Советская гидрометеорологическая служба
и контрнаступление Красной армии под Сталинградом
Владимир Прямицын
The Soviet Hydrometeorological Service
and the Red Army’s counteroffensive at Stalingrad
Vladimir Pryamitsyn
(Research Institute (Military History) Military Academy of the General Staff
of the Armed Forces of the Russian Federation,
Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences, Moscow)
DOI: 10.31857/S2949124X23030045, EDN: EPQIEE
По словам маршала Советского Союза В.И. Чуйкова, с сентября 1942 г. по
апрель 1943 г. командовавшего 62-й армией, «Сталинград в 1942 г. оказался,
как Москва в 1941 г., таким объектом, в котором сошлись главные стратеги-
ческие, экономические и престижные цели и задачи всей войны»1. Но на этом
сходства двух великих битв не заканчиваются: в обоих случаях советским вой-
скам приходилось сражаться не только с врагом, но и с погодой.
Разрозненные примеры влияния гидрометеорологических условий на
подготовку и проведение контрнаступления под Сталинградом в изобилии
встречаются в мемуарной литературе2, в исследованиях, посвящённых битве3,
а также участию гидрометеорологов в Великой Отечественной войне4. Гораз-
до полнее они отразились в документах Центрального архива Министерства
обороны РФ и его филиала - Центрального военно-морского архива5. Вместе
с тем деятельность советской гидрометеорологической службы по обеспечению
контрнаступления под Сталинградом до сих пор практически не рассматрива-
лась историками6.
© 2023 г. В.Н. Прямицын
1
Чуйков В.И. От Сталинграда до Берлина. М., 1980. С. 81.
2
Василевский А.М. Дело всей жизни. М., 1975; Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., 1972;
Чуйков В.И. Указ. соч.
3
Корец Л.Б. Советские Военно-воздушные силы в битве под Сталинградом. М., 1959; Мазу-
нин Н. Волжская военная флотилия в боях за Сталинград // Военно-исторический журнал. 1972.
№ 11. С. 55-60.
4
Информационный сборник № 2 (Метеорологическая служба ВВС в годы Второй миро-
вой и Великой Отечественной войн). М., 1947; Сперанский В.М. Метеорологическое обеспечение
боевых действий авиации // Военно-исторический журнал. 1982. № 5. С. 20-26; Аристов Н.А.,
Гинсбург Б.М. Центральный институт прогнозов в годы Великой Отечественной войны. Обнинск,
1985; Астапенко П.Д. Хорошая школа профессионального мастерства. М., 1985; Скрипник Н.П.
Гидрометеорологическое обеспечение боевых операций Советской армии в Великой Отечест-
венной войне. М., 1985; Военная гидрометеорология и её роль в гидрометеорологическом обеспе-
чении военных действий в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. СПб., 1995; Оси-
пов Б.А. Главный гидрометеорологический центр Министерства обороны РФ. М., 2003; и др.
5
ЦАМО РФ, ф. 35, оп. 11264, оп. 1126; ф. 50, оп. 761830, оп. 762081; ФЦАМО РФ (ЦВМА),
ф. 710, оп. 1.
6
Отчасти этот пробел восполняют работы: Прямицын В.Н. Деятельность отечественных го-
сударственных органов по развитию военной гидрометеорологии: 1876-1945 гг. Дис. … д-ра ист.
наук. М., 2019; Прямицын В.Н. Гидрометеорологическое обеспечение сухопутных войск Красной
армии в Сталинградской битве // Военная безопасность России: взгляд в будущее. Материалы
33
К осени 1942 г. Главное управление Гидрометеорологической службы
Красной армии (ГУГМС КА) завершило все мобилизационные преобразова-
ния, располагало подготовленным личным составом и отлаженной организаци-
онной структурой, накопило опыт всестороннего обеспечения боевой деятель-
ности авиации, сухопутных войск и флота7. В приказах народного комиссара
обороны СССР 1942 г. командирам и штабам всех уровней не раз предписы-
валось внимательно относиться к информации, поступавшей от гидрометеоро-
логов, и использовать её при ведении военных действий. Подготовка каждой
крупной операции стала сопровождаться множеством запросов в адрес под-
разделений соответствующего звена8. Ставку верховного главнокомандующего
и Генеральный штаб Красной армии соответствующими данными регулярно
обеспечивал Центральный институт прогнозов (ЦИП). Разработанные его со-
трудниками материалы в Генеральном штабе докладывал начальник ГУГМС
КА генерал-майор Е.К. Фёдоров. При необходимости там выслушивали и са-
мих прогнозистов.
Гидрометеорологические службы (ГМС) фронтов четырежды в сутки при-
нимали консультации ЦИП, определяя фактическое положение циклонов, ан-
тициклонов, атмосферных фронтов и т.д., и ежедневно по радиотелеграфному
каналу передавали в войска карту с прогнозом погоды на ближайшие 24 часа,
а также выпускали краткий бюллетень по району расположения своих частей.
Как правило, он оформлялся на одной стандартной машинописной странице:
на левой стороне помещался обзор погоды текущего дня, а на правой - про-
гноз на ближайшие сутки. Такие бюллетени направлялись офицерами гидро-
метслужбы в нижестоящие штабы и лично докладывались начальнику штаба
фронта и его оперативного отдела.
По регламенту доклад начальника ГМС фронта занимал 5-10 минут. При
этом командование интересовали не только общие сведения, включённые
в бюллетень, но и детальная информация по отдельным районам. В зависимо-
сти от обстановки и конкретных задач, стоящих перед объединениями и сое-
динениями фронта, начальники штаба или оперативного отдела могли потре-
бовать прогноз погоды по любой точке полосы действий. В некоторых случаях
для достижения внезапности удара от начальника ГМС фронта требовали на-
звать время с наихудшими погодными условиями на том или ином участке9.
Гидрометеорологические отделения оперативных отделов штабов армий пре-
доставляли командованию прогнозы, сведения о гидрологическом режиме рек
и других водных объектов, о проходимости дорог и местности различными
видами техники10.
Химическая служба армии выставляла сеть постов метеорологического
наблюдения вдоль передовой. Они следили за состоянием приземного слоя
воздуха и его параметрами. Данные, полученные ими, использовались затем
для оценки возможности применения противником химического оружия и при
7-й международной межведомственной научно-практической конференции научного отделения
№ 10 Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Т. 3. М., 2022. С. 301-306.
7
Информационный сборник № 2… С. 5.
8
РГВА, ф. 4, оп. 11, д. 70, л. 461-464.
9
Лебедев А.Н. Гидрометеорологическое обеспечение войск фронта // Военная гидрометеоро-
логия и её роль… С. 69-77.
10
Коган-Белецкий Г.И. Авиационные метеорологи в Великой Отечественной войне // Военная
гидрометеорология и её роль… С. 81.
34
планировании постановки дымовых завес. Для обеспечения действий артилле-
рии в прифронтовой полосе ЦИП дважды в сутки передавал по радио прогнозы
о направлении и силе ветра на предстоящие 24 часа по высотам до 5 км11. О фак-
тической погоде сообщал личный состав артиллерийских метеорологических
взводов, входивших в отдельный армейский разведывательно-артиллерийский
дивизион и постоянно перемещавшихся на удалении нескольких километров
от переднего края12.
Руководство авиационными метеорологами осуществлялось через Главную
аэрометеорологическую станцию (ГАМС) ВВС, располагавшуюся в Москве
и подчинявшуюся ГУГМС КА. Возглавлял её генерал-майор В.И. Альтовский.
Сотрудники ГАМС составляли и передавали по радио в войска синоптические
консультации, на основе которых метеорологи воздушных армий, авиацион-
ных корпусов и дивизий разрабатывали прогнозы погоды. По заявкам в ГАМС
также прогнозировали погодные условия конкретных операций или вылетов.
Как правило, это делалось накануне массированного применения авиации или
её использования на значительном удалении от линии фронта. ГАМС и ЦИП
в некоторой степени дублировали работу друг друга, но между их прогнозами
и консультациями не возникало расхождений, поскольку они согласовывались
дежурными службами обоих органов13.
Тяжелее всего приходилось фронтовым авиационным метеорологам. На-
чальники метеорологических служб воздушных армий представляли заявки
в ГАМС ВВС и ЦИП, организовывали сбор и распространение метеорологи-
ческой информации, взаимодействовали с «соседями», добивались получения
данных от сухопутных частей и партизанских отрядов. В метеорологическом
бюро армии ежедневно выполнялся значительный объём работ по составле-
нию карт, метеосводок, прогнозов и докладов, направлявшихся на командный
пункт. Подобным образом, только в пропорционально меньших масштабах,
была устроена метеорологическая служба в авиационных корпусах и дивизи-
ях14. Ближе всех к лётчикам находились метеорологи батальонов аэродромного
обслуживания (БАО). На каждом аэродроме функционировали авиационные
метеостанции (АМС), в состав которых входили начальник, старший метеоро-
лог, два метеоролога, два радиста-кодировщика, метеонаблюдатель и водитель
грузовой машины. Они общались непосредственно с экипажами самолётов. От
начальника АМС БАО требовалось наличие как большого опыта практической
работы, так и основательных теоретических знаний15.
К осени 1942 г. в распоряжении начальника ГМС каждого из фронтов
имелся передвижной радиометцентр, который принимал донесения о погоде
из войск и передавал их в ГАМС ВВС и ЦИП. В свою очередь центральные
учреждения ГУГМС КА передавали информацию радиометцентрам для даль-
нейшего распределения16. ГУГМС КА подчинялись и гидрометеорологические
службы флотов и флотилий17. Таким образом, военные гидрометеорологи дей-
11
Аристов Н.А., Гинсбург Б.М. Центральный институт прогнозов… С. 2.
12
Ловцюс А.В. Метеорологи на передовой. М., 2012. С. 91.
13
Астапенко П.Д. Хорошая школа… С. 3; Сперанский В.М. Метеорологическое обеспечение…
14
ЦАМО РФ, ф. 35, оп. 11264, д. 116, л. 156.
15
Герасимов А.А. Метеорологическое обеспечение фронтовой истребительной авиации // Во-
енная гидрометеорология и её роль… С. 130-142.
16
ЦАМО РФ, ф. 35, оп. 11264, д. 46, л. 84.
17
Там же, д. 116, л. 6, 7.
35
ствовали во всех видах и родах войск. В ГУГМС КА была выстроена верти-
каль, позволившая службе к концу 1942 г. преодолеть кризис, наблюдавшийся
на первом этапе войны, и заслужить авторитет. Её структуры, как правило,
комплектовались личным составом необходимой квалификации и располагали
специальными техническими средствами.
Непосредственно в окрестностях Сталинграда к осени 1942 г. в распоря-
жении начальника ГУГМС КА находились: гидрометеорологические отделения
оперативных отделов штабов Юго-Западного, Донского и Сталинградского
фронтов, а также штабов армий, входивших в их состав; радиометеорологи-
ческие центры этих фронтов, артиллерийские метеорологические взводы их
армий и посты химических подразделений; службы и бюро Авиации дальнего
действия и 2-й, 8-й, 16-й, 17-й воздушных армий (ВА), их авиационных кор-
пусов и дивизий, сеть АМС БАО; Отдельная базовая гидрометеорологическая
станция Волжской военной флотилии (ОБГМС ВВФ). Кроме того, с сентября
1942 по февраль 1943 г. в районе Сталинграда в качестве представителя цен-
тральных органов ГУГМС КА работал один из наиболее опытных специалистов
ГАМС ВВС КА майор Е.К. Бугров. Прибыв к месту назначения, он вскоре
получил осколочное ранение, но проявил личное мужество и продолжал вы-
полнять свои обязанности18.
В ходе подготовки и проведения контрнаступления под Сталинградом
завершилось создание радиометцентов, которые появились на каждом из
фронтов. Благодаря им все профильные подразделения района удалось объ-
единить в единую сеть. Оценки и консультации лучших московских прогно-
зистов теперь быстро доводились до штабов сражающихся войск, а оттуда
через гидрометслужбы фронтов материалы метеорологических наблюдений,
проведённых авиаторами, химиками и артиллеристами, поступали в ЦИП
и ГАМС ВВС КА19.
Под Сталинградом впервые стала широко применяться воздушная развед-
ка погоды, результаты которой немедленно передавались в метеорологические
подразделения и после обработки докладывались командованию. Безусловно,
она велась и ранее, но только теперь её объёмы и масштабы в целом отвечали
потребностям20. Вместе с тем к концу 1942 г. заметно усилилось внимание ру-
ководства ГУГМС КА к качеству производимых работ21.
Между тем, как писал позднее маршал Советского Союза К.К. Рокос-
совский, «Зима 1942 года выдалась суровой. Сильные ветры с метелями,
морозы до -32°C необычайно затрудняли наступление»22. Погода в декабре
1942 - январе 1943 г. определялась прохождением циклонов, каждый из ко-
торых нёс с собой атмосферные фронты. В такие периоды скорость ветра
достигала 12-17 м/с, температура падала до -31°С (с 11 по 20 января). При
этом наблюдались и оттепели до +2°С (с 14 по 16 декабря). Преобладала
низкая облачность с высотой нижней границы 200-400 м с понижениями
до 100-200 м. Видимость систематически ухудшали интенсивные снегопады,
морось и туманы23.
18
Осипов Б.А. Главный гидрометеорологический центр… С. 12.
19
ЦАМО РФ, ф. 35, оп. 11264, д. 46, л. 30, 30 об., 144.
20
Там же, д. 228, л. 221.
21
Там же, д. 88, л. 7.
22
Рокоссовский К.К. Указ. соч. С. 163.
23
ЦАМО РФ, ф. 35, оп. 11264, д. 116, л. 100, 101.
36
Ещё 2 октября ЦИП представил долгосрочный прогноз, согласно которому
в районе Сталинграда в начале ноября ожидалась пасмурная погода с частыми
моросящими дождями, но уже к концу первой декады её должно было сменить
резкое понижение температуры до -6…-10°С. Понимания, что похолодание
улучшит проходимость раскисших дорог, командование фронта заблаговре-
менно спланировало перегруппировку войск и усиленный подвоз боеприпасов,
продовольствия и всего необходимого для наступления. Инженерные части до
60% сократили количество транспорта и людей, предназначавшихся для под-
держания дорог в проезжем состоянии, перебросив высвободившиеся ресурсы
на другие участки. Тыловая и медицинская службы своевременно предприняли
меры по обогреву личного состава и предупреждению обморожений24.
Каноническим примером влияния погоды на военные действия является
перенос даты перехода в контрнаступление под Сталинградом. Первоначально
его намечали на 9-10 ноября 1942 г., однако стремительное ухудшение ги-
дрометеорологических условий и ледостав, начавшийся на Волге, существенно
осложнили переброску войск и грузов на правый берег, что не позволило свое-
временно завершить создание ударных группировок и необходимых запасов.
Поэтому начало операции решили перенести: для Юго-Западного и Донского
фронтов на 19 ноября, а для Сталинградского - на 20 ноября25.
Не менее показательно то, что сложная метеорологическая обстановка
не позволила советской авиации принять полноценное участие в подготовке
контрнаступления. Для того, чтобы непосредственно перед его началом пода-
вить и уничтожить немецкие самолёты, был разработан и утверждён предста-
вителями Ставки Г.К. Жуковым и А.А. Новиковым план совместных действий
8-й, 16-й и 17-й воздушных армий, которым предстояло массированными на-
лётами воспрепятствовать сосредоточению резервов противника, а перед тем
в ночь на 16 ноября нанести удар по его аэродромам. Но погода не только не
дала претворить данный замысел в жизнь, но и не позволила авиации поддер-
жать свои войска, когда они перешли в атаку26.
Отсутствие информации с территории, занятой неприятелем, и объектив-
ная сложность анализа меняющихся условий затрудняли в конце 1942 г. работу
прогнозистов и приводили к досадным просчётам. Рокоссовский, командовав-
ший в ходе Сталинградской битвы Донским фронтом, вспоминал, как начина-
лось контрнаступление: «Накануне был получен утешительный метеорологиче-
ский прогноз. Но ещё задолго до рассвета стало ясно, что синоптики ошиблись.
Вокруг стоял густой туман, и ничто не предвещало улучшения. Предусмотрен-
ные планом массированные удары авиации срывались из-за нелётной погоды.
Я разрешил действовать парами и одиночными самолётами, что оказало боль-
шую поддержку нашей пехоте. От лётчиков требовалось высокое мастерство
и мужество, чтобы водить машины в тумане. Сплошной туман скрывал от нас
поле сражения. Не помогали никакие оптические приборы. Молочная пелена
лишь озарялась вспышками разрывов снарядов и тяжёлых реактивных мин»27.
Действительно, 19 ноября по всему району боевых действий отмечал-
ся густой туман, сменившийся сильным снегопадом. Высота облачности не
24
Брегман Г.Р. Гидрометеорология и война. Л., 1948. С. 185.
25
Булатов О.Г., Клемин Ю.В., Страдинь В.Г. Модифицирование геофизических условий в ин-
тересах боевых действий войск // Военная мысль. 2003. № 2. С. 26.
26
Корец Л.Б. Указ. соч. С. 164.
27
Рокоссовский К.К. Указ. соч. С. 156, 157.
37
превышала 50 м, а видимость - 200 м. В результате штурмовики 2-й, 16-й
и 17-й ВА совершили всего 106 вылетов, что позволило поразить лишь отдель-
ные цели. Не имея возможности применять авиацию массированно, командо-
вание 8-й ВА решило наносить удары одиночными самолётами, управляемыми
наиболее подготовленными экипажами. В результате за пять первых самых на-
пряжённых суток наступления она выполнила всего 238 вылетов28.
Лишь к 24 ноября погода улучшилась, что позволило советским лётчикам
совершать в небе над Сталинградом до тысячи самолётовылетов в сутки. В це-
лом же из 76 суток контрнаступления лишь 28 оказались благоприятными для
воздушных атак29. «Опять над Волгой и приволжскими степями туман, - писал
в мемуарах В.И. Чуйков. - Ночью то замораживало, то отпускало, на рассвете
начался снегопад. Опять наша авиация не сможет поддержать наступление…
Туман начал рассеиваться только в десятом часу. Несколько раз командующий
фронтом А.И. Ерёменко переносил срок начала артподготовки»30.
Превратности ненастья испытывали на себе не только защитники сталин-
градского плацдарма, но и войска, стремившиеся прорваться к ним с севера че-
рез немецкое полуокружение. В обстановке строжайшей секретности и скрыт-
ности 65-я армия готовила удар навстречу 62-й, двигавшейся из Сталинграда.
Но за два дня до начала наступления донские степи покрылись снегом, что
нарушило маскировку. В результате, несмотря на все усилия, направленные
на то, чтобы избежать наземного и воздушного наблюдения противника, ата-
кующих встретил сильный огонь, тогда как авиация из-за нелётной погоды не
могла им помочь31.
Почти 49% всех самолётовылетов, совершённых советскими ВВС в ходе
Сталинградской битвы, пришлось на 8-ю ВА, насчитывавшую 11 дивизий,
один отдельный полк и несколько отдельных эскадрилий. Начальник её метео-
службы майор И.Г. Ермолаев в сложнейшей ситуации успешно выполнял воз-
ложенные на него обязанности и регулярно докладывал о метеорологической
обстановке командовавшему армией генерал-лейтенанту Т.Т. Хрюкину, а при
необходимости и представителям Ставки - генералу армии Жукову и генерал--
полковнику А.М. Василевскому32.
При планировании массового боевого вылета в полосе действий корпуса
или дивизии обычно выделялось от трёх до пяти разведчиков погоды. Один
только 2-й бомбардировочный авиакорпус за 54 дня произвёл 45 вылетов на
разведку метеорологической обстановки. Они отклонялись от маршрута полёта
остальных экипажей в сторону ухудшения погоды. Определяли её и формули-
ровали задачу корпусные и дивизионные специалисты-метеорологи, которые
часто сами отправлялись вместе с лётчиками33.
Примечательно, что и советские, и немецкие пилоты старались сделать
осеннее небо Сталинграда своим союзником. В сентябре-октябре город под-
вергался интенсивным бомбардировкам, но его защитники вели жестокую
28
Булатов О.Г., Клемин Ю.В., Страдинь В.Г. Модифицирование геофизических условий…
С. 26.
29
Корец Л.Б. Указ. соч. С. 221.
30
Чуйков В.И. Указ. соч. С. 298.
31
Воронцов Т.Ф., Бирюков Н.И., Смекалов А.Ф. От волжских степей до австрийских Альп (бое-
вой путь 4-й гвардейской армии). М., 1971. С. 14.
32
Коган-Белецкий Г.И. Авиационные метеорологи в Великой Отечественной войне. С. 80.
33
Информационный сборник № 2… С. 43.
38
борьбу с вражескими самолётами. Немцы подходили к целям скрытно, ис-
пользуя облачность и заходя со стороны солнца. Сбросив бомбы, они отрыва-
лись от преследования и огня зенитчиков в плотных облаках. В свою очередь,
штурмовые авиационные дивизии 8-й и 16-й ВА получили приказ подготовить
в каждом полку по 5-6 экипажей, способных действовать в сложных погодных
условиях34.
С 19 по 30 ноября в районе Сталинграда было три нелётных, шесть ограни-
ченно лётных и всего три лётных дня. С 1 по 12 декабря на три лётных дня сно-
ва пришлось девять нелётных или ограниченно лётных. Впрочем, Люфтваффе
также приходилось бездействовать. Один из немецких офицеров констатиро-
вал: «Неустойчивая погода, неблагоприятные метеорологические условия нача-
ла зимы в степях Дона и Поволжья мешали бесперебойной работе воздушного
моста. Временами, например, во вторую неделю декабря густые устойчивые ту-
маны и снежные метели, грозившие самолётам обледенением, обрекали нашу
авиацию на полное бездействие»35. При этом Рокоссовский отмечал, что «наша
авиация по мере улучшения погоды всё усиливала свои действия»36. Согласно
подсчётам исследователей, при одинаково сложных для обеих сторон обстоя-
тельствах активность боевых действий советской авиации была в 3,5 раза выше,
чем у противника37. Во многом это являлось заслугой авиационных метеороло-
гов, своевременно и качественно информировавших командование о предсто-
ящих изменениях в атмосфере.
В период уничтожения группировки Ф. Паулюса в Сталинградском кот-
ле погода играла не менее существенную роль, чем раньше. «Наша разведка
установила, - вспоминал Чуйков, - что начинается скопление противника
в районе посёлков Баррикады и Красный октябрь. Наступавшие холода как
бы прижимали гитлеровцев к городу»38. Утратив господство в воздухе, немцы
стремились использовать туманы, чтобы незаметно доставлять грузы окружён-
ным войскам. Однако советские солдаты сбивали с толку пилотов транспорт-
ных самолётов врага, применяя ложные световые посадочные сигналы39. При
стремительном наступлении Красной армии ненастье не позволило немцам
перебазировать авиацию с оставляемых аэродромов. В Осиновке трофеями на-
ступающих частей стали 42 самолёта, в том числе 18 исправных40.
Особую базовую гидрометеорологическую станцию Волжской военной
флотилии возглавлял инженер-капитан Воеводин. Прогнозы на сутки, разра-
ботанные синоптиками станции, ежедневно докладывались им командующему,
начальнику штаба, начальнику оперативного отдела и оперативному дежурно-
му флотилии, после чего рассылались в Сталинградскую оперативную группу,
Гидрографический отдел, Управление тыла, авиационный отряд, дивизионы
и бригады ВВФ, в оперативное управление Наркомата ВМФ, коменданту, го-
родскому комитету ВКП(б), городскому совету, штабу ПВО Сталинграда. Одна
из задач ОБГМС заключалась в приёме от ЦИП и распространении долгосроч-
34
Корец Л.Б. Указ. соч. С. 76, 87.
35
Видер И. Катастрофа на Волге. Воспоминания офицера-разведчика 6-й армии Паулюса.
М., 1965. С. 60.
36
Рокоссовский К.К. Указ. соч. С. 156, 157.
37
Корец Л.Б. Указ. соч. С. 174.
38
Чуйков В.И. Указ. соч. С. 256.
39
Видер И. Указ. соч. С. 62.
40
Корец Л.Б. Указ. соч. С. 170.
39
ного прогноза погоды на месяц. Он сообщался командованию и оперативной
службе флотилии, доставлялся фельдъегерской почтой или курьером в соеди-
нения и управления флотилии, а также народно-хозяйственным и партийным
организациям, находившимся в районе базирования ВВФ41.
Гидрометеорологи ВВФ тесно контактировали с центральными прогности-
ческими учреждениями ГУГМС КА, гидрометслужбами фронтов и воздушных
армий, принимавших участие в Сталинградской битве. На ОБГМС ВВФ также
получали информацию от коллег из Гидрометеорологической службы Каспий-
ской флотилии42. Опираясь на полученные материалы, гидрологи ОБГМС со-
ставляли и распространяли долгосрочные и краткосрочные прогнозы уровен-
ного и ледового режима, а также ежедневные доклады об уровне воды в Волге
и ледовом покрове на ней. Для ВВФ они имели большое значение, поскольку
с момента установления прочного льда бригады речных кораблей прекращали
плавание по реке и могли использоваться в лучшем случае как неподвижные
огневые точки43. Но ещё важнее было гидрологическое обеспечение переправ
через Волгу. Для 62-й армии, удерживавшей плацдарм на правом берегу, река
оставалась единственной связью с основными силами фронта, и гидрологиче-
ские прогнозы представляли поистине жизненный интерес44.
В декабре 1942 г. Волга покрылась льдом, и корабли перестали курсировать
между её берегами. Это существенно осложняло снабжение защитников Ста-
линграда45. Противник прекрасно знал об этих трудностях и спешил ими вос-
пользоваться. Теперь ключевую роль стали играть ранние ледовые переправы.
Время с момента наступления ледостава шло, а толщина льда у Сталинграда
всё ещё не позволяла наладить полноценную переброску войск и грузов. 17 де-
кабря она составляла всего 3-5 см. По такому льду могла пройти только пехота
в колонне по одному, на больших дистанциях. Между тем именно в эти дни
командование 62-й армии остро нуждалось в людских резервах, боеприпасах
и технике46.
Во время одного из совещаний Василевский поручил Бугрову выяснить,
когда лёд на Волге будет способен выдержать тяжёлую технику. После всесто-
роннего анализа обстановки и консультаций со специалистами ГАМС майор
доложил, что в районе Сталинграда ожидается сохранение умеренных моро-
зов, при которых естественное нарастание толщины льда происходит медлен-
но, и целесообразно искусственно её наращивать, многократно поливая водой.
По указанию Жукова пожарные машины быстро создали несколько намывных
ледяных мостов, по которым через Волгу переправили артиллерийские орудия
и танки. За личный вклад в победу под Сталинградом Бугрова впоследствии
наградили орденом Ленина47.
Однако никакими техническими мерами нельзя было заменить естествен-
ное нарастание волжского льда до необходимых значений. Поэтому командо-
вание фронта внимательно следило за прогнозами ЦИП. 17 декабря ведущие
41
ЦВМА, ф. 710, оп. 1, д. 1004, л. 6.
42
Там же, л. 8.
43
Мазунин Н. Волжская военная флотилия в боях за Сталинград // Военно-исторический
журнал. 1972. № 11. С. 60.
44
Чуйков В.И. Указ. соч. С. 154.
45
Василевский А.М. Указ. соч. С. 249.
46
Брегман Г.Р. Указ. соч. С. 73.
47
Осипов Б.А. Главный гидрометеорологический центр… С. 18.
40
гидрологи страны высказали предположение, что к 21 декабря толщина льда
достигнет 16 см. Это уже допускало перемещение пехоты в любом строю, пол-
ковой и дивизионной артиллерии, автомобилей с грузами. Исходя из такого
прогноза, командование приступило к сосредоточению войск у будущих пере-
прав. В итоге ожидания оправдались: 22 декабря толщина льда колебалась уже
в пределах 15-17 см48.
Контрнаступление под Сталинградом ознаменовало собой начало корен-
ного перелома в Великой Отечественной войне. На берегу Волги в сложней-
ших погодных условиях Красная армия разгромила одну из самых сильных
военных группировок рейха. Не случайно серое небо с низкими плотными
тучами изображали на многих картинах, посвящённых Сталинградской битве.
По словам Чуйкова, защитникам города приходилось «бороться на два фрон-
та - и с противником, и со стихией на Волге»49. Гидрометеорологи сухопутных
войск, авиации и флотилии, принимавшие участие в битве, вполне заслуженно
удостоились медалей «За оборону Сталинграда»50. Они внесли весомый вклад
в общее дело, оказали сражавшимся частям действенную помощь, сберегли
жизни тысяч советских воинов.
48
Брегман Г.Р. Указ. соч. С. 73.
49
Чуйков В.И. Указ. соч. С. 295.
50
Клепиков В.А., Удриш В.В., Попов Д.А. 90 лет Гидрометеорологической службе Вооружённых
сил Российской Федерации. М., 2005. С. 21.
41