пробле-
мы пола, брака, семьи и положение женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х гг. //
Общественные науки и современность. 1994. № 1. С. 161-171; Пушкарёва Н.Л. Русская женщина
146
ния как советской семейной политики в целом, так и отдельных её аспектов
обобщены в серии историографических работ3 и библиографических изданий4.
На первый взгляд, проблема относится к числу наиболее исследованных.
Между тем её ключевые вопросы, несмотря на обширную историографию, до
сих пор остаются дискуссионными. В какой мере происходившая в первые
годы советской власти трансформация семейно-брачных отношений соответ-
в семье и обществе X-XX вв.: этапы истории // Этнографическое обозрение. 1994. № 5. С. 3-17;
Пушкарёва Н.Л., Казьмина О.Е. Российская система законов о браке в ХХ веке и традиционные
установки // Этнографическое обозрение. 2003. № 4. С. 67-89; Рябинина Н.В. Социальная по-
литика Советской России (октябрь 1917-1920-е годы): женщина, семья и дети в новом обще-
стве: учебное пособие. Ярославль, 2004; Стрионова И.В. Дискуссии о семейном кодексе в СССР
в середине 1920-х годов: государственный и региональный аспекты // Новые страницы истории
Донбасса. Сборник статей. Кн. 20. Донецк, 2011. С. 79-87; Стрионова И.В. Практика супружес-
ких отношений в период формирования советского гендерного строя в 1920-1930 гг. // Новые
страницы истории Донбасса. Сборник статей. Кн. 22. Донецк, 2013. С. 162-174; Эволюция семьи
и семейная политика в СССР / Отв. ред. А.Г. Вишневский. М., 1992; Чечкова С.П. О некоторых
аспектах развития брачно-семейного законодательства в сфере опеки и попечительства в 1917-
1927 гг. // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Сер. D. Эканоміка,
сацыялогія, права. 2018. № 2(52). С. 117-122; Юкина И.И. Русский феминизм как вызов совре-
менности. СПб., 2007; Clements B.E. Bolshevik Women. Cambridge, 2000; Goldman W.Z. Women, the
State and Revolution: Soviet Family Policy and Social Life, 1917-1936. Cambridge, 1993; Waters E.
The Modernization of Russian Motherhood, 1917-1937. The European Woman’s History Reader. N.Y.,
2002. P. 277-289; Wood E.A. The Baba and the Comrade: Gender and Politics in Revolutionary Russia.
Bloomington, 1997; и др.
3
См., например: Анисимова Л.Ю. Дискуссии о семье и браке в послереволюционной России //
Проблемы социально-экономического развития Сибири. Сер. Экономика. История. Педагогика.
2017. № 1(27). С. 32-39; Горбачёв О.В. Советская сельская семья в зарубежной историографии: на-
правления изучения и подходы к интерпретации // Известия Уральского федерального универси-
тета. Сер. 2. Гуманитарные науки. Т. 23. 2021. № 1. С. 160-177; Горяев М.С., Оконов Б.А. Проблемы
трансформации семьи и брака в отечественной историографии // Вестник Института комплексных
исследований аридных территорий. Т. 2. 2017. № 2(35). С. 84-88; Дорская А.А. Советское семейное
право: основные направления изучения // Памятники российского права. В 35 т. Т. 27. Кодексы
законов о браке, семье и опеке РСФСР. М., 2016. С. 7-11; Дорская А.А. Семейные ценности как
предмет научной дискуссии: основные направления изучения семейного права в России на совре-
менном этапе // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Юрис-
пруденция. 2019. № 3. С. 27-41; Людоровская Т.Ю. Семейная политика советского государства
в Донбассе в 1920-1930-е гг.: историографический обзор // Журнал исторических, политологи-
ческих и международных исследований. 2019. № 1(68). С. 21-27; Мицюк Н.А. История материн-
ства (motherhood studies) в России на страницах англоязычной историографии // Историческая
психология и социология истории. 2015. № 1. С. 128-145; Олейник И.И. Становление теории
семейного права в советской юридической науке (историографический аспект) // История госу-
дарства и права. 2014. № 21. С. 27-32; Пушкарёв А.М. К историографии «истории повседневности»
и «нового быта» 1920-х гг. (Проблема «новой половой морали» в работах А.М. Коллонтай) // Жен-
щина в российском обществе. 2005. № 1-2. С. 55-75; Пушкарёва Н.Л. Русская женщина: история
и современность: Два века изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой, 1800-2000:
Материалы к библиографии. М., 2002; Пушкарёва Н.Л. Женщина, семья, гендерная система: про-
тиворечивая история XX века // Феномен семьи в ракурсе видения социальных и гуманитарных
наук. Материалы международной научной конференции, посвящённой завершению Года семьи
в Российской Федерации, Старый Оскол, 18-19 декабря 2008 / Отв. ред. З.З. Мухина. Старый
Оскол, 2008. С. 5-2; Салогуб Я.Л., Фролов В.В. Кодекс законов об актах гражданского состояния,
брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. как этап большевистского эксперимента в право-
вом регулировании семейно-брачных отношений. Историография. Источники // Вестник Вол-
жского университета В.Н. Татищева. 2017. № 4. Т. 2. С. 5-17.
4
Семейное право: Библиографический указатель диссертационных исследований
(1980-
2005 гг.) и научных публикаций (1990-2005 гг.) / Под ред. О.Н. Низамиевой. Казань, 2007; Советское
семейное право. Библиография, 1917-1960 гг. / Под ред. И.В. Павлова и Г.М. Свердлова. М., 1962.
147
ствовала общемировым тенденциям тех лет? Можно ли говорить о том, что
большевики уничтожили стабильную систему семейно-брачных отношений,
существовавшую в Российской империи, или кризис семьи, основанной на
церковном браке, назрел ещё на рубеже XIX-XX вв., а Первая мировая война
и революция лишь обострили процессы в этой области? В какой степени пре-
образования советской власти были направлены на намеренное уничтожение
семьи, или смыслом процесса был поиск новых форм семейно-брачных отно-
шений, основанных на принципах равенства полов и социальной справедливо-
сти? Допустимо ли отождествлять отказ от так называемой буржуазной семьи
с уничтожением семьи как таковой? В какой мере и каким образом на семей-
ные отношения и поведенческие установки на брак в те годы влияло измене-
ние социальной роли женщин: разрушало семью или, напротив, оздоравливало
её, освобождая женщин от экономической зависимости от мужа?
Ещё недавно эти принципиальные вопросы казались вполне решённы-
ми, а дальнейшие перспективы развития темы связывались преимущественно
с изучением её в региональном ракурсе. Однако в последние годы наблюдается
тенденция к пересмотру прежних представлений, уже очищенных от комму-
нистических догм. Семейная политика большевиков и брачно-семейные отно-
шения постреволюционного периода всё чаще рассматриваются сквозь призму
современных российских представлений о приоритете «традиционных ценно-
стей». Это заставляет обратить внимание на опасность перенесения современ-
ных понятий на почву столетней давности и подмены презентизмом научного
исторического подхода к изучению сложных социокультурных процессов рево-
люционной эпохи, связанных в том числе с наличием тенденций «советской мо-
дерности», испытавшей на себе влияние «консервативного традиционализма»5.
Устоявшийся взгляд на сферу семейно-брачных отношений того периода
в терминах трансформации, модернизации или эволюции в современной ли-
тературе всё чаще подменяется тезисами о сознательном разрушении и унич-
тожении семьи большевиками. Вот лишь некоторые цитаты, характеризующие
такую точку зрения: «Революция и Гражданская война, вслед за разрушением
социальной, политической и экономической сфер повседневной человеческой
жизни, разрушили и привычный мир семейных ценностей, традиционную се-
мью, которая существовала в России на протяжении столетий»6; «Правитель-
ство большевиков, пришедшее к власти в октябре 1917 г., осудило семью как
буржуазный институт и обещало освободить женщин от брака, считая его глав-
ным препятствием на пути к женской эмансипации»7; «Первый период рефор-
мирования брачно-семейных отношений можно определить как период соци-
ального и законодательного разрушения института брака, семьи и семейной
собственности»8; «Рассматривая брак как одну из причин неравенства женщин,
5
Дэвид-Фокс М. Модерность в России и СССР: отсутствующая, общая, альтернативная или
переплетенная? // НЛО. 2016. № 4. С. 19-44. См. также дискуссию по поводу данной статьи и са-
мого содержания понятия «модерность» применительно к советской эпохе.
6
Семёнов А.А. Кризис традиционной семьи и эволюция брачно-семейных отношений в годы
Гражданской войны (1917-1920 гг.) // Политематический сетевой электронный научный журнал
Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 109(05). С. 926.
7
Шаповалова Я.А. Политика большевиков в отношении семьи в первые годы советской вла-
сти // Общество: Политика, экономика, право. 2010. № 1. С. 105.
8
Никулин В.В. Эволюция института брака в Советской России: от отмирания брака к кон-
сервативной семье (1917-1920-е гг.) // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные
науки. Т. 21. 2016. № 7-8(159-160). С. 108.
148
приверженцы марксизма-ленинизма первоначально ориентировались на унич-
тожение института брака»9.
Более аргументированной представляется позиция исследователей, призы-
вающих отойти от популярных в 1990-х гг. «конъюнктурно-негативных оце-
нок советского прошлого» и сосредоточить основное внимание на изучении
«исторических, социальных и экономических факторов, детерминировавших
формирование и развитие условий правовой регламентации института брака
в РСФСР»10. Такой подход приводит к обоснованному выводу, что послере-
волюционная российская семья, с одной стороны, «унаследовала прежний
авторитарно-патриархальный стиль внутрисемейных отношений», с другой -
стремительно модернизировалась11. В соответствии с этой точкой зрения, ни
отмена церковного брака, ни упрощение процедуры его заключения и рас-
торжения не несли угрозу самому социальному институту семьи. Напротив,
установление правового равенства супругов способствовало его институцио-
нальной стабилизации. Так, например, П.Я. Циткилов утверждает, что преж-
ние «нормы семейной морали» «не были отвергнуты советской властью», ре-
формирование семейно-брачных отношений привело лишь к постепенной
«трансформации российской классической патриархальной семьи в советскую
патриархальную»12. К интересным выводам пришла О.И. Рудык, которая на
основе анализа советского законодательства показала, что «правовой институт
брака в первое десятилетие советской власти строился на буржуазных индиви-
дуалистических, а не коллективистских социалистических принципах»13.
Столь противоречивые оценки семейной политики и семейно-брачных от-
ношений послереволюционной России свидетельствуют о назревшей потреб-
ности в обобщении чрезвычайно обширной и противоречивой историографии
проблемы, анализе её основных тенденций, дискуссий и «болевых точек».
Сложность этой задачи заключается не только в большом количестве исследо-
ваний, но и в междисциплинарном характере и многоаспектности изучаемой
проблемы, так или иначе выходящей на самые разные вопросы социальной,
гендерной и экономической истории.
К числу основных её составляющих можно отнести следующие: 1. Эволю-
ция нормативно-законодательной базы семейной политики; 2. Трансформация
бытовых отношений и поведенческих установок на брак, в том числе под влия-
нием изменения положения женщины в семье и обществе в целом; 3. Влияние
на семейную политику и семейно-брачные отношения новых норм «половой
морали», теорий «свободной любви», «стакана воды», «крылатого эроса рево-
люции» и т.п.; 4. Охрана материнства и младенчества как значимая составля-
ющая семейной политики; эволюция репродуктивного поведения, легализация
9
Куликова Д.Н. Политика советского государства в области семейно-брачных отношений
в 1917-1925 гг. // Интерэкспо Гео-Сибирь. Т. 6. 2013. № 2. С. 28.
10
Рудык О.И. Эволюция института брака… С. 3.
11
Рабжаева М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России XX века // Со-
циологические исследования. 2004. № 6(242). С. 90.
12
Циткилов П.Я. Влияние религиозных норм жизни и общинных традиций на социальный
облик советской семьи в 1920-е годы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом.
2018. № 4. С. 204-205. См. также: Носкова А.В. Социальные изменения института семьи в до-
индустриальной России: историко-социологический анализ. Дис. … д-ра ист. наук. М., 2005;
Циткилов П.Я. Становление советской патриархальной семьи в 1917-1930-х годах: историко--
социологический облик. Ростов н/Д; Таганрог, 2020.
13
Рудык О.И. Эволюция института брака… С. 3, 10-11, 24.
149
абортов и её последствия; 5. Положение детей в семье (соотношение обще-
ственного и семейного воспитания, «национализация детей», трансформация
материнства и отцовства, социальное сиротство, профилактика семейной деви-
антности, политика в отношении семей с детьми-инвалидами и многодетных
семей).
Все эти проблемы взаимосвязаны, вытекают одна из другой, но чаще всего
являются самостоятельной темой14. Остановимся подробнее на специфике изу-
чения некоторых из них.
Трансформации семейно-брачных отношений: нормативно-правовая база
и повседневная реальность. Правовой аспект, т.е. изменение семейно-брачного
законодательства, безусловно, является наиболее изученным. Комплексное
рассмотрение эта проблема получила ещё в рамках советской историографии15,
однако интерес к ней не утихает и сегодня. Среди наиболее значимых иссле-
дований советского семейного права следует отметить работы А.М. Нечаевой,
отличающиеся комплексным подходом и широким общеисторическим контек-
стом16, и О.И. Рудык, проанализировавшей не только сами нормы права, но
и предпосылки его реформирования17.
Внимание исследователей правового аспекта эволюции постреволюцион-
ной семьи (а это преимущественно работы юристов и историков государства
и права) традиционно сконцентрировано на анализе содержания основных за-
конодательных и нормативно-правовых актов в сфере семейной политики. Это
прежде всего декреты 1917 г. «О гражданском браке, детях и о ведении книг ак-
тов гражданского состояния» (18 декабря), «О расторжении брака» (19 декабря)
14
В данной статье нет подробного анализа историографии проблемы по хронологическо-
му принципу, анализируются лишь основные тенденции в изучении семейной политики моло-
дого советского государства и послереволюционной трансформации семейно-брачных отноше-
ний с акцентом на работы конца XX - начала XXI вв. и задачи, стоящие перед современными
исследователями.
15
См., например: Бошко В.И. Очерки советского семейного права. Киев,
1952;
Вольфсон Ф.И. Семейное право. Учебное пособие для юридических институтов. М., 1938; Ген-
кин Д.М. История советского гражданского права. М., 1949; Нечаева А.М. Правовые формы дея-
тельности органов опеки и попечительства по воспитанию несовершеннолетних в семье. Автореф.
дис. … канд. юрид. наук. М., 1969; Нечаева А.М. Семья и закон. М., 1980; Нечаева А.М. Охрана
детства в СССР. М., 1987; Нюрин Н.Д. Забота Советского государства о матери и ребенке. Л., 1944;
Пергамент А.И. Основы законодательства о браке и семье. Учебное пособие. М., 1969; Перга-
мент А.И., Ставцева А.И. Советское законодательство о правах женщин. М., 1962; Свердлов Г.М.
Советское семейное право. М., 1952; Свердлов Г.М. Охрана интересов детей в советском граждан-
ском и семейном праве. М., 1955; Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. Л., 1968;
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979; и др.
16
Нечаева А.М. Ребёнок под опекой. М., 1993; Нечаева А.М. Проблемы охраны прав несовер-
шеннолетних в Российской Федерации. Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1995; Нечаева А.М.
Охрана детей-сирот в России (История и современность). М., 1994; Нечаева А.М. Россия и её
дети (ребёнок, закон, государство). М., 2000; Нечаева А.М. Семейное право: актуальные пробле-
мы теории и практики. М., 2007; Нечаева А.М. Семейное право: учебник для вузов. М., 2020.
Подробнее о вкладе А.М. Нечаевой в развитие истории советской семьи и семейного права см.:
Лёвушкин А.Н. Научное наследие и значение трудов А.М. Нечаевой для развития науки семейного
права // Семейное и жилищное право. 2018. № 5. С. 13-16.
17
Рудык О.И. Институт брака по российскому законодательству 1917-1922 гг. // Юридиче-
ская наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 2(13). С. 49-53;
Рудык О.И. Влияние буржуазно-демократических ценностей на формирование предпосылок пра-
вовой регламентации института советского брака // Там же. 2012. № 20. С. 193-197; Рудык О.И.
Общественно-политические предпосылки реформирования брачного права в 20-е годы XX века //
Там же. 2014. № 1(25). С. 222-225.
150
и «О внебрачных детях» (20 декабря); Кодекс законов об актах гражданского
состояния, брачном семейном и опекунском праве (КЗАГС) 1918 г. и Кодекс
законов о браке, семье и опеке (КЗоБС) 1926 г., а также совместное поста-
новление Наркомздрава и Наркомюста РСФСР от 18 ноября 1920 г. «Об охране
здоровья женщин», легализовавшее аборты. При этом нормы права за редким
исключением изучаются вне общеисторического контекста. За рамками иссле-
дований остаётся как процесс обсуждения и принятия законов и подзаконных
актов (сколько всего было проектов, в чём их отличия, как проходило их об-
суждение, была ли общественная дискуссия и т.п.), так и правоприменительная
практика. Это не даёт возможности адекватно оценить причины и последствия
принятия той или иной правовой нормы, а нередко формирует искажённое
представление о целях, которые преследовала власть.
Так, например, известно, что проект нового кодекса законов о браке, семье
и опеке, рассматривавшийся на второй сессии ВЦИК 12-го созыва в октябре
1925 г., вызвал бурную дискуссию. Наиболее «страстные прения как на самих
сессиях, так и в промежутке между ними», по свидетельству Л.Д. Троцкого,
вызвало предложение юридически приравнять незарегистрированный брак
к зарегистрированному18. После принятия проекта нового кодекса за основу
он был передан на места для широкого обсуждения19. Однако дискуссии и ре-
акция, которую они вызвали в широких слоях общества, остались за предела-
ми значительной части исследований20. В результате мы получаем оценку пра-
вотворчества большевиков с позиций современных норм права и современных
ценностей.
В ошибочности такого подхода можно убедиться на примере оценок эволю-
ции правового статуса института усыновления, который был отменён КЗАГС
1918 г. (ст. 183) и восстановлен специальным декретом СНК РСФСР от 1 мар-
та 1926 г., ещё до принятия нового Семейного кодекса21. Среди современных
исследователей преобладает убеждение, что отмена усыновления в 1918 г. была
вызвана в первую очередь «существовавшим тогда отрицательным отношением
18
Троцкий Л.Д. Сочинения. Сер. 6. Проблемы культуры. Т. 21. Культура переходного периода.
М.; Л., 1927. С. 513.
19
См., например: Бедный Д. Всерьёз и… не надолго, или советская женитьба. Юридический
трактат // Правда. 1925. 3 декабря; Брак и семья: тезисы секции общей теории государства и права
Коммунистической академии. К проекту Кодекса о браке, семье и опеке. М., 1926; Бранденбург-
ский Я. О чём спорят? // Известия. 1925. 11 декабря; Крыленко Н.В. По поводу «философских» раз-
мышлений тов. Сольца о «революционной законности», о «старом» и «новом» праве и практичес-
ком смысле его предложения // Правда. 1925. 8 декабря; Крыленко Н.В. Обыватель наступает (Ещё
о дискуссии по законопроекту о браке и семье) // Правда. 1926. 15 января. № 12; Курский Д.И. Се-
мья и новый быт: споры о проекте нового кодекса законов о семье и браке. М.; Л., 1926; Луначар-
ский А.В. Новый закон о браке и разводе // О быте. Л., 1927. С. 28-36; Сегаль М.А. Проект кодекса
о браке и семье и «законодатель» Гредингер // Советское строительство. 1926. № 10. С. 215-221;
Семья и новый быт: Споры о проекте нового кодекса законов о семье и браке. Сборник. М.; Л.,
1926; Сольц А.А. О революционной законности // Правда. 1925. 24 ноября; Сольц А.А. Прокурор-
ская критика // Правда. 1925. 16 декабря; Троцкий Л.Д. Сочинения. Сер. 6. С. 513-515; и др.
20
В числе редких исключений можно назвать работы И.В. Алфёровой, проанализировавшей
влияние на семейно-брачные отношения развернувшейся в печати дискуссии о «свободной люб-
ви» (Алфёрова И.В. «Не буду больше рабой своего мужа, мы должны быть равными товарищами
в жизни!»: трансформация семейных отношений в российском общественном дискурсе (1917-
1927 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и ис-
кусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 4-2(10). С. 1-15).
21
СУ РСФСР. 1918. № 76-77. Ст. 818; 1926. № 13. С. 101.
151
к семейным формам воспитания детей-сирот в целом»22, а также стремлени-
ем предотвратить попытки «обойти запрет на наследование, предусматрива-
ющий поступление имущества умершего в собственность государства»23. При
этом наличие во введении к Семейному кодексу 1918 г. пояснений о том, что
усыновление запрещено, прежде всего, в целях защиты интересов детей - из
опасений их эксплуатации в крестьянских семьях - либо игнорируется, либо
интерпретируется как элемент пропагандистской риторики. Данная позиция
основана прежде всего на современном понимании института усыновления как
безусловного блага для всех лишённых родительской опеки детей, а его отме-
ны - как очевидного и неоспоримого «социального зла». Иначе оценивали
практику усыновления составители кодекса, опасавшиеся, что «под покровом
мнимого усыновления» дети «попадут в даровые рабочие, не защищённые зако-
ном и надзором»24. Тщательное изучение источников и свободная от идеологи-
ческой предвзятости реконструкция событий наглядно свидетельствуют о том,
что опасения эти имели веские мотивы25. Отмена усыновления в 1918 г. была
вызвана сложным комплексом социальных, экономических и идеологических
причин. Это было непростое решение, в правильности которого сомневались
многие современники, что наглядно прослеживается в дискуссиях о возмож-
ности и необходимости восстановления института усыновления, начавшихся
практически сразу после его отмены26.
О том, насколько далеки от реальности выводы, сделанные исключительно
на анализе нормативно-правовых документов без учёта правоприменительной
практики и общеисторического контекста, наглядно свидетельствует и история
применения патронатного воспитания. В отличие от усыновления, патрони-
рование как форма устройства детей, лишённых родительской опеки, не было
запрещено первым советским Семейным кодексом, но и не было им регламен-
тировано, оно в нём просто не упоминалось. Единственной формой семейного
воспитания сирот должна была стать социалистическая опека, как индивиду-
альная, так и коллективная (КЗАГС 1918, ст. 184-246). Однако на практике
именно патронирование получило наиболее широкое применение с первых ме-
сяцев советской власти27. Тем не менее отсутствие в Семейном кодексе 1918 г.
22
Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник для вузов. М., 2004. С. 490.
23
Никулин В.В. Эволюция института брака в Советской России: от отмирания брака к кон-
сервативной семье (1917-1920-е гг.) // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные
науки. Т. 21. 2016. № 7-8(159-160). С. 105.
24
Курский Д.И. Объяснительная записка к проекту Кодекса законов о браке, семье и опеке
1925 года // Еженедельник советской юстиции. 1925. № 38-39. С. 1230.
25
Подробнее см.: Бошко В.И. Очерки советского семейного права. Киев, 1952. С. 58; Смир-
нова Т.М. Особенности развития семейных форм воспитания детей-сирот в Советской послерево-
люционной России. 1920-1930-е годы // Труды Института российской истории. Вып. 10. М., 2012.
С. 259-278; Goldman W. Women, the State and Revolution… P. 52.
26
См., например: Курский Д.И. Объяснительная записка… С. 1230-1231; Люблинский П.И.
Опека и детская беспризорность // Вестник просвещения. 1923. № 4. С. 196, 200; Орловский Б.
Борьба с детской беспризорностью в Нижегородской губернии // Школа и жизнь Нижнего Новго-
рода. 1926. № 11. С. 37.
27
Подробнее см.: Бендер Е.А. Опыт передачи воспитанников детских домов в крестьянские
семьи во второй половине 1920-х годов (по материалам Ленинградского областного государствен-
ного архива в г. Выборге) // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2014. № 4.
С. 174-181; Смирнова Т.М. «Любимые дети Советской республики»: история патронирования детей
в Советской России. 1918-1930-е гг. // Вестник РУДН. 2007. № 2. С. 25-37; Смирнова Т.М. Опыт
патронатного воспитания детей в Советской России и современность // Какорея. Из истории дет-
152
упоминания о патронатном воспитании послужило для ряда исследователей
поводом для отрицания самого факта его существования в послереволюцион-
ной России. Вплоть до начала 2000-х гг. в отечественной исторической науке
господствовало мнение, что патронатное воспитание сирот в первые годы со-
ветской власти не практиковалось. Так, Л.М. Спирина утверждает, что первые
«упоминания о патронате связаны с постановлением “О передаче воспитан-
ников детских домов в крестьянские семьи”» от 6 февраля 1928 года». Второй
половиной 1920-х гг. датирует появление патронатного воспитания и М.А. Пе-
рова. А.Ю. Нагорнова и Е.Е. Вагина утверждают, что оно появилось лишь
в 1936 г., «в связи с принятием ВЦИК и СНК РСФСР постановления “О по-
рядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся”». Эту точ-
ку зрения разделяет и Л.М. Пчелинцева. Ю.Л. Зеличенко пришла к выводу, что
«становление системы устройства детей в патронатную семью в России совпало
с послевоенными реформами ХХ в.»28.
С другой стороны, популярное в последние годы пренебрежительное отно-
шение к нормативно-правовым актам как к источникам, якобы отражающим
исключительно «историю власти», и абсолютизация информационного потен-
циала так называемых внеинституциональных источников29 приводят к экстра-
поляции отдельных взглядов, идей, течений, которыми богато любое общество
эпохи революционных преобразований, на все общество в целом.
«Что будешь искать, то и найдёшь…»: реконструкция исторического про-
шлого методом цитирования, или Как рождаются исторические мифы. «Се-
мья, конечно, исчезнет и будет заменена государственной организацией
общественного воспитания и социального обеспечения»30. Эта цитата из вы-
ступления представителя Наркомата юстиции Я.Н. Бранденбургского в фев-
рале 1926 г., как и известная фраза А.М. Коллонтай («семья отмирает, она
не нужна ни государству, ни людям»31), кочует из одной работы в другую как
доказательство того, что советская власть планировала «отменить» семейно--
брачные отношения. Для обоснования этой точки зрения авторы обильно
цитируют и других советских государственных и политических деятелей.
Так, например, Г.М. Цинченко, доказывая негативное отношение к семье
А.В. Луначарского, ссылается на его слова о том, что семьи создают «не лю-
дей, которые сделают вклад в общественный коллектив, но людей, которые
ства в России и других странах. Сборник статей и материалов. Вып. 1. М.; Тверь, 2008. C. 174-196;
и др.
28
Зеличенко Ю.Л. Этапы развития патронатного воспитания в России // Вестник Томского
государственного педагогического университета. 2006. № 10(61). С. 89; Нагорнова А.Ю., Вагина Е.Е.
Призрение и социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Рос-
сии с древнейших времён до второй половины XX в // История и современность. 2016. № 1(23).
С. 167-168; Перова М.А. Детская повседневность Советской России 1920-х гг. (на материалах Кур-
ганского и Шадринского округов). Автореф. дис. … канд. ист. наук. Челябинск, 2021. С. 17; Пче-
линцева Л.М. Семейное право России. С. 487; Спирина М.Л. Отечественный опыт патронатного
воспитания как форма социально-педагогической помощи детям-сиротам // Вестник Адыгейского
государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2008. № 5. С. 80.
29
Об опасности «нового взгляда на проблему достоверности источников» см.: Смирнова Т.М.
«Бывшие люди» России в 1917-1922 гг.: проблемы историографии, источников и методов истори-
ческого исследования // Россия в годы Гражданской войны, 1917-1922 гг.: очерки истории и исто-
риографии. М.; СПб., 2018. С. 286-291.
30
Бранденбургский Я.Н. Брак и семья: Доклад на Всесоюзном совещании волостных женорга-
низаторов при Отделе работниц и крестьянок ЦК ВКП(б) 13 февр. 1926 г. М., 1926. С. 5.
31
Коллонтай А.М. Семья в коммунистическом обществе. Одесса, 1919. С. 15.
153
будут индивидуалистами»32. Однако, поддерживая проект нового брачного
законодательства, допускающий разводы, Луначарский в то же время под-
чёркивал значимость семьи, но лишь той, которая основана на взаимной
любви. Первый нарком просвещения РСФСР выступал категорически против
«лёгких и частых разводов», считая их «крайней мерой в тех случаях, когда
совместная жизнь становится адом»: «Опостылели вы друг другу, не можете
наладить совместную жизнь, стала она для вас адом… Ведь совершенно ясно,
что такой случай, при котором трудовой брачный союз должен быть растор-
гнут, такой случай является редким случаем, может быть раз в жизни, может
быть два, если вы уж так несчастливы»33. Не всё так однозначно и во взглядах
Коллонтай. Говоря о неизбежном отмирании семьи, она всегда подчёрки-
вала, что речь идёт исключительно о семьях «в её буржуазном понимании»,
«в современном её виде»34, т.е. говорила о необходимости реформирования
семейных отношений.
Столь же противоречивая ситуация складывается и при попытке обиль-
ным цитированием аргументировать вывод о том, что в послереволюци-
онной России приоритетным считалось общественное воспитание детей.
Наиболее упоминаемыми в этом вопросе оказались советский правовед
З. Теттенборн, убеждённая в том, что в случае неправильного (мещанско-
го или антиобщественного) воспитания детей их следует изымать из семьи
и передавать на попечение государства35, и экономист, социолог, государ-
ственный и политический деятель Е.А. Преображенский, уверенный в пре-
имуществах государственного воспитания над «домашним». «И ещё большой
вопрос, - писал он в 1923 г., - разрешит ли в будущем социалистическое
государство хотя бы части родителей портить домашним воспитанием своих
детей»36. С такой позицией был совершенно не согласен А.С. Макаренко,
всю жизнь посвятивший перевоспитанию бывших беспризорников в дет-
ских домах и коммунах и на собственном педагогическом опыте убедив-
шийся в значении семьи в судьбе каждого ребёнка. «Люди, воспитанные
без родительской любви, часто искалеченные люди, - писал он. - За вос-
питание ребёнка отвечает семья, или, если хотите, родители»37. Если же
верить его близкому другу К.С. Кононенко, Макаренко, напротив, выступал
за приоритет общественного воспитания и даже предлагал детей, имеющих
родителей, наряду с сиротами воспитывать в специальных колониях, так
32
Цинченко Г.М. Политика в отношении семьи в первые годы советской власти // Вестник
Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2015. № 1(37).
С. 175.
33
Луначарский А.В. Новый закон о браке и разводе. С. 34-36.
34
Коллонтай А.М. Труд женщины в эволюции хозяйства. М., 1928. С. 160-161; Коллонтай А.М.
Положение женщины в эволюции хозяйства (Лекции, читанные в университете им. Я.М. Сверд-
лова). М., 1922. С. 114. Подробнее о противоречиях и сложностях в мировоззрении Коллонтай
см.: Осипович Т.Н. Коммунизм, феминизм, освобождение женщин и Александра Коллонтай //
Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 174-186; Пушкарёв А.М. К историографии
«истории повседневности» и «нового быта» 1920-х гг… С. 55-75.
35
Теттенборн З. Родительские права в первом кодексе законов РСФСР // Пролетарская ре-
волюция и право. 1919. № 1. С. 20-28; Теттенборн З. Задачи опекунских учреждений по новому
праву // Пролетарская революция и право: издание Народного комиссариата юстиции. М., 1919.
№ 2/4. С. 64-73; Теттенборн З. Детский дом и борьба с беспризорностью. М., 1928.
36
Преображенский Е.А. О морали и классовых нормах. М.; Пг., 1923. С. 96.
37
Макаренко А.С. Книга для родителей. Л., 1981. С. 17, 24-25.
154
как семьи в подавляющем большинстве «не в силах обеспечить надлежащее
воспитание ребёнка»38.
Читая все эти пёстрые и разноречивые мнения современников событий,
невольно вспоминаешь слова собирателя и исследователя народных частушек
1920-х гг. В.И. Симакова: «Право и лево, что будешь искать, то и найдёшь, она
(частушка. - Т.С.) в своём разнообразии может всем угодить - и хулителям,
и хвалителям»39. Так же и цитаты об отношении к семье или к общественному
воспитанию можно подобрать «на любой вкус», вот только полученный резуль-
тат будет весьма далёк от реальности. Бесконечное цитирование - не метод
реконструкции исторического прошлого, а лишь иллюстрация к отражению
разнообразия общественных взглядов и настроений эпохи. Даже наиболее по-
пулярные в обществе идеи и течения, высказывания крупных государственных
деятелей о той или иной сфере жизни общества недопустимо отождествлять
с государственной политикой. В этом отношении нельзя не согласиться с Пре-
ображенским, писавшим в 1923 г., что дискуссия о форме взаимоотношений
полов в значительной мере сводится к тому, «что люди рекомендуют комму-
нистическому обществу свои личные вкусы и выдают свои личные симпатии
за объективную необходимость»40. Эти личные вкусы и симпатии не являлись
отражением государственной политики и далеко не всегда совпадали с мнени-
ем широких масс.
Радикальные идеи свободной любви, отмирания семьи или «огосударствле-
ния» детей, получившие достаточно широкое распространение после револю-
ции 1917 г., никогда не поддерживались на государственном уровне и не были
закреплены законодательно, оставаясь лишь частью (хотя и значимой) обще-
ственных настроений. Вопреки расхожему мнению (создаваемому в значитель-
ной степени именно с помощью тенденциозно подобранных цитат), наркома-
ты просвещения, социального обеспечения и здравоохранения с первых дней
своего существования отстаивали семейные ценности, боролись с «подкиды-
ванием» детей, выступали за разумное сочетание семейного и общественного
(в качестве вспомогательной формы) воспитания детей. «Сохранение ребёнку
матери - первейшая задача; лучшая для него “капля молока” - из материнской
груди», - говорилось, в частности, в циркулярном письме отдела охраны мате-
ринства и младенчества (ОММ) Наркомата социального обеспечения РСФСР
от 21 мая 1918 г.41 Развитие государственной поддержки семей и матерей--
одиночек рассматривалось руководством органов ОММ в качестве одного
из наиболее эффективных методов предотвращения детской безнадзорности
и беспризорности. С этой целью организовывали общежития для матерей--
одиночек с грудными детьми, устраивали молодых мам на работу, открывали
для них специальные мастерские. В 1920 г. на первом совещании ОММ при-
оритетным направлением было признано развитие сети открытых учреждений
для детей, проживающих в семьях (ясли, детские консультации, молочные кух-
ни). Приюты же для грудных сирот и подкидышей рекомендовалось открывать
38
Свидетельства искренней дружбы: Воспоминания К.С. Кононенко о А.С. Макаренко. Мар-
бург, 1997. С. 35.
39
Симаков В.И. Что такое частушка? К вопросу об её историческом происхождении и значе-
нии в народном обиходе. М., 1927. С. 43-45, 59.
40
Преображенский Е.А. Указ. соч. С. 97-98.
41
Отчёт по отделу охраны материнства и младенчества с 1 мая 1918 года по 1 мая 1919 года.
М., 1919. С. 135-136.
155
лишь «в случае крайней необходимости», сосредоточив «все старания» на том,
чтобы «создать для матерей условия, дающие им возможность удержать ребён-
ка у себя»42.
К настоящему времени эта проблема получила комплексное освещение
в научной литературе. Общеизвестно, что идеи социального воспитания детей,
женское движение, теории «свободной любви», дискуссии о характере и фор-
мах семейно-брачных отношений - всё это не было изобретением большеви-
ков. Популярные в первые годы советской власти разнообразные общественно--
политические, нравственно-этические и философские течения имели давние
традиции развития, и их появление в России (ещё до октября 1917 г.) соответ-
ствовало общемировым тенденциям43. Тем не менее, игнорируя достижения
современной мировой историографии, многие исследователи повторяют одни
и те же ошибки, смешивая отдельные радикальные идеи и течения (как, на-
пример, «национализация всех детей» и полная отмена института семьи) с го-
сударственной семейной политикой и политикой в сфере охраны детства. При-
знание государством ответственности за всех детей зачастую интерпретируется
как политика их «огосударствления» («национализации»). Нередко отрицается
наличие в Советской России семейных форм воспитания детей, лишённых ро-
дительской опеки. Порой эти ошибки дословно повторяются в работах разных
авторов. Так, например в работе Л.М. Спириной написано: «С появлением
большого количества детей сирот и беспризорных после Первой мировой вой-
ны и революции 1917 г. актуализируется проблема их призрения. Основной
(если не единственной) формой устройства детей становятся государственные
детские дома… Активный поиск форм устройства осиротевших детей в это вре-
мя не выходил за рамки интернатного учреждения: детские коммуны, городки,
трудовые колонии»44. Почти дословно повторяют эту точку зрения А.Ю. На-
горнова и Е.Е. Вагина: «После революции 1917 г., когда Советская республи-
ка столкнулась с массовым сиротством и беспризорностью, основной формой
устройства стали государственные детские дома… В те годы шли активные пои-
ски форм устройства осиротевших детей, хотя эти поиски не выходили за рам-
ки интернатного учреждения: детские коммуны, городки, трудовые колонии,
пионердома»45.
* * *
Знакомство с работами последних лет вызывает противоречивые впечатле-
ния. С одной стороны, наблюдается усиление междисциплинарного характера
исследований, что способствует более глубокому анализу. Начиная с рубежа
XX-XXI вв. можно говорить об окончательном формировании единой миро-
42
Спутник по охране материнства и младенчества, составленный отделом охраны материн-
ства и младенчества Народного комиссариата здравоохранения. М., 1921. С. 32.
43
Подробнее см.: Алфёрова И.В. «Женский вопрос» в теории и практике большевизма;
Араловец Н.А. Семейные ценности городских жителей России в XX в. // Труды ИРИ РАН. Вып. 9.
М.; Тула, 2010. С. 311-333; Нечаева А.М. Правовые проблемы семейного воспитания несовершен-
нолетних. М., 2016; Пушкарёва Н.Л. Женская и гендерная история: итоги и перспективы развития
в России // Историческая психология и социология истории. М., 2010. № 2. С. 51-64; Смирнова Т.М.
Дети страны Советов: От государственной политики к реалиям повседневной жизни. (1917-
1940 гг.) М.; СПб., 2015; и др.
44
Спирина М.Л. Отечественный опыт патронатного воспитания… С. 80.
45
Нагорнова А.Ю., Вагина Е.Е. Призрение и социальная защита детей-сирот… С. 167-168.
156
вой историографии проблемы. В то же время с сожалением приходится кон-
статировать нарастающую тенденцию появления работ-«скороспелок», харак-
теризующихся идеологизацией, отсутствием комплексного подхода к изучению
проблемы, сегментацией знаний, узкой источниковой базой, а также отсут-
ствием историографической преемственности, что зачастую приводит к мни-
мой научной новизне и тиражированию одних и тех же ошибок. Серьёзные
монографии и диссертации «тонут» в «море» написанных «на злобу дня» (или
для выполнения плана) работ, перечисляющих общеизвестные послереволю-
ционные нормативно-правовые акты и обильно цитирующих Коллонтай, Тет-
тенборн, Бранденбургского, Луначарского и других общественно-политических
и государственных деятелей. Эти исследования отличаются лишь интерпрета-
цией и оценками одних и тех же норм права, не сопровождающимися научной
аргументацией. В результате складывается парадоксальная ситуация: историо-
графический «бум» последних лет вернул нас на несколько десятилетий назад
в плане изучения трансформации семейно-брачных отношений послереволю-
ционной России. И сегодня актуален вывод, сформулированный почти 30 лет
назад социологом А.Г. Харчевым: «Один из наиболее дискуссионных вопро-
сов, стоящих сегодня перед отечественной социологией семьи, - вопрос о том,
как повлияла социалистическая революция на брачно-семейные отношения
в России»46.
46
Харчев А.Г. Социалистическая революция и семья. Из рукописного наследия // Социологи-
ческие исследования. 1994. № 6. С. 90.
157