Бартенев В.И. США и БАПОР: логика разрыва и нормализации взаимодействия
Bartenev, V.I. United States and UNRWA: Explaining Disruption and Normalization of Interaction
УДК 327.81
DOI: 10.31857/S2686673022100029
EDN: GVYMOI
США и БАПОР: логика разрыва
и нормализации взаимодействия
В.И. Бартенев
Институт востоковедения РАН;
Российская Федерация, 107131, Москва, ул. Рождественка, д.12;
МГУ имени М.В. Ломоносова,
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д.1.
Researcher ID: O-1421-2016
Scopus Author ID: 57188561575
РИНЦ ID: 627475
ORCID: 0000-0001-9804-0630
e-mail: vl_bartenev@mail.ru
Резюме. Статья посвящена перипетиям взаимодействия США с Ближневосточным
агентством ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР -
United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East). Обозначе-
ны различия в позициях ветвей власти по вопросу финансирования Агентства, а также
динамика углубления расхождений между Республиканской и Демократической парти-
ями при Б. Обаме. Выявлены причины и обстоятельства принятия командой Д. Трампа
беспрецедентного решения о прекращении взносов в БАПОР в 2018 г., а также реакция
на него в мире и в США. Показаны мотивы, побудившие администрацию Дж. Байдена
возобновить финансирование БАПОР в обмен на принятие Агентством ряда новых обя-
зательств, дана оценка неоднозначным последствиям этого шага.
Ключевые слова: США, БАПОР, ООН, палестинские беженцы, Израиль, произраль-
ское лобби, Конгресс, Д. Трамп, Дж. Байден
Для цитирования: Бартенев В.И. США и БАПОР: логика разрыва и нормализации
взаимодействия. США & Канада: экономика, политика, культура, 2022; 52(10): 19-39.
DOI: 10.31857/S2686673022100029
EDN: GVYMOI
United States and UNRWA: Explaining Disruption
and Normalization of Interaction
Vladimir I. Bartenev
Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences,
12 Rozhdestvenka, Moscow, 107131, Russian Federation;
Lomonosov Moscow State University
1 Leniskie Gory, Moscow, 119991, Russian Federation
Researcher ID: O-1421-2016
Scopus Author ID: 57188561575
РИНЦ ID: 627475
ORCID: 0000-0001-9804-0630
e-mail: vl_bartenev@mail.ru
Abstract. The paper examines twists and turns in the US policies towards the United
Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East (UNRWA). It
identifies key differences in the positions of the executive and the legislative branches, as well
as the deepening discrepancies between the Democrats and the Republicans on financing
UNRWA under the Obama administration. The paper identifies the logic behind and the
19
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 19-39
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
circumstances surrounding the Trump’s team unprecedented decision to end funding to the
UNRWA and the corresponding international and domestic reaction. Also it studies the
motives behind the Biden administration’s decision to resume aid through the UNRWA in the
exchange for the Agency’s new commitments and assesses ambivalent implications of this
action.
Keywords: United States, UNRWA, United Nations, Palestinian refugees, Israel, Israel
lobby, Congress, Donald Trump, Joseph Biden
For citation: Ваrtenev V.I. United States and UNRWA: Explaining Disruption and
Normalization of Interaction. USА & Canada: Economics, Politics, Culture. 2022; 52 (10): 19-
39 (In Russ.). DOI: 10.31857/S2686673022100029
EDN: GVYMOI
ВВЕДЕНИЕ
Приход к власти в январе 2021 г. президента Дж. Байдена породил большие
ожидания касательно «нормализации» внешней политики США после правления
Д. Трампа, многими воспринятого как аберрация [Haass R. 2020]. «Девиантное»
поведение США на мировой арене в 2017-2021 гг. проявилось в том числе в серии
резонансных решений по прекращению участия в многосторонних организациях
и соглашениях. При Д. Трампе США вышли из Транстихоокеанского партнёрства
(ТТП), Парижского соглашения по климату, прекратили работу в Совете по пра-
вам человека (СПЧ) ООН, вышли из состава ЮНЕСКО, Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), прекратили финансирование Ближневосточного
агентства ООН по помощи палестинским беженцам и организации работ
(БАПОР).
Дж. Байден уже денонсировал почти все эти решения. При этом российские
эксперты - за редким исключением [Карасова Т.Д. 2021: 162-163] - не заметили
нормализации отношений с БАПОР - учреждением с 70-летней историей, от
которого сегодня зависит судьба 5,7 млн палестинцев - беженцев и их потомков
на Западном берегу реки Иордан, в Секторе Газа, а также в Иордании, Ливане и
Сирии. Не в полной мере было осмыслено и беспрецедентное решение админи-
страции Д. Трампа, поставившее под угрозу возможность Агентства выполнять
свои обязательства. Оно затрагивалось в отдельных работах специалистов по
Ближнему Востоку, но либо пунктиром [Хлебникова Л.Р. 2018: 93]; [Давыдов А.,
Самарская Л. 2020: 45,48], либо более обстоятельно, но без отдельного фокуса на
предыстории и процессе его принятия [Мелконян С.Г. 2019].
Цель статьи - восполнить этот пробел, а также выявить как мотивы принятия
зеркальных решений администрациями Д. Трампа и Дж. Байдена, так и повли-
явшие на них факторы.
Однако прежде представляется необходимым дать краткий обзор взаимо-
действия Вашингтона и БАПОР до 2017 г. (начало президентства Д. Трампа).
20
Бартенев В.И. США и БАПОР: логика разрыва и нормализации взаимодействия
Bartenev, V.I. United States and UNRWA: Explaining Disruption and Normalization of Interaction
США КАК ОСНОВНОЙ ДОНОР БАПОР:
РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ
Соединённые Штаты сыграли важную роль в учреждении БАПОР в 1949 г. и
всё это время были его крупнейшим донором. Объёмы американских взносов,
которые производились по статье «Помощь мигрантам и беженцам» и админи-
стрировались Бюро по народонаселению, беженцам и миграции Госдепарта-
мента, постоянно росли - параллельно с увеличением бюджета Агентства по ме-
ре расширения круга бенефициаров его программ. За 70 лет - с 1948 по 2018 г.
оно выросло в 8 раз - с 700 тыс. долл. до 5,4 млн в 2018 г. (а совокупный объём
взносов США составил 6,25 млрд долл.) [1]. Произошло это, главным образом,
вследствие выбора Агентством особого определения понятия «беженец» - от-
личного от используемого Управлением Верховного комиссара по беженцам
ООН (УВКБ ООН), что позволило включать в эту категорию как людей, изна-
чально покинувших свою родину в 1948 г., так и их потомков, при этом БАПОР
не обрело полномочий по международной защите палестинских беженцев
[Иванов Ю.В. 2011: 43-44].
На протяжении полувека финансирование БАПОР осуществлялось Ва-
шингтоном - по сути вне зависимости от динамики палестино-израильского
конфликта. В поле зрения высшего руководства США этот вопрос попадал
лишь в тех случаях, когда возникала потребность в удовлетворении чрезвы-
чайных нужд палестинцев. Тогда президент - в соответствии с установленным
порядком - давал поручение госсекретарю о выделении дополнительных
средств по статье «Чрезвычайная помощь беженцам и мигрантам». Такие дей-
ствия предпринимались в общей сложности 7 раз: Р. Рейганом в 1987 г.
(4,25 млн долл. для БАПОР и Международного комитета Красного Креста - на
помощь палестинским беженцам в Ливане) и в 1988 г. (2 млн для БАПОР - на
помощь беженцам на Западном берегу реки Иордан), Дж. Бушем-старшим в
1990 г. (7 млн) и в 1991 г. (5 млн), а также Дж. Бушем-младшим трижды: в 2002-
2004 гг. в связи с Интифадой Аль-Аксы - по 20 млн в 2002 и 2004 гг. и 26 млн
долл. в 2003 году.
Вне связи с выделением дополнительных траншей был подписан лишь один
документ - распоряжение У. Клинтона от 14 июля 1994 г., которое признавало за
палестинскими беженцами на Ближнем Востоке право на получение помощи и
оговаривало, что такая помощь «будет содействовать реализации внешнеполи-
тических интересов США» [2]. В Вашингтоне исходили из того, что финансиро-
вание БАПОР способствует поддержанию стабильности как в Израиле, так и в
сопредельных арабских государствах, принявших большое число палестинских
беженцев, в первую очередь - в Иордании.
21
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 19-39
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Схожей логикой руководствовался и Конгресс, хотя, начиная с конца 1990-х
годов, Агентство всё чаще стало подвергаться там критике. В 1999 г. была приня-
та поправка к закону «О международной помощи», которая обусловила финан-
сирование БАПОР гарантиями того, что ни один бенефициар [программ
Агентства] не проходит военную подготовку в какой-либо повстанческой орга-
низации и не причастен к террористическим актам (ст. 301с.) [3]. В 2003 г. это
положение было дополнено требованием к Счётной палате США предоставлять
регулярные отчёты в Конгресс о выполнении Госдепартаментом данного пред-
писания [4].
В последующие 15 лет вопросы пересмотра порядка взаимодействия с
БАПОР поднимались в Конгрессе не менее 10 раз. Первой в ряду таких иници-
атив можно упомянуть проект параллельно принимаемой резолюции
(concurrent resolution), внесенный И. Роз-Лехтинен (республиканка, штат Фло-
рида) и Ф. Паллоне-младшим (демократ, штат Нью-Джерси) в Комитет по
международным делам Палаты представителей в октябре 2003 г. В ней предла-
галось обозначить заинтересованность Конгресса в том, чтобы: 1) БАПОР
учредило программу и график переселения на постоянное место жительства
всех палестинских беженцев; 2) Агентство немедленно изъяло «антисемитские
и антиизраильские учебные материалы, используемые в образовательных
учреждениях, функционирующих под его эгидой», и гарантировало неис-
пользование объектов БАПОР для хранения оружия; 3) арабские страны при-
няли значимое число беженцев и начали играть более заметную роль в финан-
сировании БАПОР [5]. В поддержку проекта резолюции выступили 22 члена
Палаты представителей (13 демократов и 9 республиканцев), но он даже не
прошёл через комитет.
В 2006 г. была предпринята попытка ужесточения условий выделения по-
мощи Агентству - через проект закона «О приверженности БАПОР этическим
принципам»
[6], внесенный в Палату представителей республиканцами
М. Керком из Иллинойса и будущим вице-президентом США М. Пенсом (Ин-
диана) и двумя демократами - Т. Лантосом (Калифорния) и С. Ротманом (Нью-
Джерси). Проект требовал обусловить помощь БАПОР заверением президента
в том, что Агентство «не препятствует достижению устойчивого решения во-
проса о палестинских беженцах на Западном берегу реки Иордан и в Секторе
Газа и утрате ими статуса беженца»; а также предоставлением госсекретарём
отчёта о том:
- в какой степени БАПОР «способствует решению проблемы беженцев, а в
какой увековечивает её»;
- насколько программы БАПОР содействуют и насколько препятствуют пе-
ремещению палестинцев из лагерей беженцев [на постоянное место жительства]
и обретению ими экономической независимости;
22
Бартенев В.И. США и БАПОР: логика разрыва и нормализации взаимодействия
Bartenev, V.I. United States and UNRWA: Explaining Disruption and Normalization of Interaction
- имеет ли БАПОР долгосрочный план предоставления рабочих мест и крова
палестинским беженцам и прекращения оказания услуг;
- в какой степени включает в свои учебные материалы антисемитские эле-
менты, отрицающие права Израиля на существование.
Данная инициатива набрала лишь 20 сторонников (из них 16 - республикан-
цев) и также «умерла» в профильном комитете.
Однако после прихода к власти Б. Обамы (2009-2017) жёсткость условий, ко-
торые республиканцы готовы были выставить БАПОР, только возросла. В 2010 г.
И. Рос-Лехтинен был внесен проект закона с весьма показательным полным
названием «О подотчетности средств, предоставляемых американскими налого-
плательщиками на цели оказания гуманитарной помощи палестинским бежен-
цам» (курсив мой. - В.Б.) [7]. Он предполагал обусловить помощь Агентству по-
лучением заверений от госсекретаря в том, что: 1) ни одно лицо, аффилирован-
ное с БАПОР, не является членом иностранной террористической организации,
не вело антиамериканскую, антиизраильскую и антисемитскую пропаганду, не
использовало ресурсы Агентства для распространения агитационных материа-
лов политического характера, связанных с израильско-палестинским конфлик-
том; 2) ни один объект БАПОР не используется иностранной террористической
организацией; 3) ни одно образовательное учреждение под его эгидой не ис-
пользует учебные материалы, содержащие антиамериканскую, антиизраиль-
скую и антисемитскую риторику; 4) Агентство является объектом всеобъемлю-
щего финансового аудита, осуществляемого независимой и пользующейся меж-
дународным авторитетом аудиторской фирмой; и 5) не имеет связей с какими-
либо финансовыми институтами, подозреваемыми США в причастности к от-
мыванию денег и финансированию терроризма.
Также в законе предполагалось зафиксировать мнение Конгресса о том, что:
президент и госсекретарь должны организовать дипломатическую кампанию на
самом высоком уровне для побуждения других наций к замораживанию взносов
в БАПОР до выполнения им обозначенных условий; палестинские беженцы,
ставшие гражданами других признанных государств, должны быть исключены
из числа бенефициаров программ БАПОР; определение палестинского беженца
должно быть приведено в соответствие с трактовкой, используемой Управлени-
ем верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), и ответствен-
ность за оказание помощи таким беженцам должна быть полностью передана
данному Управлению.
Указанный законопроект поддержали 25 коллег И. Рос-Лехтинен по партии,
но впервые ни один демократ не присоединился к инициативе, что обозначило
явную поляризацию позиций по вопросу о финансировании БАПОР. В новом
составе Конгресса, где большинство в Палате представителей получили респуб-
ликанцы, удалось инкорпорировать этот билль в проект закона «О транспа-
23
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 19-39
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
рентности, подотчётности и реформе ООН» 2011 г. Он был поддержан 142 рес-
публиканцами [8] (и четырьмя их однопартийцами в Сенате), а в сентябре
2013 г. был внесён вновь, причём количество со-спонсоров сократилось до 19 че-
ловек [9] (в Сенате остались те же четыре) [10]. Этот законопроект прошёл про-
фильный комитет, но не был поддержан полным составом Палаты представите-
лей. Неудача не помешала М. Рубио (штат Флорида) в 2014 г. внести проект за-
кона под полным названием «О противодействии терроризму и продвижении
реформ в Палестинской национальной администрации и ООН», призванного
изменить текст статьи 301с закона «О международной помощи», и запретить
финансирование БАПОР до получения упомянутых заверений от госсекретаря
[11]. Поддержал его, впрочем, только небезызвестный сенатор Т. Круз из Техаса.
Спустя два месяца аналогичный законопроект был внесен и И. Рос-Лехтинен в
Палату представителей незадолго до промежуточных выборов - без всяких шан-
сов на прохождение: его поддержало рекордно малое число членов Палаты -
всего трое [12]. Та же участь ждала и внесённый ею же через год проект закона
«О противодействии разжиганию ненависти и терроризму в рамках финанси-
рования БАПОР» [13].
С. Розен, четверть века отработавший в Американо-израильском комитете
по общественным связям (АИКОС, American Israel Public Affairs Committee,
AIPAC), первым обратил внимание на отсутствие активного лоббирования
упомянутых законопроектов со стороны АИКОС, никогда, впрочем, не стес-
нявшегося критиковать БАПОР. Это, в свою очередь, он объяснил позицией
израильских силовых ведомств, в частности, Министерства обороны, которое
всегда видело в деятельности агентства одно из средств предотвращения ради-
кализации палестинцев. Схожего видения придерживалось и американское
внешнеполитическое ведомство. В случае попыток «независимых произраиль-
ски настроенных сил» продвинуть инициативу по прекращению или обуслов-
ливанию финансирования БАПОР на Капитолийском холме Госдепартамент
мог выйти на связь с Тель-Авивом и попросить израильскую сторону дать сиг-
нал АИКОС принять меры, чтобы умерить эту активность. С. Розен указывал и
на наличие других факторов, в том числе лоббирование БАПОР своих интере-
сов на Капитолийском холме, но отмечал принципиальность юридической
стороны вопроса и призывал к изменению используемого агентством опреде-
ления статуса беженца, противоречащего в том числе и нормам американского
законодательства [Rosen S.J. 2014]. И как раз на этом направлении кое-что рес-
публиканцам удалось сделать.
Ещё в 2012 г. по инициативе сенатора М. Кирка (Иллинойс) в сопроводи-
тельный отчёт Сената к очередному закону «О финансировании Госдепарта-
мента, международных операций и связанных программ» было включено пред-
писание внешнеполитическому ведомству в течение года представить в Кон-
24
Бартенев В.И. США и БАПОР: логика разрыва и нормализации взаимодействия
Bartenev, V.I. United States and UNRWA: Explaining Disruption and Normalization of Interaction
гресс отчёт с указанием числа оставшихся в живых палестинцев, покинувших
свои дома в 1948 г., а также описанием того, в какой степени предоставление им
услуг способствует реализации интересов США и американских союзников в
области безопасности на Ближнем Востоке [14]. Госдепартамент предписание
проигнорировал, но через год оно было повторено [15]. Отчёт в итоге Госдепар-
тамент подготовил, но решил его засекретить и не предоставлять [16], тем самым
только усилив стремление республиканцев изменить порядок взаимодействия с
БАПОР.
Таким образом, ко времени прихода к власти администрации Д. Трампа в
январе 2017 г. проблема финансирования БАПОР уже стала одной из «веч-
ных тем» и обсуждалась в профильных комитетах в каждом составе Конгрес-
са. Отдельные законодатели считали важным её педалировать - вероятно, в
надежде получить голоса консервативных американских евреев на выборах.
Однако за время правления Б. Обамы двухпартийный консенсус по вопросу о
необходимости перемен рассыпался, и тему стали поднимать только респуб-
ликанцы. Демократическая администрация Б. Обамы, напротив, всячески
хотела её заретушировать. Однако с приходом Д. Трампа и его команды всё
изменилось.
СВЁРТЫВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ Д. ТРАМПЕ:
АБЕРРАЦИЯ ИЛИ НЕИЗБЕЖНОСТЬ?
В повестке дня администрации Д. Трампа вопрос о финансировании БАПОР
встал в конце 2017 г. - вскоре после признания Соединёнными Штатам Иеруса-
лима столицей Израиля, на которое палестинская сторона в лице президента Гос-
ударства Палестина М. Аббаса отреагировала прекращением контактов с Ва-
шингтоном. Впервые о долгожданном - для республиканцев в Конгрессе - реше-
нии о пересмотре модели взаимодействия с агентством стало известно из уст по-
стоянного представителя США при ООН Никки Хейли, которая пригрозила, что
США прекратят финансировать БАПОР, если палестинцы не вернутся за стол
переговоров [17]. Эту идею продвигал зять президента Дж. Кушнер, занявший в
новой администрации пост старшего советника и курировавший вопросы пале-
стино-израильского урегулирования. 11 января 2018 г. он писал своим коллегам, в
частности старшему специальному советнику президента по обеспечению мира
на Ближнем Востоке Дж. Гринблату: «Важно запустить честную кампанию по
подрыву позиций БАПОР. Это агентство увековечивает статус-кво, оно насквозь
коррумпировано, неэффективно и не помогает делу мира» [18].
Показательно, что уже тогда представители и Госдепартамента, и Министер-
ства обороны, и структур Разведывательного сообщества выступили против, опа-
саясь, что такой шаг США может спровоцировать эскалацию напряжённости в
25
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 19-39
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
регионе [17]. Администрацию это, впрочем, не остановило. Уже в январе 2018 г.
Белый дом объявил об одновременной приостановке помощи палестинцам по
двусторонней линии и взносов в БАПОР - агентству было перечислено лишь
60 млн долл. - менее половины суммы первого запланированного транша в
125 млн [18]. Оставшиеся 65 млн были заморожены на время проведения админи-
страцией дополнительной «ревизии». Публично власти США обосновывали своё
решение стремлением побудить другие государства делать более крупные взносы
в БАПОР и подтолкнуть агентство к реформам [Lynch С. 2018b]; при этом подчёр-
кивалось, что палестинцев наказывают не за выход из переговоров. Однако реаль-
ных настроений в Белом доме это не отражало. Буквально на следующий день
В. Коатес, старший советник Дж. Гринблата, написала в аппарат СНБ: «БАПОР
должно разработать план самоликвидации и вхождения в состав УВКБ ООН к мо-
менту переутверждения его Устава в 2019 г.», подчеркнув, что эта мысль развивает
идеи, высказанные ранее Дж. Кушнером, Дж. Гринблатом и Н. Хейли [Lynch C.
2018a].
Решение Белого дома по БАПОР вызвало весьма бурную реакцию. С его кри-
тикой выступил Генеральный секретарь ООН А. Гуттериш, представители
крупнейших гуманитарных МНПО мира и др. Палестинская сторона осудила
Белый дом, но представители израильского правительства Б. Нетаньяху, напро-
тив, действия администрации Д. Трампа приветствовали [19]. Реакция в США
оказалась смешанной. Ликовали только республиканцы, тогда как демократы
шаг Белого дома раскритиковали, солидаризировавшись с мнением правоза-
щитных организаций. 70 конгрессменов и 10 сенаторов от Демократической
партии направили письма в администрацию с просьбой возобновить оказание
помощи БАПОР, ссылаясь на остроту ситуации в Секторе Газа [20].
Не было единства и среди представителей произраильского лобби, достиг-
шего к этому моменту высокой степени поляризации [Давыдов А., Самарская Л.
2020]; [Waxman D. and Pressman J. 2021]. Правоконсервативные произраильские
организации поддержали решение Белого дома, но леволиберальная «Джей-
стрит» (J Street) выступила с жёсткой критикой. Её президент Дж. Бен-Ами за-
явил: «Тот факт, что администрация Д. Трампа использует гуманитарную по-
мощь [курсив мой. - В.Б.] школам и больницам в качестве кнута для наказания
тех, кто выражает несогласие с её политическими решениями, вызывает глубо-
кую обеспокоенность» [19].
Решение об удержании части финансирования, впрочем, оказалось лишь
прелюдией к ещё более радикальному шагу, на котором, судя по всему, настоял
Дж. Кушнер. В своей атаке на БАПОР он руководствовался, по всей видимости,
стремлением лишить бóльшую часть палестинских беженцев их статуса и тем
самым вывести этот вопрос за рамки палестино-израильских переговоров
[Lynch С. 2018a].
26
Бартенев В.И. США и БАПОР: логика разрыва и нормализации взаимодействия
Bartenev, V.I. United States and UNRWA: Explaining Disruption and Normalization of Interaction
На это же был нацелен и запрос на рассекречивание отчёта Госдепартамента
о палестинских беженцах 2015 г., поданный от имени Американского центра
права и юстиции (American Center for Law and Justice) - организации, отстаиваю-
щей интересы евангелических христиан, - командой юристов во главе с Дж. Се-
куловом. Запрос был удовлетворён 13 июля 2018 г., но конкретное число изна-
чальных беженцев было в документе заретушировано [21], что дало повод рес-
публиканцам в Конгрессе начать новую кампанию. 19 июля конгрессменом
Д. Ламборном из Колорадо был внесён проект закона «О реформировании
БАПОР и поддержке беженцев», который предлагал не просто ограничить по-
мощь США только первоначальным беженцам, но и перенаправить через
Агентство по международному развитию (АМР) удержанные в результате свёр-
тывания взносов в БАПОР средства на оказание поддержки их потомкам [22].
Эта идея отражала извечное стремление республиканцев чётче артикулировать
национальные интересы США при оказании внешней помощи.
По словам представителей Организация освобождения Палестины (ООП),
летом 2018 г. Дж. Кушнер прорабатывал вопрос о перенаправлении средств,
предназначавшихся БАПОР, правительству Иордании для компенсации издер-
жек на оказание помощи палестинцам, если Амман согласится лишить их статуса
беженца. Однако иорданская сторона отвергла это предложение. Более того, ми-
нистр иностранных дел Иордании А. Сафади встречался с Дж. Гринблатом и гос-
секретарем М. Помпео, пытаясь убедить их продолжить финансирование БАПОР
и подчёркивая возможные губительные последствия дефицита средств (к тому
моменту он уже составлял около 200 млн долл., несмотря на предоставление дру-
гими странами дополнительных 238 млн [Lynch С. 2018c].
Поколебать решимость ключевых фигур в администрации прекратить фи-
нансирование БАПОР могли представители Израиля. По некоторым данным
[20], израильские власти даже просили США сворачивать финансирование
агентства постепенно и продолжать направлять помощь в Сектор Газа (за это
выступали представители силовых ведомств). Но, по данным газеты «Таймс оф
Израэл» (Times of Israel), в один момент Б. Нетаньяху, не раз критиковавший
агентство публично, не посоветовавшись со своими советниками, призвал
Д. Трампа обрубить всю помощь БАПОР [23].
Окончательное решение было принято в Вашингтоне - вопреки всем
предостережениям - в начале августа 2018 г. на встрече Дж. Кушнера и
М. Помпео. Причём администрация заранее уведомила о нём правительства
ключевых стран региона. Официальное объявление Госдепартамент сделал,
выбрав следующие формулировки: «Базовая модель ведения дел и фискаль-
ные практики БАПОР, неразрывно связанные с бесконечным расширением
круга бенефициаров, являются неустойчивыми и многие годы находятся в
кризисе. Палестинцы, где бы они ни жили, заслуживают большего, чем эта
27
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 19-39
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
кризисная модель предоставления услуг. Они заслуживают предоставления
возможности планировать своё будущее» [24]. Хотя амбициозный План США
по ближневосточному урегулированию («сделка века»), который разрабаты-
вался в это время в Белом доме в обстановке строжайшей секретности под ру-
ководством Дж. Кушнера и был представлен общественности лишь полтора
года спустя, здесь не упоминался, последний тезис коррелировался с его ос-
новными положениями напрямую.
Радикальный шаг правительства Д. Трампа встал в один ряд с другими эпи-
зодами приостановки участия США в отдельных учреждениях системы ООН, в
каждом из которых был израильский/палестинский «след». В их числе: решение
администрации Дж. Форда (1974-1977) о выходе из МОТ в 1975 г., принятое сре-
ди прочего и в связи с предоставлением организацией статуса наблюдателя
ООП; решение администрации Р. Рейгана о выходе из состава ЮНЕСКО, в том
числе и в связи с чрезмерной политизацией её деятельности, включая одобрение
«антиизраильских» резолюций 1974 г.; приостановка администрацией Б. Обамы
выплат членских взносов в ЮНЕСКО на фоне принятия в неё Палестины в ста-
тусе полноправного члена; уведомление Генерального секретаря ЮНЕСКО
12 декабря 2017 г. о повторном выходе США, в том числе и по причине «антииз-
раильской предвзятости организации» [25].
В случае с БАПОР прекращение американского финансирования затрагива-
ло напрямую миллионы палестинских беженцев и более десяти тысяч сотруд-
ников агентства - крупнейшего работодателя в Секторе Газа [26]. Как следствие,
действия США вызвали широкий резонанс. С особо резкими высказываниями
выступил Генеральный комиссар БАПОР П. Крахенбюль. Организация лиша-
лась своего основного донора, и финансовые последствия не заставили себя
ждать. Благодаря дополнительным взносам других стран БАПОР удалось в 2018 г.
собрать 823 млн долл., считая 60 млн, предоставленные США в январе 2018 г., и
покрыть потребности (819 млн долл.). Однако затем эта цифра резко снизилась -
до 590 млн в 2019 г. (при бюджете в 750 млн) и 583 млн в 2020 г. (при бюджете в
806 млн долл.) [27].
Многочисленные свидетельства плачевных последствий решения админи-
страции Д. Трампа не мешали её членам оправдывать его - преимущественно в
выступлениях перед правоконсервативными произраильскими организациями.
В актив Белому дому это решение записали и советник президента по нацио-
нальной безопасности Дж. Болтон в выступлении в ноябре 2018 г. перед крайне
правой Сионистской организацией Америки [28], и вице-президент М. Пенс в
выступлениях на ежегодных конференциях АИКОС в марте 2019 и в 2020 г. и на
съезде сотрудничающей с АИКОС организации «Объединённые христиане за
Израиль». Причём всякий раз упоминание об этом решении сопровождалось
аплодисментами [29].
28
Бартенев В.И. США и БАПОР: логика разрыва и нормализации взаимодействия
Bartenev, V.I. United States and UNRWA: Explaining Disruption and Normalization of Interaction
Впрочем, оставалось неясным, чего добилась администрация. Вернуть пале-
стинцев за стол переговоров не удалось, да и вряд ли это было возможно с учё-
том других решений команды Д. Трампа на палестинском треке. Экономия
средств (порядка 350 млн долл. в год) была не столь значительной, чтобы это
оценили американские налогоплательщики. Но Вашингтон утратил возмож-
ность добиваться каких-либо уступок от агентства - в том числе и в рамках про-
цедуры утверждения его нового Устава в 2019 г. Оно проходило на фоне громко-
го коррупционного скандала с участием П. Крахенбюля, обвинённого в нецеле-
вом расходовании средств; только США и Израиль голосовали против продле-
ния мандата агентства.
Перевернуть «чёрную страницу» в истории взаимодействия с БАПОР в этих
условиях могла только новая администрация. И преемник Д. Трампа на прези-
дентском посту - Дж. Байден - решил не только нормализовать взаимодействие
с БАПОР, но и попытаться наверстать упущенные республиканцами возможно-
сти.
НОРМАЛИЗАЦИЯ НА НОВЫХ УСЛОВИЯХ
Будучи кандидатом в президенты, Дж. Байден лично не затрагивал про-
блематику помощи палестинским беженцам. Но за неделю до выборов, в нояб-
ре 2020 г., его соратница К. Харрис в письменном интервью газете «Араб-
Америкен ньюс» (The Arab American News) заявила, что в случае победы на вы-
борах их администрация немедленно примет меры по восстановлению как
экономической, так и гуманитарной помощи палестинцам и по урегулирова-
нию гуманитарного кризиса [30]. И уже в первую неделю после инаугурации
Дж. Байдена, 26 января 2021 г., серьёзность этих намерений подтвердил и. о.
постоянного представителя США в ООН Р. Миллс. Он обозначил привержен-
ность новой администрации принципу «два государства для двух народов»,
готовность восстановить дипломатические отношения (офис ООП в Вашинг-
тоне был закрыт в сентябре 2018 г.), а также «возобновить программы помощи
США, которые поддерживают экономическое развитие и гуманитарную по-
мощь для палестинского народа». «Мы стремимся дезавуировать незаконные и
враждебные шаги, предпринятые администрацией Д. Трампа, и работать вме-
сте во имя мира» [31], - заявил дипломат.
Отмеченное ведущим научным сотрудником Отдела изучения Израиля и
еврейских общин ИВ РАН Т.А. Карасовой стремление «исправить однозначно
произральские перекосы политики Трампа» [Карасова Т.А., 2021: 162] было объ-
яснимо. Однако в вопросе финансирования БАПОР новая администрация не
была готова просто восстанавливать прежний статус-кво. Напротив, она решила
оказать максимальное давление на агентство, воспользовавшись заинтересован-
29
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 19-39
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ностью его нового руководства в возвращении главного донора - особенно на
фоне сокращения финансирования, в том числе со стороны ОАЭ и Бахрейна, -
после подписания ими «Соглашений Авраама» с Израилем 15 сентября 2020 г. в
Белом доме.
19 марта 2021 г. Генеральному комиссару БАПОР было направлено письмо за
подписью сотрудника Бюро народонаселения, беженцев и миграции Госдепар-
тамента Н.И. Джэксон с предложением подписать новое рамочное соглашение и
обозначить в нём конкретные общие цели и приоритеты, принципы монито-
ринга и оценки реализуемых агентством программ, коммуникации и укрепле-
ния партнёрских связей. Заканчивалось письмо недвусмысленным намеком:
«Получение от БАПОР ответа, подтверждающего наличие взаимопонимания,
позволит нашему Бюро выделить первый транш на финансирование сбора
средств на 2021 г.» [32]. Не прошло и десяти дней, как агентство дало ответ: оно
принимало все условия, предложив, правда, дополнить формулировку указан-
ной главной цели сотрудничества («эффективное предоставление гуманитар-
ной помощи и защиты, развитие и укрепление человеческого капитала среди
бенефициаров БАПОР») фразой: «до тех пор, пока не будет обеспечено всеобъ-
емлющее и устойчивое мирное урегулирование» [33]. Однако в итоговую вер-
сию эта фраза не вошла.
По факту получения письма из БАПОР 7 апреля 2021 г. в тот же день, когда
Дж. Байден подтвердил свою приверженность принципу «два государства для
двух народов» в телефонном разговоре с королем Иордании Абдаллой II, гос-
секретарь Э. Блинкен объявил о возобновлении помощи палестинцам как по
двусторонней, так и по многосторонней линии. Сумма первого транша должна
была составить 150 млн долл. В заявлении делался акцент на том, что партнёр-
ство США с БАПОР осуществляется на принципах нейтральности, подотчётно-
сти и транспарентности [34]. 25 мая во время официального визита в Рамаллу -
вскоре после 11-дневной войны между ХАМАС и Израилем - Э. Блинкен пообе-
щал, что Соединённые Штаты предоставят Агентству дополнительно 33 млн
долл. для преодоления гуманитарных последствий эскалации конфликта [35],
прибегнув, таким образом, к практике, применявшейся в период Интифады
Аль-Аксы. Он также особо оговорил, что вся помощь будет предоставляться в
соответствии с американским законодательством, пытаясь тем самым предотвра-
тить «критику справа».
Отмену одного из самых одиозных решений администрации Д. Трампа ру-
ководство БАПОР, а также функционеры ООН ожидаемо встретили с воодушев-
лением. Последние надеялись, что пример США вдохновит и другие страны-
доноры, существенно сократившие или заморозившие взносы в агентство, на то,
чтобы пересмотреть свою позицию [36]. Палестинцы шаг Белого дома горячо
30
Бартенев В.И. США и БАПОР: логика разрыва и нормализации взаимодействия
Bartenev, V.I. United States and UNRWA: Explaining Disruption and Normalization of Interaction
приветствовали, тогда как МИД Израиля [36] и его представитель при ООН
Г. Эрдан, напротив, его раскритиковали [37].
Решение исполнительной власти было воспринято в штыки и в американ-
ском Конгрессе. Многие влиятельные республиканцы в профильных комитетах
по международным отношениям Палаты представителей и Сената, в частности
конгрессмен М. Маккол (из Техаса) и сенатор Дж. Риш (штат Айдахо) сочли, что
возобновление помощи БАПОР без гарантий его реформирования «подрывает
интересы США» [36].
Впрочем, администрация сделала всё, чтобы отвести эти обвинения. 14 июля
2021 г. было подписано Рамочное соглашение о сотрудничестве США с БАПОР
на 2021-2022 гг. В нём прямо прописывалось, что возобновление финансирова-
ния потребует от агентства ряда преобразований. Так, руководство БАПОР обя-
залось:
- сообщать США о любых серьёзных нарушениях принципа нейтральности
и устранять их;
- принимать «все возможные меры, чтобы гарантировать, что предоставляе-
мое США финансирование не будет направляться отдельным террористам или
террористическим организациям»;
- проверять сотрудников БАПОР, бенефициаров оказываемой им помощи
и подрядчиков на их присутствие в Сводном перечне подсанкционных лиц
ООН,
- оперативно начинать расследования по факту получения достоверной ин-
формации о неправомерных действиях и принимать необходимые меры;
- «повысить эффективность проверки содержания учебников и принимать
меры по устранению любого контента, противоречащего принципам ООН в от-
ношении образовательных материалов» [38].
Таким образом, в соглашение были интегрированы почти все пункты, кото-
рые с 2010 г. включались республиканцами в проекты законов о подотчётности
БАПОР, за исключением, правда, самого главного - об изменении трактовки
статуса палестинского беженца. Сочтя, что все меры перестраховки приняты,
администрация спустя три дня после подписания соглашения перечислила
БАПОР второй транш в размере 135,8 млн, тем самым доведя сумму на
2021 фин. г. до 318 млн долларов.
Конгресс, однако, не был удовлетворён. Вскоре конгрессмен Р. Чип (респуб-
ликанец из Техаса) внёс очередной проект закона «О подотчётности и транспа-
рентности деятельности БАПОР», содержавший два любопытных нововведения.
Он предполагал обязать Госдепартамент, во-первых, разработать план, чтобы
побудить другие страны к согласованию их политики в отношении БАПОР с поли-
тическими целями США [курсив мой. - В.Б.], и во-вторых, предоставлять в Кон-
гресс отчёт о деятельности по переселению палестинских беженцев в соседние
31
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 19-39
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
арабские страны на постоянные места проживания [39]. Настрой Р. Чипа готовы
были поддержать не все его однопартийцы, не говоря уже о представителях Де-
мократической партии, - соспонсорами законопроекта стали только 37 респуб-
ликанцев. Идентичный проект был внесён и в Сенат Дж. Ришем - тогда его под-
держали 13 республиканцев [40], но в январе 2022 г., после того как он был вне-
сён вновь и прошёл уже два чтения [41], - лишь 6 сенаторов. Однопартийный
характер инициативы резко контрастирует с проектом закона «О продвижении
идей мира и толерантности в палестинском образовании», внесённым в Палату
представителей демократом Б. Шерманом (штат Калифорния) ещё 5 апреля
2021 г. (то есть до заявления Э. Блинкена о возобновлении помощи палестин-
цам), который требовал от Госдепартамента составлять отчёт о содержании
учебных программ, используемых в школах в зонах, контролируемых Палестин-
ской национальной администрацией или расположенных в Секторе Газа и кон-
тролируемых «любой другой организацией» [42]. Законопроект на данный мо-
мент поддержали 45 человек, из них - 12 демократов.
Крайне негативной оказалась и реакция палестинцев, направивших 2 сен-
тября 2021 г. Генеральному комиссару БАПОР Ф. Лазарини письмо с выражени-
ем протеста в связи с заключением соглашения с США [26]. 14 сентября пале-
стинские организации в Секторе Газа организовали конференцию на террито-
рии лагеря беженцев аш-Шати, протестуя против обусловливания финансиро-
вания БАПОР. А спустя два дня, 16 сентября, Объединённый комитет по бежен-
цам, который включает соответствующие комитеты основных палестинских
группировок - различных фракций ООП, ХАМАС и «Исламского джихада» -
выпустил заявление, где говорилось, что данное соглашение «налагает непри-
емлемые ограничения на предоставление финансирования и лишает проблему
палестинских беженцев её политического измерения, которое основывается на
гарантиях права возвращения» [26].
Однако администрация Дж. Байдена продолжает настаивать на своей по-
зиции. Перечисляя каждый новый транш (их общая сумма c учетом 201 млн
долл., обещанных президентом во время посещения в рамках ближневосточно-
го турне Западного берега реки Иордан 15 июля 2022 г., составила уже 618 млн
долл.), она не стесняется напоминать руководству БАПОР о взятых им новых
обязательствах. Власти США явно рассчитывают на то, что в условиях сохра-
няющегося дефицита финансирования агентство будет вынуждено их выпол-
нять.
32
Бартенев В.И. США и БАПОР: логика разрыва и нормализации взаимодействия
Bartenev, V.I. United States and UNRWA: Explaining Disruption and Normalization of Interaction
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Погружение в детали громкой истории с прекращением и последующим
возобновлением США финансирования БАПОР позволяет сделать следующие
выводы.
1. Решив прекратить перечислять средства БАПОР, администрация
Д. Трампа, несомненно, осуществила радикальный разрыв с многолетней
практикой, в соответствии с которой угроза статусу США как главного спонсо-
ра агентства, если исходила, то только от Конгресса, но никак не от Белого до-
ма. С другой стороны, в более широком контексте этот шаг выглядел даже за-
кономерным, поскольку подтвердил крайнюю важность «палестинской про-
блемы» для диалога США с учреждениями системы ООН. Он пополнил ряд
резонансных случаев, демонстрировавших готовность Белого дома прекращать
взаимодействие, когда на кону оказывались интересы главного союзника на
Ближнем Востоке - Израиля.
2. Свёртывание финансирования БАПОР командой Д. Трампа было обу-
словлено и другими факторами: резкой антипатией президента и его ближай-
ших советников к любым ограничениям, обусловленным членством США в
многосторонних организациях и соглашениях, а также стремлением минимизи-
ровать траты на внешнюю помощь в отсутствие зримых дивидендов. Однако,
пожалуй, главную роль сыграла позиция ближнего круга президента, в первую
очередь, его зятя Д. Кушнера, который смог, не изобретая никаких новых аргу-
ментов, продавить решение, к которому республиканцы в Конгрессе призывали
на протяжении десяти лет и которое с таким воодушевлением было встречено
правоконсервативной частью произраильского лобби.
3. В случае с администрацией Дж. Байдена нормализация взаимоотношений
с БАПОР также была логичной, учитывая общий акцент его команды на денон-
сацию наиболее одиозных решений предшественника, её мультилатералист-
ский настрой и, по крайней мере, декларативный возврат к принципу «двух
государств для двух народов». Однако тот факт, что демократы не просто возоб-
новили финансирование Агентства, а обусловили его требованиями, которые в
Конгрессе ранее выдвигали только республиканцы, свидетельствует как об их
стремлении выбить козырь у оппонентов, так и об изменении внутреннего кон-
текста принятия внешнеполитических решений в США. В текущих условиях
демократы не могут позволить себе расходовать бюджетные средства на внеш-
нюю помощь - особенно по многосторонней линии - так же свободно, как
раньше, и вынуждены ставить во главу угла вопросы подотчётности и «отдачи»
от вложенных средств.
4. Решение демократов, безусловно, спасает БАПОР от финансового краха и
позволит ему осуществлять свои функции без увольнения сотрудников или рез-
33
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 19-39
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
кого свёртывания поддержки для десятков тысяч бенефициаров. Вместе с тем,
выставление столь жёстких условий Агентству воспринимается крайне негатив-
но палестинцами, которые и без этого крайне разочарованы и среди которых
быстро растут «антинормализационные» настроения. Хотя дальнейшее ужесто-
чение политики США в отношении БАПОР - в направлении пересмотра опре-
деления палестинских беженцев - при нынешней администрации не представ-
ляется возможным, есть основания полагать, что давление в этом направлении
может усилиться, если на промежуточных выборах в Конгресс в ноябре текуще-
го года победят республиканцы. В случае же возвращения Д. Трампа на прези-
дентский пост (а оно всё ещё не кажется невероятным) финансирование БАПОР
может быть вновь прекращено.
ИСТОЧНИКИ
1. Zanotti J. U.S. Foreign Aid to the Palestinians. Updated December 12, 2018. CRS
Report #RS22968. Available at:
https://crsreports.congress.gov/product/pdf/RS/RS22967 (accessed: 15.06.2022).
2. Clinton W.J. Presidential Determination No. 94-33. July 14, 1994. Available at:
https://www.presidency.ucsb.edu/documents/memorandum-assistance-
palestinian-refugees (accessed: 15.06.2022).
3. Foreign Assistance Act of 1961, as amended through P.L. 116-6, Enacted
February 15, 2019. Available at:
https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/Foreign%20Assistance%20Act%20
Of%201961.pdf (accessed: 25.12.2021).
4. Consolidated Appropriations Resolution, 2003. Pub. L. 108-7. February 20, 2003.
117 Stat.
213. Available at: https://www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-
108publ7/pdf/PLAW-108publ7.pdf (accessed: 15.06.2022).
5. H.Con.Res.311. Introduced on October,
28,
2003.
Available at:
https://www.congress.gov/bill/108th-congress/house-concurrent-resolution/311
(accessed: 15.06.2022).
6. H.R.5278 - UNRWA Integrity Act. Introduced on May 3, 2006. Available at:
https://www.congress.gov/109/bills/hr5278/BILLS-109hr5278ih.pdf
(accessed:
15.06.2022).
7. H.R.5065 - UNRWA Humanitarian Accountability Act. Introduced on April 20,
2010. Available at: https://www.congress.gov/bill/111th-congress/house-bill/5065
(accessed: 15.06.2022).
8. H.R.2829 - United Nations Transparency, Accountability, and Reform Act of
2011.
Introduced
on
December
8,
2011.
Available
at:
https://www.congress.gov/bill/112th-congress/house-bill/2829
(accessed:
15.06.2022).
9. S.1313 - United Nations Transparency, Accountability, and Reform Act of 2013.
Introduced on July 17, 2013. Available at: https://www.congress.gov/bill/113th-
congress/senate-bill/1313 (accessed: 15.06.2022).
34
Бартенев В.И. США и БАПОР: логика разрыва и нормализации взаимодействия
Bartenev, V.I. United States and UNRWA: Explaining Disruption and Normalization of Interaction
10. H.R.3155 - United Nations Transparency, Accountability, and Reform Act of
2013.
Introduced
on
September
19,
2013.
Available
at:
https://www.congress.gov/bill/113th-congress/house-bill/3155/text
(accessed:
15.06.2022).
11. S.2766
- Palestinian and United Nations Anti-Terrorism Act of
2014.
Introduced on July 31, 2014. Available at: https://www.congress.gov/bill/113th-
congress/senate-bill/2766 (accessed: 15.06.2022).
12. H.R.5647- UNRWA Anti-Terrorism Act. Introduced on September 18, 2014.
Available
at:
https://www.congress.gov/bill/113th-congress/house-bill/5647
(accessed: 15.06.2022).
13. H.R.3829 - UNRWA Anti-Incitement and Anti-Terrorism Act. Introduced on
October
28,
2015.
Available
at:
https://www.congress.gov/bill/114th-
congress/house-bill/3829 (accessed: 15.06.2022).
14. Senate Report 112-172 - Department of State, Foreign Operations, and Related
Programs
Appropriations
Bill,
2013.
Available
at:
https://www.govinfo.gov/content/pkg/CRPT-112srpt172/html/CRPT-
112srpt172.htm (accessed: 15.06.2022)
15. Senate Report 113-81 - Department of State, Foreign Operations, and Related
Programs
Appropriations
Bill,
2013.
Available
at:
https://www.congress.gov/congressional-report/113th-congress/senate-report/81
(accessed: 15.06.2022)
16. Sekulow J., Gammill C.F., Sisney B.P. FOIA Request for Records Regarding
UNRWA Funding
‘Palestinian Refugees’. February
05,
2018. Available at:
http://media.aclj.org/pdf/FOIA-Request-to-DOS-for-Records-Regarding-
UNRWA-Funding-Palestinian-Refugees_02-08-2018_Redacted.pdf
(accessed:
15.06.2022)
17. Kershner I. Trump’s Threat to Cut Palestinian Aid Worries Many in Israel //
The New York Times. 03.01.2018.
18. U.S. Department Spokesperson Heather Nauert - Department Press Briefing.
16.01.2018. Available at: https://2017-2021.state.gov/briefings/department-press-
briefing-january-16-2018/index.html (accessed: 15.06.2022).
19. Harris G., Gladstone R. U.S. Withholds $65 Million from U.N. Relief Agency
for Palestinians //The New York Times. 16.01.2018
20. Zanotti J., Margesson R. Decision to Stop U.S. Funding of UNRWA (for
Palestinian Refugees). CSR Insight #IN10964. September 7, 2018. Available at:
https://www.everycrsreport.com/reports/IN10964.html
(accessed:
15.06.2022).
21. U.S. Department of State. Report to Congress on Protracted Refugee Situations
(U).
14.01.2015.
[Unclassified
-
13.07.2018].
Available
at:
http://media.aclj.org/pdf/UNRWA-072018.pdf (accessed: 15.06.2022)
22. H.R.6451 - UNRWA Reform and Refugee Support Act of 2018. Introduced on
July 19, 2018. Available at: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-
bill/6451 (accessed: 15.06.2022).
35
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 19-39
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
23. Report: PM Lobbied US to Defund UNRWA Without Consulting Cabinet,
security heads // Times of Israel. 02.09.2018.
24. U.S. Department of State Spokeperson Heather Nauert - Press Statement on
U.S.
Assistance
to
UNRWA.
31.08.2018.
Available
at:
https://geneva.usmission.gov/2018/08/31/state-department-press-statement-on-u-
s-assistance-to-unrwa/ (accessed: 15.06.2022).
25. The United States Withdraws from UNESCO. Press Statement by Heather
Nauert, State Department Spokesperson. October 12, 2017. Available at: https://2017-
2021.state.gov/the-united-states-withdraws-from-unesco/index.html
(accessed:
15.06.2022).
26. Gaza Factions Increase Calls to Revoke US-UNRWA Agreement // Al-
Monitor.
23.09.2021.
Available
at:
https://www.al-
monitor.com/originals/2021/09/gaza-factions-increase-calls-revoke-us-unrwa-
agreement (accessed: 15.06.2022).
27. Lindsay J.G. A Missed Opportunity in America’s Refunding of UNRWA //
The Washington Institute for Near East Policy. PolicyWatch
3529.
02.09.2021.
Available
at:
https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/missed-
opportunity-americas-refunding-unrwa (accessed: 15.06.2022).
28. Remarks by National Security Advisor Ambassador John Bolton to the Zionist
Organization
of
America.
November
05,
2018.
Available
at:
https://www.presidency.ucsb.edu/documents/remarks-national-security-advisor-
ambassador-john-bolton-the-zionist-organization-america (accessed: 15.06.2022).
29. Remarks by the Vice President Mike Pence at the 2019 AIPAC Policy
Conference.
25.03.2019.
Available
at:
https://www.presidency.ucsb.edu/documents/remarks-the-vice-president-the-2019-
aipac-policy-conference (accessed: 15.06.2022).
30. Levine C. Kamala Harris: We Will Restore Aid to Palestinians, Renew Ties //
The Jerusalem Post. 03.09.2020.
31. Lederer E.M. U.S. Announces Restoration of Relations with Palestinians //
Associated Press.
26.01.2021. Available at: https://apnews.com/article/joe-biden-
world-news-israel-united-nations-a5f546bf188f808ba29f381d76d44729
(accessed:
15.06.2022).
32. Letter from Ms. Nancy Izzo Jackson, Senior Bureau Official, Bureau of
Population, Refugees, and Migration (BRM), U.S. Department of State to Mr. Philippe
Lazzarini. Commissioner General, UNRWA.
19.03.2021.
Available at:
https://www.state.gov/wp-content/uploads/2021/07/UNRWA-Exchange-of-
Letters-PRM-Letter-to-CG-PLazzarini-Signed-19-March-2021.pdf
(accessed:
15.06.2022).
33. Letter from Mr. Philippe Lazzarini, Commissioner General, UNRWA to Ms.
Nancy Izzo Jackson, Senior Bureau Official, U.S. Department of State (BRM).
29.03.2021.
Available
at:
https://www.state.gov/wp-
content/uploads/2021/07/UNRWA-Exchange-of-Letters-CG-PLazzarini-Response-
to-Exchange-of-Letters-29-March-2021.pdf (accessed: 15.06.2022).
36
Бартенев В.И. США и БАПОР: логика разрыва и нормализации взаимодействия
Bartenev, V.I. United States and UNRWA: Explaining Disruption and Normalization of Interaction
34. Blinken A.J. The United States Restores Assistance for the Palestinians. Press
Statement. 07.04.2021. Available: https://www.state.gov/the-united-states-restores-
assistance-for-the-palestinians/ (accessed: 15.06.2022).
35. U.S. Secretary of State Antony J. Blinken’s Remarks to the Press. 26.05.2021.
Available
at:
https://reliefweb.int/report/occupied-palestinian-territory/us-
assistance-palestinian-people (accessed: 15.06.2022).
36. Lee M. US Resumes Funding to UN Agency for Palestinian Refugees //
Associated Press. 08.04.2021. Available at: https://apnews.com/article/donald-trump-
israel-united-nations-west-bank-804eb7a723fb35136452ea2426994a23
(accessed:
15.06.2022).
37. U.S. Congressmen Seek to Introduce Bill Banning UNRWA Donations //
Middle
East
Monitor.
29.07.2021.
Available
at:
https://www.middleeastmonitor.com/20210729-us-congressmen-seek-to-introduce-
bill-banning-unrwa-donations/ (accessed: 15.06.2022).
38. Framework for Cooperation Between the United Nations Relief and Works
Agency for Palestine Refugees in the Near East and the United States of America,
2021-2022
July
14,
2021.
Available
at:
https://www.state.gov/wp-
content/uploads/2021/07/2021-2022-US-UNRWA-Framework-Signed.pdf (accessed:
15.06.2022).
39. H.R.4721 - UNRWA Accountability and Transparency Act. Introduced on July
27,
2021. Available at: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-
bill/4721 (accessed: 15.06.2022).
40. S.2479 - UNRWA Accountability and Transparency Act. Introduced July 27,
2021. Available at: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/senate-bill/2479
(accessed: 15.06.2022).
41. S.3467 - UNRWA Accountability and Transparency Act. Introduced on
January
10,
2022.
Available
at:
https://www.congress.gov/bill/117th-
congress/senate-bill/3467 (accessed: 15.06.2022).
42. H.R.2374 - Peace and Tolerance in Palestinian Education Act. Introduced on
April 05, 2021. Available at: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-
bill/2374 (accessed: 15.06.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Давыдов А., Самарская Л. «Особые отношения» США и Израиля: структур-
ные основы и фактор Трампа. Мировая экономика и международные отношения.
2020. Т.64. No.10. C.40-51. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-10-40-51
Иванов Д.В. Палестинские беженцы и международное право. Московский
журнал международного права. 2011. № 3 (83). С. 30-49.
Карасова Т.А. Приоритеты и возможная стратегия администрации Дж. Бай-
дена в отношении урегулирования палестино-израильского конфликта. Восток
(Oriens). 2021. № 6. С. 157-167. DOI:10.31857/S086919080017648-9
Мелконян С.Г. Кризис в Ближневосточном агентстве ООН для помощи па-
лестинским беженцам и организации работ (БАПОР): причины и последствия
Роль международных организаций в современном мире. Отв. ред. Т.В. Каширина, Д.А.
37
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 19-39
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Сидоров. М., Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2019. С. 221-
226.
Хлебникова Л Р. Политика США в отношении укрепления государственно-
сти на палестинских территориях (2001-2017 гг.). США & Канада: экономика, поли-
тика, культура. 2018. № 7. С. 92-106. DOI: 10.31857/S032120680000018-3
REFERENCES
Davydov A., Samarskaya L. 2020. The U.S. - Israel “Special Relations”:
Structural Foundations and Trump Factor. World Eсonomy and International
Relations. Vol. 64. No.10. P. 40-51 (In Russian). DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-
10-40-51
Ivanov D.V. 2011. Palestinian Refugees and International Law. Moscow Journal of
International Law. No. 3 (83). P. 30-49 (In Russian).
Karasova T.A. 2021. Biden Priorities and Possible Strategy for Palestinian-Israeli
Conflict Settlement. Vostok (Oriens).
2021.
No.
6.
P.157-167. DOI:
10.31857/S086919080017648-9 (In Russian)
Melkonyan S.G. 2019. Crisis Inside the UNRWA: Causes and Consequences. Role
of International Organizations in a Contemporary World. Ed. by T.V. Kashirina, D.A.
Sidorov. M., P. 221-226 (In Russian).
Khlebnikova L.R. 2018. The U.S. Approach to Palestinian State-building (2001-
2017). USA & Canada: Economics - Politics - Culture. No. 7. P. 92-106. Available at:
https://ras.jes.su/usa-canada/s032120680000018-3-1-en
DOI:
10.31857/S032120680000018-3 (In Russian).
Haass R. 2020. How Trump Unmade U.S. Foreign Policy. Foreign Affairs. Vol. 99.
No.5. P. 24-34. DOI: 10.4337/9781789902266.00034
Lynch C. 2018a. Trump and Allies Seek End to Refugee Status for Millions of
Palestinians.
Foreign
Policy.
03.08.2018.
Available
at:
https://foreignpolicy.com/2018/08/03/trump-palestinians-israel-refugees-
unrwaand-allies-seek-end-to-refugee-status-for-millions-of-palestinians-united-
nations-relief-and-works-agency-unrwa-israel-palestine-peace-plan-jared-kushner-
greenb/ (accessed: 15.06.2022).
Lynch C. 2018b. Trump Administration Seeks to Withhold Millions in Aid to
Palestinians
//
Foreign
Policy.
10.08.2018.
Available
at:
https://foreignpolicy.com/2018/08/10/palestine-aid-israel-gaza-west-bank-
trump-administration-to-withhold-millions-in-aid-to-palestinians/
(accessed:
15.06.2022).
Lynch C. 2018c. U.S. to End All Funding to U.N. Agency That Aids Palestinian
Refugees.
//
Foreign
Policy.
28.08.2018.
Available
at:
https://foreignpolicy.com/2018/08/28/middle-east-palestinian-israel-pompeo-
trump-kushner-u-s-to-end-all-funding-to-u-n-agency-that-aids-palestinian-refugees/
(accessed: 15.06.2022).
Rosen S.J. 2014. Why Has the U.S. Congress Done So Little About UNRWA? //
Justice. Winter 2014-2015. Available at: https://www.meforum.org/5113/congress-
unrwa#_ftn38 (accessed: 15.06.2022).
38
Бартенев В.И. США и БАПОР: логика разрыва и нормализации взаимодействия
Bartenev, V.I. United States and UNRWA: Explaining Disruption and Normalization of Interaction
Waxman D., Pressman J. 2021. The Rocky Future of the US-Israeli Special
Relationship
// The Washington Quarterly. Vol.
44.
No.2. P.75-93.
DOI: 1080/0163660X.2021.1934999
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ/INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
БАРТЕНЕВ Владимир Игоревич -
Vladimir I. BARTENEV, Cand. Sci.
кандидат исторических наук, старший
(History), Senior Research Fellow, Center
научный сотрудник Центра арабских
for Arab and Islamic Studies, Institute of
и исламских исследований Института
Oriental Studies, Russian Academy of
востоковедения РАН. Российская Фе-
Sciences,
12 Rozhdestvenka, Moscow,
дерация, 107131, г. Москва, ул. Рожде-
107131, Russian Federation;
ственка, д.12;
Associate
Professor,
Chair,
доцент кафедры международных
International Organisations and World
организаций и мировых политических
Political Processes; Director, Center for
процессов, директор Центра проблем
Security and Development Studies MSU
безопасности и развития факультета
Lomonosov Moscow State University.
мировой политики МГУ имени М.В.
1 Leniskie Gory, Moscow,
119991,
Ломоносова.
Russian Federation
Российская Федерация,
119991, г.
Москва, Ленинские горы, д.1
Статья поступила в редакцию / Received 15.06.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 27.06.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 29.06.2022.
39