Володин Д.А. Военная политика Канады в 2022 году: предварительные итоги
Volodin, D.A. Canadian Military Policy in 2022: Preliminary Results
УДК 327; 355
DOI: 10.31857/S2686673022110013
EDN: GWXYUL
Военная политика Канады в 2022 году:
предварительные итоги
Д.А. Володин
Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова
Российская Федерация, 121069, Москва, Хлебный пер., д. 2/3
Scopus Author ID: 6505811996
РИНЦ ID: 250126
ORCID: 0000-0002-4252-24-35
e-mail: dmvldn@gmail.com
Резюме: Канада начала поставлять летальное оружие Украине в феврале 2022 г., а
через два месяца отправила туда же тяжёлое вооружение. В 2022 г. правительство
Дж. Трюдо согласилось увеличить канадский военный контингент в Латвии в соответ-
ствии с планом по усилению военного присутствия НАТО в Восточной Европе. Однако
Канада не выполнила требование НАТО к своим членам тратить на оборону 2% ВВП.
Обострение украинского кризиса в 2022 г. привело не к увеличению военных обяза-
тельств Канады в Европе, а к усилению североамериканского измерения в военной по-
литике Канады. Правительство Трюдо использовало это обострение и боевые действия в
Европе, чтобы начать вместе с США дорогостоящий проект по модернизации их сов-
местного Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (НОРАД).
Основное участие Канады в модернизации НОРАД будет заключаться в предоставлении
своей территории для новой системы наблюдения командования, которая включает за-
горизонтные радиолокационные станции, сеть других радаров на Канадском Севере и
средства наблюдения космического базирования. Предоставление своей территории для
новой системы наблюдения и закупка истребителей F-35 означают участие Канады в
защите Северной Америки от крылатых и гиперзвуковых ракет. Сохраняется возмож-
ность поддержки Канадой противоракетной обороны от баллистических ракет. Канада
поддерживает приём в НАТО Финляндии и Швеции не просто как новых военных союз-
ников в Арктике, но и как стран - единомышленников Канады.
Ключевые слова: военная политика Канады; НОРАД; Арктика; противоракетная
оборона; канадско-украинские отношения
Для цитирования: Володин Д.А. Военная политика Канады в 2022 году: предвари-
тельные итоги. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022. 52(11): 5-18.
DOI: 10.31857/S2686673022110013
EDN: GWXYUL
Canadian Military Policy in 2022: Preliminary Results
Dmitry A. Volodin
Arbatov U.S. and Canada Institute
2/3 Khlebny per., Moscow, 121069, Russian Federation.
Scopus Author ID: 6505811996
РИНЦ ID: 250126
ORCID: 0000-0002-4252-24-35
e-mail: dmvldn@gmail.com
Abstract: Canada began to supply lethal weapons to Ukraine in February 2022 and sent
there heavy weapons two months later. In 2022 the Trudeau government agreed to increase the
5
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 11: 5-18
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Canadian military contingent in Latvia as part of a plan to strengthen NATO's military pres-
ence in Eastern Europe. However, Canada did not comply with the NATO requirement for its
members to spend 2% of GDP on defense. The aggravation of the Ukrainian crisis in 2022 did
not lead to an increase in Canada's military commitments in Europe, but to an increase in the
North American dimension in Canada's military policy. The Trudeau government used the ag-
gravation of the Ukrainian crisis and hostilities in Europe to launch an expensive project with
the United States to modernize their joint North American Aerospace Defense Command
(NORAD). Canada's main contribution to the modernization of NORAD will be to provide
territory for the new NORAD surveillance system, which will include over-the-horizon radars,
a network of other radars in the Canadian North, and space-based surveillance. Providing its
territory for the new NORAD surveillance system and the purchase of F-35 fighters means
Canada's participation in the defense of North America from cruise and hypersonic missiles.
There remains the possibility of Canadian support for the US missile defense against ballistic
missiles. Canada supports the admission of Finland and Sweden to NATO not just as new mili-
tary allies in the Arctic, but also as like-minded countries of Canada.
Keywords: Canada’s defense policy; NORAD; Arctic; missile defense; Canada-Ukraine
relations
For citation: Volodin D.A. Canadian Military Policy in 2022: Preliminary Results. USA &
Canada: Economics, Politics, Culture. 2022. 52(11):5-18.
DOI: 10.31857/S2686673022110013
EDN: GWXYUL
ВВЕДЕНИЕ
В Канаде оборонная проблематика традиционно не входит в число перво-
степенных вопросов ни для правительства, ни для общества. Соседство и союз с
ведущей военной державой мира, Соединёнными Штатами, позволяют Канаде
успешно перекладывать большинство забот по обороне страны на плечи своего
гораздо более сильного союзника. В то же время в первое десятилетие XXI века в
Канаде наблюдалось повышенное внимание к своим вооружённым силам.
Прежде всего, это было связано с участием страны в операции НАТО в Афгани-
стане. Завершение участия Канады в военной фазе этой операции в 2011 г. (пол-
ный вывод канадских войск завершён в марте 2014 г.) вернуло ситуацию в преж-
нее русло. Правительство либералов Дж. Трюдо, находящееся у власти в Канаде
с ноября 2015 г., до 2022 г. проводило достаточно осторожную военную полити-
ку.
ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ УКРАИНЕ
Резкое обострение украинского кризиса в конце февраля 2022 г. сразу сдела-
ло украинский вектор одним из ключевых в военной политике Канады. В дан-
ном случае Оттава продолжила курс, которому она следовала с 2014 года.
В частности, стоит напомнить, что всю вину за возникновение этого кризиса Ка-
нада возлагает на Россию и также не признаёт результаты референдума 2014 г. о
вхождении Крыма в состав российской территории. С этого же времени (сере-
дина 2010-х годов) Оттава начала оказывать и военную помощь Украине. Клю-
6
Володин Д.А. Военная политика Канады в 2022 году: предварительные итоги
Volodin, D.A. Canadian Military Policy in 2022: Preliminary Results
чевым элементом этой помощи стало размещение Канадой на территории
Украины 200 своих военнослужащих для обучения украинских вооружённых
сил. К началу 2022 г. канадцами было подготовлено более 30 тыс. украинских
военнослужащих и около 2 тыс. представителей национальной гвардии Украи-
ны [Исраелян Е.В. 2022]. В конце января 2022 г. было принято решение продлить
эту миссию ещё на три года (до марта 2025 г.), на это было выделено 340 млн
долл.* [15]. В феврале 2022 г. миссия была приостановлена, но в августе было
объявлено о её возобновлении, но уже на территории Великобритании, куда ряд
стран, включая Канаду, перенесли обучение украинских военнослужащих.
К середине 2010-х годов относятся и первые поставки вооружений Украине.
Однако до 2022 г. объём такой помощи был крайне невелик и составил лишь
23 млн долл. [Исраелян Е.В. 2022]. В 2022 г. объём и характер поставляемых во-
оружений резко расширился (см. табл.)
Таблица
Канадские поставки вооружений Украине в 2022 г.
Дата
Категория
Перечень вооружений
Стоимость,
объявления
вооружения
млн долл.
26 января
нелетальное
бронежилеты, металлоискатели,
нет данных
тепловизионные
бинокли,
лазерные дальномеры, войсковые
санитарные сумки, разведыва-
тельная аппаратура
14 февраля
летальное
пулемёты, пистолеты, карабины,
7,8
снайперские винтовки, миномё-
ты, гранатомёты, боеприпасы
27 февраля
нелетальное
каски, бронежилеты, противога-
25
зы, приборы ночного видения
28 февраля
летальное
100 гранатомётов
«Карл Густав
нет данных
М-2» (Carl Gustaf М2) и 2 тыс.
боеприпасов к ним
1 марта
нелетальное
1600 противоосколочных броне-
нет данных
жилетов; 390 тыс. сухих пайков
3 марта
летальное
4500 одноразовых гранатомётов
нет данных
М-72; 7500 ручных гранат; оплата
стоимости спутниковых снимков
в высоком разрешении (на 1 млн
долл.)
* Здесь и далее, если не указано другое, имеются в виду канадские доллары.
7
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 11: 5-18
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
9 марта
нелетальное
специализированное
военное
50
оборудование, включая станции
оптико-электронной разведки,
были использованы на турецких
беспилотниках
«Байрактар»
(Bayraktar)
22 апреля
летальное
четыре гаубицы М-777 и боепри-
нет данных
пасы к ним, включая высокоточ-
ные снаряды
«Экскалибур»
(Excalibur); боеприпасы к грана-
тометам «Карл Густав М2»
26 апреля
нелетальное
8
бронемашин
«Сенатор»
нет данных
(Senator)
8 мая
летальное и
18 станций оптико-электронной
50
млн
нелетальное
разведки; оплата спутниковых
(включая
15
снимков в высоком разрешении;
млн на опла-
стрелковое оружие и патроны к
ту снимков)
нему; снаряды к гаубицам М-777
24 мая
летальное
20 тыс. артиллерийских снарядов
98
калибром 155 мм (закуплены у
США)
15 июня
летальное
10 запасных стволов к гаубицам
9
М-777
30 июня
нелетальное
39 бронемашин боевого
нет данных
обеспечения; 6 станций оптико-
электронной разведки
Составлено
автором
по
материалам
Министерства
обороны
Канады
(https://www.canada.ca/en/department-national-defence/campaigns/canadian-military-support-to-
ukraine.html) и Канадской радиовещательной корпорации Си-би-си (https://www.cbc.ca).
Опираясь на данные таблицы, можно выделить два важных этапа в канад-
ских поставках вооружений Украине: февраль 2022 г. - начало поставок леталь-
ного оружия и апрель 2022 г. - первая отправка тяжёлых вооружений. В обоих
случаях Канада пошла на такой шаг лишь после того, как аналогичные действия
предприняли её ближайшие союзники - США и Великобритания. Решение об
отправке гаубиц и вовсе было объявлено Дж. Трюдо как совместная акция с эти-
ми странами. Таким образом, если до передачи Украине летального оружия От-
тава «дозревала» восемь лет, то переход от поставок лёгких вооружений к от-
правке тяжёлых произошёл всего за два месяца.
Канадские поставки вооружений Украине имеют и ещё одну особенность.
Дело в том, что из-за малочисленности её вооруженных сил у Канады нет сколь-
ко-нибудь значительных излишков вооружений, которые она может предло-
жить Украине. Например, переданные Украине четыре гаубицы «М-777» со-
ставляют более 10% всего канадского арсенала таких орудий (4 из 37). Соответ-
8
Володин Д.А. Военная политика Канады в 2022 году: предварительные итоги
Volodin, D.A. Canadian Military Policy in 2022: Preliminary Results
ственно, большую долю в канадских поставках вооружений будет составлять
продукция, закупленная в других странах.
ОТНОШЕНИЯ С НАТО
Обострение украинского кризиса в 2022 г. во многом определило и деятель-
ность Канады в рамках НАТО. Прежде всего, встал вопрос о канадском военном
контингенте в Латвии. Стоит напомнить, что канадские военнослужащие были
размещены там в 2017 г. для реализации плана альянса по развёртыванию четы-
рёх батальонных групп в странах Балтии и Польше. Причём Канада не просто
согласилась направить войска в Латвию, а взяла на себя командование всей ба-
тальонной группой. В феврале 2022 г. Дж. Трюдо объявил об отправке в Латвию
артиллерийской бригады численностью 120 человек в дополнение к тем 540 ка-
надским солдатам, которые уже там находились. Ещё через месяц, во время по-
сещения многонациональной базы НАТО в Латвии, он заявил о бессрочном
продлении канадской военной миссии в этой стране [2]. В мае 2022 г. Оттава
объявила об отправке в Латвию одного генерала и шести штабных офицеров
для работы в структурах альянса.
На саммите НАТО в Мадриде в июне 2022 г. Дж. Трюдо согласился увели-
чить военное присутствие Канады в Латвии в ходе общего решения альянса о
преобразовании восьми батальонных групп в восточноевропейских странах в
бригады. Соответствующее соглашение подписали на саммите министры обо-
роны двух стран - А. Ананд и А. Пабрикс. По его условиям, Канада сохранит
командование многонациональным контингентом НАТО в Латвии [4].
Более сложным и неприятным для Канады оказался вопрос об уровне воен-
ных расходов для членов НАТО. Как известно, ещё в 2014 г. альянс потребовал от
входящих в него стран тратить на оборону не менее 2% ВВП. Канада не смогла
выполнить это требование, занимая по уровню военных расходов (1,27% ВВП)
одно из последних мест в НАТО. На фоне боевых действий на территории
Украины данный вопрос приобрёл особое значение, поскольку трактуется как
показатель серьёзности страны выполнять свои обязательства перед альянсом.
В этом плане выделение канадским правительством в новом федеральном бюд-
жете (апрель 2022 г.) дополнительных 8 млрд долл. на нужды обороны в течение
следующих пяти лет выглядело не слишком убедительно. Эксперты говорят о
совершенно другом порядке цифр. По подсчётам президента Канадского ин-
ститута глобальных вопросов Д. Перри, выполнение требования НАТО означа-
ло бы увеличение военного бюджета Канады в 2021-2022 фин. г. на 17 млрд
долл. (с 24,3 млрд до 41,3 млрд) [5]. Схожие данные приводит и руководитель
Бюджетного управления парламента (Parliamentary Budget Officer) И. Жиру. В сво-
ём докладе он отмечает, что для достижения уровня в 2% ВВП Канаде необхо-
димо увеличить военные расходы в течение следующих пяти лет на 75,3 млрд
долл. [19], то есть примерно в 10 раз больше того, что выделило правительство.
Нежелание правительства Дж. Трюдо существенно увеличивать военный
бюджет особенно бросается в глаза на фоне резкого увеличения военных расхо-
9
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 11: 5-18
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
дов ряда европейских членов НАТО. Так, в феврале 2022 г. канцлер Германии
О. Шольц объявил о выделении 100 млрд евро для перевооружения немецких
вооружённых сил. Однако наиболее показательный пример - Польша, которая
имеет одинаковую с Канадой численность населения (по 38 млн человек). Уже в
2023 г. польские военные расходы должны составить 3% ВВП, а со временем их
планируется довести до 5% ВВП - самого высокого показателя среди всех членов
НАТО. В марте 2022 г. в Польше принят закон об увеличении в 2 раза (со 150 тыс.
до 300 тыс. человек) численности вооружённых сил (для сравнения: численность
канадских вооружённых сил - 68 тыс. человек).
На фоне того, что всё больше членов НАТО достигнут в ближайшее время
необходимого уровня военных расходов, меняется само понимание этого требо-
вания. Как заявил генеральный секретарь НАТО И. Столтенберг на саммите
альянса в Мадриде в конце июня 2022 г, «военные расходы в 2% ВВП рассматри-
ваются как минимальная цель, а не максимальная» [19].
МОДЕРНИЗАЦИЯ НОРАД И ВОПРОС О ПРО
С избранием американского президента Дж. Байдена активизировались уси-
лия США и Канады по модернизации их совместного Командования воздушно-
космической обороны Северной Америки - НОРАД (North Amrican Aeropace Defense
Command). Новый американский президент сразу подчеркнул особый статус Ка-
нады как ближайшего союзника США, совершив первый официальный звонок
именно канадскому премьер-министру Дж. Трюдо [Комкова Е.Г. 2022]. С другой
стороны, уже во время разговора Байден поднял вопрос о НОРАД. Необходимость
его модернизации была отдельно прописана в Дорожной карте (февраль 2022 г.),
принятой по итогам виртуальной встречи Трюдо и Байдена.
В отличие от президентства Д. Трампа договорённости на уровне глав госу-
дарств теперь очень быстро трансформировались в конкретное соглашение на
военном уровне. Уже в августе 2021 г. министры обороны двух стран приняли
Совместное заявление о модернизации НОРАД, ставшее руководством к дей-
ствию для США и Канады. В документе можно выделить два ключевых тезиса:
во-первых, обозначена сама проблема - возрастание угрозы от новейших кон-
венциональных (неядерных) ракет Северной Америке;
во-вторых, определён ключ к решению этой проблемы - способность НОРАД
быстрее обнаруживать и быстрее реагировать на новые угрозы.
В рамках установки на более быстрое обнаружение, распознавание и реаги-
рование на угрозы из воздушно-космического пространства определены четыре
приоритетных направления в модернизации НОРАД:
1) Усиление ситуационной осведомлённости (situational awareness). Данное
направление включает замену Северной системы предупреждения (ССП) - цепи
радиолокационных станций, установленных вдоль арктического побережья
США и Канады - более современными системами наблюдения, включая загори-
зонтные радиолокационные станции (ЗРЛС). Заявлено также, что новая система
10
Володин Д.А. Военная политика Канады в 2022 году: предварительные итоги
Volodin, D.A. Canadian Military Policy in 2022: Preliminary Results
наблюдения НОРАД будет иметь многоуровневый характер, начиная с элемен-
тов на морском дне и заканчивая объектами в открытом космосе.
2) Улучшение системы управления. Речь идёт о способности Командования
успешнее объединять данные, полученные от различных систем наблюдения, в
единое целое, что должно позволить быстрее и более осознанно принимать ре-
шения. По этому направлению будут вестись работы и над улучшением связи.
3) Усиление потенциала по сдерживанию и, если необходимо, уничтожению
угроз Северной Америке из воздушно-космического пространства.
4) Сотрудничество в области исследований, разработок и инноваций [13].
В то же время правительству Дж. Трюдо необходимо было решить самый
трудный вопрос: найти деньги на модернизацию НОРАД. Одна лишь замена
ССП оценивается в 11-15 млрд долл. Учитывая, что расходы на ССП делятся по
формуле 60 на 40, необходимо было изыскать не менее 4,5 млрд долл., чтобы
оплатить канадскую долю в 40% на создание новой системы наблюдения
НОРАД. Стоит упомянуть, что в отличие от других дорогостоящих проектов,
объявленных в Белой книге по обороне 2017 г., деньги на модернизацию НОРАД
так и не были заложены в бюджет. Важен и ещё один момент - внутриполитиче-
ский. Дело в том, что правительство Дж. Трюдо остаётся правительством мень-
шинства и серьёзно зависит при принятии законов от поддержки Новой демо-
кратической партии (НДП). В марте 2022 г. союз между двумя этими партиями
был оформлен официально: по условиям соглашения НДП гарантирует несме-
няемость правительства до 2025 г. в обмен на финансирование приоритетных
для НДП программ в социальной сфере. Союз с НДП, которая отличается от
других канадских партий подчёркнутым пацифизмом, усложняет для прави-
тельства увеличение военных расходов.
Обострение украинского кризиса в феврале 2022 г. оказалось как нельзя
кстати для канадских властей, чтобы получить дополнительные средства на
нужды обороны. Выступая на конференции в Оттаве 11 марта 2022 г., А. Ананд
пообещала, что правительство в самое ближайшее время представит масштаб-
ный план по финансированию модернизации НОРАД [6].
Тем временем в канадских СМИ активно стал обыгрываться традиционный
тезис руководства НОРАД и близких к ним экспертов, что Россия и Китай могут
использовать крылатые и гиперзвуковые ракеты для нанесения удара по Север-
ной Америке. В связи с этим вновь делался акцент на необходимость скорейшей
замены ССП на многоуровневую систему наблюдения [9]; [10]; [18]; [21].
Фактическое участие Канады в модернизации НОРАД началось не с замены
ССП, а с другого важнейшего элемента - истребительной авиации. 28 марта
2022 г. правительство объявило о выборе американского истребителя F-35 побе-
дителем в тендере на поставку 88 новейших истребителей для канадских ВВС.
Новые самолёты должны заменить устаревшие канадские истребители CF-18.
Стоимость сделки оценивается в 19 млрд долл., причём первые самолёты прави-
тельство надеется получить уже в 2025 году [11].
Хотя истребители F-35 могут использоваться для самых различных миссий,
данный тип самолётов имеет особое значение для полноценного участия Канады
11
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 11: 5-18
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
в обновлённом НОРАД. Уже отмечалось, что опубликованный американцами в
2019 г. «Обзор противоракетной обороны» «практически неразрывно связывает
истребители F-35 с создаваемой Соединёнными Штатами новой архитектурой
противоракетной обороны с бóльшим акцентом на отражение крылатых ракет и
иных угроз» [Володин Д.А. 2019]. В частности, в документе сказано, что «новей-
ший тактический истребитель F-35 способен отслеживать и уничтожать совре-
менные вражеские крылатые ракеты, а в будущем может быть оснащён новым
или модифицированным перехватчиком, способным сбивать вражеские ракеты
на начальном участке их траектории (boost phase)» [16]. Таким образом, выбор ис-
требителя F-35 позволяет Канаде решить две задачи: обеспечивает максимальную
интероперабельность с американскими истребителями F-35 в рамках НОРАД и
позволяет эффективно бороться с новыми ракетными угрозами.
7 апреля 2022 г. министр финансов Х. Фриланд представила в Парламенте
федеральный бюджет на 2022-2023 фин.г., включавший дополнительные 8 млрд
долл. военных расходов в течение следующих пяти лет. Хотя чиновники пред-
почли не вдаваться в детали о назначении этих денег, довольно быстро выясни-
лось, что основная их часть пойдёт на модернизацию НОРАД.
В конце апреля 2022 г. стало известно, что правительство планирует потратить
1 млрд долл. на строительство загоризонтной радиолокационной станции. Хотя
новый радар будет построен в южной части Канады, его основной зоной действия
будет Арктика. Как сказано в описании проекта, Арктическая загоризонтная ра-
диолокационная станция (Arctic Over-the-Horizon Radar)
«обеспечит дальнее
наблюдение за северными подступами к крупным населённым центрам в Север-
ной Америке» [20]. Введение в эксплуатацию данной РЛС запланировано на
2028 год.
Наконец,
20 июня 2022 г. на авиабазе Трентон (провинция Онтарио)
А. Ананд представила план участия страны в модернизации НОРАД. Причём
заявлен он был в двух вариантах: текущем (выделение 4,9 млрд долл. в течение
следующих шести лет) и долгосрочном (выделение 38,6 млрд долл. в течение
следующих 20 лет). Ключевым элементом этого плана является замена Северной
системы предупреждения на более совершенную - Систему наблюдения за се-
верными подступами (Northern Approaches Surveillance System). Новая структура
будет включать четыре элемента:
1) Арктическую загоризонтную радиолокационную систему, которая будет
обеспечивать раннее предупреждение и отслеживание угроз из воздушно-
космического пространства от канадско-американской границы до Северного
полярного круга.
2) Полярную загоризонтную радиолокационную систему (Polar Over-the-
Horizon Radar System), которая будет осуществлять наблюдение за самыми север-
ными подступами к Северной Америке и даже за их пределами.
3) Система «Арбалет» (Crossbow) - сеть РЛС, которая будет развёрнута на Ка-
надском Севере.
4) Средства наблюдения космического базирования.
12
Володин Д.А. Военная политика Канады в 2022 году: предварительные итоги
Volodin, D.A. Canadian Military Policy in 2022: Preliminary Results
Первоначальную основу космического компонента должны составить три
канадских спутника дистанционного зондирования Земли, запущенные в 2019 г.
по проекту «Радарсат констелейшн» (Radarsat Constellation).
В целом авторы представленного плана исходят из тех приоритетов, которые
были названы в совместном заявлении министров обороны двух стран в августе
2021 года. Например, разъясняется, что заявленный в 2021 г. приоритет по усиле-
нию потенциала Командования по сдерживанию включает закупку новейших
ракет класса «воздух-воздух» и новой истребительной авиации, совместимой с
такими ракетами. По сравнению с заявлением 2021 г. добавлен лишь один новый
приоритет - улучшение инфраструктуры и возможностей по поддержанию опе-
раций (Infrastructure and Support Capabilities). В рамках данного приоритета преду-
сматривается закупка самолётов-заправщиков; модернизация четырёх военных
баз на Канадском Севере; улучшение инфраструктуры для приёма истребителей
и возможностей НОРАД по обеспечению боеготовности на всех базах в Канаде;
модернизация инфраструктуры для подготовки лётного состава [17].
Участие Канады в модернизации НОРАД неизбежно потянуло за собой во-
прос о противоракетной обороне (ПРО). Как известно, в 2005 г. Канада отказа-
лась от участия в ней, а в 2017 г. эта позиция была подтверждена и правитель-
ством Дж. Трюдо в Белой книге по обороне. Формально, однако, решение Кана-
ды касается только конкретной программы - защиты от баллистических ракет
наземного базирования. Модернизация НОРАД, как уже было сказано, преду-
сматривает его активную роль в отражении другого типа ракет - крылатых и
(потенциально) гиперзвуковых. Соответственно, Оттава, так или иначе, должна
разъяснить, что понимается под неучастием страны в противоракетной обороне.
На фоне роста международной напряжённости в 2022 г. комментарии канад-
ских официальных лиц стали более благожелательными в отношении противо-
ракетной обороны. В частности, серьёзный резонанс в Канаде произвело заявле-
ние Ананд в Канадском институте глобальных вопросов (май 2022 г.) о возмож-
ности пересмотреть решения 2005 года. Критики, как, например, М. Корда из
Федерации американских учёных, указывали Ананд, что несмотря на огромные
затраты, американская система ПРО так и не доказала свою эффективность, и
что её создание лишь толкает противников США к разработке более совершен-
ных вооружений [14].
Заявление Ананд в июне 2022 г. о выделении 4,9 млрд долл. на модерниза-
цию НОРАД вновь привлекло внимание политиков и экспертов к позиции Ка-
нады в отношении противоракетной обороны. Так, депутат от Консервативной
партии К.-Л. Финдли заявила о необходимости участия Канады в противора-
кетной обороне путём присоединения к системе ПРО от баллистических ракет.
О возможном интересе Канады к защите от таких ракет говорил и профессор,
заведующий кафедрой канадских исследований в Университете Святого Лав-
рентия (штат Нью-Йорк) Дж. Джокел. В то же время А. Чаррон, директор Цен-
тра по вопросам обороны и безопасности Университета Манитобы рассматри-
вала выделение средств на модернизацию НОРАД именно в контексте борьбы с
новыми ракетными угрозами. Она подчёркивала, что основные усилия в обла-
13
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 11: 5-18
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
сти ПРО в настоящее время сосредоточены на борьбе с «лучником» (запуском
ракеты), а не на перехвате «стрелы» (летящей ракеты). По её словам, «Канада и
США должны знать, где находятся стартовые площадки, и уничтожить эти стар-
товые площадки до запуска ракеты» [8]. Система наблюдения за северными под-
ступами, создаваемая в рамках модернизации НОРАД, как раз и должна позво-
лить обнаруживать ракеты до их запуска.
АРКТИКА: БЕЗОПАСНОСТЬ ВАЖНЕЕ СУВЕРЕНИТЕТА?
В 2022 г. более благоприятные условия сложились для расширения военного
сотрудничества Канады с США и североевропейскими странами в Арктике.
Во-первых, Дж. Трюдо с самого начала нахождения на посту премьер-
министра Канады постарался дистанцироваться от политики в Артике своего
предшественника С. Харпера. Это означало меньший акцент на защиту сувере-
нитета и увеличение военных возможностей и большее внимание на социально-
экономические вопросы и поддержку коренных народов. Уход на второй план
темы суверенитета, которая автоматически позиционировала все другие аркти-
ческие страны как конкурентов Канады в регионе, облегчало военное сотрудни-
чество с теми из этих стран, которые считались союзниками Канады.
Прежде всего, это касалось США. Стремление Оттавы улучшить канадско-
американские отношения после избрания Дж. Байдена вылилось не только в её
подключение к модернизации НОРАД, но и к большей координации с Вашинг-
тоном своей военной политики в Арктике. Один из пунктов Дорожной карты,
принятой Трюдо и Байденом в феврале 2021 г., предусматривал расширенный
диалог двух стран по Арктике, включая и вопросы обороны Североамерикан-
ского континента. Таким образом, военная политика Канады в Арктике встраи-
валась в военную политику США.
Как уже было сказано, в июне 2022 г. Канада согласилась выделить миллиарды
долларов на модернизацию НОРАД. Стоит, однако, обратить внимание, что, не-
смотря на своё название, Командование отвечает не только за предупреждение о
вызовах из воздушно-космического пространства, но и об угрозах с моря Северной
Америке. Эта новая функция была добавлена в 2006 г. при продлении соглашения
о НОРАД. Вашингтон нисколько не снимает с Оттавы этой обязанности. В интер-
вью в апреле 2022 г. Канадской радиовещательной корпорации Си-би-си, амери-
канский посол в Канаде Д. Коэн подчёркивал необходимость приоритетного
внимания Канады к воздушной и морской обороне Арктики [12].
При выполнении морской функции НОРАД для правительства Дж. Трюдо
оказываются как нельзя кстати патрульные корабли ледового класса. Проект по
строительству шести таких судов, способных плавать во льдах толщиной до од-
ного метра, был объявлен Харпером ещё в июле 2007 г. [Володин Д.А. 2008]. По
состоянию на август 2022 г. три судна уже построены и переданы военно-
морским силам. Более того, Дж. Трюдо расширил этот проект: помимо шести
судов для ВМС ещё два аналогичных судна будут построены для канадской
Службы береговой охраны. В 2023 г., после многочисленных задержек, должна
14
Володин Д.А. Военная политика Канады в 2022 году: предварительные итоги
Volodin, D.A. Canadian Military Policy in 2022: Preliminary Results
быть достроена глубоководная пристань в Нанисивике (остров Баффинова Зем-
ля), где будут дозаправляться топливом эти суда [7]. Это, а также обширная про-
грамма по строительству новых ледоколов и военно-морских судов, позволяет
Канаде рассматриваться в глазах Вашингтона как ценный игрок в том, что каса-
ется морского измерения НОРАД.
Возможно, в этом контексте - желании США усилить наблюдение за морски-
ми подступами к Северной Америке - стоит рассматривать инициативу Велико-
британии по оказанию военной помощи Канаде в Арктике. Причём публично это
было объявлено (сентябрь 2021 г.) только после многомесячного молчания канад-
ской стороны на соответствующее предложение, переданное по официальным
каналам [1]. Первое, что приходит на ум, когда речь идёт о тех военных возможно-
стях, которые Великобритания может предложить и которые отсутствуют у Кана-
ды, это атомные подводные лодки. В отличие от дизельных подводных лодок, ко-
торым необходимо регулярно всплывать для перезарядки аккумуляторов, под-
лодки с ядерной энергетической установкой могут оставаться в подводном поло-
жении неограниченное время и в силу этого более эффективно вести наблюдение
в покрытых льдами водах Арктики. Конечно, на первый взгляд, более логичным
выглядело бы, если бы такую помощь Канада получила от её ближайшего соседа
и важнейшего союзника - Соединённых Штатов, имеющих собственные атомные
подводные лодки. Однако в Вашингтоне хорошо знают, как болезненно реагирует
Канада на любое появление американских судов в её арктических водах. Два та-
ких плавания (танкера «Манхэттен» в 1969 г. и ледокола «Полар Си» в 1985 г.) че-
рез Северо-Западный проход - морской путь из Атлантического в Тихий океан
между островами Канадского арктического архипелага - вызвали кризисы в ка-
надско-американских отношениях. В этих условиях Вашингтон мог посчитать, что
реакция Канады будет более благожелательной, если подобное предложение бу-
дет исходить от Великобритании. Канада, однако, отвергла масштабное военное
сотрудничество с Великобританией в Арктике. Вместо этого двумя странами в
октябре 2021 г. было подписано соглашение о стажировках британских моряков
на канадских ледоколах [3].
В 2022 г. идея военно-морского сотрудничества Канады и Великобритании в
Арктике получила некоторое развитие. В июне первое плавание в Канаду со-
вершило единственное ледокольное судно в британских ВМС - патрульный ко-
рабль «Протектор». Ещё месяц спустя стало известно, что в британскую дипло-
матическую миссию в Оттаве будет направлен новый сотрудник, бывший офи-
цер ВМС, занимавшийся вопросами безопасности Арктики [22].
Помимо усиления военного сотрудничества с США и (в меньшей степени) с
Великобританией в Арктике в 2022 г. открылись новые возможности для такого
сотрудничества Канады со странами Северной Европы. Наиболее важное значе-
ние в этом плане имеет предстоящее вступление в НАТО Финляндии и Швеции.
Как только эти две страны объявили в апреле 2022 г. о своём желании вступить в
альянс, канадское правительство заявило о поддержке их кандидатур. Канада
быстрее всех ратифицировала протоколы о присоединении Финляндии и Шве-
ции к НАТО. Таким образом, наряду с сотрудничеством с этими двумя сканди-
15
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 11: 5-18
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
навскими странами по гуманитарным вопросам в рамках Арктического совета у
Канады появилась отдельная площадка для сотрудничества с ними по военным
вопросам. Приём в альянс Финляндии и Швеции создаст ситуацию, когда все
государства Арктического совета, за исключением России, будут членами
НАТО. Это облегчает этим странам координацию своих военных усилий в Арк-
тике, при этом снижаются финансовые издержки и увеличивается эффектив-
ность использования военных сил в регионе.
В 2022 г. у Канады улучшились возможности для военного сотрудничества в
Арктике и с Данией. В июне 2022 г. был разрешён многолетний территориаль-
ный спор между этими странами за остров Ханс, расположенный между канад-
ским островом Элсмир и Гренландией. Канада и Дания решили поделить ост-
ров. Объявляя об этом решении, министры иностранных дел двух стран специ-
ально подчёркивали этот случай, как пример мирного разрешения территори-
альных споров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом, переход украинского кризиса в военную фазу в 2022 г. несколько
неожиданно повлиял на военную политику Канады. Вместо увеличения воен-
ных обязательств в Европе, связанных с членством страны в НАТО, ещё больше
усилилось североамериканское измерение в военной политике Канады. Факти-
чески канадское руководство использовало боевые действия в Европе, чтобы
начать вместе с США дорогостоящий проект по модернизации их совместного
Командования воздушно-космической обороны Северной Америки. Размеще-
ние на своей территории новой системы наблюдения НОРАД и закупка истре-
бителей F-35 означают участие в защите Северной Америки от крылатых и ги-
перзвуковых ракет. Сохраняется возможность поддержки Канадой и противора-
кетной обороны от баллистических ракет.
Нарастание противостояния между Россией и Западом в 2022 г. укрепило
отношения Канады со своими союзниками в Арктике. Вхождение в НАТО Фин-
ляндии и Швеции не только увеличит количество военных союзников Канады в
регионе, но это важно для неё и в качественном отношении: на протяжении
многих лет эти две страны сохраняли нейтралитет, и в этом смысле они рас-
сматриваются в Канаде как «голуби», страны-единомышленники, с которыми
можно выступать единым фронтом как внутри группы арктических союзников,
так и в рамках НАТО в целом.
ИСТОЧНИКИ
1. Brewster M. Britain Offers Canadian Military Help to Defend the Arctic. CBC, 24.09.2021.
Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/britain-uk-canada-arctic-defence-submarines-
russia-china-1.6187347 (accessed 21.08.2022).
2. Brewster M. Trudeau Tours NATO Base, Announces Renewal of Canadian Mission in
Latvia. CBC.
8.03.2022. Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/ukraine-russia-
trudeau-nato-1.6377072 (15.08.2022).
16
Володин Д.А. Военная политика Канады в 2022 году: предварительные итоги
Volodin, D.A. Canadian Military Policy in 2022: Preliminary Results
3. British Royal Navy, Canadian Coast Guard Sign Deal on Arctic Co-Operation, Training.
The Globe and Mail, 8.10.2021. https://www.theglobeandmail.com/canada/article-deal-signed-
between-british-royal-navy-canadian-coast-guard-on-arctic/ (accessed 21.08.2022).
4. Canada and Latvia Sign Joint Declaration to Augment NATO’s Enhanced Forward Pres-
ence Latvia.
29.03.2022. Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-
defence/news/2022/06/canada-and-latvia-sign-joint-declaration-to-augment-natos-enhanced-
forward-presence-latvia.html (15.08.2022).
5. Chase S., Brethour P. Canada Eyes New Era of Defense Spending. The Globe and Mail, 6.04.2022.
6. Chase S. Canada to Help Modernize NORAD: Defense Minister. The Globe and Mail, 12.03.2022.
7. Chase S. Long-Delayed Naval Facility in the High Arctic Now Postponed to 2023. The
Globe and Mail, 30.03.2022. Available at: https://www.theglobeandmail.com/politics/article-
long-delayed-naval-facility-in-the-high-arctic-now-postponed-to-2023/ (accessed 21.08.2022).
8. Chase S. NORAD Upgrade Revives Debate on Missile Defence. The Globe and Mail, 22.06.2022.
9. Chase S. North Warning System Not Able to Respond to Latest Missile Tech. The Globe
and Mail, 22.03.2022.
10.Gallant J. New Approach Sought for Defense of Arctic. The Toronto Star, 1.04.2022.
11. Gillies R. Canada Picks the F-35 in Fighter Replacement Competition. Defense News,
28.03.2022. Available at: https://www.defensenews.com/air/2022/03/28/canada-picks-the-f-
35-in-fighter-replacement-competition/ (accessed 21.08.2022).
12. Hall Ch. U.S. ambassador says he’s confident Canada will strengthen its defences in the
Arctic. CBC,
23.04.2022. Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/canada-arctic-
defence-norad-russia-china-1.6428066 (21.08.2022).
13.
Joint Statement on NORAD Modernization.
14.08.2021. Available at:
https://www.canada.ca/en/department-national-defence/news/2021/08/joint-statement-on-
norad-modernization.html (accessed 16.08.2022).
14. Korda M. Canada Shouldn’t Join U.S. Missile Defense Program. The Toronto Star, 20.05.2022.
15.McCharles T. Ottawa to Expand Mission, Send “Non-Lethal” Aid to Kyiv. The Toronto
Star, 27.01.2022.
16. Missile Defense Review. Executive Summary. - Washington: Department of National
Defense, 2019, p. xiii.
17. North American Aerospace Defense Command (NORAD). Backgrounder. Available at:
https://www.canada.ca/en/department-national-defence/news/2022/06/north-american-
aerospace-defense-command-norad.html (accessed 21.08.2022).
18. Otis D. North America Vulnerable to Russian and Chinese Weapons: NORAD Commander.
CTV-News, 19.03.2022. Available at: https://www.ctvnews.ca/canada/north-america-vulnerable-
to-russian-and-chinese-hypersonic-weapons-norad-commander-1.5825995 (accessed 16.08.2022).
19. Passifiume B. Canada Falling Behind on NATO Spending Target. The National Post, 29.06.2022.
20. Pugliese D. Canada Planning $1B Radar Project. The Ottawa Citizen, 25.04.2022.
21. War Shows Need to Bolster Our Air Defences: NORAD Official. The Globe and Mail, 18.03.2022.
22. Woolf M. British High Commission to Welcome Military Specialist on Russia’s Threat to
Arctic. The North Bay Nugget, 28.07.2022
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Володин Д.А. 2008. Правительство С. Харпера и защита суверенитета Канады в Арк-
тике. США Канада: экономика, политика, культура. № 12. С. 35-50.
Володин Д.А. 2019. Канадско-американские отношения в сфере обороны при адми-
нистрации Д. Трампа. Россия и Америка в XXI веке. Спецвыпуск. Available at:
17
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 11: 5-18
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
https://rusus.jes.su/s207054760005279-3-1/
(accessed
21.08.2022).
DOI:
10.18254/S207054760005279-3
Исраелян Е.В. 2022. Канада и ситуация вокруг Украины. Россия и Америка в XXI веке.
№ 2. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760019821-0-1/ (accessed 21.08.2022). DOI:
10.18254/S207054760019821-0
Комкова Е.Г. 2022. Канадско-американские отношения в первый год президентства
Дж. Байдена: ожидания и реальность. Россия и Америка в XXI веке. № 1. Available at:
https://rusus.jes.su/s207054760018847-8-1/?sl=ru
(accessed
16.08.2022).
DOI:
10.18254/S207054760018847-8
REFERENCES
Issraelyan, E.V. 2022. Kanada i situatsiia vokrug Ukrainy [Canada and the Situation around
Ukraine] (In Russ). Russia and America in the 21st Century. No. 2. Available at:
https://rusus.jes.su/s207054760019821-0-1/ (accessed 21.08.2022). DOI:
10.18254/S207054760019821-0
Komkova, E.G. 2022. Kanadsko-amerikanskie otnosheniia v pervyi god prezidentstva Dzh.
Baidena: ozhidaniia i real'nost' [Canada-U.S. Relationship in the First Year of Biden’s Presiden-
cy: Expectations and Reality] (In Russ). Russia and America in the 21st Century. No. 1. Available
at:
https://rusus.jes.su/s207054760018847-8-1/?sl=ru
(accessed
16.08.2022).
DOI:
10.18254/S207054760018847-8
Volodin, D.A. 2008. Pravitel'stvo S. Kharpera i zashchita suvereniteta Kanady v Arktike [St.
Harper Government Defending Canada’s Interests in the Arctic] (In Russ). USA Canada: Eco-
nomics, Politics, Culture. No. 12. P. 35-50.
Volodin, D.A. 2019. Kanadsko-amerikanskie otnosheniia v sfere oborony pri administratsii
D. Trampa [Canadian-American Defence Relations under the Trump Administration] (In Russ).
Russia
and America in the
21st
Century.
Special
Issue.
Available at:
https://rusus.jes.su/s207054760005279-3-1/
(accessed
21.08.2022).
DOI:
10.18254/S207054760005279-3
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ВОЛОДИН Дмитрий Анатольевич -
VOLODIN Dmitry Anatolievich - Can-
кандидат исторических наук, ведущий
didate of Science (History), Leading Re-
научный сотрудник Института США и
searcher, Arbatov U.S. and Canada Insti-
Канады им. Г.А. Арбатова (ИСКРАН).
tute (ISKRAN).
Российская Федерация, 121069 Москва,
2/3 Khlebny per., Moscow, 121069, Rus-
Хлебный пер., 2/3.
sian Federation.
Статья поступила в редакцию / Received 24.08.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 2.09.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 4.09.2022.
18