ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 40-55
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
УДК 327.8
DOI: 10.31857/S2686673022100030
EDN: GWDVTW
Фактор США в современной внешней политике
Канады
М.В. Солянова
Институт мировой экономики и международных отношений
имени Е.М. Примакова Российской академии наук.
Российская Федерация, 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
РИНЦ ID: 912469
ORCID: 0000-0002-4974-4508 e-mail: solyanova.maria@gmail.com;
solyanova.maria@imemo.ru).
Резюме. Любой стране необходимо выстраивать свои отношения с граничащими с ней
государствами не только исходя из принципа добрососедства, но и для обеспечения нацио-
нальной и региональной стабильности и безопасности. А если страна граничит с таким ми-
ровым гигантом как Соединённые Штаты Америки, ей приходится адаптировать свою внеш-
нюю политику, учитывая историю двустороннего взаимодействия и взаимозависимости, а
также глобальное экономическое и политическое влияние США, их роль на мировой арене.
Так, определяющим фактором формирования внешней политики Канады является её геост-
ратегическое положение. Территориальная близость с одной из влиятельнейших мировых
держав не могла не воздействовать на мировоззренческие ориентиры Оттавы в международ-
ных отношениях. Рассмотрение внешней политики Канады с точки зрения двусторонних
отношений с США может дать более полное представление о характере современной канад-
ской внешнеполитической стратегии и направлении её развития.
Ключевые слова: Канада, США, внешняя политика, зависимость, доминирование,
возвышение Китая
Для цитирования: Солянова М.В. Фактор США в современной внешней политике
Канады. США & Канада: экономика, политика, культура 2022; 52 (10): 40-55.
DOI: 10.31857/S2686673022100030
EDN: GWDVTW
The U.S. Factor in Modern Canada's Foreign Policy
Maria V. Solyanova
Institute of World·Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences.
23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997
РИНЦ ID: 912469
ORCID: 0000-0002-4974-4508 e-mail: solyanova.maria@gmail.com,
solyanova.maria@imemo.ru
40
Солянова М.В. Фактор США в современной внешней политике Канады
Solyanova M.V. The U.S. Factor in Modern Canada's Foreign Policy
Abstract. Any country should build its relations with its neighboring states not only based on
the principle of good neighborliness, but also to ensure national and regional stability and securi-
ty. But if a country borders on such a global giant as the United States, it has to adapt its foreign
policy, taking into account the history of bilateral interaction and interdependence, as well as
America's global economic and political influence, its role on the world stage. Thus, the deter-
mining factor in the formation of Canada's foreign policy is the geostrategic position of the coun-
try, that is, the neighborhood with such a significant global player as the United States of Ameri-
ca. Territorial proximity with one of the most influential world powers could not but affect Cana-
da's ideological guidelines in international relations. Considering Canada's foreign policy from
the point of view of bilateral relations with the United States can give a more complete idea of the
nature of the modern Canadian foreign policy strategy and the direction of its development.
Keywords: Canada, USA, China, Middle Power, Canadian-American relations, interna-
tional political subjectivity of Canada
For citation: Maria V. Solyanova. The U.S. Factor in Modern Canada's Foreign Policy.
USA & Canada: Economics, Politics, Culture
2022;
52
(10):
40-55.
DOI: 10.31857/S2686673022100030
EDN: GWDVTW
ВВЕДЕНИЕ
В Канаде научная полемика относительно стратегий её внешней политики
дифференцируется по трём основным направлениям.
Первое направление основано на географических и геополитических особен-
ностях расположения страны, жёстко ограничивающих её возможности во
внешнеполитической сфере. Так, политолог К.Р. Носсал отметил, что цели и
средства канадской внешней политики определяются географическим положе-
нием и экономической структурой государства [Nossel K.R. 2015]. Это сужает
возможности правительства и приводит к «периферийной зависимости», то есть
Канада, прежде всего, рассматривается как североамериканская держава, чьи
геостратегические характеристики, в том числе близость с Соединёнными Шта-
тами, оказывают непосредственное влияние на внешнеполитическую деятель-
ность [Eayrs J. 1961]; [Rempel R. 2006].
Предметом второго направления исследований являются стратегические
возможности для международного развития Канады и её дипломатии после за-
вершения холодной войны. Традиционный принцип многосторонности требует
от правительства адаптации к меняющимся условиям на мировой арене, а
внешнеполитическая стратегия должна быть основана не только на реализации
принципов международных институтов, но и на национальных интересах, раз-
витии двусторонних и региональных механизмов. Так, с одной стороны, Канада
подтверждает лидерство США среди западных держав, с другой - стремится по-
высить свой международный авторитет, например, посредством участия в миро-
творческих операциях и оказания гуманитарной помощи. Как отмечает канад-
41
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 40-55
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ский политолог Э. Купер, «возможности Канады для представления идей в рам-
ках международной системы расширились по мере того, как границы дискур-
са/действия расширились за их прежние пределы» [Cooper A.F. 2000]. То есть, по
мнению исследователей данного направления, канадская дипломатия имеет хо-
тя и ограниченный, но более широкий спектр ресурсов для активного участия в
мировой политике и больше пространства для продвижения своих идеалов и
ценностей, не ограничиваясь регионами Северной и Южной Америки, а также
cевероатлантическим сообществом [Axworthy L. 1997].
Третье направление посвящено вопросам глобализации и перспектив, кото-
рые она открывает для внешней политики Канады в условиях снижения амери-
канского влияния в мире, повышения значимости «мягкой силы» в противовес
военной, развития демократических процессов и открытости экономик. Экспер-
ты предполагают, что такая многонациональная, мультикультурная, открытая
страна с развитой экономикой и сильным гражданским обществом, как Канада
имеет существенные преимущества и способна продвигать свои идеалы на ми-
ровой арене. И основными площадками для их продвижения являются много-
сторонние структуры, главным образом ООН [Pettigrew P.S.]; [McBride S. 2005].
В целом все подходы исходят из статуса Канады как средней державы, кото-
рая проводит свою внешнюю политику, основываясь на принципе многосто-
ронности. Aмериканский политолог Р. Кеохейн отмечал, что государство сред-
него ранга не имеет возможности эффективно действовать на мировой арене
собственными силами. Средняя держава может оказывать влияние только в рам-
ках группы стран или в качестве члена региональной и международной струк-
туры [Keohane R.O. 1969]. То есть статус Канады как средней державы в между-
народных отношениях изначально имеет многостороннюю ориентацию и опре-
деляет её мотивы и задачи. Вместе с тем такой статус предоставляет некоторые
преимущества в сфере безопасности или экономики, так как специализирован-
ные региональные и международные институты действуют в рамках упорядо-
ченной, предсказуемой системы, основанной на институциональных механиз-
мах и правилах [Cox R.W. 1989].
Таким образом, в канадском экспертном сообществе прослеживается консен-
сус относительно того, что соседство и двустороннее взаимодействие с Соеди-
нёнными Штатами как одной из самых мощных мировых держав представляет
собой важнейший фактор формирования стратегии канадского государства на
международном уровне, выстраивания отношений с другими субъектами на
мировой арене. И Канада как средняя держава вынуждена была продвигать свои
национальные интересы на мировой арене «с оглядкой» на США и канадско-
американские отношения.
42
Солянова М.В. Фактор США в современной внешней политике Канады
Solyanova M.V. The U.S. Factor in Modern Canada's Foreign Policy
НАПРАВЛЕНИЯ АМЕРИКАНСКОГО ВЛИЯНИЯ
НА КАНАДСКУЮ ПОЛИТИКУ
Основным направлением международной политики Канады вплоть до Вто-
рой мировой войны была попытка отстаивания своих национальных интересов,
отход от британского доминирования и влияния. Война стала определённым
поворотным моментом, а также фактором интеграции канадской экономики с
американской, так как ключевым торговым и инвестиционным партнёром для
Канады стали Соединённые Штаты [Жуковская Н.Ю. 2017]. По данным Госде-
партамента, сегодня ежедневный уровень двусторонней канадско-американской
торговли достигает 1,8 млрд амер. долл., а количество пересекающих границу
составляет 400 тыс. человек в день [22]. При этом, степень интеграционности в
отношениях настолько высока, что взаимодействие правительственных ведомств
двух стран осуществляется практически в ежедневном формате напрямую. Ана-
лизируя различные сферы двустороннего сотрудничества, можно выделить ряд
ключевых направлений, которые являются, с одной стороны, надёжным базисом
канадско-американских отношений, с другой - формами проявления интегра-
ционной зависимости Канады.
Сфера пограничной и международной безопасности, включающая оборонные
обязательства в рамках НАТО и Командования воздушно-космической обороны
Северной Америки (NORAD), а также коллективное взаимодействие в рамках
многосторонних институтов (ООН, ВТО, Группа семи (G7), Группа двадцати
(G20), ОБСЕ, ОЭСР, ОАГ, АТЭС) и межправительственных объединений и ко-
миссий. Например, с 2018 по 2020 г. Канада возглавляла миссию НАТО в Ираке,
в задачи которой входило укрепление государственных институтов и сил без-
опасности страны путём проведения консультаций, обучения и предоставления
другой помощи в сфере обороны и безопасности. В 2009 г. США и Канада сфор-
мировали Группу по обзору политики высокого уровня, целью которой стало
обсуждение актуальных вопросов в сфере внешней политики, а главное - выра-
ботка общего ценностного видения и стратегии в отношении ряда региональ-
ных проблем, способных стать вызовом на глобальном уровне. Главными темами
стали: усиление влияния Китая, ядерная программа Ирана, угроза со стороны
Северной Кореи, нестабильность на Ближнем Востоке, политический кризис в
Венесуэле и др. Последняя встреча на высоком уровне прошла в Оттаве в ноябре
2021 г., на которой в соответствии с Дорожной картой по возобновлению парт-
нёрства между США и Канадой высокопоставленные должностные лица обсу-
дили вопросы в сфере безопасности, затрагивающие интересы двух стран [21].
Это область канадско-американских отношений предоставляет Оттаве зна-
чительные преимущества. Оборонные соглашения с США, военный бюджет ко-
торых составляет более 800 млрд долл., или 3,5% их ВВП в 2021 г., (военные рас-
ходы Канады в том же году равнялись 1,3% её ВВП) [9], являются самыми об-
ширными и значительными по сравнению с другими союзниками и партнёра-
43
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 40-55
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ми. Помимо обязательств в рамках НАТО и альянса «Пять глаз» страны взаимо-
действуют в сфере обеспечения ПВО и ПРО Северной Америки, а также в обла-
сти поддержания безопасности границ - например, в рамках плана действий «За
пределами границ» (Beyond the Boarder) и кибербезопасности (Cybersecurity Action
Plan). Тесное двустороннее сотрудничество не только позволяет решать пробле-
мы, связанные с правовым дублированием, но и значительно увеличить регио-
нальный оборонный потенциал.
Сфера торговых отношений на современном этапе, как и на протяжении всей
истории двустороннего взаимодействия Вашингтона и Оттавы, является одним
из существенных факторов, влияющих на политическое развитие Канады. По-
следним крупным соглашением в данной сфере стало обновлённое Соглашение
между США, Мексикой и Канадой, ЮСМКА (USMCA), вступившее в силу в
июле 2020 г. [Комкова Е. Г. 2021]. Оно охватывает широкий спектр вопросов эко-
номического развития трёх стран - от повышения эффективности сельского хо-
зяйства и предоставления финансовых услуг до телекоммуникационной сферы
и цифровых технологий. Также работают два механизма, значительно облегча-
ющие трансграничное партнёрство. Это, во-первых, Канадско-Американский
совет по сотрудничеству в области регулирования (RCC) [18], образованный в
2011 г. и позволяющий унифицировать нормативные базы в медицине, ветери-
нарии, фармацевтике и т.д., способствуя таким образом углублению торговых и
инвестиционных связей. Во-вторых, Инновационное партнёрство США и Кана-
ды, которое представляет собой основу формирования тесного взаимодействия в
области инновационных технологий и развития совместной исследовательской
и научной базы. Кроме того, с конца 2019 г. действует План действий по сотруд-
ничеству двух стран в области критически важных минералов, основными зада-
чами которого стали обеспечение безопасности поставок полезных ископаемых
для ключевых отраслей промышленности, обмен информацией и выработка
совместного подхода по работе с частным сектором в двух странах. А в марте
2020 г. в рамках Инициативы по управлению энергетическими ресурсами
(ERGI), основателями которой выступили США, Канада, Австралия, Ботсвана и
Перу, был разработан и введён в действие общий инструментарий для повыше-
ния рационализации и эффективности управления минеральными ресурсами
[6].
Культурная и образовательная сфера также представляют собой немаловажное
направление развития двустороннего партнёрства как ещё один фактор взаимо-
зависимости двух стран. Программы по культурному и образовательному обме-
ну, включающие поддержку студенческих и исследовательских программ
(например, Программа Фулбрайта), значительно обогащают взаимодействие
США и Канады не только на уровне правительственных ведомств, но и между
университетами, аналитическими центрами, на межличностном направлении.
Так, Канада занимает пятое место по количеству иностранных студентов в США
44
Солянова М.В. Фактор США в современной внешней политике Канады
Solyanova M.V. The U.S. Factor in Modern Canada's Foreign Policy
(более 25 тысяч), а Соединённые Штаты - шестое по этому же показателю (в Ка-
наде около 15 тыс. американских студентов).
Такие, в своём роде уникальные углублённые союзнические и партнёрские
отношения, не могут не оказывать влияние на канадскую внутреннюю и внеш-
нюю политику. При этом Канада исходит из принципа взаимной выгоды в от-
ношениях с США, в основе которых должны быть общие ценностные ориенти-
ры, общее видение, представление и восприятие мирового и регионального раз-
вития, а также глобальных вызовов. Аксиологический подход имеет колоссаль-
ное значение для выработки совместных идей и интересов, опирающихся на ли-
берально-демократические ценности и установки, создание политических ин-
струментов и механизмов реализации их на межгосударственном и междуна-
родном уровнях.
Правительство премьер-министра Дж. Трюдо значительное внимание уделя-
ет отношениями с США. Объясняется это необходимостью поддерживать дру-
жественные двусторонние связи в силу зависимости Канады от доступа к амери-
канскому рынку, а также от вклада Соединённых Штатов в обеспечение конти-
нентальной обороны и безопасности. При президенте Д. Трампе (2017-2021 гг.)
общие для двух стран ценностные принципы развития двусторонних и много-
сторонних институтов были ослаблены [Исраелян Е.В. 2019], что нашло отраже-
ние и в пересмотре НАФТА, и в высказывании сомнений в ценности НАТО, и в
выходе США из Парижского соглашения по климату. И хотя после заключения
ЮСМКА двусторонние торговые отношения улучшились, общественные дис-
куссии относительно надёжности США как партнёра и союзника только усили-
лись [Gillis J., Narine S. 2020]; [Nimijean R., Carment D. 2020].
ФАКТОР ОСЛАБЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ США
В долгосрочной перспективе фактор постепенного снижения американского
глобального доминирования в мире будет оказывать непосредственное влияние
на канадскую внешнюю политику. Подобная тенденция наиболее ярко прояви-
лась в период президентства Д. Трампа, когда в традиционно союзнических
странах стали усиливаться настроения по обретению большей независимости от
Соединённых Штатов при принятии внешнеполитических решений, а также в
экономической и военной сферах. Так, будучи министром иностранных дел,
Х. Фриланд заявляла, что Канада планирует инвестировать в военный потенци-
ал, потому что она больше «не может полагаться на лидерство США перед ли-
цом угроз, исходящих от террористических групп или таких стран, как Россия и
Северная Корея» [10].
Предпринятые инициативы, шаги и высказывания Д. Трампа уже за первые
два года его пребывания в Белом доме оказали негативное влияние на отноше-
нии к Соединённым Штатам в странах-партнёрах. Если сравнить исследования
общественного мнения в периоды администраций Д. Трампа и Дж. Байдена, то
45
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 40-55
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
очевидно, что сразу после прихода в Белый дом президента-демократа имидж
США значительно улучшился: весной 2018 г. уровень доверия к демократам в
Канаде составлял 39%, а весной 2021 г. - уже 61%. Также выросло число тех ка-
надцев, кто считал, что США учитывают интересы их страны при принятии
внешнеполитических решений (с 18% в 2018 г. до 34% в 2021 г.), в то время как на
протяжении 2000-х годов этот показатель не превышал 32% [19]; [1].
При администрации Д. Трампа стали проявляться антиамериканские
настроения не только в государствах, противостоящих США (Иран, КНДР), но и
в таких странах-союзниках и партнёрах, как Канада, которая оппонировала
внешнеполитическим шагам американского президента: канадское правитель-
ство взяло курс на усиление взаимодействия со своими западными союзниками,
расширение своего участия в двусторонних и многосторонних платформах в
сфере торговли и безопасности. Так, Канада заключила соглашения о свободной
торговле с Южной Кореей и некоторыми государствами Латинской Америки; в
сентябре 2017 г. вступило в силу Всеобъемлющее экономическое и торговое со-
глашение между Канадой и Европейским Союзом (CETA), а в декабре 2018 г. -
Всеобъемлющее и прогрессивное Соглашение для Транстихоокеанского парт-
нёрства (CPTPP). Кроме того, в конце 2020 г. Канада и Великобритания подписа-
ли документ, который может стать прототипом двустороннего Всеобъемлющего
соглашения о свободной торговле.
Многие исследователи стали расценивать подобную политику как признак
стремления канадского правительства снизить уровень своей зависимости от по-
литики США. Однако представляется, что либеральное правительство Дж. Трюдо
просто реализует прагматичный подход страны среднего ранга к проведению
своей внешней политики, который включает диверсификацию торговых и ди-
пломатических связей. Примером этому может служить присоединение Канады в
2019 г. к неформальному форуму стран «Альянс за многосторонность» (Alliance for
Multilateralism), в состав которого входят более 70 стран, а также негосударствен-
ные участники. Ключевой целью этого альянса является защита международного
порядка, сохранение его стабильности, что в целом соответствует идеям и зада-
чам, которыми руководствуется канадское правительство на мировой арене. Так-
же Канада возглавляет группу из 14 стран - членов ВТО (Ottawa Group), в задачи
которых входит оказание поддержки организации в решении конкретных вопро-
сов, в том числе посредничество в урегулировании споров.
Подобное направление усилий Канады на расширение партнёров в ключе-
вых регионах мира способствует стабилизации мирового порядка за счёт фор-
мирования новых и изменения существующих норм и принципов взаимодей-
ствия субъектов международных отношений. Таким образом, реализуется одна
из стратегических целей Канады на мировой арене - поддержание миропоряд-
ка, основанного на общепризнанных правилах и нормах [4]. В сфере обеспече-
ния национальной безопасности правительство Дж. Трюдо также анонсировало
активизацию своей внешней политики, в том числе увеличение расходов в сфе-
46
Солянова М.В. Фактор США в современной внешней политике Канады
Solyanova M.V. The U.S. Factor in Modern Canada's Foreign Policy
ре обороны с 18,9 млрд долл. до 32,7 млрд. к 2026-2027 гг. [15], обновление воен-
ного потенциала за счёт расширения инвестирования, приобретения нового во-
енного оборудования и увеличения численности вооружённых сил. В 2020 г.
расходы Канады на оборону достигли 1,45% ВВП, при этом на основное обору-
дование - 17,4% [3]. Эти цифры значительно ниже рекомендованных НАТО и
требуемых Соединёнными Штатами, а глобальные усилия Канады по поддер-
жанию мира и безопасности представляются довольно ограниченными.
В июне 2017 г. Канада усилила своё военное участия в Европе, направив в
Латвию около 540 военнослужащих, вошедших в состав Расширенного передо-
вого присутствия в этой стране для оказания поддержки союзных сил НАТО, с
целью сохранения региональной стабильности. Канадская боевая группа уси-
ленного передового присутствия составила треть всего контингента данной
группы из стран альянса [11]. На Ближнем Востоке Канада задействовала своё
(переименованное при Дж. Трюдо) Министерство иностранных дел (Global Af-
fairs Canada), Королевскую конную полицию, а также вооружённые силы для со-
здания и поддержания условий стабильного и безопасного развития региона.
В частности, канадские вооружённые силы участвуют в повышении военного
потенциала Ливана, Иордании и Ирака, а в рамках операции «Воздействие»
(IMPACT), Канада поддержала в Ираке и Сирии глобальную коалицию в борьбе
с ИГИЛ (террористическая организация запрещена в России).
Одним из характерных примеров того, как Канада реализует стратегию средней
державы, является её санкционная политика. Многосторонний порядок примене-
ния режимов санкций является определяющим для канадского правительства. Де-
юре Канада не имеет строгих законодательных основ для их применения совместно
со своими ближайшими союзниками - США и ЕС. Например, на украинский кри-
зис Канада отреагировала быстрее ЕС, применив санкционные меры в отношении
ряда физических лиц [7]. Де-факто анализ санкционных режимов, применяемых
Канадой, демонстрирует максимальную вероятность их применения, если оба со-
юзника также используют эти меры. Так, после окончания холодной войны Канада
использовала санкции только совместно с США и ЕС. Отмечается лишь один слу-
чай, когда Канада вводила их вместе с ЕС, без Соединённых Штатов (в отношении
Туниса и Египта), и ни одного случая совместных санкций только с США без ЕС
(например, Канада не ввела вслед за американцами санкции в отношении Венесуэ-
лы в 2015 г., а сделала это только в 2017 году).
Несмотря на стремление Канады вводить режим санкционных отношений в
рамках коалиции с США, разногласия всё же возникают. Так, введение Соединён-
ными Штатами санкций в отношении глав «Роснефти» И.И. Сечина и «Ростеха»
С.В. Чемезова в апреле 2014 г. не повлекло наложение аналогичных санкционных
мер Канадой. Санкции в отношении С.В. Чемезова были введены только спустя
почти год. В связи с обострением украинского кризиса в конце февраля нынешне-
го года, Канада расширила санкции в отношении России вслед за Евросоюзом ещё
до того, как это сделали США. А таких высокопоставленных должностных лиц
47
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 40-55
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
РФ, как С.К. Шойгу или С.В. Лавров, Оттава внесла в санкционные списки только
после того, как это сделали Соединённые Штаты и Евросоюз [12]; [13]; [14].
Разногласия между двумя союзниками возникают не только в торговой и
санкционной сферах, но и в политической области. Разность подходов ясно про-
слеживается, например, при голосовании по некоторым резолюциям на Генас-
самблее ООН. Так при проведении голосования по трём резолюциям с 2019 по
2021 г., касающимся права палестинского народа на самоопределение, Канада
трижды выступала «за», тогда как США голосовали «против». Такое несовпаде-
ние позиций двух стран, скорее, представляет собой исключение. В большинстве
случаев по всем, значимым для Соединённых Штатов вопросам - израильско-
палестинский конфликт, контроль над вооружениями или права человека, -
Канада голосует единодушно вместе со своим ближайшим союзником: из 318
резолюций СБ ООН, инициированных американской стороной, 307 были под-
держаны Канадой [20]; [23]; [8].
Отмечаемое снижение американского влияния неразрывно связано с долго-
срочной тенденцией становления КНР как глобального игрока и нарастающими
в этой связи противоречиями между Китаем и США, их торговым и технологи-
ческим противоборством, которые затрагивают всех американских союзников,
включая Канаду. Правительство Дж. Трюдо изначально стремилось к расшире-
нию двустороннего взаимодействия с КНР как одного из важнейших направле-
ний диверсификации торговых отношений Канады. Речь, в первую очередь,
идёт о присоединении Канады к Азиатскому банку инфраструктурных инве-
стиций, об углублении дипломатического взаимодействия с Китаем, а также об
обсуждении соглашений в сфере экстрадиции и зоны свободной торговли. Рез-
кое обострение отношений началось в конце 2018 г. с ареста финансового ди-
ректора компании «Хуавей» (Huawei) Мэн Ваньчжоу по запросу Соединённых
Штатов и предпринятых ответных шагов КНР - ареста канадских граждан и
ограничения импорта из Канады продуктов сельского хозяйства. Дальнейшие
обоюдные претензии сторон только усугубили двусторонние отношения.
Канадская внешняя политика в долгосрочной перспективе останется огра-
ниченной не только американским влиянием, но теперь и возрастающим влия-
нием КНР, как одной из двух крупнейших экономик мира и главных торговых
партнёров Канады. Оттава будет вынуждена приспосабливаться не только к
фактическим действиям обеих стран, но и искать компромисс и баланс между
ними в случае их глобального экономического и технологического противосто-
яния. Более того, воздействие, которое будет оказывать США и КНР, усилится
как на отношения Канады с этими странами, так и с другими субъектами миро-
вой политики. Такая зависимость будет усугубляться и расширяться.
С приходом к власти либерального правительства во главе с Дж. Трюдо Кана-
да провозгласила активизацию своей внешней политики на принципах многосто-
роннего сотрудничества в рамках таких площадок, как ООН, НАТО и Группа се-
ми. Сигналом того, что страна стремится усилить свои международные позиции,
48
Солянова М.В. Фактор США в современной внешней политике Канады
Solyanova M.V. The U.S. Factor in Modern Canada's Foreign Policy
стали переименование внешнеполитического ведомства, создание новой должно-
сти министра по вопросам диверсификации международной торговли, включе-
ние гендерного равенства как одного из важных направлений деятельности на
мировой арене - вслед за США, которые ещё в 2010 г. обязались в качестве одной
из ключевых задач американской дипломатии обеспечить всестороннее участие
женщин во всех инициативах, защиту их прав и свобод [17].
Настойчивое внедрение гуманитарных вопросов в глобальную повестку (за-
щита океанов и окружающей среды, поддержка женщин и девочек в развиваю-
щихся странах, развитие «среднего класса»), а также продвижение антипопу-
листских взглядов, либерально-демократических ценностей и верховенства пра-
ва как неотъемлемых основ мирового порядка декларируются Оттавой сегодня
как важное направление её внешнеполитической деятельности. Канада стре-
мится играть новую для себя роль на глобальном уровне, и это отвечает интере-
сам населения. Исследование общественного мнения, опубликованное в январе
2022 г., показывает, что внешнеполитические усилия правительства по расши-
рению влияния страны на мировой арене поддерживаются большей частью ка-
надских граждан. Более того, количество тех, кто выступает за усиление канад-
ского влияния в международных отношениях, возросло с 2020 г.: 77% респонден-
тов считают, что «для Канады важно оказывать влияние на мировой арене» [2].
Вместе с тем, чтобы реализовать намерения по усилению своего влияния на
глобальном уровне, канадскому правительству необходимо чётко сформулиро-
вать свою внешнеполитическую стратегию, обозначить приоритетные долго-
срочные стратегические цели и интересы, а также предложить политические
решения для их реализации. При этом, для продвижения глобальной повестки
нужна прочно действующая сеть международных и региональных партнёров,
на которых Канада может опираться. В последние годы правительство значи-
тельно диверсифицировало партнёрские связи, главным образом, за счёт рас-
ширения торговых отношений. Примером расширения сети внешнеполитиче-
ских партнёров является приглашение Канады к участию в многосторонней
«Группе Лимы» в 2017 г., к которой Соединённые Штаты не присоединились,
углубление торговых отношений со странами ЕС и усиление взаимодействия по
линии азиатско-тихоокеанского партнёрства.
Однако на уровне многосторонних площадок Канада, по всей видимости, не
смогла задействовать весь свой дипломатический потенциал. Это стало очевидно
в результате выборов непостоянных членов СБ ООН в 2020 г., которые Оттава
проиграла. Эксперты выделяют как объективные (трансформация миропоряд-
ка), так и субъективные причины провала (слабые позиции Канады в мировом
сообществе) [Исраелян Е.В. 2020]. Дипломатическое фиаско говорит о некоторой
косности и негибкости тех, кто принимает решения в сфере внешней политики,
недостаточном профессионализме канадского дипкорпуса, о неспособности
адаптироваться к изменяющимся условиям на мировой арене, преобразованиям
в субъектной структуре, перераспределению силы, а также об ограниченности
49
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 40-55
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
международных связей, междисциплинарных знаний и понимания современ-
ных глобальных, иногда непредсказуемых процессов. Усиление канадской во-
влечённости в международные дела, которое является одним из приоритетов
правительства Дж. Трюдо, требует более серьёзного подхода к стратегическому
планированию внешней политики. Об этом говорят и канадские эксперты
[Cooper A.F. 2000].
Например, в Ведомственном плане 2022-2023 для увеличения канадского
влияния на глобальном уровне планируется развивать двустороннее и много-
стороннее взаимодействие с партнёрами, чтобы совместно отвечать на появля-
ющиеся вызовы. В чём состоят национальные интересы Канады в процессе
углубления таких региональных и международных связей? В документе названы
суверенитет, национальная безопасность, устойчивое экономическое процвета-
ние, демократия и права человека [4]. Однако это, скорее, можно отнести к
принципам, которыми должно руководствоваться канадское Министерство ино-
странных дел в своей деятельности. В качестве национальных интересов требу-
ется указать более конкретные, продуманные цели и задачи, значимые для Ка-
нады в целом и её регионов.
После чёткого формулирования национальных интересов, в процессе повы-
шения своего международного авторитета Канада сможет опираться на имею-
щийся у неё опыт развития демократических институтов, например, независи-
мых средств массовой информации или противодействия коррупции. А при-
влечение экспертного сообщества в процесс принятия внешнеполитических
решений могло бы способствовать выделению ключевых направлений, приори-
тетов, а также выявлению уязвимостей и угроз в связи с происходящей транс-
формацией мирового порядка, в частности, постепенным снижением американ-
ского глобального влияния. Несмотря на то что администрация Дж. Байдена
настроена восстановить лидерство США в ключевых для них регионах и на ми-
ровой арене в целом, риск преобладания изоляционистских настроений в аме-
риканском истеблишменте не теряет своей актуальности. В этих условиях, а
также в случае политической нестабильности в США, канадскому правитель-
ству, вероятно, нужно быть готовым адаптировать свою внешнюю политику,
чтобы она могла учитывать долгосрочные тенденции в международных отно-
шениях и нивелировать риски для системы национальной безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день, как представляется, Канада не будет брать на себя от-
ветственность державы, ведущей независимую внешнюю политику на мировой
арене. Несмотря на заявления представителей правительства и имеющиеся у
страны финансовые и военные ресурсы, канадский истеблишмент не проявляет
соответствующей политической воли. Помимо общих глобальных принципов,
обозначенных в Конституции, - федерализма, либерально-демократических
50
Солянова М.В. Фактор США в современной внешней политике Канады
Solyanova M.V. The U.S. Factor in Modern Canada's Foreign Policy
ценностей, верховенства закона и защиты прав человека и гражданина, Канада
не артикулирует в своём внешнеполитическом послании идею, которая могла
бы стать авторитетной основой долгосрочной односторонней и многосторонней
стратегии для поддержания международной стабильности и безопасности, раз-
вития справедливого мирового порядка. Отсутствие чёткого осознания и фор-
мулировки того, что страна готова предложить международному сообществу,
является определяющим фактором слабости позиций Канады на мировой арене,
её зависимости от США и невозможности выйти за рамки средней державы. Она
не готова к тому, чтобы предпринимать серьёзные внешнеполитические шаги в
одностороннем порядке, особенно в отношении крупных субъектов междуна-
родных отношений. Несмотря на наличие ряда политических и экономических
вопросов, по которым взгляды США и Канады расходятся (подход к иммигра-
ции, торговые споры), прочные двусторонние интеграционные связи оказывают
приоритетное воздействие на их глобальное видение развития международных
отношений и обеспечения безопасности в мире.
Вместе с тем ориентир на многосторонность и международные институты
будет оказывать существенное влияние на продолжающую трансформацию ми-
ровую систему, чтобы сохранить баланс сил и стабильность не только на регио-
нальном, но и на глобальном уровне. Усиление роли таких институтов является
важным направлением канадской внешней политики, так как будет способство-
вать решению многих транснациональных проблем, в том числе связанных с
загрязнением окружающей среды и здравоохранением. Принципы, на которых
строится канадская государственность, остаются актуальными и на глобальном
уровне. И более активная внешнеполитическая деятельность Канады в таких
сферах, как демократизация, миграция, гендерное равенство, борьба с бедно-
стью, сокращение торговых барьеров и т.д., повысила бы её международный ав-
торитет. В долгосрочной перспективе Канада могла бы стать более глобально
ориентированной державой. Однако развитие международных отношений на
принципе многосторонности не станет каким-либо серьёзным ограничителем
американского влияния на развитие канадской внутренней и внешней полити-
ки, учитывая глубокие экономические интеграционные процессы с США.
И стоящий на повестке дня вопрос необходимости проведения независимой
внешней политики и превращения её из державы среднего уровня в одну из
центральных держав остаётся открытым.
Настолько ли важно для Канады менять своё место на мировой арене? Пре-
имущества, которые она получает от сотрудничества с Соединёнными Штатами
в рамках региональных систем безопасности (НОРАД, НАТО), от тесного взаи-
модействия в экономической и социальной сферах, дают стране широкие воз-
можности для национального развития. А вклад, который Канада вносит в меж-
дународную среду, помощь, которую она оказывает развивающимся государ-
ствам, так или иначе постепенно повышает её авторитет среди держав среднего
ранга. Её исторически сложившееся влияние посредством несиловых ресурсов -
51
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 40-55
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
многосторонней дипломатии, расширения альянсов в сфере безопасности, по-
литической медиации - оказывает значительное влияние на развитие либераль-
ного мирового порядка.
ИСТОЧНИКИ
1. America’s Image Abroad Rebounds With Transition From Trump to Biden. June 10,
2021. Pew Research Center. Available at: https://www.pewresearch.org/global/wp-
content/uploads/sites/2/2021/06/PG_2021.06.10_us-image_REPORT.pdf
(accessed
19.06.2022).
2. Canadians support a stronger, more principled foreign policy: MLI’s Annual
Foreign Policy and International Affairs Survey (2022). Macdonald-Laurier Institute.
January
14,
2022.
Available
at:
https://macdonaldlaurier.ca/mli-
files/pdf/Canada_Role_in_the_World_Jan_2022.pdf (accessed 10.03.2022).
3. Defence Expenditure of NATO Countries
(2013
-2020). Communiqué
PR/CP(2020)104, October 21, 2020.
4. Departmental Plan 2022-23. Global Affairs Canada. Government of Canada Of-
ficial
Website. Available at: https://www.international.gc.ca/transparency-
transparence/assets/pdfs/departmental-plan-plan-ministeriel/gac-2022-23-
departmental-plan.pdf (accessed 17.06.2022).
5. Did the Liberals just promise a better foreign policy? // Maclean’s. November
26,
2021. Available at: https://www.macleans.ca/opinion/did-the-liberals-just-
promise-a-better-foreign-policy/ (accessed 19.06.2022)
6. Energy Resource Governance Initiative Toolkit. ERGI Official Website. Availa-
ble at: https://ergi.tools/ (accessed 09.09.2022).
7. Freezing Assets of Corrupt Foreign Officials (Ukraine) Regulations. Available
at: http://canadagazette.gc.ca/rp-pr/p2/2014/2014-03-26/html/sor-dors44-eng.html
(accessed 08.05.2018).
8. How has my country voted at the UN? Al Jazeera Interactives. Available at:
https://interactive.aljazeera.com/aje/2019/how-has-my-country-voted-at-
unga/index.html#y2010s (accessed 15.06.2022)
9. Military Expenditure (% of GDP) - Canada, United States. Stockholm Internation-
al Peace Research Institute (SIPRI), Yearbook: Armaments, Disarmament and Interna-
tional
Security.
The
World
Bank
Group.
Available
at:
https://data.worldbank.org/indicator/MS.MIL.XPND.GD.ZS?end=2020HYPERLINK
"https://data.worldbank.org/indicator/MS.MIL.XPND.GD.ZS?end=2020&locations=C
A-US&name_desc=true&start=2009"&HYPERLINK
"https://data.worldbank.org/indicator/MS.MIL.XPND.GD.ZS?end=2020&locations=C
A-US&name_desc=true&start=2009"locations=CA-USHYPERLINK
"https://data.worldbank.org/indicator/MS.MIL.XPND.GD.ZS?end=2020&locations=C
A-US&name_desc=true&start=2009"&HYPERLINK
"https://data.worldbank.org/indicator/MS.MIL.XPND.GD.ZS?end=2020&locations=C
A-US&name_desc=true&start=2009"name_desc=trueHYPERLINK
52
Солянова М.В. Фактор США в современной внешней политике Канады
Solyanova M.V. The U.S. Factor in Modern Canada's Foreign Policy
"https://data.worldbank.org/indicator/MS.MIL.XPND.GD.ZS?end=2020&locations=C
A-US&name_desc=true&start=2009"&HYPERLINK
"https://data.worldbank.org/indicator/MS.MIL.XPND.GD.ZS?end=2020&locations=C
A-US&name_desc=true&start=2009"start=2009 (accessed 12.06.2022).
10.Minister: Canada will build up its military as the U.S. pulls back from world
stage.
The
Washington
Post.
June
6,
2017.
Available
at:
https://www.washingtonpost.com/world/the_americas/minister-canada-will-build-
up-its-military-as-the-us-pulls-back-from-world-stage/2017/06/06/4c841a22-4ad8-
11e7-987c-42ab5745db2e_story.html?utm_term=.1ae497cc6381 (accessed 01.04.2022).
11. Operation REASSURANCE. National Defense. Government of Canada Official
Website.
Available
at:
https://www.canada.ca/en/department-national-
defence/services/operations/military-operations/current-operations/operation-
reassurance.html (accessed 10.03.2022).
12. Regulations Amending the Special Economic Measures (Russia) Regulations.
February
28,
2022. Government of Canada official website. Available at:
https://www.international.gc.ca/world-monde/international_relations-
relations_internationales/sanctions/russia_regulations-
reglement_russie3.aspx?lang=eng (accessed 28.05.2022).
13. Sanctions. U.S. Department of State Official Website. Available at:
https://www.state.gov/united-with-ukraine/#sanctions (accessed 28.05.2022).
14. Sanctions adopted following Russia’s military aggression against Ukraine. An
Official
Website
of
the
European
Union.
Available
at:
https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/banking-and-
finance/international-relations/restrictive-measures-sanctions/sanctions-adopted-
following-russias-military-aggression-against-ukraine_en (accessed 28.05.2022).
15. Strong, Secure, Engaged: Canada’s Defence Policy, 2017. Department of
National Defence. Government of Canada Official Website. Available at:
https://www.canada.ca/content/dam/dnd-mdn/documents/reports/2018/strong-
secure-engaged/canada-defence-policy-report.pdf (accessed 02.06.2022).
16. The Balance of International Payments, International Investment Position and
Foreign
Trade.
Section
G.
Statistics
Canada.
Available
at:
https://www150.statcan.gc.ca/n1/en/pub/11-516-x/pdf/5500097-
eng.pdf?st=dF6ZdtT1 (accessed 09.03.2022).
17. The First Quadrennial Diplomacy and Development Review 2010, pp. 1-242.
Available at: http://www.state.gov/documents/organization/153108.pdf (accessed
12.06.2022).
18. The United States-Canada Regulatory Cooperation Council. Available at:
https://www.trade.gov/rcc (accessed 13.03.2022)
19. Trump’s International Ratings Remain Low, Especially Among Key Allies.
Pew
Research
Center.
October
1,
2018.
Available
at:
https://www.pewglobal.org/2018/10/01/trumps-international-ratings-remain-low-
especially-among-key-allies/ (accessed 01.04.2022)
53
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 10: 40-55
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
20. UN Dashboard: How Did Canada Vote? Canadians for Justice and Peace in the
Middle East. Available at: https://www.cjpme.org/un_dashboard (accessed
15.06.2022).
21. Under Secretary Nuland’s Travel to Ottawa, Canada to Participate in the U.S.-
Canada High-Level Policy Review Group. November 3, 2021. U.S. Department of State.
Available at: https://www.state.gov/under-secretary-nulands-travel-to-ottawa-canada-
to-participate-in-the-u-s-canada-high-level-policy-review-group/ (accessed 08.09.2022)
22. U.S. Department of State. Available at: https://www.state.gov/countries-
areas/canada/ (accessed 13.03.2022).
23.
Voting Data. United Nations Digital Library. Available at:
https://digitallibrary.un.org/ (accessed 15.06.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Жуковская Н.Ю. 2017. Сложный путь к внешнеполитической самостоятель-
ности: Канада и проблема представительства британских доминионов на Па-
рижской мирной конференции 1919 г. 150 лет Канадской федерации: от британ-
ского доминиона к глобальному игроку: материалы Шестых Канадских чтений / под ред.
Ю.Г. Акимова, К.В.Минковой. СПб.: ООО «Скифия-принт», 2017. С. 97-107.
Исраелян Е.В. 2020. Канада в ООН: достижения и проблемы. США & Канада:
экономика, политика, культура. № 9. C. 5-21. Available at:
https://usacanada.jes.su/s268667300010962-8-1/ (accessed 17.06.2020). DOI:
10.31857/S268667300010962-8
Исраелян Е.В. 2019. Канада и фактор Трампа. Россия и Америка в XXI веке.
Available at: https://rusus.jes.su/s207054760005406-3-1/ DOI:
10.18254/S207054760005406-3
Комкова Е. Г. 2021. ЮСМКА при администрациях Д. Трампа и Дж. Байдена:
сходство и различия в подходах. США & Канада: экономика - политика - культура.
№ 7. C. 90-94. Available at: https://usacanada.jes.su/s268667300015579-6-1/ DOI:
10.31857/S268667300015579-6
REFERENCES
Axworthy L. 1997. Canada and Human Security: The Need for Leadership. Inter-
national Journal, 52(2), pp. 183-196.
Cooper A.F. 2000. The Evolution of Multilateralism in an Intermediate State: The
Re-orientation of Canadian Strategy in the Economic and Security Arenas / Paths to
Power: Foreign Policy Strategies of Intermediate States. Latin American Program
Working Papers. The Woodrow Wilson International Center, pp. 12-38.
Cox R.W. 1989. Middlepowermanship, Japan, and the Future World Order. Inter-
national Journal, Vol. 44, Issue 4, p. 823-862
Eayrs J. 1961. The Art of the Possible: Government and Foreign Policy in Canada.
University of Toronto Press. 242 p.
54
Солянова М.В. Фактор США в современной внешней политике Канады
Solyanova M.V. The U.S. Factor in Modern Canada's Foreign Policy
Gillies J., Narine S. 2020. The Trudeau Government and the Case for Multilateral-
ism in an Uncertain World. Canadian Foreign Policy Journal. Vol. 26, № 3, pp. 257-275
Issraelyan E.V. 2019. Canada and the Trump factor. Russia and America in the 21st
Century. Special Issue. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760005406-3-1/ DOI:
10.18254/S207054760005406-3
Issraelyan E.V. 2020. Canada at the United Nations: Achievements and Challeng-
es. USA & Canada: Economics - Politics - Culture. No. 9 P. 5-21. Available at:
https://usacanada.jes.su/s268667300010962-8-1/
(accessed
17.06.2020).
DOI:
10.31857/S268667300010962-8
Keohane R.O. 1969. Lilliputians' Dilemmas: Small States in International Politics.
International
Organization,
No.
2,
pp.
291-310.
DOI:
https://doi.org/10.1017/S002081830003160X
Komkova E. 2021. USMCA under Trump’s and Biden’s Administrations: Continu-
ity and Divergence in Attitudes. USA & Canada: Economics - Politics - Culture. No. 7,
pp.90-94 DOI: 10.31857/S268667300015579-6
McBride S. 2005. Paradigm Shift: Globalization and the Canadian State. Fernwood
Publishing, p. 252.
Nimijean R., Carment D. 2020. Rethinking the Canada-U.S. Relationship after the
Pandemic.Policy Options. May 7, 2020.
Nossal K.R. 2015. The Politics of Canadian Foreign Policy. McGill-Queen's Univer-
sity Press; 4th edition. 424 pp.
Pettigrew P.S. 1999. The New Politics of Confidence. Stoddart. 210 p.
Rempel R. 2006. Dreamland: How Canada's Pretend Foreign Policy Has Under-
mined Sovereignty. McGill-Queen's University Press. 200 p.
Zhukovskaya N.YU. 2017. Slozhnyj put' k vneshnepoliticheskoj samostoyatel'nos-
ti: Kanada i problema predstavitel'stva britanskih dominionov na Parizhskoj mirnoj
konferencii 1919 g. // 150 let Kanadskoj federacii: ot britanskogo dominiona k glob-
al'nomu igroku: materialy SHestyh Kanadskih chtenij / pod red. YU.G. Akimova,
K.V.Minkovoj. SPb.: OOO «Skifiya-print», 2017. S. 97-107.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
СОЛЯНОВА Мария Викторовна,
Maria V. SOLYANOVA Cand. Sci.
кандидат политических наук, научный
(Political), Researcher, IMEMO RAS.
сотрудник Центра североамерикан-
23, Profsoyznaya st., Moscow, 117997
ских исследований ИМЭМО РАН.
Russian Federation.
Российская Федерация, 117997, Москва,
Профсоюзная ул., 23.
Статья поступила в редакцию / Received 26.04.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 5.05.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 23.06.2022.
55