КНИЖНАЯ ПОЛКА / BOOKSHELF
2022; 1: 108-114 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
УДК 323
DOI: 10.31857/S2686673022010072
Ценностно-поведенческие трансформации
поколения I: американская модель для России и
остального мира?
В.Ш. Сургуладзе
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Российская Федерация, 125993, Москва, Ленинградский проспект, 49.
ORCID: 0000-0002-7948-0128
e-mail: bafing@mail.ru
Резюме: Рецензируется монография Дж. М. Твенге «Поколение I: Почему поколение
Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым - и
абсолютно неготовым ко взрослой жизни». М.: РИПОЛ классик, 2019. 406 с.
В рецензии отмечается, что проведённый авторитетным американским психологом
анализ обусловленных процессами цифровизации социокультурных трансформаций со-
временного американского общества, усилившихся в результате пандемии COVID-19,
актуален и для других государств и, по-видимому, носит характер общей для постинду-
стриальных обществ модели. Наблюдаемые в настоящее время различия между мотива-
цией, социальными ожиданиями, ценностными и поведенческими установками предста-
вителей поколений X, Y, Z вызывают необходимость переосмысления государственной
социально-экономической политики, изучения и долгосрочного прогнозирования по-
следствий воздействия цифровизации и развития сетевых медиа на социально-
политическую и информационную безопасность общества, а также уровень консолида-
ции национального государства.
Ключевые слова: межпоколенческие ценностные сдвиги, поколения X, Y, Z, концеп-
ция поколения I (iGeners) Джин Твенге, цифровизация, модели социокультурной транс-
формации постиндустриальных обществ
Для цитирования: Сургуладзе В.Ш. Ценностно-поведенческие трансформации по-
коления I в условиях цифровизации: американская модель для России и остального ми-
ра? США & Канада: экономика, политика, культура 2022; 52 (1) 108-114.
DOI: 10.31857/S2686673022010072
Value-behavioral Transformations of Generation I:
the American Model for Russia and the Rest of the World?
Vаkhtang Sh. Surguladze
Financial University under the Government of the Russian Federation
49, Leningradskiy prospect, Moscow, 125993, Russian Federation.
ORCID: 0000-0002-7948-0128
Abstract: Review of the Book by J.M. Twenge: iGen: Why Today's Super-Connected
Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy - and Completely Unpre-
108
Сургуладзе В.Ш. Ценностно-поведенческие трансформации поколения I …
Surguladze V.Sh. Value-behavioral Transformations of Generation I…
pared for Adulthood - and What That Means for the Rest of U.S. Moscow: RIPOL classik,
2019, 406 p.
The review notes that the nature of the sociocultural transformations of modern American
society analyzed by an authoritative American psychologist due to the processes of digitaliza-
tion, intensified as a result of the COVID-19 pandemic, is also relevant for other states and
apparently has the character of a model common to post-industrial societies. The currently ob-
served differences between motivation, social expectations, values and behavioral attitudes of
representatives of generations X, Y, Z cause the need to rethink the state socio-economic policy,
as well as appropriate analysis and long-term forecasting of the consequences of the impact of
digitalization and the development of network media on the socio-political and information
security of society, as well as the level of consolidation of the national state.
Keywords: intergenerational value shifts, generations X, Y, Z, the concept of generation I
(iGeners) by Jean Twenge, digitalization, models of socio-cultural transformations of post-
industrial societies
For citation: Surguladze V.Sh. Value-behavioral transformations of generation I in the
context of digitalization: an American model for Russia and the rest of the world? USA & Can-
ada: Economics, Politics, Culture 2022; 52 (1) 108-114. DOI: 10.31857/S2686673022010072
Джин Твенге (Твендж) - известный американский
психолог, профессор университета Сан-Диего, специа-
лист в сфере исследований поведения молодёжи, меж-
поколенческих трансформаций ценностных ориента-
ций и установок. Широкую известность приобрела её
совместная с Кейтом Кэмпбеллом монография, посвя-
щённая воздействию на современное общество соци-
альных медиа
«Эпидемия нарциссизма»
[Twenge J.,
Campbell K. 2009]. Русскоязычному читателю автор зна-
кома по изданию работы «Поколение селфи: кто такие
миллениалы и как найти с ними общий язык» [Твендж
Дж. 2018].
Описанные Дж. Твенге в исследовании «Поколение
I: Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерант-
ным, менее счастливым - и абсолютно неготовым ко взрослой жизни» тенден-
ции получили дополнительный импульс в результате ограничений, которым
подверглось общество в условиях пандемии COVID-19. В связи с этим актуаль-
ность работы американского психолога только возросла, подтверждением чему
служит переиздание книги под новым названием в 2021 году [Твенге Дж. 2021].
Ценной стороной рецензируемой монографии является тот факт, что сде-
ланные в ней выводы относительно межпоколенческих поведенческих и ценно-
стных сдвигов основываются на анализе массива больших данных, накопленных
американской социологией и статистикой за последние десятилетия благодаря
ряду лонгитюдных, охватывающих продолжительный отрезок времени исследо-
вательских проектов, вовлекших сотни тысяч американцев разных поколений
109
КНИЖНАЯ ПОЛКА / BOOKSHELF
2022; 1: 108-114 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
одного возраста, - школьников, учащихся колледжей и вузов с 1950-х годов до
середины первой четверти XXI века*.
В качестве основы межпоколенческих различий Дж. Твенге выделяет вре-
менной промежуток рождений, представители которого отличаются социокуль-
турными характеристикам, не похожими на другие возрастные группы: бэби-
бумеры (1946-1964), поколение Х (1965-1979), миллениалы, или поколение Y
(1980-1994). Следуя моде на изобретение авторских классификаций, Дж. Твенге
определяет поколение центениалов (поколение Z) по аналогии с линейками
продукции компании «Эпл» (Apple) - iPad, iPhone в качестве поколения I (ай) -
айдженеров (iGeners, iGeneration), поскольку, по её мнению, ключевой особенно-
стью людей, родившихся после 1995 г. является взросление в условиях цифрови-
зации и распространённости социальных сетей.
Среди отличительных черт поколения айдженеров-центениалов американ-
ский психолог выделяет потребительское отношение к знанию, выражающееся в
отсутствии пиетета к его духовно-нравственной, гуманистической составляю-
щей, ощущения сакральности и самостоятельной ценности, которые во многом
были свойственны предшествующим поколениям, однако утрачиваются в эпоху,
когда образование перестаёт гарантировать высокий социальный статус и ста-
бильную занятость.
Основной отличительной чертой современной американской молодёжи ста-
ло, по мнению Дж. Твенге, повышенное внимание к предельно широко интер-
претируемой безопасности, которая кроме физической составляющей подразу-
мевает и эмоциональную, и информационную сферы. Поколение социальных
сетей и поисковых систем с таргетированной рекламой и кастомизированным,
то есть «подогнанным» под интересы предпочтения и ожидания конкретного
пользователя контентом, становится нетерпимым к любой критике, неприятной
информации, реальности, нарушающей внутреннюю гармонию, боится и не
желает выходить из зоны психологического комфорта.
К особенностям центениалов Дж. Твенге относит низкий уровень самооцен-
ки, повышенную тревожность, снижение социальных навыков и навыков меж-
личностных коммуникаций. На фоне указанных социально-психологических и
поведенческих трансформаций, согласно приводимым автором данным, разви-
ваются нехарактерные для Соединённых Штатов поведенческие модели. Так,
например, сокращается количество молодых людей, сдающих экзамены на по-
лучение водительских прав. Наблюдаются изменения ориентированной на вла-
* Среди этих публикаций: Current Population Survey (1948-2016), Monitoring the Future (1976-
2015) American Freshman Survey (1966-2015), Youth Risk Behavior Surveillance (1991-2015), General
Social Survey (1972-2016), Uniform Crime Reports (1960-2015), National Crime Victimization Survey
(1997-2013), National survey on Drug Use and Health (2004-2015), U.S. Current Population Survey
(1972-2014), а также массивы статистических и социологических данных Центров по контролю и
профилактике заболеваний США.
110
Сургуладзе В.Ш. Ценностно-поведенческие трансформации поколения I …
Surguladze V.Sh. Value-behavioral Transformations of Generation I…
дение личным автомобилем культуры, в рамках которой обладание правами
выступало значимым маркером «взрослости» и социального статуса.
Дж. Твенге считает, что поколение айдженеров отличается возросшей ин-
фантильностью и осознанным нежеланием взрослеть, существенным удлине-
нием периода детства и юности. Феномен отложенного взросления и повышен-
ной боязни любых проблем и неприятностей проявляется и в таких тенденциях,
как заметное снижение числа подростковых беременностей, распространённо-
сти в молодёжной среде употребления алкоголя и курения, считавшихся в про-
шлом «модными» атрибутами взрослой жизни, к которой стремились молодые
люди.
Другая фиксируемая Дж. Твенге тенденция из области повседневной жиз-
ни - отмирание привычки походов в кинотеатры, традиций собираться боль-
шими компаниями, результатом чего (ещё до начала пандемии COVID-19) стало
банкротство и закрытие ряда сетей американских кинотеатров и крупных тор-
говых центров. Поколение I замыкается в себе и предпочитает живому обще-
нию - социальные сети и знакомое окружение - родителей и самых близких
родственников, которые, по мнению психолога, заменяют айдженерам друзей-
сверстников.
Согласно приводимым Дж. Твенге данным, айдженерам присущи песси-
мизм, недоверие к социальным институтам, материализм, изживание идеа-
лизма, атеизм и ориентация на удовлетворение базовых потребностей на фоне
неуверенности в будущем и отсутствия свойственных миллениалам
(поколение Y) завышенных ожиданий от жизни. В социально-политической
сфере представители нового поколения отличаются конформизмом, склонно-
стью противостоять вызывающим неприятие институтам и тенденциям соци-
ально-экономического и политического развития не в форме открытого столк-
новения, а методами изменения системы изнутри в логике «малых дел». Выводы
Дж. Твенге относительно коллективной психологии и мотивации поколения
центениалов заставляют скорректировать точку зрения, согласно которой моло-
дёжь априорно воспринимается в качестве «вечно бунтующей» и склонной к
непокорности группы населения любого общества.
Констатируемое Дж. Твенге отсутствие среди молодёжи энтузиазма в по-
знании мира, кроме подчёркиваемых психологом факторов цифровизации и
иллюзии постоянной доступности знаний (собранных в Википедии), может
быть связано с общим ощущением «катастрофизма», которое отмечал в своей
работе «Как выглядит будущее?» британский социолог Джон Урри [Урри Дж.
2016], и обусловлено характерным для современного постиндустриального
общества отсутствием желаемого образа будущего, наличие которого в теории
считается неотъемлемой частью стратегического планирования, однако всё
реже обсуждается и научно обосновывается. Объяснением же пессимистиче-
ских настроений поколения центениалов может служить то обстоятельство,
что период их детства и взросления пришёлся на социально нестабильное
111
КНИЖНАЯ ПОЛКА / BOOKSHELF
2022; 1: 108-114 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
время после мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Свойствен-
ный поколению айдженеров пессимизм, отмечаемый американским психоло-
гом, можно объяснить и общим социально-политическим и идеологическим
кризисом современных Соединённых Штатов, проявления которого демон-
стрировали многие американские авторы.
Симптоматичным в этом отношении было название книги Б. Обамы «Дер-
зость надежды: мысли о возрождении американской мечты» [Obama B. 2006]. Эта
же неуверенность в обоснованности американского мессианизма и представле-
ний об образцовом характере общества США сквозит и в последних работах
Л. Якокки [Yacocca L. 2007], Зб. Бжезинского [Brzezinsky Zb. 2013] и П. Бьюкенена
[Buchanan P. 2011].
Книга американского эксперта даёт обильный материал для построения мо-
делей и траекторий трансформаций ценностных и поведенческих установок
представителей поколения I в других стремительно цифровизирующихся обще-
ствах. Российские специалисты не обладают сопоставимыми с американскими
объёмами накопленных статистических эмпирических данных, однако как здра-
вый смысл, так и имеющиеся работы российских исследователей [Радаев В. 2020]
подтверждают, что «американские» поколенческие тенденции проявляются и в
других странах, в том числе и в России.
Выявленные Дж. Твенге социокультурные и психологические трансформа-
ции ставят перед правительствами современных цифровизирующихся госу-
дарств задачи по адаптации социальной и информационной политики к новым
условиям, к изучению этих тенденций и выработке мер по смягчению негатив-
ных проявлений, среди которых можно отметить явную информационную и
социальную фрагментацию и дезинтеграцию общества. Молодое поколение
аполитично, не читает общенациональных газет, не смотрит общенациональное
телевидение, выпадая таким образом из общегосударственной информацион-
ной повестки дня, наличие которой традиционно считалось специалистами в
области нациестроительства и политики идентичности важнейшим фактором
консолидации национального государства. Дезинтеграция же в социальной
сфере, среди прочих негативных последствий, приводит к проблемам в области
трудовых и семейных отношений, снижению демографических показателей и
другим негативным последствиям.
Работа Дж. Твенге подтверждает, что последствия цифровизации требуют
стратегического анализа и прогнозирования возможных социальных и полити-
ческих рисков, смягчение и предотвращение которых невозможно без внима-
тельного изучения межпоколенческих различий и особенностей восприятия со-
временного мира.
112
Сургуладзе В.Ш. Ценностно-поведенческие трансформации поколения I …
Surguladze V.Sh. Value-behavioral Transformations of Generation I…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бжезинский З. 2014. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис /
Пер. с англ. М.Н. Десятовой. М.: АСТ, 286 с.
Бьюкенен П. 2016. Самоубийство сверхдержавы / Пер. с англ. К.М. Королёва.
М.: АСТ, 640 с.
Обама Б. 2008. Дерзость надежды: Мысли о возрождении американской меч-
ты / Пер. с англ. Т. Камышниковой, А. Митрофанова. СПб.: Азбука-классика,
412 с.
Радаев В. 2020. Миллениалы: как меняется российское общество. 2-е изд. М.:
Изд. дом Высшей школы экономики, 224 с.
Твенге Дж. 2019. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бун-
тарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не гото-
вым ко взрослой жизни / Пер. с англ. А. Толмачёва. М.: РИПОЛ классик, 406 с.
Твенге Дж. 2021. Поколение айфона. Кто они? / Пер. с англ. А. Толмачёва.
М.: РИПОЛ классик, 2021. 406 с.
Твендж Дж. 2018. Поколение селфи: кто такие миллениалы и как найти с
ними общий язык / Пер. с англ. Е. Деревянко. М.: Эксмо, 336 с.
Урри Дж. 2018. Как выглядит будущее? / Пер. с англ. А. Матвеенко. М.: Из-
дательский дом «Дело» РАНХиГС, 316 с.
Якокка Л. 2008. Куда подевались все лидеры? / Пер. с англ. С.Э. Борич.
Минск: Попурри, 320 с.
REFERENCES
Brzezinski, Z. 2013. Strategicheskii vzgliad: Amerika i global'nyi krizis [Strategic
Vision. America and the Crisis of Global Power] (In Russ., translated from English).
Moscow, AST, 240 p.
Buchanan, P. 2011. Samoubiistvo sverkhderzhavy [Suicide of a Superpower: Will
America Survive to 2025?] (In Russ., translated from English). Moscow, AST, 496 p.
Iacocca, L. 2007. Kuda podevalis' vse lidery? [Where Have All the Leaders Gone?]
(In Russ., translated from English). Minsk, Popurri, 288 p.
Obama, B. 2006. Derzost' nadezhdy: Mysli o vozrozhdenii amerikanskoi mechty
[The Audacity of Hope. Thoughts on Reclaiming the American Dream] (In Russ.,
translated from English). Saint Petersburg, Azbuka-klassika, 362 p.
Radaev, V. 2020. Millenialy: kak meniaetsia rossiiskoe obshchestvo Millennials:
how Russian society is changing] (In Russ.). Moscow: Publishing House of the Higher
School of Economics, 224 p.
Twenge, J. 2018. Pokolenie selfi: kto takie millenialy i kak naiti s nimi obshchii
iazyk [Generation of selfies: who are millennials and how to find a common language
with them] (in Russ., Translated from English). Moscow: Eksmo, 336 p.
Twenge, J. 2019. Pokolenie I. Pochemu pokolenie Interneta utratilo buntarskii
dukh, stalo bolee tolerantnym, menee schastlivym i absoliutno ne gotovym ko
vzrosloi zhizni [Generation I. Why the Internet generation has lost its rebellious spirit,
113
КНИЖНАЯ ПОЛКА / BOOKSHELF
2022; 1: 108-114 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
has become more tolerant, less happy and absolutely not ready for adulthood] (in
Russ., Translated from English), Moscow, RIPOL classic, 406 p.
Twenge, J. 2021. Pokolenie aifona. Kto oni? [The iPhone generation. Who are
they?] (in Russ., Translated from the English). Moscow, RIPOL classic, 406 p.
Twenge, J., Campbell, K. 2009. The Narcissism Epidemic: Living in the Age of En-
titlement. New York: Simon & Schuster, 304 p.
Urry, J. 2016. Kak vygliadit budushchee? [What is the Future?] (In Russ., translat-
ed from English) Moscow, Delo Publishing House, 232 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
СУРГУЛАДЗЕ Вахтанг Шотович, кан-
Vakhtang Sh. SURGULADZE, Candi-
дидат философских наук, докторант
date of science (Philosophy), doctoral
Департамента политологии Фи-
candidate at the Department of political
нансового университета при Прави-
science of the Financial University under
тельстве Российской Федерации.
the Government of the Russian Federa-
Российская Федерация, 125993, Москва,
tion. 49,
Ленинградский проспект, 49
Leningradskiy prospect, Moscow 125993,
Russian Federation.
Статья поступила в редакцию / Received 7.10.2021.
Поступила после рецензирования / Revised 18.10.2021.
Принята к публикации / Accepted 20.10.2021.
114