Атанесян А.В. Женщины в вооружённых силах и конфликтах: политика и опыт США
Atanesyan, A.V. Women in the Armed Forces and Conflicts: The U.S. Policies and Experience
УДК 355.02
DOI: 10.31857/S2686673022120021
EDN: GXYORT
Женщины в вооружённых силах и конфликтах:
политика и опыт США
А.В. Атанесян
Ереванский государственный университет.
Армения, Ереван 0025, ул. Алека Манукяна, д. 1.
Researcher ID AAZ-9173-2021 Scopus Author ID: 53868717600 РИНЦ ID: 962408
ORCID: 0000-0001-8458-2447
e-mail: atanesyan@yandex.ru
Резюме: Интеграция женщин в вооружённые силы различных стран стала частью эво-
люционного процесса трансформации традиционных обществ с преимущественно мужским
участием в обеспечении безопасности на уровне формальных и неформальных структур и
институтов, в систему относительно равноправного участия мужчин и женщин (как мини-
мум - на уровне декларируемых прав). Увеличение числа женщин-военнослужащих и каче-
ственное расширение их прав и возможностей в армиях различных стран мира, в том числе в
США, сопровождалось конфликтом ценностей и интересов и стало следствием целого ряда
факторов. Исследование охватывает основные этапы реализации политики в области инте-
грации женщин в вооружённые силы США начиная с Первой мировой войны и включает
анализ сопровождавших данные реформы концептуальных споров, ценностных конфликтов
внутри американского общества по поводу пересмотра традиционной роли женщин, а также
конфликтов интересов внутри политических элит США. Проведение реформ по расшире-
нию численного состава, прав и обязанностей женщин в вооружённых силах США нередко
было частью внутриполитического конфликта между правящими и оппозиционными элита-
ми, а также следствием внешнеполитических конфликтов с военной составляющей, в кото-
рых Соединённые Штаты принимали участие. Изучение опыта США по интеграции женщин
в вооружённые силы и преодолению сопровождавших реформы конфликтов внутри обще-
ства, политических элит и воинских коллективов может быть полезным как в целом, так и в
качестве отдельных подходов и решений.
Ключевые слова: вооружённые силы США, конфликты ценностей и интересов,
женщины на военной службе, политика модернизации, интеграция
Для цитирования: Атанесян А.В. Женщины в вооружённых силах и конфликтах:
политика и опыт США. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022; 52 (12):
19-37. DOI: 10.31857/S2686673022120021
EDN: GXYORT
Благодарности: Основная часть исследования проведена на базе Университета Мэ-
риленд (Колледж Парк, США) в рамках программы Фонда Фулбрайта в январе-августе
2020 г. Автор выражает благодарность Дэвиду и Мэйди Сигал, а также Мэредит Клей-
камп за ценные советы в исследовании вопросов службы женщин в ВС США.
Women in the Armed Forces and Conflicts:
The U.S. Policies and Experience
Arthur V. Atanesyan
Yerevan State University.
19
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 19-37
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
1, Alex Manoogian St., Yerevan 0025, Armenia.
Researcher ID AAZ-9173-2021 Scopus Author ID: 53868717600 РИНЦ ID: 962408
ORCID: 0000-0001-8458-2447
email: atanesyan@yandex.ru
Abstract: The gradual integration of women in armed forces, expansion of their roles and du-
ties, accumulation of their experience in studying at military academies, serving in army units, liv-
ing in barracks, and taking part in combat operations, is a matter of evolution of the armies and the
societies in general. In the paper, we look at some main political, conceptual, and military trends
which determined modernization and affected the further involvement of women in the United
States Armed Forces in the XX-XXI centuries. The study includes an analysis of the conceptual
disputes that accompanied these reforms, value conflicts within the American society over the revi-
sion of the traditional role of women, as well as conflicts of interest within the US political elites.
Reforms to expand the size, rights, and responsibilities of women in the US military have often been
part of an internal political conflict between the ruling and opposition elites, as well as a conse-
quence of foreign policy conflicts with a military component in which the United States was in-
volved. The multilevel experience and complex approach which the USA adopted while construct-
ing the necessary balance of rights, duties, opportunities, and functions of women in the Armed
Forces might serve as a model for security sector reforms in other countries.
Keywords: U.S. Armed Forces, conflicts of values and interests, women in the military
service, politics of modernization, integration
For citation: Atanesyan A.V. Women in the Armed Forces and Conflicts: The U.S. Poli-
cies and Experience. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2022; 52(12): 19-37.
DOI: 10.31857/S2686673022120021
EDN: GXYORT
Acknowledgements: The paper is a part of the Fulbright-funded research conducted at the
University of Maryland (College Park), January-August 2020. The author expresses his grati-
tude to David and Mady Segal and Meredith A. Kleykamp for their comments and friendly
advice while discussing the topic.
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к изучению американского опыта вовлечения женщин в вооружён-
ные силы и их адаптации на различных уровнях функционирования военных
структур связан с целым рядом факторов, в частности:
1) поэтапностью и комплексностью вовлечения женщин в вооружённые силы
США, позволяющими судить о системных, а также производных проблемах
включения женщин в военную службу. Длительный процесс интеграции и адап-
тации женщин в ВС США, начиная с их участия в качестве медсестёр и заканчи-
вая их службой во всех родах войск, включая боевые подразделения, в воинских
званиях вплоть до генералов, позволяет судить о полезности реализованной поли-
тики интеграции женщин в вооружённые силы США в целом, а также отдельных
этапов/компонентов в частности, для модернизации армий других стран;
2) высокими количественными показателями вовлечённости женщин в ВС США, в
частности в военных действиях, и апробацией различных подходов к обеспечению кон-
курентной функциональности женщин-военнослужащих в мирное и военное время;
20
Атанесян А.В. Женщины в вооружённых силах и конфликтах: политика и опыт США
Atanesyan, A.V. Women in the Armed Forces and Conflicts: The U.S. Policies and Experience
3) активным использованием военно-социологических исследований на различных
этапах формулирования и обоснования политики интеграции и адаптации женщин в
ВС США, демонстрирующими возможности применения методологии военно-
социологических исследований, в частности в модернизации вооружённых сил.
Опыт адаптации и интеграции женщин в ВС США нельзя считать одномерным и
поступательным. Так, модернизационные решения, нацеленные на расширение коли-
чества и полномочий женщин в ВС, почти всегда чередовались с выводами о нежела-
тельности поспешных действий, сталкивались с негативным общественным мнением и
стереотипами, пересматривались и замораживались вновь избранными политически-
ми элитами, которые нередко сами же потом возвращались к курсу на вовлечение
женщин в военную службу, причём на новом уровне и с большей интенсивностью.
Образ женщин-военнослужащих изначально и на протяжении длительного
времени сопровождался стереотипными общественными восприятиями, не по-
ощрявшими выбор женщинами военной службы как призвания и профессии.
Подобные стереотипы и по сей день существуют во многих обществах, включая
американское, однако на начальных этапах включения женщин в военную служ-
бу они особенно влиятельны. В частности, как пишет Мелисса Герберт (Melissa S.
Herbert), в американском обществе 1940-х годов считалось, что, «если девушка по
своему желанию записалась в вооружённые силы, значит, с ней что-то не так».
Могли звучать предположения, что такая девушка, скорее всего, ищет себе мужа,
или же разнообразие в выборе партнёров. Кроме того, «настоящая женщина», ес-
ли с ней всё нормально, не может хотеть жить в окопах, неделями обходиться без
душа и делать другие «мужские вещи». Общественные восприятия о женщинах,
желавших служить в армии, поляризовывались, а девушки, принимавшие реше-
ние служить в вооружённых силах, как правило, не имели поддержки и понима-
ния родных. Стереотипное восприятие женщин либо как «рвущихся в бой амазо-
нок», либо как «порхающих и отрешённых от всего бабочек», не соответствовало
реальности: «требовалось нечто среднее» [Herbert M.S., 1998: 3].
Активное и равноправное участие женщин во всех сферах государственной и
общественной жизни, замещение женщинами управленческих должностей, в том
числе в сфере безопасности, включая должности руководителей оборонных мини-
стерств и ведомств стран мира, а также ускоренное развитие технологической со-
ставляющей обеспечения безопасности государств, позволяют судить о возможно-
стях более активного вовлечения женщин в сферу безопасности, включая военную
службу. Одновременно продолжает оставаться актуальной проблема эффективно-
сти такого вовлечения. Соответственно, изучение опыта модернизации ВС США с
поэтапным вовлечением и интеграцией женщин на всех уровнях функционирова-
ния военных структур может способствовать эффективности решения схожих про-
блем в отечественных вооружённых силах, а также лучшему пониманию возможно-
стей управления человеческими ресурсами в условиях войны и мира.
21
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 19-37
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ЖЕНЩИНЫ В ВС США: ОПЫТ ДВУХ МИРОВЫХ ВОЙН
Опыт вовлечения женщин в вооружённые силы США характерен своей поэтап-
ностью (начиная с участия женщин в качестве медсестёр и заканчивая их службой
во всех родах войск, включая боевые подразделения, в воинских званиях вплоть до
генералов), высокими количественными показателями, апробацией различных
подходов и активным использованием военно-социологических исследований на
различных этапах формулирования и обоснования политики интеграции.
Начиная с гражданской войны в США и вплоть до конца Первой мировой
войны женщины участвовали в деятельности вооружённых сил США в качестве
медицинских сестёр, работали на кухне, топили печи, выносили раненых с поля
боя. Известен случай командирования женщины (Mary Edwards Walker) в качестве
военврача в армию генерала Джорджа Вашингтона, которая впоследствии была
награждена медалью Почёта Конгресса США [Chapman A.W., 2008: 2].
Во время Первой мировой войны женщины служили в качестве стенографи-
сток, клерков, радистов, переводчиков, посыльных, водителей грузовиков, артилле-
ристов, механиков и криптографов [1]. Однако ни одна женщина - участница войн
не была затем причислена к ветеранам и не получила пенсию, так как женщины не
считались военными. В 1920 г. директор программы «Женщины для Армии» Анита
Пиппс (Anita Phipps) предложила создать постоянно действующие женские подраз-
деления с полноценной зарплатой военнослужащих. Тем не менее, Военный депар-
тамент США (в будущем - Министерство обороны) не только не поддержал данное
предложение, но и вообще закрыл программу в 1931 г. [Chapman A.W., 2008: 2-3].
Во время Второй мировой войны, в частности в мае 1942 г., был создан Вспо-
могательный женский армейский корпус (The Women's Army Auxiliary Corps,
WAAC), функции которого были озвучены в рамках лозунга «освободим муж-
чин от вспомогательных задач для ведения боя». Женщины служили в этом
корпусе «вместе с армией, но не в армии»: их зарплата была ниже зарплаты во-
еннослужащих, они не имели тех же воинских званий, что и мужчины, и не
пользовались льготами. В июле 1943 г. Вспомогательный женский армейский
корпус был трансформирован в Женский армейский корпус (The Women's Army
Corps, WAC). При этом был учтён ряд недостатков, свойственных предыдущей
организации, включая проблемы, связанные с гендерным неравенством.
Начальник (директор) Женского армейского корпуса непосредственно подчи-
нялся начальнику генерального штаба (в данном случае генералу Дж. Маршал-
лу). К концу Второй мировой войны около 40 тысяч женщин прошли службу в
данном корпусе (включая службу на территории США) [2].
В аналогичных целях «освобождения мужчин от вспомогательных задач для ве-
дения боя» 30 июля 1942 г. президентом Рузвельтом был подписан Закон о женском
военно-морском резерве, по которому при Военно-морских силах США создавалась
22
Атанесян А.В. Женщины в вооружённых силах и конфликтах: политика и опыт США
Atanesyan, A.V. Women in the Armed Forces and Conflicts: The U.S. Policies and Experience
Добровольческая служба военно-морского флота по оказанию экстренной помощи
(Women Accepted for Volunteer Emergency Service, WAVES); первым директором Добро-
вольческой службы стала лейтенант Милдред МакАфи (Mildred McAfee) [3].
После окончания Второй мировой войны численный состав ВС США сильно
сократился (с 12 млн до 1,4 млн человек в 1945 г.), включая женский состав, кото-
рый был сокращён с 266 тысяч (некоторые источники приводят более крупные
цифры, вплоть до 350 тысяч [4]) до 14 тысяч человек [Chapman A.W., 2008: 3].
В июне 1948 г. президент Гарри Трумэн подписал основополагающий в дан-
ном вопросе закон «Об интеграции женщин в Вооружённые силы» (The Women's
Armed Services Integration Act (PL80-625) [5], согласно которому женщинам разре-
шалось служить в ВС на регулярной основе, а на момент подписания Закона
определялся двухпроцентный потолок количества женщин в ВС от числа всех
военнослужащих (не считая женского медперсонала); десять процентов от двух
процентов женского состава могли быть офицерами. Несмотря на более расши-
ренный формат включения женщин в ВС, их функции были по-прежнему огра-
ничены, включая недопущение к участию в боевых действиях. Кроме того,
женщинам запрещалось служить в авиации и на боевых кораблях.
Количество женщин-военнослужащих также не увеличивалось. В 1950 г. в во-
оружённых силах США служило всего 22 тысячи женщин, а в самый разгар Корей-
ской войны их число достигло 49 тысяч. Функции женщин-военнослужащих огра-
ничивались офисной работой и медицинской службой [Chapman A.W., 2008: 5].
Существенно способствовавший расширению женского состава ВС США и со-
зданию Женского армейского корпуса генерал Джордж Маршалл, будучи мини-
стром обороны, в 1951 г. инициировал создание Консультативного комитета безопас-
ности по вопросам женщин на службе (Defense Advisory Committee on Women in the
Services, DACOWITS). Изначально целью данной организации была информацион-
ная работа и пропаганда военной службы среди молодых женщин, а также способ-
ствование позитивному восприятию образа женщин-военнослужащих в обществе.
Позже Консультативный комитет стал также заниматься обсуждением вопросов
целевого использования и планирования службы женщин в вооружённых силах.
Комитет состоял из 30-40 членов, включая лишь гражданских лиц - учёных, деяте-
лей искусства, культуры, представителей общественных организаций, которые бы-
ли обязаны посещать военные базы, общаться с военнослужащими обоих полов,
изучать состояние дел в ВС, дважды в год проводить научные конференции и об-
суждения, выступать с рекомендациями, направленными лично министру оборо-
ны, а также старшему офицерскому составу [Gaddes R., Montgomery S., et. al, 2020:
10]. В дальнейшем этот комитет сыграл одну из ключевых ролей в реализации прав
женщин и в обеспечении их эффективной интеграции в вооружённые силы США.
8 ноября 1967 г. президент Линдон Джонсон подписал закон (PL 90-130) о снятии
двухпроцентного ограничения численного состава женщин в ВС, а также позволивший
23
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 19-37
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
женщинам получать звание генерала [6]. Примерно 11 тысяч женщин находилось в
составе американских войск во Вьетнаме, 90% из них были медсёстрами [7]. После Вьет-
намской войны лоббирование вопросов армии временно стало непопулярным.
ЖЕНЩИНЫ НА КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЕ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ 1973 г.:
НОВЫЕ РЕАЛИИ
В 1972 г. в ходе своей предвыборной кампании президент Ричард Никсон по-
обещал полностью перевести вооружённые силы с призывного порядка уком-
плектования на контрактную службу. Немаловажную роль в этом вопросе сыгра-
ло поражение США во Вьетнамской войне. С января 1973 г. Министерство оборо-
ны прекратило призыв на воинскую службу, и вооружённые силы США первыми
в мире полностью перешли на контрактную основу (численностью свыше 2 млн
человек) [Chapman A.W., 2008: 6]. Соответственно, набор женщин по контракту
для укомплектования столь большого объёма ВС (особенно сухопутных сил) стал
необходимостью. Данную реформу можно считать отправным моментом в суще-
ственном изменении численного состава и статуса женщин в ВС США.
Интересно заметить, что именно в 1972 г. Конгрессом США была принята
Поправка к Конституции США о равных правах (Equal Rights Amendment, ERA):
«Равенство прав перед законом по признаку пола не может отрицаться или
ограничиваться Соединёнными Штатами или каким-либо штатом» [8]. Несмот-
ря на то, что поправка не была ратифицирована достаточным количеством шта-
тов, она позволяет понять ту атмосферу в американском обществе, которая
больше способствовала, чем препятствовала военным реформам с расширением
численного состава и полномочий женщин в ВС. Так, служба по контракту спо-
собствовала увеличению численности женщин-военнослужащих с 2,4% в 1973 г.
до 7% в 1977 г., а при президенте Джеймсе Картере в 1981 г. количество женщин-
военнослужащих достигло 173 450 человек [Chapman A.W., 2008: 6].
Среди ряда системных факторов, повлиявших на степень вовлечённости
женщин в сферу безопасности, роль феминизма и деятельности организаций по
защите прав женщин была двоякой [Segal M., 1995]. Феминисты, в том числе
представители научно-академической элиты, выступавшие за полное равнопра-
вие между мужчинами и женщинами, включая службу в вооружённых силах,
были и остаются одним из ключевых концептуальных источников обоснования
политики в области защиты прав женщин и расширения их полномочий в сфе-
ре как национальной, так и международной безопасности. Второй концептуаль-
ный лагерь феминистов, наоборот, выступал за пацифизм, за сокращение чис-
ленного состава вооружённых сил по всему миру, за снижение уровня кон-
фликтности в обществах через передачу традиционно мужских ролей и полно-
мочий женщинам и, тем самым, не только никак не способствовал расширению
24
Атанесян А.В. Женщины в вооружённых силах и конфликтах: политика и опыт США
Atanesyan, A.V. Women in the Armed Forces and Conflicts: The U.S. Policies and Experience
прав женщин-военнослужащих, но, наоборот, был «против вовлечения женщин
в институты насилия» [Miller L.L., 1998].
Таким образом, наряду со сторонниками увеличения численного состава и
полномочий женщин-военнослужащих среди военно-политического руководства
и феминистов, существовало множество противников подобных реформ в тех же
лагерях, чьи аргументы отчасти основывались на традиционном общественном
восприятии и стереотипах, отчасти - на фактах. Концептуальный конфликт во-
круг увеличения численного состава женщин и расширения их полномочий в
вооружённых силах затрагивал как традиционные ценности внутри самого обще-
ства, так и внутриполитические интересы правящих и оппозиционных сил. Неко-
торые из данных соображений и опасений по-прежнему актуальны и активно об-
суждаются во многих странах с аналогичной политической повесткой, а именно:
- Вопросы физических возможностей и здоровья женщин-военнослужащих. Вплоть
до сегодняшнего дня достаточно распространённым является мнение о более
низких физических показателях женщин по сравнению с мужчинами, что не
позволяет женщинам-военнослужащим выполнять аналогичные задачи [9].
- Преждевременное истощение женщин-военнослужащих. Исследования в армии
США показывали, что значительно больше женщин не выдерживали до оконча-
ния контрактной службы и демобилизовывались раньше мужчин [Chapman
A.W., 2008: 52].
- Сплочённость воинского коллектива и риски, связанные с женским присутстви-
ем. Исторически доказано, что победы в бою достигаются не только благодаря
технической оснащённости войск, но прежде всего благодаря внутренней спло-
чённости, единству, «чувству плеча» членов воинского коллектива. Возникал
ряд вопросов: (1) насколько женщины впишутся в данную социальную психоло-
гию мужского коллектива; (2) насколько мужской коллектив не пострадает от
присутствия в нём женщин; (3) смогут ли женщины взять на себя роль лидеров в
мужском коллективе.
1. Психологические особенности женщин. Представлялась проблемной эмоцио-
нальная составляющая женского поведения, в частности, как считалось, неспособ-
ность и отсутствие готовности убивать других (мужчин, женщин). Данную про-
блему сторонники участия женщин в боевых действиях предлагают решать через
одинаковую социализацию мужчин и женщин, что опять же связано с типом об-
щества: в одних обществах одинаковое воспитание и обучение мальчиков и дево-
чек без привязки к их полу считается нормой, в других - опасной девиацией.
2. Задачи обеспечения порядка, дисциплины и морально-нравственной устойчиво-
сти военнослужащих. Проблема связана с неформальными отношениями между
начальниками и подчинёнными (панибратские отношения), которые обычно
считаются угрозой дисциплине и порядку. Увеличение количества женщин в ар-
мии, а также неформальные взаимоотношения между мужчинами-офицерами и
25
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 19-37
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
женщинами-подчинёнными создают дополнительные риски функциональности
воинского коллектива. В этой связи в 1978 г. был принят и в дальнейшем пере-
сматривался, уточнялся порядок управления армией (Army Regulation 600-20: Army
Command Policy), предусматривавший санкции за неформальные (в том числе сек-
суальные) отношения между офицерами и солдатами, а также офицерами раз-
личного звена обоих полов, которые в какой-либо степени могли подвергнуть
риску дисциплину, порядок и моральные устои в вооружённых силах [10: 27].
3. Проблемы сексуальных домогательств и насилия в армии. Несмотря на посто-
янные усилия, прилагаемые военно-политическим руководством, судебной си-
стемой, журналистским сообществом и гражданским сектором США по преду-
преждению и выявлению проявлений сексуальных домогательств и насилия и
наказанию за них (среди военнослужащих статистика выявляемых случаев вплоть
до сегодняшнего дня свидетельствует о более высокой частоте проявлений наси-
лия в отношении женщин-военнослужащих по сравнению с мужчинами) [11].
4. Репутация армии. Существуют опасения, что вооружённые силы с «жен-
ским лицом» могут показаться небоеспособными, и сугубо мужские армии про-
тивника будут иметь, как минимум, психологическое преимущество. Кроме того,
возникает вероятность, что вместо решения боевых задач мужчинам-военно-
служащим придётся защищать своих коллег-женщин, которые, скорее всего, бу-
дут нуждаться в подобной защите, особенно в боевых ситуациях [Pike S.G., 1993].
Одним из подходов к решению ряда вышеназванных вопросов стали реформы
в области военного образования через модернизацию учебных программ, стан-
дартов, требований и условий подготовки, адаптированных с учётом возможного
расширения численности женщин-военнослужащих. В 1975 г. был принят закон
(PL 94-106) о разрешении приёма женщин в военные академии наравне с мужчи-
нами, а в 1980 г. появились первые выпускницы военных академий [12]. Приня-
тию закона предшествовал отказ женщине в рассмотрении заявки на участие в
приёмных экзаменах в одну из военных академий, на что она ответила письмом
сенатору от штата Мэн с просьбой поднять данный вопрос в Сенате Конгресса
США. После активных обсуждений была принята соответствующая поправка [13].
Планирование и обеспечение набора и обучения женщин в военных акаде-
миях было возложено на созданное 1 июля 1973 г. Командование по обучению и
доктрине армии США (United States Army Training and Doctrine Command,
TRADOC), расквартированное в Форт-Юстисе (штат Вирджиния). Впоследствии
данное звено осуществляло периодические учения и исследования по выявле-
нию проблемных моментов в подготовке военных кадров, а также внедрению
стандартов обучения с учётом специфики и растущего числа женщин-
курсантов в военных академиях.
Во-первых, было предложено проверить на практике уровень выполнения
женщинами-курсантами единых задач и нормативов, связанных с военными
26
Атанесян А.В. Женщины в вооружённых силах и конфликтах: политика и опыт США
Atanesyan, A.V. Women in the Armed Forces and Conflicts: The U.S. Policies and Experience
специальностями (Military Operational Specialty, MOS). Во-вторых, продолжал дей-
ствовать запрет на участие женщин в боевых действиях и соответствующие
ограничения на несение службы на боевых кораблях, в авиации, в инженерных
войсках при боевых подразделениях, в ракетных войсках и других подразделе-
ниях, связанных с высокой вероятностью вовлечения в боевые действия [Hunt
R.F., Mills V.W., 2012]. В-третьих, было выдвинуто предположение о желательно-
сти обучения и тренировок женщин под командованием сержантов женского
пола, что снизило бы риски проявления неформальных и опасных действий
сержантов и офицеров - мужчин по отношению к женщинам-курсантам. Одна-
ко на момент начала данных реформ военного образования среди офицерского
и сержантского составов женщин было крайне мало.
В феврале 1981 г. армейское руководство обратилось в Комитет по воору-
жённым силам Палаты представителей Конгресса США с обоснованием необхо-
димости приостановить приём женщин в армию (womanpause) с тем, чтобы тща-
тельно изучить влияние увеличивающегося количества женщин на функцио-
нальность организаций, ответственных за оборону. Как говорилось в обоснова-
нии подобной необходимости, речь шла не о целесообразности службы женщин
в ВС вообще, а о том, будет ли деятельность оборонных структур эффективнее,
если количество женщин в армии увеличится [Rostker B., 2006: 564-567]. Hа слу-
шаниях в военно-кадровом подкомитете Комитета по вооружённым силам Па-
латы представителей Конгресса США от 1980 г., фактически параллельно обу-
чению женщин в военных вузах и их службе в различных воинских частях, озву-
чивались следующие характерные доводы против службы женщин вообще: «Это
противоречит американским традициям, законам, моральным ценностям и же-
ланию большинства представителей американского общества. Это противоре-
чит иудейско-христианской культуре уважения и почитания женщин в их роли
жены и матери. Мы не хотим, чтобы наши дочери оказались в армейской обста-
новке, где почти не существует условий для частной жизни, где уровень насилия
существенно выше, чем в гражданской жизни, где открыто позволяется амо-
ральный секс и где наши дочери будут подвергаться сексуальному насилию,
являющемуся частью армейской реальности» [14].
Как следствие, в мае 1981 г. набор женщин в сухопутные и военно-воздушные
силы был официально приостановлен [Chapman A.W., 2008: 66]. Параллельно
ценностно-идеологическому конфликту внутри политических элит и общества, в
ВС продолжали проводиться военно-социологические исследования. Так, прове-
дённые в рамках учений на базе Форт-Джексона (1993) и Форта Леонард-Вуд
(1994) глубинные интервью с военнослужащими обоих полов показали наличие
ряда проблем. Мужчины жаловались на то, что участие женщин в тренировках
вместе с ними тормозит их успеваемость и развитие, не позволяет им трениро-
ваться с той же нагрузкой, какая была бы в случае сугубо мужского коллектива и
27
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 19-37
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
раздельных нормативов для мужчин и женщин. Кроме того, как мужчины, так и
женщины сообщали о фактах дискриминации (24% женщин и 7% мужчин) и сек-
суальных домогательствах (25% женщин и 5% мужчин). Женщины жаловались на
нехватку необходимого физического пространства - душевых и раздевалок. Как
мужчины, так и женщины жаловались на дефицит средств гигиены, недостаточ-
ное количество стиральных машин. Сержанты (84% - мужчины) опасались, что в
случае их «естественного» поведения их обвинят в использовании нецензурной
лексики и сексуальных домогательствах, и предпочли бы тренировать сугубо
мужские группы, однако в случае участия женщин - скорее смешанные, нежели
сугубо женские группы. Кроме того, из-за присутствия в взводах женщин взводы
расквартировывались в казармах не целиком, а делились на группы - женщин из
разных взводов квартировали вместе, а вместо них вместе с мужчинами из одного
взвода помещали других. Как следствие, сержантам было сложно централизован-
но управлять своим взводом, который распределялся по разным казармам. Кроме
того, в них возникали конфликты между солдатами разных взводов, нарушалась
групповая сплочённость [Chapman A.W., 2008: 98-102].
С 1 октября 1998 г. в план обучения призывников были добавлено 54 часа,
посвящённые человеческим взаимоотношениям, ценностям, традициям и
наследию армии. Кроме того, курс лидерства под сокращённым названием
LDRSHIP (верность, долг, уважение, бескорыстное служение, честь, порядоч-
ность и личное мужество: loyalty, duty, respect, selfless service, honor, integrity, and per-
sonal courage) был поделён на соответствующие компоненты, каждому из которых
посвящалась неделя [15].
ВОПРОС УЧАСТИЯ ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ
Упомянутый выше ключевой закон «Об интеграции женщин в Вооружённые
силы» от 1948 г. не только способствовал включению женщин в вооружённые силы,
но и одновременно ограничил их службу запретом на участие в боевых действиях:
«Женщины могут зачисляться во все воинские подразделения, за исключением тех,
которые с высокой степенью вероятности могут быть вовлечены в наземные боевые
операции, подвергаться прямому огню противника или прямому физическому
контакту с противником» [5]. Запрет на службу женщин в воинских частях, которые
могли быть вовлечены в боевые действия даже с минимальной вероятностью, со-
хранялся и уточнялся на протяжении последующих десятилетий, несмотря на то
что женщин допустили в небоевую авиацию ещё в
1977
г.
В 1978 г. был полностью отменён запрет на службу женщин в Береговой охране, а в
1979 г. женщины стали служить в ВМС, в основном дайверами и спасателями [16].
28
Атанесян А.В. Женщины в вооружённых силах и конфликтах: политика и опыт США
Atanesyan, A.V. Women in the Armed Forces and Conflicts: The U.S. Policies and Experience
В связи с этим в 1982 г. был разработан очередной норматив - Кодификация
военных специальностей по степени вероятности прямого вовлечения в боевые
действия (Direct Combat Probability Coding, DCPC). Всем военным специальностям
(MOS) присваивался код от 1 до 7, где P1 - максимально вероятное непосредствен-
ное участие в боевых действиях, в частности, продвижение и расположение дан-
ных подразделений за пределами своих гарнизонов. Более половины должностей
в сухопутных войсках (302 тысячи из 572 тысяч), а также 17 армейских специаль-
ностей на момент тестирования получили код P1 и были закрыты для женщин.
Данное кодирование стало осуществляться каждый год и, соответственно, резуль-
таты зависели от военных кампаний США [Chapman A.W., 2008: 67].
Было необходимо разграничить должности, лишь теоретически связанные с
боевыми функциями, и те, которые фактически осуществлялись в боевых усло-
виях. В январе 1988 г. министр обороны Фрэнк Карлуччи представил новый
принцип разграничения военных должностей - «правило риска» (the Risk Rule),
позволявший ограничивать службу женщин на должностях, которые «связаны с
риском вовлечения в боевые действия, попадания под огонь противника или
пленения в той же или в более высокой степени, чем боевые единицы сухопут-
ных, воздушных или морских сил на театре военных действий» [17: 5]. Благодаря
данному принципу стало возможным разграничить боевые и связанные с ними
функции и соответствующие должности более чётко и увеличить список тех
должностей, на которые традиционно был закрыт набор для женщин и которые
фактически не попадали под вышеназванную степень риска.
Вплоть до конца 1980-х - начала 1990-х годов, когда женщины были задей-
ствованы в военных операциях, сохранялись ограничения на службу женщин на
должностях, в той или иной степени связанных с риском участия в боевых дей-
ствиях. 20 декабря 1989 г. во вторжении США в Панаму в рамках операции
«Правое дело» участвовали 770 женщин, двум из которых в ходе боевых дей-
ствий пришлось взять на себя командование боевыми подразделениями. Другие
осуществляли полицейское патрулирование, служили на транспорте (в том чис-
ле на вертолётах) и в коммуникации [16: 9]. Во время войны в Персидском заливе
и, в частности, в операциях «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» было задейство-
вано около 35 тысяч женщин, то есть 7% войск США в Персидском заливе. Жен-
щины служили пилотами, водителями, сопровождали грузы, военнопленных,
служили авиадиспетчерами. 16 женщин-военнослужащих были убиты, две по-
пали в плен [18: 54]. Данные факты широко освещались в СМИ и постепенно
меняли общественное восприятие в плане положительного отношения к жен-
щинам-военнослужащим, функционирующим наравне с мужчинами.
Для изучения возможностей снятия ограничений службы женщин в боевых
единицах и на соответствующих должностях в 1992 г. была создана Президент-
ская комиссия по назначению женщин в вооружённых силах (The Presidential
29
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 19-37
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Commission on the Assignment of Women in the Armed Forces), состоявшая из пятна-
дцати высокопоставленных военных и известных общественных деятелей - де-
вяти мужчин и шести женщин. Комиссия провела ряд консультаций, а также
изучила опыт боевых действий в Панаме и Персидском заливе. В результате
сложного голосования и с разницей в один-два голоса комиссия всё же оставила
неизменными запреты на службу женщин в боевой авиации и на боевых кораб-
лях, единогласно проголосовала против службы женщин в спецназе, подтверди-
ла функциональность «правила риска», а также проголосовала за ряд социаль-
ных программ для женщин-военнослужащих [Taylor W.A., 2018: 90-94].
Очередным существенным сдвигом в пользу более полного включения жен-
щин в военную службу опять же стали политические, а не военные решения, в
данном случае со стороны администрации президента У. Клинтона. Так, 28 апре-
ля 1993 г. министр обороны Л. Аспин поручил всем департаментам министерства
открыть больше должностей для женщин, а через год приказал отменить приня-
тое в 1988 г. «Правило риска», заменив его на «Правило исключения из прямых
боевых действий» (Direct Ground Combat and Assignment Rule), предполагавшее, что
«военнослужащие имеют право быть назначенными на все должности, для кото-
рых квалифицированы, за исключением того, что женщины не могут быть назна-
чены в подразделения ниже уровня бригады, основной задачей которых является
участие в непосредственных боевых действиях» [17: 7-8]. В результате для женщин
было открыто 32 700 новых должностей, а при Департаменте по вопросам ветера-
нов Министерства обороны был создан Центр женщин-ветеранов [16: 10].
Параллельно увеличивалась непрямая вовлечённость женщин-военно-
служащих в боевые операции. Так, женщины пилотировали боевые вертолёты
сопровождения военной операции «Пустынный лис» в Ираке (декабрь 1998 г.)
[19], были приписаны к 507-й армейской роте по материально-техническому
обеспечению сухопутных боевых подразделений во время операции «Несокру-
шимая свобода» в Афганистане (2001), служили в подразделениях поддержки во
время операции «Иракская свобода» (2003) [17: 8].
В 2009 г. в составе американских воинских подразделений была создана Ко-
манда вовлечения женщин (The Female Engagement Team Program, FET), в которой
служили одни женщины. Целью данной команды было не только патрулирова-
ние жилых кварталов Афганистана, обеспечение безопасности и мониторинг си-
туации, но и повседневная коммуникация с афганскими жительницами, общение
с которыми посторонним мужчинам запрещает традиция, создание благоприят-
ной среды, способствующей взаимодействию американцев с афганцами [20].
Как замечают авторы, современный театр военных действий отличается не-
линейной структурой, где классические границы фронта и тыла в силу возмож-
ностей современной военной техники становятся размытыми, а тыловые части
всё чаще вовлекаются в прямые военные действия. Соответственно, несмотря на
30
Атанесян А.В. Женщины в вооружённых силах и конфликтах: политика и опыт США
Atanesyan, A.V. Women in the Armed Forces and Conflicts: The U.S. Policies and Experience
действовавший запрет на службу женщин в воинских подразделениях с высокой
степенью вовлечённости в прямые боевые столкновения с противником, жен-
щины-военнослужащие периодически оказывались вовлечёнными в боевые дей-
ствия, погибали, попадали в плен (табл. 1), накапливали боевой опыт. Впервые
после Второй мировой войны две американские женщины-военнослужащие бы-
ли награждены серебряными звёздами за храбрость [21: 5].
Таблица 1
Число погибших/раненых женщин-военнослужащих ВС США
в военных операциях в Афганистане и Ираке, 2001-2015 гг.
Военная
Сухопут-
Военно-
Морская
Военно-
Всего
операция
ные войска
морские
пехота
воздуш-
(Армия)
силы
ные силы
«Несокрушимая
свобода»
(Афганистан)
36/314
4/5
2/29
8/28
50/376
«Иракская
свобода» (Ирак)
89/547
10/6
8/41
3/33
110/627
«Новый рассвет»
(Ирак)
0/11
1/0
0/0
0/1
1/12
Всего погиб-
ших/раненных
женщин-
военнослужащих
125/872
15/12
10/70
11/62
161/1016
Составлено по: [17: 1].
Опять же, необходимости прямого участия женщин-военнослужащих в воен-
ных кампаниях США за рубежом не было, и их вовлечение происходило с мини-
мальным риском для репутации вооружённых сил. Вместе с тем, с каждым новым
опытом такого участия появлялось всё больше показательных образов женщин-
рядовых, сержантов, офицеров, врачей и медсестёр, активно транслируемых в
СМИ и закрепляющих в общественном сознании факт службы женщин в ВС как
норму, привлекающую всё большее количество потенциальных резервистов.
В 2008 г. Энн Элизабет Данвуди стала первым четырёхзвёздным генералом Армии
США (сухопутные войска) [22], а в 2012 г. Министерство обороны распорядилось
открыть для женщин ещё шесть армейских специальностей и 13 тысяч новых
должностей, в том числе в военно-морских силах. В 2013 г. министр обороны Леон
Панетта поставил задачу снять ограничения на службу женщин в боевых воин-
ских частях до 2016 г., после чего был расширен список должностей на боевых ко-
раблях и в артиллерии [16: 14-16], а 3 декабря 2015 г. министр обороны Эш Картер
объявил об открытии для женщин всех воинских специальностей (MOS) и долж-
ностей, если кандидаты будут соответствовать предъявляемым требованиям [23].
В настоящее время в ВС США служит около 20% женщин (табл. 2, 3).
31
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 19-37
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Таблица 2
Численный состав и процентное соотношение женщин-офицеров
ВС США (на март 2022 г.)
Звание
Армия
ВМС
Мор-
Военно-
Всего
Всего в
% жен-
ская
воздуш-
ВС
щин от
пехота
ные/
США
общего
космиче-
состава
ские силы
Генерал
1
0
0
1
2
39
5,1
/адмирал/
Генерал-
3
3
0
2
8
148
5,4
лейтенант
Генерал-
6
5
0
11
22
286
7,7
майор
Бригадный
14
7
3
17
41
394
10,4
генерал
Полковник
527
392
33
554
1 506
11 204
13,4
Подпол-
1 541
975
128
1 739
4 383
27 586
15,9
ковник
Майор
3 033
2 144
270
3 306
8 753
45 667
19,2
Капитан
5 443
4 334
583
4 992
15 352
71 308
21,5
Младший
6 585
3 570
1 026
4 070
15 251
78 292
13,0
офицер-
ский состав
Всего
17 153
11 431
2 043
14 692
45 319
234 925
19,29%
офицеров
Составлено по: [24].
Таблица 3
Численный состав и процентное соотношение женщин-сержантов,
рядовых и курсантов ВС США (на март 2022 г.)
Звание
Армия
ВМС
Мор-
Военно-
Всего
Всего в
% жен-
ская
воздушные
ВС
щин от
пехота
/космичес-
США
общего
кие силы
состава
Сержант
24 520
28 201
4 694
26 747
84 162
525 662
14,5
Капрал
18 677
12 412
3 743
14 176
49 008
266 159
18,4
Рядовой
11 762
17 841
5 704
14 514
49 822
275 331
16,6
Курсанты
военных
академий
1 036
1 264
-
1 166
3 466
12 747
27,2
Всего
сержан-
тов,
рядовых и
курсантов
58 502
60 434
14 133
57 197
190 278
928 106
21,5
Составлено по: [24].
32
Атанесян А.В. Женщины в вооружённых силах и конфликтах: политика и опыт США
Atanesyan, A.V. Women in the Armed Forces and Conflicts: The U.S. Policies and Experience
Из вышеприведённых данных видно, что женщин в офицерском составе не-
сколько больше, чем среди сержантов и рядовых. Кроме того, можно видеть бо-
лее высокий процент женщин-курсантов военных вузов по сравнению с числен-
ным составом женщин, проходящих военную службу, что за вычетом потенци-
ально недоучившихся может означать увеличение количества женщин в воору-
жённых силах США в ближайшем будущем.
Вместе с тем, процентное соотношение женщин и мужчин в ВС не предпола-
гает их равную включённость в функционирование вооружённых сил. В условиях
открытости всех должностей, женщины занимают не больше 21% должностей.
Кроме того, как видно из табл. 3, женщины-курсанты составляют 27% общего чис-
ла обучающихся в военных академиях, а это значит, что некоторые военные спе-
циальности женщинами-военнослужащими по-прежнему не осваиваются.
Наконец, действующее в ВС США правило «Лидеры первыми» (Leaders First)
отражает требование прежде всего назначать как минимум двух женщин-
офицеров в воинское подразделение, в которое затем будет осуществляться
набор женщин-рядовых и сержантов [12]; [16]. Для решения этой задачи жен-
щин-офицеров всё ещё не хватает, и, соответственно, данное обоснованное тре-
бование ограничивает распределение женщин-военнослужащих по воинским
частям и подразделениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на беспрецедентный рост военных расходов в мире, в рамках ко-
торых США продолжают занимать первое место и, в частности, периодически
увеличивают расходы на военные исследования и технологии [25], 2022 год
ознаменовался недобором во все рода войск ВС США [26]. По оценкам экспер-
тов, в этом году США зарегистрировали самый низкий уровень набора на воен-
ную службу с 1973 г., когда ушли из Вьетнама и полностью перешли на кон-
трактную службу [27]. Подобная ситуация заставила военно-политическое руко-
водство США задуматься о причинах снижения популярности военной службы
в обществе, а также снизить планку уровня образования и физических показате-
лей для новобранцев [28].
Причины недобора на военную службу могут иметь как системный, так и си-
туативный характер. Среди системных факторов снижения набора на военную
службу может быть возникшая в западных индустриальных обществах и широко
распространенная в мире потребительская культура [Baudrillard J., 1999], связан-
ная с восприятием реальности как объекта потребления. Подобное восприятие
реальности практически не предполагает патриотических взглядов на проблемы
и задачи своего государства, в частности, в вопросах национальной безопасности,
и рассматривает службу в армии как способ решения своих социальных, финан-
33
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 19-37
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
совых, других задач. В условиях наличия альтернативных возможностей без риска
для жизни и здоровья, человек всё меньше склонен выбирать службу по контракту
среди других, более выгодных и менее опасных альтернатив.
Потребительское отношение к государству, создающее всё больше рисков
его безопасности и функционированию, особенно в военное время, характерно
для многих современных обществ. Знаменитая фраза президента Кеннеди: «Не
спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сде-
лать для своей страны», в подобных условиях особенно актуальна.
Среди ситуативных факторов, трансформирующих образ вооружённных
сил и меняющих отношение к военной службе в обществе, может быть распро-
странение новых образов военнослужащих, не вписывающихся в рамки не толь-
ко традиционных, но и современных представлений. Так, в 2021 г. Рейчел Левин
(Rachel Levine) стала первым адмиралом-трансгендером не только в ВС США, но
и в мире [29], спровоцировав неоднозначный общественный резонанс вокруг
пола военнослужащих. Подобные и зачастую публичные манипуляции образа-
ми военнослужащих могут создавать риски количественным и качественным
показателям набора на военную службу и её осуществлению.
Тем не менее, увеличение численного состава и расширение полномочий
женщин-военнослужащих является одной из основных тенденций модернизации
вооружённых сил не только в США, но и в ряде других стран, и отражает технико-
технологическое развитие армий мира, предполагающее переосмысление приня-
тых требований к профессиональной подготовленности военнослужащих.
ИСТОЧНИКИ
1. Laff M. 2020. Women are a crucial part of the U.S. military. SHAREAMERICA.
September 16. Available at: https://share.america.gov/women-are-crucial-part-of-u-
s-military/ (accessed 10.10.2022).
2. Creation of the Women's Army Corps. 2021. Women in the Army. Available
at: https://www.army.mil/women/history/wac.html (accessed 12.08.2021).
3. Cippoloni D. 2017. Remembering Navy WAVES During Women’s History
Month. US Department of Defense, March
3.
Available
at:
https://www.defense.gov/News/News-
Stories/Article/Article/1102371/remembering-navy-waves-during-womens-history-
month/ (accessed 10.10.2021).
4. History at a Glance: Women in World War II. The National WWII Museum.
2021. New Orleans. Available at: https://www.nationalww2museum.org/students-
teachers/student-resources/research-starters/women-wwii (accessed 13.08.2021).
5. Public Law 625: The Women’s Armed Services Integration Act of 1948. 1948.
US Congress. Available at: https://www.usmcu.edu/Research/Marine-Corps-
History-Division/People/Women-in-the-Marine-Corps/The-Womens-Armed-
Services-Integration-Act-of-1948/ (accessed 13.08.2021).
34
Атанесян А.В. Женщины в вооружённых силах и конфликтах: политика и опыт США
Atanesyan, A.V. Women in the Armed Forces and Conflicts: The U.S. Policies and Experience
6. President Lyndon B. Johnson signs Public Law 90-130, US Department of De-
fense.
Available
at:
https://www.defense.gov/observe/photo-
gallery/igphoto/2001087830/ (accessed 26.08.2021).
7. Over 200 Years of Service: The History of Women in the U.S. Military. 2021.
United Service Organizations. Available at: https://www.uso.org/stories/3005-over-
200-years-of-service-the-history-of-women-in-the-us-military (accessed 26.08.2021).
8. Equal Rights Amendment passed by Congress. March 22, 1972. Available at:
https://www.history.com/this-day-in-history/equal-rights-amendment-passed-by-
congress (accessed 26.08.2021).
9. Sagawa Sh., Campbell N.D. 1992. Women in Combat. Women in the Military
Issue Paper. October 30, National Women’s Law Center, Washington D.C. Available
at:
https://nwlc.org/wp-content/uploads/2015/08/Combat.pdf
(accessed
22.08.2021).
10. Army Regulation 600-20. 2014. Army Command Policy, Headquarters De-
partment of the Army. November 6, Washington D.C.
11. Acosta J. D., Chinman M., Shearer А. L. 2021. Countering Sexual Assault and
Sexual Harassment in the U.S. Military: Lessons from RAND Research, Santa Monica,
CA:
RAND
Corporation.
Available
at:
https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA1318-1.html
(accessed
23.08.2021).
12. Cronk T. M. 2020. Women in the Military Academies: 40 Years Later, US De-
partment
of
Defense.
October
2.
Available
at:
https://www.defense.gov/Explore/Features/Story/Article/2369469/women-in-the-
military-academies-40-years-later/ (accessed 14.07.2021).
13. Charlton L. 1975. Bill to Open Military Academies to Women is Passed by
Senate.
The
New York Times.
June
7.
Available
at:
https://www.nytimes.com/1975/06/07/archives/bill-to-open-military-academies-
to-women-is-passed-by-senate.html?auth=link-dismiss-google1tap
(accessed
16.08.2021).
14. Hearings on H.R. 6569 “Registration of Women”, before the Military Person-
nel Subcommittee of the Committee on Armed Services. 1980. House of Representa-
tives, 96th Congress. March 5-6, p. 7.
15. Living
the Army Values.
2021.
US Army. Available at:
https://www.goarmy.com/soldier-life/being-a-soldier/living-the-army-values.html
(accessed 17.08.2021).
16. Women in the Military: Where They Stand. 2019. Service Women’s Action
Network,
10th Edition. Available at: https://www.servicewomen.org/wp-
content/uploads/2019/04/SWAN-Where-we-stand-2019-0416revised.pdf (accessed
18.08.2021).
17. Kamarck K.N. 2015. Women in Combat: Issues for Congress Analyst in Mili-
tary Manpower, Congressional Research Service Summary. December 3. Available at:
https://apps.dtic.mil/sti/pdfs/AD1007840.pdf (accessed 18.08.2021).
35
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 19-37
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
18. Alfonso K.L.M. 2009. Femme Fatale: An Examination of the Role of Women in
Combat and The Policy Implications for Future American Military Operations. Drew
Paper, No. 5, Alabama: Air University Press.
19. Operation
Defense
Fox,
Defense
Archive.
Available
at:
https://archive.defense.gov/specials/desert_fox/ (accessed 19.08.2021).
20. McCullough Ch. 2013. Female engagement teams: who they are and why they
do
it,
US
Army.
February
22.
Available
at:
https://www.army.mil/article/88366/female_engagement_teams_who_they_are_an
d_why_they_do_it (accessed 20.08.2021).
21. Miller L.L., Kavanagh J., Lytell M.C., Jennings K., Martin C. 2012. The Extent
of Restrictions on the Service of Active-Component Military Women. RAND, Santa
Monica: National Defense Research Institute.
22. Gardner K. 2020. Iconic Cortland County Women: Ann E. Dunwoody, Ex-
perience.
June
9.
Available
at:
https://www.experiencecortland.com/spotlight/iconic-cortland-county-women-ann-
e-dunwoody (accessed 12.08.2021).
23. Carter A. 2018. No Exceptions: The Decision to Open All Military Positions to
Women, REPORT - Belfer Center for Science and International Affairs, Harvard Ken-
nedy School. December. Available at: https://www.belfercenter.org/publication/no-
exceptions-decision-open-all-military-positions-women (accessed 18.08.2021).
24. Defense
Manpower
Data
Center.
2022.
Available
at:
https://dwp.dmdc.osd.mil/dwp/app/dod-data-reports/workforce-reports (accessed
09.05.2022).
25. World military expenditure passes $2 trillion for first time. 2022. SIPRI: Stock-
holm International Peace Research Institute. April
25.
Available at:
https://www.sipri.org/media/press-release/2022/world-military-expenditure-
passes-2-trillion-first-time (accessed 10.10.2022).
26. Friedman D. 2022. Several military branches poised to miss recruitment targets
for fiscal
2022. Federal News Network. September
28.
Available at:
https://federalnewsnetwork.com/defense-main/2022/09/several-military-branches-
poised-to-miss-recruitment-targets-for-fiscal-2022/ (accessed 10.10.2022).
27. Kube C., Boigon M. 2022. Every branch of the military is struggling to make its
2022 recruiting goals, officials say. NBC News. June
27. Available at:
https://www.nbcnews.com/news/military/every-branch-us-military-struggling-
meet-2022-recruiting-goals-officia-rcna35078 (accessed 10.10.2022).
28. Horton A. 2022. Pentagon bedeviled by recruitment failures as solutions prove
elusive.
The
Washington
Post.
September
21.
Available
at:
https://www.washingtonpost.com/national-security/2022/09/21/us-military-
recruiting-crisis/ (accessed 10.10.2022).
29. Lavietes M. 2021. Dr. Rachel Levine becomes nation's first transgender four-
star officer. NBC News. October 19. Available at: https://www.nbcnews.com/nbc-
out/out-health-and-wellness/dr-rachel-levine-becomes-nations-first-transgender-
four-star-officer-rcna3283 (accessed 10.10.2022).
36
Атанесян А.В. Женщины в вооружённых силах и конфликтах: политика и опыт США
Atanesyan, A.V. Women in the Armed Forces and Conflicts: The U.S. Policies and Experience
REFERENCES
1. Baudrillard J. 1999. The Consumer Society: Myths and Structures. London:
Sage, 208 p.
2. Chapman A.W. 2008. Mixed-gender Basic Training: The U.S. Army Experi-
ence, 1973-2004. Virginia: Fort Monroe, 197 p.
3. Gaddes R., Montgomery S., Jacobson Z., Griffin Sh., Stangle J., Williams A.,
Myers J., Bowling R. II. 2020. A Historical Review of the Influence of the Defense Ad-
visory Committee on Women in the Services (DACOWITS), From 1951 to Present: A
70-Year Review, Insight Policy Research, Inc. Virginia: Arlington, 52 p.
4. Herbert M. S. 1998. Camouflage Isn't Only for Combat: Gender, Sexuality, and
Women in the Military. N.Y.: New York University Press, 208 p.
5. Hunt R. F., Mills V. W. (Eds.). 2012. Women in Combat and the Armed Forces:
Policies and Perceptions, New York: Nova Science Publishers, Inc.
6. Miller L.L. 1998. Feminism and the Exclusion of Army Women from Com-
bat. Gender Issues, No. 16, p. 33-64. Available at: https://doi.org/10.1007/s12147-
998-0021-1 (accessed 12.12.2021).
7. Pike S.G. 1993. The Exclusion of Women from Combat: Is There a Legal Justifi-
cation? University of Baltimore Law Forum. Vol. 24, No. 1, p. 14-24. Available at:
http://scholarworks.law.ubalt.edu/lf/vol24/iss1/3 (accessed 23.08.2021).
8. Rostker B. 2006. The Role of Women in the All-Volunteer Force, I Want You! The
Evolution of the All-Volunteer Force. RAND Corporation, p. 559-590.
9. Segal M. 1995. Women's Military Roles Cross-Nationally - Past, Present and
Future. Gender and Society, Vol. 9, No. 6, p. 757-775.
10. Taylor W.A. 2018. From WACs to Rangers: Women in the U.S. Military since
World War II. MCU Journal, Special Issue, p.
78-101. Available at:
https://doi.org/10.21140/mcuj.2018si04 (accessed 23.08.2021).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
АТАНЕСЯН Артур Владимирович,
Arthur V. ATANESYAN, Doctor of
доктор политических наук, профессор,
Political Sciences, Professor, Applied So-
заведующий кафедрой прикладной
ciology Department Chair, Faculty of So-
социологии факультета социологии
ciology, Yerevan State University.
Ереванского государственного универ-
1, Alex Manoogian St., Yerevan 0025,
ситета. Армения, г. Ереван 0025, ул.
Armenia.
Алека Манукяна, д. 1.
Статья поступила в редакцию / Received 1.08.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 15.08.2022.
Принята к публикации / Accepted 17.08.2022.
37