Теребов О.В. Администрация Д. Трампа и сдвиги в арктической политике США.
Terebov, O.V. The D. Trump Administration and the Shifts in the U.S. Arctic policy
УДК 327
DOI: 10.31857/S2686673022110062
EDN: GXOEZI
Администрация Д. Трампа и сдвиги
в арктической политике США
О.В. Теребов
Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова
Российская Федерация, 121069, Москва, Хлебный пер., д. 2/3
Scopus Author ID: 56981242700
РИНЦ ID: 449809
ORCID: 0000-0002-9516-6745
e-mail: o.v.terebov@mail.ru
Резюме. В статье рассмотрены основные международно- и военно-политические ме-
роприятия администрации президента Д. Трампа (2017-2021) в отношении Арктики.
Ключевые слова: Арктика, Арктический совет, военно-морской флот, Гренландия,
Д. Трамп, ледоколы, Северный Ледовитый океан
Для цитирования: Теребов О.В. Администрация Д. Трампа и сдвиги в арктической
политике США. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022. 52(11):81-96.
DOI: 10.31857/S2686673022110062
EDN: GXOEZI
The D. Trump Administration
and the Shifts in the U.S. Arctic Policy
Oleg V. Terebov
Arbatov U.S. and Canada Institute,
2/3 Khlebny per., Moscow, 121069, Russian Federation.
Scopus Author ID: 56981242700
РИНЦ ID: 449809
ORCID: 0000-0002-9516-6745
e-mail: o.v.terebov@mail.ru
Abstract: The article discusses the main international and military-political activities of the
administration of President Donald Trump (2017-2021) in relation to the Arctic region.
Keywords: Arctic, Greenland, Arctic Council, D. Trump, U.S. Arctic policy, Arctic Ocean
For citation: Terebov O.V. The administration of D. Trump and the shifts in U.S. Arctic
policy. USA & Canada: Economic, Politics, Culture 2022; 52 (11) 81-96.
DOI: 10.31857/S2686673022110062
EDN: GXOEZI
ВВЕДЕНИЕ
В статье рассматриваются основные международно-политические и военно-
политические мероприятия администрации Д. Трампа (2017-2021) в отношении
Арктики. При нём продолжались исторически сложившиеся направления дея-
тельности США в регионе: попытки решить давние вопросы о коммерческом бу-
рении на нефть на арктическом побережье Аляски и о глубоководном порте в
штате; дежурство и исследования Береговой охраны (БО); военные учения в се-
81
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2022; 11: 81-96
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
верных регионах; издание программных документов по Арктике и др. Было не-
сколько новаций и инициатив, на которых следует подробно остановиться.
США И АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Переходя к дипломатическому измерению арктической политики, отметим
создание 1 января 2020 г. в Государственном департаменте Отдела по Арктиче-
скому региону во главе с координатором. 29 июля того же года на эту должность
был назначен Дж. ДеХарт. Первым его заметным мероприятием стало турне по
европейским странам c 22 сентября по 22 октября, включавшее Стокгольм, Хель-
синки, Осло, Копенгаген и три населённых пункта в Гренландии.
Основные усилия публичной дипломатии США были сосредоточены в Арк-
тическом совете (АС). В 2015-2017 гг. США были его председателем, на 10-й ми-
нистерской встрече Совета 10-11 мая 2017 г. в г. Фэрбенкс (Аляска) председа-
тельство в порядке ротации было передано Финляндии. Открывая встречу, гос-
ударственный секретарь Р. Тиллерсон кратко подвёл итоги работы АС за два
«американских» года и пообещал, что США продолжат активно работать в нём,
признавая стратегические интересы остальных участников «будущей Арктики»
и защищая её «хрупкую окружающую среду» [1].
Итоговая декларация от 11 мая была выдержана в стиле «приветствуем»,
«призываем» и «с нетерпением ожидаем». Не предусматривалось никаких ре-
шений, кроме организационных, включая невнятные поручения старшим
должностным лицам АС в пунктах 34 («разработать стратегический план, опи-
раясь на основополагающие документы Арктического совета и на стратегии и
руководящие документы вспомогательных органов, и предоставить его на
утверждение министрам в 2019 г.») и 41 («изучить возможность учреждения
формальных механизмов сотрудничества, таких как меморандумы о взаимопо-
нимании, с межправительственными организациями, которые могут внести
вклад в работу Арктического совета, а также предоставить на рассмотрение ми-
нистрам в 2019 г. соответствующие предложения относительно потенциальной
структуры и содержания любых таких механизмов») [2].
Сообщалось, что США пытались исключить или свести к минимуму поло-
жения, которые стали разделом «Решение проблемы последствий изменения
климата» (пункты 23-33) декларации, и вычеркнуть упоминание Парижского
соглашения об изменении климата. Против него Трамп выступал последова-
тельно, и 4 августа 2017 г. по его приказу Государственный департамент уведо-
мил ООН о предстоящем выходе США из Парижского соглашения, что и про-
изошло 4 ноября 2019 года.
11 мая 2017 г. члены АС, Фарерские острова и Гренландия подписали Со-
глашение по укреплению международного арктического научного сотрудниче-
ства (Agreement on Enhancing International Arctic Scientific Cooperation), подготовлен-
ное Рабочей группой по укреплению научного сотрудничества в Арктике, со-
председателями которой были США и Россия. Соглашение носит рамочный ха-
рактер и для реализации отдельных проектов предусматривает заключение
82
Теребов О.В. Администрация Д. Трампа и сдвиги в арктической политике США.
Terebov, O.V. The D. Trump Administration and the Shifts in the U.S. Arctic policy
конкретных соглашений; сотрудничество со сторонами, не являющимися участ-
никами Соглашения, не возбраняется. «Установленные географические райо-
ны» Соглашения частично или полностью включают сухопутные территории
государств-участников и их прилегающие морские районы, а также «районы за
пределами национальной юрисдикции в открытом море к северу от 62 с.ш.».
Географический район США установлен в соответствии с определением
«Американской Арктики» в законе «Об арктической политике и исследованиях»
1984 года. Положение, что «Стороны содействуют рассмотрению заявок на про-
ведение морских научных исследований в рамках настоящего Соглашения в со-
ответствии с Конвенцией [ООН. - О.Т.] по морскому праву 1982 года» (ст. 6 «До-
ступ в районы проведения исследований», п. 2) любопытно тем, что США
участником Конвенции (КООНМП) не являются, но считаются с её существова-
нием. Соглашение вступило в силу 23 мая 2018 года [3]. 3 октября 2018 г. в Илу-
лиссате (Гренландия) участники «группы A5» (Дания/Гренландия, Канада,
Норвегия, Россия, США, имеющие выход к Северному Ледовитому океану), Ев-
ропейский Союз, Исландия, Китай, Республика Корея и Япония, все вместе -
A5+5, подписали Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в
открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана (Agreement to
Prevent Unregulated High Seas Fisheries in the Central Arctic Ocean, CAOFA).
Переговоры между десятью сторона-
ми о заключении соглашения нача-
лись 1-3 декабря 2015 г. в Вашингтоне
и завершились там же 28-30 ноября
2017 г. Подготовительная работа ве-
лась в рамках совещаний научных
экспертов, пятое и последнее из них
состоялось уже при Трампе, 24-26 ок-
тября 2017 г. в Оттаве.
Соглашение охватывает «отдельно
взятый участок открытого моря в цен-
тральной части Северного Ледовито-
го океана, полностью окружённый
водами, в пределах которых Канада,
Королевство Дания (в отношении
Источник: https://www.dfo-
Гренландии), Королевство Норвегия,
mpo.gc.ca/international/arctic-arctique-eng.htm
Российская Федерация и Соединён-
ные Штаты Америки осуществляют рыболовную юрисдикцию» (см. схему).
Площадь участка - около 2,8 млн кв. км, при общей площади этого океана более
14 млн кв. км.
Соглашение предусматривает, что его участники будут разрешать своим су-
дам вести промышленный лов в районе действия Соглашения только с рядом
ограничений (ст. 3). В течение двух лет по вступлении Соглашения в силу пред-
писывается выработать Совместную программу научных исследований и мони-
торинга «для установления наличия в районе действия Соглашения в настоящее
83
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2022; 11: 81-96
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
время или в будущем рыбных запасов, которые могли бы добываться на устой-
чивой основе» (ст. 4); один раз в два года или чаще, по мере необходимости, бу-
дут проводиться совещания по «обзору хода выполнения» Соглашения» (ст. 5).
Ст. 6 гласит, что решения по вопросам существа принимаются консенсусом.
В Соглашении сделаны ссылки на КООНМП [часть шестая преамбулы; ст. 1,
пункт (b); ст. 3, пункт 7; ст. 14, пункты 1 и 3]. П. 1 ст. 14 гласит: «Стороны при-
знают, что они связаны и продолжат оставаться связанными своими обязатель-
ствами по соответствующим положениям международного права, в том числе
теми, которые отражены в Конвенции»
Соглашение имеет срок действия 16 лет по вступлении в силу, с возможно-
стью продления на 5-летние периоды, и открыто для подписания другими госу-
дарствами (ст. 10, 13). Для вступления Соглашения в силу необходима его рати-
фикация всеми договаривающимися сторонами. Россия ратифицировала его
первой, 29 января 2019 г. США оказались четвёртыми, сделав это 27 августа
2019 г. Правда, критики в США заявляли, что для регулирования такого вопроса
соглашения недостаточно и необходимо было заключить договор, а достигнутые
договорённости могут быть сорваны государствами, которые к Соглашению не
присоединились [4]. Оно вступило в силу 25 июня 2021 г. после того, как послед-
ним из участников его ратифицировал Китай, чьё участие стало шагом на пути
признания его «околоарктического» статуса, очевидно, невозможным без согла-
сия США.
Тем большей неожиданностью обернулась 11-я министерская встреча АС
6-7 мая 2019 г. в Рованиеми (Финляндия). Накануне встречи появилась инфор-
мация, что согласовать её итоговую декларацию не удаётся, поскольку США не
намерены допустить в ней упоминаний об изменениях климата и о Парижском
соглашении [5]. Так как решения АС принимаются консенсусом, это означало,
что декларация будет либо принята в приемлемом для США усечённом вариан-
те, либо не будет принята вовсе. Это последнее и произошло: впервые за всё
время существования АС было принято лишь «совместное министерское заяв-
ление» из пяти пунктов [6].
М. Помпео, который 26 апреля 2018 г. сменил Тиллерсона на посту государ-
ственного секретаря, 6 мая в речи «Взгляд на север: наведение арктического фо-
куса Америки» заявил, что Арктика стала ареной конкуренции, новых угроз и
стратегического соперничества, поэтому больше нельзя позволять себе «роскошь
фокусирования» на научных исследованиях и экологии. Позиция США, по сло-
вам Помпео, состоит в том, что все государства имеют право мирно действовать в
Арктике, но «все участники рынка должны играть по определённым правилам,
а те, кто нарушает эти правила, теряют своё право работать на этом рынке».
Помпео имел в виду Китай, отметив, что его статус наблюдателя при АС
должен зависеть от его уважения суверенных прав арктических государств, и,
хотя Пекин претендует на роль «околоарктического государства», «[е]сть только
арктические государства и неарктические государства. Никакой третьей катего-
рии не существует, и претензии на нечто иное не дают Китаю прав решительно
ни на что». Китай, продолжал государственный секретарь, может воспользовать-
84
Теребов О.В. Администрация Д. Трампа и сдвиги в арктической политике США.
Terebov, O.V. The D. Trump Administration and the Shifts in the U.S. Arctic policy
ся укреплением своих экономических позиций в Арктике для развёртывания
там военного присутствия, в том числе подводных лодок. Свой выпад Помпео
завершил риторической тирадой: «Хотим ли мы, чтобы Северный Ледовитый
океан превратился в ещё одно Южно-Китайское море, раздираемое милитари-
зацией и встречными территориальными претензиями? Хотим ли мы, чтобы
хрупкая арктическая природная среда подверглась такому же экологическому
опустошению, которое производят рыболовный флот Китая у его собственных
берегов или нерегулируемая промышленность в самом Китае?».
От противника внешнего Помпео перешёл к «внутреннему врагу» в АС в
лице России, которая осуществляет «дестабилизирующую активность»: предъ-
являет претензии на «международные воды Северного морского пути» и «неза-
конно требует от других наций получать разрешение на проход, требует при-
нимать на борт иностранных судов российских лоцманов и угрожает топить во-
оружённой силой любое судно, которое не выполняет эти требования». Далее
следовали обвинения в массированной милитаризации российской Арктики.
Напомнив о возражениях США против претензий Канады на Северо-Западный
проход, Помпео заметил, что Россия требует особого внимания АС из-за самих
масштабов её деятельности и потому что «территориальные амбиции России
могут обернуться насилием» [7].
Агрессивная речь Помпео была произнесена не на заседании АС, поэтому
осталась вне его официальных рамок. Его целью было акцентировать идею «по-
рядка по правилам» (rules-based order), основным нарушителем которого для ад-
министрации Трампа был Китай. Отношение США к Арктическому совету про-
яснил в феврале 2020 г. и. о. заместителя государственного секретаря по океанам
и рыболовству И. Блум. По его словам, США не считают, что АС должен зани-
маться вопросами безопасности, ему следует по-прежнему сосредотачиваться на
устойчивом развитии и охране окружающей среды. Утверждение в Рованиеми
докладов Комитета старших должностных лиц (прежде всего «Стратегического
плана», принятого на заседании Комитета 12-14 марта 2019 г.) Блум счёл вполне
достаточным мандатом на будущую работу АС [8].
НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ПОКУПКА И ВОССТАНОВЛЕННЫЙ РУБЕЖ
Самым нашумевшим демаршем Трампа в арктической политике стало его
внезапное предложение в 2019 г. купить у Дании остров (с 1979 г. автономная
провинция) Гренландия. Отсчёт событий начался 9 мая, когда Государственный
департамент распространил пресс-релиз о том, что государственный секретарь
из-за занятости откладывает запланированный визит в Гренландию до более
удобного для Гренландии, Дании и США времени, но США намерены как мож-
но скорее «восстановить постоянное представительство в Гренландии» (консуль-
ство США в ныне столице Гренландии Нууке действовало в 1940-1953 гг.).
Предстояло ли Помпео во время визита публично озвучить идею о покупке
Гренландии, но потом это решение было отменено, а с ним и визит? Информа-
ции об этом нет, но «более удобное время» настало. 15 и 16 августа 2019 г. газеты
85
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2022; 11: 81-96
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
«Нью-Йорк таймс» и «Уолл-стрит джорнэл» сообщили, что президент «с разной
степенью серьёзности не раз выказывал интерес» к такой сделке и поручил сво-
им советникам изучить этот вопрос. Через день председатель Национального
экономического совета Л. Кудлоу публично подтвердил, что такая идея рас-
сматривается. Затем и сам Трамп заявил, что задуманная покупка является «в
сущности, большой сделкой с недвижимостью», «стратегически интересной», но
не задачей № 1, а его намеченный на 2-3 сентября государственный визит в Да-
нию никак с ней не связан. По словам президента, сделка избавит Данию от
убытка в 700 млн долл. в год. Речь шла о ежегодной дотации Гренландии, хотя
она составляла 3,7 млрд датских крон, или около 520 млн долл. на тот момент.
Премьер-министр Дании М. Фредериксен заявила, что предложение Трампа
абсурдно и «Гренландия не продаётся», потому что она не датская, а «принад-
лежит Гренландии». Трамп закрыл вопрос самым простым для себя образом - он
нанёс Дании дипломатический афронт, 20 августа отменив свой государствен-
ный визит туда. Дословно, в своём твиттере он написал: «с учётом комментариев
<…> Фредериксен о том, что её не интересует обсуждение покупки Гренландии,
я откладываю нашу встречу <…> на другое время».
В этом эпизоде проявились неумение Трампа руководить внешней политикой,
низкий культурный уровень и бесцеремонность, ведь о мнении населения остро-
ва ничего не говорилось. Его предложение «в колониальном стиле» было несбы-
точной авантюрой, но у него были и давние исторические предпосылки, и прак-
тический смысл. Войска США заняли ледяной остров ещё в 1941 г. и по окончании
Второй мировой войны были выведены. В 1946 г. возникла (не впервые) идея ку-
пить Гренландию, но после создания блока НАТО США в 1951 г. лишь подписали
с Данией действующее до сего дня соглашение об использовании военных баз на
острове. Гренландия потенциально богата полезными ископаемыми, в её при-
брежных водах по крайней мере с 2011 г. ведётся разведочное бурение на нефть,
имеются месторождения урана и редкоземельных элементов (РЗЭ). Беспокойство
в США вызывает возможность эксплуатации этих месторождений Китаем, кото-
рый и без того является мировым монополистом по добыче РЗЭ и одним из ос-
новных внешнеторговых партнёров Гренландии. В ответ на «китайский фактор»
и на негативный эффект от несостоявшейся покупки Государственный департа-
мент 23 апреля 2020 г. заявил, что США выделят Гренландии финансовую помощь
на символическую сумму 12,1 млн долл. Наследием Трампа в Гренландии оста-
лось открытое 10 июня 2020 г. консульство США в Нууке [9].
Сохранялось и военное присутствие США в Гренландии, прежде всего база
Туле за Северным полярным кругом. На ней построены РЛС ПРО с фазирован-
ной решёткой и объекты космического слежения и управления. В 2017-2019 гг.
на базе был проведён большой объём строительных работ, включая полную ре-
конструкцию взлётно-посадочной полосы, ныне длиной более 3 тыс. м. В соот-
ветствии с законом от 20 декабря 2019 г. база передана в состав учреждённых
Трампом Военно-космических сил США.
Остров является западным флангом «рубежа Гренландия - Исландия - Со-
единённое Королевство» (Greenland-Iceland-United Kingdom, GIUK Gap), который
86
Теребов О.В. Администрация Д. Трампа и сдвиги в арктической политике США.
Terebov, O.V. The D. Trump Administration and the Shifts in the U.S. Arctic policy
на русском языке чаще именуется «гренландско-фарерским рубежом». Эту
«брешь» образуют Датский пролив между Гренландией и Исландией, и проход
между ней и британскими Шетландскими островами. Через эти вторые «ворота»
советские подводные лодки выходили в Северную Атлантику, с конца 1950-х до
окончания холодной войны США и союзники по НАТО потратили неисчисли-
мые силы и средства на слежение за этими водами. В США этим занимался
сформированный в 1950 г. 2-й флот ВМФ. Исландия стала ключевым звеном
«рубежа», здесь на базе авиации ВМФ Кефлавик дислоцировались противоло-
дочные самолёты, самолёты-заправщики и истребители США. С 1951 г. действо-
вало американское Соединение обороны Исландии.
После развала СССР и при сокращении активности подводного флота Рос-
сии «брешь» стала считаться менее опасной. База Кефлавик 8 сентября 2006 г.
была закрыта [10], 30 сентября военное присутствие США в Исландии было
формально прекращено, а 30 сентября 2011 г. был расформирован 2-й флот.
Противолодочные самолёты P-3 время от времени перелетали с базы Сигонелла
(Сицилия) в Кефлавик и совершали вылеты отсюда.
Вскоре руководство США переоценило ситуацию, с учётом количественного
и качественного усиления подводного флота России, и заговорило о том, что его
активность достигла максимального со времён холодной войны уровня. 4 мая
2018 г. было объявлено о новом сформировании 2-го флота, который приступил
к боевой службе 24 августа, а 29 мая и 31 декабря 2019 г. достиг соответственно
первоначальной и полной боеготовности. Его штаб находится в Норфолке
(Вирджиния).
Идея вернуть противолодочную авиацию в Кефлавик была озвучена уже в
2015 г. Однако размещать здесь на постоянной основе новые самолёты P-8A, ко-
торые вводились в строй авиации ВМФ США, было невозможно, поскольку база
была рассчитана на меньший по размеру P-3. При Б. Обаме в военном бюджете
на 2017 фин. г. были выделены первые средств на реконструкцию аэродрома.
При Трампе в бюджете на 2018 фин. г. финансирование было продолжено, что-
бы завершить реконструкцию базы к апрелю 2023 г. Один-два самолёта перио-
дически прибывали сюда на учения, а ВМФ заявлял, что постоянное базирова-
ние P-8A в Исландии не планируется.
28 августа 2019 г. в Кефлавике впервые совершил посадку стелсовый страте-
гический бомбардировщик ВВС США B-2A. Днём раньше три таких самолёта из
состава 509-го бомбардировочного авиакрыла перелетели со своей базы Уайтмэн
(Миссури) на британскую авиабазу Фэйрфорд. Один из них и вылетел отсюда в
Кефлавик, совершил посадку на два часа, заправился горючими горючим и вер-
нулся в Фэйрфорд. ВВС США в Европе сообщили, что эта миссия проводилась
для освоения Кефлавика как передового пункта базирования B-2. 16 марта
2020 г. два B-2A, по одному из состава 509-го и 131-го бомбардировочных
авиакрыльев, совершили перелёт из Фэйрфорда до Кефлавика и обратно, но
посадки здесь не совершали. Их сопровождали три истребителя F-15C ВВС США
и три истребителя F-35A норвежских ВВС.
87
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2022; 11: 81-96
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Обеспечение ПВО Исландии силами США и других страны НАТО называет-
ся «Исландским воздушным патрулированием» (Icelandic Air Policing). Его необ-
ходимость мотивируется активизацией российской военной авиации в приле-
гающем к Исландии воздушном пространстве. Четыре-шесть истребителей,
иногда также самолёты-заправщики, и наземный персонал на месяц-полтора
перебазируются в Кефлавик, откуда совершают патрульные вылеты. Таких опе-
раций обычно бывает три в год, в 2019 г. было четыре, всего в 2008-2021 гг. - 40.
Десять из них провели ВВС и ВВС Национальной гвардии США, их последнее
при Трампе (39-е) дежурство состоялось в октябре 2020 года.
При Трампе продолжались тесные отношения США с Норвегией. Она зака-
зала в США 5 самолётов P-8A, получала и по 2025 г. получит из США 52 стелсо-
вых истребителя F-35A. Пограничное положение и военная слабость Норвегии
породили в США планы предварительного складирования там военного снаря-
жения для войск, которые будут переброшены сюда в случае войны, и боевой
подготовки своих войск на норвежской территории. Первая программа продол-
жалась, военная техника складировалась в подземных укрытиях на побережье, в
которые она может выгружаться прямо с транспортных судов-ролкеров.
Второй вопрос политически осложнялся тем, что в 1949 г. при вступлении в
НАТО Норвегия исключила допуск на свою территорию иностранных войск
при отсутствии непосредственной угрозы нападения извне. При Обаме догово-
рённость с Норвегией была достигнута, начать её реализацию довелось админи-
страции Трампа. Подразделения Корпуса морской пехоты начали здесь боевую
подготовку на ротационной основе в январе 2017 г. Первые три контингента
численностью по 300 с лишним солдат и офицеров по шесть месяцев тренирова-
лись в учебном центре норвежской армии Хальтдален на юге Норвегии. В июне
2018 г. её правительство предложило удвоить численность контингента и дисло-
цировать его на заполярной армейской базе Сетермун, недалеко от границы с
РФ. С октября 2018 г. на шесть месяцев прибывало по батальону морской пехоты
численностью по 700 военнослужащих. Начиная с октября 2020 г. началось «эпи-
зодическое развёртывание» подразделений разной численности. В октябре-
декабре 2020 г. контингент составил около 400 человек, в январе-марте 2021 г. -
около 1 тыс. Программа «Ротационное соединение морской пехоты в Европе»
(Marine Rotational Force-Europe, MRF-E) должна была действовать по 2022 год.
Регулярные многосторонние военные учения «Холодный ответ» (Cold Re-
sponse) в 2020 г. были досрочно прекращены из-за пандемии ковид-19, а в 2021 г.
были по той же причине и вовсе отменены. Однако успели состояться учения
«Единый трезубец-2018» (Trident Juncture 2018, TRJE18), которые проводились с
25 октября по 23 ноября 2018 г. в Норвегии, Норвежском, Северном и Балтий-
ском морях. Северные границы морского и воздушного районов учений проле-
гали близ Северного полярного круга. В учениях участвовали 29 членов НАТО, в
том числе США, Канада, Норвегия, Исландия, Дания, Великобритания, Фран-
ция, а также Швеция и Финляндия. Они выставили более 50 тыс. военнослужа-
щих, в том числе 14 тыс. американских, 65 кораблей, 250 самолётов и вертолётов,
88
Теребов О.В. Администрация Д. Трампа и сдвиги в арктической политике США.
Terebov, O.V. The D. Trump Administration and the Shifts in the U.S. Arctic policy
тысячи единиц техники. Особенностями учений стали масштаб и комплекс-
ность, решающее участие США и привлечение двух нейтральных государств.
17 октября в Исландию прибыл американский десантный вертолётоносец-
док «Иводзима» (LHD-7), 17-20 октября морские пехотинцы с него отрабатывали
вертолётный десант в Кефлавике и учебные бои на суше. Новацией этих учений
стал первый с 1991 г. выход американского авианосца за Северный полярный
круг. 19 октября это осуществила в Норвежском море 8-я авианосная ударная
группа: авианосец «Гарри С. Трумэн» (CVN-75) и 28-я эскадра эсминцев.
США участвуют в каждых противолодочных учениях «Динамичный ман-
густ» (Dynamic Mongoose, DYMON), которые проходят в этом регионе в июне-
июле, с участием эсминцев, фрегатов, подводных лодок и противолодочных са-
молётов из восьми-девяти стран НАТО (в разные годы Великобритания, Дания,
Исландия, Испания, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Тур-
ция, Франция, ФРГ). Район учений может затрагивать заполярные акватории.
В 2018 г. были задействованы 2 подводные лодки, 7 надводных кораблей и 3 са-
молёта, в 2019 г. - 4 подводные лодки, 6 кораблей, 9 самолётов и 8 вертолётов.
В учениях 2020 г. участвовали 3 атомные (американская «Индиана» (SSN-789)],
британская и французская) и 2 дизельные (германская и норвежская) подводные
лодки, 5 кораблей и 5 самолётов. Район учений был смещён к берегам Ислан-
дии, самолёты базировались в Кефлавике.
ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ ВО ЛЬДАХ
Важнейшим и неизменным элементом арктической политики США остаётся
поддержание военно-морского присутствия в Северном Ледовитом океане,
практически единственным их инструментом для этого остаются атомные под-
водные лодки (АПЛ). Информация об их действиях не разглашается, но есть об-
разцово-показательное мероприятие - операция «АЙСЕКС», или «Ледовые уче-
ния» (Ice Exercise, ICEX). Она проводится обычно раз в два года с участием двух
подводных лодок, одна из которых прибывает с Атлантического океана, а вторая
с Тихого. На льду в 250-300 км севернее побережья Аляски разбивается лагерь, в
котором работают гражданские метеорологи, гидрологи и гляциологи. Лагерь
курирует Арктическая лаборатория подводного флота ВМФ в Сан-Диего (Ка-
лифорния), участники и грузы доставляются по воздуху. При Трампе по устано-
вившемуся порядку состоялись две операции.
В «АЙСЕКС-2018» были задействованы АПЛ «Хартфорд» (SSN-768), «Кон-
нектикут» (SSN-22) и британская «Тренчант» (S91). «Коннектикут» пришла с ба-
зы Китсап (Вашингтон), «Хартфорд» прибыла с базы Нью-Лондон (Коннекти-
кут). В лагере экспедиции «Скейт» водолазы ВМФ, переброшенные из Норфол-
ка и прошедшие арктическую подготовку на курсах Береговой охраны, постро-
или на льду две взлётно-посадочные полосы длиной около 400 и 760 м. Лодки
прибыли в точку лагеря 7 марта, 10 марта все три всплыли на Северном полюсе.
Американские лодки отстрелялись учебными торпедами, а представитель испы-
тательного центра ВМФ заявил, что «основной целью АЙСЕКС в этом году яв-
89
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2022; 11: 81-96
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ляются испытание новых подлёдных систем вооружений и отработка тактики
применения вооружений».
В ходе «АЙСЕКС-2020» ледовый лагерь «Сидрэгон» был открыт 4 марта
2020 г. В этот день сюда прибыли АПЛ «Толедо» (SSN-769) из Гротона и «Кон-
нектикут» с базы Китсап, с приказом совершить несколько подлёдных переходов
и всплыть на Северном полюсе. Лагерь был рассчитан на 45 человек, всего в экс-
педиции планировалось на сменной основе задействовать более 100 специали-
стов из пяти стран. По итогам АЙСЕКС-2020 сообщалось, что подводный флот
США провёл уже «приблизительно 100 арктических учений», позже военные
уточнили, что учения 2020 г. были 97-ми.
Состоялся также северный поход АПЛ «Колорадо» (SSN-788), которая бази-
руется в Гротоне. Когда она вышла в море, не сообщается, но очевидно, что это
произошло не позднее чем за два-три месяца до конца 2019 г. Домой «Колорадо»
вернулась 20 февраля 2020 г. Из официальных сообщений явствует, что она
прошла около 39 тыс. морских миль (около 72 тыс. км) и пересекала Северный
полярный круг, но подробностей не приводится. Лодка совершила заходы в
главную базу ВМФ Норвегии Хоконсверн близ Бергена и главную базу британ-
ского подводного флота Фаслейн в Шотландии, куда пришла 10 января. Сооб-
щалось также, что в 2020 г. АПЛ «Сивулф» (SSN-21) совершила через Северный
Ледовитый океан переход с базы Китсап в состав 6-го флота, основной зоной от-
ветственности которого является Средиземное море. ВМФ известил об этом по-
ходе после того, как 21 августа лодка всплыла «в районе Тромсё».
«ЛЁД ТРОНУЛСЯ»
В течение многих лет в администрациях, Конгрессе, военном командовании
и средствах массовой информации активно и бесплодно обсуждался вопрос о
строительстве ледоколов на замену трём ледоколам, остававшимся у Береговой
охраны. Это были однотипные «полярные» «Полар стар» (WAGB-10) и «Полар
си» (WAGB-11), и «средний» «Хили» (WAGB-20). Одним из главных аргументов в
пользу строительства новых ледоколов неизменно оставался пример России, а
потом и КНР, где 11 июля 2019 г. в строй вступил второй ледокол «Сюэлун-2».
«Полар си» с 2010 г. стоит на приколе, «Полар стар» также исчерпал свой ре-
сурс, но прошёл модернизацию. Однако он нужен для материально-
технического снабжения американской станции в Антарктиде, и любая авария
на одном из ледоколов могла оставить арктическую державу без арктического
флота. Почти так и произошло. На «Полар стар» в 2017 и 2018 гг. произошли
авария газовой турбины и пожар, но он оставался в строю.
«Хили» в 2020 г. прошёл долгое техническое обслуживание. В июле-августе
он участвовал в регулярной операции «Арктический щит» (Arctic Shield) в Бе-
ринговом море и Арктике, 15 августа пришёл в порт Сьюард (Аляска), принял
на борт научную партию и 18 августа вышел в Арктику. В 60 морских милях
(110 км) от порта на ледоколе загорелся правый ходовой электродвигатель. Че-
рез полчаса пожар был потушен, пострадавших не было, но двигатель перестал
90
Теребов О.В. Администрация Д. Трампа и сдвиги в арктической политике США.
Terebov, O.V. The D. Trump Administration and the Shifts in the U.S. Arctic policy
работать и правый гребной винт бессильно замер. Ледокол пришёл в Вальехо
(Калифорния) и его поставили в сухой док на верфи Мэйр-Айленд. С верфи Бе-
реговой охраны в Балтиморе (Мэриленд) запасной двигатель на барже за два
месяца через Панамский канал доставили в Вальехо и установили на место ава-
рийного двигателя. Док был залит для выхода ледокола 6 января 2021 года.
Из-за этого миссия «Полар стар» в Антарктиду в 2020 г. была отменена, чтобы
совсем не оголять Арктику. 4 декабря он на несколько месяцев ушёл из Сиэтла в
Берингово и Чукотское моря, побывал за Северным полярным кругом, установил
четыре ледовых буя и цепь подводных датчиков. 5 января 2021 г. корабль прибыл
в Датч-Харбор (Алеутские острова), откуда вновь направился на север.
События 2017-2020 гг. подтвердили, что ледокольный флот США количе-
ственно и качественно утрачивает функциональность. Однако ассигнований на
новые ледоколы не находилось, хотя в разные годы в Конгрессе было несколько
законодательных инициатив по этому вопросу. При вступлении нового прези-
дента в должность условия для решения «ледокольного вопроса» сложились, не
только потому, что в 115-м созыве Конгресса партия Трампа имела большинство
в 1-2 голоса в Сенате и 40-45 голосов в Палате представителей, но и потому, что
«вопрос назрел» окончательно.
Ещё в 2010 г. в «Аналитическом докладе о миссии в высоких широтах» Бере-
говая охрана поставила себе целью получить шесть ледоколов, из них не менее
трёх полярных, исходя из понимания, что в будущем предстоит выполнять мно-
гие миссии в Арктике круглый год, а также обеспечивать антарктическую про-
грамму. В 2017 г. БО дополнительно изучила этот вопрос и подтвердила целевую
цифру [11]. Идея трёх тяжёлых и трёх средних ледоколов, условно «3+3», полу-
чила поддержку экспертов [12].
22 февраля 2017 г. Береговая охрана выдала пяти судостроительным компани-
ям заказы на общую сумму 20 млн долл. на эскизное проектирование полярного
ледокола. Очевидно, что это решение было подготовлено до вступления Трампа в
должность. Такой ледокол получил классификацию «сторожевой корабль поляр-
ной безопасности» (Polar Security Cutter, PSC), будущий средний ледокол именует-
ся «сторожевой корабль арктической безопасности» (Arctic Security Cutter, ASC).
Конгресс и президент пришли к согласию по вопросу об ассигнованиях.
Ст. 122 закона «Об ассигнованиях на национальную оборону на 2018 фин. год»
уполномочила БО или ВМФ подписать контракт на один «тяжёлый ледокол по-
лярного класса» при условии, что любой платёж по нему производится из оста-
точных средств, доступных после 2018 фин. г. [13]. Закон «Об ассигнованиях на
национальную оборону на 2019 фин. г.» в ст. 151 разрешал БО заказать ещё пять
ледоколов полярного класса, опять-таки при условии, что любые платежи аван-
сируются только из остаточных доступных средств. Предусматривалось, что не
позднее 2029 фин. г. БО должна иметь не менее шести таких ледоколов, для чего
она подпишет контракт на первый из них не позднее 2019 фин. г. и получит его
не позднее 2023 фин. г. Поручалось начать постройку остальных пяти ледоколов
по одному с 2022 по 2026 фин. г. и принимать их по одному с
2025 по
2029 фин. год [14].
91
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2022; 11: 81-96
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
23 апреля 2019 г. ВМФ как старшая контрактная инстанция выдал судостро-
ительной компании «Ви-Ти Холтер марин инк.» (VT Halter Marine Inc.) в Пас-
кагула (Миссисипи) контракт на сумму 745,9 млн долл. на проектирование и по-
стройку первого ледокола. Она должна начаться в 2021 г. и в 2024 г. корабль
должен быть сдан заказчику. Контракт включает опцион на постройку осталь-
ных двух кораблей, и если он будет реализован, то все три обойдутся государ-
ству в 1,9 млрд долларов.
Заключением ледокольной эпопеи при Трампе стал его «Меморандум о за-
щите национальных интересов в арктическом и антарктическом регионах» от
9 июня 2020 г. Он ставил задачу к 2029 фин. г. сформировать ледокольный флот
постоянной готовности, обеспечивающий непрерывное присутствие США в
Арктике и Антарктике. Предлагалось определить в том числе возможность
оснащения ледоколов вооружением, «достаточным для защиты от угроз со сто-
роны ближайших конкурентов», и атомными силовыми установками [15]. Непо-
нятным осталось явное опоздание от хода событий, ведь заказ на первый ледо-
кол уже был выдан. Захотелось ли президенту напомнить о своём уверенном
руководстве арктическими мероприятиями, судить не берусь.
Идея вооружения ледоколов была не нова для Береговой охраны. Так, в мае
2017 г. комендант БО адмирал К. Шултз заявлял, что на будущих ледоколах мо-
жет понадобиться зарезервировать место для наступательного «ракетного ком-
плекса». Возможность постройки атомоходов была навеяна успехами атомного
арктического флота России, но носила чисто утопический характер: во-первых,
дизель-электрические ледоколы уже начали заказываться, во-вторых, сам Шултз
объяснил, что его служба вопрос об атомоходах не рассматривает, не имея воз-
можности ни закупать их, ни эксплуатировать.
К 2021 г. Береговая охрана сформулировала свои потребности как «шесть-
три-один»: как минимум шесть ледоколов, из них три полярных, из них один
немедленно. Техническое задание на средний ледокол на тот момент ещё гото-
вилось, БО предполагала построить три таких, а также допускала расширение
формулы «3+3» до «6+3» путём постройки шести полярных ледоколов.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НЕСКОЛЬКИХ «СТРАТЕГИЯХ»
Рассказ о весьма бурной арктической деятельности администрации Трампа
не будет полным без упоминания арктических ведомственных «стратегий», ко-
торых за этот период появилось не менее шести. Они страдают типичными для
этого жанра недостатками, самый главный из них в том, что «стратегия» - это не
генеральный план действий на перспективу, а оценка положения дел и вытека-
ющие отсюда предложения и благие пожелания. Исходная посылка всех этих
документов вполне очевидна и на сегодня реалистична: в Арктике тают льды,
она открывается для судоходства, туризма и добычи природных ресурсов, рас-
ширяется круг нынешних и будущих участников этой деятельности, активизи-
руется военное присутствие и растёт риск техногенных бедствий.
92
Теребов О.В. Администрация Д. Трампа и сдвиги в арктической политике США.
Terebov, O.V. The D. Trump Administration and the Shifts in the U.S. Arctic policy
Новые «стратегии» строятся на идеях стратегической и силовой конкурен-
ции в Арктике с Россией и Китаем и «порядка по правилам». Россия теперь
предстаёт главным и вооружённым конкурентом, тогда как Китай выглядит бо-
лее изобретательным: «Китай пытается закрепить свою роль в Арктике метода-
ми, которые могут подорвать международные правила и нормы, и есть риск, что
он может повторить в Арктике то же хищническое экономическое поведение,
как и во всём мире» [16]. Это - цитата из доклада «Арктическая стратегия Мини-
стерства обороны», который заместитель министра по вопросам политики
6 июня 2019 г. направил в Конгресс, как предписано законом «Об ассигнованиях
на национальную оборону на 2019 фин. год».
Однако ВМФ на бумажном поприще отличился раньше, а затем и ещё раз.
«Стратегическая перспектива для Арктики» была утверждена начальником
Штаба ВМФ в январе 2019 г. [17] 5 января 2021 г. Министерство ВМФ издало
стратегический план «Синяя Арктика» [18].
Ещё два доктринальных документа вышли из стен Министерства государ-
ственной безопасности (МВБ). Подведомственная ему Береговая охрана 22 апре-
ля 2019 г. обнародовала «Арктическую стратегическую перспективу» [19]. Само
МВБ 13 января 2021 г. издало доклад «Стратегический подход к внутренней без-
опасности Арктики». Об этом и следующем докладах скажем подробнее, по-
скольку они пока составляют последнее слово арктического доктринального
планирования в США.
МВБ утверждает, что конкуренция великих держав в Арктике усиливается,
«злонамеренная деятельность» Китая и России достигла максимума, и «ничем не
ограниченные геостратегические противники будут пытаться подорвать хрупкий
основанный на правилах порядок». Главным конкурентом МВБ считает Россию,
которая наращивает здесь военное присутствие и ледокольный флот, но и Китай
«продолжает применять вредоносные методы для подрыва международных норм
и институтов, управляющих Арктикой». В ответ МВБ ставит себе три цели:
1. Обеспечить безопасность государства через «сильное видимое присут-
ствие», особенно на «слабоуправляемых» морских пространствах, и полную ин-
формированность; ускорить ввод в строй своих новых ледоколов; усиливать
средства разведки и мониторинга в Арктике, включая беспилотные, и оптими-
зированные для Арктики системы связи.
2. Расширить возможности доступа и реагирования, в сотрудничестве с адми-
нистрациями штатов, местными, племенными и территориальными властями.
Поскольку Китай и другие государства-конкуренты расширяют инвестиции на
Аляске, и «то, что поначалу выглядит выгодным и легитимным для местных биз-
неса и администраций, в итоге может подорвать национальную безопасность
США», МВБ обязуется «выявлять и нейтрализовать нежелательные иностранные
финансовые или коммерческие транзакции на критически важных территориях».
3. Способствовать «порядку по правилам» через целевое национальное и
международное сотрудничество, противостоять недругам, которые могут этот
порядок подорвать; развивать сотрудничество с Канадой и европейскими союз-
никами; расширять взаимодействие с Канадой и Россией в деле авиационной и
93
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2022; 11: 81-96
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
таможенной безопасности; защищать США от незаконного и бесконтрольного
рыболовства [20].
Доклад Министерства Армии «Восстановление арктического господства» да-
тирован 19 января 2021 г. Он достался «по наследству» администрации прези-
дента Дж. Байдена и был опубликован Армией 16 марта 2021 г. Арктика пони-
мается здесь как регион стратегической конкуренции и возможного конфликта.
Согласно докладу, в Арктике международные споры носят территориальный и
экономический характер, но Россия и Китай «стремятся использовать военную и
экономическую мощь, чтобы получить и удерживать доступ в регион в ущерб
интересам США».
Военная активность РФ в регионе признаётся «главным мотором» конкурен-
ции великих держав, приоритетами России названо «охранение её территори-
альных интересов вопреки интересам» стран НАТО и военное строительство в
Арктике, которое лишает НАТО и США доступа сюда и представляет «фактиче-
скую наступательную угрозу». Для Китая, считают авторы доклада, Арктика -
одна из его новых стратегических границ, открытый для проникновения регион
«не определённого суверенитета», почти 20 лет он стремится «нормализовать
присутствие» в Арктике, а его инвестиции в арктическую экономику, в том чис-
ле совместно с Россией, являются «заявкой на контроль над экономическими
ресурсами» и на постоянное присутствие на Северном морском пути и в цен-
тральной Арктике.
Общая идея военного строительства в Арктике здесь строится на концепци-
ях глобальной мощи, совместных действий всех видов вооружённых сил и «мно-
годоменного оперативного соединения» (МДОС). Армии ставятся задачи «повы-
сить арктическую боеспособность»; «конкурировать в Арктике и глобально»;
«защищать Крайний Север при кризисе и конфликте», обеспечивать свободу
доступа сюда, в том числе через Берингов пролив; «выстроить арктические мно-
годоменные операции»; развивать «комбинированные единые многодоменные
командование и управление»; «проецировать мощь по всей Арктике». Предла-
гается готовиться и к действиям в условиях после применения противником
ядерного оружия.
Армия обещает развернуть на Аляске многодоменную дивизию в составе
штаба и подготовленных к Арктике бригад. Поскольку обеспечение энергией и
связь здесь затруднены, предлагаются использование космических коммуникаци-
онных и информационных систем, альтернативных энергетических технологий,
мобильных командных пунктов, постройка «бункеров» для узлов связи или мно-
гофункциональных трансляционных вышек, расширение применения беспилот-
ных систем. Предлагается развивать боевую подготовку совместно с «ключевыми
союзниками и партнёрами» на двухстороннем и многостороннем уровнях [21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Арктическая политика США при Д. Трампе явилась сугубо прагматическим
развитием долголетней политики страны. Главным отличием явилась не содер-
94
Теребов О.В. Администрация Д. Трампа и сдвиги в арктической политике США.
Terebov, O.V. The D. Trump Administration and the Shifts in the U.S. Arctic policy
жательная сторона, а энергичность в проведении мероприятий. Заказ нового
поколения ледоколов стал подлинным прорывом, и наследием Трампа станет
второй по мощности ледокольный флот в мире.
Действия США в ещё большей мере мотивировались конкуренцией с Россией
и Китаем. Военная активность США в арктических и субарктических регионах
была направлена на подготовку к военному столкновению с Россией. Однако
США, не признавая «околоарктического» статуса Китая, согласились с его участи-
ем в соглашении о предотвращении нерегулируемого промысла в центральной
части Северного Ледовитого океана, то есть в управлении им. Чтобы не сковывать
свою свободу действий, США прямо высказались против придания Арктическому
совету политических функций. Предложение о покупке Гренландии провалилось
и не могло не провалиться, но вновь подтвердило жизненную заинтересованность
США в поддержании своего политического и военного присутствия на острове.
Всё произошедшее в этой области в 2017-2021 гг. показывает, что США остаются и
останутся вторым сильнейшим участником международной арктической полити-
ки и намерены укреплять свои позиции, что и необходимо учитывать России при
неуклонной защите её собственных арктических интересов.
ИСТОЧНИКИ
1. Remarks by the U.S. Secretary of State at the Fairbanks Ministerial meeting.
May 11, 2017. Available at: http://hdl.handle.net/11374/201 (accessed 30.08.2022).
2. Фэрбанкская декларация. 11 мая 2017. Available at: https://oaarchive.arctic-
council.org/bitstream/handle/11374/1910/2017-12-05-Fairbanks-Declaration-laid-
out-V2-for-print_RUSSIAN-DIGITAL.pdf (accessed 30.08.2022).
3. Соглашение по укреплению международного арктического научного со-
трудничества от 11 мая 2017 года. Available at:
http://www.publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805230001 (accessed
29.08.2022).
4. Bromund T. Commercial Fishing in the High Seas Arctic: The U.S. Needs a Trea-
ty, Not an Executive Agreement. The Heritage Foundation Backgrounder No. 3375.
January 15, 2019.
5. Gearan A. and C. Morello, J. Hudson. Trump administration pushed to strip men-
tion of climate change from Arctic policy statement. May 2, 2019. Available at:
https://www.washingtonpost.com/ (accessed 01.09.2022).
6. Rovaniemi Ministerial Statements. May 7, 2019. Available at:
https://oaarchive.arctic-
council.org/bitstream/handle/11374/2418/Rovaniemi_Ministerial_Statements.pdf
(accessed 01.09.2022).
7. Looking North: Sharpening America’s Arctic Focus. May 6, 2019. Available at:
https://2017-2021.state.gov/looking-north-sharpening-americas-arctic-
focus/index.html (accessed 21.08.2022).
8. We Are Not Looking to Bring Security Policy Issues into the Arctic Council,
Says US Official. February 4, 2020. Available at:
95
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2022; 11: 81-96
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
https://www.highnorthnews.com/en/we-are-not-looking-bring-security-policy-
issues-arctic-council-says-us-official (accessed 29.08.2022).
9. U.S. Consulate Nuuk. Available at: https://dk.usembassy.gov/embassy-
consulate/nuuk/ (accessed 29.08.2022); Cully E. Setting Up Shop in Nuuk // The
Foreign Service Journal. Vol. 98. No. 4 (May 2021). P. 34-37.
10. Pétursson G. The Defence Relationship of Iceland and the United States and the
Closure of Keflavík base. Rovaniemi: University of Lapland, 2020.
11. Congressional Research Service RL34391. Coast Guard Polar Security Cutter
(Polar Icebreaker) Program: Background and Issues for Congress. 2021. P. 4.
12. The Council on Foreign Relations. Arctic Imperatives: Reinforcing U.S. Strate-
gy on America’s Fourth Coast. 2017. P.21-22, 51.
13. National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2018. December 12, 2017
(Public Law 115-91, 131 Stat. 1283). Sec. 122. Icebreaker vessel.
14. John S. McCain National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2019.
Sec. 151. Procurement Authority for Additional Icebreaker Vessels.
15. Memorandum on Safeguarding United States National Interests in the Arctic
and Antarctic Regions. June 9, 2020. Available at:
https://www.govinfo.gov/content/pkg/DCPD-202000434/pdf/DCPD-
202000434.pdf (accessed 30.08.2022).
16. U.S. Department of Defense. Report to Congress. Department of Defense Arctic
Strategy. June 2019. P. 6.
17. U.S. Navy. Chief of Naval Operations. Strategic Outlook for the Arctic. January
2019.
18. U.S. Department of the Navy. a [sic] Blue Arctic: A Strategic Blueprint for the
Arctic. January 2019.
19. U.S. Coast Guard. Arctic Strategic Outlook. Washington, DC. April 2019.
20. U.S. Department of Homeland Security. Strategic Approach for Arctic Home-
land Security. January 11, 2021.
21. Headquarters, Department of the Army. Regaining Arctic Dominance: The U.S.
Army in the Arctic. January 19, 2021.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ТЕРЕБОВ Олег Владимирович
-
Oleg V. TEREBOV- Candidate of Sci-
кандидат исторических наук, старший
ence (History), Senior Researcher, Arba-
научный сотрудник Института США и
tov U.S. and Canada Institute (ISKRAN).
Канады им. Г.А. Арбатова (ИСКРАН).
2/3 Khlebny per., Moscow, 121069, Rus-
Российская Федерация, 121069 Москва,
sian Federation.
Хлебный пер., 2/3.
Статья поступила в редакцию / Received 24.08.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 2.09.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 4.09.2022.
96