ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTHCARE
2022; 11: 64-80
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
УДК: 327
DOI: 10.31857/S2686673022110050
EDN: GXLMNG
Здравоохранение в США: уроки пандемии COVID-19
Н.А. Шведова
Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова
Российская Федерация, 121069, Москва, Хлебный переулок, д. 2/3.
Scopus Author ID: 57208550232
РИНЦ ID: 479195
ORCID: 0000-0001-6639-6392
e-mail: n.shvedova2015@yandex.ru
Резюме: Спустя два с половиной года с начала пандемии коронавирусной инфекции
появился самый заразный её вариант. Американские эксперты обеспокоены «завоеванием»
подвариантом семейства омикронов, известным как BA.5, доминирующих позиций. На
самом деле, пандемия с невероятной силой обозначила слабые звенья здравоохранения
США - его социальную недостаточность из-за исторически накопившихся дискриминаци-
онных системных «недугов» и принудила осознавать, какую цену приходится платить,
если нарушается баланс не только в природной среде, но и в социальной. Некоторые
«недуги» здравоохранения США оказались кризисными. Несмотря на жёсткую критику и
действительно огромные потери в первых периодах пандемии, страна справляется с про-
блемами. Возникает закономерный вопрос: почему вопреки проявившимся недостаткам
частная система американского здравоохранения продолжит своё существование с учётом
значительного вовлечения государства в её функционирование? Ответ в том, что действу-
ют мощные факторы, удерживающие американское общество от готовности к масштабной
реформе здравоохранения по образцу других развитых западных стран с системой обяза-
тельного медицинского страхования и с единым плательщиком в лице государства. Аме-
риканское общество формирует представление о перспективах развития системы здраво-
охранения после вспышки пандемии COVID-19, в обсуждение которых вовлечены доста-
точно широкие круги населения. Тем более в ситуации активно развивающейся борьбы в
период промежуточных выборов 2022 г.
Ключевые слова: пандемия COVID-19, семейство омикронов, Центры по контролю
за заболеваемостью и профилактике, десять приоритетов для улучшения здоровья, стра-
тегия управления BA.5.
Для цитирования: Шведова Н.А. Здравоохранение в США: уроки пандемии
COVID-19. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022; 52 (11): 64-80.
DOI: 10.31857/S2686673022110050
EDN: GXLMNG
The U.S. Healthcare: Lessons from the COVID-19 Pandemic
Nadezda A. Shvedova
Arbatov U.S. and Canada Institute (ISKRAN)
2/3 Khlebny per., Moscow, 121069, Russian Federation.
Scopus Author ID: 57208550232
РИНЦ ID: 479195
ORCID: 0000-0001-6639-6392
e-mail: n.shvedova2015@yandex.ru
64
Шведова Н.А. Здравоохранение в США: уроки пандемии COVID-19
Shvedova, N.A. The U.S. Healthcare: Lessons from the Coronavirus
Abstract: American experts claim that "COVID is not defeated" in the United States. They
are convinced that the positive lessons of the pandemic, such as the “unprecedented accelera-
tion, high efficacy and safety of the first vaccines”, which became available “only 10 months
after the first virus sequencing”, all this represents a “model” for moving forward. “We can’t
be so stupid as not to learn from our pandemic past,” is the call to American society.
U.S. experts consider the COVID-19 pandemic a "catalyst for action" as it has shown "too
clearly" the enormous impact and has clearly shown "the cost of the country's collapsing public
health infrastructure" that is detrimental to both the health of the American people and their
economic well-being. There is a near-unanimous belief that the next public health emergency is
imminent, which should spur policymakers to “break the pattern of neglect and prioritize mod-
ern public health data collection capabilities, human resources, preparedness, and effective
messaging strategies.” This would mean learning from the lessons and willingness to "build on
the progress made over the past two years."
A review of the evolution of the U.S. healthcare system during the coronavirus pandemic cri-
sis (socio-economic and socio-political essence) convinces us that the experience of the pandemic
in the USA points to the need for a healthcare system that values resilience over fragile efficiency
and information system. It must be built on the principles of non-discrimination, addressing the
health inequalities stemming from its history. The national public health system is developing in
the context of an international one, therefore, the restoration of its international alliances, its sys-
tem of social protection and trust in experience seems to be objectively determined.
The pandemic in the American society and its impact on the functioning of the most im-
portant sector of socio-economic life - the protection of the health of the country's population -
given the incompleteness of the pandemic phenomenon, no doubt, will excite the American
society and political circles because of its acute topicality in the situation of political election
campaigns, in in particular, clashes in the 2022 midterm elections.
Keywords: COVID-19 pandemic, omicron family, Centers for Disease Control and Pre-
vention, Ten priorities for better health
For citation: Shvedova N.A. The U.S. Health: Lessons from the Coronavirus. USA &
Canada: Economics, Politics, Culture. 2022; 52 (11): 64-80.
DOI: 10.31857/S2686673022110050
EDN: GXLMNG
ВВЕДЕНИЕ
Согласно утверждениям Центров по контролю и профилактике заболева-
ний (Centers for Disease Control and Prevention - CDC) Министерства здравоохране-
ния и социального обеспечения США [1], успехом большей части прироста
ожидаемой продолжительности жизни, достигнутым в ХХ веке, американское
население обязано прежде всего достижениям общественного здравоохранения.
Медицинскому прогрессу отводится более скромное место в этом процессе.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет общественное
здравоохранение как «искусство и науку предотвращения болезней, продления
жизни и укрепления здоровья посредством организованных усилий общества» [2].
На начало июля 2022 г. в Соединённых Штатах было зарегистрировано
1 018 578 летальных исходов от коронавирусной инфекции
[3]. Пандемия
COVID-19 в США чётко выявила остроту проблем, которыми страдало здраво-
охранение страны. Во-первых, США находятся на первом месте в мире по коли-
65
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTHCARE
2022; 11: 64-80
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
честву зарегистрированных смертей от коронавирусной инфекции в целом. Во-
вторых, цветные американцы и общины с низким уровнем дохода испытывают
на себе непропорционально большие издержки и последствия пандемии. Это
заставило многих специалистов считать трудности, с которыми столкнулись
США в предотвращении распространения и снижении воздействия COVID-19, в
значительной степени результатом неадекватной готовности к реагированию
общественного здравоохранения.
Страны с развитой системой общественного здравоохранения до пандемии
смогли более эффективно реагировать на COVID-19. Изъяны данной сферы
проявились не только в США, но и в ряде других стран мира. Специалистами
отмечается общая «закономерность»: «мероприятия в области общественного
здравоохранения успешны только тогда, когда несчастья не случаются. Это яв-
ление стало слишком очевидным на фоне реакции на пандемию COVID-19» [2].
НОВЫЕ ВАРИАНТЫ COVID: ПАНДЕМИЯ УПОРСТВУЕТ
Американские эксперты обеспокоены появлением в настоящее время, спустя
два с половиной года после начального этапа пандемии в США, нового вариан-
та, самого заразного и быстро передающегося [4]. Точнее, замечен подвариант
семейства омикронов, известный как BA.5, который стал доминирующим. Так,
профессор молекулярной медицины Эрик Джеффри Топол, кардиолог, гене-
тик, исследователь в сфере искусственного интеллекта, автор публикации «Об-
зор: новые варианты COVID, такие как BA.5, доминируют - мы можем сделать
больше, чтобы предотвратить это», придерживается именно такой точки зрения
[5]. Автор пишет о том, что новый подвид пришёл на смену предыдущему вари-
анту семейства «омикрон» (BA.2.12.1), который «не достиг глобального домини-
рования». Вариант BA.5, впервые появившийся в Южной Африке и Португалии,
прогрессирует и завоёвывает господствующие позиции на большей части Евро-
пы, Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона, что породило новые
вспышки инфекции. Не случайно Центры по контролю и профилактике забо-
леваний в первую декаду июля 2022 г. зафиксировали BA.5 как доминирующий
вариант COVID в Соединённых Штатах. Он стал причиной почти 54% новых
случаев заболевания, число которых растёт в геометрической прогрессии с кон-
ца апреля 2022 г. Правда, не к пропорциональному повышению смертности или
госпитализаций в отделения интенсивной терапии.
Активно обсуждается свойство, по которому BA.5 выделяется, называемое
свойством «иммунного спасения». Специалисты отмечают, что BA.5 не полно-
стью преодолевает защиту - существует некоторый перекрёстный иммунитет,
который обеспечивается вакцинами и предшествующими инфекциями, что от-
ражается в устойчивой защите от самого тяжёлого течения COVID. Но уязви-
мость проявляется в скачке повторных заражений. Замечены и другие особенно-
сти BA-5. Например, из Австралии сообщают о более высокой инфекционности
варианта по сравнению с предыдущими версиями штамма «омикрон» из-за бо-
лее эффективного проникновения в клетки. Распространение варианта BA.5 -
66
Шведова Н.А. Здравоохранение в США: уроки пандемии COVID-19
Shvedova, N.A. The U.S. Healthcare: Lessons from the Coronavirus
результат ускоренной эволюции вируса. По мнению учёных, переход от подви-
да BA.1, который начал распространяться в конце ноября 2021 г., к BA.5 в насто-
ящее время, со многими другими промежуточными вариантами «омикрона»,
происходит довольно быстро и, в отличие от первого года пандемии, когда не
было обнаружено новых версий вируса, «BA. 5 забивает гвоздь в крышку гроба
мифа о том, что вирус перейдёт в более мягкую форму и исчезнет», - подчёрки-
вает Эрик Дж. Топол. Какие меры обсуждаются и предлагаются к реализации?
Прежде всего, подвергается критике действия (точнее - их отсутствие) со сто-
роны соответствующих федеральных органов, в частности, Центров по контролю
и профилактике заболеваний, которые не смогли предупредить американское
население о высоком риске распространения BA.5, что можно было бы в значи-
тельной степени снизить риск путём применения высококачественных масок, фи-
зического дистанцирования, вентиляции, фильтрации воздуха и бустерных вак-
цин. Между тем США занимают 67-е место в мире по актуальности мер защиты от
COVID. Весомый аргумент: лишь треть американцев, имеющих право на бустер-
ную прививку, её сделала. А в возрастной когорте 50 лет и старше, для которой
было показано, что второй бустер снижает смертность и тяжёлое течение заболе-
вания и доступен бесплатно, только каждый четвёртый получил его.
Эти доступные в настоящее время меры необходимо осуществить, чтобы опе-
редить вирус, впервые в пандемии предвидя его следующие шаги и свои уязвимо-
сти. Конечно, необходимо финансирование, давление и сила правительства для
создания эффективной вакцины. Научная основа для такой вакцины существует,
но необходимо преодолеть проблемы регулирования. Особой поддержкой поль-
зуется идея использования вакцин в виде назальных спреев. Их привлекатель-
ность обусловлена тем, что такие вакцины обеспечивают иммунитет слизистой
оболочки, защищая от проникновения вируса в верхние дыхательные пути чело-
века. Этого эффекта прививки «не способны достичь ни на какой долговремен-
ной основе, особенно с учётом эволюции вируса». Назальные спреи, как и устой-
чивая к вариантам вакцина, заслуживают программы для ускорения их успеха [5].
РЕАКЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ НА ОТВЕТЫ ГОСУДАРСТВА
Летом 2022 г. опросы в США, с одной стороны, фиксировали снижение
уровня общественного беспокойства по поводу вспышки коронавируса, а с дру-
гой - американцы выражали «достаточно слабую оценку» действиям государ-
ства в отношении приоритетов во время пандемии. Американские исследовате-
ли отмечают наличие двух «конкурирующих оценок национальной реакции».
Одна позиция, условно, широко распространённая среди республиканцев:
критика в адрес правительства из-за недостаточности концентрации на пробле-
мах бизнеса и определённого пренебрежения к индивидуальному выбору. Дру-
гая, получившая более масштабное распространение среди демократов и их сто-
ронников, сфокусирована на действиях, направленных на защиту общественного
здравоохранения и минимизации рисков для здоровья кризисных когорт амери-
канского населения. В результате складывается картина, что «ни республиканцы,
67
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTHCARE
2022; 11: 64-80
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ни демократы не считают, что страна достигла цели в своём ответе на вспышку,
которая охватила президентские администрации как Дональда Трампа, так и Джо
Байдена». В частности, показано: «менее половины американцев» считают дей-
ствия государства «примерно необходимыми для поддержания качества жизни и
экономической активности или для защиты общественного здравоохранения»
[5].
При этом американцы «в замешательстве» в отношении оценки сработавших
эффективных мер по ограничению распространения коронавируса. Тем не ме-
нее, вакцины и маски занимают первое место в их списке эффективных мер.
В целом 55% американцев высоко оценивают вакцинацию против COVID-19
(«чрезвычайно действенной» - 33%, «высокоэффективной» - 22%) в ограниче-
нии распространения коронавируса. Ещё 22% считают вакцины «несколько ак-
тивными», а 23% практически отрицают их эффективность, утверждая, что они
были «не слишком результативными или совсем неэффективными».
Какова главная цель защиты общественного здравоохранения, с точки зре-
ния американцев? Эксперты фиксируют «явно неоднозначные взгляды», кото-
рых придерживаются их соотечественники: 43% полагают, что страна уделяет
«должное внимание» охране общественного здравоохранения, 34% придержи-
ваются противоположной точки зрения, считая оказываемое внимание этому
вопросу «слишком малым», а 21% настаивают на том, что общественному здра-
воохранению уделяется «слишком много внимания» [6].
Действительно, цифры вводят в заблуждение: если сложить 43% («с должным
вниманием») и 21% («слишком много внимания»), то в результате получается,
что преобладающее большинство (64%) выражают положительную оценку дей-
ствиям государства в отношении ограничения распространения коронавируса.
А как же тогда трактовать утверждение о «слабой оценке» американской обще-
ственностью действий государства в ответ на вспышки коронавируса?
В стане демократов и их сторонников превалирует точка зрения о недоста-
точном внимании, которое уделялось охране общественного здравоохранения
(«слишком мало» - 46%, «слишком много внимания - всего 7%); 46% считают,
что этому уделялось «должное внимание». Половина демократов одобряют уро-
вень внимания поддержке бизнеса и экономической активности.
Республиканцы и сторонники республиканцев предлагают противополож-
ный взгляд: больше тех, кто считает, что общественное здравоохранение пользу-
ется слишком большим вниманием (40%), чем тех, кто утверждает, что внимания
слишком мало (20%), а 38% поддерживают позицию «правильной меры».
Хотя интенсивность общественного беспокойства по поводу вспышки коро-
навируса пошла на убыль, случаи заболевания в США остаются по-прежнему
заметными, и 86% американцев полагают, что вспышка остаётся «незначитель-
ной угрозой» для здоровья населения США [6].
Если в начале президентского срока Дж. Байдена 65% американцев заявили о
своей уверенности в способности нового президента справиться с пандемией, то,
согласно майскому 2022 г. опросу, проведённому Исследовательским центром
Пью (Pew Research Center, далее - Центр Пью), уровень поддержки президента по
вопросу вспышки коронавируса снизился, составив 43% респондентов, которые
68
Шведова Н.А. Здравоохранение в США: уроки пандемии COVID-19
Shvedova, N.A. The U.S. Healthcare: Lessons from the Coronavirus
оценивают его работу как отличную или хорошую. Рейтинги выборных долж-
ностных лиц штатов, местных органов власти и чиновников общественного
здравоохранения (например, служащих Центров по контролю и профилактике
заболеваний) ниже, чем на ранних стадиях вспышки. Рейтинги эффективности
местных больниц и медицинских центров значительно выше, чем у других
групп. 80% американцев оценивают на «отлично» или «хорошо» больницы и
медицинские центры в своём регионе за их работу в период вспышки коронави-
руса, а это намного выше, чем оценки всех других групп и отдельных лиц,
включённых в опрос. Разрыв между рейтингами местных больниц и медицин-
ских центров и рейтингами других групп, включая общественное здравоохра-
нение и государственных и местных чиновников, сегодня намного больше, чем
на ранних стадиях вспышки коронавируса.
Партийные разногласия усиливаются в определении уровней одобрения
должностных лиц общественного здравоохранения, которые сформировались в
ходе вспышки. Демократы и их сторонники гораздо чаще, чем республиканцы и
их приверженцы (72% против 29%), выражают отличную оценку чиновникам
общественного здравоохранения (например, сотрудникам Центров по контролю
и профилактике заболеваний). На ранних стадиях вспышки картина была иной:
большинство обеих партий, Демократической и Республиканской, положитель-
но отметили чиновников общественного здравоохранения. Причём снижение
рейтингов служащих общественного здравоохранения произошло в значитель-
ной степени за счёт резкого снижения оценки со стороны республиканцев. На
местах снижение рейтингов выборных должностных лиц штатов и местных ор-
ганов власти произошло в рядах представителей обеих партий.
Вместе с тем, большинство (59%) американцев выразили позитивное отно-
шение к национальной готовности к будущей глобальной чрезвычайной ситуа-
ции в области здравоохранения, то есть уверены в способности системы здраво-
охранения США справиться с такой ситуацией. Однако 40% не слишком дове-
ряют системе охраны здоровья населения США или вообще не доверяют ей,
чтобы справиться с форс-мажорными обстоятельствами в будущем.
В целом 73% взрослого населения США полностью вакцинированы от коро-
навируса (по состоянию на май 2022 г.), что равно той же доле, отмеченной в ян-
варе текущего года. По данным Центров по контролю и профилактике заболе-
ваний, «полностью вакцинированный» означает, что лицо получило две дозы
вакцин Pfizer или Moderna или одну дозу вакцины Johnson & Johnson. Небольшая
часть взрослого населения США получила одну дозу вакцины и нуждается в ещё
одной (5%), а 21% - не получали вакцину от COVID-19. Республиканцы и незави-
симые республиканцы (60%) реже, чем демократы и сторонники Демократиче-
ской партии (85%), заявляют о своей полной вакцинации, среди которых пожи-
лых больше, чем молодёжи. Эта тенденция верна для обеих партий. Жители го-
родских и пригородных общин (по 76% в каждой) чаще вакцинированы полно-
стью, чем проживающие в сельской местности (64%).
69
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTHCARE
2022; 11: 64-80
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ДЕСЯТЬ ПРИОРИТЕТОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ [7]
Под достижениями общественного здравоохранения подразумевается обес-
печение чистоты воздуха и воды, качественной санитарии, безопасности пище-
вых продуктов, вакцин для защиты от инфекционных заболеваний и более без-
опасной окружающей среды (последняя означает сокращение травм).
Тем временем COVID-19 выявил ослабленное состояние инфраструктуры
общественного здравоохранения США и необходимость стабильного, устойчи-
вого финансирования для устранения существующих угроз здоровью и подго-
товки к будущим чрезвычайным ситуациям. Инвестировать в укрепление ин-
фраструктуры общественного здравоохранения - очевидный вывод. Однако и
укрепление кадрового потенциала общественного здравоохранения, разработка
надёжных, современных и совместимых информационных систем и чёткое ин-
формирование о важнейшей роли системы общественного здравоохранения -
всё это требует модернизации и новых подходов.
В продолжающихся дискуссиях по поводу совершенствования деятельности
государства, нацеленной на улучшение здоровья и благополучия американского
народа, предлагаются различные рецепты
При этом нередко общей идеей выгля-
дит утверждение о необходимости принятии директивными органами мер по
«преодолению неравенства, устранения проблем инфраструктуры и социальных
детерминант здоровья, которые способствуют его ухудшению» [7]. Так, в докладе,
подготовленном авторитетной организацией - Центром американского прогресса
(The Center for American Progress - САР), независимым беспартийным политическим
институтом, который разрабатывает новые политические предложения и форми-
рует общенациональные дебаты, активно продвигая свои идеи в дискуссиях по
национальной политике, подробно излагается политика по укреплению здоровья
нации. Она гарантирует отдельным людям и сообществам здоровье, процветание
и инклюзивность благодаря долгосрочным и устойчивым инвестициям. Посколь-
ку здоровье американцев ухудшается на протяжении десятилетий, как утвержда-
ется в докладе, но неблагоприятные последствия несправедливо распределяются
по всему спектру американского общества, то необходимо сосредоточить внима-
ние на улучшении здоровья наиболее уязвимых групп населения.
Иными словами, уделяя внимание социальным детерминантам здоровья, та-
ким как доход, образование, жильё, занятость, транспорт, условия окружающей
среды и соседства, можно добиться улучшения здоровья, уменьшения расового
неравенства и обеспечения экономической мобильности. «Чтобы улучшить и
восстановить здоровье американцев, политики должны осуществлять долго-
срочные, устойчивые инвестиции для профилактики заболеваний, укрепления
здоровья, а также подготовки к постоянным и неотложным угрозам здоровью и
реагирования на них», - вытекает вполне обоснованный вывод из доклада. В нём
обозначены десять приоритетов для улучшения здоровья нации [7].
Прекращение распространения COVID-19.
Инвестиции в инфраструктуру общественного здравоохранения.
70
Шведова Н.А. Здравоохранение в США: уроки пандемии COVID-19
Shvedova, N.A. The U.S. Healthcare: Lessons from the Coronavirus
Остановка эпидемии употребления опиоидов и психоактивных веществ.
Смягчение последствий изменения климата и инвестиции в экологическую
справедливость.
Сокращение бедности и повышение экономической стабильности.
Облегчение доступа к образованию и повышение его качества.
Расширение доступа к недорогому, стабильному, инклюзивному, здоровому,
климатически устойчивому жилью.
Оптимизация доступа к медицинской помощи и повышение её качества.
Укрепление социальных связей и общественной безопасности.
Продвижение расовой справедливости и инклюзивной политики.
Первый приоритет - покончить с распространением COVID-19 - занимает
важнейшее место в конкретных обстоятельствах жизни американцев «здесь и сейчас»,
потому что COVID-19 входил в тройку ведущих причин смертности в Соединён-
ных Штатах на протяжении большей части пандемии. Во-первых, это чревато
сильным воздействием на психическое здоровье, что привело к длительным за-
болеваниям и инвалидности. Во-вторых, создавшиеся «экономические потрясе-
ния» оказали непропорциональное воздействие на женщин, цветных американ-
цев, пожилых людей, инвалидов, пациентов домов сестринского ухода и других.
Задача в контексте этого приоритета
- свести к минимуму воздействие
COVID-19, что требует инвестирования в национальные и глобальные меры реа-
гирования и готовности, использование нескольких уровней защиты для сооб-
ществ, а не концентрации только на индивидуальном риске.
Хотя система общественного здравоохранения оказывает существенное вли-
яние на здоровье людей, однако она финансируется непоследовательно и хро-
нически недофинансируется, что привело к ограничению ресурсов для профи-
лактики заболеваний, укрепления здоровья, реагирования на возникающие
угрозы, нехватку рабочей силы и недостаточно развитых систем данных.
Здесь необходимы шаги по обеспечению адекватного, гибкого и устойчивого
ежегодного финансирования, принятие федеральных мер, таких как закон «О
предотвращении пандемий», для повышения готовности страны, внедрение
инициатив в области трудовых ресурсов, которые поощряют привлечение и
удержание работников.
Опиоидный кризис представляет собой проблему национальной безопасно-
сти, правоохранительных органов и общественного здравоохранения в Соеди-
нённых Штатах. Однако передозировки и смерти можно предотвратить при ре-
ализации соответствующей политики. А именно, осуществлять финансирова-
ние и определение первоочередных мероприятий, нацеленных на устранение
коренных причин зависимости (системное неравенство, бедность и неблагопри-
ятные последствия системы уголовного правосудия).
С учётом непропорционально сильного влияния изменения климата и локаль-
ного загрязнения на детей, пожилых людей, инвалидов, сообщества с низким
доходом и цветных американцев, необходимы программы преобразований для
71
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTHCARE
2022; 11: 64-80
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
стабилизации климата, сокращения загрязнения, улучшения здоровья и спасе-
ния жизней. Главная цель - решить проблему «экологического расизма и обес-
печения справедливости». Здесь уместны финансирование преобразующих
программ (стимулирование производства возобновляемой энергии и техноло-
гий с нулевым уровнем выбросов, программы по восстановлению прибрежных
районов для ограничения глобального потепления, сокращение выбросов угле-
рода в секторе здравоохранения и подготовка его к реагированию на воздей-
ствие изменения климата на здоровье человека).
Экономическая стабильность имеет решающее значение для здоровья лю-
дей. Мероприятия по улучшению экономической стабильности могут иметь
последствия на всю жизнь, поэтому необходимы меры для сокращения бедности
и последующего улучшения здоровья: улучшение доступа к услугам по уходу за
детьми (принятый Палатой представителей пакет согласования бюджета), по-
стоянное расширение налоговых льгот на детей и на заработанный доход для
существенной поддержки нуждающимся семьям, повторное санкционирование
программы помощи в области дополнительного питания (SNAP) через Конгресс.
Развитие и образование детей в раннем возрасте - основные факторы, опре-
деляющие здоровье и благополучие взрослых. Доступ к качественному и недо-
рогому высшему образованию - ключ к улучшению экономической стабильно-
сти и здоровья. Недостаточное предоставление услуг по уходу за детьми и не-
адекватное финансирование многих школ, особенно в малообеспеченных и
сельских районах, в цветных сообществах, - угроза доступу к качественному и
недорогому образованию. Первостепенные инициативы, нацеленные на расши-
рение субсидий и грантов поставщикам услуг по уходу за детьми для компенса-
ции потерь доходов, связанных с пандемией, и увеличения операционных рас-
ходов, устранение недостатков физической инфраструктуры школ, выявление и
удовлетворение потребностей в области психического здоровья в школьных
условиях, реинвестирование в доступную систему высшего образования для
ликвидации «многовекового системного неравенства», - достойные меры в арсе-
нале соответствующей политики.
Безопасность жилья - основа для обеспечения безопасности и хорошего здо-
ровья людей. Тем не менее, один из четырёх американцев испытывает трудно-
сти с доступностью и качеством жилья. Нестабильность в сфере жилья и без-
домность непропорционально сильно влияют на цветных американцев, инвали-
дов и лиц, заинтересованных в правосудии. Решению проблем с жильём могут
способствовать различные ваучерные программы, охват которых мог бы распро-
страняться на малодоходные домохозяйства. В частности, предлагается принять
бюджет администрации на 2023 финансовый год, который включает финанси-
рование строительства доступного жилья, улучшения текущего государственно-
го жилищного фонда и расширения возможностей домовладения.
Только восьмым по порядку обозначено усовершенствование доступа к меди-
цинским услугам и повышение их качества, что остаётся серьёзной проблемой
для многих американцев, особенно для людей с низкими доходами и исторически
маргинализированных групп. Расширение доступа к медицинскому страхованию,
72
Шведова Н.А. Здравоохранение в США: уроки пандемии COVID-19
Shvedova, N.A. The U.S. Healthcare: Lessons from the Coronavirus
снижение затрат на уход и лечение и повышение качества медицинских услуг мо-
гут улучшить здоровье и снизить расходы. Определены главные задачи дирек-
тивным органам. Во-первых, следует ликвидировать пробел в охвате программой
медицинского вспомоществования «Медикейд» (Medicaid). Во-вторых, принятый
Палатой представителей бюджет позволит на федеральном уровне расширить
рыночные субсидии для людей, испытывающих дефицит в охвате для приобре-
тения недорогого или бесплатного покрытия, облегчить расходы на лекарства,
расширить доступ к услугам в области охраны психического здоровья.
Проживание в условиях с распространённой дискриминацией, предрассуд-
ками, насилием и стигматизацией способствуют стрессу, который приводит к
негативным последствиям для здоровья. Такие институты, как полиция и выбо-
ры, пронизаны неравенством, что ещё больше маргинализирует цветных аме-
риканцев и увековечивает неравенство в состоянии здоровья. Предполагаются
следующие действия: поддержка альтернативы полицейской деятельности
(например, программы вмешательства на уровне сообщества, которые расши-
ряют возможности и объединяют их); инвестиции в исследования, которые рас-
сматривают насилие с применением огнестрельного оружия как эпидемию об-
щественного здравоохранения; принятие законодательства, защищающего из-
бирательные права маргинализированных сообществ.
Десятый приоритет относится к системному расизму, дискриминации и
структурным барьерам, которые способствуют заболеваниям и связанным с ни-
ми экономическим проблемам. Расизм - серьёзная угроза общественному здра-
воохранению. Пробелы в решении социальных факторов здоровья оказывают
непропорционально негативное воздействие на цветных американцев, людей с
ограниченными возможностями и другие маргинализированные группы. Реко-
мендуется политика сокращения расового и экономического неравенства, усу-
гублённого пандемией, при инвестировании мер, влияющих на социальные
факторы здоровья, с оказанием приоритетного внимания наиболее уязвимым и
пострадавшим сообществам с целью устранения коренных причин расизма и
неравенства.
СТРАТЕГИЯ ДЖ. БАЙДЕНА
ПО БОРЬБЕ С COVID-19 - ВАРИАНТ BA.5
12 июля 2022 г. команда администрации Дж. Байдена по борьбе с COVID-19
(The White House COVID-19 team) обнародовала свою стратегию управления BA.5
(The strategy to manage BA.5). Стратегия нацелена на обеспечение американцам
«лёгкого и удобного доступа к вакцинам, методам лечения, тестам и другим ин-
струментам, которые защищают от COVID-19 и лечат от него», - подчёркнуто в
документе. «Эти инструменты - даже перед лицом BA.5 - работают для предот-
вращения серьёзных заболеваний, избавления людей от госпитализации и спа-
сения жизней - и с их помощью мы можем предотвратить почти все случаи
смерти от COVID-19» [8].
73
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTHCARE
2022; 11: 64-80
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
В настоящее время 80% случаев COVID-19 в США составляют субварианты
штамма «омикрон» BA.4 и BA.5. На последний, BA.5, приходится большинство
случаев, которые стали доминирующими среди новых эпизодов. По оценкам
Центров по контролю и профилактике заболеваний (12 июля 2022 г.), на его до-
лю приходится более 60% всех новых случаев заражения [7].
Каждый американец/американка любого возраста имеет право на вакцина-
цию. Свыше 222 млн американцев полностью вакцинированы. Более 106 млн
человек прошли вакцинацию (первая прививка). В стране доступны и исполь-
зуются многочисленные жизненно важные процедуры (не имели аналога в
прошлом): широкодоступные тесты на дому и высококачественные маски. На
этом фоне ежедневные случаи смерти от COVID-19 снизились на 90% с начала
вступления Дж. Байдена в должность.
Американские школы открыты. В частном секторе работает больше амери-
канцев, чем до начала пандемии. Большинство американцев комфортно наве-
щают близких, обедают вне дома, путешествуют и живут так, как они жили до
пандемии. Замеры настроений в американском обществе фиксируют снижение
обеспокоенности по поводу пандемии.
В марте 2022 г. президент опубликовал свой «Национальный план обеспече-
ния готовности к COVID-19» (The National COVID-19 Preparedness Plan) - дорожную
карту для продолжения борьбы с вирусом и дальнейшего сведения к минимуму
его воздействия на обычную жизнь американского народа.
Президент объявил о готовности администрации к продолжению мобилиза-
ции усилий и возможностей федерального правительства, сотрудничеству с ли-
дерами штатов и местных органов власти, работниками здравоохранения, част-
ным сектором, а также общественными и религиозными организациями для
обеспечения американскому народу всего необходимого: это «лёгкий и удобный
доступ к вакцинам и их использованию, тесты и лечение». Новая Стратегия, или
дорожная карта администрации Дж. Байдена, предусматривает семь блоков [8].
Доступность к получению вакцин и бустеров для людей.
Упрощение доступа к лечению COVID-19 и повышение осведомлённости
поставщиков и пациентов.
Обеспечение широкого доступа к бесплатному тестированию на COVID-
19, включая тесты на дому.
Увеличение пользования бесплатными высококачественными масками и
предоставление чётких рекомендаций о надлежащем их применении.
Приоритетность мер защиты лиц с ослабленным иммунитетом.
Поощрение всех владельцев зданий к улучшению вентиляции в помеще-
ниях.
Предоставление людям обновлённой информации о COVID-19 и о по-
рядке получения доступа к вакцинам, методам лечения, тестам и маскам на гос-
ударственном сайте COVID.Gov.
Субъектами реализации первого направления (блока Стратегии) выступают:
администрация президента работает с государственными и местными лидерами,
74
Шведова Н.А. Здравоохранение в США: уроки пандемии COVID-19
Shvedova, N.A. The U.S. Healthcare: Lessons from the Coronavirus
врачами и педиатрами, аптеками, общественными медицинскими центрами, учре-
ждениями долгосрочного ухода, работодателями, а также общественными и рели-
гиозными организациями с целью дополнительного распространения бустерных
прививок, особенно среди лиц пожилого возраста - 50 лет и старше, и других групп
риска, включая персонал и жителей учреждений долгосрочного ухода.
Учитывая научно обоснованные утверждения о вакцинах против COVID-19
как о единственных важнейших инструментах защиты людей и предотвращения
серьёзных заболеваний, госпитализаций и смертей, постоянное обновление ин-
формации о прививках гарантирует людям максимально возможный уровень за-
щиты. Последние данные Центров по контролю и профилактике заболеваний
свидетельствуют в пользу этого тезиса. Так, взрослые, которые в курсе своих при-
вивок, в 3,5 раза реже попадают в больницу, чем непривитые. В возрастной группе
50 лет и старше люди, получившие две прививки, в 42 раза реже умирают от
COVID-19 по сравнению с непривитыми. По всей стране имеются 90 тысяч удоб-
ных мест, где можно получить бесплатные вакцины. Предусмотрено, что каждый
американец в возрасте от пяти лет и старше должен получить повторную привив-
ку через пять месяцев после первичной серии, а лица в возрасте 50 лет и старше
или те, у кого умеренно или сильно ослаблен иммунитет, должны получить вто-
рую повторную прививку по крайней мере через четыре месяца после первой.
Субъектами реализации второго направления (блока Стратегии) являются:
администрация в рамках федерального правительства сотрудничает с руково-
дителями штатов и местными руководителями, поставщиками медицинских
услуг, с государственным и частным секторами для реализации дополнитель-
ных действий по расширению доступа и осведомлённости о жизненно важных
методах лечения, особенно в районы, где распространяется BA.5.
В настоящее время в США разработаны несколько методов лечения, которые
эффективны против ВА.5, включая паксловид (Paxlovid), спасительную противо-
вирусную таблетку, снижающую риск госпитализации или смерти примерно на
90%. Администрация Дж. Байдена закупила 20 млн курсов лечения паксловидом
(это больше, чем в любой другой стране мира).
В стране существуют более 41 тысяч удобных точек, где можно получить пе-
роральные противовирусные препараты, и почти 90% американцев живут в
пределах 5 миль от места, где они могут получить рецепт. В результате число
людей, получающих пероральные противовирусные препараты (oral antivirals),
резко возросло: если в январе 2022 г. выписывалось примерно18 тысяч рецептов
каждую неделю, то в июле - свыше 230 тысяч, что более чем в 12 раз больше.
Каждый день около трети подтверждённых и зарегистрированных случаев по-
лучают бесплатное и эффективное пероральное противовирусное лечение [8].
Поскольку тестирование - важный инструмент, помогающий смягчить рас-
пространение COVID-19, включая ВА.4 и BA.5, администрация президента призы-
вает американцев сдавать тесты на дому, прежде чем посещать большие собрания
в помещении, путешествовать или посещать людей с ослабленным иммунитетом.
Тестирование на COVID-19 широко доступно: в настоящее время для рынка США
разрешено проведение 17 безрецептурных экспресс-тестов в домашних условиях,
75
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTHCARE
2022; 11: 64-80
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
по сравнению с нулём в январе 2021 г. Администрация открыла программу
COVIDtests.gov для третьего раунда заказа в преддверии лета, то есть каждому до-
мохозяйству было предоставлено 16 бесплатных тестов. К июлю 2022 г. админи-
страция провела около 530 млн тестов на дому непосредственно для более чем
75 млн американских домохозяйств бесплатно через COVIDtests.gov.
Кроме того, частные медицинские страховщики, «Медикэр» (Medicare) и все
программы «Медикейд» (Medicaid) обязаны бесплатно проводить тесты на COVID-
19 на дому; планы медицинского страхования теперь охватывают восемь бесплат-
ных тестов в месяц на человека, которые можно легко получить в местных аптеках
и онлайн. Более 15 тысяч бесплатных тестовых площадок, поддерживаемых на
федеральном уровне, действуют по стране. Программа бесплатного тестирования
расширила равный доступ к тестированию: 50% людей, которых в настоящее вре-
мя обслуживает она в аптеках, являются расовыми и этническими меньшинствами
или проживают в сообществах с высокой социальной уязвимостью.
Поскольку экспертами использование масок признаётся важным инструмен-
том борьбы с распространением COVID-19 в закрытых общественных местах,
специальные подразделения по COVID-19 Центров по контролю и профилакти-
ке заболеваний (Уровни сообщества CDC COVID-19 - The CDC’s COVID-19 Com-
munity Levels), предоставляют людям чёткие рекомендации по этому вопросу.
С января 2021 г. администрация Дж. Байдена предприняла значительные уси-
лия, в том числе с использованием Закона об оборонном производстве (The De-
fense Production Act), для обеспечения достаточных запасов высококачественных
масок для работников различных сфер, в частности здравоохранения. За по-
следние семь месяцев 400 млн нехирургических масок №95 (non-surgical No.95
masks) из Стратегических национальных запасов (The Strategic National Stockpile)
было предоставлено американцам бесплатно по всей стране - крупнейшее раз-
вёртывание средств индивидуальной защиты в истории США.
С учётом роста случаев заболевания BA.5 администрация продолжает оказы-
вать поддержку лицам с ослабленным иммунитетом и инициировала информа-
ционную кампанию для обеспечения этого. Доступность вакцин для детей в
возрасте от шести месяцев также гарантирует, что все близкие контакты людей с
ослабленным иммунитетом могут быть защищены вакцинами против COVID-19.
Администрация также продолжает расширять доступность эффективных
средств предконтактной профилактики, таких как Evusheld, за счёт расширенно-
го распространения в кабинетах врачей и в клиниках. Министерство здраво-
охранения и социального обеспечения (The Department of Health and Human
Services - HHS) сообщило о горячей линии, чтобы помочь людям получить до-
ступ к этому эффективному инструменту профилактики COVID-19.
Администрация предоставила лидерам штатов и местным лидерам сотни мил-
лиардов долларов из федеральных средств, которые могут быть использованы в
школах, общественных зданиях и других учреждениях для улучшения качества
воздуха в помещениях, и администрация продолжит улучшать его в зданиях, в том
числе путём повышения осведомлённости общественности о совершенствовании
систем вентиляции и фильтрации с целью снижения распространения болезни.
76
Шведова Н.А. Здравоохранение в США: уроки пандемии COVID-19
Shvedova, N.A. The U.S. Healthcare: Lessons from the Coronavirus
Руководство администрации «Лучшие практики» (The Administration’s “best prac-
tices” guide) по улучшению качества воздуха в помещениях и снижению риска рас-
пространения опасных частиц, находящихся в воздухе, и «Чистый воздух в здани-
ях» (The Clean Air in Buildings Challenge), в которых содержится призыв ко всем вла-
дельцам и операторам зданий, школам, колледжам и университетам, а также орга-
низациям всех видов принять ключевые стратегии для улучшения качества воздуха
в помещениях в своих зданиях с целью снизить распространение COVID-19. Центры
CDC выпустили интерактивные инструменты, которые помогут людям дома, в
школах и в других зданиях понять, как воздух течёт в их помещениях и что они мо-
гут сделать, чтобы улучшить качество воздуха и вентиляцию в помещении [8].
Администрация Дж. Байдена запустила COVID.gov, новый универсальный
веб-сайт, помогающий американцам найти необходимую информацию. Люди
могут получить доступ к ресурсам, связанным с тестированием, вентиляцией и
другими важными темами, связанными с COVID-19. Сайт работает на английском,
испанском и упрощённом китайском языках и доступен для тех, кто использует
вспомогательные технологии. Национальная горячая линия (The National Hotline)
по телефону поддерживает более 150 языков. Для людей с ограниченными воз-
можностями, которым может потребоваться дополнительная поддержка, также
работает линия информации и доступа к инвалидности (DIAL) [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Американские эксперты утверждают, что «COVID не побеждён» в США. Они
убеждены в таких позитивных уроках пандемии, как «беспрецедентное ускоре-
ние, высокая эффективность и безопасность первых вакцин», ставших доступ-
ными «всего через десять месяцев после первого секвенирования вируса» - всё
это представляет собой «модель» дальнейшего движения вперед. «Мы не можем
быть настолько глупы, чтобы ничему не научиться из нашего пандемического
прошлого», - звучит призыв к американскому обществу [5].
Обзор эволюции системы американского здравоохранения в кризисный пе-
риод из-за пандемии коронавируса (социально-экономическая и общественно-
политическая сущность) убеждает в том, что опыт пандемии в США указывает
на необходимость такого устройства здравоохранения, которое ценит устой-
чивость, а не хрупкую эффективность, и информационную систему. Она
должна быть построена на принципах недопущения дискриминации, ре-
шать проблемы неравенства в области здравоохранения, вытекающие из её
истории. Национальная общественная система здравоохранения развивается
в контексте международной, следовательно, восстановление своих междуна-
родных союзов, своей системы социальной защиты и доверия к опыту пред-
ставляется объективно детерминированными.
Пандемия в США и её воздействие на функционирование важнейшей от-
расли социально-экономического бытия - охраны здоровья населения страны -
с учётом незавершённости феномена пандемии, без сомнения, будет волновать
американское общество и политические круги из-за своей острой злободневно-
77
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTHCARE
2022; 11: 64-80
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
сти в ситуации политических избирательных кампаний, в частности, столкнове-
ний в промежуточных выборах 2022 года.
Эксперты считают пандемию COVID-19 «катализатором действий», посколь-
ку она «слишком ясно» показала огромные последствия и чётко проявила «из-
держки разрушающейся инфраструктуры общественного здравоохранения
страны», что наносит ущерб как здоровью американского народа, так и его эко-
номическому благополучию. При этом существует почти единодушное убежде-
ние в неизбежности следующей чрезвычайной ситуации в области обществен-
ного здравоохранения, что должно подтолкнуть политиков «сломать модель
пренебрежения и расставить приоритеты в отношении современных возможно-
стей сбора данных в области общественного здравоохранения, кадрового потен-
циала, готовности и эффективных стратегий обмена сообщениями» [5].
С учётом уроков, которые стремятся извлечь в США из практики преодоле-
ния тягот пандемии, явно вырисовывается тенденция к укреплению обществен-
ного сегмента американского здравоохранения, которое понимается как отдель-
ная составляющая комплекса реализации государственной функции охраны
здоровья населения страны. Вместе с тем оказанная государством помощь оце-
нивается в обществе в целом позитивно.
В конце ХХ века улучшение общественного здравоохранения означало
увеличение на 30 лет продолжительности жизни американцев, снижение
материнской смертности на 99% и детской на 90%, искоренение серьёзных
заболеваний (оспа, полиомиелит, корь и др.) благодаря вакцинации населе-
ния от инфекционных болезней и применению антибиотиков. Американ-
ские исследователи считают, что всё это обернулось «заносчивой иллюзией о
побеждённой стихии», что усыпило бдительность и привело к пренебреже-
нию сферой профилактики в здравоохранении и готовности к эпидемиям.
Прежде всего это сказалось на финансировании. Система общественного
здравоохранения при администрации Д. Трампа была особенно «недофи-
нансирована и плохо подготовлена». В результате «на ходу» пришлось её
приспосабливать к кричащим нуждам пандемии. Не удивительно, что в
настоящее время проблемы общественного здравоохранения находятся в
центре внимания в контексте уроков пандемии.
В своей стратегии борьбы с пандемией администрация Дж. Байдена исходит
из понимания неизбежности появления новых вариантов. Эту точку зрения чёт-
ко выразил доктор Энтони С. Фаучи (Dr. Anthony Fauci), главный медицинский
советник Дж. Байдена по пандемии, заявив: «Варианты будут продолжать появ-
ляться, если вирус будет циркулировать по всему миру и в этой стране… Мы не
должны позволить этому разрушить нашу жизнь. Но мы не можем отрицать, что
это реальность, с которой нам нужно иметь дело… Для правительства и произ-
водителей лекарств “крайне важно” работать вместе над разработкой вакцин и
терапевтических средств следующего поколения. И для этого нам нужна под-
держка Конгресса в ресурсах» [8].
Администрация Дж. Байдена продолжает работать с лидерами региональных
уровней (штатов и местными властями) для увеличения числа американцев, де-
78
Шведова Н.А. Здравоохранение в США: уроки пандемии COVID-19
Shvedova, N.A. The U.S. Healthcare: Lessons from the Coronavirus
лающих прививки, уделяя особое внимание лицам старше 50 лет и тем, кто осо-
бенно уязвим. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний,
менее половины вакцинированных получили свой первый бустер, и только 28%
из тех, кому старше 50 лет, получили второй бустер. Эксперты отмечают, что
«большая проблема для президентской администрации - нехватка средств для
закупки большего количества вакцин и терапевтических средств». Предполагают
нехватку доз для каждого американца, который хочет получить их осенью, потому
что Конгресс США отказывается выделить дополнительную помощь на борьбу с
пандемией. В случае дефицита администрация будет уделять приоритетное вни-
мание пожилым американцам и лицам с особыми потребностями [9].
Нельзя сбрасывать со счетов промежуточные выборы 2022 г. в США, которые,
несомненно, уже придали большую остроту политической борьбе [Шведова Н.А.,
2022]. Демократическая и Республиканская партии используют все нюансы чув-
ствительных проблем здравоохранения, включая новые варианты коронавируса, в
завоевании голосов избирателей для закрепления своих позиций на разных уров-
нях власти, включая Конгресс США. Социальная недостаточность (в первую оче-
редь - наличие незастрахованных) подстёгивает к поиску смягчения противоре-
чия, которое связано с огромными затратами государства на цели здравоохране-
ния и наличием существенного сегмента населения страны, не обладающего га-
рантированным медицинским полисом по разным причинам, что свидетельству-
ет о чертах «социальной недостаточности» системы здравоохранения в целом.
ИСТОЧНИКИ
1. Centers for Disease Control and Prevention, “Ten great public health achievements-
United States, 1900-1999,” Morbidity and Mortality Weekly Report 48 (12) (1999). Availa-
ble at: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/10220250/ (accessed 09.06.2022).
2. World Health Organization,
“Public health services”. Available at:
https://www.euro.who.int/en/health-topics/Health-systems/public-health-services
(accessed 21.02.2022).
3. COVID Data Tracker. Available at: https://covid.cdc.gov/covid-data-
tracker/#trends_totaldeaths (accessed 12.07.2022).
4.
Mackintosh, Eliza. The 'worst variant' is here. Available at:
https://edition.cnn.com/2022/07/13/world/coronavirus-newsletter-intl-07-13-
22/index.html?utm_term=16577568959485521cdf00acb&utm_source=cnn_What+Matters+for+J
uly+13%2C+2022&utm_medium=email&bt_ee=42U%2BUDz6ANpirTf57Nn5tJ1u4VbWPjq%2
BE4GfLtA0heTiLAU2MyiJ3niJ4WxC%2FKAh&bt_ts=1657756895951 (accessed 26.07.2022).
5. Topol, Eric J. Review: New COVID variants like BA.5 are dominating us - we
can
do
more
to
prevent
it.
Available
at:
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.c66849b5-62cee303-60e06cd8-
74722d776562/https/www.yahoo.com/entertainment/op-ed-covid-variants-ba-
100504832.html (accessed 25.08.2022).
6. Funk Cary, Alec Tyson, Giancarlo Pasquini and Alison Spencer. Americans Reflect
on
Nation’s
COVID-19
Response.
Available
at:
79
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTHCARE
2022; 11: 64-80
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
https://www.pewresearch.org/science/2022/07/07/americans-reflect-on-nations-covid-
19-response/?utm_source=Pew+Research+Center&utm_campaign=d526916033-
EMAIL_CAMPAIGN_2022_07_15_02_36&utm_medium=email&utm_term=0_3e953b9b7
0-d526916033-400786349 (accessed 09.08.2022).
7. Rosenthal Jill, Nicole Rapfogel, Marquisha Johns. Fact Sheet: Top 10 Ways to
Improve
Health
and
Health
Equity.
Available
at:
https://www.americanprogress.org/article/fact-sheet-top-10-ways-to-improve-
health-and-health-equity/ (accessed 10.08.2022).
8. Fact Sheet: Biden Administration Outlines Strategy to Manage BA.5. Available at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/07/12/fact-
sheet-biden-administration-outlines-strategy-to-manage-ba-5/ (accessed 10.08.2022).
9. Sheryl Gay Stolberg. As BA.5 Spreads, White House Warns Covid Is Not Over. Avail-
able at: https://www.nytimes.com/2022/07/12/us/politics/ba5-omicron-variant-white-
house.html?utm_source=Sailthru&utm_medium=email&utm_campaign=Sentences%207/1
2&utm_term=Sentences (accessed 28.07.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Шведова Н.А. Промежуточные выборы 2022 года в США на пороге: гендер-
ный взгляд. Россия и Америка в XXI веке,
2022. Выпуск
№2. Available at:
https://rusus.jes.su/s207054760019860-3-1/ DOI: 10.18254/S207054760019860-3 (ac-
cessed 14.06.2022).
REFERENCES
Shvedova, N.A. Promezhutochnye vybory 2022 goda v SShA na poroge: gender-
nyi vzgliad [The 2022 US midterm elections are on the threshold: a gender perspec-
tive] (In Russ.). Russia and America in the 21st century. 2022, No.2. Available at:
https://rusus.jes.su/s207054760019860-3-1/ DOI: 10.18254/S207054760019860-3 (ac-
cessed 14.06.2022).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ШВЕДОВА Надежда Алексан-
Nadezda A. SHVEDOVA, Doctor of Po-
дровна, доктор политических наук,
litical Sciences, Chief Researcher, Profes-
профессор, главный научный сотруд-
sor, Head of Center of Socio-Political
ник, руководитель Центра социально-
Studies, Arbatov U.S. and Canada Insti-
политических исследований Институ-
tute (ISKRAN).
та США и Канады им. Г.А. Арбатова
2/3 Khlebny per., Moscow, 121069, Rus-
(ИСКРАН).
sian Federation.
Российская Федерация, 121069, Москва,
Хлебный переулок, д. 2/3
Статья поступила в редакцию / Received 21.07.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 2.08.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 4.08.2022.
80