Дмитрий Андреев
Российские императоры между традицией и модернизацией*1
Dmitry Andreev
(Lomonosov Moscow State University, Russia)
Russian Emperors between tradition and modernization
DOI: 10.31857/S2949124X23020189, EDN: BLRCXU
В вышедшей в 2022 г. книге из-
Такими он, в частности, считает ос-
вестного британского историка Д. Ли-
нователей династий, которым требо-
вена «В тени богов. Император в миро-
вались совсем иные качества, нежели
вой истории» феномен императорской
их наследникам (p. 12). Любопытно,
власти рассматривается с древнейших
что если для М. Вебера и его после-
времён до самого недавнего прошлого.
дователей личная харизма всегда со-
Подобный размах, конечно же, сделал
ставляла неотъемлемую часть образа
работу, опирающуюся на солидный
монарха, а Э. Канторович, создатель
источниковый и историографический
имагологии королевской власти, пи-
фундамент, во многом просветитель-
сал даже о
«криптотеологическом
ской и популярной. Тем не менее рос-
языке» в поведении коронованных
сийских исследователей несомненно
особ2, то Д. Ливен утверждает, будто
заинтересуют как её общие подходы
ярко выраженная индивидуальность,
и принципы, так и освещение в ней
свойственная всем харизматикам, по-
сюжетов, связанных с отечественной
могает лишь тем, кто сам вовлечён
историей.
в политическую борьбу и в ней до-
В первой главе, названной «Быть
бывает и обеспечивает свой статус,
императором»
(«Being an Emperor»)
тогда как призванным изначально, от
и поясняющей авторскую концепцию,
рождения, стоять «над схваткой», со-
Ливен указывает, что его «книга не
храняя общий баланс, она способна
столько об империях, сколько о лю-
только мешать (p. 11-12). Очевидно,
дях, которые ими правили» (p. 1). При
столь спорное суждение нуждается
этом, создавая их коллективный порт-
в развёрнутой аргументации. Но автор
рет, учёный не конструирует некую
ограничивается лишь отсылкой к ве-
модель и не сводит всё к обобщающим
беровскому же противопоставлению
тенденциям, а разбирает конкретные
харизматического правления и вла-
случаи, отражающие сложность изуча-
сти, укоренённой в древних тради-
емого явления. По сути, он интуитив-
циях, институтах и иерархии, а также
но сближается тут с историософией
удачными, как ему кажется, примера-
о. Павла Флоренского, относивше-
ми Людовика XIII и Вильгельма I, на-
го историю к «наукам идиографиче-
ходившихся в известной мере в тени
ским», иначе говоря, «описывающим
своих первых министров.
единичное»1.
Воспринимая подобное положе-
В то же время Ливен почти ни-
ние монарха как эталон, Ливен явно
чего не пишет о слишком нетипич-
недооценивает угрозу перетягива-
ных, по его мнению, императорах.
ния и даже «перехвата» полномочий
* Lieven D. In the Shadow of the Gods: The Emperor in World History. N.Y.: Viking, 2022. 528 p.
Материал подготовлен при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы
Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
201
и функций правителя его советника-
зацией», а устойчивость «имперско-
ми и министрами, осознанную ещё
го правления» во многом зависела от
Н. Макиавелли и постоянно трево-
прочности насаждавшихся им «веро-
жившую российских самодержцев
ваний, ценностей и культуры» (p. 31-
второй половины XIX - начала XX в.
32). Более того, порою «империю нуж-
Возможно, при анализе данной про-
но не только определять словами, но
блемы следовало бы учесть «Разговор
и видеть, чувствовать и воображать».
о власти и о доступе к властителю»
Автор убеждён, что «сущность импе-
К. Шмитта3 и даже более ранние раз-
рии лучше всего ощущается, когда си-
мышления о том же М.М. Сперанско-
дишь в Стамбуле с видом на Золотой
го4. Во всяком случае, если лидерство
Рог или стоишь на ступенях Храма
императоров - «ключевая, объединя-
неба в Пекине, где китайские импера-
ющая тема» книги (p. 3), то степень
торы совершали свои великие ежегод-
самостоятельности лидера нельзя не
ные жертвоприношения». В какой-то
признать одним из наиболее значи-
мере и обилие в тексте биографиче-
мых её аспектов. Собственно, и Ли-
ских деталей объясняется тем, что
вен констатирует, что
«управление
подобный приём «задействует эмпа-
придворными и системой патронажа
тию, воображение и чувства так, как
было одной из самых важных и дели-
никогда не сможет это сделать анализ
катных задач правителя» (p. 37). Одна-
политических структур» (p. 25). Эсте-
ко о роли двора и непосредственного
тические и чувственные мотивы бук-
окружения монархов в книге говорит-
вально пронизывают книгу, в ней то
ся гораздо меньше, чем, например,
и дело встречаются меткие замечания
о земельной аристократии5. Именно
в леонтьевском, если не розановском,
в ней автор видит ближайшего и наи-
духе, например, о
«мощной сексу-
более надёжного союзника «успешных
альной привлекательности военных
империй» (p. 35).
мундиров», усиливавшейся по мере
Внимание Ливена сосредоточено
того, как европейский костюм стано-
преимущественно на династической
вился в XIX в. всё более утилитарным
преемственности, процедурах насле-
(p. 35), и т.п. Волнуют автора и более
дования, особенностях
«семейной
сложные, почти неразрешимые в на-
политики» (включая влияние жен-
учном исследовании вопросы. Так, он
щин). Он соглашается с выводами
спрашивает себя: «Был ли политеизм
современного исследователя Э. Блэка
в его китайском варианте изначально
о соответствии идеала
«священной
лучше приспособлен для управления
наследственной монархии» принци-
и выживания империи, чем моноте-
пам
«традиционного политического
изм?» (p. 29).
мышления», которое, как отмеча-
Историю Российской империи
ет Ливен, до Нового времени «было
Ливен начинает не с окончания Се-
почти подразделом теологии» (p. 19).
верной войны, когда данное назва-
Здесь вновь поневоле вспоминаются
ние получило широкое употребление,
идеи «политической теологии» Шмит-
а с XVI в. Подобная датировка, обыч-
та (как и полемика с ними в 1930-е гг.
ная для западной историографии,
Э. Петерсона6), но автор
почему-то
в последнее время всё чаще использу-
обходит их стороной.
ется и отечественными исследователя-
Ливен исходит из того, что им-
ми7. Разумеется, в обзорной работе ав-
перии объединялись прежде всего
тор мог лишь бегло охарактеризовать
«какой-то великой универсальной
институциональные преобразования
религией или великолепной цивили-
XVIII-XIX вв., отмечая, к примеру,
202
что нередко (особенно до 1718 г.) они
один раз и то вскользь (p. 431). Борь-
проводились без единой программы,
ба же различных группировок вокруг
а в эпоху Просвещения приходилось
престола, без понимания которой не-
осмотрительно выверять рамки «орга-
возможно раскрыть механизм функ-
низуемого государством “улучшения”
ционирования петербургского само-
и гомогенизации» (p. 330-331, 338).
державия, и вовсе не укладывается
Вместе с тем целый ряд ключевых
в повествование.
документов, исходивших от верхов-
В столь беглом изложении Ливен
ной власти, практически полностью
словно торопится показать читателям,
стушёвывается в авторском изложе-
к чему привели попытки правителей
нии. Среди них и петровский указ об
России, вопреки вызовам Нового
учреждении Сената, и екатеринин-
времени, сохранить
«традиционную
ский Наказ Комиссии о составлении
модель священного
и абсолютного
проекта нового Уложения. Про Акт
суверенитета» и одновременно транс-
о престолонаследии и Учреждение
формировать свою «успешную домо-
об Императорской фамилии 1797 г.
дерную империю в жизнеспособное
говорится лишь в связи с характери-
государство XX столетия» (p. 422-423).
стикой особенностей психики Павла I
Переходя к трагическому финалу
(p. 344-345).
самодержавия, историк утверждает,
Александр I, по мнению Ливе-
будто у Николая II, в отличие от его
на, после разгрома наполеоновской
предшественников,
«не было нико-
Франции впал в пессимизм и «по-
го ни среди его министров, ни даже
грузился в мелочи (“nitty-gritty”) вну-
в петербургском высшем обществе,
треннего управления» (p. 349). А ведь
кого можно было бы по-настоящему
именно тогда царь даровал консти-
назвать другом» (p. 425). Между тем
туцию Царству Польскому, создавал
хорошо известные современникам до-
военные поселения, инициировал
верительные отношения императора
разработку Государственной уставной
с Д.С. Сипягиным и внучкой Нико-
грамоты. Николаю I, энергично пра-
лая I гр. Е.Г. Строгановой (в замуже-
вившему почти 30 лет, в книге посвя-
стве - Шереметевой, а потом Мила-
щена всего одна страница, на которой
шевич) свидетельствуют об ином.
он сравнивается с китайским импера-
Политические
представления
тором XVIII в. Цяньлунем. Сближа-
последнего российского императо-
ет же их в авторской интерпретации
ра, по мнению Ливена, «были уко-
то, что оба не заметили наступления
ренены в русской консервативной
эпохи модернизации и тем самым об-
мысли XIX в.», которая фактически
рекли свои империи на военные пора-
отождествляется в книге со славяно-
жения - соответственно, в Опиумной
фильством - «наиболее влиятельной,
и Крымской войнах (p. 352). Самые
чуткой
(“vibrant”) и потенциально
общие слова сказаны про Алексан-
популярной консервативной идео-
дра II, который будто бы «признавал
логией» того периода (p. 425). О ре-
необходимость модернизации России
формистских и даже либеральных её
по западному образцу для сохранения
чертах и оттенках, проявлявшихся как
её статуса великой державы», однако
в середине XIX столетия, так и на ру-
«твёрдо доверял вере своего народа
беже XIX-XX вв., автор
почему-то
в сакральную монархию и соответ-
умалчивает8. Правда, то, что «Нико-
ствующим образом выстраивал свою
лай II во многом был консерватив-
политическую стратегию» (p.
423).
ным славянофилом», не мешало ему,
Александр III упомянут в книге всего
как и всей русской элите, оставаться
203
европейцем, ведь «даже славянофиль-
«элементы, схожие с итальянским фа-
ство во многом имело своим источни-
шизмом», могли появиться в России
ком немецкую консервативную мысль
лишь в случае победы белой контр-
эпохи романтизма» (p. 428). Как ни
революции (p. 426). Возможность же
странно,
«наиболее интересным за-
союза монархии Романовых (и даже
щитником неославянофильского ви-
Гогенцоллернов) с радикальным по-
дения будущего России» Ливену ка-
пулистским движением вождистско-
жется Л.А. Тихомиров, хотя «бывшего
го типа им полностью исключается
революционера и лидера террористов,
(p. 429).
ставшего в конце 1880-х гг. правым
Русский царь не мог долго нахо-
публицистом», к последователям дан-
диться в тени не только харизматиче-
ного идейного течения можно причис-
ского народного «вождя», но и соб-
лять лишь с большой долей условно-
ственного «визиря» или «канцлера».
сти. В книге же он изображён чуть ли
Неслучайно после преобразования
не главным выразителем тех убежде-
в 1905 г. Совета министров его пред-
ний, которых придерживался Нико-
седатели неизменно вызывали у Ни-
лай II, тогда как даже гораздо более
колая II ревность, мешавшую им нор-
близкий к императору кн. В.П. Ме-
мально работать. В результате страна
щерский не смог добиться подобного
получила «дыру в центре правитель-
положения.
ства», что привело к катастрофиче-
Повышенный интерес к фигуре
ским последствиям во время Первой
и взглядам Тихомирова становится
мировой войны (p. 429-430). С этим
понятнее, когда автор, не останавли-
наблюдением нельзя не согласиться,
ваясь на Манифесте 17 октября и свя-
однако следует учесть, что напря-
занных с ним изменениях в полити-
жение между царской идеократией
ческой системе Российской империи,
и высшей бюрократией, отвечавшей
сообщает о возникновении черносо-
за прагматические функции государ-
тенных партий, с которыми якобы
ственного управления, нарастало по
«флиртовал» царь. Это даёт повод для
меньшей мере с середины XIX в.
размышлений о «пределах народни-
В заключительной главе Ливен из-
ческого (“populist”) монархизма», ле-
быточно много говорит о современно-
гитимности и сходстве процессов,
сти, пускается в рискованные и дале-
протекавших в первые десятилетия
ко не очевидные сравнения Д. Трампа
XX в. в России и Италии. И тут Лев
с молодым Вильгельмом II, проводит
Александрович, с его идеями кор-
параллели между политикой Герма-
поративизма, оказывается созвучен
нии на рубеже XIX-XX вв. и действи-
доктринам фашизма9. Впрочем, сам
ями КНР в XXI в. и т.п. (p. 446-451).
Ливен недвусмысленно констатиру-
Так или иначе, книга Д. Ливена убеж-
ет: «Несмотря на всю его привержен-
дает в том, что императорской вла-
ность корпоративному государству,
сти комфортно в домодерном обще-
Тихомиров не был фашистом, тем
стве, с наступлением Нового времени
более - национал-социалистом, даже
она всё чаще испытывает трудности,
в зародыше. Он являлся охранителем,
а когда приходит время модерниза-
исходившим из религиозных верова-
ции, оказывается в состоянии кризи-
ний, а не из расовых соображений».
са, из которого уже не способна вый-
В этом он даже чем-то напоминает
ти, по крайне мере - в прежнем виде.
автору книги «верховного лидера» со-
Общая судьба четырёх континенталь-
временного Ирана (p. 428). По мне-
ных империй, не переживших Первую
нию Ливена, на этой идейной почве
мировую войну, свидетельствовала об
204
их несовместимости с модернизацией, Социологическое обозрение. Т. 21. 2022. № 2.
С. 189-213.
несколько позже очередь дошла и до
7
См., в частности, изданную Институтом
британских владений.
российской истории РАН коллективную моно-
графию: Российская империя: от истоков до на-
Примечания
чала XIX века. Очерки социально-политической
и экономической истории. М., 2011. Действи-
1
Флоренский П.А., свящ. Об историческом тельно, Пётр I именовался императором ещё
познании (конспект лекций) // Флоренский П.А., с 1696 г. и «особенно часто после Полтавской
свящ. Сочинения: в 4 т. Т. 3. Ч. 2. М., 2000. С. 22. победы» (Успенский Б.А. Пётр Первый и пе-
2
реосмысление понятия империи
// Факты
Канторович Э.Х. Два тела короля: иссле-
и знаки: исследования по семиотике истории.
дование по средневековой политической теоло-
Вып. 3. М.; СПб., 2014. С. 209).
гии. М., 2015. С. 88.
8
Подробнее см.: Соловьёв К.А. Полити-
3
Schmitt C. Gespräch über die Macht und ческая система Российской империи в 1881-
den Zugang zum Machthaber. Pfullingen, 1954. См.
1905 гг.: проблема законотворчества. М., 2018;
также русский перевод А.Ф. Филиппова: Социо- Паромов К.Я. Политическое и церковное в ми-
логическое обозрение. Т. 6. 2007. № 2. С. 27-38. ровоззрении
«славянофилов» начала XX в.
4
Сперанский М.М. О образе правления // (А.А. Киреев, Ф.Д. Самарин, Д.Н. Шипов) //
Сперанский М.М. Проекты и записки / Под ред. Вестник Православного Свято-Тихоновского
С.Н. Валка. М.; Л., 1961. С. 142-143.
гуманитарного университета. Сер. II. История.
5
История Русской Православной Церкви. 2016.
Характерно, что при этом практически
Вып. 2(69). С. 31-48.
не учитываются даже популярные на Западе ра-
9
боты. См., в частности: Элиас Н. Придворное
См., в частности: Милевский О.А. В поис-
ках «третьего пути»: Л.А. Тихомиров и Б. Мус-
общество: исследования по социологии короля
солини (опыт сравнительного анализа концеп-
и придворной аристократии, с введением: Со-
ций государственного строительства) // Вестник
циология и история. М., 2002.
Сургутского государственного педагогического
6
Подробнее см.: Яркеев А.В. К вопросу
университета. 2015. № 4(37). С. 170-181.
о возможности политической теологии: Карл
Шмитт полемизирует с Эриком Петерсоном //
1
205