ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 38-52
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
УДК 327
DOI: 10.31857/S2686673022120033
EDN: GYCURK
Отношение американских евреев и христианских сио-
нистов к политике современного Израиля
Т.А. Карасова
Институт востоковедения РАН,
Россия 107031, Москва, ул. Рождественка, 12.
РИНЦ ID: 676041
ORCID: 0000-0002-0245-5960
email: karasova@list.ru
Л.Р. Хлебникова
Институт стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова,
Россия 125009, Москва, ул. Моховая д. 11, стр. 1.
Researcher ID: F-2402-2016
РИНЦ ID: 753951
ORCID: 0000-0001-8479-0676
email: lkhlebnikova@iaas.msu.ru
М. Штереншис
Средняя школа им. Александра Масса, аффилированная с Американским институтом
израильского образования Израиль, Ход ха-Шарон, ул. Алият Ханоар, 1
ORCID: 0000-0003-0687-4369
email: shteren20@yahoo.com
Резюме. Израиль стремится сохранить центральную роль в отношениях с еврейски-
ми диаспорами мира, что признано специфической задачей сионизма. Ведущую роль в
его поддержке играют американская еврейская община (входящая в общее понятие ев-
рейской диаспоры), сионистские организации Америки и механизм произраильского
лобби в Конгрессе США. В XXI веке идёт процесс постепенного охлаждения отношений
между еврейским государством и американской общиной, в основном из-за расхождений
с политикой израильского правительства. Израиль нуждается в международной, идеоло-
гической и политической поддержке США. В поисках выхода из кризиса Израиль интен-
сифицировал сближение с американскими христианскими сионистами, которые являют-
ся наиболее последовательными его сторонниками как государства, воплощающего «си-
онистский проект». Их поддержка базируется на теологической трактовке Библии зна-
чимости собирания и сохранения евреев в Палестине (а затем в Израиле) для конечного
спасения человечества. Значение их поддержки, прежде всего политической, для Израи-
ля в настоящий момент возрастает.
Ключевые слова: американская еврейская община, евреи, сионизм, христианский
сионизм, евангелисты, американо-израильские отношения, произраильский лоббизм
Для цитирования: Карасова Т.А., Хлебникова Л.Р., Штереншис М. Отношение аме-
риканских евреев и христианских сионистов к политике современного Израиля. США &
Канада: экономика, политика, культура. 2022; 52(12): 38-52.
DOI: 10.31857/S2686673022120033
EDN: GYCURK
The Attitudes of American Jews and Christian Zionists
towards Politics of Israel
38
Карасова Т..А., Хлебникова Л.Р., Штереншис М. Отношение американских евреев и христианских сионистов…
Karasova, T.A., Khlebnikova, L.R., Shterenshis, M. The Attitudes of American Jews and Christian Zionists…
Tatyana A. Karasova
Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences.
12 Rozdestvenka, Moscow 107031, Russian Federation.
РИНЦ ID: 676041 ORCID:0000-0002-0245-5960
email: karasova@list.ru
Luiza R. Khlebnikova
Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University,
11 Mokhovaya street, Moscow 125009, Russian Federation.
Researcher ID: F-2402-2016
РИНЦ ID: 753951
ORCID: 0000-0001-8479-0676
email: lkhlebnikova@iaas.msu.ru
Michael Shterenshis
Alexander Muss High School in Israel (AMHSI) affiliated with the American Institute of Israel
Education (AMIIE).
1 Aliyat Hano'ar St., Hod HaSharon, Israel.
ORCID: 0000-0003-0687-4369
email: shteren20@yahoo.com
Abstract. For Israel maintaining strong relations with Diaspora remains one of the key
goals as the Jewish State. American Jewry, American Zionist organizations and Pro-Israel lob-
byists have been playing an important role in organizing support and providing assistance for
Israel in the US. However, in the XXI century there is a deepening crisis between the Jewish
state and American Jewish community, mainly, because of dissatisfaction of Israel’s domestic
and foreign policy. Managing the risks of lowering support from the US, that are the most im-
portant strategic partners for Jerusalem, Israel has intensified its rapprochement with the US
Christian Zionists, who are the most consistent supporters the Jewish state as “the Zionist pro-
ject”. The Christian Zionist’s interest in Israel is based on the Bible's theological interpretation
of the significance of the gathering and preservation of the Jews in Palestine (and then in Isra-
el) for the ultimate salvation of mankind. Despite the controversy of this concept to the core
principles of Judaism and Zionism, the significance of their support, primarily political, for
Israel is currently increasing.
Keywords: American Jewish Community, Zionism, Christian Zionism, Evangelists, Ameri-
can-Israeli relations, pro-Israel lobbyism
For citation: T.A. Karasova, L.R. Khlebnikova, M. Shterenshis. The Attitudes of American
Jews and Christian Zionists towards Politics of Israel. USA & Canada: Economics, Politics,
Culture. 2022; 52(12):38-52. DOI: 10.31857/S2686673022120033
EDN: GYCURK
ВВЕДЕНИЕ
Американское еврейство всегда играло роль основного центра еврейской жиз-
ни вне Израиля. Связь еврейского государства с американскими евреями всегда
была особенно важной по нескольким причинам. Прежде всего, в США прожива-
ет второе после Израиля число евреев. Согласно исследованию известного изра-
ильского демографа С. Делла Пергола в 2021 г. в мире численность евреев достиг-
ла примерно 15 млн человек, из них почти 7 млн проживают в Израиле, 6 млн - в
США [Dashefsky A., Sheskin I.M. 2022]. Американские сионистские организации и
39
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 38-52
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
еврейская община оказывали постоянную военную, финансовую и политическую
поддержку Израилю. Создание и деятельность произраильских лоббистских ор-
ганизаций в Конгрессе также является составным элементом «особых» отношений
между Соединёнными Штатами и Израилем.
ОТХОД ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ США ОТ БЕЗОГОВОРОЧНОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИЗРАИЛЯ
В настоящее время отношения Государства Израиль с еврейской диаспорой,
прежде всего, американской, переживают период глубокого кризиса. Немало-
важным фактором напряжённых отношений между еврейской общиной Аме-
рики (ЕОА) и Израилем является кризис идеи израилецентризма для жизни ев-
реев мира. Евреи США ещё в конце ХХ века в основном отвергли идею, что они
занимают периферийное положение и в глазах евреев государства Израиль яв-
ляются «остатками» рассеянных по миру общин, которые должны стремиться
вернуться в свой исторический дом, в Государство Израиль. Молодое поколение
евреев во всем мире и в США в частности, всё меньше ощущают свою привязан-
ность к еврейскому государству. Фактически американские еврейские сионисты
отошли от концепции безоговорочного израилецентризма и приняли идею о
сосуществовании двух основных центров еврейской жизни - Израиль и США
[Reinhars J., Shapira A. 1995: 308-309].
Постепенно Израиль в глазах американских евреев начал утрачивать имидж
идеального еврейского государства [Beinart P. 2013]; [Waxman D. 2016: 48-50]. Всё
нарастающая критика ведётся в основном вокруг политики израильского руко-
водства в отношении палестинской проблемы. Вторым важным вопросом, рас-
калывающим американскую еврейскую общину и Израиль, являются религиоз-
ные противоречия между приверженцами широко распространённых в США
реформистских и консервативных направлений в иудаизме и ортодоксальным
иудаизмом в Израиле. Американские евреи выступают против ортодоксальной
монополии в Израиле. Критике также подвергается израильская демократия, в
частности, нарушение прав человека израильских арабов.
В XXI веке дискуссии в отношении еврейского государства и его внутренней
и внешней политики стали более многоголосыми, эмоциональными. Обостри-
лись противоречия между леволиберальной, или прогрессивной либеральной*
[1] еврейской молодёжью и руководством старейших еврейских организаций,
которые старались не допускать открытую критику израильских действий. Идут
* Прогрессивные левые, или леволиберальные прогрессивисты - в американском дискурсе
данный термин используется по отношению к либеральным сторонникам социальных и
политических реформ в США, в особенности в сфере борьбы с неравенством, которые особенно
негативно относятся к Республиканской партии.
40
Карасова Т..А., Хлебникова Л.Р., Штереншис М. Отношение американских евреев и христианских сионистов…
Karasova, T.A., Khlebnikova, L.R., Shterenshis, M. The Attitudes of American Jews and Christian Zionists…
ожесточённые споры между институционально оформленными структурами
американской общины, между левыми (например, организация «Если не сей-
час» - IfNotNow) и правыми (Сионистская организация Америки, СОА - Zionist
Organization of America, ZOA). Считается, что лидеры главных американских ев-
рейских организаций представляют официальную позицию диаспоры как
внутри Америки, так и за её пределами, однако, как справедливо подчёркивала
специалист Е.А. Сидорова, «эта позиция является политически ангажированной
и не отражает в полной мере реальных политических предпочтений большин-
ства евреев» [Сидорова Е.А. 2022; 10:69-78]. Большинство американских евреев,
которые составляют 2,4% общей численности населения Америки, принадлежат
к сторонникам либеральных взглядов и ценностей [2]. Они в основном голосуют
за демократических кандидатов в Конгресс и на пост президента США и отно-
сятся к неортодоксальному течению в иудаизме. Лишь 10% общины - ортодок-
сальные евреи, но их численность растёт и, согласно последним демографиче-
ским прогнозам, именно эта группа может оказаться самой многочисленной к
2050 году [3].
Кризис в американском еврействе вокруг характера поддержки Израиля стал
усугубляться на фоне общего политического, идеологического и скорее даже
системного кризиса в США. На американской политической сцене Израиль стал
одним из факторов разногласий между ведущими политическими партиями.
Отношение к Израилю стало предметом дебатов внутри самой Демократиче-
ской партии, где сталкиваются позиции леволиберальных группировок, и уме-
ренной части партии. Представители левых либералов, продолжающие наби-
рать силы при Дж. Байдене [4], открыто критикуют политику Израиля и высту-
пают за пересмотр мотивации, объёмов и порядка внешней помощи США ев-
рейскому государству. Более традиционное отношение к Израилю в рамках
американо-израильских связей отстаивает умеренное большинство Демократи-
ческой партии. Республиканцы в основном едины в своей поддержке Израиля, в
том числе и так называемые «трамписты», сторонники бывшего президента
Д. Трампа. На всех республиканских праймериз после 2009 г., как писал амери-
канский историк Гил Трой, «большинство кандидатов изо всех сил пытаются
доказать, насколько произраильскими, пронетаньяховскими и антитеррористи-
ческими они могут быть» [5].
Не остались в стороне и произраильские лоббистские структуры США. На
фоне общей политической поляризации в американском обществе, роста про-
тиворечий в общинных структурах в произраильском лоббизме также произо-
шли значимые изменения. Лоббистские структуры, в том числе Конференция
президентов ведущих американских еврейских организаций (Conference of Presi-
dents of Major American Jewish Organizations) и Американо-израильский комитет по
общественным связям, АИКОС (American-Israeli Committee for Public Affairs, AIPAC),
41
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 38-52
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
не смогли избежать вызовов как внутриобщинных, так и общеполитических.
Внутри произраильского лоббизма произошла фрагментация и слом солидар-
ности в поддержке Израиля. К началу 2010-х годов лоббистские структуры уже
отчётливо были разделены на правый лагерь (Сионистская организация Амери-
ки и Республиканская еврейская коалиция), леволиберальный (организация
«Джей-стрит», появилась в 2008 г.), работающий только с демократами в Кон-
грессе, и центристский, пытающийся сохранить внепартийную ориентацию
(АИКОС). Участились открытые столкновения между лоббистскими организа-
циями полярных идеологических взглядов. Так, например, обострились разно-
гласия между «Джей-стрит» и Республиканской еврейской коалицией, когда
первая поддерживала курс президента Барака Обамы на палестино-израильском
и иранском направлениях, а последняя, наоборот, критиковала линию админи-
страции.
Параллельно происходили сдвиги в американском сионизме. На протяжении
долгих десятилетий в американском еврействе был наиболее распространён ли-
беральный сионизм, который сочетал в себе приверженность еврейскому нацио-
нализму и традиционным либеральным ценностям [6]. В 2010-х годах либераль-
ный сионизм в США столкнулся с серьёзными вызовами, связанными с критиче-
скими оценками состояния израильской демократии. Остро встал вопрос: как
оставаться либералом и сионистом, когда Израиль перестал быть символом демо-
кратии и либеральных ценностей? Хотя по-прежнему эмоциональная привязан-
ность к Израилю является важным фактором для американского еврейского само-
сознания, ключевым фактором в формировании идентичности у большинства
молодых американских сионистов уже не является Израиль (например, сохране-
ние памяти о Холокосте, по итогам опросов, у 73% евреев США) [7]. Еврейское
государство как центральный символ мирового сионистского движения, мифа и
идеализированного (самими же американскими евреями) имиджа демократиче-
ского еврейского государства постепенно утратил своё значение, и превратился в
фактор раскола в среде последователей либерального сионизма США.
Основным камнем преткновения в ведущихся спорах по-прежнему остаётся
неурегулированность палестино-израильского конфликта. Новые раунды проти-
востояния Израиля и ХАМАС в Секторе Газа, продолжение израильской поселен-
ческой политики на Западном берегу реки Иордан и в Восточном Иерусалиме и
отсутствие подвижек в мирном урегулировании провоцируют острые дискуссии в
еврейской общине США. В среде левых либеральных сионистских организаций
усилилась критика сионистской идеологии Израиля. Американский специалист
Дов Уаксман, разбирая накопившиеся противоречия, условно выделил четыре
ключевые группы мнений по вопросам, касающимся современного израильского
сионизма и проблем палестино-израильского конфликта. По данным направле-
42
Карасова Т..А., Хлебникова Л.Р., Штереншис М. Отношение американских евреев и христианских сионистов…
Karasova, T.A., Khlebnikova, L.R., Shterenshis, M. The Attitudes of American Jews and Christian Zionists…
ниям им рассматривались позиции левых, левых и правых центристов, а также
правых флангов еврейской общины США [Waxman, 2016: 94].
Таблица 1 демонстрирует отсутствие единства в оценке сионизма и Израиля
в различных идейных секторах еврейской общины США. Представители левых
еврейских группировок (например «Еврейский голос за мир», образованная в
1996 г.), отходят от безусловной поддержки сионизма, критикуют отсутствие
прорыва в мирном процессе. Члены правых организаций, выступают за под-
держку сионистской идеологии, винят в провале мирного урегулирования пале-
стинцев, отрицают необходимость политики давления на Израиль. Между эти-
ми полярными позициями есть левоцентристы и правоцентристы, у которых
взгляды более умеренные и компромиссные, однако в период сильнейшей по-
литической и культурной поляризации в США, они либо радикализуются, либо
их голоса остаются часто незамеченными.
Таблица 1
Позиции политических лагерей в дебатах о палестино-израильском конфликте
Отношение к
Кто
Отношение
Откры-
Внешнее
сионизму
виноват
к принципу
тая
давление на
два государ-
критика
Израиль
ства для двух
Израиля
народов
Левые
Плохое/
Израиль
Приемлем,
Да
Да,
включая
сионизм
но нереали-
БИС (движение
устарел
стичен
Бойкот, Изоля-
и/или пред-
ция и Санкции)
почтителен
Левые
Хорошее,
Оба,
Существенен
Да
Да, но только
центристы
пока сионизм
Израиль
и
срочно
дипломатическое
либеральный
и
необходим
палестин-
цы
Правые
Хорошее
Пале-
Предпочти-
Нет
Нет
центристы
стинцы
телен, но не
сейчас
Правые
Хорошее
Пале-
Опасный
Нет
Нет
стинцы
и/или
ложный
В контексте выстраивания отношений с диаспорой израильское правитель-
ство всегда дорожило отношениями с еврейской общиной США, стараясь сгла-
живать особенно острые разногласия. В то же время концепция израилецен-
тризма всё ещё работает в правящих политических кругах Израиля. В израиль-
ском руководстве задаются вопросом: есть ли у еврейских общин за пределами
Израиля шанс выжить в следующем поколении в условиях, когда растёт уровень
межконфессиональных и межрасовых браков, есть тенденция о выходе из об-
43
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 38-52
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
щины и усиливается угроза ассимиляции, снижаются показатели рождаемости,
а антисемитизм в США усиливается, в частности увеличилось число нападений
на евреев в Нью-Йорке. По данным Федеральной службы расследований США, в
2020 г. 54,9% всех религиозно ориентированных преступлений были против ев-
реев [8]. Нетаньяху рассматривал себя в качестве лидера всего еврейского наро-
да, а израильское правительство как правительство всего еврейского народа [9].
В период правления администрации Трампа кризис отношений Израиля с
еврейской общиной Америки (преимущественно с её левым флангом) стал
настоящей проблемой для израильского руководства. Этот кризис подтачивал
крепкие партнёрские отношения между израильским и американским обще-
ством. «Критика изнутри» грозила испортить привычные каналы взаимодей-
ствия между Иерусалимом и Вашингтоном. Появилась нужда обновить идеоло-
гическую связку между американским мессианством и значением поддержки
избранного народа - евреев на Земле Израилевой. И тут внимание израильских
политиков обратилось к своим неизменным идейным союзникам - к христиан-
ским сионистам Америки.
ОТНОШЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ СИОНИСТОВ США
К ИЗРАИЛЮ КАК СИОНИСТСКОМУ ПРОЕКТУ
Христианский сионизм (ХС) [Goldman Sh. 2009], [Spector S. 2008] играет до-
статочно противоречивую роль не только во взаимоотношениях с еврейской
американской общиной, но в американо-израильских отношениях. Исследова-
тели христианского сионизма обычно прослеживают его историю в течение
примерно последних 400 лет [McDermott G. 2016].
Верующие христианские сионисты дословно принимают Библию как Слово
Божье, Истину в последней инстанции. В течение веков христианские сионисты
верили, что евреи не только соберутся снова на Земле Обетованной, создадут
там собственное государство, границы которого должны простираться от Ев-
фрата до Нила), но и будут править в Царстве Божьем. Правда, перед этим
«примут Христа» (то есть добровольно перейдут в христианство). Со второй по-
ловины XIX века теологические рассуждения вышли из узкого богословского
круга и пошли в массы, причём по словам английского религиозного мыслителя
Джона Томаса, «Библия — это лучшее учебное пособие для политика» [Thomas J.
1910].
Христиане-сионисты исходят из того, что современным евреям принадлежит
священное право на священную землю Палестины, так как они являются «бого-
избранным народом». И они считают законными притязания наиболее правой
части израильского общества на всю землю Палестины, то есть поддерживают
идею собирания евреев на всей территории Эрец Исраэль (в границах древних
44
Карасова Т..А., Хлебникова Л.Р., Штереншис М. Отношение американских евреев и христианских сионистов…
Karasova, T.A., Khlebnikova, L.R., Shterenshis, M. The Attitudes of American Jews and Christian Zionists…
царств, включающих в настоящее время часть палестинских территорий). Боль-
шая их часть поддерживает еврейских поселенцев на территориях и негативное
отношение израильского руководства в отношении прав палестинцев на соб-
ственное независимое государство. В этих вопросах христианские сионисты рас-
ходятся в оценках данных проблем не только с левым крылом еврейских общин
США, но и с центристскими и левыми партиями Израиля.
В среде христианских сионистов особую роль в поддержке Израиля играют
евангелисты США. Поскольку в сионистской системе ценностей понятие истори-
ческих границ Израиля занимает особое место, отношение правящих кругов Из-
раиля к евангелистам в большей степени опираются на мотивы политического
порядка. Израильские власти устраивает оценка евангелистами еврейского госу-
дарства как дружественной демократии внутри непредсказуемого и порой опас-
ного Ближневосточного региона, как передний фронт борьбы против террориз-
ма. Эта поддержка тем более важна, в связи с тем, что в последние десятилетия
евангелисты стали занимать весомое положение в политическом дискурсе США.
Интенсивная вовлечённость евангелистов в политическую жизнь страны ис-
токами уходит в начало 1980-х годов, в президентство республиканца Р. Рейгана.
В период нового консервативного поворота в США, так называемой «третьей
консервативной волны» [Гарбузов В.Н. 2016; 5: 4], окончательно оформилось
слияние белых евангелистов с Республиканской партией США. Белые евангели-
сты составляют пятую часть всех зарегистрированных избирателей и около од-
ной трети всех избирателей, которые принадлежат к Республиканской партии
или поддерживают её [10].
Реакция лидеров еврейской общины США на усиление позиций евангели-
стов и их открытое вовлечение в произраильскую активность неоднозначна.
С одной стороны, поддержка Израиля и укрепление американо-израильских
отношений совпадали с целями крупнейших еврейских организаций. С дру-
гой - взгляды американских евреев и евангелистов сильно разнятся по многим
проблемам внутренней политики США. Значительная группа американских
евреев принадлежит к наиболее либеральной части американского общества, в
то время как евангелисты, наоборот, составляют самую большую часть амери-
канского консервативного движения [11]. В настоящее время при администра-
ции Дж. Байдена, сильно расходятся взгляды евангелистов на права ЛГБТ+ и на
вопросы, связанные с легализацией абортов, тогда как большинство евреев США
поддерживают однополые браки и право выбора. В целом американские евреи
не испытывают особой симпатии к евангелистам [Neil R. 2012: 248].
45
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 38-52
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ВЫХОД ЕВАНГЕЛИСТОВ НА ДОМИНИРУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ
ПРОИЗРАИЛЬСКОГО ЛОББИЗМА
Ещё в начале 1970-х годов Израиль начал активно развивать связи с еванге-
листами США. Интерес был взаимным, в особенности после Шестидневной
войны 1967 года, когда победа Израиля, по мнению христианских сионистов,
«оказалась сбывшимся пророчеством». Военная победа и «расширение еврей-
ской земли (за счёт оккупированных территорий) ещё больше сплотила еванге-
листов в их поддержке Израиля [Carenen C. 2012: 209]. В период правления рес-
публиканских администраций Р. Никсона (1969-1974) и Дж. Форда (1974-1976)
по целому ряду причин шло ослабление влияния либеральных протестантов в
американской политике [12]. Это способствовало усилению политического веса
евангелистов и христианских фундаменталистов, которые постепенно наращи-
вали влияние на внешнюю политику США. Дж. Картер, глава Демократической
администрации (1977-1981), выходец из семьи баптистов Южной Джорджии,
привнёс личный религиозный момент в отношениях с Израилем, что привело к
повышению интереса американцев к идеям христианских сионистов и еванге-
листов [Carenen C. 2012: 166]. В период своей предвыборной кампании в 1976 г.
он подчёркивал, что безопасность Израиля имеет огромное универсальное зна-
чение для Америки, и что это отношение разделяет весь народ Америки, вне
зависимости от религиозных различий или происхождения.
В годы правления Р. Рейгана (1981-1989) шёл подъём правых течений в хри-
стианстве, и евангелисты стали доминирующей силой среди протестантов. Их
альянс базировался на приоритете религии над гуманитарными ценностями и
прагматическими интересами. Евангелисты провозглашали: «Выступать против
Израиля означает выступать против Бога!». Появились организации «Новые ре-
лигиозные правые», «Моральное большинство» (Moral Majority) и позже «Хри-
стианская коалиция» (Christian Coalition of America), что очень изменило религи-
озный ландшафт Соединённых Штатов. Новые евангелические церкви, пропо-
ведующие ортодоксальную фундаменталистскую протестантскую теологию,
быстро набирали силу, становились всё более популярными и, как отмечал ре-
лигиозный деятель и учёный Мартин Марти, их слова-коды становились частью
американской культуры. Марти охарактеризовал это как организованное, агрес-
сивное наступление фундаменталистов-евангелистов протии модерна, которое
необходимо ограничить [Carenen C. 2012].
При Рейгане началось быстрое проникновение идей христианских сиони-
стов и евангелистов в Израиль, особенно после создания в Иерусалиме в 1980 г.
Международного Христианского посольства Иерусалима (International Christian
Embassy Jerusalem, ICEJ). Его деятельность в поддержку Израиля особенно про-
явилась во время и после Второй палестинской интифады (2000-2005 гг.) [12].
46
Карасова Т..А., Хлебникова Л.Р., Штереншис М. Отношение американских евреев и христианских сионистов…
Karasova, T.A., Khlebnikova, L.R., Shterenshis, M. The Attitudes of American Jews and Christian Zionists…
В период правления Дж. Буша-младшего роль евангелистов в политике США
ещё больше возросла. По мнению американских журналистов, это было связано
с тем, что в 1985 г. сам президент примкнул к евангелистской церкви. Проблема
террора, угрожающего безопасности США и Израиля, ещё больше сплотила
евангелистов вокруг Израиля. Как заявил Р. Лэнд, глава Комиссии по междуна-
родной религиозной свободе, «библейский пояс - это пояс безопасности Израи-
ля» [13]. В 2004 г. был создан кокус в Кнессете для поддержки связей с христиа-
нами и их мобилизации для политической поддержки Израиля. Чуть позже в
Палате представителей Конгресса США был также создан кокус израильских
союзников. Эти шаги подтвердили курс на дальнейшее институциональное за-
крепление контактов еврейского государства с американскими христианами
сионистами, в том числе и евангелистами.
Во время администрации Барака Обамы, которого дважды на выборах под-
держало большинство представителей американской еврейской общины (2008 г.
- 78%, 2012 г. - 69% [14]), разразился американо-израильский кризис из-за «иран-
ской проблемы» и неурегулированного палестино-израильского конфликта.
Противоречия между Б. Обамой и Б. Нетаньяху, который на протяжении всей
своей каденции активно развивал связи с евангелистами, усугубили раскол в ев-
рейской общине США. Это в конечном счёте спровоцировало кризис и во взаи-
модействии Израиля и еврейской диаспоры в США.
Однако не все евангелисты, их лидеры и организации едины в своих убеж-
дениях. Исследования, проводимые в США, показывали неуклонно рост под-
держки молодого поколения христиан-евангелистов в пользу палестинцев [15].
Например, в настоящее время действует «Сеть евангелистов за Ближний Во-
сток», которая осуждает оккупацию палестинских земель и продвигает концеп-
цию мира между израильтянами и палестинцами. В
2007 г. президенту
Дж. Бушу-младшему было отправлено письмо, подписанное многими активи-
стами-евангелистами, одним из подписавших был Давид Нефф, издатель влия-
тельной газеты «Кристианити тудэй» (Christianity Today), в поддержку идеи пале-
стинского государства. Они мотивировали свои позиции тем, что благословение
Израиля и евреев в соответствии с текстом Библии (Genesis 12:3) может допус-
кать критику евреев для того, чтобы достичь мира и для израильтян, и для пале-
стинцев [16].
Ещё одним камнем преткновения в отношениях евангелистов и израильтян
является довольно распространенный антисемитизм в рядах евангелистов. Не
стоит забывать, что идеология наиболее «твёрдых» консервативно настроенных
христианских сионистов базируется на идее обращения (скорей всего насиль-
ственного) евреев в христианство и не допускает иного пути к Спасению [17].
Особенно активно укреплялись связи израильских политиков с американ-
скими евангелистами во время президентства Дональда Трампа. По данным
47
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 38-52
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
опросов Исследовательского центра Пью (Pew Research Center), проведённого ле-
том 2019 г., около 72% белых протестантов-евангелистов выразили своё одобре-
ние деятельности Трампа [18]. При Трампе произошёл своеобразный всплеск
христианско-сионистской активности в самих США. Хотя Трамп не отвечал иде-
алам христианского евангелизма, его риторика о защите христианских ценно-
стей в мире, политика в отношении Израиля в целом, и палестино-израильского
конфликта в частности, находила отклик среди евангелистов. Показательный
пример взаимной поддержки: одним из руководителей молитвой на церемонии
открытия посольства США в Иерусалиме в 2018 г. был пастор Роберт Джеффрис
из Первой баптистской церкви Далласа [19].
В отличие от христиан-сионистов еврейская община в целом не поддержи-
вала политический курс администрации Трампа. Большинство евреев США не
голосовало за него на выборах. Их выбор был в пользу кандидатов от Демокра-
тической партии Х. Клинтон в 2016 г. и Дж. Байдена в 2020 г. Сближение пози-
ций Д. Трампа и Б. Нетаньяху по ближневосточной повестке вызывало отторже-
ние у молодых левопрогрессивных членов еврейской общины. Лишь ортодок-
сальная и идеологически консервативная её часть была среди сторонников
Трампа. Они поддерживали внутриполитический курс Белого дома, и одобряли
откровенно произраильский вектор ближневосточной политики Трампа, в част-
ности признание Иерусалима столицей Израиля, выход из «иранской сделки» и
прочее [Карасова Т.А. 2020; 4: 63-74]. Позиции по этим вопросам христиан-
евангелистов и ортодоксальных евреев, которые традиционно составляют зна-
чимую часть электората Республиканской партии США, полностью совпадали
[20]. Отношения Израиля с еврейской общиной США ухудшились настолько,
что обе стороны открыто заговорили о глубочайшем кризисе этих отношений за
всю историю Государства Израиль. Политическую поддержку израильское ру-
ководство черпало в среде христиан-сионистов. Израильские специалисты при-
водили высказывания Нетаньяху, который считал, что американские евреи не
столь важны Израилю, поскольку через пару поколений они утратят свое еврей-
ство. Поэтому гораздо важнее поддерживать отношения с евангелистами. «У Из-
раиля нет лучшего друга в Америке, чем вы», - заявил Нетаньяху на конферен-
ции Объединённых христиан за Израиль в 2017 г. [21].
После поражения Республиканской партии и возвращения демократов в Бе-
лый дом в 2021 г., ставка на поддержку евангелистов у израильского руководства
не ослабла. В 2021 г. Р. Дермер, израильский посол в США (2013-2021), заявил,
что основу поддержки Израиля в Соединённых Штатах составляют христиане-
евангелисты из-за их количества, а также из-за их «страстной и безоговорочной
поддержки Израиля» [22]. Евангелисты, подчёркивал Дермер, очень редко вы-
ступают с критикой Израиля, в то время как американские евреи «непропорци-
онально» критически относятся к еврейскому государству.
48
Карасова Т..А., Хлебникова Л.Р., Штереншис М. Отношение американских евреев и христианских сионистов…
Karasova, T.A., Khlebnikova, L.R., Shterenshis, M. The Attitudes of American Jews and Christian Zionists…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы подчеркнуть ряд важных моментов. Хотя некото-
рые американские президенты были близки к идеям христианских сионистов,
их личные взгляды не могут рассматриваться как решающий фактор, форми-
рующий политику страны в пользу Израиля. Огромное значение имела целая
совокупность факторов, в том числе американское общественное мнение, сим-
патизирующее Израилю, произраильские настроения в Конгрессе, деятельность
произраильских лоббистов и активность еврейской общины США. В 2010-х го-
дах проявили себя давно зарождающиеся тенденции к росту критического
взгляда на политику еврейского государства в либеральной части американско-
го общества, окончанию внепартийной поддержки Израиля и фрагментации
произраильских лоббистских структур.
Несмотря на явный кризис концепции израилецентризма и очевидное раз-
рушение консенсуса вокруг поддержки Израиля в еврейской общине США, ещё
остаются очень крепкими эмоциональные, духовные и исторические связи с ев-
рейским государством. Развивающиеся процессы отхода еврейской молодёжи от
официальных позиций старейших американских еврейских организаций влия-
ют на меняющееся отношение еврейской общины к Израилю, что угрожает
снижению уровня политической поддержки этой части диаспоры. Поэтому из-
раильское руководство стремится заполнить расширяющийся вакуум за счёт
безоговорочной (хотя и та в последнее время начинает терять свою безуслов-
ность) политической, финансовой и дипломатической поддержки американ-
ских христианских сионистов, прежде всего его евангелического крыла.
ИСТОЧНИКИ
1. Pew Research Center. Beyond Red VS. Blue: the Political Typology. 09.11.2021.
Available
at:
https://www.pewresearch.org/politics/2021/11/09/progressive-
left/#progressive-left-who-they-are (accessed: 23.07.2022).
2. Pew Research Center. Jewish Americans in 2020. 11.05.2020. Available at:
https://www.pewresearch.org/religion/2021/05/11/jewish-americans-in-2020/ (ac-
cessed: 23.07.2022).
3. Feldman A., Adkins L. Orthodox to Dominate American Jewry in Coming Dec-
ades as Population Booms.
12.06.2018
// Forward. Available at:
https://forward.com/news/402663/orthodox-will-dominate-american-jewry-in-
coming-decades-as-population/ (accessed: 23.07.2022).
4. Telhami S. Most Americans, including half of young Democrats, disapprove of
Biden’s handling of recent Gaza crisis.
29.07.2021
// Brookings. Available at:
https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2021/07/29/most-americans-
including-half-of-young-democrats-disapprove-of-bidens-handling-of-recent-gaza-
crisis/ (accessed: 23.07.2022).
49
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 38-52
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
5. Troy G. The Jewish Vote: Political Power and Identity in US Elections //
Ruderman
Foundation
(Haifa),
2017.
Available
at:
https://rudermanfoundation.org/wp-content/uploads/2017/11/Jewish-Vote-
Ruderman-Program.pdf P. 51 (accessed: 23.07.2022).
6. Pew Research Center. Jewish Americans in 2020. 11.05.2020. Available at:
https://www.pewresearch.org/religion/2021/05/11/jewish-americans-in-2020/ (ac-
cessed: 23.07.2022).
7. Pew Research Center. A portrait of Jewish Americans. 01.10.2013. Available at:
https://www.pewforum.org/2013/10/01/jewish-american-beliefs-attitudes-culture-
survey/ (accessed: 23.07.2022).
8. Federal Bureau of Investigation. Crime Data Explorer. Available at:
https://crime-data-explorer.fr.cloud.gov/pages/explorer/crime/hate-crime
(ac-
cessed: 23.07.2022).
9. Levin Y. Why Benjamin Netanyahu represents all Jews. 16.02.2015. The Jerusalem
Post. Available at: https://www.jpost.com/opinion/why-benjamin-netanyahu-
represents-all-jews-391226 (accessed: 23.07.2022).
10. Pew Research Center. What the 2020 electorate looks like by party, race and
ethnicity,
age,
education
and religion.
26.10.2020.
Available
at:
https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/10/26/what-the-2020-electorate-
looks-like-by-party-race-and-ethnicity-age-education-and-religion/
(accessed:
23.07.2022).
11. Pew Research Center. Religious Landscape Study. Available at:
https://www.pewforum.org/religious-landscape-study/political-
ideology/conservative/ (accessed: 23.07.2022)
12. Samuels A.B. What - and who - is the "Twelfth Man" for Israel? 18.10.2021 //
AllIsraelNews. Available at: https://www.allisrael.com/what-and-who-is-the-twelfth-
man-for-israel (accessed: 23.07.2022).
13. Watanabe T. Christians Split over Conflict in the Mideast // Los Angeles Times,
May 5, 2002.
14. U.S. Presidential Elections: Jewish Voting Record (1916 - Present). Jewish Vir-
tual Library. Available at: https://www.jewishvirtuallibrary.org/jewish-voting-
record-in-u-s-presidential-elections (accessed: 23.07.2022).
15. Telhami S. As Israel increasingly relies on US evangelicals for support, young-
er ones are walking away: What polls show. 26.05.2021 // Brookings. Available at:
https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2021/05/26/as-israel-
increasingly-relies-on-us-evangelicals-for-support-younger-ones-are-walking-away-
what-polls-show/ (accessed: 23.07.2022)
16. Letter to President Bush from Evangelical Leaders // The New York Times. July
29, 2007.
17. Drezner D. How did Evangelicals Get to Own Religion in America // Foreign
Policy. May 12, 2005. Available at: https://foreignpolicy.com/2005/05/12/HOW-
DID-EVANGELICALS-GET-TO-OWN-RELIGION-IN-AMERICA/
(accessed:
23.07.2022).
50
Карасова Т..А., Хлебникова Л.Р., Штереншис М. Отношение американских евреев и христианских сионистов…
Karasova, T.A., Khlebnikova, L.R., Shterenshis, M. The Attitudes of American Jews and Christian Zionists…
18. Schwadel P., Smith G. Evangelical approval of Trump remains high, but other
religious groups are less supportive.
15.03.2019
// Brookings. Available at:
https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/03/18/evangelical-approval-of-
trump-remains-high-but-other-religious-groups-are-less-supportive/
(accessed:
23.07.2022).
19. Haag M. Robert Jeffress, Pastor Who Said Jews Are Going to Hell, Led Prayer
at Jerusalem Embassy
// The New York Times. May
14,
2018. Available at:
https://www.nytimes.com/2018/05/14/world/middleeast/robert-jeffress-embassy-
jerusalem-us.html (accessed: 23.07.2022).
20. Robins W. Evangelical support for Israel is neither permanent nor inevitable.
19.07.2021 // Conversation. Available at: https://theconversation.com/evangelical-
support-for-israel-is-neither-permanent-nor-inevitable-164209 (accessed: 23.07.2022).
21. Stoil R. Netanyahu: Evangelical Christians are Israel’s best friends // The Times
of Israel. 18 July 2017. Available at: https://www.timesofisrael.com/netanyahu-
evangelical-christians-are-israels-best-friends/ (accessed: 23.07.2022).
22. Magid J. Dermer suggests Israel should prioritize support of evangelicals over
US Jews
// The Times of Israel.
10
May
2021.
Available at:
https://www.timesofisrael.com/dermer-suggests-israel-should-prioritize-support-of-
evangelicals-over-us-jews/ (accessed: 23.07.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гарбузов В.Н. Американский консервативные волны // США ( Канада:
экономика, политика, культура. 2016. № 5. С. 3-17.
Карасова Т.А. «Сделка века» Д. Трампа. Приведёт ли новый план США к
урегулированию палестино-израильского конфликта // Свободная мысль. 2020.
№ 4. С. 63-74.
Сидорова Е.А. Особенности еврейской диаспоры в США // Мировая
экономика и международные отношения. 2012. № 10. С. 69-78. DOI:
https://doi.org/10.20542/0131-2227-2012-10-69-78
REFERENCES
Beinart P. The Crisis of Zionism. London: Picador, 2013.
Carenen C. The Fervent Embrace. Liberal Protestants, Evangelicals, and Israel.
New York: New York University Press, 2012.
Dashefsky A., Sheskin I.M. (eds) American Jewish Year Book 2021. The Annual
Record of the North American Jewish Communities since 1899. Berlin: Springer, 2022.
Garbuzov V.N. American Conservative Waves // USA Canada: Economics,
Politics, Culture. 2016. No.5. P. 3-17.
Goldman Sh. Zeal for Zion: Christians, Jews, and the Idea of the Promised Land.
Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2009.
Karasova T. D. Trump’s “Deal of the Century”. WIll the New American Plan Lead
to the Settlement of the Palestinian-Israeli Conflict // Free Thought. №10. P. 63-74.
McDermott G. The New Christian Zionism: Fresh Perspectives on Israel and the
51
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 12: 38-52
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Land. InterVarsity Press, 2016.
Neil R. The Relationship Between American Evangelical Christians and the State
of Israel / Future / Israel and the United States. Six Decades of US-Israeli Relations
(ed) Freedman R.O. New York: Routledge, 2012.
Reinhars J., Shapira A. (eds) Essential Papers on Zionism. New York: New York
University Press, 1995. P. 308- 309.
Sidorova E. Features of Jewish Diaspora in the USA. World Economy and Interna-
tional Relations, 2012, No 10, pp. 69-78. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2012-10-
69-78.
Spector S. Evangelicals and Israel: the Story of American Christian Zionism. New
York: Oxford University Press, 2008.
Thomas J. Elpis Israel. An Exposition of the Kingdom of God. 9th edition.
Birmingham: C.C. Walker, 1910.
Waxman D. Trouble in the Tribe. The American Jewish Conflict over Israel.
Princeton: Princeton University Press, 2016.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
КАРАСОВА Татьяна Анисимовна,
Tatyana A. KARASOVA, Candidate of
кандидат исторических наук, ведущий
Sciences (History), Leading Researcher,
научный сотрудник Отдела изучения
Department of Israel Studies, Institute of
Израиля и еврейских общин Институ-
Oriental Studies, Russian Academy of
та востоковедения РАН.
Sciences.
Российская Федерация, 107031, Москва,
12, Rozdestvenka, Moscow107031, Russia
ул. Рождественка 12.
ХЛЕБНИКОВА Луиза Романовна,
Luiza R. KHLEBNIKOVA - Candidate
кандидат исторических наук, доцент
of Sciences (History), Associate Professor,
кафедры иудаики Института стран
Department for Jewish Studies, Institute
Азии и Африки МГУ имени М.В. Ло-
of Asian and African Studies, Lomonosov
моносова.
Moscow State University.
Российская Федерация, 125009, Москва,
11, Mokhovaya street, Moscow 125009.
ул. Моховая д. 11, стр. 1.
Russia.
Штереншис Михаил - д.и.н., руково-
Michael Shterenshis, PhD, Head of the
дитель отдела научных исследований,
Science Research Department, Alexander
Средняя школа им. Александра Масса,
Muss High School in Israel (AMHSI)
аффилированная с Американским ин-
affiliated with the American Institute of
ститутом израильского образования.
Israel Education (AMIIE).
Израиль, Ход ха-Шарон, ул. Алият Ха-
Hod HaSharon, Israel.
ноар, 1
Статья поступила в редакцию / Received 10.08.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 25.08.2022.
Принята к публикации / Accepted 27.08.2022.
52