Частное предпринимательство
на лесозаготовках в 1919-1921 гг.:
замысел центра и оппозиция регионов
Евгений Воейков
Private enterprise in logging in 1919-1921:
the idea of the center and the opposition of the regions
Evgenij Voyeikov
(Penza State University, Russian)
DOI: 10.31857/S2949124X23020104, EDN: BITYNK
Символами эпохи «военного коммунизма» стали продразвёрстка, всеобщее
огосударствление экономики, трудповинность, инфляция, товарный дефицит
и голод. Частное предпринимательство, более характерное для последующей
эпохи нэпа, для первых послереволюционных лет обычно рассматривается
применительно к сектору полулегального «чёрного рынка», на существование
которого власть была вынуждена закрывать глаза. Между тем в лесной про-
мышленности в эти годы активно проводился эксперимент по привлечению
частного капитала для борьбы с топливным кризисом.
Кризис 1918-1921 гг. и многообразные мероприятия по борьбе с ним
в исторической литературе изучены недостаточно. Прежде всего они рассмо-
трены в капитальном труде Д.А. Баевского, во многом сохраняющем актуаль-
ность до сих пор1. Внимание в нём сосредоточено на деятельности Главного
лесного комитета и осуществлявшего топливную трудовую повинность Глав-
ного комитета по труду, в то время как вопрос о лесозаготовках отдельных
организаций разработан слабо, деятельность подрядчиков не упоминается
вовсе. В последующих работах уточнялись и детализировались региональные
аспекты преодоления топливного кризиса2. Затрагивают изучаемую проблема-
тику работы по индустриальному развитию отдельных регионов, однако чаще
всего они дают только общую картину. Так, в монографии Т.Н. Кузьминой
и Н.А. Шарошкина на основе тщательной проработки архивной источнико-
вой базы исследовано развитие основных отраслей промышленности Пензен-
ской губ. в начале ХХ в., но о заготовках дровяного топлива говорится лишь
© 2023 г. Е.В. Воейков
1
Баевский Д.А. Очерки по истории хозяйственного строительства периода Гражданской вой-
ны. М., 1957.
2
См., например: Ананьева Г.В. Особенности функционирования городского хозяйства Кур-
ска в годы Гражданской войны: топливный кризис // Вестник Челябинского государственного
университета. История. 2013. Вып. 54. № 6. С. 36-39; Карпенко С.В. Расстройство железнодорож-
ного транспорта и топливный кризис во врангелевской Таврии: причины и взаимовоздействие
(апрель-ноябрь 1920 г.) // Вестник РГГУ. Сер. История. Филология. Культурология. Востоковеде-
ние. 2014. № 19. С. 41-52; Воейков Е.В. Преодоление топливного кризиса в Самарской губернии
в 1918-1921 гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 18. 2016.
№ 3. С. 94-98; Воейков Е.В. У истоков экологических проблем // Отечественная история. 2001.
№ 5. С. 150-154.
133
эпизодически3. Исследуется развитие лесопромышленного комплекса СССР,
но внимание чаще всего сосредоточено на Карелии и Урале, а хронологиче-
ские рамки охватывают преимущественно период 1930-1980-х гг.4 Что касается
именно частного предпринимательства на лесозаготовках, то о нём либо умал-
чивается, либо упоминается кратко. Например, И.Г. Старшова в статье о пре-
одолении топливного кризиса на Северо-Западе России отметила, что в 1920 г.
при новом руководителе гублескома на лесозаготовках Псковской губ. «пыш-
ным цветом распустились всевозможные частно-заготовительные органы», что
вызвало обеспокоенность местных властей5.
В настоящей статье рассмотрена эволюция курса Главного лесного коми-
тета ВСНХ на привлечение частных предпринимателей на примере отдельных
губерний Поволжья. Сведения о «частниках» на лесозаготовках эпохи «военно-
го коммунизма» в архивных и опубликованных материалах отложились в отры-
вочном и бессистемном виде и чаще всего представлены в виде кратких кон-
статаций самого факта их наличия. Данная работа - результат многолетнего
поиска и складывания «мозаики» из разрозненных отрывков информации.
Топливный кризис на контролируемой большевиками территории России
начался в 1918 г., резко обострился годом позже и продолжался вплоть до
весны 1922 г. Нефтяные и угольные месторождения оказались отрезаны из-за
военных действий, заготовить дрова в необходимом количестве на протяже-
нии ряда лет не удавалось. Останавливались железные дороги, закрывались
промышленные предприятия, люди в холодное время года мёрзли дома и на
работе. Из-за невозможности регулярно мыться и стирать одежду в горячей
воде широко распространилась эпидемия тифа. Требовалось любой ценой дать
потребителям наиболее доступное древесное топливо.
Руководство лесозаготовками с декабря 1918 г. осуществлял Главный лес-
ной комитет (Главлеском). На местах ему подчинялись губернские лесные ко-
митеты (гублескомы). Изначально предусматривалось, что они будут главными
лесозаготовителями страны6. Но уже весной 1919 г. равные права с гублеско-
мами получили железнодорожные лесные комитеты (желескомы). Также заго-
товкой дров занимались части Красной армии и промышленные предприятия.
Подобная децентрализация отрицательно отражалась на ходе работ, приводя
к борьбе за лучшие лесосеки и рабочие руки, переманиванию лесорубов и воз-
чиков путём повышения расценок на тех или иных участках.
В 1919 г. в связи с усилением топливного кризиса лесозаготовки активи-
зировались в условиях децентрализации и максимального расширения круга
заготовителей древесного топлива. Руководитель Главлескома Г.И. Ломов ука-
зал: «В дальнейшем все эти заготовительные аппараты нам удастся без тру-
да объединить, а пока всякий завод, обеспечивающий себя дровами, должен
3
Кузьмина Т.Н., Шарошкин Н.А. Промышленность Пензенской губернии в 1901-1921 гг.
Пенза, 2014.
4
Зыкин И.В. «Зелёное золото» индустриализации. Лесопромышленный комплекс Уральского
региона в конце 1929 г. - первой половине 1941 г. Екатеринбург, 2021; Кулагин О.И. Развитие ле-
сопромышленного комплекса Карелии как инструмент модернизации моноотраслевого региона во
второй половине ХХ в. Петрозаводск, 2020.
5
Старшова И.Г. Топливный кризис на Псковщине в годы Гражданской войны // Псков.
Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2006. № 24. С. 146.
6
Декреты Советской власти. Т. IV. М., 1968. С. 263-264.
134
быть нами всячески поддержан»7. Ему вторил его заместитель С.И. Либерман:
«При современных тяжёлых условиях транспорта и снабжения положительных
результатов надо ждать не от концентрации заготовок, а от возможно боль-
шего их дробления посредством армии заготовителей»8. Как показало после-
дующее развитие лесной промышленности, «в дальнейшем» наступило только
после Великой Отечественной войны. В 1920-1930-е гг. промышленные главки
и предприятия вели самостоятельные лесозаготовки, чем усиливали децентра-
лизацию и чехарду с переходом рабочих от одного заготовителя к другому.
Главлеском принял решение привлечь на лесозаготовки частных предпри-
нимателей и отдельные организации, осуществлявшие работы подрядным спо-
собом. Президиум ВСНХ одобрил это решение на заседании 1 апреля 1919 г.,
однако обращает на себя внимание осторожность формулировки: «в тех губер-
ниях и уездах, где местные органы не в состоянии исполнить нарядов полно-
стью». Подчёркивалось, что «опыт заготовки дров показал полную возмож-
ность организации местных органов по заготовкам без участия подрядчиков,
как, например, в губерниях Череповецкой, Тверской, Костромской»9.
Даже с учётом этих оговорок названная мера противоречила идеологиче-
ским установкам большевиков. В этой связи представляет интерес аргумен-
тация руководителей Главлескома. Ломов, характеризуя топливный кризис
в целом и недостаток дров для снабжения транспорта и промышленности
в частности, писал: «При данных условиях мы должны твёрдо сказать: не толь-
ко наши собственные заготовительные аппараты должны развивать максималь-
ную деятельность в лесу, но и другие аппараты, желающие работать над выруб-
кой и доставкой дров, независимо от того, будет ли это пролетарский аппарат
или даже частный… При данных условиях мы должны твёрдо себе уяснить,
что мы не в силах своими собственными аппаратами обеспечить республику
необходимым для неё дровяным топливом, и было бы преступлением ради
чистоты принципа пожертвовать существованием самой промышленности»10.
Либерман указал, что «зачастую работа подрядчика под бдительным контро-
лем пролетарских организаций даёт значительно лучшие результаты, чем та же
работа, происходящая в недрах наших бюрократических учреждений», а также
что «для успеха дела полезно известное соревнование между заготовителями»11.
Заведующий отделом губернских заготовок комитета А.А. Апушкин аргумен-
тировал необходимость «привлечения всех способных к заготовке сил» верой
«в частную инициативу, в знание и опыт частного аппарата»12.
Сторонниками подрядного способа заготовок выступили и активно про-
водившие с 1919 г. самостоятельные заготовки железные дороги. Например,
комиссар Рязано-Уральской дороги, заготавливавшей дрова на территории
Пензенской, Самарской и Саратовской губерний, направил наркому путей со-
общения докладную записку, в которой отметил невозможность быстро и эф-
7
Ломов А. Топливный голод и наша топливная политика // Народное хозяйство. 1919. № 6.
С. 13.
8
Либерман С. О политике заготовки древесного топлива // Экономическая жизнь. 1919.
27 сентября.
9
ГА РФ, ф. Р-130, оп. 3, д. 334, л. 25 об.
10
Ломов А. Топливный голод и наша топливная политика. С. 14.
11
Либерман С. О политике заготовки древесного топлива.
12
Апушкин А. Итоги трёхгодичной лесозаготовительной политики Главлескома // Топливное
дело. 1921. № 3-4. С. 18.
135
фективно решать в центре вопросы по обеспечению желескома инструментами
и продовольствием и призвал к допуску частной инициативы на лесозаготовках13.
Кризисная ситуация и риторика руководства Главлескома воздействовали и на
местных работников. Представитель Пензенского губсовнархоза В.М. Смир-
нов высказался в пользу максимального расширения круга лесозаготовителей:
«Сейчас трудно выработать какой-нибудь определённый план, мы находимся
в положении пожара, и надо скорей тушить его, не разбираясь в средствах»14.
Призывы возымели эффект. Пункт 4 постановления ВСНХ и Наркомата
путей сообщения «О порядке осуществления лесных заготовок в сезоне 1919-
20 гг.» (май 1919) гласил: «К производству лесных заготовок привлекаются
государственные, общественные и муниципальные учреждения, кооперативы
и частные лица». Пункт 3 обозначил рамки: «Заготовки могут производиться
либо для собственного потребления, либо в общегосударственный фонд Глав-
лескома… Приобретение дров для продажи не допускается»15. Следует отметить
отсутствие уточнений насчёт ограничения использования частников на лесоза-
готовках в зависимости от конкретной ситуации в той или иной губернии. Судя
по всему, руководители Главлескома сумели продвинуть в ВСНХ свои идеи про
«опыт частной инициативы» и соревнование «армии заготовителей».
Однако позиция на местах существенно отличалась от линии центра. Ещё
в начале сентября 1918 г. отдел топлива ВСНХ созвал съезд ответственных
работников по лесозаготовкам. Допуск частных лиц через подрядный способ
на нём признали недопустимым по принципиальным соображениям, но с учё-
том катастрофического положения с топливом разрешили его как крайнюю
меру16. В губерниях Поволжья запасы лесов были ограничены, поэтому нали-
чие большого числа лесозаготовительных организаций неизбежно приводило
к срыву работ на отдельных участках из-за переманивания рабочих. На этом
основании курс Главлескома на привлечение «частников» работники местных
лескомов и лесотделов встретили настороженно. На съезде представителей этих
органов Симбирской губ. (10 сентября 1919 г.) констатировалось: «В некото-
рых организациях работы по заготовке леса производятся подрядчиками, по-
лучившими от Главлескома право на отводы им в Симбирской губернии, эти
частные лица незнакомы с местными условиями… при данных условиях нельзя
рассчитывать (на их вклад. - Е.В.)»17.
Помимо конкуренции опасались ещё и жульничества. Главлеском разра-
ботал максимально упрощённый порядок выделения лесных площадей. На
съезде лесозаготовителей Пензенской губ. (23-25 августа 1919 г.) руководитель
гублескома И.М. Юкин поделился впечатлениями от добытого им во время
пребывания в Главлескоме образца договора: «Всякое желающее разработать
дрова частное лицо подаёт о том заявление в Президиум Главлескома, который
самым благосклонным образом к таким заявлениям относится, берётся чистый
бланк договора, вписывается фамилия, количество десятин, подлежащих раз-
работке, и сумма денег, указывается губерния, где должна происходить разра-
13
Государственный архив Саратовской области, ф. Р-2706, оп. 1, д. 73, л. 2 об.-3.
14
Государственный архив Пензенской области (далее - ГА ПО), ф. Р-952, оп. 1, д. 10, л. 15.
15
Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР.
1919. № 34. Ст. 333.
16
Апушкин А. Итоги трёхгодичной лесозаготовительной политики Главлескома. С. 17.
17
Государственный архив Ульяновской области (далее - ГА УО), ф. Р-337, оп. 1, д. 33,
л. 65 об.
136
ботка, и частное лицо получает сейчас же 5% с договариваемой суммы, едет
на место и после отвода площади получает ещё 5%; после этого, имея на руках
громадную сумму денег, но не заготовив ещё ни одного полена дров, он не
торопится приступать к работе, рассуждая очень просто: что деньги кармана не
пролежат. А в конце концов может получиться такая история: увидит частное
лицо, что ему дров не заготовить, придерётся к чему-нибудь и откажется вовсе
от заготовки, возвратит Главлескому его деньги, использовав их предваритель-
но так, как ему надо. Желающих таким образом получить наряды… очень мно-
го. Члены Президиума осаждаются ими целыми тучами»18.
Соображения о спекулятивных наклонностях подрядчиков находят под-
тверждение в данных статистики. Так, в отчёте о заготовке дров для отдела
топлива Московского городского совнархоза в 1919 г. отмечено, что в Ниже-
городской губ. подрядчики Левис и Гуревич заготовили 500 куб. саженей19 из
запланированных 12 тыс. (4,16%); в Тверской губ. Штейн, Фрумкин и Бер-
ман - 929 куб. саженей из 20 тыс. (4,6%)20. Такие низкие результаты могут
свидетельствовать о нежелании предпринимателей всерьёз заниматься развёр-
тыванием лесозаготовок. В целом по стране за 1919/20 г.21 в общем объёме
лесозаготовок государственное задание составляло для гублескомов - 41,5%,
желескомов - 24%, главков - 14,5%, различных организаций - 16%, частни-
ков - 4%. При этом гублескомы выполнили 95% задания, желескомы - 90,8%,
главки - 52,5%, предприниматели - 29,6% (по вывозке ещё меньше - 17,9%).
Но в Главлескоме стояли на своём. Апушкин писал по поводу лесозаготови-
тельной кампании 1919/20 г.: «Правда, Главлескомом за всё это время допу-
скался к заготовкам и частный аппарат, и самозаготовки, но всё это такими
нетвёрдыми шагами, полумерами, в ограниченных размерах, что только ста-
вило частный аппарат в невыносимо тяжёлые условия, ложное положение,
скорее компрометируя его, чем давая возможность проявлять ему себя и до-
казать свою силу и право на участие в общем деле лесозаготовок… Надо ещё
удивляться, что при всех этих условиях они заготовили около ⅓ задания»22.
Кроме того они заготавливали дрова и лесоматериалы как самостоятельно, так
и для гублескомов и желескомов по договорам подряда. В одном из вариантов
отчёта за 1919/20 г. приводились данные о том, что гублескомы обычным хо-
зяйственным способом (т.е. своим аппаратом) заготовили 75%, желескомы -
около 50%, остальное пришлось на подрядчиков: «Тем не менее подрядный
способ играл в 19-20 гг. большую роль, осуществляя около 2/5 всей заготовки
и вывозки»23. Как следствие, курс на поддержку частных лесозаготовителей
был подтверждён.
С мест тем временем поступали протесты. Например, на съезде лесозагото-
вителей Пензенской губ. (23-25 августа 1919 г.) заведующий четвёртым участ-
ком гублескома С.П. Чумичкин жаловался на «конкуренцию, создаваемую
18
ГА ПО, ф. Р-952, оп. 1, д. 10, л. 11.
19
В одной кубической сажени 9,71 кубометра (Селибер Б.И. Справочник по лесной промыш-
ленности и лесному хозяйству. Пг., 1923. С. 228).
20
ГА РФ, ф. Р-130, оп. 3, д. 335, л. 97 об., 99.
21
Хозяйственный или операционный год, за который стала собираться отчётность после ре-
волюции, продолжался с июля одного календарного года до июля следующего, с 1921 г. и до начала
1930-х гг. - с октября по сентябрь.
22
Апушкин А. Итоги трёхгодичной лесозаготовительной политики Главлескома. С. 18.
23
Лес // Известия ВЦИК. 1920. 25 декабря.
137
предпринимателями», которые ведут разработку дров по соседству с его «око-
лодком»24. Конкуренцией именовалось переманивание лесорубов и возчиков за
счёт незаконного повышения установленных расценок оплаты работ с одного
участка на другой. Аналогичную проблему отмечали на съезде представителей
лесных отделов и лесных комитетов Симбирской губ. (сентябрь 1919 г.): «Меж-
ду тем эти частные лица, желая привлечь рабочих и техников, не считаются
с установленной оплатой труда, что не может не вносить дезорганизацию даже
в хорошо налаженную работу»25. Либерман дал такой ответ на эти «сигналы»:
«Но если на местах наблюдается взвинчивание цен, захват участков и т.п., то
такие явления д[олжны] б[ыть] поставлены в вину прежде всего нашим гублес-
комам, которые согласно постановлению Президиума ВСНХ обязаны на ме-
стах регулировать эти вопросы»26. Алгоритм рассуждений очевиден: курс цен-
тра на привлечение частных предпринимателей верен, а если на местах что-то
идёт не так, в этом виноваты недалёкие местные работники.
Поняв, что помощи от Москвы ожидать не приходится, в регионах нача-
ли обходиться своими силами. Руководителю Пензенского гублескома Юкину
в борьбе с «частниками» удалось заручиться поддержкой хозяйственников. Под
его влиянием съезд совнархозов Пензенской губ. (17 августа 1919 г.) решил,
что «подрядный способ заготовки… в связи с местными условиями не может
дать положительных результатов». Давалось указание послать от имени съезда
телеграмму в президиум ВСНХ, выразив в ней «энергичный протест против
предпочтительного отношения Главлескома к подрядному способу заготовки
в обход существующих органов совнархоза, которые в силах были бы спра-
виться с лесозаготовительным делом, если бы им были предоставлены фи-
нансовые средства, которые теперь без всякой гарантии распыляются между
подрядчиками-предпринимателями»27. Заслуживает внимания высказанное на
съезде предложение Юкина: «Я думаю, что Главлеском поступил бы гораздо
благоразумнее, если бы поручил заключение договоров гублескомам, которые
сумели бы заключить договоры с более надёжными элементами и сумели бы
избавить Республику от лишних расходов»28.
Деятельность «частников» на лесозаготовках в губернии в значительной
степени парализовало постановление губисполкома в июле 1919 г., поставив-
шее несколько барьеров желающим заработать на курсе Главлескома. Во-пер-
вых, оговаривалось, что «желающие вести заготовку на подрядных началах бу-
дут допускаться к ней только по выходе инструкций», обещанных центральным
ведомством. На съезде лесозаготовителей в конце августа Юкин говорил, что
это распоряжение пока не опубликовано. Во-вторых, в пунктах 3 и 7 приложе-
ния к постановлению указывалось, что «при разработке делянок каждый заго-
товитель обязан подчиняться всем указаниям технического характера гублес-
кома и гублесподотдела». Пункт 8 гласил, что «неисполнение какого-либо из
пунктов 3 и 7 влечёт за собой меры воздействия вплоть до отобрания площади
от заготовителя без какого-либо права на получение новой или возмещение
убытков по начатой разработке»29. В-третьих, распределение гублескомом лес-
24
ГА ПО, ф. Р-952, оп. 1, д. 10, л. 7 об.
25
ГА УО, ф. Р-337, оп. 1, д. 33, л. 65 об.
26
Либерман С. О политике заготовки древесного топлива.
27
ГА ПО, ф. Р-442, оп. 1, д. 217, л. 18, 32.
28
Там же, ф. Р-952, оп. 1, д. 10, л. 11 об.
29
Там же, л. 20 об.
138
ных площадей должно было производиться в соответствии с четырьмя катего-
риями потребителей, которым будут переданы дрова. К первой группе отнес-
ли «Красную армию и предприятия, её обслуживающие». Предприниматели,
производящие заготовку дров в порядке подряда от Главлескома, могли быть
отнесены как к третьей группе (фабрик и заводов государственного значения),
так и к четвёртой (промышленных предприятий местного значения и прочих
потребителей). Поэтому и лесные площади им предоставлялись в последнюю
очередь, в не самых удобных с точки зрения организации рубки и вывозки ле-
соматериалов местах.
Руководитель Симбирского лескома М.М. Фомин не обладал ни специ-
альным образованием, ни энергией Юкина. Для этой губернии была харак-
терна значительная децентрализация данной отрасли. Судя по всему, комитет
не очень волновало, кто помимо него занимается заготовками дров и лесома-
териалов. Поэтому, например, в 1920 г. здесь работали свыше 50 различных
организаций30, в том числе из Самарской, Саратовской, Нижегородской и даже
Царицынской губерний31. Симбирская губ. обладала бóльшим запасом леса по
сравнению с Пензенской, но такое количество заготовителей было явно избы-
точным. Как следствие, привлечение частных предпринимателей дало отрица-
тельный результат. В отчёте гублескома за период с января по октябрь 1919 г.
отмечалось: «Приехали из разных мест люди с “крепкими” мандатами центра
и распоряжениями Главлескома об отводе лесных площадей, без инструментов,
не знающие местных условий и с опытом старого времени. Получили лесные
площади и стали просить инструменты и продукты, которых гублескому не
хватало самому. Начали работать действительно знающие местные условия,
большинство же к работам не приступало»32.
В сводках о ходе работ по 37 лесничествам33 губернии за период с июля
1919 г. по май-июнь 1920 г. удалось выявить только нескольких частных
предпринимателей34. Наиболее успешным оказался подрядчик Московско--
Казанской железной дороги И. Захаров, заготовивший в Сурском лесничестве
Курмышского уезда 1 725 куб. саженей дров и вывезший к железной дороге
6 070 куб. саженей. В лесничестве Алатырского уезда вело работы товарище-
ство «Казандрова» - контрагент четвёртого района желескома той же железной
дороги. Начав работы в ноябре 1919 г., до 31 декабря оно заготовило 158 куб.
саженей и вывезло 136, с 1 января по 1 апреля 1920 г. - 703 и 530, в апреле
и мае - 160 и 117 соответственно. Результаты работавшего в Сурском лес-
ничестве подрядчика Топливного союза И. Казакова скромнее - только 220
куб. саженей заготовленных и вывезенных дров. Контрагенты от Рауспирта
Шефрик и Добкин осуществили заготовку 120 куб. саженей для винокурен-
ного завода в Темрязанском лесничестве Сенгилеевского уезда. Так и не при-
ступил к работам в Жигулёвском лесничестве Сызранского уезда подрядчик
Туркфронта С.А. Зильбербург.
Из перечисленных подрядчиков претензий к количественным показателям
не может быть только в отношении Захарова. Представляется, что в богатом
лесом Алатырском лесничестве желеском за те же семь месяцев работы, ко-
30
ГА УО, ф. Р-181, оп. 1, д. 228, л. 24.
31
РГАЭ, ф. 2254, оп. 1, д. 720, л. 2-84.
32
ГА УО, ф. Р-200, оп. 2, д. 329, л. 60 об.
33
Всего в губернии насчитывалось 63 лесничества (Там же, ф. Р-337, оп. 1, д. 53, л. 1, 25).
34
РГАЭ, ф. 2254, оп. 1, д. 474, л. 1-34; д. 720, л. 2-160.
139
торые товарищество «Казандрова» потратило на заготовку 1 тыс. куб. саженей
(из которых вывезти удалось только 783), мог самостоятельно заготовить даже
больше. Для сравнения, с мая 1919 г. по май 1920 г. Московско-Казанский же-
леском заготовил в лесничествах Симбирской губ. 84,5 тыс. куб. саженей дров
хозяйственным способом (т.е. собственным лесозаготовительным аппаратом)
и 16,4 тыс. - иными путями35. Среди них - заготовка частниками-подрядчиками,
трудовыми артелями, общественными организациями и кооперативами. Заго-
товки общественников и кооперативов в губернии производились, но в огра-
ниченном количестве. Поэтому долю частников в общем объёме 16,4 тыс. куб.
саженей заготовки для нужд данной железной дороги можно приблизительно
оценить в диапазоне 12-15 тыс.
Помимо Московско-Казанской заготовки древесного топлива в губер-
нии в 1919/20 г. вели Сызрано-Вяземская, Волго-Бугульминская, Рязано--
Уральская и Самаро-Златоустовская железные дороги. Но последние три
работали исключительно хозяйственным способом. «Иным способом» оказа-
лось получено только 2 937 куб. саженей дров для Сызрано-Вяземской дороги
(из 6,5 тыс. общей заготовки)36. Всего по Симбирской губ. с октября 1919 по
май 1920 г. заготовили 342 тыс. куб. саженей37. Вклад частных предприни-
мателей в этот объём оказался скромен - примерно 20-25 тыс. (15-20 тыс.
заготовки Московско-Казанской и Сызрано-Вяземской дорог подрядным
способом в совокупности с ещё несколькими тысячами у отдельных под-
рядчиков других организаций). Не приступившие к работам частники беспо-
лезно занимали отведённые им лесные площади, лишив кого-то из местных
организаций или промышленных предприятий возможности обеспечить себя
дровами. В отчёте комитета подчёркивалось, что значительное количество ле-
созаготовителей «создало на местах взаимную конкуренцию как в пользова-
нии рабочей силой, так и при получении лесосек и снабжения, что губительно
отразилось на работе гублескома»38.
Пензенский и Симбирский гублескомы не одиноки в отрицательных
оценках предпринимателей в лесной промышленности. Апушкин писал летом
1919 г.: «Этот новый принятый курс (на привлечение частных предпринимате-
лей. - Е.В.) в деле лесных заготовок имеет много защитников, в большинстве
своём из среды потребителей, а ещё более врагов, как из среды лескомов, уви-
девших в этом недоверие со стороны Главлескома к их силам и способностям,
а равно со стороны лиц и организаций, принципиально и программно смотря-
щих инако»39. Оппозиция на местах не осталась незамеченной в центре, но её
аргументы сочли выражением местечковых интересов и нежеланием допустить
конкурентов на свою территорию. Либерман осенью 1919 г. высказался по дан-
ному вопросу определённо и категорично: «Многие гублескомы решительно
стоят против допущения “чужих” заготовителей в свои владения, видя в этом
нарушение своих прав. То обстоятельство, что в своей губернии гублескому
удалось заготовить всего 10-30% задания, мало его смущают»40.
35
Год работы по снабжению железных дорог топливом. Ч. 1. М., 1920. С. 172.
36
Там же. С. 175-176.
37
ГА УО, ф. Р-200, оп. 1, д. 561, л. 149.
38
Отчёт о деятельности Симбирского ГСНХ за время с 1 января по 1 октября 1920 года.
К Х губернскому съезду Советов. Симбирск, 1921. С. 2.
39
Апушкин А. На рубеже двух дровяных заготовок // Народное хозяйство. 1919. № 7. С. 29.
40
Либерман С. О политике заготовки древесного топлива.
140
Следует отметить, что замечание о низкой эффективности работы гублес-
комов верно только отчасти. Во-первых, по данным начальника отдела гу-
бернских заготовок Главлескома, местные отделения ведомства обеспечили
в 1918/19 г. 38% плана41. Во-вторых, следует учесть, что гублескомы в мас-
се своей появились только в январе-феврале 1919 г., поэтому для наиболее
результативной зимней заготовки им оставалось примерно 2-2,5 месяца, по-
скольку в апреле-мае начиналась посевная, что обычно вызывало массовый
отток сезонных рабочих - местных крестьян.
Как правило, комитеты создавались на базе организованных осенью 1918 г.
лесозаготовительных отделов губернских советов народного хозяйства. В опу-
бликованном отчёте Главного управления по топливу приводился перечень
трудностей, мешавших нормальному ходу работ: «В области дровозаготовок
происходит организационная перестройка в связи с ликвидацией частного ле-
сопромышленного аппарата, при одновременной естественной слабости госу-
дарственного лесозаготовительного аппарата, впервые приступающего к колос-
сальной по объёму работе, при неумении, частью нежелании работать и частью
панике специалистов, могущих содействовать работе»42. Кроме того, летом
и осенью 1918 г. на территории Самарской, Симбирской и Саратовской губер-
ний велись боевые действия. В Самарской, к примеру, планировалось начать
заготовки дров в сентябре, но развернуть работы удалось только в декабре43.
Поэтому наладить систему производственных участков и накопить существен-
ные запасы заготовленных дров лесозаготовительные отделы совнархозов не
смогли. Кроме того, «новорождённые» гублескомы сразу же столкнулись с не-
достатком пил и топоров, которые Главлеском выделял в недостаточном коли-
честве. Например, в выступлении на съезде лесозаготовителей Пензенской губ.
(август 1919 г.) член коллегии гублескома Я.Ф. Роут подчеркнул: «Надеяться
на нормальное снабжение инструментами уже не придётся. Главлеском сказал
тов. Юкину, что навряд ли мы от него получим хотя бы одну пилу или один
топор, и предложил гублескому самоснабжаться»44.
С учётом вышеизложенного сводить причины срыва лесозаготовок
в 1918/19 г. только к неэффективной работе гублескомов неоправданно. Часть
вины должен взять на себя и Главлеском. Уже в 1919/20 г., когда производствен-
ный процесс оказался налажен, результаты работы гублескомов приблизились
к 100% выполнению заданий. Но весной 1919 г. руководители Главлескома
решили распределить часть финансовых средств для лесозаготовок частникам.
Скорее всего, решающую роль сыграли панические настроения в связи с уси-
лением топливного кризиса.
В разногласиях центра и регионов по поводу частного предприниматель-
ства на лесозаготовках применительно к условиям Поволжья более убедитель-
но выглядит позиция работников на местах. Частный аппарат мог принести
определённую пользу в богатых лесом губерниях с редким населением и не-
значительным количеством лесозаготовителей, например, в Архангельской или
Вологодской. Следует обратить внимание на то, что активный сторонник част-
41
Апушкин А. Итоги трёхгодичной лесозаготовительной политики Главлескома. С. 17.
42
Топливоснабжение России за время войны и революции. К отчёту ГУТа за 1921 год. Вып. II.
М., 1922. С. 13.
43
Центральный государственный архив Самарской области (ЦГА СО), ф. Р-644, оп. 1, д. 397,
л. 18.
44
ГА ПО, ф. Р-952, оп. 1, д. 10, л. 13-13 об.
141
ного предпринимательства на лесозаготовках Апушкин в период Первой миро-
вой войны работал уполномоченным по заготовкам древесного топлива Осо-
бого совещания по топливу в лесной Костромской губ., начав заготовки дров
в зимний сезон 1916/17 гг.45 Поскольку бóльшая часть дров в дореволюционной
России заготавливалась как раз частными предпринимателями, можно пред-
положить, что он проецировал свой удачный опыт по обеспечению Костромы
топливом в 1917-1918 гг. на всю Россию в совершенно другой экономической
ситуации 1919-1920 гг.
В условиях же губерний Поволжья, отличавшихся десятками лесозагото-
вительных организаций в каждой из них при нехватке удобных для разработки
лесных площадей, увеличение числа заготовителей за счёт «частников» только
обостряло дефицит продовольствия, инструментов, рабочих рук и тормозило
ход работ. Кроме того, в условиях экономического кризиса и организацион-
ной неразберихи лескомы, военные организации, промышленные предприятия
нарушали правила ведения рубок, в частности, очистки лесосек. Подрядчики
тем более не собирались соблюдать нормы. Лесничий Алатырского лесниче-
ства Симбирской губ. Ф. Шишкин в напечатанной весной 1920 г. листовке
«Бич русских лесов - лесные пожары» утверждал, что в большинстве лесо-
заготовительных организаций «преобладают в числе лесозаготовителей глав-
ным образом бывшие лесопромышленники», которые ведут работы и при этом
«нисколько не заботятся о том, в каком состоянии остаётся после них лес»,
«захламлённость сучьями и порубочными остатками ужасная»46. Брошенные
в местах заготовок в массовом количестве обрубленные сучья и верхушки де-
ревьев явились одной из главных причин широкого распространения в регионе
в 1920-1921 гг. лесных пожаров47.
Кроме того, очень быстро выяснилось, что оправдывавшие себя в усло-
виях стабильной экономики частное предпринимательство и соревнование
лесозаготовителей в обстановке военного времени и экономического кризиса
неизбежно вызывали многочисленные злоупотребления. Победителем в гонке
за звание самого успешного заготовителя становился не тот, кто лучше знает
специфику лесного дела и является лучшим организатором, а тот, напри-
мер, кто сумел различными, не всегда законными путями получить доступ
к дефицитному продовольствию для раздачи его на своих производственных
участках. Обстановка всеобщего дефицита неизбежно усиливала коррупцию.
Работник одного из отделов Главлескома И. Рапопорт писал впоследствии:
«В области заготовки и вывозки дров и лесных материалов, где допускает-
ся в извращённой и хищнической форме частная инициатива в виде сдачи
подрядов, берут (взятки. - Е.В.) при подписании договоров, берут за отвод
лесных площадей, берут за выдачу авансов, берут за отпускаемое продоволь-
ствие и инструменты, берут при приёмке дров, берут за подлоги в обмере
дров и в указании расстояния вывозки, - словом, всех возможностей взять
не перечтёшь»48.
45
Апушкин А.А. К истории топливной организации в Костромской губернии в 1915-1918 гг.
Кострома, 1919. С. 1-5.
46
РГАЭ, ф. 2254, оп. 1, д. 56, л. 2.
47
Воейков Е.В. Лесные пожары в Среднем Поволжье: забытая экологическая катастрофа
Гражданской войны // Новый исторический вестник. 2020. № 4. С. 112-127.
48
Рапопорт И. Полтора года в советском главке // Архив Русской революции. Кн. 1. Т. 2.
М., 1991. C. 104.
142
Такое мнение можно было бы счесть пристрастным, учитывая факт эмигра-
ции Рапопорта из Советской России. Но оно совпало с впечатлениями от под-
рядчиков Юкина, которыми он поделился на съезде лесозаготовителей Пермской
губ. в августе 1919 г.: «Я к этим третьим лицам присмотрелся немного в Москве
и вывел заключение, что большинство из них - спекулянты. Некоторые из них
чистосердечно сознались, что берут подряд потому что можно получить на руки
большую сумму денег. Удивило меня также и то, что этими частными лицами
являются бывшие приказчики и служащие крупных лесозаготовителей царского
времени, нет ни одного старого лесозаготовителя. Договоры начали заключаться
с мая месяца, но в настоящее время нет ещё ни одного крупно поставленного
частными лицами дела, да я и сомневаюсь, что частное лицо дало бы дрова.
Я ещё раз повторяю, что 90% подрядчиков - чистые спекулянты»49.
Понимали ли руководители Главлескома опасность злоупотреблений и кор-
рупции, а также недостаточную эффективность действий подрядчиков в той эко-
номической ситуации? Ломов, судя по сохранившимся отзывам и написанным
им статьям, не являлся яркой и творческой личностью. Например, по утвержде-
нию работавшего в одном из отделов главка служащего, его «главным талантом»
являлась «способность говорить, когда угодно, о чём угодно и сколько угодно»50.
«Мелочи» вроде нецелевого использования средств, выделенных подрядчикам,
и коррупции в аппарате могли пройти мимо внимания этого руководителя.
Начальник ведущего отдела комитета Апушкин зарекомендовал себя как
профессионал и ответственный работник. Можно предположить, что его убеж-
дённость в эффективности частного аппарата базировалась на неверии в спо-
собность советской бюрократии вести дело в условиях кризиса. Сохранились
свидетельства о неблагополучном кадровом подборе в Главлескоме. Замести-
тель председателя ведомства М.В. Рыкунов писал 14 июня 1920 г.: «Состав ру-
ководящих лиц во всех отделах чрезвычайно слаб, выражаясь мягко: работа ве-
лась как-то поверхностно, как будто всё это делалось для того, чтобы показать,
что они работают… Никакого продуманного плана как в лесозаготовках, так
и в деревообрабатывающей промышленности нет и в помине, всё делалось ку-
старно, случайно, под давлением нажима верха. Никаких толковых инструкций
и указаний местам не было… Отделы часто исполняют совершенно к ним не
относящиеся работы, и получается огромная путаница»51. Ежедневно наблюдая
этот хаос, Апушкин вполне мог искать новые, нестандартные пути решения
проблемы топливного кризиса.
Впрочем, возможно также, что в Москве многочисленные недостатки дея-
тельности подрядчиков на лесозаготовках где-нибудь в Пензенской или Сим-
бирской губерниях просто не замечали. Хроническое же невыполнение пла-
новых заданий по заготовкам дров и тотальный дефицит необходимого для
выдачи лесорубам и возчикам продовольствия вынуждали хвататься за «соло-
минку» частного предпринимательства, которое, как мечталось руководителям
ведомств, сможет переломить ситуацию в лучшую сторону.
Тем временем постепенно количество частных предпринимателей в лесной
промышленности сокращалось: если в 1919/20 г. по всей России их насчи-
тывалось 1 200-1 500 человек, то в 1920/21 г. - от 600 до 700. Подобный спад
49
ГА ПО, ф. Р-952, оп. 1, д. 10, л. 11 об.
50
Рапопорт И. Полтора года в советском главке. С. 99.
51
ГА УО, ф. Р-181, оп. 1, д. 228, л. 72.
143
можно объяснить колебаниями политического курса. Апушкин отмечал: «Де-
кретом СНК от 24 ноября 1920 г. частный аппарат аннулируется, а декретом от
6 дек[абря] того же года разрешается ГЛК оставить до 1 мая 1921 г. 275 контр-
агентов. Но на этом дело не кончается, и постановлением ВЦИК от 31 марта
1921 г. действие декрета от 6 дек[абря] приостанавливается, и работа частного
аппарата продолжается до 1 июля 1921 г. Как видите, за короткий срок, всего
4 месяца, отношение ГЛК к частному аппарату часто меняется»52.
На местах же нередко отчаивались разобраться в нюансах и хитроспле-
тениях политики центра и начинали действовать по принципу «пусть будет
как будет». Кто-то - в духе новых веяний нэпа - пытался сделать ставку на
частную инициативу: «Что касается института контрагентов, этой “болезни”
нашего лесозаготовительного дела, то Саратовский гублеском не избежал об-
щей участи. Обладая мощным аппаратом, он всё же сдал частной компании
заготовку почти всего количества дров, намеченного заданием». Но Президи-
ум ВСНХ расторг заключённый договор как не соответствующий интересам
губернии. Деятельность предпринимателей характеризовалась следующим об-
разом: «Печально положение лесничеств, которые, хотя и на короткое время,
попали в руки контрагентов»53.
Базируясь на материалах губерний Поволжья, можно выделить несколько
моделей реализации курса Главлескома на максимально упрощённый порядок
выделения лесных площадей частным предпринимателям. Первый - блокировка
доступа «частников» к заготовкам. Его реализовывали в Пензенской губ., где по
инициативе энергичного руководителя лескома на основе постановления испол-
кома предприняли попытку ограничения допуска «частников» к лесозаготовкам
с правом «отобрания» предоставленных лесосек при неподчинении местному
начальству. В итоге подрядный способ на лесозаготовках в губернии распростра-
нения не получил. В отчёте губернского экономического совещания за период
с октября 1921 по апрель 1922 г. указывалось: «Работы хозяйственных органов
производились преимущественно хозяйственным способом. Заготовка не велась
ни артелями, ни подрядчиками, ни союзами, ни на комиссионных началах»54.
Близкий к пензенскому вариант характерен для Самарской губ. Отчёты
тамошнего лескома за 1919 и 1920 гг. содержат перечни ведущих лесозаготовки
организаций, но упоминания о частных подрядчиках отсутствуют55. Уже при
переходе к нэпу, в осенне-зимний сезон 1921/22 г., «к лесозаготовке был при-
влечён частный аппарат на началах подрядной работы»56, но количественные
результаты оказались минимальны. В отчёте губернского управления по топли-
ву за период с 1 октября 1921 г. по 1 октября 1922 г. сказано, что «частный ап-
парат занят заготовкой дров на договорных началах для нужд государственных
и кооперативных организаций» и «эта заготовка чрезвычайно невелика… пока
заготовлено немного больше 1 000 куб. саж.»57. По данным отчёта губернского
52
Апушкин А. Итоги трёхгодичной лесозаготовительной политики Главлескома. С. 21.
53
Наша промышленность. Положение с топливом в 1921 г. // Известия (Саратов). 1922.
7 марта.
54
Отчёт Пензенского губэкономсовещания Совету труда и обороны и Совнаркому за период
с 1 октября 1921 г. по 1 апреля 1922 г. Пенза, 1922. С. 102.
55
ЦГА СО, ф. Р-81, оп. 1, д. 246, л. 127; д. 412, л. 49; ф. Р-235, оп. 1, д. 10, л. 161.
56
Отчёт Самарского губернского экономического совещания. Вып. II. 1 октября 1921 г. -
1 апреля 1922 г. Самара, 1922. С. 79.
57
ЦГА СО, ф. Р-239, оп. 7, д. 20, л. 13.
144
экономического совещания с 1 октября 1921 г. по 1 апреля 1922 г. показатели
работы подрядчиков составили: товарищество «Лесоработ» - 450 и 210 куб.
саженей (заготовка и вывозка), артель «Лесной работник» - 540 и 467, товари-
щество «Лесопромышленник» - 758 и 668, предприниматель И.П. Головин -
27 и 14858. Следовательно, общий результат «частников» составил 1 775 куб.
саженей заготовки и 1 493 вывозки. При этом всего по губернии в 1921/22 г.
заготовлено 10 224 и вывезено 18 273 куб. саженей дров59. Такие незначитель-
ные по сравнению с общим количеством показатели свидетельствует о низкой
эффективности их работы. В отчёте губэкономсовещания констатировалось:
«В современных условиях Самарской губернии дело лесозаготовки, чаще всего
удалённой от пути сообщения, очевидно, не под силу и частному аппарату»60.
Вторую модель участия предпринимателей в лесозаготовках реализовали
в Симбирской губ., предоставив «частникам» свободу рук. Однако их результа-
тивность и здесь оказалась очень низкой.
Подводя итоги, можно констатировать, что всеобщее огосударствление
экономики при «военном коммунизме» не сочеталось с творческой частной
инициативой. В сфере лесозаготовок требовались неизменность государствен-
ной политики и относительно стабильная ситуация в экономике. Ни того ни
другого в стране не было и быть не могло. По поводу непредсказуемых изме-
нений курса в отношении частных предпринимателей один из руководителей
Главлескома писал: «При этих условиях, мне кажется, лучше было бы их вовсе
не допускать, хотя я… верю в их жизнеспособность и успех деятельности»61.
Кроме того, организовывать рубку и вывоз леса при дефиците инструмен-
тов, продовольствия для рабочих и фуража для лошадей удавалось только го-
сударственным лесозаготовительным органам. Ни один лесопромышленник
в условиях инфляции, хронического дефицита промтоваров и продовольствия,
непредсказуемых действий государства не стал бы рисковать своими деньгами.
Польститься на предлагаемые Главлескомом условия работ могли только жули-
ки или авантюристы, и в этом отношении оценка Юкиным предпринимателей,
желавших взять подряды в Главлескоме, оказалась верной. Частное предпри-
нимательство в условиях «военного коммунизма» было изначально обречено
или на жалкое и убыточное существование, или на криминализацию, символом
которой стал «чёрный рынок».
Многообразие условий России и имеющиеся данные позволяют утверждать,
что при определённых обстоятельствах деятельность «частников» всё-таки мог-
ла быть эффективной. Но неблагоприятная общая тенденция развития частного
предпринимательства в лесном деле сохранялась. В данном вопросе в очеред-
ной раз проявились тенденция игнорирования центром как конкретной эконо-
мической ситуации, так и специфики развития отдельных регионов, и стрем-
ление подогнать очень разные части обширной по территории и разнообразной
по климатическим и экономическим условиям страны под единый шаблон.
58
Отчёт Самарского губернского экономического совещания. Вып. II. С. 77.
59
ЦГА СО, ф. Р-239, оп. 7, д. 20, л. 15.
60
Отчёт Самарского губернского экономического совещания. Вып. II. С. 79.
61
Апушкин А. Итоги трёхгодичной лесозаготовительной политики Главлескома. С. 21.
145