Силаков Н.Ю. Частные фонды во внешней политике США
Silakov, N.Yu. Private Foundations in U.S. Foreign Policy
УДК: 327.83
JEL: F50
DOI: 10.31857/S2686673022120045
EDN: GYEDCO
Частные фонды во внешней политике США
Н.Ю. Силаков
Институт мировой экономики и международных отношений
имени Е.М. Примакова Российской академии наук
Российская Федерация, Москва, Профсоюзная ул., 23.
РИНЦ ID: 1114299
ORCID: 0000-0003-3491-2166
e-mail: nikitasilakov90@yandex.ru
Резюме: Крупные частные фонды возникли в Соединённых Штатах в начале XX века
как автономные структуры для увеличения влияния и достижения коммерческих и обще-
ственно-политических целей деловой элиты и её участия в формировании повестки внут-
ренней и внешней политики. В статье рассматривается процесс вовлечения фондов в фор-
мулирование и продвижение национальных интересов США и решение задач американ-
ской внешней политики. Анализируются изменения в подходах правительства к их вклю-
чению в деятельность за рубежом, принципах координации и контроля за их работой в за-
висимости от ситуации на мировой арене и появления новых вызовов и угроз.
Ключевые слова: внешняя политика США, частные фонды, гражданское общество,
неправительственные организации, помощь развитию
Для цитирования: Силаков Н.Ю. Частные фонды во внешней политике США. США
& Канада: экономика, политика, культура.
2022;
52(12):
53-68. DOI:
10.31857/S2686673022120045
EDN: GYEDCO
Private Foundations in U.S. Foreign Policy
Nikita Yu. Silakov
Primakov Institute of World Economy and International Relations,
Russian Academy of Sciences.
23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russian Federation
РИНЦ ID: 1114299
ORCID: 0000-0003-3491-2166
e-mail: nikitasilakov90@yandex.ru
Abstract: Major private foundations have emerged in the United States at the beginning of
the XXth century as independent institutions aimed at increasing the influence and achieving
the commercial and socio-political goals of the business elite and its involvement in shaping
the agenda of domestic and foreign policy. The article examines the process of foundations’
inclusion in the formulation and promotion of the US national interests and the completion of
the US foreign policy tasks. The changes in the government’s approaches to their involvement
in activities abroad, the principles of coordination and control over their work depending on the
international situation and the emerging challenges and threats are analyzed.
The author offers a periodization of the private foundations development in the United
States as participants of international activities in relation to the dynamics of American foreign
53
РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 12: 53-68
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
policy - from their first international programs in 1910s and the first attempts to involve the
private foundations in achieving state goals abroad to a full compliance with the foreign policy
tasks at the present stage. Being outside the US official mechanism, private foundations are
considered as important tools for promoting American influence in the world through humani-
tarian assistance and establishing pressure and interest groups in countries abroad.
Keywords: US foreign policy, private foundations, civil society, non-governmental organi-
zations, development assistance
For citation: Silakov N. Yu. Private Foundations in U.S. Foreign Policy. USA & Canada:
Economics, Politics, Culture. 2022; 52(12):53-68.
DOI: 10.31857/S2686673022120045
EDN: GYEDCO
ВВЕДЕНИЕ
В англосаксонской и в особенности в американской политической традиции
принято активное вовлечение структур гражданского общества, отражающих по-
зиции различных групп интересов, в формирование и реализацию государствен-
ной политики, в том числе выработку позиции по ключевым вопросам междуна-
родной повестки. Развитие средств коммуникации и углубление норм граждан-
ского участия выступают определяющими факторами включения общественных
структур в механизмы принятия решений в США как на уровне штатов, так и фе-
деральном уровне. Процесс повышения роли гражданского общества и его
трансформации в объект приложений усилий со стороны крупнейших акторов
мировой системы наблюдался на всём протяжении XX - начала XXI века.
На этом направлении большое значение для внешней политики США имеют
частные фонды, осуществляющие финансовую, методическую и информационную
поддержку структур гражданского общества за рубежом. Формально независимые
организации посредством реализации собственных программ, выделения грантов
НПО и оказания гуманитарной помощи иностранным государствам осуществляют
вклад в продвижение национальных интересов и обеспечение положительного вос-
приятия Соединённых Штатов через развитие гражданских институтов и влияние
на формирование системы ценностей и приоритетов развития общества.
В современной научной литературе пока не сформирована периодизация
развития такого рода структур и их вовлечения во внешнюю политику США.
Цель данной статьи - обозначить подходы к её формированию и выделить ос-
новные этапы трансформации деятельности американских фондов во взаимо-
связи с динамикой внешней политики США.
ПЕРВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ ЧАСТНЫХ ФОНДОВ
(1910-е - середина 1930-х годов)
Система вовлечения, координации и контроля за деятельностью частных
фондов как участников процессов формирования внешнеполитической повестки
54
Силаков Н.Ю. Частные фонды во внешней политике США
Silakov, N.Yu. Private Foundations in U.S. Foreign Policy
и её реализации в США начала складываться в первой половине XX века. Появле-
ние в 1910-х годах в Соединённых Штатах первых крупных частных благотвори-
тельных структур явилось результатом поиска новыми миллионерами, сделав-
шими состояния в прогрессистскую эру и в годы Первой мировой войны, способа
использовать свои капиталы для политического влияния, в том числе для оказа-
ния прямого и косвенного воздействия на формирование ориентиров внешней
политики. Кроме того, создание фондов с общественными, благотворительными
и гуманитарными целями способствовало уклонению от уплаты налогов, повы-
шению собственной репутации и расширению влияния за пределами страны.
Международные программы филантропических структур, возникшие автономно
как инструменты экономической экспансии, постепенно стали неотъемлемой ча-
стью продвижения национальных интересов США за рубежом.
Создание в 1910-х годах фондов Рокфеллера и Карнеги вызвало серьёзные
опасения в американских правящих кругах, обеспокоенных их потенциальным
влиянием на государственные структуры и граждан. В 1913-1916 гг. Комиссией
по трудовым отношениям Сената США (United States Commission on Industrial Rela-
tions) было проведено расследование их деятельности, а со стороны админи-
страции президента У. Тафта даже предпринимались попытки помешать созда-
нию Фонда Рокфеллера [1].
Однако уже после Первой мировой войны позиция властей смягчилась, бла-
годаря гуманитарным программам данных структур в послевоенной Европе,
которые органично вписались в концепцию культурной и идеологической экс-
пансии президента В. Вильсона. В частности, Фондом Рокфеллера при содей-
ствии американского правительства было передано более 22 млн долл. на оказа-
ние помощи пострадавшим странам [2], а Фонд Карнеги выделил средства на
создание публичных библиотек в Бельгии, Сербии и Франции [S.M. Stauffer,
2021: 221].
Таким образом были предприняты первые попытки интеграции зарубежных
программ частных фондов во внешнеполитический механизм США, что стало
своего рода легитимизацией их деятельности за границей и основой для более
глубокого включения в международные процессы. Параллельно развивались
благотворительные направления работы в Европе и Латинской Америке, пока
ещё не согласованные с американским правительством и ориентированные на
расширение рынков сбыта. В основном программы были направлены на разви-
тие системы образования и науки, а также на организацию культурных обменов
и социальной поддержки населения.
Параллельно в США предпринимались попытки создания контролируемых
частных структур для работы с гражданским обществом за рубежом. В 1919 г.
была учреждена первая формально неправительственная организация Амери-
канская администрация помощи - АРА (American Relief Administration, ARA), ру-
55
РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 12: 53-68
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ководителем которой стал будущий президент Г. Гувер. Структура была при-
звана обеспечивать гуманитарную помощь населению пострадавших государств
в Европе. На деле же американское правительство рассчитывало использовать
организацию для закрепления своих позиций в экономике стран Восточной и
Южной Европы и создания в местных элитах прослойки, ориентированной на
США. Неоднозначность работы АРА ярко проявилась в 1920-х годах в Советской
России, где организация занималась содействием в ликвидации последствий го-
лода в Поволжье и была уличена в антисоветской деятельности [В.О. Печатнов,
А.С. Маныкин, 2012: 176].
В период президентства К. Кулиджа и Г. Гувера произошло углубление вза-
имодействия с частными филантропическими фондами, выступавшими в каче-
стве консультантов и операторов американских программ по работе с граждан-
ским обществом за рубежом. Также отмечалась их активная деятельность по мо-
билизации активных групп учёных, политиков, журналистов, промышленников
и лидеров студенческих общин в продвижении в правящих кругах концепции
американского глобализма и важности расширения политического, экономиче-
ского, идеологического и культурного влияния США в мире в противовес тра-
диционным в то время изоляционистским тенденциям. Укрепление глобалист-
ского подхода и роли в этих процессах благотворительных фондов представля-
лось возможностью объединить цели внешней политики страны и коммерче-
ские интересы частных кругов.
Практическая независимость и отсутствие контроля за работой частных
фондов за рубежом, а также их активная позиция по включению во внешнепо-
литическую деятельность страны, обусловленная заинтересованностью в рас-
ширении рынков сбыта, наблюдались до середины 1930-х годов, когда в Латин-
ской Америке активизировалась нацистская пропаганда.
СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ КООРДИНАЦИИ
(середина 1930-х годов - 1945 г.)
Нарастание в жизненно важном для США регионе нацистской пропаганды,
направленной на «ослабление американских культурных отношений с латино-
американскими странами и дискредитацию побуждений и целей Соединённых
Штатов» [3], вынудило администрацию президента Ф. Рузвельта пересмотреть
прежний отстранённый подход к международной деятельности филантропиче-
ских фондов, фактически самостоятельно работающих в странах Латинской
Америки, и обязать их согласовывать свои программы с целями внешней поли-
тики [А.И. Кубышкин, Н.А. Цветкова, 2013: 89].
С конца 1930-х годов начала формироваться соответствующая государствен-
ная система. В частности, в 1938 г. в Государственном департаменте США был
56
Силаков Н.Ю. Частные фонды во внешней политике США
Silakov, N.Yu. Private Foundations in U.S. Foreign Policy
создан Отдел по связям в области культуры для налаживания взаимодействия с
гражданским обществом и улучшения образа Соединённых Штатах в странах
Латинской Америки. Географический охват структуры вскоре был расширен и
на другие регионы, а в её функционал, помимо распределения грантов для ино-
странных студентов и профессоров на прохождение стажировок в американских
вузах, было добавлено «содействие установлению тесных связей между частны-
ми организациями и зарубежными правительствами, вовлечёнными в культур-
ные и просветительские проекты» [4]. Таким образом, была создана структура
для координации программ в области образования и культуры, в том числе кон-
троля за участием в них частных фондов.
Из числа руководителей ключевых ведомств США был сформирован Межде-
партаментский комитет по научному и культурному сотрудничеству, ответствен-
ный за разработку программ по оказанию технической помощи латиноамерикан-
ских странам и привлечению частных фондов к их финансированию. Всего в
рамках структуры было разработано 85 проектов (развитие сельского хозяйства,
проведение переписи населения, геодезические исследования и т.д.), многие из
которых легли в основу современных американских программ помощи развитию.
Сложившаяся при Ф. Рузвельте система координации работы благотвори-
тельных структур за рубежом стала первой попыткой выстраивания механизма
их вовлечения в сопровождение внешней политики США. Поддержка государ-
ством их деятельности в предвоенные годы в Латинской Америке и Европе
(в первую очередь, в сфере здравоохранения и образования) обеспечила благо-
приятное общественное мнение об их целях и задачах на международной арене
и сформировала устойчивые связи правительственных и частных структур.
В 1936 г. был создан Фонд Форда, вставший, благодаря объёмам средств и
связям в правящих кругах, в один ряд с фондами Рокфеллера и Карнеги. Эта
триада была названа британским историком И. Пармаром «большой тройкой
фондов» за своё влияние на общественно-политическое развитие США и фор-
мирование внешней политики страны. Совместная работа данных структур бы-
ла направлена на продвижение концепции американского глобализма (в том
числе через финансирование близких к правительству экспертных структур) и
необходимости вступления Соединённых Штатов во Вторую мировую войну
[I. Parmar, 2015a: 28], представлявшегося возможностью для расширения сферы
своего влияния в Европе.
Ход и итоги войны изменили условия деятельности американских фондов за
рубежом - теперь они могли не только решать гуманитарные задачи, но и вести
идеологическую работу с иностранным населением и элитами - в Европе и
Азии. Новые условия определили необходимость более активного вовлечения
частных фондов во внешнюю политику в качестве инструмента воздействия на
гражданское общество других стран.
57
РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 12: 53-68
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
(1945-1989 гг.)
В основе внешней политики США в невоенной сфере в послевоенный пери-
од было стремление выстраивать активную работу с потенциальными против-
никами на мировой арене, действуя на упреждение через обеспечение лояльно-
сти населения за рубежом.
В 1949 г. одним из приоритетов политики президента Г. Трумэна на дан-
ном направлении стало оказание помощи развитию зарубежных стран, вы-
ступившее одновременно и «средством внешнеэкономической экспансии, и
важным внешнеполитическим рычагом» [И.Л. Шейдина, 1984: 145], объеди-
няющим интересы государства и частных кругов. Помимо этого, на фоне
нараставшего противостояния с СССР за освободившиеся от колониальной
зависимости государства помощь развитию выступала инструментом для
борьбы с бедностью, которая считалась «питательной средой для распро-
странения леворадикальных и коммунистических идей» [В.О. Печатнов, А.С.
Маныкин, 2012: 330].
Частные фонды стали одними из проводников программ содействия, ответ-
ственными за их идеологическое сопровождение, наполнение и привлечение
дополнительного финансирования. Участие в этих процессах организаций вне
государственной бюджетной системы и бюрократического механизма согласо-
ваний обеспечивало гибкость и оперативность оказания помощи, что давало
США средство стратегического воздействия через манипулирование финансо-
выми потоками и гуманитарными поставками в политических целях, «откро-
венно покупая выгодное для США поведение» [И.Л. Шейдина, 1984: 157]. К тому
же это позволяло финансировать программы, «слишком экспериментальные
или политически сомнительные, чтобы их могло взять на себя правительство»
[5], но необходимые для расширения сферы американского влияния. Частные
фонды были активно вовлечены в реализацию государственных проектов в не-
дружественных странах. В частности, через негосударственные структуры была
организована работа с оппозицией и диссидентами, а также с молодёжью евро-
пейских стран, потенциально находившейся в сфере влияния коммунистиче-
ской идеологии.
При президенте Дж. Кеннеди произошло дальнейшее углубление тенден-
ций глобализма, одним из проявлений которого стала разработка доктрины
«новых рубежей» с упором на невоенные факторы силы. По оценке
С. Хантингтона, экспансия США в этот период «характеризовалась не приобре-
тением новых территорий, а проникновением в них <…> различных организа-
ций, правительственных и неправительственных, которые пытались достичь
важных для них целей на территории других обществ» [S. Huntington, 1973: 344].
58
Силаков Н.Ю. Частные фонды во внешней политике США
Silakov, N.Yu. Private Foundations in U.S. Foreign Policy
В этом отношении значительный акцент был сделан на продвижении американ-
ской «мягкой силы» через деятельность частных фондов в развивающихся стра-
нах, ставших основной целью политики в данной сфере. По результатам реви-
зии механизма оказания помощи развитию был принят закон «Об иностранной
помощи» [6], которым было учреждено Агентство США по международному
развитию (АМР США - United States Agency for International Development, USAID)
для реализации и координации невоенных программ помощи и подчёркнута
важность вовлечения частных фондов в государственную политику содействия
за рубежом.
Повышение роли данных структур было связано с растущим влиянием
гражданского общества на внутренние процессы в странах. Как было отмечено
в 1964 г. в докладе Комитета Палаты представителей США по иностранным
делам (United States House Committee on Foreign Affairs), «некоторые внешнеполи-
тические цели могут быть достигнуты скорее, если иметь дело с народами за-
рубежных стран, нежели с их правительствами» [И.Л. Шейдина, 1984: 236].
Гибкость и автономность частных фондов позволяла выстраивать неформаль-
ные связи и оказывать прямую помощь гражданскому обществу за рубежом с
тем, чтобы «подтолкнуть их к определенному образу действий» [И.Л. Шейди-
на, 1984: 236].
Параллельно по линии негосударственных структур наращивалась техниче-
ская помощь США развивающимся странам (содействие в осуществлении соци-
ально-политических, экономических и культурных реформ), в которой частные
фонды выступали операторами и экспертными координаторами, ответствен-
ными за подготовку материалов и специалистов, и направление их в зарубеж-
ные государства.
Из-за неудовлетворительных результатов оказания помощи развитию при
президентах Дж. Форде и Дж. Картере произошла её переориентация на удо-
влетворение базовых потребностей населения развивающихся стран (продо-
вольствие, жильё, медицинская помощь, образование), что позволяло оказы-
вать большее влияние на восприятие Соединённых Штатов в государствах
«третьего мира». Данное направление работы с гражданским обществом за ру-
бежом было дополнено социально-гуманитарными программами частных
фондов.
При Дж. Картере и Р. Рейгане также существенно активизировалась тема-
тика защиты прав человека в отношении оппонентов США на международ-
ной арене. Декларируемое стремление к приоритету политических свобод
над социальными и экономическими правами человека легло в основу кон-
цепции продвижения демократии и служило «идеологическим обоснованием
демонтажа коммунистических режимов» [R.E. Pee, 1986: 186]. В этих целях
был создан подконтрольный, но формально неправительственный Нацио-
59
РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 12: 53-68
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
нальный фонд в поддержку демократии (НФД) с финансированием из госу-
дарственного бюджета на развитие либеральных институтов в странах соци-
алистического блока.
Помимо этого, в 1980-х годах усилился акцент на информационное направ-
ление работы с гражданским обществом за рубежом. В 1983 г. была принята
«Программа демократии и публичной дипломатии», предполагающая активи-
зацию деятельности в информационно-пропагандистской и культурно-
образовательной сферах. В этом отношении фонды взяли на себя работу по фи-
нансированию создания и работы за рубежом средств массовой информации
(газет, журналов, радиостанций), поддержки книгоиздания и профессиональ-
ных стажировок.
На протяжении периода холодной войны роль и функционал частных
фондов в продвижении национальных интересов США за рубежом суще-
ственно возрастали. Их вовлечение во внешнюю политику для воздействия на
население зарубежных стран и оказания социально-гуманитарного содействия
давало государственной системе необходимую гибкость в работе с граждан-
ским обществом. Таким образом, негосударственные структуры выступали не
только в качестве инструментов идеологического противостояния, но и меха-
низма гуманитарного и экспертно-политического диалога в отношениях с со-
юзниками и оппонентами (в первую очередь, СССР и Китаем) на мировой
арене.
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ В ОДНОПОЛЯРНОМ МИРЕ
(1990-2001 гг.)
Окончание идеологического противостояния с Советским Союзом потре-
бовало поиска нового обоснования работы с гражданским обществом за рубе-
жом и роли частных фондов во внешней политике США. При президенте
Дж. Буше-старшем отмечалось сокращение расходов на данном направлении,
в том числе обоснованное сворачиванием программ идеологического воздей-
ствия.
Однако ещё в первой половине 1990-х годов произошла переориентация
подходов, устранение идеологического оппонента создало благоприятные
условия для распространения демократических ценностей в однополярном
мире. В качестве основы внешнеполитической доктрины президента
У. Клинтона была сформулирована стратегия
«расширения демократии»,
важным элементом которой стало увеличение количества программ развития
демократических институтов в зарубежных странах и их финансового обеспе-
чения.
60
Силаков Н.Ю. Частные фонды во внешней политике США
Silakov, N.Yu. Private Foundations in U.S. Foreign Policy
Одними из ключевых операторов работы на данном направлении стали
американские частные фонды, интегрировавшие в свою деятельность проекты
по сопровождению выборов, содействию реформам, поддержке независимых
СМИ и развитию структур гражданского общества более чем в 100 странах,
включая государства - бывшие республики СССР. Так была сформулирована
задача по «оправданию американской гегемонии под видом помощи другим
странам в достижении демократии» [I. Parmar, 2015b: 690], в решение которой
были вовлечены частные структуры.
Подписание в 1992 г. закона «О поддержке свободы» (Freedom Support Act of
1992), в рамках которого проходило основное финансирование программ в
странах бывшего социалистического блока, в том числе по развитию системы
институтов гражданского общества, общественных организаций и партий, а
также созданию новой электоральной системы, закрепило механизм интеграции
частных фондов и их партнёрских неправительственных организаций в про-
движение демократических ценностей за рубежом. Произошла переориентация
финансирования на проекты содействия политическим процессам и реформам,
а также воздействия на молодое поколение, ставшее одним из основных объек-
тов работы с зарубежной аудиторией.
Важное место на данном направлении заняли фонды «Открытое общество»
Дж. Сороса, нацеленные на работу, в первую очередь, в странах Восточной Ев-
ропы и постсоветского пространства. Особенностью их деятельности стало
внедрение в целевые страны через открытие представительств, трудоустройство
местных сотрудников и работу с гражданским обществом на местах. С середины
1990-х годов структуры Дж. Сороса активно привлекались правительством США
к реализации программ взаимодействия с населением и государственными
структурами зарубежных стран.
Объём государственных средств на деятельность по оказанию помощи раз-
витию и работе с гражданским обществом через частные фонды на протяжении
1990-х годов сокращался (более чем на 10%), что сделало США крупнейшей
промышленно развитой страной с наименьшей долей бюджета, направленной
на оказание иностранной помощи. В то же время размеры частного финансиро-
вания международных программ стремительно росли, через неправительствен-
ные структуры проходили значительные средства самих фондов и корпоратив-
ных спонсоров, что было обусловлено и стремлением продвигать коммерческие
интересы. Образовавшийся на пространстве бывшего социалистического блока
вакуум политического, экономического, культурного и гуманитарного воздей-
ствия третьих стран позволил США взять на себя финансовое и идеологическое
обеспечение и развитие гражданского общества в соответствии с собственными
интересами.
61
РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 12: 53-68
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И УСИЛЕНИЕ
КООРДИНАЦИИ (2002-2022 гг.)
Одним из последствий террористических атак 11 сентября 2001 г. явилось
осознание американским правительством падения имиджа страны за рубежом, в
том числе из-за снижения интенсивности взаимодействия с гражданским обще-
ством в 1990-е годы. Это обусловило не только необходимость стремительного
повышения активности работы, но и усиления контроля и координации между-
народной деятельности частных фондов.
Увеличение объёмов помощи зарубежным странам и намерение добиваться
от частных структур поддержки усилий правительства и использования грантов
для проектов развития были обозначены одним из приоритетов в Стратегии
национальной безопасности США 2002 г. [7: 22]. Ориентация на официальный
курс внешней политики международных программ частных фондов стала од-
ной из основных задач преобразования системы.
В 2002-2004 гг. в Соединённых Штатах был серьёзно ужесточён регулиру-
ющий режим в отношении выделения грантов частными фондами, которые
обязали отчитываться о расходах за рубежом [G.W. Jenkins, 2007: 802]. Помимо
этого, был введён строгий контроль за предоставлением услуг за границей
[A.C. Petersen, G.D. McClure, 2011: 96-98] для борьбы с финансированием тер-
роризма, сделавшей частные фонды «в лучшем случае, сопутствующим ущер-
бом, а в худшем - мишенями в правительственной кампании» [G.W. Jenkins,
2007: 844] по противодействию оказанию помощи террористическим группи-
ровкам.
В одном из своих выступлений в 2003 г. администратор АМР США Э. Нациос
призвал частные структуры лучше продвигать связи с правительством США, так
как за большей частью финансирования их работы стоит именно государство
[8]. Вскоре после этого в Интернете была запущена база данных NGOWatch.org с
детальной информацией о частных структурах, осуществляющих международ-
ную деятельность, что было расценено как инструмент давления на благотвори-
тельные организации.
В 2004 г. в США был принят закон о реформировании разведки и предот-
вращении терроризма, одной из задач которого была идентификация аме-
риканской помощи развитию в качестве содействия,
«предоставленного
народом Соединённых Штатов» [9], и ориентация частных фондов на осу-
ществление своих международных программ через Агентство по междуна-
родному развитию. Спустя год в структуре Государственного департамента
было создано Управление по связям с частным сектором, ответственное за
координацию взаимодействия с негосударственными фондами и осуществ-
62
Силаков Н.Ю. Частные фонды во внешней политике США
Silakov, N.Yu. Private Foundations in U.S. Foreign Policy
ление контроля за их работой для продвижения целей внешней политики
Соединённых Штатов.
По оценке экспертов организации Центр фондов (Foundation Center) в 2008-
2009 гг. общие объёмы затрат американских частных фондов сократились на
8% (даже с учётом расходов Фонда Гейтсов, являющегося крупнейшим жертво-
вателем и увеличившего в указанный период свой бюджет на международные
программы), в том числе в сфере реализации проектов за рубежом (почти 2/3
финансирования на цели развития стали распределяться среди контрагентов в
США) [10]. Помимо мирового финансового кризиса и сокращения состояния
крупных доноров, причиной снижения иностранной активности также было
обозначено ужесточение государственного контроля, заставлявшее частные
структуры действовать через посредников [A.C. Petersen, G.D. McClure, 2011:
96-98].
Одной из основ внешней политики президента Б. Обамы стало выстраива-
ние международного сотрудничества в решении глобальных проблем, воспри-
нимавшееся как способ расширения «мягкого» влияния на мировой арене. В ка-
честве важной составной части такого подхода в Стратегии национальной без-
опасности 2010 г. было зафиксировано стремление к углублению взаимодей-
ствия с гражданским обществом через негосударственные структуры. Замести-
тель госсекретаря по публичной дипломатии Дж. Макхейл отметила возмож-
ность мягкого изменения политического строя авторитарных режимов через
развитие демократических институтов [А.И. Кубышкин, Н.А. Цветкова, 2013:
228] по линии частных фондов, имеющих возможность гибкого воздействия на
общественные структуры за рубежом.
В Стратегии национальной безопасности США 2015 г. данное направле-
ние работы было расширено, в документе обозначено стремление оказывать
прямую поддержку структурам гражданского общества и противодейство-
вать нормативным ограничениям, «которые лишают группы иностранного
финансирования, от которого они зависят в своей деятельности, и которые
криминализируют группы людей, таких как ЛГБТ-сообщество, или лишают
политические оппозиционные группы свободы собираться в мирном проте-
сте» [11: 22]. Для их финансового и методического обеспечения также при-
влекались частные фонды и их партнёрские неправительственные организа-
ции за рубежом.
Президентом Д. Трампом предпринимались попытки сокращения объёмов и
числа получателей внешней помощи, что позволило бы сконцентрировать вни-
мание и ресурсы на внутренних проблемах. Такой подход встречал активное
противодействие, в том числе в Конгрессе США, ежегодно принимавшем реше-
ния о сохранении данного направления работы. Активность и степень участия
частных фондов в продвижении американских национальных интересов за ру-
63
РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 12: 53-68
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
бежом оставались на прежнем уровне, а помощь развитию продолжала являться
«разменной монетой», использовавшейся в зависимости от позиции США по
отношению к стране-получателю.
При Дж. Байдене происходит возврат к привычному курсу практически лю-
бой администрации в Вашингтоне на использование финансовых потоков зару-
бежной помощи для продвижения национальных интересов и активное вовле-
чение американских фондов в управление и доставку содействия. Доля государ-
ственных средств, направляемых на эти цели через частные структуры США,
составляет порядка 20%, в первую очередь, для финансирования проектов в об-
ласти здравоохранения, образования, гуманитарной и технической помощи [12].
Помимо этого, сохраняется тенденция по использованию работы фондов с
гражданским обществом и элитами зарубежных стран для решения американ-
ских внешнеполитических задач, приобретая особенную актуальность в контек-
сте наращивания противостояния с Россией и Китаем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Американские частные фонды, создававшиеся как самостоятельные струк-
туры для продвижения корпоративных интересов внутри и за пределами
США и увеличения влияния предпринимательских кругов на формирование
политического курса, на протяжении XX века были постепенно вовлечены в
государственную систему. Формально независимые организации, благодаря
своему автономному положению, функциональности и гибкости, стали неотъ-
емлемым инструментом продвижения национальных интересов и формиро-
вания положительного восприятия Соединённых Штатов за рубежом через
реализацию собственных программ и выделение финансирования иностран-
ным контрагентам в общественно-политической и социально-гуманитарной
сферах. Наработанные частными фондами каналы и технологии гуманитар-
ного, общественного, информационного и политического влияния на граж-
данское общество за рубежом оказались встроенными в государственную си-
стему достижения внешнеполитических целей через выстраивание взаимодей-
ствия по линии государственных структур, координацию деятельности, за-
крепление направлений работы за ведомствами и выделение целевого бюд-
жетного финансирования.
Анализ эволюции подходов США к вовлечению частных фондов во внешнюю
политику на протяжении XX - начала XXI века демонстрирует преемственность и
направленность на их полноценное участие в продвижении национальных инте-
ресов страны без привязки к текущему политическому курсу и партийной при-
надлежности действующей администрации. Предложенная периодизация отра-
жает основные этапы формирования структуры и направлений включения него-
64
Силаков Н.Ю. Частные фонды во внешней политике США
Silakov, N.Yu. Private Foundations in U.S. Foreign Policy
сударственных участников в продвижение национальных интересов - от интегра-
ции первых филантропических программ как инструментов идеологической и
культурной экспансии до координации и контроля за их работой как неотъемле-
мого элемента усиления влияния США на мировой арене.
Примечательно, что серьёзные трансформации американских подходов к
вовлечению частных фондов во внешнюю политику происходили в период воз-
никновения новых вызовов для Соединённых Штатов: появление в Латинской
Америке и Европе нацистской пропаганды, угрожавшей интересам США, по-
требовало создания системы взаимодействия государственных и частных струк-
тур на международном направлении; нарастание противостояния с СССР в го-
ды холодной войны - полноценного включения фондов в качестве инструмента
идеологического, культурного и политического противодействия; распад Совет-
ского Союза - консолидации и контролируемой переориентации деятельности
негосударственных структур в контексте «расширения демократии» за рубежом;
террористические атаки 11 сентября 2001 г. - переформатирования системы с
усилением контроля и координации работы указанных структур как проводни-
ков американского влияния и улучшения имиджа Соединённых Штатов на ми-
ровой арене. Таким образом, сложившаяся система вовлечения частных фондов
в продвижении национальных интересов США стала важным дополнением
официальной американской внешней политики.
Преимущество американской системы вовлечения неправительственных
фондов в формирование и осуществление внешней политики в том, что, не дей-
ствуя на государственные средства и не представляя официальные власти США,
данные негосударственные структуры успешно способствовали осуществлению
национальных интересов. Они являлись важным институциональным и идейно-
политическим подспорьем государственного присутствия и влияния в различ-
ных странах и регионах мира. Кроме того, фонды формировали важную систе-
му обратной связи, позволяющую привносить во внешнеполитическую повестку
идеи и концепции, соответствующие интересам деловых кругов США, и расши-
рять возможности присутствия американского капитала на новых и формиру-
ющихся рынках посредством гуманитарного влияния.
Ещё один важный момент заключается в том, что американские фонды, дей-
ствуя в Латинской Америке, Европе, Тихоокеанской Азии, а затем и на постсо-
ветском пространстве, благодаря своей гуманитарной активности, не только
способствуют росту проамериканских настроений в обществах разных стран, но
и формируют в них устойчивые и взаимосвязанные группы интересов, ориен-
тированные на сотрудничество с США. Эти группы интересов в обществах и
элитах государств, получающих помощь фондов, затем служат опорой амери-
канского влияния. Такую практику стоит активно перенимать России не только
на государственном уровне, но и на уровне бизнеса. Гуманитарная деятельность
65
РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 12: 53-68
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
зачастую может стать даже более надёжным инструментом влияния, чем прямая
поддержка со стороны государства.
ИСТОЧНИКИ
1. Madrigal A.C. Against Big Philanthropy. The Atlantic, June 27, 2018. Available
at: https://www.theatlantic.com/technology/archive/2018/06/against-
philanthropy/563834/ (accessed 27.07.2022).
2. World War I & the Rockefeller Foundation. The Rockefeller Foundation: A Digital
History. Available at: https://rockfound.rockarch.org/world-war-i-the-rf accessed
27.07.2022).
3. Cummings M.C. Cultural Diplomacy and the United States Government: A
Survey. Americans for the Arts Publisher, June 26, 2009. Available at:
https://www.americansforthearts.org/sites/default/files/MCCpaper.pdf (accessed
26.04.2022).
4. Twenty Years of United States Programs in Cultural Relations, prepared by the
Committee on Educational Interchange Policy, January 1959. Interamerican University
of Puerto Rico. Available at:
http://dspace.cai.sg.inter.edu/xmlui/bitstream/handle/123456789/10881/B9c006d0
03.pdf?sequence=1 (accessed 04.01.2022).
5. MacFarguhar L. What Money Can Buy: Darren Walker and the Ford Founda-
tion set out to conquer inequality. The New Yorker, December 27, 2015. Available at:
https://www.newyorker.com/magazine/2016/01/04/what-money-can-buy-
profiles-larissa-macfarquhar (accessed 15.11.2021).
6. Foreign Assistance Act of 1961. Public Law 87-195, Approved September 4,
1961. United States Senate Committee on Foreign Relations. Available at:
https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/Foreign%20Assistance%20Act%20
Of%201961.pdf (accessed 30.11.2021).
7. The National Security Strategy of the United States of America, September 2002.
Historical Office, Office of the Secretary of Defense. - p.22. Available at:
https://history.defense.gov/Portals/70/Documents/nss/nss2002.pdf?ver=oyVN99a
EnrAWijAc_O5eiQ%3d%3d (accessed 15.11.2021).
8. USAID Administrator: NGOs Must Promote Ties to U.S. Government or We
Will «Find New Partners», 09.06.2003. Hunger Notes, World Hunger Education Service.
Available at: https://www.worldhunger.org/articles/03/us/natsiosinteraction.htm
(accessed 16.11.2021).
9. Intelligence Reform and Terrorism Prevention Act of 2004. Approved December
17, 2004. Public Law 108-458. U.S. Government Publishing Office. Available at:
https://www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-108publ458/html/PLAW-
108publ458.htm (accessed 15.11.2021).
66
Силаков Н.Ю. Частные фонды во внешней политике США
Silakov, N.Yu. Private Foundations in U.S. Foreign Policy
10. Lawrence S., Mukai R. International Grantmaking Update: A Snapshot of U.S.
Foundations Trends, December 2010. Foundation Center. Available at:
https://foundationcenter.org/gainknowledge/research/pdf/intl_update_2010.pdf
(accessed 02.12.2021).
11. The National Security Strategy of the United States of America, February 2015.
Historical Office, Office of the Secretary of Defense. - P.21. Available at:
https://history.defense.gov/Portals/70/Documents/nss/NSS2015.pdf?ver=TJJ2QfM
0McCqL-pNtKHtVQ%3d%3d (accessed 15.11.2021).
12. Kenny C., Morris S. Biden’s Foreign Aid Is Funding the Washington Bubble.
Foreign Policy Magazine. 06.05.2022. Available at:
https://foreignpolicy.com/2022/05/06/us-foreign-aid-biden-build-back-better-
world-development/ (accessed 28.07.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кубышкин А.И., Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США: Учебное по-
собие для вузов- М.: Аспект Пресс, 2013. - 271 с.
Печатнов В.О., Маныкин А.С. История внешней политики США. - М.: Меж-
дународные отношения, 2012. - 680 с.
Шейдина И.Л. Невоенные факторы силы во внешней политике США. - М.:
Наука, 1984. - 351 с.
REFERENCES
Huntington S. Transnational Organizations in World Politics. World Politics, Vol.
25, № 3, April 1973, pp. 333-368.
Jenkins G.W. Soft Power, Strategic Security and International Philanthropy. North
Carolina
Law Review, Vol.
85,
2007,
pp.802,
844.
Available at:
https://scholarship.law.unc.edu/nclr/vol85/iss3/3/ (accessed 15.11.2021).
Libraries, Archives, and Museums: An Introduction to Cultural Heritage Institu-
tions through the Ages / Edited by Suzanne M. Stauffer. - Lanham: Rowman & Little-
field, 2021. - 273 p.
Kubyshkin A.I., Tsvetkova N.A. Publichnaia diplomatiia SShA: Uchebnoe posobie
dlia vuzov [Public Diplomacy of the United States: textbook for high schools] (In
Russ.). - M.: Aspect Press, 2013. - 271 p.
Parmar I. Foundations of the American Century: The Ford, Carnegie, and Rocke-
feller Foundations in the Rise of American Power. - Columbia University Press, 2015a.
- 368 p.
Parmar I. The «Big 3» Foundations and American Global Power. American Journal
of Economics and Sociology, 74(4), September 2015b, pp. 676-703.
Pechatnov V.O., Manykin A.S. Istoriia vneshnei politiki SShA [History of the
US Foreign Policy] (In Russ.). - M.: International Relations, 2012. - 680 p.
67
РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 12: 53-68
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Pee R.E. Democracy Promotion, National Security And Strategy During Reagan
Administration 1981-1986. - University of Birmingham, 2013. - 230 p.
Petersen A.C., McClure G.D. Trends in Global Philanthropy Among U.S. Foun-
dations: A Brief Review of Data and Issues. The Foundation Review, №2 (4), 2011.
Available
at:
https://scholarworks.gvsu.edu/tfr/vol2/iss4/8/
(accessed
04.05.2022).
Petersen A.C., McClure G.D. Trends in Global Philanthropy Among U.S. Foun-
dations: A Brief Review of Data and Issues. The Foundation Review, №2 (4), 2011.
Available
at:
https://scholarworks.gvsu.edu/tfr/vol2/iss4/8/
(accessed
04.05.2022).
Sheydina I.L. Nevoennye faktory sily vo vneshnei politike SShA [Non-military force
factors in US foreign policy] (In Russ.). - M.: Nauka, 1984. 351 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
СИЛАКОВ Никита Юрьевич, аспи-
Nikita Yu. SILAKOV, Post-Graduate
рант Национального исследовательского
Student, Primakov Institute of World
института мировой экономики и междуна-
Economy and International Relations,
родных отношений имени Е.М. Примакова
Russian Academy of Sciences (IMEMO).
РАН (ИМЭМО)
23, Profsoyuznaya St., 117997 Mos-
Российская Федерация, Москва,
cow, Russian Federation.
117997, Профсоюзная ул., 23.
Статья поступила в редакцию / Received 1.08.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 15.08.2022.
Принята к публикации / Accepted 17.08.2022.
68