Вадим Дамье: Новая книга по истории анархистского движения
Vadim Damier (Institute of World History, Russian Academy of Sciences,
Moscow): A new book on the history of the Anarchist movement
DOI: 10.31857/S2949124X23060093, EDN: NSJTOU
Российский анархизм как общественно-политическое движение и идей-
ное направление не обделён вниманием исследователей. Это и неудивительно,
1
Рублев Д.И. Российский анархизм в ХХ веке. М.: Родина, 2019. 704 с.
2
Анархистские движения России и Русского зарубежья: документы и материалы. 1922-
1941 гг. / Сост. и отв. ред. Д.И. Рублёв. М., 2021 (Сер. «Политические партии России. Конец ХIX -
первая треть ХХ века. Документальное наследие»).
3
Шелохаев В.В. Многопартийность в России в начале ХХ века. М., 2023.
99
учитывая то место, которое он занимал в бурной социальной жизни, особенно
на протяжении последних полутора веков. Исследователи из России, Белорус-
сии, Украины периодически выпускают книги и статьи по различным аспектам
его истории4. Проводились и проводятся российские и международные науч-
ные конференции, к примеру, в рамках «Свято-Троицких чтений» в Санкт--
Петербурге, «Кропоткинских чтений» в Дмитрове или «Прямухинских чтений»
в селе Прямухино, на родине М.А. Бакунина.
Отечественные и зарубежные авторы периодически предпринимали по-
пытки написать обобщающие труды по истории анархистского движения
и анархистской мысли в России и СССР. Но большого, фундаментального
исследования, в котором бы детально анализировались извилистые перипе-
тии пройденного сложного пути, до сих пор не было. Так, П. Аврич5 в своей
работе использовал лишь источники из зарубежных архивов, мемуары, ма-
териалы периодической печати и интервью, взятые у проживавших в США
эмигрантов. Добраться до советских архивов ему не удалось. Работы В.В. Ко-
мина и С.Н. Канева6, написанные в советскую эпоху, ограничены жёсткими
идеологическими рамками. Для обобщающих трудов по истории российского
анархизма В.Д. Ермакова7 характерен преимущественный интерес к разработке
отдельных сторон, моментов и аспектов движения. Книга безвременно ушед-
шего В.В. Кривенького8 осталась, по существу, незавершённым исследова-
нием - особенно в том, что касается периода после 1917 г. П.И. Талеров довёл
свою обобщающую работу до 1920-х гг.: его интересовал в первую очередь
«классический анархизм»9…
Следующий шаг в изучении истории российского анархизма сделал
Д.И. Рублёв. Он попытался построить своё исследование на более широкой
источниковой базе, а также обобщил материалы многочисленных исследо-
ваний, раскрывающих различные аспекты теории анархизма и деятельности
анархистских организаций. Особенно стоит отметить его внимание к научным
работам, которые посвящены региональной истории движения.
Рублёв рассматривает российский анархизм начала XX в. как явле-
ние, возникшее в условиях и на фоне происходившей в России ускоренной
индустриально-капиталистической модернизации. Эта точка зрения вполне
логична в историческом контексте и помогает понять как место российского
анархизма в мировом движении, так и его размах. Известно, что наиболее мас-
4
Среди наиболее масштабных трудов по истории российского анархизма см., например:
Глушаков Ю.Э. «Революция умерла! Да здравствует революция!»: Анархизм в Беларуси (1902-1927).
СПб., 2015; Ермаков В.Д. Российский анархизм и анархисты (вторая половина XIX - конец XX ве-
ков). СПб., 1996; Ермаков В.Д. Анархистское движение в России: История и современность. СПб.,
1997; Ермаков В.Д. Анархисты на фронтах Гражданской войны 1917-1922 годов. СПб., 2018; Кри-
венький В.В. Анархистское движение в России в первой четверти XX века: теория, организация,
практика. М., 2018; Талеров П.И. Классический анархизм в теории и практике российского ре-
волюционного движения. 1860-е - 1920-е гг. СПб., 2016; Савченко В.А. Діяльність анархістських
організацій в Україні у 1903-1929 рр.: історичний аспект та політична практика. Київ, 2017.
5
Avrich P. The Russian anarchists. Princeton, 1967.
6
Комин В.В. Анархизм в России. Калинин, 1969; Канев С.Н. Революция и анархизм: из исто-
рии борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма 1840-1917 гг. М., 1987.
7
См.: Ермаков В.Д. Российский анархизм и анархисты…; Ермаков В.Д. Анархистское движе-
ние в России…
8
Кривенький В.В. Анархистское движение в России…
9
Талеров П.И. Классический анархизм…
100
совые и мощные либертарные движения чаще всего возникали и действовали
в странах, переживавших ускоренный переход от доиндустриального общества
к индустриальному, что порождало своеобразный умственный, психологиче-
ский и ценностный настрой. В нём сочетались элементы «старого» и «ново-
го» - сохранение общинных традиций коллективизма, взаимопомощи и авто-
номии с неприятием эффектов капиталистического строя. Неудивительно, что
автор книги внимательно присматривается к тем традициям, которые облегча-
ли восприятие анархистских идей и представлений российскими крестьянами
и рабочими: он даёт обзор «протоанархистских» тенденций в русском сектант-
стве XVII-XIX вв. и антиэтатистских, близких анархизму идей в русской об-
щественной мысли XIX в.
Источниковая база исследования включает как архивные, так и опубли-
кованные источники. Прежде всего это материалы центральных (ГА РФ,
РГАСПИ, РГАЛИ), ведомственных (ЦА ФСБ), московских (ЦГА Москвы
и ЦГАМО) и санкт-петербургских (ЦГА СПб, ЦГАИПД СПб, ЦГАЛИ СПб)
архивов. Использованы документы фондов российских анархистов-эмигрантов,
хранящиеся в архиве Международного института социальной истории (Амстер-
дам) и архиве Мичиганского университета. Многие материалы впервые введе-
ны в научный оборот. Большое внимание Рублёв уделяет периодической печа-
ти, изданным материалам съездов и конференций анархистских организаций,
брошюрам и книгам теоретиков анархистского движения. Достаточно подроб-
но использованы воспоминания и переписка участников движения, а также
других очевидцев событий.
Одной из трудностей, которые так или иначе приходилось учитывать
и преодолевать автору, стала, несомненно, идейная неоднородность россий-
ского анархизма. Вероятно, следовало бы даже вести речь не об «анархистской
идеологии» как чём-то общем, а скорее - о целом архипелаге идей, теорий,
концепций. Тем не менее Рублёв пытается выделить центральное направление
анархистской идеологии - концепт, определявший её эволюцию на протяже-
нии первой половины XX в., первоначально в России, а затем - в рамках анар-
хистского сегмента Русского зарубежья. Он пришёл к вполне обоснованному
выводу, что наибольшую популярность среди участников анархистского движе-
ния приобрёл синтез анархо-коммунистической программы преобразований со
стратегией борьбы, ориентированной на участие в массовых социальных дви-
жениях. Фактически речь шла о постепенно сформировавшемся синтезе идей
Бакунина и Кропоткина. Не игнорируя другие анархистские течения эпохи,
автор показывает их маргинальный характер.
Рублёв пересматривает устоявшиеся в историографии взгляды на такое
общественно-политическое течение, как толстовство. Он пришёл к выводу,
что толстовство как комплекс идей хотя и пересекалось с анархизмом, но
не укладывалось в его рамки. Иногда взаимодействуя с анархистами, тол-
стовские организации не были интегрированы в их движение, развиваясь
самостоятельно. В действительности многие толстовцы разделяли «экстар-
хистскую» позицию, рассматривая себя как «внегосударственников», предпо-
читавших жить в рамках государства свободными сообществами и не пытаясь
ниспровергнуть государственный строй. Самостоятельным явлением, пере-
секавшимся с анархизмом в различных аспектах, но требующим отдельного
рассмотрения, автор считает и разного рода богемно-индивидуалистические
течения.
101
В книге показано, как менялось соотношение между различными тече-
ниями анархистской мысли и анархистского движения в различные периоды
времени. Особенно сложная, разветвлённая и текучая картина складывалась
в эпоху Великой российской революции 1917-1921 гг., когда формировались
общероссийские политические организации анархистов. При этом часто в со-
став одного объединения входили представители различных течений анархиз-
ма. Так, среди членов Московской федерации анархистских групп (МФАГ)
в
1917-1918 гг. можно обнаружить анархистов-коммунистов, анархистов--
индивидуалистов, анархо-синдикалистов и пананархистов. Конфедерация
анархистских организаций Украины «Набат» придерживалась своеобразной
концепции «единого анархизма», представлявшей собой синтез анархического
индивидуализма, анархического коммунизма и анархо-синдикализма. Такая же
ситуация прослеживается на примере многих общероссийских и особенно ре-
гиональных организаций.
Анализ организационного строительства анархистов - одно из важных
направлений работы автора. Особенно пристальное внимание Рублёв уделяет
объединениям, действовавшим во время Великой российской революции. Впер-
вые в историографии он анализирует программные и тактические принципы,
структуру и основные направления деятельности МФАГ, Всероссийской феде-
рации анархистской молодёжи, Московского союза анархистов-синдикалистов-
коммунистов, Московского союза анархистов, анархо-синдикалистских
организаций.
Достоинством книги можно считать то, что в неё включены социально--
психологические портреты лидеров движения: И.М. Гейцмана, Я.-В.К. Махай-
ского, М.Г. Никифоровой, С.М. Романова, В.Н. Черкезова и др. Возможно,
однако, следовало бы представить и наиболее яркие биографии рядовых акти-
вистов движения.
Разумеется, читателю интересно знать не только о том, какие организа-
ции и группы существовали и как они представляли будущее развитие обще-
ства, но и о том, что они делали. Российский анархизм, как показывает автор
книги, отнюдь не был тем сборищем мечтателей-идеалистов, какими неред-
ко воспринимают сторонников безвластия. Это было реальное общественно--
политическое движение, которое активно участвовало в бурных исторических
событиях, зачастую играя в них весьма важную роль. Рублёв характеризует уси-
лия анархистов по организации забастовок, их место в деятельности ведущих
рабочих организаций (Советы, фабрично-заводские комитеты и профсоюзы),
в работе кооперативов, в агитации среди военнослужащих и моряков. Особое
внимание уделено, конечно же, участию анархистов в крестьянских повстанче-
ских движениях времён Гражданской войны - в первую очередь, Махновщине
и Роговщине.
Важным следует считать анализ тех социальных преобразований, кото-
рые анархисты пытались проводить в районах, на время оказавшихся под их
контролем. Опираясь на работы исследователей из регионов, Рублёв разби-
рает политический курс анархистов, оказавшихся в разные периоды 1917-
1921 гг. «у руля» власти в ряде уездов Центральной России, Сибири и Украи-
ны. В ситуации отсутствия у них опоры в виде массовых либертарных союзов
трудящихся такого масштаба, какие возникли, к примеру, в Испании (в виде
анархо-синдикалистской Национальной конфедерации труда), не имея ни
предреволюционного опыта конструктивной работы, ни, наконец, времени для
102
того, чтобы донести до большинства рабочих и крестьян осознание анархист-
ской альтернативы10, российские анархисты должны были довольствоваться
ролью радикального меньшинства. В резко и быстро менявшихся условиях им
зачастую приходилось принимать решения, не вполне соответствовавшие их
собственным идеалам.
Рублёв приводит многочисленные факты и примеры социализации анар-
хистами предприятий промышленности, транспорта и добычи природных ре-
сурсов на Украине и в Сибири. Он анализирует деятельность кооперативов,
созданных сторонниками анархизма. Но особенно интересен и важен вопрос
об экспроприации особняков московскими анархистами осенью 1917 - весной
1918 г. с целью создания социально-культурных центров: этот сюжет раскрыт
с использованием уникальных документов из московских архивов. Историку
удалось убедительно опровергнуть многие распространённые мифы о «захвате
зданий», включая тезис о бандитском характере этих действий, ответственно-
сти анархистских организаций за грабежи и широкой инфильтрации в их ряды
белогвардейцев.
Периодизация истории анархистского движения России увязана с важны-
ми историческими событиями, оказавшими решающее влияние на изменение
политической позиции, формирование тактики и стратегии движения. Осо-
бенно подробно и детально книга освещает события периода Первой мировой
войны и Великой российской революции, а также деятельность анархистов
в 1920-1930-х гг. Так, на основе широкого круга источников (следственные
дела, воспоминания, доклады политических деятелей и чиновников, листовки,
периодическая печать) автор детально реконструирует деятельность петроград-
ских анархистов во время правительственного кризиса в июне-июле 1917 г.
Для послереволюционного времени Рублёв выделяет два этапа развития
анархистского движения. Первый - 1922-1953 гг., связанный с его ликвидаци-
ей в сочетании с попытками ведения анархистами подпольной и легальной де-
ятельности. Возможно, что этот период стоило бы разделить ещё на несколько
отрезков. Как отмечает сам автор, легальные анархистские организации были
ликвидированы к концу 1920-х гг., а активная деятельность подполья продол-
жалась до середины, максимум - до конца 1930-х гг. После этого анархистское
движение прекратило организованное существование, и можно говорить ско-
рее об индивидуальной борьбе его отдельных представителей.
История этой борьбы известна нам пока лишь в виде отрывочных эпи-
зодов. Здесь исследователям предстоят кропотливые поиски в региональных
и ведомственных архивах. Существуют свидетельства иностранцев, находив-
шихся в советских лагерях в 1940-х гг., о том, что им встречались среди заклю-
чённых и анархисты, причём не только старые ветераны, но и молодые11. Кем
они были? Думается, историки ещё дадут ответ на этот вопрос.
Следующий этап истории российского анархизма приходится на 1953-
1986 гг. Анархисты, уцелевшие в тюрьмах и ссылках, пытались участвовать
в общественно-политической борьбе в СССР. В 1960-х - первой половине
1980-х гг. появились оппозиционные молодёжные кружки, в той или иной сте-
пени разделявшие и пропагандировавшие некоторые идеи анархизма. Весьма
10
См.: Дамье В.В. Стальной век: Социальная история советского общества. М., 2013. С. 36-37.
11
См., например, воспоминания бывшего испанского республиканского военачальника--
коммуниста В. Гонсалеса («Эль Кампесино») о его пребывании в советских лагерях: Gonzáles V.
(«El Campesino»). La vida y muerte en la U.R.S.S. Buenos Aires, 1951. P. 129.
103
часто имел место синтез этих идей с установками марксизма, течения «новых
левых», контркультурного пацифизма хиппи. Прямой идейной и организаци-
онной преемственности с анархистами прошлого эти группы уже не имели. Их
возникновение было связано с совершенно иными условиями и принципи-
ально иной социальной средой: с нарастанием протестных настроений среди
советской молодёжи, особенно студентов и учащихся, часто - представителей
контркультуры.
Отдельная, во многом новаторская глава книги посвящена истории анар-
хистской эмиграции в 1922-1953 гг. Высылка и отъезд за границу теоретиков
и организаторов анархистского движения в 1922-1923 гг. привели к активиза-
ции издательской и агитационно-пропагандистской деятельности за рубежом
уже действовавших к этому времени русскоязычных организаций анархистов.
Первоначально они поддерживали связи с единомышленниками, работавши-
ми на территории СССР, и даже пытались оказывать им помощь. Но к концу
1920-х гг., по мере разгрома групп внутри страны и пресечения советскими
спецслужбами любых каналов связи, усиливалась изоляция эмигрантских ор-
ганизаций анархистов. В 1930-1960-х гг. их деятельность проходила уже вне
связи с действующим на территории СССР анархистским движением. Одно-
временно возрастала вовлечённость анархистской эмиграции в политическую
жизнь стран Европы и Америки. Постепенно анархистские эмигранты один за
другим уходили из жизни, издания прекращались. Традиционный российский
анархизм вымирал и в эмиграции.
В период перестройки и затем в современной России снова появились ор-
ганизации и группы, объявляющие себя анархистскими. Автор в сжатом и об-
зорном виде упоминает о них в последней главе книги. Он отделяет современ-
ный российский анархизм от изучаемого им явления. Возрождение движения
действительно было связано с совершенно иным социально-экономическим
и социокультурным контекстом. Кризис позднего СССР вызвал среди моло-
дых анархистов интерес, скорее, к идеям рыночного социализма, прудонизма,
индивидуализма и анархо-капитализма, нежели к анархо-коммунистической
традиции, которая преобладала в начале ХХ в. Подобные тенденции можно
проследить в идеологии наиболее крупных анархистских организаций кон-
ца 1980-х - начала 1990-х гг. - Конфедерации анархо-синдикалистов и Ас-
социации движений анархистов. В 1990-х гг. произошёл отход от анархиз-
ма подавляющего большинства его сторонников. Анархо-коммунистическое
и анархо-синдикалистское течение в современной России (например, Конфе-
дерация революционных анархо-синдикалистов) до известной степени пре-
тендует на «традиционность», но и оно в большой степени опирается на идеи,
сформулированные и развитые в мировом анархистском движении уже по-
сле разгрома «старого» российского анархизма. Наконец, появляются новые
течения анархизма, такие как экоанархизм или анархо-феминизм, связан-
ные с совершенно новой социальной проблематикой и не «пересекающиеся»
с идейными традициями прошлых лет. Социальная база «нового» россий-
ского анархизма также отличается от той, на которую опиралось исследуе-
мое автором движение. Теперь это уже не рабочие, а молодая интеллигенция
и контркультурная молодёжь.
Но несмотря на это, некоторую идейную преемственность проследить всё
же можно. Так, наряду с современными европейскими и американскими пу-
блицистами, российские анархисты часто обращаются к идейному наследию
104
Бакунина и Кропоткина, а также продолжателей анархистской традиции -
П.А. Аршинова, В.М. Волина, Н.И. Махно. Поэтому всё же резко разделять
«старый» и «новый» анархизм нельзя, и автор книги сам это признаёт. А зна-
чит, ему следовало бы, вероятно, подробнее рассказать об анархистском дви-
жении в позднем СССР и современной России.
Безусловно, в рамках одной монографии, пусть даже более чем 700-стра-
ничной, невозможно дать полный обзор всех аспектов теории и истории рос-
сийского анархизма. В силу этого целый ряд аспектов проблемы представлен
фрагментарно или иллюстративно. Это в первую очередь касается вопро-
са о влиянии анархистских идей на творчество тех или иных литературно-
художественных течений. Конечно, стоило бы более подробно показать связь
анархистского движения России с единомышленниками в других странах мира.
Это помогло бы понять роль, которую сыграли отечественные либертарии
в становлении международного анархо-синдикализма и в развитии анархист-
ского движения во Франции, США, Аргентине, Уругвае и т.д.
Несмотря на фундаментальный характер работы, её чтение подчас затруд-
нено обилием имён и названий. Стоит пожалеть об отсутствии именного, тема-
тического и географического указателей, а также сводного списка источников
и литературы. Думается, не помешала бы и своеобразная «органограмма» -
схема развития организаций и групп российского анархизма, хотя бы в самом
общем виде. В тексте заметны серьёзные ошибки редактора и фактическое от-
сутствие корректорской работы. К сожалению, в наше время это - «общее
место» в работе многих издательств. Остаётся надеяться, что при возможном
переиздании книги эти недостатки будут исправлены. А пока - пожелаю чи-
тателю с интересом и удовольствием прочитать книгу Д.И. Рублёва. Она этого
заслуживает!
105