Юлия Казанцева, Евгений Крестьянников
Железные дороги Российской империи как место работы женщин*1
Iuliia Kazantseva (European University at Saint Petersburg, Russia),
Evgenii Krestiannikov (Tyumen State University, Russia; HSE University, Moscow,
Russia)
Railways of the Russian Empire as a place of work for women
DOI: 10.31857/S2949124X23030185, EDN: ESQNYY
В декабре 1908 г. А.А. Глинская на
тему с точки зрения исследователь-
Первом Всероссийском женском съез-
ского потенциала: продолжительное
де в начале своего доклада о занятости
обеспечение многотысячной армией
женщин на железных дорогах заявила,
женщин функционирования железно-
что игнорировать данную проблему
дорожного транспорта оставило замет-
в рамках форума «было бы непрости-
ный след в позднеимперской жизни
тельным пробелом», ведь на тот мо-
и богатый пласт исторических источ-
мент речь велась уже о трёх десятках
ников, а обращение к вопросам феми-
тысяч железнодорожниц, и некото-
низации профессий, по-прежнему не
рые из них трудились в отрасли более
избитым, позволяет апробировать ак-
40 лет1. Автор рассматриваемой моно-
туальные и оригинальные теории.
графии В.А. Сердюк, вооружившись
Выигрышная со многих точек
ещё одной мыслью названной доклад-
зрения проблематика интересна тем,
чицы о том, что железнодорожные
что начало мужскому и женскому тру-
структуры в России «первыми пошли
ду на российских железных дорогах
навстречу женскому труду» (с.
6),
было положено почти одновременно.
определил, пожалуй, беспроигрышную
Уже в 1840-х гг. женщины числились
* Сердюк В.А. «Забытый персонал»: женский труд на железных дорогах Российской империи.
М.; СПб.: Нестор-история, 2020. 264 с.
Материал подготовлен в рамках Программы фундаментальных исследований Национального
исследовательского университета «Высшая школа экономики».
203
в штате железнодорожных тружени-
следование конкретно-исторического
ков, работая поломойками (с.
46).
плана» (с. 16). Замысел реализуется
Новая отрасль, мало связанная с па-
в более или менее обстоятельном ис-
триархальной системой уходившей
следовании гендерной структуры за-
эпохи и ставшая ровесницей вхожде-
нятости3, и местами показано поло-
ния человечества в индустриальную
вое разделение труда по простейшей
эру, предоставляла намного больше
формуле: «Работник, поступающий на
возможностей для женской занятости,
работу в фирму, получает работу Х,
нежели те сферы, где мужчины го-
если он женщина, и работу Y, если он
сподствовали традиционно.
мужчина»4.
В конце царского периода счи-
Книга даёт понять, что уделом
тавшиеся когда-то мужскими профес-
лиц женского пола на железной до-
сии существенно феминизировались.
роге в основном являлась служба на
Первая отечественная адвокатесса
второстепенных и вспомогательных
Е.А. Флейшиц характеризовала ситуа-
рабочих местах, а на руководящих
цию таким образом: «Мы знаем не толь-
и наиболее ответственных постах их
ко женщин-учительниц, воспитатель-
почти не замечалось. При этом муж-
ниц и артисток, но и женщин-врачей,
ское превосходство вряд ли диктова-
дантистов и фармацевтов, женщин--
лось физиологическими половыми
инженеров, архитекторов, чертёжников,
различиями. По крайней мере в годы
женщин, несущих в равных с мужчиной
Первой мировой войны женщины
условиях тяжёлый фабричный труд,
допускались на работу укладчица-
женщин-извозчиков и даже шофёров
ми и засыпщицами шпал и рельсов,
автомобилей»2.
истопниками вагонов, кочегарами, ба-
Устойчивым вектором развития
гажными грузчиками (с. 189, 191, 193,
женской занятости на железных доро-
196), т.е. занимались весьма тяжёлым
гах являлось освоение представитель-
физическим трудом и в этом отноше-
ницами «слабого» пола новых специ-
нии мало отставали от мужчин.
альностей и допуск на должности, для
Насколько недостаток подготовки
которых требовалась более высокая
и умственные способности препят-
квалификация. Если в 1870-х гг. они
ствовали женщинам занимать руково-
трудились сторожами, кассирами,
дящие должности, а может это было
счетоводами, канцеляристами, при-
следствием доминирования одного
слугой, контролёрами, телеграфистка-
пола над другим в социуме вообще
ми, сиделками при лазаретах (с. 94),
или в железнодорожной отрасли, мо-
то начало ХХ в. ознаменовалось рас-
нография ответа не даёт. Не разво-
ширением возможностей их трудо-
рачивая картину подобной сегрега-
устройства помощниками начальни-
ции, она и читателю не предоставляет
ков станций, дежурными по станции,
шанса самому прийти к каким-то за-
техниками, инженерами (с. 133-135,
ключениям. Скажем, специально не
145, 151, 193). В 1916 г. женщины уже
рассматриваются вопросы уровня об-
вплотную подступились к железнодо-
разования железнодорожниц. Между
рожной элите: начали управлять ло-
тем достаточно открыть путеводитель
комотивами в качестве помощниц ма-
по высшему женскому образованию
шинистов (с. 196-197).
в Российской империи, где есть нема-
Такого рода изменения и распре-
ло сведений о заведениях для обуче-
деление ролей сами подсказывают
ния женщин железнодорожному делу5.
подходы к изучению. Сердюк заду-
Вероятно, лица женского пола
мал свою работу как «гендерное ис-
приблизились по подготовленности
204
к мужчинам, чтобы подниматься по
отнесения к разряду железнодорожни-
служебной лестнице. Сердюк упо-
ков. Стоит ли женщину, работающую
минает Р. Конецкую, которая после
канцеляристом или счетоводом на же-
окончания политехнического инсти-
лезной дороге, называть железнодо-
тута во Франции трудилась инженером
рожницей? Можно провести аналогии
путей сообщения в Крыму (с. 145).
с судебными органами. Закон 9 мая
Если физиология и квалификация по-
1900 г. допускал лиц женского пола
зволяли женщинам карьерный рост на
к исполнению обязанностей «по пись-
железных дорогах, но его не наблюда-
менной и счётной частям в цен-
лось, остаётся перенести на ситуацию
тральном управлении Министерства
мнение А.Н. Шабановой, которая от-
юстиции и в местных учреждениях
носительно запрета дамам работать
ведомства названного министерства»7.
адвокатами указывала на дискримина-
Женщины стали трудиться в суде
цию по половому признаку: «Потому,
и прокуратуре, но никому в голову не
что женщина - не мужчина»6.
приходило ассоциировать их с судей-
Правда, речь идёт о высококвали-
ской или прокурорской профессиями.
фицированных кадрах, но на желез-
Автор обрабатывает много ста-
ной дороге требовались и работники
тистики и определяет численность
без всякой подготовки. Соответствен-
женского персонала среди железно-
но, была велика разница между ними
дорожных служащих: в 1897 г. они
в оплате труда и конкуренции за рабо-
составляли 7,1% всех занятых в этой
чее место. Очевидно, что включение
сфере, в 1905 г. - 8,8%, 1913 г. - 8,7%.
лиц женского пола в категорию пер-
Эти цифры приводятся без необходи-
вых - один вызов мужской исключи-
мых пояснений (с. 64, 136, 147), но
тельности, в категорию вторых - со-
в принципе показывают почти отсут-
вершенно иной, и оптика гендерного
ствие роста и говорят о железнодорож-
исследования требует внимательно от-
ной отрасли как «мужской». Послед-
нестись к такой стратификации. Для
нее обстоятельство объясняет оплату
достижения исследовательских задач
женского труда на одинаковых с муж-
Сердюк этого не делает, а по пово-
чинами должностях в два и более раза
ду взгляда современников, что жен-
ниже (с. 95). Собственно, дешевиз-
щины на подсобных должностях не
на этого труда по сравнению с муж-
являлись
«полноценными» железно-
ским была преимуществом женщин,
дорожниками, лишь во второй части
и лишь в некоторых специальностях
книги приводит не подкреплённое ар-
он предпочитался из-за лучшей при-
гументами пояснение: «Отдавая дань
способленности лиц женского пола.
уважения данной позиции, в нашей
В монографии рассказывается об
работе мы причисляем к железнодо-
опыте финских девушек 1860-х гг. Об-
рожницам всех женщин, трудившихся
наружилось, что им отлично подходи-
в железнодорожных учреждениях, вне
ла работа телеграфистками, посколь-
зависимости от рода их деятельности»
ку, будучи прежде гувернантками, они
(с. 149).
являлись воспитанными и владели не-
Однако, к примеру, в профессио-
сколькими языками (с. 71-75).
нальном горизонте сиделки пристан-
Относительно желания женщин
ционных лазаретов безусловно бли-
освоить мужские профессии приво-
же к сиделкам земских больниц, чем
дится следующее объяснение: «В усло-
к телеграфисткам или сторожихам,
виях стремительно развивающегося
а основания их включения в число
рынка свободной рабочей силы и кон-
работников медицины убедительнее
куренции жалованья мужчин стало не
205
хватать для содержания семьи» (с. 35).
ет собственный исследовательский
Историк по большому счёту игнориру-
фокус несколько адекватнее: «Моно-
ет другие мотивации и цели, не рас-
графия способствует углублению су-
сматривая женский труд как самосто-
ществующей системы знаний о функ-
ятельный и полезный не только для
ционировании
железнодорожного
семьи, но и для самих женщин. Автор
транспорта России в дореволюцион-
отмечает, что их пути из семьи в про-
ный период, а также расширяет све-
фессию бывали разными, порой - бо-
дения о гендерной истории России,
лезненными и небыстрыми (с. 78), но
включающей в себя историю жен-
конкретные ситуации опускаются, что
щин, историю полов и их взаимоот-
не позволяет понять, зачем женщины
ношений, демонстрирует взаимосвязь
шли трудиться именно на железную
и влияние данных процессов на об-
дорогу.
щую картину исторического развития
Использованные Сердюком сведе-
железнодорожной отрасли» (с. 7).
ния о доле железнодорожниц в конце
Действительно, монография ско-
XIX - начале ХХ в. приобретают важ-
рее посвящена истории железных до-
ность, если сравнить их с показателя-
рог, чем железнодорожным работни-
ми женского труда в других областях.
цам. Завершающие сочинение слова
Численность женщин, работавших на
недвусмысленно говорят о подчинён-
железных дорогах, не росла, тогда как,
ной роли женщин. Согласно выводу
например, по данным Б. Пиетров--
Сердюка, они «могут быть полезны на
Эннкер, если в сельских школах Ев-
железнодорожном поприще, успеш-
ропейской России в 1897 г. из всех
но исполняя свой служебный долг»
педагогов женщины составляли 20%,
(с. 209). В крупных многостраничных
то к 1911 г. их доля увеличилась до
сюжетах о лицах женского пола вооб-
62%8. Может быть, женщины уже за-
ще не вспоминается или упоминается
полнили те ниши, которые в силу
мимоходом (с. 36-43, 61-64, 68-70,
каких-то физических или интеллек-
106-110, 128-130, 159-162). Симво-
туальных способностей были им до-
лично, что в этой богато иллюстри-
ступны в железнодорожной отрасли,
рованной вроде бы о женщинах книге
а остальные позиции оказались для
доля их изображений едва достигает
них непокорными вершинами? Мо-
трети.
жет, труд железнодорожниц оказался
Авторский взор в ряде случаев за-
сложнее работы учительниц? Может,
метно зависим от содержания обна-
обучая детей, женщины больше реа-
руженных источников, и ещё поэто-
лизовывали традиционную гендерную
му игнорирует женскую активность.
модель с присущими ей семейными
Инициативность через историче-
и материнскими ценностями и свой-
ские документы проще приметить за
ствами, а работа на железной дороге
мужчинами-бюрократами, и исключи-
оставалась «естественной» для приме-
тельно они, будучи железнодорожными
нения «мужских» качеств?
начальниками или членами комиссий,
В работе мало ставятся подобные
занимавшихся развитием железных до-
вопросы и ответы на них не даются.
рог, решали, как им поступать с жен-
Разного рода недосказанности сиг-
щинами. Последние лишь эпизодиче-
нализируют, что заявить о гендерной
ски выходят на первый план, да и то не
исследовательской программе проще,
слишком уверенно. Например, в конце
чем следовать ей. Сам автор в начале
1880-х гг. А.Л. Биеронская и Е.В. На-
книги, вразрез с дальнейшими объ-
гаева пробовали оспорить законность
яснениями своего подхода, оценива-
своего увольнения, отправив соответ-
206
ствующие письма в МПС, но всё равно
женщин. Они постоянно показывают-
лишились работы (с. 99-100).
ся объектом, притом таким, в котором
Долго считавшейся первой же-
мало угадываются специфика и от-
лезнодорожницей О.С. Кнушевиц-
дельность. В том числе поэтому мало
кой, в 1863 г. устроившейся билетным
используется понятийный аппарат,
кассиром на станции Вязниковская
свойственный женским и гендерным
Московско-Нижегородской
желез-
исследованиям. В книге практически
ной дороги, почти целиком посвящён
не фигурируют понятия «эмансипа-
параграф. Казалось бы, здесь самое
ция», «дискриминация», «сегрегация»,
место показать по-настоящему «жен-
«сексизм». Всего в монографии три
скую историю», однако мы видим
главы, вторая названа «Женский труд
заурядное жизнеописание человека,
в контексте железнодорожной поли-
подневольного обстоятельствам. За-
тики», а третья - «Кадровая полити-
нимался трудоустройством девушки её
ка железных дорог в условиях Первой
отец (с. 117), с чего началась рутин-
мировой войны». Действительно же
ная и сложная служба без карьерно-
направленное на изучение «женского»
го продвижения. Постоянные ночные
исследование наверняка повернулось
дежурства на станции уже в молодом
бы так, чтобы рассматривать гендер-
возрасте отозвались мигренью и сте-
ную политику9, оставив вспомогатель-
нокардией. Женщина никогда не была
ной «железнодорожную».
замужем и не имела детей, прожи-
Вместе с тем нельзя вообразить
вала в служебной квартире, её оклад
метод гендерной истории без пред-
годами не возрастал, но средний ма-
ставлений полов друг о друге и без
териальный уровень существования
их отношений10, но Сердюк этими
поддерживать удавалось (с. 125-126).
проблемами не сильно озадачивается.
Ещё печальнее биография становится
Обходя при описании женского тру-
после того, как выясняется, что Кну-
да на железной дороге энергичность
шевицкая - вовсе не первая в отрас-
женщин, историк оставляет без вся-
ли. Архивные материалы позволили
кого внимания феминистский взгляд
историку назвать таковой переездную
на вопрос, а о взаимодействии полов
сторожиху с 1862 г. И.А. Харламову
в сфере занятости рассказывает по-
(поломойки 1840-х гг. преданы забве-
путно, словно стесняясь. Не будет ри-
нию). Будто в оправдание внушитель-
ском предположить, что проявлений
ного текста о только что лишённой
сексизма в железнодорожной профес-
пальмы первенства главной героине
сии всегда хватало, и, скажем, попу-
в заключении параграфа пришлось по-
лярный в начале ХХ столетия журнал
дыскивать другие заслуги: «О.С. Кну-
«Новь» освещал историю О.Г. Высоц-
шевицкая являла собой пример жен-
кой, которой домогался управляю-
щины, преданной железнодорожной
щий железной дорогой11. Монография
службе. Видимо, её можно считать
касается похожих случаев и недру-
единственной
железнодорожницей
желюбных выходок сослуживцев--
в дореволюционной России, трудив-
мужчин, но только как препятствий,
шейся на одной дороге и в одной
преодолевая которые «повседневным
и той же должности на протяжении
трудом железнодорожницы доказали
пятидесяти лет» (с. 120-121, 128).
свою полезность» (с. 147-149).
Выводы, в качестве основных,
«Женская история - вовсе не про-
о верности и пользе лиц женского
стое дело», - предупреждает Л. Абрамс.
пола выпячивают свойственное моно-
Под характеристику этого учёного
графии игнорирование субъектности
вполне подходят представленная мо-
207
6
нография и её автор: «Большинство так
Шабанова А.Н. Очерк женского движе-
ния в России. СПб., 1912. С. 14.
называемых негендерных (неориенти-
7
ПСЗ-III. Т. 20. СПб., 1902. № 18562.
рованных на различия в положении
8
Пиетров-Эннкер Б. «Новые люди» Рос-
полов) историков, пытающихся вклю-
сии. Развитие женского движения от истоков до
чать в свои широкомасштабные иссле-
Октябрьской революции. М., 2005. C. 227.
9
дования женскую тему, рассматривают
О.А. Хасбулатова обусловливает гендер-
ную политику господствующим в обществе
женщин как предмет подчинения, пас-
и политической элите пониманием сущности
сивный объект заранее определённого
женского вопроса, идеологией по отношению
исторического ландшафта»12.
к женщине, типом экономических отношений
и степенью социально-экономического разви-
Примечания
тия государства, характером политического ре-
жима, уровнем демократии, а также позицией
1
Глинская А. А. Служба женщин на
и инициативностью субъектов государственной
//
Труды Первого
желез-ных дорогах
политики: властных структур, политических
Всероссийского женского съезда при Русском
партий, общественных движений, населения
женском обще-стве в Санкт- Петербурге.
10-
(Хасбулатова О.А. Российская гендерная поли-
16 декабря 1908 г. СПб., 1909. С. 400.
тика в ХХ столетии: мифы и реалии. Иваново,
2
2005. С. 7).
Флейшиц Е.А. О женской адвокатуре //
10
Само понятие «гендер» представляется
Право. 1910. 10 января.
системой межличностных отношений, являю-
3
щихся основой общественной стратификации по
Подразумевается
распределение
мужчин
и женщин по отраслям, профессиям,
признаку пола (Пушкарёва Н.Л. Гендерная тео-
рия и историческое знание. СПб., 2007. С. 168).
позициям, оплате труда, режимам работы,
11
См.: Пономарёва В., Хорошилова Л. Мир
условиям про-фессиональной мобильности.
русской женщины: семья, профессия, домаш-
См.: Здравомысло-ва Е. А., Тёмкина А. А.
12
ний уклад. XVIII - начало ХХ в. М., 2019.
лекций по гендерной со-циологии: учебное
С. 194.
пособие. СПб., 2015. С. 468.
12
Абрамс Л. Формирование европейской
4
Коннелл Р. Гендер и власть: Общество,
женщины новой эпохи. 1789-1918. М., 2011.
власть и гендерная политика. М., 2015. С. 137-138.
С. 17-19.
5
См., например: Вадемекум по
высшему
женскому образованию. Киев,
1915.
С. 167-174, 189-192, 200-203, 212-216.
208