Татьяна Леонтьева
Рец. на: Слова и конфликты: язык противостояния и эскалация
Гражданской войны в России. Сборник статей / Под ред.
Б.И. Колоницкого и др. СПб.: Издательство Европейского
университета в Санкт-Петербурге, 2022. 328 с.
Тatiana Leontieva
(Tver State University, Russia)
Rec. ad op.: Slova i konflikty: yazyk protivostoyaniya i eskalatsiya
Grazhdanskoy voyny v Rossii. Sbornik statey. Saint Petersburg, 2022
DOI: 10.31857/S2949124X23010194, EDN: PQMDYH
После ста лет изучения в историо-
войны, который, прежде чем матери-
графии Гражданской войны в России
ализоваться, обрёл соответствующую
в исследовательском пространстве
артикуляцию: «сначала было слово».
остаётся масса спорных вопросов,
Книга состоит из 11 статей 9 рос-
историки не могут определиться даже
сийских и зарубежных авторов и об-
с её хронологическими рамками1. Из-
ширного предисловия, написанного
вестно, что после октябрьских событий
признанным знатоком революционных
1917 г. Ленин предпочитал говорить
событий Б.И. Колоницким (Санкт--
о «триумфальном шествии Советской
Петербургский институт истории РАН),
власти», которое летом 1918 г. было
который, судя по всему, и является
прервано интервентами при поддерж-
вдохновителем данного - весьма ори-
ке внутренней контрреволюции. Не-
гинального и нужного - исследования.
которые авторы по сей день повторя-
Актуальность замысла и его во-
ют эту политико-пропагандистскую
площение Колоницкий связывает не
версию событий в качестве научной;
только с растущим числом вооружён-
другие в порядке её скрытой поддерж-
ных гражданских конфликтов в со-
ки изобретают «малую» гражданскую
временном мире. По его мнению,
войну, якобы предшествовавшую
центральной проблемой становятся
«большой». Известны попытки отне-
вопросы эскалации и легитимизации
сти начало Гражданской войны к фев-
политического насилия, что требу-
ралю-марту 1917 г. ради «оправдания»
ет изучения «специфических культур
большевизма.
насилия, культур конфликтов, куль-
Есть мнение, что Гражданская
тур гражданских войн», при том, что
война в России de facto и de jure на-
некоторые социологи и политологи
чалась 25 октября 1917 г. выступле-
«не склонны придавать большого зна-
нием большевиков против Времен-
чения культурным аспектам граждан-
ного правительства2, но риторическая
ских войн» (с. 8). Это действительно
подготовка к ней велась уже задолго
так: позитивистская наука более по-
до этого. Гражданские войны в прин-
лутора столетий противится изучению
ципе нельзя связывать с количеством
того, существование чего она не спо-
выстрелов с той и другой стороны,
собна уловить, хотя за это время мир
ибо они предполагают гражданское
многократно оказывался заложником
противоборство по вопросу о госу-
«неуловимых» сил истории. Авторы,
дарственной власти. Рецензируемая
избавляясь от сложившихся стереоти-
книга посвящена «духу» Гражданской
пов, предлагают рассмотреть события
217
1917-1922 гг., используя
«ключевые
ская война» весной 1917 г. «не было
слова» эпохи - «гражданская война»,
столь семантически насыщено, как
«гражданский мир»,
«смута»,
«анар-
на более поздних этапах развития ре-
хия», «большевизм», «вождь», «граж-
волюции» (с. 58), но его «проговари-
данин»,
«республика»
- как специ-
вание» стало
«своеобразным проло-
фическую оптику. Слова,
«которые
гом полномасштабной гражданской
употреблялись всеми, но воспринима-
войны» (с. 59).
лись и интерпретировались по-разно-
А.В. Шмелёв (Гуверовский ин-
му» (с. 11).
ститут войны, революции и мира,
Книга даёт немало материала,
Стэнфорд, США) утверждает, что
характеризующего разрастание эмо-
противопоставление революции смуте
ций, ведущих к бескомпромиссному
исходило из консервативных кругов
внутреннему конфликту, агрессивно--
с целью
«унизить» развернувшийся
однозначному восприятию «чужого»
революционный процесс (с. 61). Ле-
социального пространства. Эмоции
вые политики, оглядываясь на «уни-
перерастают в представления, ко-
версальный» опыт Французской ре-
торые в свою очередь обретают ста-
волюции, усматривали в русской
тус понятий, способных легитими-
революции «положительное явление»,
зировать случившееся в интересах
а отсылки правых к Смуте XVII в. но-
победителей.
сили скорее панический, нежели док-
История, однако, пластична
тринальный характер. Она казалась
и стохастична, что сказалось на со-
синонимом разрушительной стихии,
отношении ключевых понятий в по-
хаоса, анархии.
литическом дискурсе 1917 г. Так, по-
Вспомним, что известный писа-
сле Февральской революции говорить
тель Л. Андреев задавался вопросом:
о будущей революции (соответственно
«Откуда родится Бунт?.. Каковы ме-
общепринятым представлениям и об-
тоды Бунта? Разрушение. Каковы его
щему мироощущению) казалось не-
орудия? Огонь, пожары, меч и топор,
возможным. По мере углубления кри-
насилие и убийство». Согласно его
зиса умеренные политики заговорили
мнению, революция также выросла
об опасности гражданской войны, от-
из недовольства существующим поло-
кровенно запугивая её призраком
жением, но направлялась стремлени-
и себя, и обывателя. И, надо заметить,
ем к большей, но не к не ограниченной
подобные опасения сыграли роль «са-
ничем свободе. Однако методы и ору-
мореализующегося прогноза» (с. 59).
дия бунта и революции сходны. Это
Книга не случайно начинается
возбуждает соответствующие аллюзии
с раздела «Языки конфликта: граж-
и наталкивает на характерные анало-
данская война, смута и анархия». Как
гии: «Вот то роковое… сходство, ко-
показал К.В. Годунов (Европейский
торое позволяет существовать вместе
университет в Санкт-Петербурге),
всемертвящему Бунту и всеживящей
само по себе политическое использо-
Революции» и которое
«осложняет,
вание термина «гражданская война»
путает, обманывает, сбивает с толку»
в марте 1917 г. не только не привело
даже умных людей и «наполняет вся-
к её развязыванию, но и, напротив, сы-
кую революционную эпоху масками
грало сдерживающую роль, а Апрель-
и фантомами, подделками и ложью».
ский кризис с теми же взаимными
Автор заключает:
«Бунт есть нача-
инвективами обернулся созданием ко-
ло чисто стихийное, лишённое мыс-
алиционного правительства. При этом
ли. Революция - полна мысли, она
автор отметил, что понятие «граждан-
сама есть не что иное, как восставшая
218
мысль»3. В сущности, Андреев указал
ступали против “анархии”, понима-
на истоки
«понятийных» заблужде-
емой как хаос, беспорядок, нехватка
ний, но при этом «забыл» о том, что
организованности»), в массовом со-
во Французской революции было
знании с анархией ассоциировались
предостаточно всевозможных девиа-
«угрозы и тревоги», «готовность к на-
ций и охлократического неистовства.
силию» (с. 90, 91, 100).
А потому не стоит смешивать понятия
Авторы раздела «Языки согласия:
с метафорами и, тем более, упрекать
гражданский мир и порядок» взялись
современных авторов в сочувствии
показать альтернативы революцион-
к устарелым представлениям (с. 80).
ному хаосу. Однако И.В. Саблин (Гей-
Российская революция оказа-
дельбергский университет) пришёл
лась «шире» воображаемых «стандар-
к выводу, что программа «внутренне-
тов», что вполне объясняется
«из-
го мира» провалилась в годы Первой
быточной» сложностью российских
мировой войны даже на парламент-
социокультурных пространств. От-
ском уровне, а в 1917 г. даже в лекси-
сюда - характерная разноголосица от-
ке умеренных социалистов обернулась
носительно соотношения революции
идеей единства всех «живых сил стра-
и смуты в эмигрантских кругах (с. 72-
ны» против контрреволюции (с. 114-
78). Представляется, однако, что во-
115). В дальнейшем гражданский мир
прос решён. В.П. Булдаков, сравнив
стал связываться с военной победой
внутреннюю динамику российских
в Гражданской войне.
«смут» (XVII в., начала и конца ХХ в.),
Со своей стороны, М.Е. Разинь-
показал, что это были сложнейшие си-
ков (Воронежский государственный
стемные кризисы, включавшие в себя
лесотехнический университет) отме-
и революции, и гражданские войны4.
тил, что в работах современных иссле-
По существу, ещё в 1990-х гг. предла-
дователей не уделяется достаточного
галась новая социология революции,
внимания миротворческим инициати-
основанная на принципах синергети-
вам, исходившим от различных поли-
ки. Однако инерция доктринальных
тических сил. При этом он признаёт:
представлений о революции сохра-
«История войн показывает, что люди,
няется. Иные историки говорят даже
немало способствующие их началу,
о вреде мифического «смутоведения»5.
зачастую отличались исключительным
Выразительную картину того,
миролюбием» (с. 128). Действительно,
как в хаотичной обстановке рево-
можно вспомнить, что даже «импери-
люции слова отделяются от смыслов
алист» П.Н. Милюков до войны был
и начинают жить своей жизнью, дал
активным деятелем международно-
Д.И. Иванов (Европейский универ-
го Общества мира6. В итоге Разинь-
ситет в Санкт-Петербурге) в статье
ков заключил, что
«нагромождение
«“Анархия” и анархисты». По его
смыслов» в сознании политических
мнению, термин
«анархия» вызы-
активистов стало «одним из факто-
вал ещё больший, чем смута, разброс
ров обрушения страны в гражданскую
эмоционально-смысловых трактовок;
войну» (с. 148).
«различные политические и обще-
Раздел «Власти и идентичности:
ственные силы наделяли это слово
вожди, граждане и республика» откры-
самыми разными значениями» (с. 91).
вается принципиально важной статьёй
Несмотря на все усилия идейных
А.В. Резника (НИУ «Высшая школа
анархистов отмежеваться от выступа-
экономики») о значении
«вождей»
ющих под их флагом всевозможных
в контексте легитимации гражданской
погромщиков («сами анархисты вы-
войны. Известно, что охлократия не
219
бывает вполне анонимной
- отсю-
(или противопоставить) его с поли-
да всевозможные вожаки, атаманы,
тизированным термином
«товарищ».
«батьки». Толпы ищут своих кумиров,
Икэда лишь отметил, что уже в апреле
которые должны уметь говорить их
1917 г. слова «граждане» и «товарищи»
«голосом». Уже в декабре 1917 г. ре-
использовались «как маркеры проти-
волюционно настроенные солдаты не
востоящих миров» (с. 191), а позднее
только приветствовали нового верхов-
их противопоставление усилилось.
ного главнокомандующего Н.В. Кры-
Фактически белогвардейцы воевали
ленко в качестве «вождя», но и го-
против «товарищей» (большевистских
товы были оказать ему вооружённую
комиссаров). В Советской России по-
поддержку (с. 158). В данном случае
нятие «гражданин» стало амбивалент-
«вождь» воплощал в себе желанную
ным (с. 200), а в СССР оказалось на
цель: покончить с войной любым пу-
периферии массового сознания.
тём, включая насилие. В дальнейшем,
На протяжении
1917 г. обес-
по мере нарастания хаоса, соотноше-
цветился и обессмыслился другой
ние между вождём, целью и средством
революционный термин
- «респу-
её достижения могло меняться: вождь
блика». Как отмечает Д.И. Иванов
указывал на врага, целью становилось
(Европейский университет в Санкт--
его уничтожение. Это происходило
Петербурге), с самых первых дней ре-
путём параллельной сакрализации
волюции под республиканцев стали
(«священной») гражданской войны
мимикрировать не только кадеты, но
и её «вождей» (с. 164-165). При этом
и правые. Кроме того, само понятие
в результате актов антибольшевист-
оказалось дискредитировано местны-
ского террора, особенно покушения
ми «республиками». (На деле страхи
на В.И. Ленина, высвечивались иско-
перед подобным
«республиканским»
мые образы «великих вождей пролета-
сепаратизмом были преувеличены.)
риата» (с. 172-173). В конечном счёте,
Провозглашение России республи-
комбинация «высшей цели» (мировая
кой в сентябре 1917 г. не добавило
революция) и тотальной революци-
авторитета этой форме правления:
онной жертвенности довершила про-
многие считали, что она непремен-
цесс персонализации вождей граждан-
но должна быть
«демократической»
ской войны. Ими не случайно стали
и «федеративной». Наконец, позиции
В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий: первый
республиканской формы правления
«указал путь», второй двинул по нему
пошатнула большевистская пропаган-
революционные армии. Тем не менее
да Республики Советов (с. 229). Мож-
Резник заключил, что «между поняти-
но сказать, что слово
«республика»
ями “вождь” и “гражданская война”
обессмыслилось ещё до установления
сохранялись просветы и щели, кото-
большевистской диктатуры (тоже под
рые указывали на возможность граж-
республиканским флагом).
данского мира» (с. 179).
Заключительную часть сборника
Интересна статья Ё. Икэды (То-
составляет раздел «Политические об-
кийский
университет,
Япония)
разы врага: большевизм и “больше-
о «приключениях» в революционном
визмы”». Как видно уже из названия,
дискурсе слова
«гражданин». Заслу-
он получился несколько односторон-
живает особого внимания указание на
ним: агрессивное насыщение револю-
то, что в 1917 г. оно стало для каде-
ционной риторики концентрирова-
тов «орудием для сопротивления» ох-
лось не только вокруг большевиков,
лократии (с. 194). Остаётся сожалеть,
хотя в очень значительной степени
что автору не пришлось сопоставить
было связано с их пропагандистскими
220
устремлениями. К.А. Тарасов (Санкт--
Эту тему продолжил П.Г. Рогоз-
Петербургский институт истории
ный (Санкт-Петербургский инсти-
РАН) обратил внимание на то, что
тут истории РАН), отметивший, что
в политическом языке 1917 г. слова
«церковный большевизм» (вместе
«ленинцы» и «большевики» отнюдь не
с «церковным ленинством») появил-
означали одно и то же. Меньшевики,
ся в апреле 1917 г. с «лёгкой руки»
особенно провинциальные, не теряли
тверского архиепископа Серафима
надежд на объединение с относитель-
(Чичагова). Со временем больше-
но «мягкими» большевиками, но со
визм в церковной среде также стал
сторонниками Ленина это было не-
распространённой, хотя и эфемерной
возможно (с. 237). Вместе с тем пока-
политико-эмоциональной метафорой,
зано, что, несмотря на доктринальные
навеянной естественными для рево-
различия, в общественном сознании
люционного времени социальными
сформировался образ «большевизма»,
страхами. Впрочем, в 1917 г. говорили
впитавшего в себя всевозможных мак-
и о «церковных анархистах». В марте
сималистов и анархистов. В общем,
1918 г. Поместный собор образовал
большевизм представлялся
чем-то
даже специальную комиссию «о боль-
бóльшим, чем партия, - массой, объ-
шевизме в церкви» (с. 296), которая
единяемой неумеренным темперамен-
«выводила» генеалогию данного фе-
том и агрессивностью. Не удивитель-
номена с начала Февральской револю-
но, что находились и
«большевики
ции (с. 310). Комиссия подтвердила,
справа» - вплоть до бывших черно-
в частности, факты «большевиствова-
сотенцев (с. 254, 276-278). Встреча-
ния» в монастырях (с. 309-310) и сре-
лись и «национальные» большевики.
ди епископов. Так, на Украине неког-
Вместе с тем нельзя забывать, что по-
да крайне правый архиепископ Агапит
сле Октября анархисты продолжали
(Вишневский) попеременно привет-
«революционизировать» массы. Так,
ствовал С.В. Петлюру, Добровольче-
13 ноября 1917 г. В.Л. Гордин публич-
скую армию и большевиков (с. 314).
но пообещал:
«Мы большевистское
Получается, что разрушительная сила
правительство низвергнем». Через не-
большевизма связана не столько с ле-
сколько дней другой анархист Г. Сах-
нинской партией, сколько с его спо-
новский заявил большевикам: «Не за-
собностью проникать даже в чуждую
бывайте, что теперь есть группы более
социальную среду, что признавалось
левые, чем вы»7.
церковными деятелями (с. 307).
В другой статье Тарасов приводит
Революция тяготеет к «большим»,
целый набор инвектив («предатели»,
эмоционально окрашенным поняти-
«шкурники» и т.п.), которыми на-
ям. В сущности, это уже не понятия,
граждали реальных и вымышленных
а образы, формирующие новую ре-
большевиков их противники. Веро-
альность. В Советской России сфор-
ятно, их можно объединить понятием
мировалась целая иерархия таких
«стихийный большевизм», от которо-
агрессивно-насыщенных псевдопо-
го «идейные большевики» всё же дис-
нятий, призванных легитимизиро-
танцировались (с. 287). Вместе с тем
вать государственно-бюрократический
большевизм превратился в бранное
строй (именуемый «общественным»).
слово, которым награждали всякого
В известном смысле эта реальность
радикала внутри того или иного соци-
становилась внутренне неустойчи-
ума. «Большевиками» неслучайно на-
вой именно из-за зыбкости её сло-
зывали и В. Мейерхольда, и В. Брюсо-
весного оформления, выросшего из
ва, и даже И. Северянина (с. 291-293).
революции.
221
В заключение хотелось áы вер- Примечания
нуться к предисловию Б.И. Коло-
1
См.: Петров Ю.А. Россия накануне Ве-
ницкого, в котором высказывается
ликой революции 1917 г.: современные историо-
намерение авторов книги «изáежать
графические тенденции // Российская история.
телеологичного видения граждан-
2017. № 2. С. 3-16.
ской войны». Разумеется, отказ от
2
См.: Булдаков В.П. Революция, которую
подоáного подхода неоáходим: сом- мы выбираем. Итоги и перспективы «юбилейного»
бума // Российская история. 2018. № 6. С. 3-26.
кнувшись в своё время с известными
3
Андреев Л.Н. S.O.S.: Дневник
(1914-
доктринальными установками, он ос-
1919); Письма (1917-1919); Статьи и интервью
новательно выхолостил всё содержа-
(1919); Воспоминания современников
(1918-
ние истории ХХ в. Однако нельзя не
1919). М.; СПб., 1994. С. 361.
заметить, что áезáрежная альтерна-
4
См.: Булдаков В.П. Красная смута: природа
и последствия революционного насилия. М., 1997.
тивность ведёт к своего рода когни-
С. 343; Булдаков В.П. Quo vadis? Кризисы в Рос-
тивному разоружению, а то и просто
сии: пути переосмысления. М., 2007. С. 76-114.
к историографической путанице. Во
5
Голдин В.И. Север России на пути
всяком случае данный сáорник, насы-к Гражданской войне: Попытки реформ. Рево-
щенный малоизвестной информаци- люции. Международная интервенция. 1900 -
лето 1918 г. Архангельск, 2018. С. 23-24.
ей «квази-политического» характера,
6
См.: Милюков П.Н. Вооружённый мир
уáеждает, что за хаосом Гражданской
и ограничение вооружений. М., 2003.
войны стояли куда áолее глуáокие
7
Цит. по: Канев С.Н. Октябрьская рево-
закономерности, чем мы привыкли люция и крах анархизма (Борьба партии боль-
думать.
шевиков против анархизма). М., 1974. С. 93.
222