Распространение кириллической печатной книги
XVI-XVII вв. в регионах России
Татьяна Кокорева, Ирина Поздеева
Distribution of the Cyrillic printed book of the 16th-17th centuries
in the regions of Russia
Tatiana Kokoreva, Irina Pozdeyeva
(Lomonosov Moscow State University, Russia)
DOI: 10.31857/S2949124X23020050, EDN: BHZBRG
В конце прошлого века благодаря многолетней работе сотрудников архео-
графической лаборатории исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоно-
сова была пересмотрена господствовавшая в историографии концепция, от-
рицающая историческое и культурное значение ранней московской печати.
Основные выводы новой концепции были сформулированы в коллективной
монографии1; доказано и показано важнейшее объединяющее, духовное, нрав-
ственное и государственное значение деятельности московских печатников,
а затем Московского печатного двора (МПД) на всём протяжении XVII в.,
а также его ведущее значение в подготовке Петровских реформ.
Список изданий московских типографий XVI и XVII вв. по сравнению
с каталогом А.С. Зерновой (498 изданий)2, составленным по сохранившимся
в шести главных библиотеках России памятникам, увеличен до 631, установ-
лены значительно расширенный список названий и форм изданий Печатного
двора, их точные тиражи, себестоимость и цена, по которой книги шли «в мир»
(сначала развозились по епархиям, а с 1632 г. свободно продавались в лавке
при МПД). Ещё ранее было осознано серьёзное, а нередко и уникальное зна-
чение экземпляра кириллической печатной книги как исторического источни-
ка3; разработана, улучшена и неоднократно публиковалась методика научного
описания именно экземпляра старопечатного издания4.
Однако в науке пока нет доказательной альтернативы представлениям, что
продукция МПД даже в XVII в. не расходилась далее Москвы и столичной
округи, не пользовалась спросом и нередко выдавалась сотрудникам типогра-
фии вместо заработной платы. Для того чтобы показать реальное значение
ранней кириллической печатной книги в жизни российских регионов, нача-
лась многолетняя коллективная работа, в которой приняли участие московские
университетские археографы, подготовленные ими в регионах специалисты му-
© 2023 г. Т.А. Кокорева, И.В. Поздеева
1
Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В. Московский печатный двор - факт и фактор рус-
ской культуры. 1618-1652 гг. Исследования и публикации. М., 2001; Поздеева И.В., Дадыкин А.В.,
Пушков В.П. Московский печатный двор - факт и фактор русской культуры: 1652-1700. Исследо-
вания и публикации. Кн. 1. М., 2007; Кн. 2. М., 2011.
2
Зернова А.С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII веках: сводный
каталог. М., 1958.
3
Поздеева И.В. Методика описания экземпляров старопечатных изданий кириллического
шрифта // Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1976. С. 125-132.
4
Поздеева И.В. Описание экземпляров старопечатных изданий кириллического шрифта: Ме-
тодические рекомендации. Изд. 5. Ростов Великий, 2006.
64
зеев, архивов и библиотек, работавшие с кириллическими книжными памятни-
ками, а также студенты и аспиранты исторического факультета МГУ. Впервые
была поставлена и решена задача поэкземплярного описания сохранившихся
в регионах России памятников ранней кириллической печати.
Стали очевидными возможности анализа территориальных собраний ран-
ней российской книжности как исторического источника. Их значение трудно
переоценить. Они не только во многом определяли специфику традиционной
культуры регионов, но и позволяют сегодня выявить характер складывающейся
общерусской книжности и книжной культуры. В Отделе редких книг и рукопи-
сей Научной библиотеки МГУ собраны два территориальных книжных собра-
ния и 16 территориальных коллекций.
Для эксперимента были выбраны регионы, уже обследованные полевыми
археографами, при этом имеющие максимально разные исторические судьбы:
Ростовско-Ярославская земля, один из самых ранних просвещённых центров
Российского государства, и Пермский край, освоенный экономически и куль-
турно только в XVII в. Третий регион - Тверская земля - был одним из са-
мых ранних культурных и государственных центров России, обладал богатей-
шими фондами рукописных и печатных древних памятников, однако сильно
пострадал в годы Великой Отечественной войны. Найденные здесь материа-
лы и сохранившиеся в государственных хранилищах памятники не могут быть
представлены как репрезентативное Тверское территориальное собрание, хотя
они и сохранили специфические черты тверской истории5. В перечисленных
регионах впервые обследовались все государственные хранилища, описывались
памятники кириллической печати XVI и XVII вв.6, а в Пермском крае и Твер-
ской обл. также изучены и описаны рукописи XIV-XVII вв.7
Работа по обследованию старообрядческих общин была проведена в реги-
оне Ветки - крупнейшего центра русского старообрядчества, так называемого
беглопоповства (западная часть Брянской обл., Гомельская обл. и граничащая
с ней часть Черниговской обл.). Здесь составлено Ветковско-Стародубовское
территориальное книжное собрание. Университетскими археографами в 1970-
1990-х гг. обследованы также большинство старообрядческих общин Украины
и Молдавии, однако остались не изучены государственные хранилища, поэто-
му полученные результаты, как и результаты тверских работ, используются не
как территориальные собрания, а как важнейшая дополнительная информация
о сохранившихся памятниках ранней печатной книги.
В Ярославской обл. обследованы 13 государственных хранилищ в шести го-
родах. Здесь описаны и вошли в каталоги печатные книги XVI-XVII вв. из трёх
частных собраний, Русской православной старообрядческой церкви и одного
из монастырей Русской православной церкви. Научные описания этих памят-
ников опубликованы в двух каталогах8. В Пермском крае в 12 государствен-
5
Гадалова Г.С., Перелевская Е.В., Цветкова Т.В. Кириллические издания в хранилищах Твер-
ской земли (XVI век - 1725 год). Каталог. Тверь, 2002.
6
Кириллические издания XVI-XVII вв. в государственных хранилищах Пермской области.
Каталог / Под ред. И.В. Поздеевой. Пермь, 2003.
7
Славяно-русские рукописные книги XIV-XVI веков в хранилищах Тверской земли. Ката-
лог / Под ред. И.В. Поздеевой. Тверь, 2012; Кириллические рукописи XV-XVII вв. в хранилищах
Пермского края. Каталог / Под ред. И.В. Поздеевой, Ю.С. Белянкина. Пермь, 2015.
8
Кириллические издания Ростово-Ярославской земли
(1493-1652 гг.). Каталог
/ Под.
ред. И.В. Поздеевой. Ярославль; Ростов, 2004; Кириллические издания в хранилищах Ростово--
65
ных хранилищах семи городов выявлены и описаны 21 экземпляр 7 изданий
книг XVI в. и 536 экземпляров 249 изданий XVII столетия. Их описания опу-
бликованы и в данной статье анализируются вместе с находками московских
археографов в старообрядческих общинах Пермского края. Только Ростовско--
Ярославское и Пермское собрания могут рассматриваться как достаточно пол-
но представляющие местную кириллическую книжность. Книжные памятники,
собранные на Ветке, Молдавско-Украинская коллекция и книги из хранилищ
Тверской обл. рассматриваются лишь как коллекции, в которых кирилличе-
ские печатные книги XVI и XVII вв. точно «привязаны» к определённому исто-
рическому региону и в нём сохранились9.
Комплекс памятников, сохранившихся на территории Ярославской обл.,
репрезентативно представляет книжную культуру региона, а также доказыва-
ет, что во второй половине XVII в. в России имелась доступная информация
о репертуаре типографий, печатавших на кириллице. Всего же описаны и ана-
лизируются 2 947 печатных книг XVI-XVII вв., в том числе в Ярославской
обл. - 1 728 экземпляров (63 - XVI в., 1 665 - XVII в.), в Пермском крае -
617 (36 - XVI в., 581 - XVII в.). Эти цифры удивили даже опытных архео-
графов, поскольку значительно превышают самые оптимистические представ-
ления о сохранности в России древних памятников национальной книжной
культуры (табл. 1).
Таблица 1
Количество печатных книг XVI-XVII вв., сохранившихся в регионах
Ростов,
Типографии XVI
Молдавия,
Ярославль,
Ветка
Тверь
Пермь
Всего
и XVII вв.
Украина
Переславль
Московские
28/7*
5/3
4/3
21/7
11/7
69/11
Виленские
26/11
11/6
7/5
12/10
15/10
71/19
XVI в.
Украинские
9/6
4/3
1/1
3/2
7/4
24/9
Всего
63
20
12
36
33
164
Московские
1 522/351
165/114
179/125
536/249
112/80
2 514/919
Виленские
10/9
8/5
8/7
9/8
7/5
42/34
XVII в.
Украинские
133/59
16/11
28/21
36/19
14/14
227/124
Всего
1 665/419
189/130
215/153
581/275
133/99
2 783/1077
Всего XVI-XVII вв.
1 728
209
227
617
166
2 947
* Количество экземпляров /количество изданий.
Ярославской земли (1652-1700 гг.). Каталог / Под ред. И.В. Поздеевой. Ярославль; Ростов, 2009;
Кириллические издания XVII века в собрании Переславского музея-заповедника. Каталог / Под
ред. И.В. Поздеевой. М.; Переславль-Залесский, 2012.
9
Поздеева И.В., Кашкарова И.Д., Леренман М.М. Каталог книг кириллической печати XV-
XVII вв. Научной библиотеки Московского университета. М., 1980; Поздеева И.В., Ерофеева В.И.,
Шитова Г.М. Кириллические издания (XVI век - 1641 г.) Научной библиотеки Московского уни-
верситета. М., 2000; Смилянская Е.Б. Список книг кириллической печати и старообрядческих из-
даний, вошедших в Верхокамское собрание МГУ // Рукописи Верхокамья XV-XX вв. Каталог.
Из собрания НБ МГУ. М., 1994. С. 246-252; Дадыкин А.В., Ерофеева В.И. Книги кириллической
печати XVI-XVII веков в Научной библиотеке Московского университета. Каталог. М., 2021.
66
Из 16 известных московских изданий XVI в. в названных регионах сохра-
нилось 11 (69 экземпляров), в ярославских хранилищах и Перми - по семь
(соответственно 28 и 21 экземпляр).
Прежде чем говорить о распространении продукции МПД в XVII в., важ-
но установить, поступали ли книги, изданные в Москве в середине и конце
XVI в., в другие уезды. Только при положительном ответе на этот вопрос мож-
но рассчитывать, что книжные связи центра с регионами могли быстро восста-
новиться в XVII в. после Смуты. Продолжаются споры о месте расположения
первой (или трёх первых) типографий. Мы считаем, что в любом случае работа
этих типографий, связанная с поисками Иваном IV и митрополитом Макарием
«искусства книг печатного дела», контролировалась или координировалась из
Москвы. В 1553/54-1600 гг. в так называемых анонимных типографиях, Ива-
ном Фёдоровым, Андроником и Иванцом Невежами и иными печатниками
были напечатаны 16 изданий (в том числе и так называемая Слободская Псал-
тырь, вышедшая в Александровской слободе, когда там находился двор Ивана
Грозного). При дальнейшем исследовании важен не только факт обнаружения
в регионах московских изданий XVI в., но и их количество (то, что мы назы-
ваем «экземплярностью», доказывающей целенаправленные поступления книг
из Москвы и особую популярность некоторых из них). Для решения постав-
ленной задачи необходимо проанализировать, насколько полно сохранившие-
ся книги отражают репертуар московских типографий XVI-XVII вв., и какие
издания, напечатанные в зарубежных типографиях, поступили и сохранились
в указанных регионах.
Если говорить о чрезвычайно редких анонимных изданиях, то их сохра-
нилось шесть книг четырех изданий из семи ныне известных. Напомним, что
был известен только лист анонимной Триоди цветной, а ныне найдена одна
тетрадь этого издания. В обследованных регионах обнаружены все три аноним-
ных Евангелия, в том числе и самое раннее из них (так называемое узкошрифт-
ное) 1553-1554 гг. По каталогу А.А. Гусевой10 сохранилось 36 экземпляров, из
которых шесть описаны в каталогах университетских археографов. Найдена
широкошрифтная Псалтырь, вышедшая около 1564 г. Это издание, известное
в пяти экземплярах, обнаружено в г. Верещагино Пермской обл. в 1974 г. Книга
принадлежала старообрядческой «монахине в миру», учившей детей церковно--
славянскому языку. Поскольку речь идёт именно об учебной Псалтыри, можно
предположить, что книга выполняла свои функции на протяжении столетий.
В ней сохранился первый лист, которого не было в единственном известном
Зерновой экземпляре. В эту Псалтырь вплетена гравюра из александровской
Псалтыри, которая в обследованных регионах не найдена.
Первое издание Ивана Фёдорова в Москве - Апостол 1564 г. - обнаружен
в одной из ветковских слобод - Тимошкин Перевоз. Интересна его судьба: но-
чью книгу (не видя какую) вытащила из кучи, приготовленной на утилизацию,
пожилая женщина-старообрядка. Это один из 62 сохранившихся экземпляров
этого издания.
Московские издания Андроника Невежи Триоди постная (1589) и цвет-
ная (1591) обнаружены как минимум в десяти экземплярах каждая, при этом
в Ярославской обл. и Пермском крае их сохранилось соответственно 11 и 6.
10
Гусева А.А. Издания кирилловского шрифта второй половины XVI века. Сводный каталог.
Кн. 2. М., 2003.
67
Две части московского Октоиха 1594 г. дошли до нас в 22 экземплярах (де-
сять - в Ярославской обл., семь - в Пермском крае). Один из Октоихов по-
ступил в чердынский Вознесенский монастырь в качестве вклада уже в 1596 г.
В развернутой записи на нём после полного названия монастыря, говорит-
ся: «положил Клим Есипов сын, подписал своею рукою лета 7105-го октября
в 20 день»11.
Апостол, напечатанный Андроником Невежей в 1597 г., сохранился в вось-
ми экземплярах (в Ярославской обл. - в двух, в Пермском крае - в четырёх).
В Ветковско-Стародубовском регионе эта книга найдена с многочисленными
миниатюрами, иллюстрирующими апостольские послания. Сохранились и обе
Минеи общие 1600 г.: первая в одном экземпляре, вторая - в шести. Обнару-
жены также несколько Миней служебных, начиная с сентябрьской 1607, ок-
тябрьской 1609 и ноябрьской 1610 гг. Все остальные служебные Минеи (четыре
годичных круга 1620-х, 1640-х и 1690-х гг.) сохранились полностью в значи-
тельном количестве.
Важнейшей книгой русского Средневековья было Евангелие. Как уже от-
мечалось, сохранились экземпляры всех трёх его анонимных изданий XVI в.
Вызывало недоумение отсутствие новых публикаций Евангелия в Москве в те-
чение полувека (после анонимных и до издания 1606 г., предпринятого Ани-
симом Радишевским). Объяснить это сложностью подготовки или отсутствием
в них потребности невозможно. Поиск ответа на этот вопрос приводит к ло-
гичному выводу о тесных связях печатников Русского государства с другими
славянскими типографиями. Отсутствие в то время новых московских изда-
ний Евангелия объясняется тем, что четыре его издания были осуществлены
в 1575 и 1600 гг. в Вильно в типографии Мамоничей, созданной соратником
Ивана Фёдорова, работавшим с ним в Москве Петром Тимофеевым Мстис-
лавцем. Виленская типография, как и созданные самим Иваном Фёдоровым
типографии во Львове и Остроге, печатали книги и для Русского государства.
Этот факт доказывают результаты региональных описаний: виленское Еванге-
лие 1575 г. зафиксировано во всех обследованных регионах в 13, а Евангелия
1600 г. - в 11 экземплярах.
Работа в Ярославской обл. позволила установить, что виленские кирилли-
ческие издания конца XVI в. поступали в Россию через Ярославль. В регионе
обнаружено семь Евангелий 1575 г. и десять - 1600 г. На Евангелиях 1575 г.
записи, свидетельствующие о том, что книги уже в год их выхода были вложе-
ны в ростовские и ярославские церкви. В записи на Евангелии 1575 г., которую
Гусева считала самой ранней, говорится: «Лето 7084 положена бысть сия книга
Евангелие тетр на престол во храм Иоанна Предотечи… на волжской берег…
а положил Никифор Григорьев сын, а прозвище Богдан Самариа»12. В Перм-
ском крае обнаружено одно Евангелие 1575 г. и четыре книги 1600 г.
Всего же в обследованных российских регионах описаны 19 изданий
(71 экземпляр) трёх виленских типографий XVI в., в том числе 26 экземпля-
ров 11 виленских изданий XVI в. - в Ярославской обл., 12 книг десяти изда-
ний - в Пермском крае. Интересно, что в Тверской обл. найдены экземпляры
Трибунала Великого княжества Литовского (Вильно, 1586) и Статута Великого
княжества Литовского (Вильно, 1594-1595). Несомненно, что и книги Ивана
11
Кириллические издания XVI-XVII вв. … № 8.
12
Кириллические издания Ростово-Ярославской земли (1493-1652 гг.)... № 8.
68
Фёдорова, напечатанные им во Львове и Остроге, также предназначались для
России: львовское издание Апостола 1574 г. обнаружено в четырёх экземплярах,
Библия 1581 г. - в шести. Найдены острожские книги 1580 г. - Новый Завет
с Псалтырью и Собрание вещей нужнейших Тимофея Михайловича, львов-
ская Грамматика доброглаголиваго еллино-словенскаго языка (1591), Книга
о постничестве Василия Великого (1594) и Маргарит (1595). Последние две
сохранились в восьми экземплярах. Львовские издания XVI в. (всего девять)
зафиксированы в 24 экземплярах. Это свидетельствует о том, что уже в послед-
ней четверти XVI в. российские регионы систематически и последовательно
снабжались книгами не только московских типографий, но также изданиями,
выпущенными в Вильно, Львове и Остроге. Ситуация изменилась в XVII в.,
когда московские печатники смогли в достаточном количестве выпускать не-
обходимую литературу.
Естественно, что больше всего сохранилось московских печатных Еван-
гелий. В XVII в. на МПД вышло 22 издания этой книги, которые сохрани-
лись в рассматриваемых регионах в 309 экземплярах, т.е. в среднем более чем
в 13 экземплярах. Но некоторые издания Евангелия XVII в. описаны в значи-
тельно большем количестве. Так, Евангелие 1677 г., сохранилось в 38 экзем-
плярах; издание 1653 г. - в 30, 1681 г. - в 29, 1648 г. - в 10 экземплярах. Боль-
шее или меньшее количество сохранившихся книг всегда можно объяснить.
Так, Евангелие 1677 г. вышло не одним обычным тиражом в 1 200 экземпляров,
а двумя, поэтому оказалось дешевле и доступнее. Оно было отпечатано с новы-
ми гравюрами, рисунки для которых выполнили известные рисовальщики того
времени, в том числе Фёдор Зубов; граверами выступили резчики А. Нефедьев,
Г. Аврамов и иеромонах Иоасаф. Текст книги украшен орнаментами: четырьмя
большими инициалами с четырёх досок, 80 малыми с 23 досок, 44 заставками,
12 концовками и 21 рамкой на полях; 974 страницы книги набраны шрифтом
127 мм (высота десяти строк). Всё это определило особый спрос на книгу и её
особую сохранность13.
Евангелие 1651 г. напечатали после неудачного эксперимента МПД, из-
давшего в 1648 г. Евангелие не в половину печатного листа, а в четвёртую его
долю, что было непривычно и неудобно для чтения в храме. Как следствие,
книга не раскупалась и сохранилась в регионах всего в десяти экземплярах.
Издатели выпустили два Евангелия в короткие сроки - в 1651 и в 1653 гг., но
книги 1651 г., судя по всему, тоже раскупали плохо, они зафиксированы в ре-
гионах всего в восьми экземплярах. Необычно быстро увидевшее свет новое
издание (1653) ситуацию на книжном рынке исправило. Видно, что количество
книг, зафиксированных в регионах, чётко соответствует характеру деятельно-
сти московской типографии и легко объясняется.
Поразительно, что в исследованных регионах сохранилось 12 Евангелий
1689 г. Книга была напечатана всего в 150 экземплярах и представляла собой
самое роскошное московское издание XVII в. Это единственная книга столетия,
напечатанная в полный лист самым крупным специально вылитым шрифтом
254 мм; на полосе помещалось всего 16 строк. На 323 листах книги отпечатано
396 инициалов, 9 заставок, 3 концовки, 682 рамки вокруг полос14. Количество
сохранившихся Евангелий можно объяснить тем, что книги московской типо-
13
РГАДА, ф. 1182, оп. 1, д. 74, л. 23, 68 об., 74.
14
См.: Зернова А.С. Указ. соч. № 419.
69
графии поступали в уезды систематически и в достаточном количестве, а также
особенно тщательно сохранялись в течение нескольких веков.
С 1564 по 1699 г. увидели свет 22 издания Апостола, 20 из которых выш-
ли в XVII в. Все они сохранились в обследованных регионах в пяти-семи
экземплярах. Наибольшее их количество - 13 - сохранилось издания 1648 г.
Всего же дошло до наших дней 110 экземпляров 20 изданий Апостола. Самой
востребованной книгой для богослужения после книг Священного Писания
является Триодь постная, которая в Москве с 1607 до 1699 г. издавалась 17 раз.
В регионах не найдено только издание 1640 г., в то время как 16 остальных
зафиксированы в 97 книгах.
Хуже всего сохранились книги, которые использовались как для богослу-
жения, так и для обучения вере и грамоте. Многие издания учебных Псал-
тырей, Часовников (Часословов) утрачены или зафиксированы А.С. Зерновой
только в одной из шести крупнейших библиотек. При этом Часовники и Псал-
тыри лучше сохранились именно в регионах.
В Ярославском музее-заповеднике сохранился единственный экземпляр из
58 изданий Азбуки («Первоначального учения детем») XVII в., более четверти
миллиона которых напечатала московская типография. До последнего времени
в библиографии не было описано ни одного экземпляра этого первого учеб-
ного пособия. Азбуки продавались по цене «почем в деле стали» - по одной,
максимум двум коп.; торговые люди обычно раскупали их по несколько сотен
и развозили по разным городам. Среди 14 изданий книг для обучения, которые
не учтены в Каталоге Зерновой или известны ей в одном-двух экземплярах,
в регионах найдены два Часовника 1650 г., Часовник 1651 г. (в Перми)15.
Учебная Псалтырь 1649 г. в Каталоге Зерновой отмечена в одном экземпляре,
в Пермской земле она сохранилась в двух. Филологический сборник с учеб-
ником Грамматики Мелетия Смотрицкого (1648) сохранился в восьми экзем-
плярах: в шести в Ярославле и в одном - в Перми16.
Четвероевангелий и Апостолов вместе с Библией сохранилось 40 изданий
(более 400 экземпляров). Не менее полно представлены и другие богослужеб-
ные книги. Среди них особое значение имеет единственное издание Трефоло-
гиона, содержащее основные праздничные службы года. Кроме четырёх томов,
каждый на три месяца, был издан дополнительный том на первую четверть
года, в основном посвящённый службам русским святым. Все пять частей Тре-
фологиона 1637-1638 гг. зафиксированы в обследованных регионах в коли-
честве 60, в том числе в Ярославской обл. - в 32 и в Пермском крае - в 16.
В XVII в. в Москве вышло только одно издание Библии (1663); в регионах
сохранилось 12 её экземпляров.
При работе с Архивом Приказа книг печатного дела установлено, что Тре-
фологион намеревались издать ещё в 1634 г., но почти готовый тираж сгорел
во время пожара на МПД. При проверке типографии в 1642 г. выяснилось, что
900 экземпляров книги обгорели лишь немного и в том же году были допеча-
таны17. Через год после публикации этих сведений в Российскую государствен-
ную библиотеку поступила именно эта книга 1642 г. Так стало известно ещё
одно издание XVII в. с необычной историей.
15
Кириллические издания XVI-XVII вв. … № 350.
16
Зернова А.С. Указ. соч. № 206; Кириллические издания в хранилищах Ростово-Ярославской
земли (1652-1700 гг.). № 522-527; Кириллические издания XVI-XVII вв. … № 154.
17
РГАДА, ф. 1182, оп. 1, д. 37, л. 300, 324-328.
70
Сохранились и другие очень редкие книги, например, учебник Вальхаузена
«Учение и хитрость ратного строения пехотных полков», вышедший в 1647 г.
тиражом 1 200 экземпляров. Книга сохранилась в одном из хранилищ Ярослав-
ской обл., как и напечатанная в 1654 г. Таможенная грамота18. Зафиксированы
и экземпляры Соборного уложения 1649 г. и Кормчей книги. Два издания
Уложения обнаружены в регионах в 12 книгах, а Кормчая книга, как выясни-
лось из архивных документов, была напечатана только один раз - в 1653 г. Их
обнаружено 1119.
Хорошо сохранились учительные книги и сборники: все издания Учитель-
ного Евангелия, Лествица, Книга о вере и др. Сборник Скрижаль 1655-1656 гг.,
куда вошли материалы, объясняющие справедливость церковных реформ па-
триарха Никона, обнаружен в Ярославской обл. в семи, в Пермском крае -
в трёх экземплярах. Вопреки представлениям о непопулярности продукции
Верхней типографии Симеона Полоцкого, в регионах сохранились все шесть
её изданий в 58 экземплярах. Сборник переводов Епифания Славинецкого,
куда вошли труды Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Алексан-
дрийского и Иоанна Дамаскина, найден в хранилищах четырёх регионов в ко-
личестве 23 книг, в том числе в Ярославской обл. - 14, в Пермском крае - 5.
Необходимо отметить, что несколько изданий 1664-1665 гг., предприня-
тых в связи с церковным расколом, сохранились в значительном количестве,
вероятно, благодаря тому что частично бесплатно рассылались по епархиям,
как, например, Поучения Иоанна Златоуста. Его книга «О священстве» (1664)20
обнаружена в 18 экземплярах, Беседы на евангелиста Матфея - в 17, Беседы на
евангелиста Иоанна - в 13. Особенно хорошо сохранились выпущенные Верх-
ней типографией труды Симеона Полоцкого, в которых содержались тексты
для составления священнических проповедей. Обед душевный (1681) и Вечеря
душевная (1683) представлены в 17 и 22 экземплярах соответственно.
Подчеркнуть удивительную сохранность московской печатной книги
XVII в. в регионах России можно, перечислив издания, которые в них не обна-
ружены. Отсутствуют 100 московских изданий того времени. Более половины
из них составляют книги для обучения - Псалтыри, Часовники, Канонники,
Буквари, Азбуки. Не найдены и редкие книги другого типа: два издания Слу-
жебника 1650 и 1658 гг. В регионах не оказалось трудов патриарха Никона -
Грамоты о Крестном монастыре и Поучения о моровой язве, а также экземпля-
ров Поучения святительского к новопоставленному иерею.
Интересно проследить, какие книги XVII в., вышедшие в типографиях,
расположенных за пределами Московского государства, поступали на его
территорию. В рассматриваемых пяти регионах обнаружено 213 экземпляров
78 изданий XVII в., напечатанных в типографиях Киева, Львова, Унева и Чер-
нигова и 42 экземпляра 18 белорусских книг. Как правило, это книги, которые
не издавались в Москве. В их числе два издания первого печатного учебника
истории - «Синопсис» Иннокентия Гизеля (Киев, 1674 и ок. 1700 г.); книга
«Мир с Богом человеку» того же автора (Киев, 1669) найдена в семи экзем-
18
Там же, д. 44, л. 31 об.-32.
19
Из документов Архива Приказа книг печатного дела следует, что были предприняты два
издания Уложения, т.е. вышли 2 400 экземпляров, которых, очевидно, хватило для местной и цен-
тральной администрации (Там же, д. 39, л. 584 об., 655 об.-730; д. 52, л. 635-710).
20
Первая книга напечатана на Московском печатном дворе (Книга о священстве) двойным
тиражом в 2 400 экземпляров (Там же, д. 67, л. 24 об.; д. 69, л. 8 об., 12).
71
плярах; «Мессия правдивый» Иоанникия Галятовского (Киев, 1669) - в пяти.
В хранилищах Ярославской обл. обнаружены два издания «Патерика или Отеч-
ника Печерского», единственные в России экземпляры изданий Жития князя
Владимира (не позднее 1673 г.) и «Сказания о обретении честных мощей сия
святыя богоугодныя княжны Юлианы» (не позднее 1698 г.)21, первые киевские
издания Житий святых Димитрия Ростовского, а также первые три издания
(Чернигов, 1683, 1691, 1696) книги того же автора «Руно орошенное». Также
в регионах обнаружены киевские Апостол (1695) и Псалтырь (1697). Скорее
всего, как показал и анализ состава поступавших в Россию зарубежных книг
XVI в., уже тогда все славянские типографии в определённом смысле «специа-
лизировались» на изданиях, не выходивших в Москве.
Важнейшим доказательством систематического распространения москов-
ских книг по уездам является их экземплярность - т.е. количество сохранив-
шихся. Это доказывает не случайное обнаружение данных книг в регионе, а их
целенаправленное приобретение. Ещё одним признаком того, что зафиксиро-
ванные в XXI в. книги действительно отражают характер печатной книжности
своего времени, является динамика выхода из печати найденных в регионах
московских изданий конца XVI - первой половины XVII в. Московские из-
дания XVI в. и 1601-1610 гг. представлены в хранилищах Ярославской обл.
и Пермского края достаточно полно (табл. 2)
Таблица 2
Количество печатных книг в Ростово-Ярославской и Пермской землях
в конце XVI - первой половине XVII в.
Найдено
Количество изданий
Ростов, Ярославль,
Годы
Пермь
в пяти
по А.С. Зерновой
Переславль
регионах
XVI в.
16
28/7*
21/3
69/11
1601-1610
13
20/9
18/9
51/11
1611-1620
10
20/3
9/5
39/8
1621-1630
44
129/27
57/26
250/34
1631-1640
68
217/54
127/49
435/64
1641-1652**
93
262/74
141/65
550/88
*Первая цифра - количество экземпляров, вторая - количество изданий.
**Учтён период до патриаршества Никона.
Из 16 известных изданий XVI в. в регионах найдено 11 в 69 экземплярах;
из 13 вышедших в Москве в 1601-1610 гг. изданий - 51 экземпляр. Во время
Смуты и ликвидации её последствий из 10 напечатанных изданий в регионах
найдены 8 в 39 экземплярах. Зато издания следующих десятилетий возрожде-
ния и расцвета Московского государства представляют нам совершенно другую
картину: от 1620-х гг. из 44 изданий МПД в регионах обнаружено 34 в 250 эк-
земплярах, от 1630-х гг. - 64 (из 68) в 435 экземплярах, а от 1640-х гг. - даже
88 изданий из 93 вышедших (550 экземпляров).
21
Кириллические издания в хранилищах Ростово-Ярославской земли (1652-1700 гг.). № 362,
451, 452, 800.
72
Уникальная сохранность Ростово-Ярославской книжности первой полови-
ны XVII в., в большинстве епархий изъятой вследствие запрета богослужения
по «дониконовским книгам», объясняется тем, что такие книги из церквей
и монастырей поступали в библиотеку архиерейского дома, откуда в ХХ в. пе-
реместились в фонды Ярославского музея-заповедника. Об удивительно бе-
режном отношении к древним книгам в этом регионе говорит то, что даже
Общество воинствующих безбожников и сельские священники передавали
церковные книги в музеи. Все 18 книг, пожалованных 24 января 1694 г. царями
Иоанном и Петром Алексеевичами в церковь Димитрия царевича в Угличе,
сохранились до нашего времени в той же церкви22. На Пермской земле нали-
чие ранних печатных книг во многом объясняется широким распространением
здесь старообрядчества, сохранившего их, а также использованием в храмах
Русской православной церкви богослужебных книг первой половины XVII в.
вплоть до XIX в.
Как видно, количество изданий и их экземплярность в обследованных ре-
гионах России соответствуют динамике количества публикаций МПД. Необхо-
димо напомнить, что в первой половине 1620-х гг., когда ещё не была открыта
книготорговая лавка Печатного двора, издания доставлялись в 36 городов Мос-
ковского государства, причём с декабря 1621 г. до января 1624 г. силами со-
трудников Печатного двора были развезены 3 755 книг шести изданий. Из них
на Двину и в Холмогоры - 205 книг (5 изданий), в Соль Вычегодскую - 65(5),
Великий Устюг - 205 книг, Псков - 160, Юрьевец - 66. В Пермь Великую
доставили 30 ноябрьских Миней 1623 г. Возможно, что три этих книги, обна-
руженные в Пермском крае, как раз и входили в это число23.
Однако эти впечатляющие цифры не дают представления о том, как рас-
пространялись книги, напечатанные в XVII в. внутри регионов. Это можно
в той или иной мере установить по записям на них. Так, в Ростовском уезде
во второй половине XVII в. отмечены 54 населённых пункта, где находились
экземпляры этих изданий. Они принадлежали 14 монастырям (семь в самом
городе и семь в уезде) и 63 церквям24. Московские издания, зафиксированные
в Пермском крае, их распространение и характер многочисленных записей на
них позволили доказательно говорить об особой демократичности пермской
книжной культуры XVII в. Об этом свидетельствуют собственноручные запи-
си крестьян, мещан, работников горнозаводской промышленности и младших
членов церковного клира на этих книгах25.
Всеобщее распространение московских печатных книг XVII в. также дока-
зывают данные географического указателя к тому описаний книг XVI-XVII вв.,
22
Кириллические издания в хранилищах Ростово-Ярославской земли (1652-1700 гг.). № 620,
625, 626, 678, 680, 692, 696, 698, 703, 705, 707, 710, 712, 714, 716, 717, 722, 724.
23
Поздеева И.В. Историко-культурное значение деятельности Московского печатного двора
в первой половине XVII в. // Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В. Московский печатный
двор - факт и фактор русской культуры. 1618-1652 гг… С. 42.
24
Указатель географических названий, монастырей и церквей, упомянутых в записях // Ки-
риллические издания Ростово-Ярославской земли (1493-1652 гг.)… C. 570-604; Указатель гео-
графических названий, монастырей и церквей, упомянутых в записях // Кириллические издания
Ростово-Ярославской земли (1652-1700 гг.). С. 760-799; Указатель географических названий, мона-
стырей, церквей и учреждений, упомянутых в записях // Кириллические издания XVI-XVII вв. …
С. 451-462.
25
Поздеева И.В. Раннепечатная кириллическая книга Пермской земли // Кириллические из-
дания XVI-XVII вв. … С. 5-24.
73
обнаруженных в Пермской земле26. В географическом указателе зафиксиро-
ваны книги, принадлежавшие церквам Соликамска, резиденции Строгановых
Орла-городка, монастырям Чердыни, а также десяткам церквей и крестьянских
семей. Из записей на книгах Пермского края мы узнаем, что жители Соликам-
ского и Чердынского уездов специально ездили приобретать книги в Москву,
а позднее московскими печатными книгами торговали и в самом Соликамске.
Можно назвать церкви в сёлах Искор, Усолье, Новоусолье, Вильгорт, Кушман-
горт, Бондюг, Кольчуг, Лекмартово. Поскольку столь широко печатная книга
была распространена в самых далёких уездах Пермской земли, едва ли можно
сомневаться, что не меньшую распространённость эти книги имели в центре
и западных её районах.
В XVII в. московские печатные книги сравнительно быстро доставлялись
в эти дальние места. На обнаруженной в Чердыни московской Минее, напе-
чатанной в августе 1681 г., имеется запись: «Лета 7190 года мая в 31 день сию
книгу Минею общую купил города Чердыни с посаду… поп Димитрий Мар-
ков… за 3 рубли»27. Это значит, что из Москвы в Чердынь книга поступила
менее чем за десять месяцев, но стоила здесь не 1 руб. 70 коп., как в Москве,
а заметно дороже. Очевидно, с тех пор книга постоянно находилась в Чердыни
и в 1964 г. поступила в Чердынский музей от его директора И.А. Лунегова,
собиравшего древние книги в родных местах. Можно утверждать, что кирилли-
ческие книги последней четверти XVI и всего XVII в. распространялись по всей
территории Русского государства. Очевидно, что во второй половине XVII сто-
летия большую роль в снабжении духовных корпораций на местах литературой
стали играть архиерейские дома. Косвенно на это указывает то, что Евангелия
конца XVII в., обнаруженные в Ярославле и Перми, зафиксированы в одном
и том же количестве. По крайней мере, московские Евангелия 1686, 1689, 1694
и 1697 гг. найдены в регионах каждое в 10 экземплярах.
Приведённые сведения доказывают не только удивительную сохранность
кириллических книг, которые русские люди читали, хранили и берегли в тече-
ние сотен лет, но также позволяют говорить о сложившемся (по крайней мере
уже в середине XVII в.) общерусском книжном рынке. Печатные книги со-
ставляли основу как региональной, так и общерусской православной культуры,
национального менталитета.
Записи, оставленные на книгах, свидетельствуют о высочайшем уважении
к ним их владельцев. Например, жители г. Порхова, отец и сын Спякины, «от-
полонили» вложенный царём Михаилом Фёдоровичем на престол порховского
собора Апостол 1633 г., когда ходили в поход «на Литву»; прочитав запись
на книге, они вернули её в храм. Именно книгой крестовый поп Иван Титов
благодарил Бога за удачный выход «из далекие земли Сибирские и Тобольские
с пресловущиа реки Лены» ради счастливого окончания «страшного путно-
го шествия» и «выхода к Русскому государству Московскому царству»28. Свя-
щенник Несмеян на томе Трефологиона возмущенно выговаривал крестьянину
Ивану Попову за то, что он не дал денег для покупки книги, и за его слова, де-
скать книга эта ему «не надобе, и вообще не дорога», и написал «слово его Богу
26
Указатель географических названий, монастырей, церквей и учреждений, упомянутых в за-
писях // Кириллические издания XVI-XVII в. … С. 451-462.
27
Кириллические издания XVI-XVII вв. … № 261.
28
Там же. № 173.
74
мерзко»29. Десятки записей говорят о важности книжного чтения и его спаси-
тельности. Глубокое уважение к книге и обеспечивало её удивительную сохран-
ность, несмотря на сложности и трагедии, окружавшие человека в жизни.
Таким образом, эксперимент по выявлению, определению, описанию
и публикации описаний экземпляров кириллических печатных памятников
в нескольких российских регионах, изначально ставивший задачей исследовать
распространение изданий книг XVI-XVII вв., позволил сделать ряд более ши-
роких выводов. Удалось доказать, что продукция московских типографий, а за-
тем и Московского печатного двора в XVI-XVII в. достаточно быстро попадала
даже в дальние уезды России. В конце XVI - начале XVII в., пока в Москве не
издавались или издавались в недостаточном количестве важнейшие книги, они
распространялись в изданиях белорусских и украинских типографий. Выявлен-
ные и описанные печатные книги XVI-XVII вв. сохранялись в течение трёхсот
лет в тех же регионах в весьма значительном количестве. Проведённые рабо-
ты показали, что составленные региональные комплексы могут репрезента-
тивно представлять книжную культуру регионов, например, Ярославской обл.
и Пермского края XVII в. Выявленные издания и экземплярность каждого из
них позволили установить книги, наиболее востребованные в России XVII в.,
и те, которые пользовались меньшей популярностью. Анализ кириллических
изданий, вышедших за рубежом и обнаруженных в регионах, показал, что, ско-
рее всего, уже с конца XVI в. в Московской Руси была доступна информация
о предстоящих или вышедших изданиях основных типографий, печатавших
кириллическими шрифтами. Публикация научных описаний тысяч экземпля-
ров кириллических книг XVI-XVII вв. с тысячами записей этого времени явля-
ется не только серьёзным вкладом в развитие истории, культуры и краеведения
регионов, но и в создание общегосударственного реестра этих памятников.
29
Поздеева И.В. Человек. Книга. История // Язык, книга и традиционная культура позднего
русского Средневековья в науке, музейной и библиотечной работе. Труды IV международной на-
учной конференции «Мир старообрядчества». Вып. 10. М., 2019. С. 324-334.
75