Рецензии
Александр Ищенко
Рец. на: В.М. Ричка. Війна пам’ятей. Змагання за спадщину
Київської Русі. Київ: Парлам. вид-во, 2021. 418 с.
Alexander Ishchenko
(Novocherkassk Engineering and Land Reclamation Institute,
Don State Agrarian University, Russia)
Rec. ad op.: V.M. Rychka. Viina pam’iatei. Zmahannia za spadshchynu
Kyivskoi Rusi. Kyiv, 2021
DOI: 10.31857/S2949124X23030161, EDN: ESINGV
Книга подводит своеобразный
к значительно более раннему време-
итог многолетнему изучению автором
ни - эпохе существования того самого
истории Киевской Руси и её «следа
восточнославянского государственно-
в истории» - исторической памяти об
го объединения с центром в Киеве,
этом феномене в российской и укра-
которое в историографии принято на-
инской общественно-исторической
зывать Древней или Киевской Русью.
мысли. Внимание при этом, как от-
Её истории и
«коммуникативной»
мечается в аннотации, фокусируется
памяти, т.е. памяти, охватывающей
на «долговременных и ожесточённых
воспоминания, связанные с недавним
соревнованиях украинской и россий-
прошлым4, посвящён первый из пяти
ской интеллектуальных элит за насле-
разделов книги. Ведя речь о «феноме-
дие Киевской Руси». Название книги,
не Руси», Рычка обратился к первым
тем самым, не случайно и отражает её
упоминаниям народа русь в источни-
содержание довольно точно. Нельзя не
ках, его походам на Константинополь,
заметить и того, что в свете развернув-
христианизации страны при Владими-
шейся на постсоветском пространстве
ре и Ярославе, деятельности Яросла-
«войны памятей», данная проблема-
вичей и Владимира Мономаха, связям
тика достаточно востребована и пер-
Руси со странами Латинского Запада
спективна1. В теоретическом плане
и кочевыми народами Северного При-
В.М. Рычка опирается на ставшие уже
черноморья (с. 13-57). Очертив таким
классическими для изучения истории
образом контуры Руси, автор перешёл
памяти труды французского историка
к рассмотрению памяти о ней - «при-
П. Нора, ссылаясь, в частности, на
поминаниям» в древнерусской лите-
сборник статей по основным пробле-
ратуре князей Рюрика, Олега, Ольги,
мам «Les Lieux de memoire», вышед-
Святослава, Владимира, Ярослава Му-
ший в украинском переводе2.
дрого, Владимира Мономаха, Дании-
Хотя непосредственное начало
ла Галицкого и некоторых ставших
спору о том, частью чьей историчес-
знаковыми событий - убийству Свя-
кой традиции (российской или укра-
тополком Окаянным Бориса и Глеба,
инской) является история Киевской
разделу в 1026 г. между Мстиславом
Руси, было положено только в се-
и Ярославом Руси по Днепру, «заве-
редине XIX в.3, нижняя хронологи-
щанию» Ярослава Мудрого и др. Из
ческая граница работы относится
исторических фигур, согласно пред-
194
ставленным в книге наблюдениям,
как пишет украинский историк, «уме-
чаще всего на Руси вспоминали кня-
ли прельститься к ханам, притворить-
гиню Ольгу и князей Владимира Свя-
ся их верными слугами и так искусно
тославича и Владимира Мономаха.
вели дела, что ханы им поверили, пре-
Ольга почиталась в качестве «матери
доставили старейшинство над всеми
князей руських», её внук - «стал от-
другими и сделали их главными сбор-
цом Руси», а Владимир Мономах -
щиками податей» (с. 125). Ордынское
олицетворением образа идеально-
владычество, разумеется, не прошло
го князя (с. 69, 85-86). Из событий
бесследно:
«Московская правящая
наибольшую значимость автор при-
элита унаследовала практический
даёт разделу Руси 1026 г. по Днепру,
опыт и нормы политической культу-
который, в отличие от не имевшего,
ры Золотой Орды» (с. 125). Родивша-
по его мнению, «особого резонанса»
яся в эпоху правления Ивана III са-
«завещания» Ярослава Мудрого, «со-
модержавная Россия была поэтому не
хранился не только в родовой памяти
столько наследницей Киевской Руси,
княжеских кланов», но и «был детона-
сколько, как явно преувеличивая сте-
тором нестабильности, провоцировав-
пень монгольского влияния на Мос-
шим разнобой региональных ритмов
ковскую Русь5 пишет автор, «привив-
исторической жизни страны» (с. 84).
кой на монгольском корне» (с. 116).
Наблюдение, безусловно, интересное,
Подлинный же наследник киевских
но недостаточно аргументированное.
традиций
- «Королевство Волыни-
Во втором разделе работы, озаг-
Галичины». Ведя речь о нём, Рычка
лавленном «Кризис Руси», автор рас-
вынужден признать, что «идея пре-
сказывает о постепенном угасании
емственности Юго-Западной Русью
Киевской Руси, причины которо-
традиций первого Киевского государ-
го заключались, по его мнению, не
ства в старорусской письменности не
столько в монгольском нашествии,
была высказана эксплицитно, а лишь
сколько в
«политическом партику-
подспудно прокламировалась через
ляризме княжеских кланов» (с. 94),
серию идеологических новаций, приз-
прежде всего владимиро-суздальских
ванных возвысить статус Галицко--
Мономашичей. Особенно в этом на-
Волынского княжества в политиче-
правлении им выделяются деяния
ской структуре конгломерата руських
Андрея Боголюбского и Александра
земель» (с. 136-137). Имеется ввиду,
Невского. Первый из них стремился,
в частности, титулование местными
как пишет Рычка, «не только превра-
летописцами князя Романа Мстисла-
тить владимиро-суздальщину в зер-
вича «самодержцем всея Руси» и «це-
кальное отражение Киева, но и пока-
сарем в Роускои земли» (с. 137), что,
зать приоритет Владимира, возвысить
конечно же, уступает той идеологичес-
его над древней столицей» (с.
105).
кой программе перемещения центра
В годы же княжения второго
«ли-
власти из Киева во Владимир, которая
ния разлома между киевским Югом
была развёрнута Андреем Боголюб-
и владимиро-суздальским Севером су-
ским и рассмотрена автором выше.
щественно углубилась» (с. 115). Алек-
Тем не менее в представлении укра-
сандр, как полагает вслед за Дж. Фен-
инского историка, находящегося, оче-
неллом и И.Н. Данилевским автор,
видно, под влиянием «рациональной
стал «коллаборантом Орды» (с. 118).
схемы» истории восточного славян-
«Князьями-коллаборантами» Рычка
ства, созданной М.С. Грушевским6,
признаёт и московских князей - по-
Галич или Владимир Волынский име-
томков Александра Невского. Они,
ют больше прав называться «Вторым
195
Киевом», чем Владимир Залесский
и самоидентификации Московского
или Москва.
монархического царства, послужи-
В третьем разделе книги, нося-
ли легитимации представлений та-
щем название «Припоминания киево--
мошней элиты об унаследовании/
руського прошлого в раннемодерной
присвоении наследия Киевской Руси
книжной традиции», повествуется
и увенчанных “греческой славой” её
уже о самой
«войне памятей», т.е.
князей» (с. 192). В самом деле, почи-
претензиях российской и украинской
тание Владимира Святого и Влади-
интеллектуальных элит на историчес-
мира Мономаха в Московской Руси
кое наследие Киевской Руси. Начало
в XV-XVI вв. усилилось7. Но о каком
этой войны усматривается во време-
«присвоении» может идти речь, если
нах монголо-татарского владычества
московские князья являлись их пря-
в Восточной Европе, когда, начиная
мыми потомками и в этом плане, по
с Ивана Калиты, Москва - некогда
понятиям того времени, имели боль-
«далёкая окраина Киевского государ-
ше прав на наследие Киевской Руси
ства» (с.
6)
- вступила в борьбу за
чем, скажем, литовские Гедеминови-
«собирание руських земель», борьбу,
чи или польские Пясты? Корректнее,
которая «была не в последнюю оче-
вероятно, вести речь не о «присвое-
редь и идеологической борьбой, по-
нии» этого наследия
«Московским
лем битвы за собирание и присвоение
монархическим царством», а о его
истории этих земель» (с. 162). Мос-
инструментализации, востребованно-
ковские книжники, замечает Рычка,
сти образов прославленных киевских
«первыми задекларировали единолич-
князей в качестве инструментов исто-
ное право на киево-руськое наследие».
рической легитимации власти москов-
Ими была создана «довольно строй-
ских правителей. О притязаниях на
ная схема происхождения и истори-
киевское наследие как таковое речь
ческого развития Московии», одной
вовсе не шла.
из главнейших идей которой стало
На землях будущей Украины, где
«обоснование непрерывной церковно--
политическая жизнь после их вхожде-
религиозной преемственности между
ния в состав Польского королевства
Киевом и Москвой» (с. 161-162). Эта
и Великого княжества Литовского пе-
идея преемственности религиозных
реориентировалась на иные, порож-
столиц, а также «непосредственного
дённые за пределами Киевской Руси,
и непрерывного династического един-
культурные паттерны, подобного рода
ства» между ними просматривается
надобности, естественно, не возника-
историком в Московском летопис-
ло. Память о «славном киевском про-
ном своде конца XV в., «Задонщине»,
шлом» поэтому оказалась здесь в зна-
«Сказании о князьях владимирских»,
чительной степени утрачена8. Рычка,
Никоновской летописи, Степенной
впрочем, настаивает на том, что «ки-
книге, Казанской истории, хроногра-
евские традиции» никогда не обрыва-
фах и дипломатической переписке.
лись на украинских землях. Память
Отмечается повышенный интерес
о Киевской Руси сохранялась в пер-
в памятниках московской книжности
вую очередь в кругах православного
к образам княгини Ольги и князей
духовенства. Особенно же она актуа-
Владимира Святого и Владимира Мо-
лизировалась в конце XVI в., что, по
номаха. Последние, согласно наблю-
словам учёного, «было обусловлено,
дениям украинского историка, «стали
прежде всего, интеллектуальными вы-
базовыми персонажами политико--
зовами (Берестейской. - А.И.) унии,
идеологической системы организации
пробудившей интерес просвещённых
196
слоёв украинства к поискам староки-
настии князей-воинов, в силу чего но-
евских корней культуры и православ-
вая элита не могла представлять своё
ной веры» (с. 206). Неслучайно одним
господство как прямое наследственное
из центральных вопросов в украин-
продолжение властвования киевских
ской церковной публицистике в то
князей» (с. 234). В итоге с вхождением
время стала история крещения Киев-
Левобережной Украины в состав Рос-
ской Руси. Автором показано, что она
сии практике установления непосред-
получила развитие как в произведени-
ственных связей между Киевом князя
ях католических и униатских полеми-
Владимира и Киевом Могилянской
стов (П. Скарги, Л. Кревзы и др.), так
академии пришёл конец. «С той поры
и в трудах их православных визави,
украинское духовенство весь арсенал
в частности З. Копистенского, Л. Зи-
своей учёности направляет на просла-
зания, А. Кальнофойского. В то же
вление новых властителей Владими-
время носителями памяти о временах
рового Киева» (с. 244). Иначе говоря,
Киевской Руси оставались, как под-
«московские правители провозглаша-
мечает Рычка, украинские княжеские
ются истинными правителями Киева
роды. Они не только вели свою исто-
и настоящими наследниками его кня-
рию с тех времён, но и «претендова-
жеского прошлого» (с. 7). Показатель-
ли на близкое или дальнее родство
ным в этом отношении Рычка считает
с династией князей киевского дома»
созданный в Киеве в начале 1670-х гг.
(с. 209). Достаточно подробно в этой
и имевший большую популярность
связи речь в книге идёт о возводив-
Синопсис (с. 245).
ших свою родословную к Владимиру
Четвёртый раздел книги посвящён
Святому и галицко-волынским Моно-
памяти о Киевской Руси, которую мож-
машичам князьях Острожских.
но назвать «имперской». Её особен-
С восстановлением на украинских
ность в том, что концепция династи-
землях в 1620-х гг. православной ие-
чески-религиозной преемственности
рархии память о Киевской Руси по-
России с Киевской Русью превраща-
лучила новый импульс: в среде пра-
ется в этнонациональную. Обращаясь
вославной интеллигенции, как пишет
к историческим трудам А.-Л. Шлё-
Рычка, стало распространяться пред-
цера, Н.М. Карамзина, Н.А. Полево-
ставление о том, что «современный
го, Н.Г. Устрялова, М.П. Погодина,
ей Киев был продолжением Киева
С.М. Соловьёва и В.О. Ключевского,
Владимира» (с. 215), т.е. проводилась
Рычка демонстрирует, как протекал
идея о Владимире Святом как осно-
процесс включения
«киево-руського
вателе киевской церковной традиции.
прошлого в большие нарративные про-
Значительные усилия к «возобновле-
екты истории Российского государ-
нию» памяти о Киевской Руси при-
ства», как указанные историки «рос-
ложил, как показано далее в работе,
сиезировали» Киевскую Русь, внося
православный киевский митрополит
свой посильный вклад в формирова-
Пётр (Могила), с подачи которого
ние новой модели «всероссийской на-
было, в частности, осуществлено вос-
циональной идентичности, в которую
становление древних киевских храмов
были включены и украинцы» (с. 251-
и обретение мощей князя Владими-
274). Монополизацией Киевской Руси
ра (с. 218-228). «Киево-руський ре-
«имперская» Россия при этом не огра-
нессанс» подлился, однако, недолго.
ничилась. Достаточно подробно в кни-
«Проводники украинской казацкой
ге анализируются развернувшиеся
державы поверхностно унаследовали
после присоединения Крыма Екатери-
веру в харизму потомков киевской ди-
ной II мероприятия по «присвоению
197
наследия раннего киевского христи-
когда происходит «пробуждение инте-
анства и греко-византийских традиций
реса к поискам истоков самобытных
Киевской Руси» (с. 274). Речь идёт,
народных традиций, языка, фолькло-
прежде всего, о таком способе мемо-
ра, изучение и популяризация украин-
риализации памяти крещения князя
ской истории» (с. 321). Рычка воссоз-
Владимира как церковное строитель-
даёт широкую панораму исторических
ство (с.
287-291).
«С точки зрения
взглядов украинских мыслителей того
Петербурга, тут - в Херсонесе, горо-
времени. Начало «размежевания» рос-
де князей российских, Россия, - по-
сийской и украинской историографий
ясняет Рычка, - будто снова находит
связывается им с известной полеми-
свою веру и свою историю» (с. 275). Но
кой 1856-1857 гг. между М.П. Пого-
«крымский Херсонес был для России
диным и М.А. Максимовичем об эт-
вратами не только к киевскому насле-
нической принадлежности древнего
дию святого Владимира, но и визан-
Киева и «Южной Руси» (малороссий-
тийскому наследству, славе Царьграда»
ской или великорусской). При этом
(с. 292). Иллюстрируя эту мысль, ав-
справедливо подмечено, что именно
тор обращается к возникавшим в Рос-
Максимович «защищал идею общих
сии в XVIII - начале XX в. мнимым
истоков истории двух народов - рус-
и реальным политическим замыс-
ского и украинского и равенство их
лам по завоеванию Константинополя
прав на киево-руськое наследие». Но
и легитимировавшим их литератур-
вместе с тем он, как пишет автор, «по-
ным и историческим трудам. В каче-
ложил начало полезному для науки
стве одного из наиболее популярных
разграничению двух историографичес-
в литературе и искусстве в этом кон-
ких традиций» (с. 339). В отличие от
тексте событий рассматривается по-
отлучавшей украинцев от киевского
бедоносный поход на Византию кня-
наследия «теории» Погодина, которая
зя Олега с акцентом на вывешивание
сколько-нибудь широкого распростра-
им на вратах Царьграда своего щита
нения в российской историографии
(с. 294-304). Завершают раздел автор-
не получила9, позиция Максимовича
ские рассуждения об идее богоизбран-
нашла поддержку и развитие в тру-
ности России, нашедшей воплощение
дах ряда украинских историков. Так,
в популяризированном в XIX в. кон-
Рычка показал, что «преемственность
цепте «Святой Руси». Возникновение
форм, основных течений и направле-
данного концепта связывается Рыч-
ний, которые связывали жизнь укра-
кой с украинской книжностью XVI-
инского общества XVI-XVII вв. с Ки-
XVII вв., а применение в отношении
евской Русью», обосновывали в своих
России признаётся «химерой» (с. 309,
трудах П.А. Кулиш, М.П. Драгома-
318).
нов, Н.И. Костомаров и В.Б. Антоно-
В заключительном, пятом разделе
вич. Последний, в частности, «развивал
в центре внимания оказывается «кон-
теорию о наследственности древнерус-
куренция памятей» учёных и писате-
ской дружины и казачества, доказы-
лей XVIII - начала ХХ в. относительно
вая непрерывность и преемственность
прав россиян и украинцев на истори-
украинской истории. Именно он ввёл
ческое наследие Киевской Руси. Речь
в историографический оборот термин
в основном идёт о попытках «обжа-
“Русь-Украина”» (с. 376). Заслуга Ан-
лования» украинцами
«единолично-
тоновича и его учеников заключается,
го права» россиян на это наследие,
по оценке Рычки, в том, что они зало-
которые впервые становятся заметны
жили «научные основы… обжалования
под влиянием движения романтизма,
монополии чужаков на киево-руськое
198
наследие» (с. 380-381). Создать полно-
нии // Преподаватель XXI век. 2021. № 2. Ч. 2.
ценную и завершённую модель-схему
С. 288-300.
2
Нора П. Теперішнє, нація, пам’ять
/
национальной украинской истории
Пер. з франц. А. Рєпа. Київ, 2014.
представители
«киевской историчес-
3
Толочко А.П. Киевская Русь и Малорос-
кой школы», однако, не смогли. Бес-
сия в XIX веке. Киев, 2012. С. 207-235.
4
спорный приоритет в деле «оспарива-
Ассман Я. Культурная память: Письмо,
ния монополии чужаков на наследие
память о прошлом и политическая идентич-
ность в высоких культурах древности / Пер.
Киевской Руси» и
«деконструкции
с нем. М.М. Сокольской. М., 2004. С. 52.
российской имперской парадигмы»
5
Более взвешенные оценки влияния мон-
Рычка отдаёт М.С. Грушевскому. На
гольского завоевания на Московскую Русь см.:
анализе его известных текстов, бла-
Гальперин Ч. Вымышленное родство. Московия
годаря которым
«история Украины
не была наследницей Золотой Орды // Родина.
2003. № 12. С. 68-71; Селезнёв Ю.В. Русь - За-
была прочно опёрта на Киевскую Русь
лесская Орда? Откуда растут татарские корни
и Галицко-Волынскую державу как её
русской государственности
// Родина.
2012.
продолжение», книга заканчивается.
№ 9. С. 124-126; Филюшкин А.И. «От тех царей
О последующих «войнах памяти» речь
Золотой Орды начало нашей Русской земли»:
в ней не идёт. В заключении («Вме-
повлияла ли Орда на политическую культуру
средневековой Руси // Stratum plus. 2016. № 5.
сто эпилога») внимание обращается
С. 41-48.
лишь на установление в современных
6
Грушевський М.С. Звичайна схема «рус-
Российской Федерации и республике
скої» історії й справа раціонального укладу
Украина памятников историческим
історії Східнього Слов’янства // Статьи по сла-
фигурам Киевской Руси.
вяноведению. Вып. I. СПб., 1904. С. 299.
7
Таким образом, книга В.М. Рыч-
Ср.: Butler F. Enlightener of Rus’: The
Image of Vladimir Sviatoslavich Across the
ки - не исчерпывающий, но достаточ-
Centuries. Bloomington, 2002. P. 92-100; Ростов-
но основательный труд, представляю-
цев Е.А., Сосницкий Д.А. Князь Владимир Ве-
щий собой заметный вклад в изучение
ликий как национальный герой: создание обра-
истории памяти Киевской Руси. Ис-
за // Диалог со временем. 2018. Вып. 65. С. 152;
следуя
«долговременные и ожесто-
Сиренов А.В. Святой князь Владимир как крес-
титель Северо-Восточной Руси: несостоявшееся
чённые соревнования украинской
«место памяти» // «Места памяти» Руси конца
и российской интеллектуальных элит
XV - середины XVIII в. / Отв. ред. А.В. Доро-
за наследие Киевской Руси», автор,
нин. М., 2019. С. 30-35; Ищенко А.С. Владимир
однако, сам оказался вовлечён в это
Мономах в русском общественно-историческом
соревнование. Книга написана им
сознании: мифологический образ и историчес-
кая реальность. Ростов н/Д, 2014. С. 95-118.
в патриотическом дискурсе, для ко-
8
Толочко О.
«Русь» очима
«України»:
торого история не столько поле ис-
в пошуках самоідентифікації та континуїтету //
следования, сколько поле битвы за
Сучасність. 1994. № 1. С. 111-117; Затилюк Я.В.
справедливость. В данном случае - за
Минуле Русі у київських творах XVII століття:
возвращение украинцам «присвоенно-
тексти, автори, читачі. Автореф. дис. … канд. іст.
наук. Київ, 2013; Затилюк Я.В. От безымянных
го» россиянами «киево-руського на-
руин к православному Сиону: «места памяти»
следия». Именно в этом заключается
Руси-Украины XVII-XVIII вв. // «Места памя-
главный недостаток рассмотренной
ти»… С. 352-355; Синкевич Н.А. «Изобретение
книги.
традиции»: агиографические и исторические
нарративы православной Киевской митрополии
Примечания
XVII в. // Нарративы Руси конца XV - середи-
ны XVIII в.: в поисках своей истории. М., 2018.
1
Токарева Е.А. Современные войны па-
С. 261-262.
мяти, или Подходы к интерпретации историчес-
9
Толочко А.П. Киевская Русь и Малорос-
ких событий в истории, политике и образова-
сия… С. 209.
199