«Мы едем сеять, а не разминировать»:
местная власть и организация сплошного разминирования
Калужской области
Игорь Кометчиков
«We’re going to sow, not to remove mines»:
the local authorities and the total removal of mines in Kaluga region
Igor Kometchikov
(Kaluga State University named after K. Tsiolkovsky, Russia)
DOI: 10.31857/S2949124X23030070, EDN: EQLKMR
Сплошное разминирование, под которым в директивах и инструктивной
литературе 1940-х гг. понималась «очистка всей освобождённой от против-
ника территории от мин, неразорвавшихся артиллерийских снарядов, авиа-
бомб, миномётных мин и других боеприпасов»1, являлось важной предпо-
сылкой налаживания мирной жизни. В полной мере это касалось Калужской
обл., образованной 5 июля 1944 г. из ряда районов Московской, Орловской,
Смоленской и Тульской областей, на территории которых шли бои за Мо-
скву, Ржев, Орёл, сражения меньшего масштаба. Роль гражданской власти
в организации разминирования на Западе РСФСР упоминается в советской
и современной литературе в основном в связи с деятельностью структур Об-
щества содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР
(Осоавиахим) и Местной противовоздушной обороны (МПВО). В целом она
оценивается панегирически, в рамках концепции морально-политического
единства советского общества2. Однако это не позволяет понять ни логику
© 2023 г. И.В. Кометчиков
Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований,
проект № 20-09-00031 «Региональное чиновничество в процессе капиталистической трансформа-
ции Советского государства (конец 1920-х - 1960-е гг.)».
1
Краткие указания по организации работ инженерной части при сплошном разминирова-
нии местности (из опыта работы инженерных частей). М., 1943. С. 2-3; Инструкция по сплош-
ному разминированию местности (для инженерных частей и отрядов разграждения управлений
оборонительного строительства). М., 1944. С. 3; Семёнов Г.И., Радевич Л.Г. Как уберечься от
подрыва на минах (памятка для населения районов, освобождённых от немецких захватчиков).
М., 1944. С. 23.
2
Когда бушуют грозы. Калужская область в Великой Отечественной войне / Под ред.
А.П. Бекасова. Тула, 1970. С. 323-324; Очерки истории Калужской организации КПСС / Под
ред. А.Ф. Сладкова. Тула, 1967. С. 268-272; Гавриленков В.М. На земле Демидовской. Смоленск,
1994. С. 296-298; Комаров Д.Е. Великая Отечественная война на Вяземской земле. Смоленск, 2009.
С. 501-502; Комаров Д.Е. Смоленская область в огне Великой Отечественной: война, народ, по-
беда. Смоленск, 2015. С. 326-327; Полынкин А. Покровский край в годы Великой Отечественной
войны. Орёл, 2015. С. 200-207; Гусев А.В. Разминирование территорий и объектов пиротехниче-
скими подразделениями МПВО и группами Осоавиахима в годы войны (1941-1945 гг.). Кострома,
2012; Каммерер Ю.Ю., Караулов В.С., Лапиров С.Е. «Москве - воздушная тревога!» Местная ПВО
в годы войны. Изд. 3, доп. и перераб. М., 2000; Гущина Н.В., Дроздов В.Н. 90 лет на службе Оте-
честву. История Калужской оборонной организации. Калуга, 2017. С. 61-63; Писаренко И.С. Тыл
Калужской области в годы Великой Отечественной войны. Калуга, 1998. С. 68-69; Книга памяти
о павших в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. Калужская область. Т. 6. Калуга,
62
принятия решений о широком привлечении к работам такого рода минёров--
осоавиахимовцев, ни позицию и роль партийных и советских структур, ни
причину длительности разминирования. Ответить на эти вопросы можно,
лишь исследовав эволюцию подходов к решению проблемы с учётом ресур-
сов, имевшихся у центрального и регионального руководства.
Источниковую базу исследования составляют законодательные и норма-
тивные акты: постановления ГКО СССР, военных советов Брянского, За-
падного, Центрального фронтов, их армий и воинских частей, Московского,
Белорусского, Смоленского и Орловского военных округов, Центрального
совета Осоавиахима, Калужского, Московского, Орловского, Смоленского
и Тульского обкомов ВКП(б) и облисполкомов, райкомов ВКП(б) и райис-
полкомов, инструкции структур Наркомата обороны СССР и ЦС Осоавиахима
об организации сплошного разминирования, а также делопроизводственные
материалы партийных и советских органов, местных структур Осоавиахи-
ма, воинских частей и органов военного управления, статистические данные
о ходе разминирования, потерях среди населения, военных и разминёров
(так в официальных документах назывались минёры-общественники).
Следует отметить, что ни гражданская власть, ни военные долгое время не
представляли масштаба предстоявших работ. Впервые в сколько-нибудь сум-
мированном виде о нём говорилось в отчёте Калужского совета Осоавиахима
об окончании сплошного разминирования области (осенью 1946 г.). К весне
1944 г. заминированными и засорёнными взрывоопасными предметами счи-
тались все районы, кроме Калужского, уже очищенного военными сапёрами.
Контрнаступление Красной армии под Москвой привело к освобождению
районных центров тогдашней Смоленской обл.: Мосальска, Мещовска, Юх-
нова, Барятино, Кирова, Думиничей, Сухиничей. В марте 1942 г. фронт ста-
билизировался на рубеже р. Истра (Износковский район), р. Угра - Ресса
(Юхновский район), д. Зайцева гора - Сининка - Шмеленки (Барятинский
район), Городище - Верхне-Песочная (Кировский район), Шипилёвка - Бу-
кань - Палики (Людиновский район) - Усты (Думиничский район) и далее
по р. Жиздра (Думиничский и Жиздринский районы).
Советские войска смогли прорвать этот рубеж только в сентябре 1943 г.
К тому времени врагу удалось создать несколько дополнительных полос
обороны. Основная позиция представляла собой систему траншей полно-
го профиля в две-четыре линии, соединённые ходами сообщения. Она на-
сыщалась долговременными огневыми точками, блиндажами, командными
и наблюдательными пунктами. В лесных массивах вместо окопов сооружа-
лись деревянные заборы с земляной насыпью, обращённой к противнику.
Передний край усиливали проволочный забор в четыре кола и проволочные
заграждения. На лесных дорогах устраивались завалы, надолбы и противо-
танковые рвы. На расстоянии до 20 км от основного рубежа располагались
запасные позиции, имевшие две-три линии окопов и проволочные загра-
ждения. Перед передним краем обороны устанавливались от двух до четырёх
рядов противопехотных и от четырёх до шести рядов противотанковых мин
разных типов, фугасы и «сюрпризы». Встречались также сплошные минные
2000. С. 572; Авраменко С.М. Курс на разминирование // Военно-исторический журнал. 2019. № 2.
С. 87-92; Деятельность военных отделов Смоленского обкома и райкомов ВКП(б) и разминирова-
ние Смоленской области // Край Смоленский. 2018. № 9. С. 78-107; и др.
63
поля с двух- и трёхъярусной установкой немецких и отечественных мин. По
основному рубежу обороны располагалось большое количество отдельных
очагов с бессистемным минированием. Нередко два-три и более минных
полей перекрывали друг друга. К началу работ многие из них заросли бурья-
ном и кустарником, а в поймах рек и на болотах их затянуло песком и илом3.
Инженерно-сапёрные части Брянского и Западного фронтов делали
проходы в минных полях (своих и противника), разминировали населённые
пункты, дороги и наиболее важные объекты транспортной инфраструкту-
ры, обеспечивая продвижение армии на запад4. Однако директивой штаба
инженерных войск Красной армии за № 1234852-с от 9 ноября 1943 г. им
предписывалось прекратить эти работы5. Повсеместная очистка территории
считалась делом тыловых подразделений управлений оборонительного стро-
ительства, внутренних войск НКВД, формирований МПВО, пожарных ко-
манд и отрядов гражданского населения6. В 1942-1943 гг. военные советы
Брянского, Западного фронтов, Белорусского и Московского военных окру-
гов и Московской зоны обороны, а также ряда армий приняли постановле-
ния, обязавшие обкомы ВКП(б) и облисполкомы организовывать команды
для разведки и обезвреживания мин и минных полей, их ограждения и опо-
вещения местной власти и населения об их наличии, сбора, охраны и пере-
дачи воинским частям или органам НКВД оружия, боеприпасов, трофейного
имущества.
Исходя из этих указаний, а с начала 1944 г. - и постановлений ГКО
СССР, гражданская власть принимала постановления о сплошном разми-
нировании. Так, смоленские обком и облисполком посвятили этому два по-
становления в 1943 г. и одно в 1944 г., орловские обком и облисполком -
постановление в 1942 г., два - в 1943 г. и четыре - в 1944 г., Московский
обком - по одному постановлению в 1942 и 1944 гг., калужские обком и об-
лисполком - по три постановления и распоряжения в 1944 и 1945 гг. Всё
это - не считая решений о привлечении населения к сбору оружия, боепри-
пасов, военного имущества, лома чёрных и цветных металлов, стреляных
гильз, стальных шлемов и т.п. Окончание работ в 1946 г. оформили четыре
решения Калужского облисполкома.
Ответственность за подготовку команд разминёров из числа гражданско-
го населения возлагалась на секретарей и военные отделы райкомов ВКП(б),
председателей райисполкомов и райотделения НКВД7. Фактически речь шла
о мобилизации на работы по разминированию местности как разновидности
государственной повинности (наряду со строительством и ремонтом дорог,
полевых аэродромов и укреплений). Таким образом, уже в 1942-1943 гг. на-
метились два подхода к проведению работ: преимущественно местными си-
лами или же при ведущей роли инженерно-сапёрных подразделений РККА.
3
ГА РФ, ф. Р-8355, оп. 6, д. 231, л. 89-91, 151-152.
4
Краткие указания по минированию, разведке и разминированию. М., 1942. С. 46-65.
5
Государственный архив Орловской области (далее - ГА ОО), ф. П-52, оп. 2, д. 518, л. 24.
6
Инструкция по сплошному разминированию местности… С. 3-4; Положение о районной
команде Осоавиахима по разминированию и сбору трофеев. М., 1944. С. 3; ГА ОО, ф. П-52, оп. 2,
д. 518, л. 24.
7
Государственный архив новейшей истории Смоленской области (далее - ГАНИ СО), ф. 6,
оп. 1, д. 1100, л. 26-27; д. 1119, л. 26; ГА ОО, ф. П-52, оп. 2, д. 492, л. 87-88.
64
Первый поддерживали военное командование и центральная власть, вто-
рой - местное партийно-государственное руководство.
Развитием продвигавшегося центром и военными подхода стало поста-
новление ГКО № 5215 от 19 февраля 1944 г. «О привлечении организаций Осо-
авиахима к работе по разминированию и сбору трофейного и отечественного
имущества в районах, освобождённых от немецкой оккупации»8. Его можно
рассматривать как компромисс между армией и местной властью по вопросу
о том, сколько наличных ресурсов выделить на этот род деятельности.
Приоритетом для командования инженерных войск, судя по директиве их
штаба № 1234852-с, выступала концентрация сил и средств на обеспечении
нужд фронта. Оно осложнялось боевыми потерями и общим сокращением
мобилизационных контингентов на заключительном этапе войны. Учитывая
это, ГКО вводил сокращённые штаты ряда подразделений, заменял годных
к строевой службе военнослужащих тыловых подразделений военнослужащи-
ми, годными к нестроевой, старших возрастов и женщинами, сокращал чис-
ленность командного состава. Так, согласно постановлению № ГОКО-2382
от 2 мая 1943 г. «О численности Красной армии», инженерные войска со-
кращались более чем на 97 тыс., а стрелковые - возрастали на 429 тыс. при
общем урезании штата РККА более чем на 500 тыс. человек9. Постановление
№ ГОКО-3261 от 21 июня 1943 г. «Об установлении нового лимита штатной
численности Красной армии» запланировало дополнительное сокращение
только инженерных войск более чем на 76 тыс. человек. В 1943 г. расформи-
ровали два из пяти военно-инженерных училищ, в 1944 г. - ещё одно10. Всё
это, а также мобилизация в армию на Западе РСФСР абсолютного большин-
ства мужчин призывного возраста до и сразу после закончившейся осенью
1943 г. оккупации, угон большого количества трудоспособного населения
в Германию предопределили принятие решения о привлечении к сплошному
разминированию допризывников старших возрастов, учтённых военкомата-
ми и Осоавиахимом - одной из немногих категорий населения в его поло-
возрастном балансе, считавшейся подходящей для этой работы.
Постановление ГКО № 5215 распространило такой подход на все районы
бывших боевых действий. Согласно ему при каждом райсовете Осоавиахима
создавалась на добровольных началах команда по разминированию и сбору
трофеев в количестве 50-100 человек, преимущественно из членов Общества
не моложе 15 лет, способных участвовать в этом деле без отрыва от произ-
водства. Руководство разминированием в облсоветах Осоавиахима возлага-
лось на командира-инструктора. Региональные и районные советы должны
были обеспечить команды простейшими приспособлениями для разминиро-
вания, питанием и транспортом, а военные - выделить руководящий состав
для обучения и руководства работой команд, необходимое инженерное иму-
щество и пособия11.
Какими возможностями для выполнения постановления располагал Осо-
авиахим? В освобождённых от оккупации Московской, Орловской, Смолен-
ской и Тульской областях его организации страдали от дефицита кадров,
8
РГАСПИ, ф. 644, оп. 2, д. 287, л. 39-46.
9
Там же, д. 165, л. 27-33.
10
Там же, д. 182, л. 1-6; ф. 17, оп. 127, д. 513, л. 131.
11
Там же, ф. 644, оп. 2, д. 287, л. 39, 43; д. 384, л. 65.
65
слабого материально-технического обеспечения12. Калужский облсовет Об-
щества начал действовать 1 октября 1944 г. К этому времени штаты его рай-
советов были укомплектованы на 47%, а работники не имели ни знаний, ни
опыта разминирования. В области насчитывалось около 20% от расчётной
потребности обученных минёров-общественников. Только в октябре-ноябре
облсовет смог командировать в районы представителей, которые провели
первичную разведку площадей, засорённых взрывоопасными предметами13.
Эти данные, дополненные материалами Инженерного управления Мос-
ковского военного округа, легли в основу плана работ 1945 г. По мнению
первого председателя Калужского облсовета Осоавиахима В.Д. Шабашева,
совет не получил данных о минированных площадях и проделанной работе
в районах, отошедших области. Много времени и сил заняли «приёмка новых
районов и их подчинение новому председателю облсовета», так как «из фи-
нансовых соображений и соображений снабжения» они «льнули» к бывшему
областному руководству. В итоге план на вторую половину 1944 г. составить
не удалось14. Сам Шабашев, по словам его же сотрудников, не горел жела-
нием всерьёз заняться делом, не имел опыта, «не мог разобраться в директи-
вах», «на работу являлся в 11 часов, уходил в 4 часа», «работой в Осоавиахиме
не руководил», «относился к ней халатно и без инициативы»15.
Неудивительно, что злободневность разминирования и неспособность
многих местных организаций Осоавиахима справиться с ним обусловили со-
средоточение руководства в местных партийных и советских органах. Имен-
но они контролировали скудные кадровые и материальные ресурсы, именно
к их ходатайствам в первую очередь прислушивались военное командование
и центральное партийное и государственное руководство. В директивах реги-
ональной власти, принятых на основе постановления № 5215 до образования
Калужской обл., ответственность возлагалась на райисполкомы и райкомы
ВКП(б)16. Так было и позднее. К примеру, решением Калужского облиспол-
кома № 9-93с от 24 августа 1944 г. комплектование команд и организация
их обучения поручались председателям райисполкомов. Этим же решением
создавалась областная комиссия «для руководства и организации работы по
проведению курсов инструкторов и разминированию полей» в составе пред-
седателя (им стал А.Д. Тимарёв - председатель Калужского горисполкома),
представителей облсовета Осоавиахима, НКВД и облвоенкомата и руково-
дителя межрайонных курсов, командированного штабом инженерных войск
Московского военного округа (МВО)17.
Региональное и особенно районное начальство, отвечавшее за призыв
молодёжи в армию, фабрично-заводские школы, ремесленные и железнодо-
рожные училища, использовало опыт мобилизации для комплектования ко-
12
Государственный архив Тульской области (далее - ГА ТО), ф. П-177, оп. 9, д. 113, л. 69-
71 об.; ГА ОО, ф. П-52, оп. 2, д. 451, л. 107, 133, 146-147; ф. Р-1691, оп. 1, д. 42, л. 99-99 об.;
ГАНИ СО, ф. 6, оп. 1, д. 1343, л. 103, 136-137; д. 1484, л. 180; д. 1685, л. 9-10, 39-41.
13
ГА РФ, ф. Р-8355, оп. 5, д. 231, л. 86-89.
14
Там же, оп. 6, д. 202, л. 147, 149.
15
Государственный архив документов новейшей истории Калужской области (далее
-
ГАДНИ КО), ф. 55, оп. 8, д. 55, л. 1-2.
16
ГА ОО, ф. Р-1691, оп. 1, д. 23, л. 16; ЦГА Москвы, ф. П-3, оп. 31, д. 48, л. 72-74; ГАНИ СО,
ф. 6, оп. 1, д. 1484, л. 94; д. 1685, л. 10.
17
Государственный архив Калужской области (далее - ГА КО), ф. Р-883, оп. 19, д. 4,
л. 17-18.
66
манд разминирования прежде всего из допризывников старших возрастов18.
Фактически, пройдя подготовительные курсы, они направлялись для участия
в разминировании своей местности. Так, Смоленский обком ВКП(б) и обл-
исполком 1 марта 1944 г. обязали райисполкомы содействовать комплекто-
ванию таких команд. Оно должно было вестись на добровольных началах
и преимущественно из женщин(!). Но, поскольку райсоветы Осоавиахима не
смогли их сформировать, райкомы и райисполкомы перепоручили эту ра-
боту райвоенкоматам, которые укомплектовали их допризывниками 1927 г.
рождения19.
Людиновский райисполком Калужской обл. 14 июля 1944 г. решением
№ 25 «Об открытии курсов по подготовке минёров» потребовал от председа-
телей колхозов и сельсоветов «выслать на курсы» 60 человек, разверстав их
между сельсоветами. Пятый пункт постановления предписывал «подобрать
людей бездетных, образование иметь не менее 4-х классов»20. В результате
из 596 инструкторов и бойцов-минёров, подготовленных в области к кон-
цу года, 80% составляли допризывники 1927 и 1928 г. р. В ноябре команды
распустили в связи с призывом многих разминёров в армию. Оставшихся их
членов на учёт не взяли21, из-за чего в 1945 г. команды пришлось создавать
заново. В 56 таких взводах состояли 1 097 человек, в том числе 87 - 1927,
891 - 1928 г. р.22 Председатель Людиновского райсовета Осоавиахима сооб-
щал о срыве подготовки минёров из-за отсутствия помощи районного ру-
ководства, которое «отсиживается в кабинетах»: «Райсовет Осоавиахима на
добровольном соглашении не может собрать и подготовить 191 чел[овека],
потому что люди никакой агитации и разъяснительной работе не подчиняют-
ся, только надо заставлять учиться под силой»23. Председатель Барятинского
райсовета считал, что допризывники 1928 г. р. «непосредственно подчинены»
райвоенкомату и он мог бы лучше помогать в отборе кандидатов в разминё-
ры24. В 1946 г. подавляющее большинство минёров-осоавиахимовцев вновь
составила молодёжь старших допризывных возрастов25. Прошедшие курсы
подготовки вызывались на работы по повесткам, в которых их предупрежда-
ли об ответственности за неявку26.
Скудость ресурсов серьёзно ограничивала возможности местной власти
по обеспечению разминёров продовольствием, транспортом и жильём. В Су-
хиничском районе «в первые дни 20% команды разбегалось и приходилось
рассылать нарочных для сбора людей»27. В Юхновском районе разминёр по-
лучал в день 40 г крупы, 8 г сахара и 12 г жиров, а вместо положенного по
карточкам мяса, которого, по словам работников местных торговых органи-
заций, «нет и не будет», - яичный порошок. Из-за такого снабжения случа-
18
ЦГА Москвы, ф. П-3, оп. 31, д. 48, л. 72; ГА ОО, ф. Р-1691, оп. 1, д. 23, л. 2.
19
ГАНИ СО, ф. 6, оп. 1, д. 1685, л. 39-39 об.
20
ГА КО, ф. Р-524, оп. 1, д. 238, л. 47.
21
Там же, ф. Р-883, оп. 19, д. 31, л. 2-3; ГАДНИ КО, ф. П-7713/Р-776, оп. 2, д. 8, л. 45.
22
ГА РФ, ф. Р-8355, оп. 6, д. 213, л. 26-27.
23
ГАДНИ КО, ф. П-7713/Р-776, оп. 1, д. 191, л. 69.
24
Там же, д. 203, л. 72 об.
25
ГА РФ, ф. Р-8355, оп. 6, д. 231, л. 93; ГАДНИ КО, ф. 55, оп. 8, д. 166, л. 4а, 6; д. 294, л. 100;
ф. П-7713/Р-776, оп. 1, д. 217, л. 5; д. 221, л. 8; д. 222, л. 42-43; д. 223, л. 6-6 об.; д. 224, л. 3-3 об.;
д. 228, л. 11.
26
ГА КО, ф. Р-524, оп. 1, д. 237, л. 42.
27
ГАДНИ КО, ф. П-7713/Р-766, оп. 1, д. 231, л. 2 об.
67
лись отказы от работы28. Председатель райсовета сообщал в Калугу: «В пита-
нии в некотором случае приходится брать на бога, плутовать, мошенничать
и т. д. Только так кой-что вырвешь»29. 24 разминёра Людиновской районной
команды Осоавиахима направили в облсовет Общества рапорт о том, что
каждый из них получает на месяц 1,2 кг крупы, 1,8 кг мяса, по 0,4 кг сахара,
соли и масла, 15 кг хлеба, и просили «усилить продуктов питания, так как
при таких продуктах питания мы работать не в силах, и просим обеспечить
обмундированием»30.
Труд минёров-общественников являлся преимущественно ручным. Ми-
ноискателей не хватало, они были технически несовершенны. Работать при-
ходилось простейшими приспособлениями для обнаружения и обезврежи-
вания мин: щупом (стальной стержень на древке) и «кошкой» (якорь на
длинной верёвке для безопасного стаскивания обнаруженных боеприпасов
с места). Первое время ощущался дефицит даже взрывчатки и детонаторов
для подрыва.
Таким образом, попытки реализации постановления № 5215 в регио-
нах натолкнулись на дефицит сил и средств. Впрочем, местное руководство
это осознало задолго до названного решения, поэтому напрямую и через
ЦК ВКП(б) и СНК СССР пыталось воздействовать на командование во-
енных округов и фронтов, добиваясь их содействия. Так, в апреле 1942 г.
руководство Смоленского управления НКВД проинформировало председа-
теля облисполкома Р.Е. Мельникова, что только в Медынском, Износков-
ском, Кировском и Дзержинском районах органами ЗАГС зарегистрировано
77 случаев подрыва на боеприпасах, в основном детей31. 15 мая командующий
Западным фронтом генерал армии Г.К. Жуков наложил на просьбу помочь
в разминировании полей и разрядке авиабомб на территории Мосальского
района следующую резолюцию: «т. Мельникову. Видимо, Вы не в курсе об-
становки. Эти пункты находятся в зоне обороны наших войск. Эти районы
мы минируем и будем минировать ещё глубже, а Вы, наоборот, просите раз-
минировать. Указанные Вами пункты находятся в 6 км от переднего края
противника. Жуков»32. Летом 1943 г. руководство Орловского и Смоленского
обкомов содействовало выделению начальниками инженерных войск Запад-
ного и Брянского фронтов миноискателей для обучения разминёров и на-
чалу работ по разминированию33. Отдел инженерных войск Белорусского
военного округа командировал в засорённые взрывоопасными предметами
районы офицеров для подготовки разминёров, а заместитель командующего
артиллерией округа - для руководства сбором боеприпасов34.
Начало сплошного разминирования весной 1944 г. ещё более обострило
взаимоотношения гражданской власти и военного командования. Довольно
быстро выяснилось, что значительная часть подготовленных Осоавиахимом
28
Там же, ф. 55, оп. 8, д. 171, л. 82.
29
Там же, ф. П-7713/Р-766, оп. 1, д. 189, л. 27.
30
Там же, д. 226, л. 13-13 об.
31
Государственный архив Смоленской области (далее - ГА СО), ф. Р-2361, оп. 5, д. 59,
л. 86.
32
Там же, д. 54, л. 17.
33
ГА ОО, ф. П-52, оп. 2, д. 517, л. 79; ГАНИ СО, ф. 6, оп. 1, д. 1343, л. 103, 136.
34
ГАНИ СО, ф. 6, оп. 1, д. 1484, л. 95; ГА СО, ф. Р-2361, оп. 5, д. 115, л. 59-59 об.
68
разминёров в работах не участвует, на что не замедлили указать военные35.
Командиры сапёрных частей сообщали, что команды расходились, прорабо-
тав один-два дня, из-за отсутствия подвоза продовольствия. Без обещанного
количества разминёров военным сапёрам приходилось складировать обезвре-
женные мины, так как они уже начали зарастать травой, и их снова при-
шлось бы отыскивать. Управление начальника инженерных войск 3-го Бе-
лорусского фронта отсылало смоленское областное руководство за помощью
в разминировании в инженерное управление Белорусского военного округа
(БелВО), поскольку вся документация о минных полях на старых рубежах
была передана туда, а фронт не имел возможности выделить сапёрные части.
Командование округа в ответ просило партийное руководство дать «самые ре-
шительные указания» районным партийным и советским органам о полном
привлечении к работам всех разминёров36. В результате Мельников обратил-
ся напрямую к начальнику инженерных войск РККА маршалу инженерных
войск М.П. Воробьёву с просьбой «оказать реальную помощь в быстрейшем
разминировании полей и населённых пунктов Смоленской области», так
как, несмотря на обращения к военным советам БелВО, 3-го Белорусского
и 1-го Прибалтийского фронтов, «работа по разминированию до сих пор
по-настоящему не проводится»37. Настойчиво требовали содействия военных
и партийные руководители районов, позже вошедших в Калужскую обл.38
Благодаря настойчивости регионального руководства основной объём
работ выполнили военные. В 1942-1943 гг. инженерно-сапёрные части МВО
разминировали в Московской обл. 3 928 кв. км, сняв более 751 тыс. мин, со-
брали и уничтожили 80,1 тыс. снарядов, в 1944-1945 гг. - ещё 1 302 кв. км,
уничтожив 23,3 тыс. мин и 4,6 тыс. снарядов39. Инженерно-сапёрные части
БелВО в течение 1944 г. разминировали 3 655 минных полей, установленных
РККА и Вермахтом на территории Смоленской обл., сняли и обезвредили
2,4 млн мин, собрали более 790 тыс. различных боеприпасов, очистили от
взрывоопасных предметов 19,2 тыс. кв. км территории, 20,3 тыс. пог. км
дорог, 3 615 населённых пунктов40. В Тульской обл. инженерные части МВО
в 1943-1944 гг. разминировали 1 770 минных полей на площади 20,5 кв. км,
подвергнув тщательной и контрольной проверке 4 484 кв. км, 530 населён-
ных пунктов, 24 моста, 2 234 пог. км дорог41. Сапёры Орловского военного
округа разминировали к 1 июня 1944 г. на территории соответствующей об-
ласти 60,8 кв. км, сняли и уничтожили 20,3 тыс. мин и собрали 27,1 тыс.
боеприпасов42.
В 1944 г. в четырёх районах Калужской обл. действовала 5-я трофейная
бригада, зачищавшая территорию от «тяжеловесов» - подбитых танков, ору-
дий, миномётов, складов боеприпасов, металлолома военного происхожде-
ния. Попутно трофейщики очистили от мин 780 кв. км. К октябрю бригада
35
ГАНИ СО, ф. 6, оп. 1, д. 1484, л. 117-118, 154, 161-162, 164, 178-179, 194.
36
Там же, л. 143, 145, 297.
37
ГА СО, ф. Р-2361, оп. 5, д. 115, л. 67-69.
38
ГА ОО, ф. П-52, оп. 2, д. 932, л. 6, 75, 76; ГАНИ СО, ф. 6, оп. 1, д. 2009, л. 144-144 об.,
145-146, 153, 177.
39
ГА РФ, ф. Р-8355, оп. 6, д. 196, л. 51 об.
40
ГАНИ СО, ф. 6, оп. 1, д. 1685, л. 38.
41
ГА ТО, ф. П-177, оп. 9, д. 113, л. 71-71 об.; ГА РФ, ф. Р-8355, оп. 6, д. 196, л. 129.
42
ГА ОО, ф. П-52, оп. 2, д. 932, л. 60.
69
сдала гражданской власти три района и 57 станций Московско-Киевской
железной дороги43. Однако, когда в конце 1944 г. военный отдел Калужского
обкома запросил у военных отделов райкомов сведения о состоянии дел, их
отчёты показали, что в большинстве районов работы в 1942-1944 гг. вели
военные при содействии истребительных батальонов и команд Осоавиахима,
и они далеко не закончены44.
Это заставило центральную власть вновь вернуться к проблеме. Поста-
новление ГКО № 6564 от 19 сентября 1944 г. констатировало срыв заверше-
ния разминирования освобождённых районов организациями Осоавиахима.
Порядок его ведения оказался изменён: на военных возлагалось разминиро-
вание бывших рубежей обороны, команды же Общества сосредотачивались
на очистке территорий за их пределами. Руководство «в целом» поручалось
ЦС Осоавиахима, СНК союзных и автономных республик и исполкомам
региональных советов45. На основании данного постановления 9 сентября
1944 г. Воробьёв приказом № 0101 обязал подведомственные части и отря-
ды разминирования управлений оборонительного строительства очистить от
мин до зимы июньский рубеж 1944 г. и все территории восточнее него, а так-
же как минимум посевные площади и пастбища западнее него46.
В результате и в 1945 г. обезвреживание земель области велось преиму-
щественно военными сапёрами. 16 января представители начальника инже-
нерных войск МВО и ЦС Осоавиахима направили в калужские обком, облис-
полком и облсовет Осоавиахима документ под названием «Организационные
мероприятия по завершению окончательного разминирования Калужской
области в 1945 году». Его добавили в качестве приложения к постановлению
бюро обкома и облисполкома от 16 января «О мероприятиях по завершению
сплошного разминирования районов области». Документ этот важен тем,
что показывает распределение ответственности и порядок работ. Их общий
объём оценивался в 5 387 кв. км, из которых 3 287 (вдоль бывших рубежей
обороны) надлежало очистить инженерным частям РККА, а остальное - ко-
мандам Осоавиахима. По прибытии на место сапёры и разминёры получали
от начальника оперативной группы по разминированию и председателя рай-
исполкома план со сроками сдачи каждого участка. Прежде всего планиро-
валось очистить площади под весенний посев, затем - сенокосы и земли,
подлежавшие обработке поздним летом. Потребность в инженерно-сапёрных
подразделениях на весенне-летний период оценивалась в 2 720 человек47.
Облисполком 8 декабря 1944 г. решением № 42-491с обязал председате-
лей райисполкомов «возглавить работу по разминированию и сбору трофе-
ев», «осуществлять повседневный контроль за [её] ходом», совместно с пред-
седателями советов Осоавиахима составить план для каждого района. Обком
должен был «дать указания райкомам ВКП(б) об оказании всемерного содей-
ствия организациям Осоавиахима в их работе по сплошному разминирова-
нию и сбору трофеев»48. Указание секретарям райкомов и председателям рай-
исполкомов «усилить руководство работами по разминированию районов,
43
Там же, д. 518, л. 71, 74-75.
44
ГАДНИ КО, ф. 55, оп. 8, д. 53, л. 1, 14, 22, 26, 33, 35-36, 40, 45-46, 48, 56-57, 60-61.
45
РГАСПИ, ф. 644, оп. 2, д. 384, л. 63, 65.
46
ГА СО, ф. Р-2272, оп. 3, д. 10, л. 110.
47
ГАДНИ КО, ф. 55, оп. 8, д. 171, л. 47-53, 56.
48
ГА КО, ф. Р-883, оп. 19, д. 4, л. 156 об.
70
считая это мероприятие особой государственной важности», содержалось
и в постановлении, принятом бюро обкома и облисполкома 16 января 1945 г.
Облсовету Осоавиахима рекомендовалось «при подборе кандидатов не охва-
тывать ведущие профессии, нужные для проведения весенне-посевной кам-
пании в 1945 г., а взять упор (50%) на граждан, родившихся в 1928-1929 гг.,
и 50% на женщин и на лиц старших возрастов, признанных негодными для
службы в Красной армии»49. Среди лозунгов для засорённых взрывоопас-
ными предметами районов присутствовал следующий: «Женщины! Девушки!
Вступайте в команды по разминированию! Освобождайте родную землю от
мин! Помогайте своим мужьям и братьям окончательно разгромить фашист-
ских захватчиков!»50.
Работы столкнулись с теми же трудностями, что и ранее. Необеспечение
полного участия в них разминёров сразу же поставило под угрозу выполнение
плана и стало для регионального руководства основанием обратиться к ко-
мандованию МВО с просьбой о выделении дополнительных сил и средств.
Начальник группы по разминированию Калужской обл. майор Т.М. Кош-
кин сообщил командованию округа 20 апреля, что из 1 166 подготовленных
бойцов-минёров 506 жгли траву на заминированных участках, а остальные
использовались на сельхозработах, так как «местные власти с приходом во-
инских частей в район пытаются всю работу возложить на части». Кошкин
заключал, что десять наиболее засорённых районов невозможно очистить
имеющимися силами, и требуется выделение ещё четырёх-пяти инженер-
ных батальонов на два-три месяца. Разминирование в течение года лесов
и болот он вообще поставил под сомнение из-за высокой плотности и слож-
ности минирования. Опыт показал, что в таких условиях один сапёр мог за
день обезвредить 0,15-0,20 га, проверить 3-4 га, снять 20-30 мин. Общую
потребность в сапёрах Кошкин определил в 4 105 человек, что на 1 610 пре-
восходило число находившихся в его распоряжении51.
К 20 июня из 1 557 подготовленных разминёров Осоавиахима работали
уже 869, они выполнили около половины того, что было запланировано.
Однако проверка сданных гражданской власти восьми районов показала, что
все они, включая областной центр, не могут считаться безопасными из-за
отсутствия должным образом оформленной документации. Облсовет Обще-
ства по-прежнему жаловался на некомплект штата, плохое служебное поме-
щение, а также «недостаточный авторитет у местных органов советской вла-
сти». В отчёте 31 августа Кошкин вновь сделал вывод, что из-за длительных
дождей, на треть сокративших пригодное для работы время, уменьшения
личного состава частей, занятых на разминировании, и отзыва ряда из них
из области, завершение разминирования к концу 1945 г. может быть сорвано.
Положение планировалось выправить при условии выделения командующим
Смоленского военного округа (СВО) инженерного батальона52. К сходным
выводам пришёл и областной штаб, констатировавший, что имеющимися
силами область в срок не уложится. Для этого требовались продление пре-
бывания войск МВО, дополнительное выделение четырёх-пяти инженерно--
49
Там же, д. 15, л. 304; ГАДНИ КО, ф. П-7713/Р-776, оп. 2, д. 26, л. 31.
50
ГАДНИ КО, ф. П-7713/Р-776, оп. 1, д. 176, л. 2.
51
Там же, ф. 55, оп. 8, д. 171, л. 75, 79.
52
Там же, л. 85, 91.
71
сапёрных батальонов, а также перевод личного состава частей и районных
команд Осоавиахима на более калорийное питание53.
Опираясь на подпункт «в» 5-го пункта постановления № 6564, соглас-
но которому инженерные части, производившие разминирование бывших
рубежей обороны и сложных минных полей, могли быть освобождены от
этой задачи только решением военных советов округов по согласованию
с местными органами власти54, калужское руководство добивалось от воен-
ных полного завершения работ. Секретарь обкома И. Г. Попов, председатель
облисполкома А.М. Батамиров, сменивший его на этом посту П.И. Шуры-
гин, заместитель председателя облисполкома М.А. Константинов, ставший
главой оперативного штаба по разминированию, только в течение второй по-
ловины 1945 г. направили пять ходатайств, адресованных командующим вой-
сками СВО и МВО Ф.П. Озерову и П.А. Артемьеву, начальникам инженерных
войск РККА и инженерного управления МВО Воробьёву и В.А. Копылову,
председателю ЦС Осоавиахима П.П. Кобелеву, заместителю председателя
СНК СССР А.Н. Косыгину и секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову55. При
условии выделения запрашиваемого количества войск и привлечения команд
Осоавиахима областное руководство обещало закончить разминирование
132 кв. км в семи районах, проверить 353,3 кв. км территории, проходившей
по бывшим рубежам обороны, и 1 500 кв. км лесов до весеннего сева 1946 г.56
Ходатайства о выделении дополнительных инженерно-сапёрных подразделе-
ний поступали и от руководства районов57.
В ответ на последнее по времени обращение временно исполняющий
должность начальника штаба инженерных войск Красной армии генерал--
майор Г.Н. Яковлев сообщил, что в связи с расформированием отрядов
разграждения и невозможностью довести их численность до штатной раз-
минирование далее будет вестись инженерными частями. Для этого разраба-
тывался план их передислокации в районы ведения работ с расчётом окон-
чания таковых летом 1946 г., а также давались соответствующие указания
начальнику инженерных войск СВО58.
В какой мере могли быть удовлетворены просьбы калужского руковод-
ства? Пик работ пришёлся на 1944-1946 гг., когда началась демобилизация
РККА, сократившая численность инженерно-сапёрных войск. Так, на 1 мая
1945 г. в них насчитывалось 110 бригад, 11 полков и 78 батальонов (боль-
шинство - в действующей армии), а в военных округах и на недействующих
фронтах - лишь 6 бригад, 2 полка и 30 батальонов. В МВО, который на 1 мая
1945 г. охватывал помимо Калужской обл. ещё Москву и 13 близлежащих
областей (7 из которых нуждались в сплошном разминировании), имелись
инженерная бригада, понтонно-мостовой полк и инженерный батальон59.
53
ГА КО, ф. Р-883, оп. 19, д. 31, л. 32-34.
54
РГАСПИ, ф. 644, оп. 2, д. 384, л. 64-65.
55
ГАДНИ КО, ф. 55, оп. 8, д. 169, л. 18-19, 22-23; ГА КО, ф. Р-883, оп. 19, д. 31, л. 30-31,
51, 67-68.
56
ГА КО, ф. Р-883, оп. 19, д. 31, л. 67-68.
57
ГАДНИ КО, ф. 55, оп. 8, д. 170, л. 21-22.
58
ГА КО, ф. Р-883, оп. 19, д. 49, л. 6.
59
Боевой состав Советской Армии. Ч. V (январь-сентябрь 1945 г.) / Сост. В.В. Гуркин,
Е.В. Симаков, С.И. Исаев, Г.А. Пирогова, Л.Н. Ефименко. М., 1990. С. 179, 215; Феськов В.И.,
Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. Вооружённые силы СССР после Второй мировой вой-
ны: от Красной армии к Советской. Ч. 1. Томск, 2013. С. 78.
72
К концу года расформировали 27 бригад, а ещё 7 переформировали в бата-
льоны60. К этому добавились организационные изменения - перенос границ
МВО и образование СВО в составе Смоленской, Брянской, Калужской и Ве-
ликолукской областей61, просуществовавшего с августа 1945 по май 1946 г.
Всё это замедляло ход дела. В Калужской обл. весной 1945 г. им зани-
мались 2 тыс. военных сапёров, а после демобилизации и отзыва из области
ряда частей в середине сентября - около 70062, всего же в 1945 г. - 3 176 че-
ловек (228-й и 206-й отдельные отряды разминирования, 113-й военно--
строительный отряд, 2-й батальон 1-й запасной инженерно-сапёрной бри-
гады, рота 53-го понтонно-мостового полка, 38-й отдельный инженерный
батальон миноискателей, подразделения 5-й и 18-й запасных стрелковых
дивизий), преимущественно уделявшие внимание очистке сложных минных
полей по бывшим рубежам долговременной обороны в девяти районах63.
В результате постановление № 6564, требовавшее закончить работу по
разминированию и сбору трофеев к началу весенней посевной кампании
1945 г., осталось не выполнено. 22 января 1946 г. председатель Калужско-
го облсовета Осоавиахима П.Н. Жаров и старший командир-инструктор по
разминированию гвардии капитан Ярощук переслали председателю облис-
полкома Шурыгину объяснительную записку, адресованную ими в Мини-
стерство государственного контроля СССР, в которой перечислили причины
такого положения дел. Главной из них названо отсутствие точных сведений
о масштабах засорённости территории области взрывоопасными предметами.
При проведении в начале 1945 г. дополнительной разведки подлежащие про-
верке и очистке площади увеличились с 4 074 до 11 681 кв. км, причём не раз-
минированными остались обширные участки по бывшим рубежам обороны.
Второй причиной стало запоздалое выделение нужного количества
инженерно-сапёрных подразделений. Так, в мае-июне в области работало
только два батальона и отряд сапёров. Когда же после выявления дополни-
тельных площадей региональные власти запросили через ЦК ВКП(б) и СНК
СССР ещё пять батальонов, командование МВО выделило лишь 206-й от-
дельный отряд из 500 человек, укомплектованный на 60%, а 2-й батальон
1-й запасной инженерно-сапёрной бригады, разминировавший Барятин-
ский район, в июле отозвало. Только в октябре в область направили роту
38-го понтонного батальона. К этому времени во всех частях прошла демо-
билизация военнослужащих старших возрастов, их личный состав в совокуп-
ности уменьшился до 500 человек.
Третьей причиной срыва плана Жаров и Ярощук считали недостаточную
помощь обл- и райсоветам Осоавиахима местных органов власти, которые
отвлекали минёров, отправляя их на лесозаготовки, сельхозработы, в школы
ФЗО, ремесленные училища. Несмотря на то что ГКО запретил направлять
председателей райсоветов Осоавиахима заминированных районов в дли-
тельные командировки, не связанные с разминированием, многие райкомы
и райисполкомы назначали их своими уполномоченными. Многие райсоветы
Общества возглавляли не годившиеся для этого по деловым качествам люди,
а в Думиничском и Медынском районах эти должности вовсе оставались
60
Феськов В.И. и др. Вооружённые силы СССР после Второй мировой войны… С. 299.
61
Там же. С. 77-78.
62
ГАДНИ КО, ф. 55, оп. 8, д. 171, л. 91.
63
ГА РФ, ф. Р-8355, оп. 6, д. 231, л. 28, 153.
73
вакантными. Во многих районах не имелось командиров-инструкторов воен-
ного обучения для руководства работой команд, которым к тому же несвое-
временно и недостаточно выделялись продовольствие и транспорт. У многих
осоавиахимовцев не было одежды и обуви. При этом из-за затяжных дождей
работать получалось не более 50% времени, значительные территории ушли
под воду64.
Сходные выводы сделал и майор Кошкин, указавший, что передача Ка-
лужской обл. из МВО в СВО затянула сроки окончания работ, так как инже-
нерный отдел СВО не контролировал занятые в них части. С 15 сентября по
27 ноября разминирование не удалось завершить ни в одном районе, а очи-
щенная за это время площадь потребовала повторной проверки в 1946 г.65 Не-
смотря на это Воробьёв 23 ноября 1945 г. доложил наркому обороны СССР
И.В. Сталину о завершении «в целом» сплошного разминирования районов
бывших боевых действий66.
23 января 1946 г. областное руководство сообщило заместителю пред-
седателя СНК СССР Косыгину, что в области предстоит провести работы
по контрольной проверке и разминированию в семи районах на площади
1 077 кв. км, а также вторично проверить ранее разминированные лесные мас-
сивы в четырёх районах на площади 525 кв. км67. 12 июня Совет министров
СССР принял постановление № 1225-502с «О мероприятиях по сплошному
разминированию территорий, освобождённых от немецкой оккупации», ко-
торое развило подход, изложенный в постановлении № 6564. ЦС Осоавиахи-
ма и Совет министров РСФСР обязывались обеспечить их окончание к 1 ок-
тября. Для этого следовало подготовить в районах, не завершивших сплошное
разминирование, команды минёров, а в районах, их завершивших, - взводы
минёров-добровольцев для уничтожения единичных взрывоопасных предме-
тов. Облисполкомы, а также руководства предприятий союзного подчинения
обязывались создать в организациях, ведущих строительные и земляные ра-
боты, команды минёров из числа рабочих, совмещающих основные обязан-
ности с поиском и уничтожением взрывоопасных предметов при их обнару-
жении на тех или иных участках. В ряде областей (например, в Смоленской)
при отсутствии «в силу местных условий» минёров-добровольцев разреша-
лось привлекать таковых за плату. Воробьёву (с апреля 1946 г. - начальник
инженерных войск Сухопутных войск) поручалось обеспечить к 1 октября
окончательное разминирование бывших рубежей обороны. В распоряжении
Осавиахима в 1946 г. оставалось 46 офицеров-минёров, ранее прикоманди-
рованных для руководства поиском мин и сбором трофеев, к ним также при-
числялись 10 артиллерийских офицеров-пиротехников68.
В Калужской обл. в 1946 г. работы начались так же, как и годом ранее.
12 апреля областной штаб вновь констатировал неудовлетворительное состо-
яние подготовки к ним: в трёх районах не имелось необходимого количества
минёров-общественников, в четырёх к формированию и обучению команд
не приступали, ещё в двух не наладили их нормальное питание. Штаб сделал
64
ГА КО, ф. Р-883, оп. 19, д. 49, л. 7-10 об.
65
ГА РФ, ф. Р-8355, оп. 6, д. 231, л. 155.
66
Инженерные войска Советской Армии 1918-1945 / Сост. Е.П. Егоров, В.П. Андреев,
С.Ф. Бегунов и др. М., 1985. С. 471.
67
ГА КО, ф. Р-883, оп. 19, д. 49, л. 4.
68
ГА РФ, ф. Р-8355, оп. 6, д. 213, л. 206-209.
74
вывод о «самоустранении от разминирования» руководства шести райиспол-
комов. В постановлении по этому поводу начальникам районных штабов по-
ручалось взять соответствующую деятельность под полный контроль, а рай-
исполкомам - оказывать полное содействие командам Осоавиахима в части
выделения из местных ресурсов транспорта, одежды и обуви, улучшения
питания69.
Однако «тихое сопротивление» участию разминёров-осоавиахимцев, не-
способность (а подчас и нежелание) региональной и районной власти обеспе-
чить их полное привлечение к делу вновь обострили трения между военными
и региональным руководством. Выявилась и нехватка в МВО инженерных
частей. Ещё 12 февраля Воробьёв сообщил Маленкову о данном им коман-
дующему войсками МВО указании использовать инженерные части округа,
а недостающее количество сапёров подготовить из личного состава других
родов войск. Инженерный отдел МВО рассчитывал на все инженерные части
и подразделения стрелковых дивизий. На территории Калужской обл. в со-
ответствии с «Планом разминирования территории Московского военного
округа в 1946 году», утверждённым 5 марта, 1 902 кв. км площади должны
были очистить 727 военных сапёров и 197 разминёров. Кроме того участво-
вали 76-я и 87-я гвардейские стрелковые дивизии70.
На деле количество военных сапёров, направленных в область, оказалось
ещё выше71. Однако вновь сказалось серьёзное расхождение числа подго-
товленных и фактически действующих осоавиахимовцев. К 1 мая, соглас-
но донесению начальника инженерных войск МВО Копылова начальнику
управления кадров ЦК ВКП(б) Н.Г. Жукову, работы вели 1 922 военных
сапёра и 132 члена команд по разминированию вместо 361 разминёра по
плану, 25 мая - 1 192 и 165, 10 июня - 1 993 и 239, 25 июня - 1 804 и 244,
10 июля - 1 796 и 197, 25 июля - 1 789 и 211, 10 августа - 1 379 и 144, 10 сен-
тября - 1 038 и 30 человек соответственно72. Между региональной властью
и инженерным отделом МВО продолжались препирательства из-за невы-
хода на работу части разминёров, их необеспеченности продовольствием,
обмундированием, отсутствия твёрдого распорядка дня, организации труда
и отчётности73. 5 августа Совет министров РСФСР рекомендовал Калужско-
му облисполкому оказать структурам Осоавиахима всестороннюю помощь
и обеспечить завершение сплошного разминирования к 1 октября74.
Запланированное на 1946 г. удалось выполнить к концу августа. Порядок
проверки и оформления итогов регламентировался директивой председателя
ЦС Осоавиахима Кобелева и временно исполняющего должность начальника
штаба инженерных войск РККА Яковлева № 01628 от 16 декабря 1944 г. В со-
став комиссии по приёмке входили представители обкома, облисполкома,
облсовета Осоавиахима, облвоенкомата, инженерного отдела штаба военного
округа, областного управления НКВД, ЦС Осоавиахима. Сдатчиком опреде-
лялся облсовет Осоавиахима, который представлял перечень документов об
69
ГА КО, ф. Р-883, оп. 19, д. 39, л. 46-47.
70
РГАСПИ, ф. 17, оп. 127, д. 1105, л. 141-143.
71
ГА РФ, ф. Р-8355, оп. 6, д. 213, л. 156.
72
РГАСПИ, ф. 17, оп. 127, д. 1105, л. 153, 160-161, 172, 194, 199, 210, 219, 226.
73
ГА КО, ф. Р-883, оп. 19, д. 49, л. 29-29 об.; РГАСПИ, ф. 17, оп. 127, д. 1105, л. 156, 166,
198-199.
74
ГА КО, ф. Р-883, оп. 19, д. 49, л. 40.
75
итогах работы. Комиссия рассматривала их и организовывала контрольную
проверку качества в трёх районах, после чего составлялся акт об окончании
разминирования и сбора трофеев на территории области. Председатель об-
лсовета Общества вносил на рассмотрение облисполкома итоговый доклад,
а облисполком принимал окончательное решение о завершении размини-
рования и направлял его копию в ЦС Осоавиахима75. Аналогичные по со-
ставу комиссии создавались в районах76. Областная комиссия в присутствии
представителя ЦС наблюдала за проверками в шести районах, опрашивала
местное население и руководящий актив. Облсовет Общества организовал
в Калужском краеведческом музее отдел, посвящённый разминированию об-
ласти, создал фотоальбом об этом77.
В постановлении областного штаба 27 октября 1946 г. констатировалось,
что за 1944-1946 гг. команды Осоавиахима очистили 6 283 кв. км, обезвре-
див и уничтожив 1,43 млн взрывоопасных предметов, в то время как ин-
женерные части МВО «проделали наиболее сложную и трудоёмкую рабо-
ту»: разминировав бывшие рубежи долговременной обороны на площади
7 342 кв. км, они обезвредили 3,2 млн взрывоопасных предметов. Качество
достигнутого результата изучили контрольные проверки на 115 участках пло-
щадью 617 кв. км. Областной штаб просил облисполком считать территорию
области полностью разминированной и очищенной от взрывоопасных пред-
метов, а задачу команд Осоавиахима и воинских частей - выполненной78.
27 октября 1946 г. решение облисполкома № 87-1358с утвердило акт и мате-
риалы областной комиссии об окончании работ. Этим же решением облсовет
Осоавиахима обязывался переподготовить необходимое количество разми-
нёров для формирования дежурных взводов и отделений в районах, а так-
же обеспечить их подготовку по заявкам строительных, лесозаготовительных
и земельных организаций79.
Судя по статистике, пик разминирования пришёлся на 1944-1946 гг.,
когда в области на площади 13,6 тыс. кв. км обезвредили 4,63 млн взрыво-
опасных предметов. Для сравнения, за 1944 - начало 1950-х гг., по далеко не
полным данным, - 4,68 млн на площади 13,9 тыс. кв. км80. Неудивительно
в этой связи, что, несмотря на официальное завершение разминирования,
к маю 1948 г. из-за засорённости минами и проч. в 12 районах всё ещё не
обрабатывалось 1 170 кв. км пахотных земель81. И здесь прежде всего стоит
указать на слабость структур Осоавиахима, на которые в первую очередь
и возлагалась ответственность. Организация практически не имела поли-
тических и административных рычагов, зависела от центральной и регио-
нальной власти в вопросах снабжения материальными ресурсами. По сути,
она могла лишь оказывать содействие гораздо лучше оснащённым и мно-
гочисленным военным сапёрам, которые привлекались благодаря возмож-
75
ГА РФ, ф. Р-8355, оп. 6, д. 181, л. 4-5.
76
ГАДНИ КО, ф. П-7713/Р-776, оп. 2, д. 8, л. 53.
77
ГА РФ, ф. Р-8355, оп. 6, д. 231, л. 106-107.
78
ГА КО, ф. Р-883, оп. 19, д. 49, л. 52.
79
Там же, д. 39, л. 96.
80
Подсчитано по: ГА РФ, ф. Р-8355, оп. 6, д. 231, л. 26, 28; ф. Р-9545, оп. 2, д. 72, л. 44;
ГАДНИ КО, ф. П-7713/Р-776, оп. 2, д. 54, л. 106 об., 107 об.; ГА КО, ф. Р-883, оп. 19, д. 49, л. 52;
д. 154, л. 96а; д. 175, л. 3; д. 203, л. 20.
81
ГА КО, ф. Р-883, оп. 19, д. 89, л. 9.
76
ностям региональных властей. Постепенное сворачивание участия осоавиа-
химовцев в разминировании отразило эволюцию подхода к решению этой
чрезвычайно актуальной для аграрного региона проблемы в конце 1940-х -
начале 1950-х гг.: повинностно-добровольческий механизм заменялся воз-
мездным - оплатой работ, проводимых специализированными структурами.
Это, среди прочего, означало уменьшение роли населения и общественных
структур и усиление влияния партийно-государственной бюрократии, обла-
давшей несравнимо бóльшим объёмом подконтрольных ресурсов и опытом
их мобилизации.
77