Татьяна Матасова
Последний герой удельной Руси: новая книга об угличском князе
Андрее Большом*1
Tatiana Matasova
(Lomonosov Moscow State University, Russia)
The Last hero of Appanage Russia: a new book about Prince
Andrei the Great of Uglich
DOI: 10.31857/S2949124X23020153, EDN: BKEOZF
История складывания единого
здание, запоминающееся своей сдер-
Русского государства в XIV-XV вв.
жанной красотой, называют
«двор-
нередко воспринимается как история
цом царевича Димитрия», поскольку
возвышения Москвы, что подразуме-
младший сын Ивана Грозного жил
вает изучение территориального ро-
здесь после смерти отца до своей ги-
ста Московского княжества и борьбы
бели 15 мая 1591 г. Кажется, именно
московских князей с Ордой, Литвой
царевич Димитрий, канонизирован-
и некоторыми русскими землями. Тем
ный в 1606 г., ввёл Углич в «большую
не менее у каждой из земель была
историю России».
своя - яркая и самобытная - исто-
Между тем возведение палаты от-
рия. Широко известны многие стра-
носится ко времени правления удель-
ницы прошлого Новгорода, Пскова,
ного князя Андрея Васильевича Боль-
Твери, Рязани, Смоленска и других
шого Горяя
(1446-1492). Хотя его
городов - центров самостоятельных,
трагическая судьба вызывала интерес
крупных и динамично развивавшихся
исследователей3, до недавнего време-
территорий. Иначе обстоит дело с Уг-
ни о нём как о выдающейся фигуре
личем, принадлежащим к числу древ-
русского Средневековья не вышло ни
нейших русских городов. Средневеко-
одной по-настоящему крупной науч-
вый Углич - Углече поле - обладает
ной работы. Этот пробел восполнил
исключительно богатой историей1.
недавно увидевший свет в издатель-
В 1930 г., когда ещё не был разрушен
стве
«Углече поле» труд С.Ю. Шо-
выдающийся пример средневеково-
карева
«Андрей Большой Углицкий:
го зодчества
- собор Покровского
Судьба и эпоха». Эта книга вписыва-
Паисиева монастыря, А.Н. Греч по-
ется в довольно внушительный ряд
сетил город и сравнил его по напол-
исследований по истории Угличской
ненности уникальными памятниками
земли эпохи Средневековья, осущест-
культуры и драматизму социально--
влённых в последние годы. Книга за-
политической жизни с маленькими
думывалась как комплексный рассказ
городами Италии2. Сохранившие-
об Угличе XV в., о развитии тех мно-
ся архитектурные древности Углича
гообразных сфер, к которым был при-
в основном восходят к XVII в., од-
частен князь Андрей, ведь он был «вы-
нако самым ранним из дошедших до
дающимся деятелем местной истории.
нас средневековых сооружений города
Его правление - золотой век Углича
является тронная палата княжеского
и Угличского княжества, ознамено-
дворцового комплекса, возведённая
вавшийся церковным строительством,
в 1480-х гг. Чаще всего это кирпичное
созданием произведений искусства,
* Шокарев С.Ю. Андрей Большой Углицкий: Судьба и эпоха. Углич: Углече поле, 2022. 424 с.
187
развитием местных школ и традиций,
В условиях скудости источни-
подъёмом духовной культуры» (с. 366).
ков понять героя XV в. оказывается
Книга написана с опорой на ши-
не всегда просто. Но автору удалось
рокий круг источников, как хорошо
найти тонкий баланс между твёрдой
известных, так и практически не изу-
почвой источников и предположени-
ченных. Шокарев привлёк к исследо-
ями. Шокарев на удивление взвешен-
ванию не только письменные памят-
но описывает обстоятельства рожде-
ники (по Угличу их не так уж мало, но
ния и становления личности князя.
большинство из них XVII-XVIII вв.),
Удачно он передаёт и сложные чув-
но и обильный вещественный и архео-
ства, которые его герой мог испытать,
логический материал. Автор прекрасно
получив в удел Углич по завещанию
знаком с историографией, причём не
Василия II:
«Чувствовал ли Андрей
только «столичной». Книгу отличает
Большой символическую тяжесть от-
нежное внимание к современной уг-
цовского дара? Рождённый в Угли-
личской научной и просветительской
че, он получил Углич, наполненный
традиции. Это оправданно: тонкие
мрачными воспоминаниями об отцов-
наблюдения по истории Углича эпо-
ской темнице… Можно ли было не
хи князя Андрея, сделанные выдаю-
думать об этом? Или счёты прошло-
щимся краеведом и популяризатором
го были списаны и забыты? Каково
В.А. Гречухиным (1941-2022), а также
было князю Андрею на своём крем-
видным специалистом по древностям
лёвском дворе входить в комнату, где
Углича А.Н. Горсткой
(1941-2021),
его отцу выкололи глаза? А как быть
дают щедрую почву для дальнейших
с тюрьмой, где томился когда-то отец?
размышлений и анализа. Книга по-
И сохранился ли в Угличе тот опаль-
священа памяти этих талантливых
ный двор, в котором содержали мать,
учёных.
братьев и его самого? Тени прошлого
Попытка представить портрет
носились над настоящим и грозили
князя на фоне эпохи - ход исклю-
будущему. Думал ли об этом Андрей
чительно выигрышный. Рассказывая
Большой, въезжая в стольный град
о семье и окружении Андрея Большо-
своего княжества под приветственные
го, круге его интересов и устремле-
крики горожан?» (с. 94-95).
ний, Шокарев неизбежно выходит на
Большую ценность для науки
многотрудные проблемы социально--
представляет предложенная Шокаре-
политической истории России сере-
вым новая трактовка прозвища кня-
дины - второй половины XV в. Среди
зя Андрея - Горяй: прозвища князей
этих проблем выделяется не только
Ивана Калиты, Симеона Гордого,
борьба с удельной системой, которую
Ивана Красного представляют голо-
вёл Иван III - «государь всея Руси»
воломки для исследователей. Автору
и старший брат Андрея. Не менее важ-
удалось показать, что традиционное
на проблема положения (и самоощу-
понимание прозвища
«Горяй» как
щения) князя во властных институтах
«горячий», «вспыльчивый» едва ли со-
рождающегося Русского государства.
ответствует стилю поведения князя,
Шокарев задумывается о мотивах по-
которого - как показано в книге -
ступков князя, о природе его мыслей
отличала рассудительность, твёрдость
и чувств. В этом он следует традици-
и храбрость. По мнению Шокаре-
ям, развитым в новейшей историогра-
ва,
«это было домашнее, семейное
фии Н.С. Борисовым, перу которого
прозвание, связанное с бедствиями,
принадлежат биографии многих рус-
окружавшими семью Василия II во
ских князей XIV-XV вв.
время рождения Андрея Большого.
188
“Горяй” - сын, рождённый в горе,
ми последствий Смуты. Преподобные
в угличской ссылке… Потому-то и так
Паисий и Кассиан с XVII в. воспри-
был дорог этот сын матери, что он
нимались как главные покровители
был, возможно, единственной радо-
города, пережившего страшное «раз-
стью в те горестные дни» (с. 301).
зорение литовское» 1609 г. Не случай-
Шокарев стремился раскрыть
но именно они изображены на иконах
различные грани личности и деятель-
над дьяконскими вратами в Спасо--
ности князя. Он обратил внимание
Преображенском соборе Углича9.
как на фрески, иконы и уникальные
Как видим, Углич XV в. не только
рукописи, созданные при дворе Ан-
был «овеян мрачной славой» (с. 94),
дрея или в кругу его приближённых
но и наполнен людьми, поставивши-
(знаменитый
«Леонтиевский чин»,
ми на первое место спасение души.
Паисьево Евангелие и Угличская
Учитывая эти обстоятельства, князь
Псалтирь, ряд несохранившихся па-
Андрей предстаёт уже не как прави-
мятников), так и на сюжеты куда
тель, обуреваемый сугубо мирскими
менее известные. Показано, что при
интересами, не как мятежный «сто-
князе численность населения Уг-
ронник удельной системы», думавший
личского края заметно возросла, что
лишь о собственном благополучии,
он, заботясь о вверенных ему людях,
а как человек с чуткой душой, о каких
строил дороги (с. 126). Масштабная
на Руси говорили: взыскующий Гра-
строительная деятельность Андрея
да. Автор справедливо выделяет фи-
Васильевича занимает большое место
гуру прп. Паисия как «центральную
в книге (с. 132-162).
в окружении князя» (с. 172). Исклю-
Кажется исключительно важным,
чительно удачным оказался и очерк
что, реконструируя окружение кня-
о прп. Кассиане Учемском (с. 187-
зя, автор большое внимание уделяет
211), конкретных данных о жизни
не только светским (с. 126-131), но
которого крайне мало. Шокареву уда-
и духовным лицам. Андрей Большой
лось осмыслить глухие свидетельства
был не просто ктитором многих хра-
источников об Учемском чудотворце
мов и монастырей: он окружил себя
и многообразные гипотезы исследова-
праведниками. Угличским подвиж-
телей вокруг них. В книге содержится
никам конца XV в. в книге посвя-
наиболее полная на сегодняшний день
щена отдельная глава. Прп. Паисий
биография прп. Кассиана10. История
Угличский4 - племянник прп. Ма-
же его посмертного служения (через
кария Калязинского, прп. Касси-
чудеса) и основанного им Учемского
ан Учемский
- мангупский князь
монастыря заслуживает специальных
Константин, прибывший в Россию
исследований11.
в окружении Софьи Палеолог5, прп.
Сильной стороной книги являет-
Варлаам Улейминский, привезший
ся внимание к актуальной проблеме
в угличские пределы чудотворный
социально-политического
влияния
образ свт. Николая из Бари6, прп.
русских княгинь. Автор подробно рас-
Антоний Краснохолмский, подви-
сматривает отношения князя Андрея
завшийся на территории Бежецкого
с матерью - Марией Ярославной, яв-
верха7 - основатели прославленных
лявшейся одной из наиболее влиятель-
обителей, собеседники и, вероятно,
ных женщин второй половины XV в.12
сомолитвенники князя Андрея8. Ши-
Подчёркнуто, что Андрей был её лю-
рокое почитание этих праведников
бимцем, мать не раз заступалась за
относится к XVII-XVIII вв., к эпохе
него перед старшим сыном (с. 61-62,
осмысления угличскими книжника-
102-105, 258). Сложно не согласить-
189
ся с Шокаревым, подчёркивающим,
и на небесах» (с. 348). Известно, что
что «примиряющая и объединяющая
князь Андрей канонизирован старо-
роль матери в княжеской семье была
обрядцами, сохранилось Житие князя,
огромной» (с. 258). Показательно, что
составленное в тех же традициях, что
Иван III решился на расправу над
и угличские летописцы. Текст Жития
братом только после смерти Марии
опубликован И.В. Сагнаком дважды,
Ярославны. Новейшие исследова-
но оба раза - в редких сборниках14,
ния показывают, что княгини могли
и потому источник приведён в каче-
играть существенную роль в семье
стве одного из приложений к кни-
и социуме, получая имущество и ре-
ге. Нет сомнений, что теперь изуче-
альное общественное влияние после
ние этого памятника активизируется,
смерти супругов13. Мария Ярославна,
что, безусловно, приведёт к важным
скончавшаяся в 1485 г., пережила Ва-
открытиям.
силия II Тёмного на 23 года и пото-
Глубокий анализ свидетельств об
му была важным действующим лицом
одном из последних уделов и о судьбе
при московском дворе.
князя Андрея с неизбежностью привёл
В книге найдены нужные слова
Шокарева к размышлениям о возмож-
для раскрытия семейной драмы мо-
ных изменениях вектора социально--
сковских Рюриковичей начала 1490-х
политического развития Руси в конце
гг.: без надрыва, но обстоятельно
XV в. Конечно, любые попытки гово-
раскрыта история заточения Андрея
рить об исторических альтернативах
Большого Иваном III. Эта трагедия -
следует предпринимать с большой
одна из многих, на которых возросло
осторожностью. Тем не менее автор
московское самодержавие - не один
справедливо замечает, что «правиль-
век осмысливалась угличанами. Ито-
ная постановка вопроса об альтерна-
ги этих размышлений нашли отра-
тивах опирается не на фантазии о ве-
жение в исключительно красочной
роятностях, а на изучение имевшихся
местной старообрядческой книжно-
тенденций, которым не было дано
сти. Угличские летописцы в сово-
развиться» (с. 270). Автор вспоминает
купности сохранившихся списков
заслуживающие внимания наблюде-
и редакций - широкое поле для ин-
ния С.А. Шарова-Делоне (1956-2019),
терпретаций и научных споров. Стоит
отмечавшего заметные тенденции
согласиться с Шокаревым в том, что
к иерархической федерации русских
«к сообщениям угличских летописцев
княжеств, сложившиеся в XIV в.
о Средневековье следует относиться
Этим воззрениям во многом созвуч-
с осторожностью, допуская вероят-
ны некоторые выводы В.Б. Кобрина
ность их древнего происхождения, но
и А.Л. Юрганова, также осмыслен-
подвергая их должной критике». Не
ные в книге. Вообще, автору удаётся
менее справедливы слова исследова-
выигрышно представить собственные
теля о том, что в изучении этой груп-
соображения о вероятном - федера-
пы памятников гораздо более важен
тивном - характере развития русских
вопрос о её «мемориальной и идейной
земель, раскрыть причины, почему
функциях» (с. 343), в основе которых
эта возможность не стала историче-
лежало стремление запечатлеть связь
ской реальностью (с. 270-287). И хотя
материального и духовного простран-
соглашаться с размышлениями автора
ства города: «Князь Андрей и его сы-
на эту тему не обязательно, в любом
новья были для летописца XVIII в.
случае грамотная постановка этого
духовными правителями Углича, пре-
«трудного вопроса» вызывает большое
бывающими совместно и в городе,
уважение. Подобный опыт анализа
190
источников сквозь призму пробле-
Примечания
матики несостоявшихся альтернатив
1
Интересна, хотя и мало изучена, ранняя
социально-политического развития сле-
история города. Весьма примечательны и собы-
дует признать успешным.
тия, связанные с судьбой святого благоверного
Нельзя не отметить и того, что
князя Романа Владимировича (XIII в.), и пери-
книга написана прекрасным языком,
петии, последовавшие за его смертью (см. под-
автором созданы яркие образы эпо-
робно: Горский А.А. От земель к великим кня-
хи и её главных героев. Приятным
жениям: «примыслы» русских князей второй
половины XIII-XV в. М., 2010. С. 15-23).
дополнением к книге является карта
2
А.Н. Греч писал:
«Это город-музей,
Московской Руси около 1475 г. Ра-
город архитектурных, бытовых и социальных
боту с изданием облегчают указате-
анахронизмов… Верно поэтому насыщен Уг-
ли и обширная библиография. Кни-
лич стариной, насыщен ею так, как маленькие
га С.Ю. Шокарева является ярким
города Италии» (Цит. по: Горстка А.Н. Иконы
Углича XIV-XX вв. М., 2008. С. 26).
и интересным примером изучения
3
Тем не менее было опубликовано не-
актуальной темы - путей социально--
сколько серьёзных работ о князе Андрее, в ко-
политического развития Русского го-
торых высказано немало ценных наблюдений
сударства на важном этапе его ста-
(Борисов Н.С. Горький удел: Московское веро-
новления. Среди заслуг автора стоит
ломство 7000 г. // Родина. 2003. № 12. С. 34-39;
Горстка А.Н. Горяй (повесть об Андрее князе
выделить его стремление к состав-
Угличском). Углич; Рыбинск,
2005; Гречу-
лению всеобъемлющего рассказа об
хин В.А. Лики Четвёртого Рима. Ярославль,
истории Углича, сюжеты которой
2004; Гречухин В.А. Героический пессимист
сгруппированы вокруг фигуры Андрея
(Андрей Большой в большом времени) // Сооб-
Большого. По прочтении книги у чи-
щения научных конференций Угличского музея
тателей не остаётся сомнений в том,
2006, 2009 гг. Углич, 2012. С. 8-14.
4
Сосновцева Е.Е. Житие Паисия Уг-
что «угличская тема отнюдь не про-
личского. Исследование и тексты. М., 2020.
винциальна, как это может показать-
5
Смирнов В.Г., Наумова Е.А. Византий-
ся на первый взгляд» (с. 11), а потому
ский князь на Мышкинской земле. К 510-летию
«Углич заслуживает особого внимания
со дня преставления св. прп. Кассиана Грека //
и особого разговора» (с. 15). Автор
Мышкинская лоция. Краеведческий журнал.
2014. № 9(15). С. 13-21; Матасова Т.А. Прп.
скрупулёзно собрал сведения об «об-
Кассиан Учемский - грек из окружения Софьи
ломках, осколках, фрагментах неведо-
Палеолог и чудотворец «от Итталииския стра-
мой нам стародавней жизни» (с. 227)
ны». К истории церковного почитания святого
города XV в., благодаря чему Андрей
в XVI-XIX вв. // История и культура Ростов-
Большой предстаёт перед нами во
ской земли. Материалы XXIX научной конфе-
ренции. Ростов, 2019. С. 43-52; Матасова Т.А.
всём масштабе своей выдающейся
Прп. Кассиан Учемский - грек из окружения
личности, как интеллектуал и созида-
Софьи Палеолог и его канонизация при Ми-
тель, взыскующий правды и Царствия
хаиле Романове: доверие духовным авторите-
Небесного. Автору удалось собрать
там // Управленческое консультирование. 2022.
солидную доказательную базу тези-
№ 2. С. 153-164.
6
Матасова Т.А., Тарасов А.Е. Свидетель-
са о том, что князь Андрей «не был
ства о начале Николо-Улейминской обители
мятежником, сепаратистом, изменни-
в памятниках книжности XVIII в. // Барград-
ком» (с. 365). Представленные в книге
ский сборник. Вып. 2. М., 2020. С. 21-48.
сведения делают очевидным то, что
7
Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Источники
личность князя Андрея много шире
по истории Краснохолмского Николаевского
и глубже образа «врага централизации
Антониева монастыря // Вестник церковной
истории. 2016. № 1/2(41/42). С. 197-219.
и прогресса», каким он представлен
8
Покровский Паисиев, Николаевский
в большинстве трудов - даже самых
Антониев, Николаевский Улейминский мо-
серьёзных - по истории средневеко-
настыри, процветавшие до революции, были
вой Руси.
закрыты советской властью, Кассианову Учем-
191
10
скую пустынь упразднили ранее, в ходе секу-
Своего рода тайной жизнь прп. Кассиа-
ляризации Екатерины II, однако храмы про-
на до пострига является не только для современ-
должали функционировать до
1930-х гг. как
ных исследователей. В сохранившемся списке
приходские церкви. Почитание прп. Кассиана
Учемского синодика 1712 г. после упоминания
в XVIII и XIX вв. было велико, о чём свиде-
имени прп. Кассиана оставлено пустое место,
тельствуют многочисленные списки его жития,
чтобы знающие люди могли вписать сведения
в том числе недавно выявленные (ОР РГБ,
о его предках (Мышкинский народный му-
ф. 722, д. 910, л. 41-131 об.; ф. 299, д. 281,
зей, № 15, л. 45 об. Благодарю Е.А. Наумову
л. 67-106). Сердечно благодарю А.А. Манохина
за возможность ознакомиться с фотокопиями
за предоставление этих сведений. Информацию
памятника). Ранее исследователи (О.Б. Кар-
об известных ранее житиях см.: Сосновцева Е.Е.
саков, Ю.Б. Куницына) датировали синодик
Житие Паисия Угличского… С. 30-50; Алексе-
концом XVII в., что, как показывают послед-
ева Е.Л. Рукописная традиция жития Кассиана
ние наблюдения, неверно (Матасова Т.А.
Угличского // Жития Игнатия Вологодского,
Монастырь и мир: Кассианова Учемская пу-
Игнатия Ломского, Герасима Вологодского
стынь во времена Петра Великого (исследова-
и Кассиана Учемского / Под ред. А.С. Герда.
ние материалов рукописи Тихонр. № 234) //
СПб., 2008. С. 34-42. Недавно введён в науч-
Источники по истории русского Средневе-
ный оборот ещё один список Жития прп. Кас-
ковья и Нового времени. Вып. 1. М., 2022.
сиана 1686 г. (ОР РГБ, ф. 218, д. 1406, л. 43-108;
С. 247-248).
11
см.: Крутова М.С. Неизвестный лицевой список
Матасова Т.А. Монастырь и мир…;
Жития преподобного Кассиана Угличского //
Матасова Т.А. Расцвет обители прп. Кассиана
Румянцевские чтения - 2021. Материалы меж-
Учемского в конце XVII - первые десятилетия
дународной научно-практической конференции
XVIII века // Пётр Великий: исследования и от-
(21-23 апреля 2021 г.). Ч. 1. М., 2021. С. 481-
крытия. К 350-летию со дня рождения. Мате-
486), в котором представлены уникальные ми-
риалы международной научной конференции
ниатюры, в том числе с видами Кассианова
«Значение преобразований Петра I в новой
монастыря (ОР РГБ, ф. 218, д. 1406, л. 2 об.,
и новейшей истории России». Москва,
17-
42 об.; опубл.: Матасова Т.А. Прп. Кассиан
19 мая 2022 г. М., 2022. С. 434-440.
12
Учемский… С. 157, 158). Интересен и список
Корзинин А.Л. Двор великой княгини
Жития прп. Кассиана XIX в., происходящий
Марии Ярославны // Вестник СПбГУ. История.
из Оптиной пустыни (ОР РГБ, ф. 214, д. 187).
Т. 65. 2020. Вып. 1. С. 19-48.
13
Автор этих строк готовит критическое издание
Конявская Е.Л., Корзинин А.Л., Мата-
Жития прп. Кассиана Учемского в совокуп-
сова Т.А., Полехов С.В., Шишкин В.В. Русские
ности его выявленных к настоящему времени
княгини и их дворы в XI-XVI вв. М., 2023
списков и редакций, а также исследование по
(в печати).
14
истории обители, основанной прп. Кассианом.
Сагнак И.В. Тихая святость. Угличское
9
Иконостас Спасо-Преображенского со-
почитание святости благоверного князя Андрея
бора Углича, выполненный артелью иконопис-
Васильевича Большого и его сыновей Иоанна
ца Оружейной палаты Фёдора Никитина Рож-
(преп. Игнатия) и Димитрия // Сообщения на-
нова около 1706 г., - выдающийся памятник
учных конференций... С. 55-63; Сагнак И.В. Об
живописи того времени (Горстка А.Н. Иконы
углическом Староверии: статьи разных лет. Уг-
Углича… Кат. № 43-56. Ил. 73-93).
лич, 2014. С. 57-64.
192