История власти
«Умиротворение и контроль»:
монгольское правление на Руси в середине XIII в.
Александр Майоров
«Pacification and Control»: Mongol rule in Rus’ in the mid-13th century
Alexander Maiorov
(Saint Petersburg State University, Russia)
DOI: 10.31857/S2949124X23050012, EDN: OWPMBC
В результате монгольских завоеваний русские князья признали верховную
власть великого хана, а русские земли стали частью Монгольской империи.
В русских летописях отразились многочисленные факты поездок князей к ве-
ликим ханам и правителям Улуса Джучи с выражением покорности, проведе-
ние общеимперской переписи и введение нового налогообложения, а также
случаи наказания князей, проявлявших нелояльность или уклонявшихся от
проведения переписи.
Вместе с тем глобальный характер созданной монголами империи, которая
в период своего максимального расширения (между 1240 и 1260 гг.) охватывала
бóльшую часть Старого Света, способствовал тому, что основные имперские
институты, а также принципы власти и управления завоёванными территория-
ми нашли отражение в более многочисленных источниках, созданных в различ-
ной культурно-языковой среде как на Востоке, так и на Западе и внешне никак
не связанных друг с другом. Систематическое использование этих источников
обусловлено значительными трудностями, прежде всего лингвистическими. Их
полное преодоление, как и дальнейшее расширение круга доступных историче-
ских свидетельств, - задача будущего. Однако уже сегодня с полной определён-
ностью можно говорить, что привлечение иностранных источников позволяет
существенно уточнить и конкретизировать картину монгольского правления на
Руси в середине XIII в.
В монгольской эпической хронике XIII в., известной как «Тайная исто-
рия монголов», говорится, что сразу после завоевания Руси и других земель
Восточной Европы в 1237-1240 гг. монгольские власти назначили специаль-
ных гражданских и военных администраторов в главных городах завоёван-
ных территорий, в том числе в Киеве: они полностью покорили Асутов
и Сесутов, а также население городов Белерман, Керман-кива и проч., по-
ставили даругачинов (daruγačin) и таммачинов (tammačin) и возвратились на
родину1. Достоверность этого сообщения в целом не вызывает сомнений
© 2023 г. А.В. Майоров
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект
№ 21-18-00166.
Выражаю благодарность С.В. Дмитриеву (Институт востоковедения РАН), П.О. Рыкину (Ин-
ститут лингвистических исследований РАН) и С. Поу (Университет Калгари) за помощь в работе
с китайскими и монгольскими источниками.
1
Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.; Л., 1941. С. 194.
3
у исследователей, хотя некоторые содержащиеся в нём сведения и, в част-
ности, используемая географическая и этническая номенклатура получают
различные толкования2.
«Даругачины» (даругачи) или баскаки - это, несомненно, монгольские
администраторы, назначавшиеся имперским правительством для управления
вновь завоеванными территориями или контроля за деятельностью местных
правителей, признавших верховную власть хана3. Другой упомянутый в «Тай-
ной истории» термин - «таммачи» - обозначал командиров специальных во-
енных подразделений (тамма), использовавшихся как ударные части во время
боевых действий, а в мирное время представлявших собой силы безопасно-
сти, поддерживавшие монгольскую власть над покорёнными странами4. Таммы
создавались на границах империи, на вновь завоёванных территориях и были
основным инструментом, с помощью которого эти земли присоединялись
к империи. Они состояли из разноплемённых войск, набранных в различных
регионах из личных контингентов каждого из четырёх старших сыновей Чин-
гисхана, и сыграли важную роль в продвижении границ империи на запад.
Таммачи обычно происходили из императорской гвардии (кешиг). Таммы рас-
полагались в районах с лучшими пастбищами, а таммачи являлись прямыми
представителями великого хана и выполняли функции военных губернаторов5.
В главе «Войска» раздела «Трактаты» китайской истории империи Юань
(Юань ши) сообщается, что с самого начала монгольская армия состояла как
из регулярных войск, подчинённых хану и назначенным им темникам и тысяч-
никам, так и из войск таммы (танма)6, которые набирались из всех народов
и племён7. Другие сведения о тамме могут свидетельствовать о ней преимуще-
ственно как о гарнизонных войсках8.
Впервые появившиеся ещё при Чингисхане, таммы систематически стали
использоваться в правление Угэдея. В «Тайной истории монголов» говорится,
2
The Secret History of the Mongols. A Mongolian Epic Chronicle of the Thirteenth Century / Transl.
with a hist. and philol. comment. I. de Rachewiltz. Leiden; Boston, 2004. P. 1009. Ср.: Ostrowski D. City
Names of the Western Steppe at the Time of the Mongol Invasion // Bulletin of the School of Oriental and
African Studies, University of London. 1998. Vol. 61. P. 465-475.
3
Vásáry I. The Origin of the Institution of Basqaqs // Acta Orientalia Academiae Scientiarum
Hungaricae. 1978. Vol. 32. P. 201-206; Vásáry I. The Tatar Factor and Muscovy’s Political Culture //
Nomads as Agents of Cultural Change. The Mongols and Their Eurasian Predecessors / Eds. R. Amitai,
M. Biran. Honolulu, 2015. P. 255-257; May T. The Mongol Empire. Edinburgh, 2018. P. 88-91. О соот-
ношении терминов баскак и даругачи см.: Маслова С.А. Монгольская администрация на завоеван-
ных землях: даруги и баскаки // Исторический вестник. 2014. Т. 10(157). С. 80-109.
4
Allsen T. Mongols and North Caucasia // Archivum Eurasiae medii aevi. 1987-1991. Vol. 7. P. 32.
5
См.: May T. Mongol Conquest Strategy in the Middle East // The Mongols’ Middle East.
Continuity and Transformation in Ilkhanid Iran / Eds. B. de Nicola, Ch. Melville. Leiden; Boston, 2016.
P. 15-22; May T. The Mongol Empire. P. 80-82; Doerfer G. Türkische und mongolische Elemente im
Neupersischen. Bd. I. Wiesbaden, 1963. Nr. 130. S. 255-257; Buell P.D. Kalmyk Tanggaci people: thoughts
on the mechanics and impact of Mongol expansion // Mongolian Studies. 1980. Vol. 6. P. 45-50.
6
По системе Палладия иероглиф читается тань, но в древнемандаринском языке он чи-
тался tham (Pulleyblank E. Lexicon of Reconstructed Pronunciation in Early Middle Chinese, Late Middle
Chinese, and Early Mandarin. Vancouver, 1991. P. 301) и использовался для транскрипции монголь-
ского слога tam. Благодарю П.О. Рыкина, указавшего на этот факт.
7
Юань ши. Пекин, 1976 (далее - изд. 1976 г.). С. 2508; перевод: Китайская династийная
история «Юань ши (Официальная история [династии] Юань)» / Пер. и коммент. Р.П. Храпачев-
ского // Золотая Орда в источниках. Т. 3: Китайские и монгольские источники. М., 2009. С. 211.
8
См.: Hsiao Ch. The Military Establishment of the Yuan Dynasty. Cambridge (Мass.); L., 1978.
P. 85, 89, 96, 99, 102, 107, 109, 112, 115, 117, 120, 123.
4
что после завоевания Северного Китая этот правитель поставил повсюду ал-
гинчи и таммачи, а в столичных городах поставил даругачи9. Ссылки на тамму
и таммачи появляются в «Тайной истории» ещё несколько раз. Упоминания
таммы встречаются также в «Джами ат-таварих» (Сборнике летописей) Рашид
ад-Дина, в чьём распоряжении, как считается, были выписки из «Алтан дэбтэр»
(Золотой книги), не дошедшей до наших дней официальной истории правящей
династии, несколько копий которой хранились при дворах монгольских прави-
телей. Кроме того, о таммачи упоминают армянские и грузинские источники10.
Хотя соотношение функций даругачи и таммачи вызывает различные тол-
кования, большинство современных исследователей сходятся в том, что да-
ругачи в период единой империи были тождественны баскакам и занимались
преимущественно гражданским администрированием и финансами. В целом
таммачи и даругачи можно считать ключевыми элементами созданной мон-
голами дуальной (военно-гражданской) системы управления подчинёнными
странами и народами11. В этой системе таммачи играли не менее важную роль,
чем даругачи: иногда командиры таммы, назначаемые на дальние рубежи им-
перии, имели практически неограниченную власть над подчинённой им тер-
риторией, сами назначали даругачи и собирали налоги12. Особым предназна-
чением таммы как аванпоста, развёрнутого в приграничном районе, являлось
выполнение разведывательных функций13.
В правление Угэдея таммы были созданы почти во всех завоёванных ре-
гионах - в Северном Китае и на границе Тибета, Корее, Афганистане, Иране
и Азербайджане. Их существование (с известными изменениями) продолжа-
лось также в правление Гуюка и Мунке вплоть до распада единой империи,
а в Северном Китае - и в эпоху Юань14.
9
The Secret History of the Mongols. P. 205; ср.: Козин С.А. Сокровенное сказание... С. 193.
В переводе Козина термин алгинчи (alginči) передан как ‘разведчик’, но это - лишь одно из его
значений. Другое, указанное И. де Рахевильцем (The Secret History of the Mongols. P. 276) и также
реализованное в данном фрагменте, - ‘авангард’. Таким образом, общий смысл фразы «alginči
tammačin talbiǰu» следует понимать либо как ‘поставил авангарды и командиров тамм’, либо как
‘поставил командиров передовых (авангардных) тамм’. Благодарю П.О. Рыкина за консультацию
по данному вопросу.
10
См.: Ostrowski D. The Tamma and the Dual-Administrative Structure of the Mongol Empire //
Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. 1998. Vol. 61. P. 262-266.
Среди источников, упоминающих таммачи, Островски называет некий «анонимный монгольский
документ 1238 г.», что является недоразумением.
11
См.: Ibid. P. 262-277.
12
Atwood Ch. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire. N.Y., 2004. P. 527.
13
См.: The Secret History of the Mongols… P. 1002-1003.
14
См.: Buell P.D. Kalmyk Tanggaci people… P. 45-50; Qu Dafeng. Ά new study concerning an
explanation of the word «Tamaci» and the Tamaci army // Central Asiatic Journal. 2003. Vol. 47. P. 242-
249; Jackson P. The Mongols and the Islamic World from Conquest to Conversion. Now Haven; L., 2017.
P. 82, 86, 104, 149, 205, 253; May T. The Ilkhanate and Afghanistan // New Approaches to Ilkhanid
History / Eds. B. Dashdondog, Ch.P. Atwood, T. May. Leiden; Boston, 2020. P. 272-320; Hope M. The
Tamma of Azerbaijan in Regional and Imperial Contexts (1228-61) // Iran and the Caucasus. 2023
(forthcoming). В отечественной историографии вопрос о монгольской тамме специально не рассмат-
ривался. Коротко его касались архимандрит Палладий, В.В. Бартольд, А.Н. Насонов и недавно
Р.П. Храпачевский. Однако сделанные ими наблюдения, в ряде случаев сохраняющие научную
актуальность, не учитывают всей совокупности данных о тамме и расходятся с выводами запад-
ных исследователей (Палладий (Кафаров), архим. Старинное монгольское сказание о Чингисхане //
Труды членов российской духовной миссии в Пекине. Т. 4. СПб., 1866. С. 255, примеч. 641; Бар-
тольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Бартольд В.В. Сочинения. Т. 1. М., 1963.
5
Как видим, приведённый здесь перечень территорий, где фиксируется
существование таммы, охватывает почти все завоеванные монголами страны
и регионы как на Востоке, так и на Западе. Тем не менее его нельзя признать
полным. Сюда следует добавить по меньшей мере ещё одну тамму, созданную
в южнорусских степях к западу от Днепра сразу после завоевания Киева и под-
чинения половцев в ходе Великого Западного похода. О создании этой таммы
коротко упоминает «Тайная история монголов». Далее я рассмотрю свидетель-
ства других источников, подтверждающих её существование.
Важнейшим из них является отчёт брата Иоанна (Джованни дель Плано
Карпини), папского посланника к монголам, в 1246 и 1247 гг. дважды проез-
жавшего через Киев и другие южнорусские города. Он мог непосредственно
наблюдать результаты военно-административной реформы, проведённой по
приказу Угэдея в Южной Руси и прилегающих землях, упомянутой в «Тайной
истории». Подробности, сообщаемые папским эмиссаром, дополняют и уточ-
няют общую картину монгольского правления, установившегося здесь сразу
после окончания Западного похода. Плано Карпини подтверждает существова-
ние в Южной Руси монгольских баскаков, именуемых префектами. Он воочию
наблюдал или слышал от своих информаторов о нескольких подобных адми-
нистраторах. Одним из них был некий мусульманин, названный Саррацином
(Sarracenus), руководивший деятельностью переписных команд и обложивший
русское население тяжёлыми поборами, распространявшимися даже на ново-
рождённых детей15.
По словам Плано Карпини, «своих баскаков или префектов (bascakos sive
prefectos) они размещают в земле тех, кому позволяют вернуться, и все должны
подчиняться им, как вожди (duces), так и остальные. Если люди какого-нибудь
города или земли не делают того, что они хотят, эти баскаки утверждают, что
они неверны татарам, и таким образом разрушают их город и землю, а бывших
там людей убивают могучей рукой татар, что без предупреждения приходят по
приказу правителя (principis), которому та земля повинуется, и внезапно броса-
ются на них; так недавно случилось, когда мы были ещё в земле татар, с одним
городом, который они сами поставили в земле команов и заселили русскими»16.
Как видим, в качестве латинского эквивалента для обозначения баскаков
Плано Карпини использует prefectos. Вместе с тем папский посланник заметил,
что за спиной баскаков стоял ещё более могущественный правитель, обладав-
ший реальной военной силой, которого он обозначил латинским термином
principis, однако не указал монгольского эквивалента для этого термина. Из
описания следует, что principis по своему статусу должен соответствовать там-
мачи. Если о префектах/баскаках Плано Карпини говорит во множественном
числе, то о принципсе/таммачи - в единственном, его преимущество перед
баскаками определялось именно наличием военной силы.
С. 534; Насонов А.Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940. С. 16-17; Храпачевский Р.П. Армия монголов
периода завоевания Древней Руси. М., 2011. С. 43-45.
15
Giovanni di Pian di Carpine. Storia dei Mongoli / Eds. E. Menestò et al. Spoleto, 1989. P. 285.
16
Ibid. P. 287. Ср. итальянский перевод на с. 370. Неясное сообщение о поставленном мон-
голами русском городе в земле команов, возможно, следует понимать так, что монголы использо-
вали часть русских пленников или беженцев, чтобы расселить их в землях, ранее принадлежавших
половцам (Ibid. P. 466, n. 7). Ср.: Иоанн де Плано Карпини. История монголов: текст, перевод,
комментарий / Пер. А.А. Вовина, П.В. Лукина; под ред. А.А. Горского, В.В. Трепавлова. М., 2022.
С. 84 (текст), 161 (перевод).
6
В сообщении папского эмиссара отчётливо видны признаки описанной
выше дуальной системы управления, созданной монголами в завоёванных
странах, основными элементами которой были баскаки (даругачи) и таммачи.
В функции баскаков входил общий надзор за лояльностью местных правите-
лей, подчинившихся монголам и оставленных ими при власти. Заметив любые
проявления неповиновения, баскаки обвиняли таких правителей в неверно-
сти. После этого в дело вступала военная власть, которую на оккупированных
территориях представляли таммачи. Из бывших в их распоряжении армейских
частей таммы они составляли карательные отряды, которые могли внезапно
атаковать и даже разрушить любой город, признанный мятежным, подвергая
суровым карам его жителей.
В одной из включённых в Юань ши биографий Субэдея имеется свиде-
тельство о том, что этот выдающийся полководец вскоре после победы мон-
голов над объединёнными русско-половецкими войсками в битве на р. Кал-
ке предложил организовать в единую армию тысячу домохозяйств различных
племён - меркитов, найманов, кереитов, канглы и кипчаков, - и Чингисхан
разрешил это сделать17. В новейших исследованиях указанный факт интерпре-
тируется как создание таммы для военного контроля над вновь завоёванными
землями и продолжения завоеваний в западной Дешт-и-Кипчак18. Сведения,
полученные из биографии Субэдея, можно сопоставить со свидетельством ещё
одного источника - монгольской летописи XVII в., известной как Алтан Тобчи
(Золотой свод), воспроизводящей сведения более ранних источников, в том
числе несохранившихся древних летописей. Согласно Алтан Тобчи, управлять
землей оросутов (русских) и чэркисутов (черкесов) Чингисхан поставил нойона
Хукина (Хохин) или Кукина (Qukin noyan)19.
Л.В. Черепнин датировал это известие временем после похода Джэбэ
и Субэдея в пределы Руси и оценил его как свидетельство «начала осущест-
вления завоевательных планов монголов в отношении Восточной Европы»20.
Томас Оллсен, также с доверием воспринявший приведённое известие, пришёл
к выводу, что в нём говорится о первом монгольском администраторе, подоб-
ном даругачи или баскаку, назначенном для управления землями Южной Руси
и Северного Кавказа, который мог появиться уже во времена Чингисхана21. По
мнению В.В. Трепавлова, данные Алтан Тобчи свидетельствуют о начале скла-
дывания крыльевой структуры в Улусе Джучи22.
17
Юань ши (изд. 1976 г.) С. 2976; пер.: Китайская династийная история… С. 228. См. также:
Pow S., Liao J. Subutai: Sorting fact from fiction surrounding the Mongol Empire’s greatest general (with
translations of Subutai’s two biographies in the Yuan Shi) // Journal of Chinese Military History. 2018.
Vol. 7. P. 58.
18
May T. Conquest of the Dasht-i Qipchaq // The Mongol World / Eds. T. May, M. Hope. L.; N.Y.,
2022. P. 156; Favereau M. The Horde. How the Mongols changed the World. Cambridge (Mаss.), 2021.
P. 80.
19
Лубсан Данзан. Алтан Тобчи / Пер. Н.П. Шастиной. М., 1973. С. 232.
20
Черепнин Л.В. Монголо-татары на Руси (XIII в.) // Татаро-монголы в Азии и Европе / Отв.
ред. С.Л. Тихвинский. М., 1977. С. 190.
21
Allsen T. Mongols and North Caucasia… P. 31.
22
Трепавлов В.В. Система крыльев и административное устройство. Проблема Ак-Орды
и Кок-Орды // История татар с древнейших времён. Т. 3. Казань, 2009. С. 188-189. Возражения
см.: Костюков В.П. Улус Джучи и синдром федерализма // Проблемы истории, филологии, куль-
туры. 2007. Вып. 17. С. 454-455.
7
Конечно, свидетельство столь позднего источника вызывает закономерные
сомнения в его достоверности23. Тем не менее это известие мы не можем пол-
ностью сбрасывать со счетов. По мнению комментаторов Алтан Тобчи, упо-
мянутый в интересующем нас сообщении нойон Хукин может соответствовать
реальному лицу, известному по другим источникам24. В перечне монгольских
«эмиров» левого крыла, приведённом Рашид ад-Дином, упомянут нойон по
имени Хуку (Хуку-найан) или Хукуту (Huqutu noyan), занимавший должность
тысячника. Хуку был сыном правителя унгиратов Дэй-Сечена и родным бра-
том Бортэ, старшей жены Чингисхана25. В пользу отождествления упомянутых
лиц говорит не только совпадение форм личного имени, но и близость к осно-
вателю империи, благодаря которой нойон Хукин/Хуку мог получить высокое
назначение.
Последнее должно было состояться сразу после убедительной победы мон-
голов над русскими и половцами в битве на р. Калке, закончившейся пленени-
ем и гибелью киевского и черниговского князей. Этому предшествовали победы
над аланами и другими народами Северного Кавказа и Приазовья. В результате
монголы некоторое время действительно могли считать завоёванными земли
Южной Руси и прилегающие районы между Днепром и Волгой26, следстви-
ем чего могло стать назначение имперского администратора, произведённое
Чингисханом. По-видимому, уже в первой половине 1220-х гг. монголы имели
реальный план и предприняли первые попытки создания в Восточной Европе
своей системы управления с характерными для неё военными и гражданскими
институтами, представленными таммачи и даругачи.
Более того, если во главе оросутов и чэркисутов Чингисхан действительно
поставил Хуку-найана, представителя правящего рода племени унгиратов, этот
факт мог стать прецедентом для подобных назначений в будущем. Согласно
официальной хронике правления великого хана Мунке, помещённой в разделе
«Основные записи» Юань ши, в девятой луне седьмого года (8 октября - 7 но-
ября 1257 г.) император сделал Китая (Ци-дай), сына ханского зятя Лачина (Ла-
чэнь), даругачи для умиротворения и контроля над русскими и пожаловал ему
300 коней и 5 тыс. овец27. В другом месте Юань ши - описании земель Узбека
раздела «Трактаты» - находим ещё одно сообщение аналогичного содержания:
в год дин-сы (1257) Китай, сын ханского зятя Лачина, был назначен даругачи
для умиротворения и контроля над русскими и аланами28. Последняя запись
является частью комментария к основному тексту, сделанного составителями
или редакторами Юань ши, работавшими в 1368-1370 гг., и в изданиях памят-
23
Кушкумбаев А.К. Крыльевая система в Улусе Джучи // Золотоордынское наследие. Матери-
алы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история
Золотой Орды (XIII-XV вв.)». Казань, 2009. С. 84-85.
24
Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. С. 369, примеч. 55. Другую интерпретацию см.: Иоанн де Плано
Карпини. История монголов. С. 267, примеч. 54 (коммент. В.В. Трепавлова).
25
Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 2 / Пер. О.И. Смирновой; под ред. А.А. Се-
мёнова. М.; Л., 1952. С. 271; Rashiduddin Fazlullah’s Jami‘u’t-Ŧawarikh: Compendium of Chronicles -
A History of the Mongols / Transl. W.M. Thackston. Cambridge (Mаss.), 1998-1999. P. 276-277.
26
См.: Maiorov A.V. The First Mongol Invasion of Europe: Goals and Results // Journal of the Royal
Asiatic Society. Third Series. 2022. Vol. 32. P. 411-438.
27
Юань ши. Тайбэй, 1965 (далее - изд. 1965 г.). С. 17; Юань ши (изд. 1976 г.). С. 50; пер.:
Китайская династийная история… С. 195.
28
Юань ши (изд. 1965 г.). С. 600; Юань ши (изд. 1976 г.). С. 1570; пер.: Китайская династий-
ная история… С. 208.
8
ника она выделена как примечание редакторов. В подобных примечаниях ис-
пользовались, как правило, подлинные документы имперского правительства,
и, несмотря на некоторую поспешность и небрежность в оформлении при-
мечаний, содержащиеся в них сведения в целом заслуживают доверия. Более
того, благодаря отмеченной особенности редакторской работы в тексте при-
мечаний сохранилось множество дословных заимствований и более или менее
пространных фрагментов текстов подлинных документов XIII в.29
На первый взгляд, оба приведённые здесь известия повторяют друг друга
и кажутся взятыми из одного источника. Однако использование разных форм
личного имени 乞䚟 и 乞歹, а также двух систем датировки (по счёту лет правле-
ния хана Мунке и по 60-летнему циклу традиционного китайского календаря)
наводят на мысль, что сообщения о Китае, читающиеся в разных частях Юань
ши, могли быть заимствованы из разных монгольских документов, тем более
что во втором сообщении содержится дополнительная информация о полно-
мочиях Китая, назначенного даругачи для «умиротворения» не только русских,
но и аланов.
Как известно, монголы унаследовали китайскую политическую теорию,
которая, подобно теории имперского Рима, утверждала, что у «варваров» не
может быть законных оснований сопротивляться императору, и поэтому любое
неповиновение иностранцев рассматривалось как незаконный мятеж или бан-
дитизм и требовало специальных мер по умиротворению и контролю. Исполь-
зовавшиеся в китайских документах иероглифы (чжэнь) и (шоу) означали
соответственно «умиротворить, сокрушить, охранять, овладеть» и «контроли-
ровать, охранять, управлять»30. В период единой Монгольской империи и затем
в империи Юань регулярно создавались различные бюро или управления по
«умиротворению и контролю» (сюаньфусы), действовавшие, как правило, на
вновь завоёванных территориях, где ещё оставались или заново возникали оча-
ги сопротивления. Кроме того, существовала практика назначения отдельных
лиц в качестве комиссаров или уполномоченных по «умиротворению и контро-
лю» (сюаньфуши), подчинённых центральному правительству или лично импе-
ратору31. Даругачи, назначаемые в неспокойные провинции или регионы, так-
же фактически принимали на себя обязанности по умиротворению местного
населения32.
Назначение Китая даругачи для «умиротворения и контроля» над русскими,
произведённое ханом Мунке осенью 1257 г., может свидетельствовать о том,
что вплоть до этого времени имперское правительство продолжало считать
русских (и, в частности, жителей Владимиро-Суздальской земли и Новгорода)
мятежниками, незаконно сопротивляющимися великому хану и проводимой
им политике, в первую очередь связанной с переписью и налогообложением
29
Благодарю С.В. Дмитриева и С. Поу за ценные комментарии по этому вопросу.
30
Эти иероглифы могли употребляться и как компаунд с единым значением «охранять,
нести военно-полицейскую охрану (местности)» (Большой китайско-русский словарь / Под ред.
И.М. Ошанина. Т. 4. М., 1984. С. 665а), и такое значение в том числе выражает идею создания
таммы.
31
Farquhar D.M. The Government of China under Mongolian Rule: A Reference Guide. Stuttgart,
1990. N 126. P. 413-414; Atwood C.P., Struve L. The Rise of the Mongols: Five Chinese Sources. Indiana-
polis, 2021. P. 34.
32
Endicott-West E. Mongolian rule in China. Local administration in the Yuan Dynasty. Cambridge
(Mаss.), 1989. P. 35.
9
податного населения. Хотя в Юань ши нет прямых указаний на этот счёт,
а формулировки, описывающие назначение Китая, носят трафаретный харак-
тер, свидетельства русских источников не оставляют сомнений, что перепись,
проводимая по приказу Мунке, действительно вызвала массовое сопротивле-
ние на Руси (особенно в Новгороде)33.
По всей видимости, Китай принадлежал к монгольской родовой аристо-
кратии и, как и упомянутый выше нойон Хукин, происходил из правящего
рода племени унгиратов. Отцом Китая следует считать известного монгольско-
го военачальника, чьё имя в Юань ши передано в двух формах Лачин (Ла-чэнь)
и Начин (На-чэнь) (эти формы соответствуют тюркскому и монгольскому сло-
вам со значением «сокол»). Начин был внуком Дэй-Сечена и, подобно другим
представителям этого рода, был женат на родственнице Чингисхана - одной из
его внучек, - получив статус ханского зятя (хургэн)34. Жизнеописанию Начина
посвящена специальная глава в Юань ши: он и его сыновья верно служили не-
скольким императорам, в том числе Мунке и Хубилаю; в 1283 г. внучка Начина
стала женой Хубилая и вошла в историю как императрица Нанби35.
В генеалогических таблицах, представленных в Юань ши, Китай не зна-
чится среди сыновей Начина. Однако, как показал Луи Амбис, эти таблицы
неполны, содержат пропуски и ошибки. Более полные и точные таблицы были
составлены учёным эпохи Цин Ту Цзи (1856-1911) на основе исторических
источников эпохи Юань. Здесь Китай значится как старший сын Начина,
и этот последний тождественен Лачину, внуку Дэй-Сечена36.
Пребывание в Южной Руси высокопоставленных монгольских админи-
страторов, родственников Чингисхана, происходивших из правящего рода пле-
мени унгиратов, косвенно подтверждается присутствием их менее родовитых
соплеменников на командных должностях среднего уровня. С одним из них
непосредственно имел дело Плано Карпини. Ещё находясь в Киеве, он был
проинструктирован в отношении дальнейшего путешествия киевским тысяч-
ником, назначенным монгольскими властями. Этот тысячник поручил некоему
монгольскому сотнику сопроводить папских посланников к Коренце (Курем-
се), который должен был определить их дальнейшую судьбу. В отчёте Плано
Карпини приводится имя сотника - Хонгрот (Hongrot; в старших списках оши-
бочно Nongrot, Nongreth), - соответствующее монгольскому этнониму унгират/
хонгират37. Похоже, на западных окраинах Монгольской империи личные име-
на или, скорее, престижные прозвища, образованные от известных этнонимов
33
Подробнее см.: Майоров А.В. Русские земли в фискальной политике хана Мунке // Вестник
Санкт-Петербургского университета. Сер. История. 2022. Т. 67. Вып. 4. С. 1033-1045.
34
Allsen T. Mongol Imperialism: The Policies of the Grand Qan Möngke in China, Russia, and
the Islamic Lands, 1251-1259. Berkeley, 1987. P. 104. O Начине и его потомках подробнее см.:
Hambis L. Le chapitre CVIII du Yuan che: les fiefs attribués aux membres de la famille impériale et aux
ministres de la cour mongole d’après l’histoire chinoise officielle de la dynastie mongole. Leiden, 1954.
P. 17-20; Zhao G.Q. Marriage as Political Strategy and Cultural Expression. Mongolian Royal Marriages
from World Empire to Yuan Dynasty. N.Y., 2008. P. 19-20, 103.
35
Zhao G.Q. Marriage as Political Strategy… P. 241.
36
Hambis L. Le chapitre CVIII du Yuan che... P. XIV и генеалогическая таблица 2b.
37
Giovanni di Pian di Carpine. Storia dei Mongoli. Р. 331, 494, № 72; Иоанн де Плано Карпини.
История монголов. С. 124 (текст), 191 (перевод), 333 (комментарий). См. также: Pelliot P. Recherches
sur les Chrétiens d’Asie Centrale et d’Extrême Orient. Р., 1973. P. 68-69; Горский А.А. Свидетели путе-
шествия Плано Карпини: уникальная информация и ошибки прочтения // Древняя Русь. Вопросы
медиевистики. 2014. № 3(57). С. 120.
10
или политонимов, были распространены в многоэтничной среде служилой зна-
ти и употреблялись наряду с природными именами, иногда полностью замещая
их. Примерами здесь могут стать также хорошо известные по русским источни-
кам имена Неврюй и Куремса.
Итак, уже после первых крупных побед над русскими, половцами и ала-
нами (первая половина 1220-х гг.) монголы, весьма вероятно, предприняли
первую попытку создания в Восточной Европе своей системы управления с ха-
рактерными для неё гражданскими и военными институтами. Однако тяжёлое
поражение корпуса Субэдея в Волжской Булгарии и начавшаяся затем война
с тангутами примерно на полтора десятилетия прервали эту деятельность.
В результате новая монгольская тамма, административным центром кото-
рой, вероятно, считался Киев, а основные пастбища располагались в степях
к западу от Днепра, была создана только после полного завоевания Южной
Руси и подчинения половцев, т.е. не ранее 1240 г. Помимо отчёта Плано Кар-
пини свидетельства её существования мы находим также в сообщениях русских
летописей, относящихся к проведению переписи податного населения на Руси,
котоорая началась в 1252 г.
Похоже, в середине 1240-х гг. должность командира таммы, располагав-
шейся на западной границе Монгольской империи, исполнял монгольский вое-
начальник по имени Куремса (Коренца), известный Плано Карпини и безы-
мянному русскому летописцу, сообщавшему о военных действиях Куремсы
против Даниила и Василька Романовичей. Идентификация личности Курем-
сы сталкивается с определёнными трудностями, обусловленными не столько
обычным в таких случаях недостатком данных, сколько, наоборот, наличием
нескольких форм соответствующего имени в источниках, происходящих из
различных культурно-языковых сред. В них неоднократно встречается личное
имя Курумши/Курумчи (Qurumši, Qurimši, Qurimči), распространённое у средне-
вековых монголов, которое носили в том числе несколько Чингизидов38.
Чаще всего Куремсу считают одним из монгольских военачальников или
региональных правителей, чей небольшой улус располагался между Днепром
и Днестром. О его взаимоотношениях с Бату ничего не известно. Высказывав-
шееся в литературе мнение, что Куремса был внуком Джучи (третьим сыном
Орду) и соответственно племянником Бату, имеет слишком шаткие основания
в источниках и, скорее всего, его следует признать ошибочным39. Более веро-
ятным представляется предположение, что Куремса не являлся Джучидом40.
Замечено, что личное имя Коренца (Choranca, Choranza), как оно передано
Плано Карпини, непосредственно встречавшимся с Куремсой, могло отражать
монгольскую форму названия жителя Хорезма - хорезмийца (χwarezmī), от ко-
торой образовано и монгольское личное имя Qurumši41. В таком случае, кем бы
38
Cleaves F.W. The Mongolian Names and Terms in the History of the Nation of the Archers by
Grigor of Akanc // Harvard Journal of Asiatic Studies. 1949. Vol. 12. P. 433-435.
39
Иванова Е.Е. К вопросу об ордынской политике Даниила Романовича Галицкого // Древ-
няя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 2(52). С. 41; Порсин А.А. История Золотой Орды конца
XIII - начала XIV века в труде Рукн ад-Дина Бейбарса ал-Мансури «Зубдат ал-Фикра». Казань,
2018. С. 200-206.
40
Трепавлов В.В. Административное устройство. Организация управления // Золотая Орда
в мировой истории / Отв. ред. И. Миргалеев, Р. Хаутала. Казань, 2017. С. 154; подробнее см.: Иоанн
де Плано Карпини. История монголов. С. 267-268, примеч. 55 (коммент. В.В. Трепавлова).
41
Pelliot P. Le nom du χwārizm dans les textes chinois // T’oung Pao. Second Series. 1938. Vol. 34.
P. 150-152; Pelliot P. Recherches sur les chrétiens d’Asie centrale… P. 38-39.
11
ни являлся обладатель подобного имени (или прозвища), мы можем предпола-
гать его тесную личную связь с Хорезмом; возможно, он был выходцем из этой
страны, недавно завоеванной монголами, или особым образом проявил себя
при её завоевании42. О положении Куремсы в качестве таммачи определённо
свидетельствует характеристика, данная Плано Карпини: «Этот вождь является
господином всех, которые поставлены на страже против всех людей Запада,
чтобы те не набросились на них внезапно и неожиданно»43.
Однако с предполагаемым статусом Куремсы не согласуется огромная чис-
ленность подчинённой ему армии, существенно превышавшая размеры таммы
и, по словам Плано Карпини, будто бы достигавшая 60 тыс. бойцов44. Столь
внушительная военная сила вполне могла быть сопоставима со всей монголь-
ской армией, участвовавшей в Великом Западном походе под командовани-
ем Бату45. Остаётся загадкой, каким образом подобная армия могла оказаться
в подчинении малоизвестного военачальника или мелкого улусного правителя
на дальней окраине империи, который к тому же был «самым младшим» среди
всех татарских вождей46.
Тем не менее сведения о 60-тысячной армии Куремсы широко вошли
в научную литературу. Впервые их привёл Н.П. Дашкевич в биографии князя
Даниила Галицкого, они постоянно используются и в работах новейших авто-
ров47. Как ни удивительно, все эти авторы оставляют без ответа очевидный во-
прос: каким образом Даниилу Романовичу в течение нескольких лет удавалось
успешно воевать с Куремсой, командовавшим огромным войском?
Ответ обнаруживается при текстологическом изучении свидетельства о Ку-
ремсе (Коренце), оставленного Плано Карпини. Сразу замечу, что ни в одной
из известных ныне старших рукописей, содержащих полный текст его отчёта,
нет сведений о 60-тысячной армии, состоявшей под командованием Куремсы.
Самые ранние списки памятника - Кембриджский и Вольфенбюттельский,
восходящие к общему протографу XIII в., - дают другое чтение, воспроиз-
ведённое в новейших критических изданиях: «Этот вождь, как мы слышали,
имеет под своим началом шесть тысяч вооружённых людей (sex milia hominum
armatorum)»48.
О 60 тыс. вооружённых бойцов Куремсы нет сведений и в Лейденском
списке (XIV в.), положенном в основу издания Мари-Армана д’Авезака, кото-
рым в свою очередь пользовался А.И. Малеин, переводя текст памятника на
42
Нельзя исключать, что монгольское личное имя Qurumši могло иметь другое происхожде-
ние и было связано, например, с тюркским qorum - «каменная осыпь».
43
Giovanni da Pian di Carpine. Storia dei Mongoli. P. 307; Иоанн де Плано Карпини. История
монголов. С. 100 (текст), 175 (перевод).
44
Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов / Пер. А.И. Малеина // Путешествия
в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Под ред. Н.П. Шастиной. М., 1957. С. 69.
45
Maiorov A.V. The Mongol Conquest of Rus’ // The Mongol World / Eds. T. May, M. Hope. L.;
N.Y., 2022. P. 166.
46
Giovanni da Pian di Carpine. Storia dei Mongoli. P. 267; Иоанн де Плано Карпини. История
монголов. С. 67 (текст), 149 (перевод).
47
Дашкевич Н.П. Княжение Даниила Галицкого по русским и иностранным известиям. Киев,
1873. C. 141; Иванова Е.Е. К вопросу об ордынской политике… С. 42; Черкас Б. Территориальное
устройство Улуса Джучи (территория западнее Дона) // Золотая Орда в мировой истории. С. 162;
Селезнёв Ю.В. Галицко-Волынская летопись как источник по истории Джучиева улуса // Золото-
ордынская цивилизация. 2016. № 9. С. 126.
48
Giovanni da Pian di Carpine. Storia dei Mongoli. P. 307; Иоанн де Плано Карпини. История
монголов. С. 100 (текст), 175 (перевод).
12
русский язык. В Лейденском списке, как и в других ранних рукописях, ука-
заны те же 6 тыс. воинов. Десятикратное увеличение этой цифры - результат
работы самого д’Авезака, как явствует из сделанного им примечания: числен-
ность в 60 тыс. была найдена им у Винсента из Бове, знаменитого учёного--
энциклопедиста XIII в., использовавшего текст отчёта Плано Карпини в своём
«Историческом зерцале» (Speculum historiale) - обширной компиляции по ми-
ровой истории. Эта цифра показалась исследователю более правдоподобной,
так как она лучше соответствовала «организации татарских армий», состояв-
ших из 10-тысячных подразделений. «Данное соображение, - заключает д’Аве-
зак, - заставляет нас принять здесь цифру в шестьдесят тысяч, тем более что,
как мы знаем, вся армия Бату-хана насчитывала шестьсот тысяч человек»49.
Отдавая предпочтение версии Винсента из Бове, издатели отчёта Плано
Карпини вплоть до начала XX в. последовательно принимали цифру в 60 тыс.
при определении численности армии Куремсы50. Однако обращение к ранним
спискам памятника не оставляет сомнений в том, что папский эмиссар опре-
делял численность таммы, подчинённой Куремсе, в 6 тыс. воинов. Эту цифру
можно признать вполне реалистичной, так как она примерно соответствует
численности одного тумена средней категории в боевом составе51. Любые дру-
гие оценки являются результатом искажения исходных данных и неоправдан-
ного преувеличения численности монгольских армий, не имеющего отношения
ни к исторической, ни к текстологической реальности.
Как видно из отчёта Плано Карпини, тамма Куремсы была единственным
армейским подразделением монголов, имевшим постоянную численность, ко-
торое папский посланник отметил на западной окраине империи52. Это и не
удивительно, ведь он совершал путешествие в мирное время, когда масштаб-
ные военные действия на Западе уже закончились, а основные монгольские
армии, участвовавшие в них, распустили или вывели в другие регионы. Лишь
сравнительно небольшое подразделение было оставлено для охраны границы
и контроля над вновь завоёванными территориями.
В отчёте папского посланника упоминается ещё один монгольский прави-
тель по имени Моуци (Mouci), чьи владения располагались к востоку от Днеп-
ра, т.е. близ кочевий Куремсы53. Скорее всего, этот Моуци тождественен татар-
скому правителю, упомянутому в Галицко-Волынской летописи под именем
Могучей, который в 1245 г. потребовал от Даниила и Василька Романовичей
49
Relation des Mongols ou Tartares par le frère Jean du Plan de Carpin / Ed. M. d’Avezac. P., 1838.
P. 348, note 8.
50
См., например: Языков Д. Собрание путешествий к татарам и другим восточным народам.
Т. 1. СПб., 1825. С. 14, 15; The Texts and Versions of john de Plano Carpini and William de Rubruquis /
Ed. C.R. Beazley. L., 1903. P. 94.
51
В монгольской армии тумены всегда были недоукомплектованы и практически никогда
не достигали утверждённой численности в 10 тыс. человек. В боевом составе тумены официально
подразделялись на три категории: высшая - минимум 7 тыс. военнослужащих, средняя - минимум
5 тыс. и низшая - минимум 3 тыс. (Allsen T. Mongol Imperialism… P. 193; Hsiao Ch. The Military
Establishment… P. 170-171, note 27).
52
Бенедикт Поляк, спутник Плано Карпини, сообщает, что на третий день пути из Киева они
прибыли к какому-то военачальнику, который командовал 8 тыс. вооружённых людей (octo milibus
armatorum), и только затем отправились к Куремсе ([Relatio fr. Benedicti Poloni] / Ed. A. van den
Wyngaert // Sinica Franciscana. T. I. Quaracchi; Firenze, 1929. P. 136). Это сообщение, скорее всего,
возникло по ошибке, и упомянутое в нём воинское формирование должно относиться к Куремсе.
53
Giovanni da Pian di Carpine. Storia dei Mongoli. P. 308-309.
13
отдать Галич54. Сравнивая Моуци и Куремсу, Плано Карпини отмечает, что
первый был старше второго55. Что означало старшинство Моуци над Куремсой?
Можно ли понимать его в военно-иерархическом отношении, т.е. в том смыс-
ле, что Куремса подчинялся Моуци как военачальнику? Ведь в таком случае
именно Моуци, а не Куремсу, следовало бы считать командиром описанной
выше таммы.
Имя Моуци может соответствовать известному личному имени Мочи (Moči),
которое в переводе с монгольского означает «плотник». Подобное имя носил
один из сыновей Чагатая, приходившийся внуком Чингисхану и двоюродным
братом Бату56. Поль Пеллио высказал осторожное сомнение относительно того,
что сын Чагатая действительно мог иметь какие-то владения в районе Днепра
в виду крайне напряжённых отношений его отца с Джучи и Чагатаидов с Джу-
чидами вообще57. Тем не менее, если признать возможность тождества Моуци
с сыном Чагатая, как это делает большинство новейших исследователей58, мож-
но объяснить некоторые противоречия, заметные в отношениях Моуци и Бату.
Как отмечает Плано Карпини, вопреки обещанию Бату, Моуци на целый год
задержал у себя «некоторых наших людей», отправленных к римскому папе
с письменным отчётом «обо всех фактах, которые они сообщали ему»59. Когда
Даниил Романович, не пожелавший отдавать Галич Моуци, обратился за по-
мощью к Бату, последний принял сторону Даниила и фактически подтвердил
его княжеские права на Галич вопреки намерению Моуци взять этот город себе
или передать его кому-то из своих ставленников60.
В этих и других сохранившихся свидетельствах ничто не указывает на
какую-либо связь и тем более зависимость Куремсы от Моуци в отношениях
с Бату или с русскими князьями, которую следовало бы ожидать в случае иерар-
хической подчинённости одного другому. Кроме того, в своей характеристике
Куремсы Плано Карпини прямо говорит, что тот был «поставлен» над всеми,
кто охранял западную границу, явно подразумевая здесь действие верховной
власти, санкционировавшей назначение Куремсы в качестве военачальника,
ответственного за безопасность западных рубежей империи, т.е. в качестве
таммачи. По всей видимости, связь между Куремсой и Моуци исчерпывалась
близкой дислокацией их пастбищ, а старшинство последнего выражалось лишь
в превосходстве родовитого Чингизида перед простым офицером, сделавшим
карьеру на военной службе.
Сразу после прихода к власти новый великий хан Мунке принял решение
о проведении всеобщей переписи податного населения, охватившей все обла-
сти и страны, так или иначе входившие в состав Монгольской империи. Пере-
пись проводилась с целью упорядочения системы взимания налогов и выпол-
нения других повинностей, обязательных для всех завоёванных народов, что
54
ПСРЛ. Т. 2. М., 1998. Стб. 805.
55
Giovanni da Pian di Carpine. Storia dei Mongoli. P. 309; Иоанн де Плано Карпини. История
монголов. С. 102 (текст), 176 (перевод).
56
Pelliot P. Notes on Marco Polo. T. I. P., 1959. P. 191; The Secret History of the Mongols. P. 445,
446.
57
Pelliot P. Recherches sur les chrétiens d’Asie centrale… P. 38.
58
Об идентификации Моуци/Мочи подробнее см.: Иоанн де Плано Карпини. История монго-
лов. С. 266-267, примеч. 54 (коммент. В.В. Трепавлова).
59
Giovanni da Pian di Carpine. Storia dei Mongoli. P. 312, 329.
60
Галицько-Волинський літопис: текстологія / За ред. О.П. Толочка. Київ, 2020. С. 399-402.
14
в конечном счёте должно было привести к увеличению доходов великоханской
казны, централизации власти и усилению контроля над ресурсами империи61.
Уже в 1252 г. началась подготовка к проведению переписи в русских зем-
лях. В начале этого года специальный ханский чиновник (баскак) Милей поя-
вился на территории Галицко-Волынской земли и встретился с князем Дани-
илом Романовичем62. Тогда же приказ о проведении переписи был доставлен
владимирскому великому князю Андрею Ярославичу, и после его отказа «це-
сарям служити» Северо-Восточную Русь атаковал карательный отряд монголов
под командованием Неврюя63. В Галицко-Волынской Руси перепись должна
была начаться с граничащих со степью юго-восточных окраин владений Дани-
ила, где находился город Бакота. Сюда первым делом прибыл баскак Милей.
Как и владимирский князь Андрей Ярославич, Даниил Романович отказался
подчиниться приказу хана о проведении переписи и отправил в Бакоту своего
сына Льва с военным отрядом. Лев сумел прогнать татар, освободить Бакоту,
а также доставить к отцу самого Милея64.
Личность последнего имеет ключевое значение для понимания сути про-
исходящего. Помимо надзора за лояльностью местных правителей в функции
баскаков входил контроль за сбором дани с подчинённого населения. Наличие
баскака можно считать главным признаком введения монгольской системы
взимания податей, предполагавшей проведение переписи65. В период суще-
ствования единой Монгольской империи баскаки (или даругачи) представляли
правительство великого хана, в том числе в землях, подвластных Джучидам66.
Столкнувшись с сопротивлением галицко-волынских князей, Милей обра-
тился к имперским властям за военной помощью, сойдя с исторической сцены,
чтобы уступить место Куремсе. Последний не вёл мирных переговоров, а дей-
ствовал исключительно силой. Через некоторое время после захвата Бакоты
Куремса атаковал волынский город Кременец, продолжая тем самым экспан-
сию во владениях Романовичей. В дальнейшем имя Куремсы фигурировало
в описаниях нескольких стычек галицко-волынских князей с татарами, пред-
шествовавших вторжению Бурундая67.
Появление военного отряда Куремсы после того, как баскак Милей не
смог добиться от галицко-волынских князей выполнения приказа велико-
го хана о проведении переписи местного населения, прямо адресует нас
к описанной выше ситуации взаимодействия гражданской и военной адми-
нистрации монголов на завоёванных территориях. Когда баскаки или дару-
гачи фиксировали случаи неповиновения верховной власти, они призывали
карательный отряд, который должен был предоставить глава местной военной
администрации - таммачи.
61
Майоров А.В. Русские земли в фискальной политике…
62
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 828-829.
63
Подробнее см.: Майоров А.В. Александр Невский, Бату и хан Мунке: нашествие Не-
врюя и контроль над русскими землями // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2022. № 4(90).
С. 23-38.
64
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 828-829.
65
Горский А.А. Утверждение власти Монгольской империи над Русью: региональные особен-
ности // Исторический вестник. 2014. Т. 10(157). С. 65, 78, примеч. 80.
66
Allsen T. Mongol Imperialism. P. 46; Трепавлов В.В. Административное устройство. Организа-
ция управления. С. 152.
67
Подробнее см.: Майоров А.В. Милей, Куремса и хан Мунке: Южная Русь под монгольским
контролем // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2023. № 2(92). С. 41-56.
15
В литературе уже высказывалось предположение, что Куремса был намест-
ником великого хана, кочевавшим западнее Днепра, т.е. в районе, непосред-
ственно граничащем с Галицко-Волынской Русью68. Если в конфликте с Ро-
мановичами Куремса действительно выступал как наместник великого хана,
это обстоятельство может по-новому объяснить причины и суть конфликта.
Противостояние происходило по линии взаимоотношений с имперским цен-
тром и его местными представителями. В то же время Бату и другие Джучиды,
внешне стараясь не вмешиваться в конфликт, в действительности негласно
могли поддерживать русских князей, недавно присягнувших им в качестве вас-
салов, поскольку не были заинтересованы в усилении власти имперского цен-
тра в русских землях, которые считали своими владениями.
Несомненно, Куремса стал имперским наместником на Юге Руси ещё до
избрания Гуюка. Когда в конце октября 1245 г. Даниил Романович отправил-
ся в ставку Бату с намерением принести ему вассальную присягу и получить
защиту от притязаний других монгольских правителей на Галич69, он выбрал
для этого кратчайший путь через Киев и Переяславль, по которому ранее
благополучно проследовал специальный княжеский посланник, доставивший
Даниилу особое разрешение на проезд, полученное от Бату. Об этой мере
предосторожности знал Плано Карпини, предупреждённый волынским кня-
зем Василько Романовичем, братом Даниила, заботившимся о безопасности
папского посланника к монголам70. Однако, даже имея на руках некий доку-
мент, который он описывал как своего рода охранную грамоту, призванную
обеспечить безопасный проезд к Бату (securitatem de transeundo ad Bati), Даниил
не смог беспрепятственно воспользоваться ей. По прибытии в Переяславль
русский князь по требованию монгольских властей должен был круто изме-
нить маршрут - вернуться в Киев и отправиться к Куремсе за дополнитель-
ным разрешением на поездку: «И прииде Переяславлю, и стретоша татарове;
оттоуда же еха къ Коуремесе»71. Точно также и Плано Карпини по выезде из
Киева первым делом следовало посетить ставку Куремсы, располагавшуюся
тогда в низовьях Днепра, чтобы получить разрешение на проезд к Бату (конец
февраля 1246 г.)72.
По-видимому, в это время Куремса считал себя важнейшим монгольским
администратором на Юге Руси и прилегающих степных территориях. Возмож-
но, он был назначен на свой пост ещё Угэдеем и являлся одним из тех там-
мачи, о которых упоминает «Тайная история монголов». Ревностно исполняя
свои обязанности, Куремса пытался контролировать взаимоотношения Джучи-
дов с русскими князьями и иностранными посланниками. Такое положение не
могло не вносить известную напряжённость в отношения монгольских властей
разного уровня - имперского центра и правителей Улуса Джучи, - что, как
кажется, не ускользнуло от русского летописца, детально осведомлённого о по-
68
Kronika halicko-wołyńska (Kronika Romanowiczów) / Wyd. D. Dabrowski, A. Jusupovic. Kraków,
2017. S. 289, przyp. 772.
69
Майоров А.В. Русские князья после нашествия Батыя: борьба за Галич и Киев // Stratum
plus. 2016. № 5. С. 49-56.
70
Giovanni da Pian di Carpine. Storia dei Mongoli. P. 304; Иоанн де Плано Карпини. История
монголов. С. 96 (текст), 172 (перевод).
71
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 806; Майоров А.В. Даниил Галицкий в пути к хану Батыю: к спорам о про-
должительности поездки князя в Орду // Stratum plus. 2016. № 6. С. 195-202.
72
Giovanni da Pian di Carpine. Storia dei Mongoli. P. 307-309.
16
ездке Даниила к Бату: посетив ставку Куремсы, русский князь непосредственно
убедился, «яко несть в них добра»73.
Ранняя смерть Гуюка сорвала новые завоевательные планы в отношении
Запада74 и, очевидно, сказалась на дальнейшей карьере Куремсы. Следующий
великий хан Мунке свои главные усилия сосредоточил на завоевании Южно-
го Китая и Ближнего Востока. Предполагавшийся поход на Запад хотя и не
был полностью отменён, фактически оказался отложенным на неопределённое
время. Мало-помалу созданная на западной границе империи тамма осталась
не у дел. Конечно, она не была полностью расформирована, но, скорее всего,
подверглась сокращению и была ослаблена.
В результате у Куремсы не оказалось достаточных сил даже для того, что-
бы должным образом наказать галицко-волынских князей, не подчинивших-
ся ханскому приказу о проведении переписи, и безуспешная война с ними
растянулась на несколько лет. Неудачей закончились атаки Куремсы на Кре-
менец, а затем на Владимир-Волынский и на Луцк75, так что русским кня-
зьям в какой-то момент даже удалось перейти к активным наступательным
действиям против татар76. Подводя итог долгому противостоянию, княжеский
летописец не преминул заметить, что Даниил Романович «николи же не бояся
Коуремьсе, не бе бо моглъ зла емоу створити никогдаже Коуремьса»77.
По такому же сценарию, хотя и с несколько другим результатом, пред-
ставители монгольской имперской администрации действовали в отношении
владимиро-суздальских князей. В русских источниках отразился только их за-
вершающий этап - нападение Неврюя и изгнание из Руси великого князя
Андрея Ярославича. Однако этим событиям, несомненно, предшествовал этап
переговоров, в ходе которых владимирскому князю было передано требование
о проведении общеимперской переписи через специального чиновника, пред-
ставлявшего центральное имперское правительство и выполнявшего функции,
аналогичные функциям баскака.
По мнению автора Жития Александра Невского, нападение монгольского
военачальника Неврюя на Владимиро-Суздальскую землю летом 1252 г. прои-
зошло по приказу Бату, разгневавшегося на великого князя Андрея Ярослави-
ча, младшего брата Александра: «По сем же разгневася царь Батый на брата его
меншаго, на Ондрея, и посла воеводу своего Невруя повоевати землю Суждаль-
скую»78. Несмотря на то что восходящая к Житию интерпретация «Неврюевой
рати» широко вошла в научную литературу, древнейшие летописи её не под-
тверждают. Более того, Лаврентьевская летопись указывает на другую причину
карательного похода Неврюя, когда говорит о нежелании Андрея Ярославича
«цесарям служити»79.
73
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 806.
74
Подробнее об этих планах см.: Kim H. A Reappraisal of Güyüg Khan // Mongols, Turks, and
Others. Eurasian Nomads and the Sedentary World / Eds. R. Amitai, M. Biran. Leiden; Boston, 2005.
P. 330-331.
75
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 829, 842.
76
Dąbrowski D. Daniel Romanowicz król Rusi (ok. 1201-1264). Biografia polityczna. Kraków, 2012.
S. 387-388, 397-399.
77
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 846.
78
Цит. по: Бегунов Ю.К. Житие Александра Невского. Первая редакция. 1280-е годы. Рекон-
струкция текста // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы / Под ред.
Ю.К. Бегунова и А.Н. Кирпичникова. СПб., 1995. С. 194.
79
ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 473.
17
В период существования единой Монгольской империи «цесарями» на
Руси должны были именовать прежде всего великих ханов, верховных прави-
телей всей империи, и только после её распада подобные титулы закрепились
также за правителями Улуса Джучи80. Описывая контакты владимирских князей
с великими ханами в середине XIII в., составитель Лаврентьевской летописи
последовательно использовал формы множественного числа для обозначения
правителей империи - цесари, кановичи81. Исходя из этого, более вероятным
представляется, что столкновение Андрея Ярославича с Неврюем, как и Дани-
ила Романовича с Куремсой, происходило по линии противостояния с высшей
имперской властью и её представителями на местах, отвечавшими за проведе-
ние всеобщей переписи податного населения82.
Краткий и несколько сбивчивый рассказ Лаврентьевской летописи о на-
шествии Неврюя важными подробностями дополняет логически более связный
рассказ Софийской первой летописи старшего извода. Считается, что известия
этой летописи за середину XIII в. восходят к несохранившемуся общерусскому
своду 1423 г. митрополита Фотия и могут быть признаны достоверными83. В ле-
тописном рассказе внимание привлекает прежде всего сообщение, что Неврюй
пришёл на Русь не один, и что в его большом войске имелось ещё несколько
татарских воевод: «Того же лета приде Неврюи и Котья, и Олабуга храбрыи на
землю Суждальскую съ многыми воеводами и силою татарьскою на великаго
князя Андрея Ярославича»84.
Личное имя Котья, читающееся в русской летописи, фонетически схоже
и может быть сопоставлено с уже известным нам именем Китай, представ-
ленным в китайском источнике. Обе формы могли возникнуть в результате
передачи на разные языки одного и того же монгольского имени, которое но-
сил реальный исторический деятель середины XIII в., монгольский военачаль-
ник, в 1257 г. назначенный ханом Мунке даругачи для русских, о чём дважды
упоминается в разных разделах Юань ши. Конечно, это только предположе-
ние, требующее дальнейших доказательств. Но как бы то ни было назначе-
ние на ответственный пост даругачи, совпадающее с проведением переписи во
Владимиро-Суздальской земле, очевидно, предполагало наличие у Китая неко-
торого опыта взаимодействия с русскими, приобретённого в предшествующие
годы. Бэкграунду будущего даругачи вполне соответствовало бы его участие
в первой неудавшейся попытке проведения переписи, закончившейся кара-
тельной экспедицией Неврюя, в войске которого Котья/Китай, следуя лето-
писному сообщению, играл заметную роль, занимая вторую позицию после
Неврюя.
Назначение Китая даругачи в русских землях совпадает с появлением
в Южной Руси ещё одного известного монгольского военачальника - Бурун-
дая, также имевшего личный опыт войны с русскими князьями. Будучи одним
из участников Великого Западного похода, Бурундай командовал монгольски-
ми войсками в битве на р. Сити, закончившейся гибелью великого князя Юрия
80
Горский А.А. Первые вызовы русских князей к монгольским правителям: 1242-1243 годы //
Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10. С. 309, примеч. 13.
81
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 470-471.
82
Майоров А.В. Александр Невский, Бату и хан Мунке…
83
Кучкин В.А. Владимирское княжество в послемонгольское время // Древняя Русь. Вопросы
медиевистики. 2022. № 2(88). С. 23.
84
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. М., 2000. Стб. 327.
18
Всеволодовича, а затем участвовал в штурме Киева85. По всей видимости, Бу-
рундай русской летописи тождественен Боролдаю (Boroldai) Рашид ад-Дина,
сыгравшему важную роль в победе монголов над войсками Венгерского ко-
ролевства в битве на р. Шайо86. Личное имя Boroldai (от монг. boro ‘серый’
+ суфф. -ldai/-ldei) было широко распространено у средневековых монголов,
и его носили несколько известных исторических лиц, живших в XIII в.87 Ка-
жется правдоподобным, что Боролдай/Бурундай был сыном (или племянни-
ком) Боорчу (Боорчи) - одного из друзей детства и первых последователей
Чингисхана, ставшего затем одним из четырёх его главных полководцев, ко-
мандовавшим правым крылом монгольской армии88. В 1258 г. Бурундай добил-
ся полного подчинения галицко-волынских князей, после чего совершил набег
на литовские земли89, через год он мобилизовал волынские полки для похода
на Малую Польшу90.
Нет сомнений, что Бурундай появился на Руси как преемник Куремсы. Об
этом прямо свидетельствует Галицко-Волынская летопись: «И приде Боуранда
безбожныи, злыи, со множествомъ полковъ Татарьскыхъ, в силе тяжьце, и ста
на местех Коуремьсенех»91. «Встать на местах Куремсы», очевидно, означало
заменить его на посту командира таммы, располагавшейся на западной гра-
нице Монгольской империи. Действительно, с появлением Бурундая Курем-
са сходит с исторической сцены и перестаёт интересовать летописца, ранее
внимательно за ним следившего. Сменив Куремсу, Бурундай продолжил его
усилия по подчинению галицко-волынских князей власти имперского центра
и, опираясь на пришедшее с ним «множество полков», быстро добился успе-
ха. Даниил Романович, отказавшийся от проведения общеимперской перепи-
си и несколько лет оказывавший вооружённое сопротивление Куремсе, был
лишён власти и изгнан из Руси, а его младшему брату Васильку следовало
выполнить все требования нового представителя великого хана, в том числе
разрушить оборонительные укрепления почти всех своих городов92.
Смещение Куремсы и замена его Бурундаем показывает, что оба они не
были полновластными удельными правителями, чьи владения входили в тер-
85
Там же. Т. 2. Стб. 779, 784-785.
86
Tatár S. Roads Used by the Mongols into Hungary,
1241-1242
// Proceedings of the
10th International Congress of Mongolists. Vol. 1. Ulaan Baatar, 2012. P. 334. Впрочем, есть некоторые
основания предполагать, что раздел о битве на р. Шайо, в котором упоминается Боролдай, основан
на рассказе Джувейни о завоевании Волжской Булгарии; Рашид ад-Дин и его редакторы могли
перепутать хронологию и географию разных событий, относящихся к начальному и завершающему
этапам Западного похода (Pow S. Conquest and Withdrawal: The Mongol Invasions of Europe in the
Thirteenth Century. Doctoral Dissertation. Budapest, 2020. P. 156-158).
87
Pelliot P. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or. P., 1949. P. 63-64; Khabtagaeva В. Colour Names
und their Suffixes. A study on the History of Mongolian Word Formation // Acta Orientalia Academiae
Scientiarum Hungaricae. 2001. Vol. 54. P. 110.
88
См.: Pow S. Conquest and Withdrawal. P. 34; см. также: Селезнёв Ю.В. К вопросу о проис-
хождении полководца Бурундая // Золотоордынское обозрение. 2021. Т. 9. С. 236-246. О других
возможностях идентификации Бурундая см.: Мустакимов И.А. Ещё раз о предках «Мамая-царя» //
Тюркологический сборник. 2007-2008. М., 2009. С. 273-274.
89
См.: Baronas D. The encounter between forest Lithuanians and steppe Tatars in the time of
Mindaugas // Lithuanian Historical Studies. 2006. Vol. 11. P. 1-16; Dąbrowski D. Król Rusi Daniel
Romanowicz… S. 406-413.
90
См.: Dąbrowski D. Król Rusi Daniel Romanowicz… S. 418-421.
91
ПСРЛ. Т. 2. Стб. 846.
92
Там же. Стб. 849-850; Dąbrowski D. Król Rusi Daniel Romanowicz… S. 416-418.
19
риториальную структуру Улуса Джучи93. Более вероятным представляется дру-
гой вывод: оба названных военачальника состояли на имперской службе, их
карьера и служебные перемещения всецело зависели от приказа великого хана.
Назначение Бурундая, как и Китая, очевидно, следует связать с политически-
ми переменами в Улусе Джучи, вызванными последовавшими одна за другой
смертями Бату, его сына Сартака и внука Улагчи. Эти перемены отмечены
уже современными наблюдателями. Джамал ал-Карши, придворный историк
Чагатаидов, в обзоре истории монгольских правителей (конец XIII - начало
XIV в.) пришёл к выводу, что после смерти Сартака в Улусе Джучи устано-
вилась власть великого хана: «После Сартака ибн Бату правление перешло
к хаканам»94.
Хотя у нас нет достаточных доказательств, чтобы утверждать об установле-
нии прямого правления Мунке в Улусе Джучи во второй половине 1250-х гг.,
нет сомнений, что в это время баланс сил в отношениях улусных правителей
с имперским центром сместился в сторону последнего. Обращу внимание на
ещё один факт. С приходом к власти Берке, младшего брата Бату, на монетах,
отчеканенных в Улусе Джучи, начинается регулярное использование тамги ве-
ликого хана Мунке (указывающей на эмитента, эксплуатировавшего монетную
регалию), тогда как в предшествующее время преобладали монеты, на которых
тамги не ставились95.
Как бы то ни было, именно во второй половине 1250-х гг. имперское пра-
вительство получило возможность проведения административных реформ на
большинстве территорий, подконтрольных Джучидам и, прежде всего, прове-
дения переписи во Владимиро-Суздальской земле и Новгороде96. В источни-
ках нет прямых указаний о проведении переписи в Галицко-Волынской Руси.
Однако полное подчинение Бурундаем местных князей и мобилизация в мон-
гольскую армию местного населения косвенно свидетельствуют в пользу её
проведения. Таким образом, с помощью Бурундая и Китая имперскому пра-
вительству удалось завершить то, что ранее безуспешно пытались выполнить
Неврюй и Куремса - добиться полного подчинения имперской власти силь-
нейших русских князей, а также мобилизации ресурсов русских земель для
использования их в интересах империи.
Конечно, в восстановлении полного контроля центрального правительства
над западными окраинами империи решающую роль сыграло численное уси-
ление монгольской таммы, располагавшейся у южных границ Руси. По всей
видимости, с этой таммой была связана карьера ещё одного крупного монголь-
ского военачальника середины XIII в. - Неврюя. Согласно правдоподобному
предположению Р.П. Храпачевского, Неврюй или Неврюн (обе формы встре-
чаются в различных списках Жития Александра Невского и русских летописей)
93
В литературе часто можно встретить выражения типа «Улус Куремсы» (Егоров В.Л. Исто-
рическая география Золотой Орды. М., 1985. С. 38; Хаутала Р. Противостояние между Улусом
Джучи и католической Европой с середины XIII до середины XIV века // Золотая Орда в мировой
истории… С. 375).
94
Джамал ал-Карши. ал-Мулхакат би-с-сурах / Пер. Ш.X. Вохидова, Б.Б. Аминова // Исто-
рия Казахстана в персидских источниках. Т. I. Алматы, 2005. С. 120.
95
Петров П.Н. Деньги и денежная политика Джучидов в XIII-XV вв. // Золотая Орда в ми-
ровой истории… С. 621.
96
Костюков В.П. Иранский поход Хулагу: предыстория // Проблемы истории, филологии,
культуры. 2009. Вып. 23. С. 217-218, 233-234, примеч. 63.
20
может быть тождественен известному полководцу Нюрину (Ню-линь, ум. 1263),
чья биография представлена в Юань ши97.
Нюрин, как сказано, в его биографии, происходил из людей шаньчжу98.
Названия шаньчжу, шаньчжикун и салэчжиути соответствовали монгольско-
му этнониму салджиуты (салжиуды)99, неоднократно встречающемуся в «Тай-
ной истории монголов» и в повествованиях Рашид ад-Дина. Последний отнёс
салджиутов к группе нирунов, состоявшей из шестнадцати племен100. Этноним
нируны происходит от монгольского niru’un ‘позвоночник, хребет’101. К этой эт-
нической группе принадлежали многие знаменитые монголы периода великих
завоеваний, в том числе Темучжин (Чингисхан), и, по-видимому, нируны вос-
принимались как своего рода костяк Монгольского государства и империи102.
В традиции средневековых монголов было использование в качестве личного
имени названия племени или народа, которое могло как совпадать, так и не
совпадать с названием их собственного племени103. Вероятно, с прославленным
этнонимом нируны связаны несколько престижных антропонимов, которые на
разных языках могли быть переданы как 紐璘 (Юань ши) и Неврюй / Неврюн
(русские источники).
Дед Нюрина входил в состав личной гвардии Чингисхана и затем уча-
ствовал в военной кампании Угэдея в Северном Китае. Отец Нюрина Тайдар
участвовал в Великом Западном походе под началом будущего хана Мунке,
сражаясь против аланов, кипчаков и других народов, за что получил одно из
высших воинских званий - военный губернатор или главнокомандующий об-
ласти - более высокое, чем темник. В 1252-1254 гг. Тайдар воевал в Южном
Китае и погиб во время боевых действий. Вскоре Нюрин успешно заменил
отца. В 1257-1260 гг. он принял активное участие в завоевании Южного Китая,
и после нескольких важных побед Мунке присвоил ему то же звание военного
губернатора, поручив командование 50-тысячной армией104.
В источниках нет прямых свидетельств участия Нюрина в военных кампа-
ниях на Западе и, в частности, против Руси. Однако в биографии этого воена-
чальника отмечается следующий факт: Нюрин часто сопровождал своего отца
в военных походах. Важнейшим из них, несомненно, была Западная кампания
1236-1242 гг., за победы в которой Тайдар получил звание военного губерна-
тора. Весьма вероятно, что в войнах с аланами, кипчаками и Русью под руко-
водством отца участвовал и Нюрин.
Если в послужном списке Нюрина действительно было участие в завое-
вании Руси во время Великого Западного похода, то с образованием таммы
на новых западных рубежах Монгольской империи он мог стать одним из её
97
Храпачевский Р.П. Экономическая составляющая
«Неврюевой рати» (по монгольским
источникам) // Восточная Европа в древности и средневековье. XXV чтения памяти В.Т. Пашуто
и А.П. Новосельцева. М., 2013. С. 266-267.
98
Юань ши (изд. 1976 г.). С. 3143.
99
Исторический словарь китайских меньшинств. Цзилинь, 1995. С. 2169 (URL: https://baike.
baidu.hk/item/%E6%95%A3%E5%8F%AA%E5%85%80/23183398).
100 Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1 / Пер. Л.А. Хетагурова; под ред. А.А. Семё-
нова. М.; Л., 1952. С. 78; Rashiduddin Fazlullah’s Jami‘u’t-Ŧawarikh. P. 26.
101 См.: Doerfer G. Türkische und mongolische Elemente im Neupersischen. Bd. 1. N 390. S. 529-530.
102 См.: Togan I. Mongolia before Chinggis Khan // The Mongol World. P. 42, 48, n. 46.
103 См.: Pelliot P. Les mots mongols dans le Korye să // Journal asiatique. 1930. Vol. 217. P. 261;
Cleaves F.W. The Mongolian Names and Terms. P. 434.
104 Юань ши (изд. 1976 г.). С. 3143-3145.
21
командиров. Точнее говоря, Нюрин мог командовать одним из крупных под-
разделений, входивших в состав западной таммы, общее командование кото-
рой в то время принадлежало Куремсе. В 1252 г. Нюрин должен был возгла-
вить силовую операцию по установлению контроля нового великого хана над
Владимиро-Суздальской землёй. Тогда же другая часть войск западной таммы
под командованием самого Куремсы начала военные действия против галицко--
волынских князей.
Принимая тождество Неврюя русских летописей и Нюрина Юань ши, мы
должны констатировать, что последний недолго нёс службу на западных ру-
бежах империи. Вскоре после успешного проведения карательной операции
против великого князя Андрея Ярославича Нюрина перебросили на другой
край монгольских владений, и он заменил отца, погибшего в 1254 г. Вероят-
но, вместе с Нюрином ушли армейские подразделения, находившиеся под его
непосредственным командованием, что привело к отмеченному выше сокра-
щению и ослаблению монгольской таммы, располагавшейся у южных границ
Руси. В результате сил, оставшихся под командованием Куремсы, оказалось
недостаточно для подчинения галицко-волынских князей.
Только после возобновления монгольских планов в отношении завоевания
латинского Запада возникла необходимость в новом усилении таммы, распо-
лагавшейся на западной границе империи, которая во главе со своим новым
командиром Бурундаем должна была встать в авангарде очередной западной
кампании. Быстро добившись полного подчинения галицко-волынских кня-
зей, монголы зимой 1258/59 г. развернули масштабные военные действия, ох-
ватившие Польшу, Литву, Пруссию и, возможно, Трансильванию105. Военная
кампания сопровождалась ультиматумами Берке, нового правителя Золотой
Орды, адресованными венгерскому и французскому королям, с требованием
подчиниться власти хана во избежание страшных разрушительных последствий
войны106. Внезапная смерть великого хана Мунке сорвала захватнические пла-
ны монголов и позволила Европе в очередной раз избежать прямого столкно-
вения с главными силами Монгольской империи107.
105 Jackson P. The Mongols and the West, 1221-1410. L., 2018. P. 127; Sarnowsky J. The Teutonic
Order confronts Mongols and Turks // The Military Orders. Fighting for the Faith and Caring for the Sick /
Ed. M. Barber. Aldershot, 1994. P. 256-257; Sălăgean T. Transylvania in the Second Half of the Thirteenth
Century. Leiden; Boston, 2016. P. 70-71.
106 Uzelac A. Saint Louis and the Jochids // Golden Horde Review. 2020. Vol. 8. P. 662-674.
107 Подробнее см.: Maiorov A.V. The Dragon Turns its Gaze to the West: The Mongol Empire’s
Global Diplomacy in the Mirror of Outsiders’ Chronicles // English Historical Review. 2024 (forthcoming).
22