Бакшаев М.В. Соперничество сверхдержав в странах Африканского Рога и фактор еврокоммунизма…
Bakshaev, M.V. Superpowers Rivalry in the Horn of Africa and the Eurocommunism Factor, Late 1970s
УДК 327, 94, 329.15
DOI: 10.31857/S2686673022120057
EDN: GYKUGM
Соперничество сверхдержав в странах Африканского
Рога и фактор еврокоммунизма в конце 1970-х годов
М.В. Бакшаев
Вятский государственный университет
Российская Федерация, 610000 г. Киров, ул. Московская, 36.
Scopus Author ID: 57884002500
РИНЦ ID: 970892
ORCID: 0000-0001-6271-1308
e-mail: randvmax@gmail.com
Резюме. В статье рассмотрена политика США и СССР в отношении конфликтов
государств Африканского Рога во второй половине 1970-х годов (на примерах войны в
Огадене и национально-освободительного движения в Эритрее) с учётом дипломатиче-
ских мероприятий одной из ведущих сил западноевропейского сегмента международно-
го коммунистического движения (МКД) - Итальянской коммунистической партии
(ИКП). Попытки включения ИКП в процесс урегулирования локальных конфликтов в
северо-восточной части Африки в качестве самостоятельного субъекта стали новым яв-
лением для международных отношений. В статье обосновываются выводы о том, что
1) в случае Огаденской войны Итальянская коммунистическая партия не смогла одно-
значно выбрать сторону конфликта для поддержки; 2) Советский Союз счёл бесполез-
ными дипломатические мероприятия ИКП по налаживанию диалога между Эфиопией и
Сомали; 3) Госдепартамент, отслеживая активность еврокоммунистов в Сомали и Эфио-
пии, отмечал углубление противоречий в МКД по вопросам третьего мира, но не считал
действия ИКП существенным фактором международных отношений.
Ключевые слова: СССР; США; Огаденская война; еврокоммунизм
Благодарности: Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного
фонда № 22-78-10179, https://rscf.ru/project/22-78-10179
Для цитирования: Бакшаев М.В. Соперничество сверхдержав в странах Африкан-
ского Рога и фактор еврокоммунизма в конце 1970-х годов. США & Канада: экономика,
политика, культура. 2022; 52(12): 69-85. DOI: 10.31857/S2686673022120057
EDN: GYKUGM
Superpowers Rivalry in the Horn of Africa and the
Eurocommunism Factor, Late 1970s
Maxim V. Bakshaev
Vyatka State University.
36 Moskovskaya St., Kirov, Russian Federation
Scopus Author ID: 57884002500
РИНЦ ID: 970892
ORCID: 0000-0001-6271-1308
e-mail: randvmax@gmail.com
Abstract. This article focuses U.S. and Soviet policy toward the conflicts in the Horn of
Africa in the second half of the 1970s (using the examples of the Somali-Ethiopian conflict and
69
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ / HISTORY
2022; 12: 69-85
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
the national liberation movement in Eritrea), taking into account the activities of the Italian
Communist Party (Italian: Partito Comunista Italiano, PCI), a leading force in the Western Eu-
ropean segment of the international communist movement (ICM). Attempts to include the PCI
in the process of settling local conflicts in the northeastern part of Africa as an independent
entity have become a new phenomenon in international relations. This article concludes that 1)
in the case of the Ogaden War, the Italian Communist Party could not choose one side to sup-
port; 2) the Soviet Union considered the PCI's diplomatic efforts to establish a dialogue be-
tween Ethiopia and Somalia futile; 3) The State Department, monitoring Eurocommunist's ac-
tivity in Somalia and Ethiopia, noted the deepening controversy in the international communist
movement over Third World issues, but did not consider the actions of the PCI a significant
factor in international relations.
Keywords: USSR; USA; Ogaden War; Eurocommunism
Acknowledgements: The study was supported by a grant from the Russian Science Foun-
dation No 22-78-10179. https://rscf.ru/en/project/22-78-10179/
For citation: Bakshaev M.V. Superpowers Rivalry in the Horn of Africa and the Euro-
communism Factor, Late 1970s. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2022; 52(12):
69-85. DOI: 10.31857/S2686673022120057
EDN: GYKUGM
ВВЕДЕНИЕ
Столкновения противоположных военно-политических группировок в стра-
нах третьего мира в годы холодной войны постоянно становились объектом
внимания со стороны Москвы и Вашингтона и приводили к прямому или опо-
средованному участию сверхдержав в конфликтах, которые нередко интерна-
ционализировались.
Как ведущая сила международного коммунистического движения (МКД)
Советский Союз вырабатывал собственную линию поведения в третьем мире и
продвигал её среди компартий. Но к 1970-м годам это движение не являлось мо-
нолитным. В результате конфликта с СССР Китай перестал быть привязанным к
его структуре ещё с начала 1960-х годов, вследствие чего активизировался про-
цесс нормализации китайско-американских отношений [Юнгблюд В.Т., Воробь-
ева Т.А. 2019a. 3: 65]. В Западной Европе среди крупнейших компартий возникло
течение еврокоммунизма, основные участники которого - итальянская компар-
тия (ИКП), французская компартия (ФКП) и Коммунистическая партия Испа-
нии (КПИ), отдавая предпочтение мирным парламентским методам прихода к
власти в своих странах, выступали с критикой советской модели «реального со-
циализма» из-за нарушений прав человека, призывали к ликвидации блоков
НАТО и Организации Варшавского договора, а также стремились к многопо-
лярному миру, в котором страны третьего мира стали бы полноправными
участниками международного сообщества наряду с единой Европой, США,
СССР и Китаем. Еврокоммунисты ставили под сомнение роль СССР как флаг-
мана социализма не только в развитых, но и в развивающихся странах. В этой
70
Бакшаев М.В. Соперничество сверхдержав в странах Африканского Рога и фактор еврокоммунизма…
Bakshaev, M.V. Superpowers Rivalry in the Horn of Africa and the Eurocommunism Factor, Late 1970s
связи возникает вопрос: как США оценивали сложившееся положение дел и со-
относили его с собственными тактическими и стратегическими соображениями?
В Вашингтоне внимательно следили за происходящим в МКД и за активно-
стью Москвы в третьем мире. Автор статьи на примере событий, происходив-
ших на территории Африканского Рога в конце 1970-х годов, показывает осо-
бенности подходов СССР и США к локальным конфликтам в развивающихся
странах с учётом фактора еврокоммунизма.
Отдельные аспекты поставленной проблемы рассматривались зарубежными
и российскими историками. Например, C. Понса отмечает посредническую роль
ИКП в конфликте между Сомали и Эфиопией по поводу Огадена, а также в
борьбе Эритреи за отделение от Эфиопии. Несмотря на постоянные контакты
ИКП с советскими, кубинскими, сомалийскими и эфиопскими лидерами, её ди-
пломатические усилия, по мнению этого историка, не только не привели к ком-
промиссному урегулированию конфликта, приемлемого для всех сторон, а ста-
ли показателем «углубления трещин в международном коммунизме, вызванных
еврокоммунизмом» [Pons S. 2021: 182].
М. Марджокко полагает, что поддержка Советским Союзом Эфиопии в
войне против Сомали стала серьёзным испытанием для итальянских коммуни-
стов, которые были в хороших отношениях с сомалийскими руководителями.
Интернационализация этого конфликта размывала «международный климат
разрядки, имевший фундаментальное значение для стратегии итальянских
коммунистов, поскольку без снижения уровня международной напряжённости в
Италии было бы трудно говорить об
“историческом компромиссе”»
[Margiocco M. 1981: 276]. Однако в этих работах интернационализация сомалий-
ско-эфиопского конфликта рассматривалась лишь в контексте наличия разно-
гласий между лидерами КПСС и ИКП без учёта позиций Вашингтона. Пробле-
ма конкретизации подходов Советского Союза и Соединённых Штатов к ло-
кальным конфликтам в странах третьего мира с учётом фактора еврокоммуниз-
ма до сих пор оставалась вне поля зрения исследователей.
ЭСКАЛАЦИЯ СОМАЛИЙСКО-ЭФИОПСКОГО КОНФЛИКТА
И ПОЗИЦИИ США И СССР
Война между Эфиопией и Сомали 1977-1978 гг. возникла как следствие по-
разному обосновываемых претензий на пограничную территорию Огадена.
Свою лепту в обострение эфиопо-сомалийского конфликта внесли Советский
Союз и США. Важной причиной вовлечённости в конфликт для обеих стран яв-
лялось присутствие другой сверхдержавы в районе Африканского Рога.
Руководство СССР в течение длительного времени поддерживало хорошие
отношения с императором Эфиопии Хайле Селассие.
71
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ / HISTORY
2022; 12: 69-85
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
В Сомали позиции Москвы также были стабильными. Заметное улучшение
их наметилось после военного переворота в Могадишо в 1969 г. и прихода к вла-
сти Сиада Барре, провозгласившего социалистическую ориентацию и обратив-
шегося к Москве с просьбой о поставках оружия. В 1972 г. сомалийские власти
предоставили СССР права на использование военно-морской базы в Бербере.
В феврале 1972 г. эту страну посетил министр обороны СССР маршал А.А. Греч-
ко. 11 июля 1974 г. был подписан советско-сомалийский договор о дружбе и со-
трудничестве. Москва предоставила Сомали значительную военную помощь и
направила туда военных советников.
Ситуация осложнилась, когда в 1974 г. был свергнут X. Селассие. Новые эфи-
опские руководители придерживались просоветской и антиамериканской ори-
ентации и стремились к более тесным связям с Москвой. С весны 1975 г. Эфио-
пия начала искать возможности для получения военной помощи от СССР.
14 декабря 1976 г. было подписано секретное соглашение, которое предусматри-
вало поставки «оборонительного» оружия: зениток ПВО, артиллерии, противо-
танковых ракет и т.п.
В начале 1977 г. к власти в Эфиопии пришёл Менгисту Хайле Мариам. В мае
1977 г. СССР заключил с Эфиопией соглашение о военной помощи, которую
западные источники оценивали в 350-450 млн долл. [Хазанов А.М., Гомаа Х. 1997:
71]. Было принято совместное коммюнике, а также подписаны Протокол об эко-
номическом и техническом сотрудничестве, Консульская конвенция и Деклара-
ция о принципах дружеских отношений и сотрудничества.
Декларация о принципах гарантировала безусловную поддержку Москвой
эфиопской позиции по Огадену, подчеркнув важность территориальной целост-
ности государств и незыблемости государственных границ. Для Аддис-Абебы
этот документ имел исключительную важность, поскольку в это время движение
за независимость Эритреи достигло беспрецедентных масштабов, а Фронт осво-
бождения Западного Сомали (ФОЗС), опираясь на поддержку Могадишо, начал
наступление с целью отторжения Огадена от Эфиопии. В Вашингтоне этот мо-
мент сочли благоприятным для вмешательства - до Барре была доведена инфор-
мация о том, что администрация Картера рассматривает вопрос о снабжении Со-
мали оружием. Эти планы оказались созвучными чаяниям руководства Сомали.
В начале мая
1977 г. посол А. Адду в беседе с вице-президентом США
У Мондейлом сообщил, что в случае организации в достаточном объёме военных
поставок сомалийцы могут закрыть право доступа СССР к порту и аэродрому в
Бербере [7: 49]. 11 июня 1977 г. президент Дж. Картер заявил о желании дать отпор
«агрессивным поползновениям» Советского Союза установить своё влияние во
многих районах мира, включая Сомали [Хазанов А.М., Гомаа Х. 1997: 71].
Изначально среди американских ведомств не было единства мнений по во-
просу стратегического значения Африканского Рога для США. В Комитете по
72
Бакшаев М.В. Соперничество сверхдержав в странах Африканского Рога и фактор еврокоммунизма…
Bakshaev, M.V. Superpowers Rivalry in the Horn of Africa and the Eurocommunism Factor, Late 1970s
обзору политики Совета по национальной безопасности считали, что регион
Индийского океана имеет «низкий приоритет с точки зрения глобального стра-
тегического баланса», но в то же время ограничение советского военного при-
сутствия и максимальное расширение доступа США к портам и аэродромам в
этом районе отвечало бы американским национальным интересам [7: 18]. Мини-
стерство обороны придерживалось более жёсткой точки зрения: интересы США
имеют стратегическое значение, поскольку этот регион расположен в относи-
тельной близости к нефтяным месторождениям Ближнего Востока, морским пу-
тям и проходу через Красное море в Средиземное. Оборонное ведомство с обес-
покоенностью оценивало наличие советских военных объектов в Сомали и про-
никновение СССР в другие части Африканского Рога и предлагало серьёзно
отнестись к ситуации в этом регионе, продумать стратегию противодействия
СССР, которая содействовала бы «региональной стабильности и эволюционно-
му развитию обстановки, благоприятствующей целям США» [7: 18].
Решение С. Барре принять предложение администрации Картера оценива-
лось американской стороной как «значительный сдвиг со стороны правитель-
ства Сомали» [Jackson D.R. 2007: 706]. Власти Cомали разрешили американцам
въезжать в страну для оказания медицинской помощи в связи со вспышкой эпи-
демии оспы. Более того, администрация Картера направила в страну группу
экспертов для оценки экономических потребностей сомалийского народа, кото-
рой были предоставлены значительные преференции по сравнению с прежни-
ми жёсткими ограничениями, обычно налагавшимися на деятельность посла
США и других американских официальных лиц в Сомали.
Применение к Сомали важного для администрации Картера принципа
внешней политики — соблюдения прав человека — вызвало бурную дискуссию.
Широкое толкование прав человека могло стать эффективным инструментом
давления на режим С. Барре. Несмотря на заверения сомалийцев в привержен-
ности правам человека, у администрации было мало доказательств того, что
действительность соответствовала риторике. Сотрудник Совета национальной
безопасности (СНБ) П. Хенце, ответственный за Африканский Рог, сообщал по-
мощнику президента по национальной безопасности Зб. Бжезинскому, что «ре-
жим Сиада Барре в Сомали является в значительной степени полицейским госу-
дарством. Когда несколько лет назад группа религиозных лидеров выступила
против него, он всех их расстрелял» [Jackson D.R. 2007: 706]. Когда Бжезинский
на одной из встреч с послом А. Адду поднял вопрос о правах человека, Адду
осудил их нарушения во всех странах, за исключением собственной [Jackson D.R.
2007: 707]. В конечном счёте администрация сохранила принцип соблюдения
прав человека в качестве критерия при определении своего отношения к госу-
дарствам Африканского Рога, но применяла его избирательно, отдавая приори-
тет геополитическим соображениям. По свидетельству помощника госсекретаря
73
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ / HISTORY
2022; 12: 69-85
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
США в 1977-1979 гг. Л. Гелба, главными публичными аргументами в пользу ре-
шения администрации Картера сократить расходы на военную помощь Эфио-
пии стали ссылки на нарушения прав человека в этой стране [3].
Серьёзным фактором, влиявшим на отношения США и Сомали, были тер-
риториальные амбиции Сиада Барре. Он был одержим мечтой о воссоединении
этнических сомалийцев в соседних Эфиопии, Кении и Джибути с остальной ча-
стью сомалийского народа. Сомалийская ирредента не могла осуществиться без
оружия и внешней поддержки. Пытаясь опровергнуть обвинения в нарушении
международного права, сомалийский лидер настаивал на том, что его претензии
на Огаден были вопросом самоопределения. Однако правительственные чинов-
ники как в Соединённых Штатах, так и в Советском Союзе никогда не воспри-
нимали его утверждение всерьёз [2].
ВОЙНА ЗА ОГАДЕН И ПОЛИТИКА СВЕРХДЕРЖАВ.
ФАКТОР ЭРИТРЕИ
В течение лета 1977 г. ситуация в Огаденской пустыне переросла в межгосу-
дарственный конфликт. 23 июля войска Сомали вторглись в Огаден, объединив-
шись с поддерживаемой из Могадишо партизанской армией Фронта освобожде-
ния Западного Сомали, который уже контролировал часть восточного Огадена.
Эфиопское руководство в это время столкнулось с серьёзными трудностями из-за
широкой внутренней оппозиции режиму и необходимости отвлекать значитель-
ные военные ресурсы на Эритрею, где шла война за независимость.
Эритрея для Эфиопии занимала важное место - её территория открывала
выход к Красному морю и Аденскому заливу. В соответствии с решением Гене-
ральной Ассамблеи ООН, в 1952 г. Эритрея стала частью Эфиопии, но сохраняла
автономию. Император Х. Селассие постепенно сокращал автономные права, а в
1962 г. сделал Эритрею рядовой провинцией, что вызвало недовольство местного
населения и дало толчок сепаратизму. Аналитики ЦРУ прогнозировали, что в
случае получения независимости Эритрея станет «ещё одной малой африкан-
ской страной с бедной базой природных ресурсов и мизерным внутренним
рынком». Потеря Эритреи, по их оценкам, неизбежно вела к ослаблению Эфио-
пии, изолировала её от выхода к Красному морю, а жизнеспособность независи-
мой Эритреи всецело зависела «как от иностранной помощи и инвестиций, так
и от поддержания политической стабильности» [4].
Кубинский лидер Ф. Кастро в ходе беседы со своим восточногерманским
коллегой Э. Хоннекером ещё 3 апреля 1977 г. очень точно охарактеризовал угро-
зу для социалистических стран, которая назревала из-за отношений между Со-
мали и Эфиопией: «Социалистические страны столкнулись с проблемой. Если
они помогут Эфиопии, то потеряют Сиада Барре как союзника. Если они этого
74
Бакшаев М.В. Соперничество сверхдержав в странах Африканского Рога и фактор еврокоммунизма…
Bakshaev, M.V. Superpowers Rivalry in the Horn of Africa and the Eurocommunism Factor, Late 1970s
не сделают, то падёт Эфиопская революция» [1]. Руководство СССР оказалось
перед дилеммой: поддержать претензии Сомали на эфиопскую провинцию
Огаден означало потерять Эфиопию, а встать в этом конфликте на сторону
Эфиопии неизбежно означало разрыв с Сомали.
Официально Картер утверждал, что, право на самоопределение Огадена
должно быть реализовано через переговоры и международное посредничество, а
не через военное вторжение [Jackson D.R. 2007: 708]. Хотя у Картера были неко-
торые идеи относительно формы, которую должно принять урегулирование
путём переговоров — например, автономный Огаден под протекторатом Эфио-
пии, — в целом администрация полагала, что Соединённые Штаты не могут
вмешиваться в конфликт. В СНБ признавали важные моменты военной опера-
ции, которые продемонстрировали сомалийцы. Во-первых, они создали эффек-
тивную армию с использованием советского вооружения и при помощи совет-
ских военных инструкторов, которую затем стали применять вопреки интересам
Москвы; во-вторых, они создали и поддерживали повстанческие фронты, кото-
рые действовали как национально-освободительные движения; в-третьих, под-
ключили к войне собственную армию; в-четвёртых, организовали правильно
поставленную пропаганду в сочетании с дипломатическими манёврами, заявляя
о зверствах эфиопов против сомалийского населения, присутствии кубинцев и
других наёмников. П. Хенце в записке, адресованной Бжезинскому, делал вывод:
«Сомалийская операция в Эфиопии - одна из самых умелых операций, которые
мир видел за многие годы» [7: 61].
Москва изначально пыталась остановить конфликт между Сомали и Эфиопи-
ей дипломатическим путём. З октября 1977 г. советское руководство призвало
С. Барре незамедлительно предпринять шаги к прекращению вооружённого
конфликта и вывести из Огадена войска. Продолжение конфликта, по мнению
Политбюро ЦК КПСС, использовалось «империалистами» и «реакционерами»
«для нанесения ударов по прогрессивным силам в Сомали и Эфиопии, для под-
рыва сотрудничества этих стран с <…> социалистическими государствами» [16: 4].
Советский Союз выразил готовность оказать содействие политическому уре-
гулированию сомалийско-эфиопских разногласий и предложить миссию доб-
рых услуг. Но Политбюро ЦК КПСС отказало в дополнительных поставках во-
оружений, о которых просил Барре, указав на то, что увеличение поставок воз-
можно лишь после прекращения конфликта между Сомали и Эфиопией [16: 4].
Менгисту через посла А.П. Ратанова было сообщено, что СССР будет проводить
линию на оказание помощи Эфиопии и координировать усилия с социалисти-
ческими странами для мобилизации мирового общественного мнения в под-
держку этой страны [16: 10].
К концу октября Советский Союз прекратил все поставки оружия в Сомали.
В ответ С. Барре принял решение выйти из договора о дружбе и сотрудничестве
75
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ / HISTORY
2022; 12: 69-85
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
с СССР, закрыть советскую военно-морскую базу в Бербере, выслать всех совет-
ских гражданских и военных советников, разорвать дипломатические отноше-
ния с Кубой и начал открыто апеллировать к Западу [Jackson D.R. 2007: 710].
Построенный Советским Союзом аэродром в Бербере пустовал недолго, к
нему с разрешения сомалийского руководства получили доступ американские
военные. Специальный советник госсекретаря С. Вэнса по советским делам в
1977-1980 гг. М. Шульман вспоминал, что, несмотря на поворот Сомали в сторо-
ну США, С. Барре стремился не поддаваться внешнему контролю: «Он призывал
к увеличению поставок оружия, и всем было ясно, что опасно давать ему все те
вооружения, которые он просил, поскольку он обладал очень значительным за-
пасом советского оружия более раннего периода» [3].
Массированная переброска оборудования и персонала самолётами, поставки
большого количества оружия, бронетехники и артиллерии Советским Союзом в
Эфиопию беспокоили Соединённые Штаты, которые требовали от СССР и Кубы
прекратить вмешиваться в Огаденскую войну. Сомалийско-эфиопский конфликт
обсуждался на встречах посла СССР в США А.Ф. Добрынина и госсекретаря США
С. Вэнса. В январе 1978 г. после прибытия кубинского военного контингента на
помощь Эфиопии, когда возобновились активные боевые действия, в ходе кото-
рых сомалийские войска стали терять занятые в Огадене территории, государ-
ственный секретарь неоднократно поднимал эту тему. Архивные документы поз-
воляют раскрыть и систематизировать основные позиции сверхдержав в тот пери-
од. В советском руководстве считали, что началом мирного урегулирования кон-
фликта должно стать не просто прекращение военных действий, а полный вывод
войск Сомали с территории оккупированного Огадена [14: 20]; при этом должна
быть обеспечена территориальная целостность Эфиопии; урегулирование долж-
но достигаться путём переговоров «на основе взаимного уважения сторонами су-
веренитета, территориальной целостности, нерушимости границ и невмешатель-
ства во внутренние дела друг друга» [14: 67]. Позиция США значительно отлича-
лась: в Вашингтоне считали необходимым остановить военные действия Эфио-
пии и Сомали без предварительных условий (посол Добрынин возражал по дан-
ному пункту, указывая, что подобный шаг означал бы сохранение позиций вою-
ющих сторон, то есть захваченная часть Огадена оставалась бы под контролем Со-
мали); вывести кубинский военный контингент и отозвать советских военных ин-
структоров и военных советников с территории Эфиопии [14: 90].
По мнению Вэнса, советско-кубинская вовлечённость в конфликт наносила
растущий ущерб советско-американским отношениям и могла даже «поставить
под угрозу ратификацию конгрессом соглашения об ограничении стратегиче-
ских вооружений», на что Добрынин возразил, что любые попытки ставить раз-
витие советско-американских отношений в зависимость от перипетий «каких-
либо локальных ситуаций, в которых США имеют тот или иной свой интерес»,
76
Бакшаев М.В. Соперничество сверхдержав в странах Африканского Рога и фактор еврокоммунизма…
Bakshaev, M.V. Superpowers Rivalry in the Horn of Africa and the Eurocommunism Factor, Late 1970s
грозит лишь нанести неоправданный ущерб разрядке в отношениях между дву-
мя странами [14: 92]. В комментарии Добрынина, отправленном в Москву вместе
с отчётом об одной из многочисленных бесед с Вэнсом, отмечалось, что действия
Москвы рассматривались американцами как выход СССР «на широкий страте-
гический простор в районе Африки и Ближнего Востока с угрозой интересам
США и их друзей: Египта, Саудовской Аравии, Ирана и т.п.» [14: 21; Юнгблюд
В.Т., Воробьева Т.А. 2019b]. Однако было бы неверно говорить о тщательно раз-
работанной и выверенной стратегии СССР в странах Африканского Рога. Со-
трудник Международного отдела ЦК КПСС, специализировавшийся на нацио-
нально-освободительных движениях Азии и Африки К. Н. Брутенц в своих вос-
поминаниях с сожалением констатировал: «Я никогда не сталкивался с докумен-
том, где делалась хотя бы попытка изложить нашу африканскую стратегию, -
его и не существовало. Никогда не был и свидетелем или участником обсужде-
ния этой проблемы на политическом уровне. Знаю только, что Фидель Кастро
<…> настаивал на необходимости иметь «интегрированную стратегию для всего
Африканского континента». Но его призыв остался без последствий» [15: 213].
АМЕРИКАНСКИЕ ДИПЛОМАТЫ О МЕЖДУНАРОДНОЙ
АКТИВНОСТИ ИКП В ХОДЕ ОГАДЕНСКОЙ ВОЙНЫ
Посольство США в Италии тщательно отслеживало проявлявшуюся актив-
ность Итальянской компартии в зоне сомалийско-эфиопского конфликта и про-
тивостояния эритрейских повстанцев с эфиопской армией. В августе 1977 г. Со-
мали и Эфиопию посетили делегации ИКП. В Могадишо отправилась группа во
главе с членом Руководства ИКП А. Океттой, а в Аддис-Абебу - делегация во
главе с его коллегой - Дж. Пайеттой. Окетто обсудил с президентом С. Барре
сложившуюся критическую ситуацию в отношениях между Аддис-Абебой и
Могадишо, а также назревавший конфликт с Москвой.
По сообщению посла США в Сомали Дж. Луграна, миссия Окетто была след-
ствием возникновения разногласий в Руководстве ИКП по сомалийско-
эфиопской проблеме. Американский дипломат сообщал, что Окетто в интервью
сомалийской газете Horseed выразил ряд пожеланий касательно разрешения
конфликта, в частности, он говорил о том, что: 1) разногласия должны быть ре-
шены при помощи переговоров, а не войны; 2) ИКП хотела бы видеть единство
стран Африканского Рога, свободного от колониализма и независимого от им-
периалистических держав; 3) для достижения единства, страны должны решить
свои национальные проблемы, унаследованные от колониальной эпохи. По
эритрейской проблеме Окетто заявил, что её разрешение (автономия или неза-
висимость территории) должно произойти только мирным путём - в результате
переговоров или референдума. Посол отмечал, что «заявления Окетто для прес-
77
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ / HISTORY
2022; 12: 69-85
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
сы свидетельствуют о том, что он поддержал позицию Барре относительно права
Огадена и других эфиопских народов на самоопределение» [12]. Окетто вернул-
ся в Рим с полным пониманием того, что сомалийцы не желали идти на ком-
промисс с Эфиопией по огаденскому вопросу и праву Эритреи на самоопреде-
ление. Делегация Пайетты, посетив Эфиопию, вернулась в Рим, как отмечал по-
сол, приняв в целом советскую позицию поддержки режима Х. Менгисту [12].
Делегации ИКП продолжали в дальнейшем посещать Могадишо и Аддис-
Абебу. В Госдепартаменте следили за ходом партийной дипломатии на данном
направлении. В частности, посол США в Италии Р. Гарднер позицию делегации
ИКП, побывавшей в Могадишо в ноябре 1977 г., охарактеризовал как «проэфи-
опскую». Сомалийцы были недовольны этим обстоятельством, но не хотели раз-
рывать связи с ИКП, тем самым демонстрируя свою приверженность социали-
стическому выбору даже после охлаждения отношений и последующего разры-
ва с Москвой. Посол заметил, что конфликт в Огадене поставил ИКП перед се-
рьёзным внешнеполитическим выбором между традиционной поддержкой Со-
мали и режимом Менгисту в Эфиопии. И хотя делегация Пайетты выразила
поддержку режиму Х. Менгисту, другие члены руководства партии продолжали
выступать за сохранение связей с Сомали [13].
К концу ноября 1977 г. в Госдепартамент из американского посольства в
Эфиопии стали поступать сведения, свидетельствующие о том, что подавляю-
щее большинство руководства партии стало поддерживать режим Менгисту, всё
более склоняясь к позиции Пайетты. Поверенный США в делах Эфиопии Р. Ма-
терон сообщал госсекретарю США, что Пайетта высказался в поддержку Эфио-
пии после встречи с президентом Х. Менгисту.
Во время беседы с эфиопским руководителем Пайетта изложил предельно
обтекаемо позицию ИКП, сглаживавшую противоречия между конфликтую-
щими сторонами. Она заключалась в «стремлении к миру при уважении границ
в соответствии с принципами Организации африканского единства и при при-
знании прав на автономию, развитие культуры и самобытности этнических
меньшинств», а в качестве способа разрешения конфликта со стороны ИКП
предлагались переговоры [10]. Данный факт, по мнению Матерона, мог оказать
деморализующее влияние на эритрейские освободительные (сепаратистские)
движения - в частности, на левый Народный фронт освобождения Эфиопии,
бойцы которого залечивали раны в итальянских госпиталях, расположенных на
территории регионов «красного пояса». Дипломат прогнозировал, что «ИКП не
будет больше выступать за независимость Эритреи и оказывать материальную
поддержку НФОЭ [9] и делал итоговый вывод о том, что Итальянская коммуни-
стическая партия не только поддержала Эфиопию в конфликте с Сомали, но и
отказалась от помощи национально-освободительному движению в Эритрее в
борьбе за её отделение, выдвинув взамен идею автономии Эритреи в составе
78
Бакшаев М.В. Соперничество сверхдержав в странах Африканского Рога и фактор еврокоммунизма…
Bakshaev, M.V. Superpowers Rivalry in the Horn of Africa and the Eurocommunism Factor, Late 1970s
Эфиопии, тем самым солидаризовавшись с Москвой в отношении ситуации в
странах Африканского Рога. Дипломат не учёл, что данная позиция не была
принята всем Руководством ИКП, хотя и озвучивалась его функционером, отве-
чающим за международную деятельность.
Позиция правительства Италии по отношению к Огаденской войне отсле-
живалась также американскими дипломатами. Во время встречи 10 февраля
1978 г. министр иностранных дел Италии А. Форлани сообщил Гарднеру, что
советская помощь Эфиопии будет иметь долгосрочный характер и что сома-
лийцы, в свою очередь, надеялись получить военную помощь от Италии. С дру-
гой стороны, министр полагал, что при увеличении советско-кубинского при-
сутствия правительство Эфиопии стало бы в меньшей степени проявлять свою
независимость. Выходом из ситуации могли стать только переговоры воевавших
сторон. Форлани указал на то, что США и СССР, работая вместе, могут создать
условия для таких переговоров, а «Италия с радостью присоединится к подоб-
ной инициативе» [6].
24 февраля 1978 г. Форлани через журналиста Л. Воллемборга передал в по-
сольство свои опасения о вероятном падении режима С. Барре в Сомали и уста-
новлении марионеточного правительства. Министр ссылался на информацию,
полученную в результате контактов как с сомалийцами, так и с представителями
ИКП. По словам Воллемборга, Форлани советовал послу сообщить в Вашингтон,
что США должны предупредить Советский Союз: в случае свержения С. Барре
Москве «придётся заплатить» высокую цену «за усиление советского господства
на Африканском Роге» [8]. В это же время Могадишо посетил член ЦК ИКП
Дж. Джиадреско, который провёл серию встреч с сомалийскими чиновниками.
Гарднер счёл этот визит попыткой сохранить «экономические интересы ИКП в
Сомали» и «минимизировать потерю политического влияния после того, как
ИКП поддержала Эфиопию» [8].
ИКП не прекращала следить за действиями Эфиопии на эритрейском
направлении. Об этом свидетельствует обзор прессы ИКП, направленный в ад-
рес С. Вэнса послом Р. Гарднером 20 мая 1978 г., в котором отмечалось, что ИКП,
оказывавшая долгое время материальную помощь эритрейским повстанцам,
негативно отнеслась к наступлению эфиопских войск на эритрейских сепарати-
стов. Гарднер особо обращал внимание на опубликованную в центральном ор-
гане ИКП - газете «Унита» (L’Unita) статью журналиста Р. Ледда, который отме-
чал, что 1) Эритрея - это не Огаден: нельзя путать проблему Эритреи с военной
интервенцией Сомали;
2) эритрейские повстанцы ведут национально-
освободительную борьбу; 3) правительство Эфиопии должно продемонстриро-
вать желание разрешить эту проблему [5].
В этом обзоре Гарднер прокомментировал нюансы политики ИКП на Афри-
канском Роге. Было отмечено, что партия долгое время поддерживала друже-
79
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ / HISTORY
2022; 12: 69-85
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ские отношения с Сомали, но ей пришлось признать правоту Эфиопии - из-за
акта агрессии Сомали. Гарднер констатировал, что ИКП, поддержав Эфиопию,
одобрила военную помощь СССР и Кубы режиму Х. Менгисту. С другой сторо-
ны, ИКП оказывала материальную и моральную поддержку эритрейским по-
встанцам. Данное противоречие привело к напряжённости внутри руководства
партии. По мнению посла, ещё одним осложняющим фактором для ИКП стали
крайне чувствительные для неё обвинения со стороны различных политических
сил Италии в том, что её «выбор политики в отношении Африканского Рога до
сих пор определяется исходя из советской позиции» [5]. Далее Гарднер отмечал,
что развитие событий на Африканском Роге показало, что в тех случаях, когда
затрагивались интересы партии, она была готова занять позицию, отличающую-
ся от советской. Однако, дистанцируясь от позиции СССР по эритрейскому во-
просу, ИКП «старалась не затрагивать советские чувства»: в партийной прессе
резко критиковались действия режима в Эфиопии, но в ней ни разу не упоми-
налось ни о «советском и кубинском участии в наращивании военного потенци-
ала эфиопцев», ни о «советском оправдании и поощрении наступления» на
эритрейских повстанцев [5]. Американский посол делал вывод, что в междуна-
родных вопросах ИКП, начиная дистанцироваться от позиции СССР, всегда (по
разным причинам) идёт не до конца и избегает полного разрыва.
В конце мая 1978 г. секретарь ЦК ИКП Дж. Пайетта вместе с первым замести-
телем заведующего Международным отделом ЦК ИКП А. Рубби принял делега-
цию Фронта освобождения Эритреи, в состав которой вошли член революцион-
ного совета ФОЭ З. Азази и представитель ФОЭ в Италии Х.Г. Абраха. Обе сторо-
ны согласились с необходимостью прекращения обострившегося военного кон-
фликта в Эритрее и политического урегулирования путём переговоров. Гарднер,
упомянув об этой встрече в письме госсекретарю, далее предположил, что ИКП
также причастна к написанию обращения, адресованного правительству Кубы с
просьбой не вмешиваться в ситуацию в Эритрее [11]. По словам Гарднера, заведу-
ющий Международным отделом ЦК ИКП С. Сегре сообщил при встрече сотруд-
нику посольства о запланированном проведении консультаций руководства ИКП
с кубинцами о положении дел в странах Африканского Рога [11].
ОТНОШЕНИЯ КПСС И ИКП НА ФОНЕ СОБЫТИЙ
В ОГАДЕНЕ И ЭРИТРЕЕ
ИКП обсуждала обстановку в странах Африканского Рога и с Советским Со-
юзом. 7 октября 1978 г. в ЦК КПСС состоялась встреча между представителями
ИКП и КПСС. От ИКП присутствовали Генеральный секретарь ЦК ИКП Э. Бер-
лингуэр, члены ЦК ИКП А. Тато и А. Рубби; со стороны КПСС - член Политбю-
ро ЦК КПСС М.А. Суслов, заведующий Международным отделом ЦК КПСС
80
Бакшаев М.В. Соперничество сверхдержав в странах Африканского Рога и фактор еврокоммунизма…
Bakshaev, M.V. Superpowers Rivalry in the Horn of Africa and the Eurocommunism Factor, Late 1970s
Б.Н. Пономарёв, заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС
В.В. Загладин. Берлингуэр начал с того, что итальянцы имеют множественные
связи с народами Африканского Рога и военная помощь, направленная туда
СССР и Кубой для усиления Эфиопии, вызывает у членов его партии глубокую
озабоченность. Он напомнил, что после того, как Х. Менгисту развязал воору-
жённый конфликт с Эритреей, ИКП выступила против военного решения
эритрейской проблемы; в 1977 г. Х. Менгисту обещал ИКП предоставить авто-
номию Эритрее, но позднее решил ликвидировать очаги сепаратизма военным
путём; делегации ИКП многократно приезжали в Сомали, где их просили о по-
средничестве в установлении мира на Африканском Роге; Дж. Пайетта смог ор-
ганизовать встречу между двумя эритрейскими освободительными фронтами.
Завершая этот обзор, Берлингуэр сказал, что продолжение конфликтов явно не
шло на пользу вовлечённым в них народам и осложняло процесс разрядки.
Пономарёв ответил, что Барре - «ненадёжный человек», развязав конфликт,
он намеревался разделить Эфиопию. Он усомнился в необходимости посредни-
ков (а, следовательно, и в целесообразности визитов делегаций ИКП в Сомали и
Эфиопию) и задал вопрос: «У сомалийцев в Москве есть посол, почему они не
обратятся через него?». С. Барре «с руками и ногами продался американцам,
которые, в свою очередь, не намеревались оставлять Эфиопию» в покое. «Что
касается Эритреи, то это внутренний вопрос Эфиопии», - продолжал Понома-
рёв, - «пусть они сами решают его. Мы сказали кубинцам, чтобы они ни в коем
случае не принимали участия в военных действиях в Эритрее». Берлингуэр от-
ветил, что продолжение войны в Эритрее осложняет обстановку в Эфиопии, по-
этому военные действия надо прекратить немедленно. Также он счёл нецелесо-
образным сохранение неоправданно жёсткой линии в отношении С. Барре, ко-
торого стоило бы привлечь на свою сторону, что могло бы нормализовать поло-
жение в Огадене. Суслов решительно отверг предложение о восстановлении от-
ношений с Барре, который «сжёг все мосты для переговоров с советским руко-
водством, а теперь ищет кого-нибудь, кто помог бы ему вылезти из беды, кото-
рую он сам себе уготовил. Пусть действует, как умеет. Эфиопы выслушали его
претензии по Огадену и не пошли дальше своей границы» [17: 157].
Эритрейской проблеме Суслов не придавал большого значения, Берлингуэра
же волновала угроза массового восстания эритрейцев против Эфиопии. Согласно
А. Рубби, Суслов совершенно не обратил внимания на слова Берлингуэра о «вос-
стании» и спокойно продолжал «восхвалять растущие успехи прогрессивных, ре-
волюционных сил». Среди прочих он упомянул также Афганистан. «“Афганцы
столь быстро идут вперед,
… что немедленно хотят создать марксистско-
ленинскую партию и приступить к строительству социализма. В некоторых слу-
чаях нам приходится их просить не слишком торопиться...” “И они последовали
этому мудрому совету?” — иронически спросил Берлингуэр. “Не все”, — ответил
81
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ / HISTORY
2022; 12: 69-85
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Суслов, но лицо его не выразило огорчения» [17: 157]. По сути, в ЦК КПСС отнес-
лись к посредничеству ИКП в конфликте как к ненужной затее и совсем не при-
давали значения интересовавшей Берлингуэра эритрейской проблеме. В КПСС не
считали, что военная помощь СССР и Кубы, оказанная Эфиопии, противоречит
политике разрядки и подрывает её основы, как считали в ИКП.
Для американских дипломатов были очевидны шероховатости взаимоотно-
шений КПСС и ИКП по проблемам Африканского Рога. Тот факт, что Госде-
партамент, внимательно наблюдая за деятельностью ИКП на фоне разворачи-
вавшихся событий в Африке, не выработал политических рекомендаций по
этому вопросу, говорит о дилемме выбора: либо проблема ИКП в данной кон-
кретной ситуации была для США периферийной; либо США не имели деталь-
но разработанной стратегии противодействия Советскому Союзу в этом реги-
оне, ситуативно реагируя на активность Москвы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Появление фактора еврокоммунизма в локальных конфликтах отражалось
во внешнеполитической линии СССР и США совершенно по-разному. В случае
с Огаденской войной Советский Союз был безразличен к дипломатическим уси-
лиям ИКП, которые включали визиты членов руководства партии во враждо-
вавшие страны и встречи партийных функционеров с лидерами Сомали и Эфи-
опии. При этом руководство ИКП не могло сразу определиться с тем, кого сле-
дует поддержать в конфликте. С Сомали у ИКП завязались тесные отношения с
момента прихода к власти режима С. Барре.
В конце концов, после неоднократных визитов делегаций ИКП в Могадишо
и Аддис-Абебу итальянские коммунисты поддержали Эфиопию, но не потому,
что её поддержал СССР, а в силу того, что в руководстве партии пришли к выво-
ду, что инициатором конфликта, совершившим акт агрессии в отношении
Эфиопии, развязав Огаденскую войну, является Сомали.
Советский Союз не считал важной борьбу в Эритрее, полагая, что эта про-
блема являлась внутренним делом Эфиопии. Однако после оглашения заявле-
ния Дж. Пайетты о поддержке Эфиопии, в Госдепартамент стали поступать тре-
вожные прогнозы из посольства США в Эфиопии, обеспокоенного тем, что ИКП
в этом вопросе полностью примет сторону Москвы. Дипломаты США заметили,
что в международных вопросах ИКП, начиная дистанцирование от СССР, как
правило всегда по различным поводам прекращала этот процесс. Подобная не-
последовательность не являлась критичной для американских дипломатов. Что
же касается колебаний руководства ИКП по проблеме Огадена, то она показы-
вали рассогласованность в рядах МКД и в США считали выгодным поддержи-
вать эту тенденцию.
82
Бакшаев М.В. Соперничество сверхдержав в странах Африканского Рога и фактор еврокоммунизма…
Bakshaev, M.V. Superpowers Rivalry in the Horn of Africa and the Eurocommunism Factor, Late 1970s
Американские дипломаты в случае Огаденской войны отслеживали проис-
ходящие на её фоне кризисные процессы внутри МКД, но не рассматривали ев-
рокоммунизм как отдельную самостоятельную силу, способную оказать значи-
мое влияние на процессы, происходившие в странах Африканского Рога. По-
этому Госдепартамент отслеживал дипломатические усилия еврокоммунистов в
Сомали и Эфиопии, но пока не спешил с выработкой внешнеполитических ре-
комендаций по использованию этих разногласий.
ИСТОЧНИКИ
1. "Minutes of the Conversation between Comrade Erich Honecker and Comrade
Fidel Castro" [Excerpt], April 3, 1977, 11:00-13:30 and 15:45-18:00. // The Carter-
Breznev Project. Global Competition and the Deterioration of U.S.-Soviet Relations,
1977-1980. Harbor Beach Resort, Fort Lauderdale, Florida, 23-26 March 1995. Edited
by S. Savranskaya
and D. A. Welch.
1995.
Available
at:
https://nsarchive2.gwu.edu/carterbrezhnev/docs_global_competition/Tab%202/19
770403%20-
%20Minutes%20of%20the%20Conversation%20between%20Comrade%20Erich%20Ho
necker%20and%20Comrade%20Fidel%20Castro.pdf (accessed 26.06.2022)
2. "Notes from the Discussion with the Head of the Cuban Military Specialists,
Division General Arnaldo Ochoa, July 17, 1977," from the journal of A.P. Ratanov [Ex-
cerpt] // The Carter-Breznev Project. Global Competition and the Deterioration of
U.S.-Soviet Relations, 1977-1980. Harbor Beach Resort, Fort Lauderdale, Florida, 23-26
March 1995. Edited by S. Savranskaya and D. A. Welch. 1995. Available at:
https://nsarchive2.gwu.edu/carterbrezhnev/docs_global_competition/Tab%202/19
770717%20-
%20Notes%20from%20the%20Discussion%20with%20the%20Head%20of%20the%20C
uban%20Military%20Specialists,%20Division%20General%20Arnaldo%20Ochoa.pdf
(accessed 26.06.2022)
3. Carter-Brezhnev Project. Global Competition and the Deterioration of U.S.-
Soviet Relations, 1977-1980. Transcript of the Proceedings of a Conference of Russian
and U.S. Policymakers and Scholars held at Harbor Beach Resort, Fort Lauderdale,
Florida, 23-26 March 1995. Edited by S. Savranskaya and D. A. Welch. 1995. Available
at: https://nsarchive2.gwu.edu/carterbrezhnev/docs_global_competition/part7.PDF
(accessed 26.06.2022)
4. Central
Intelligence
Agency.
Directorate
of
Intelligence.
CIA/OCI/IМО435/75. Confidental. Memorandum. Subject: Eritrea and Ethiopia.
CIA. 26 February 1975 // Central Intelligence Agency Freedom of Information Act
Reading
Room
(далее
-
CIA
FOIA).
Available
at:
https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP86T00608R000300060012-1.pdf
(accessed 29.06.2022)
83
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ / HISTORY
2022; 12: 69-85
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
5. Eritrean Developments Trouble Italian Communist Party Summary: The Ital-
ian Communist Party (PCI) Views Negatively The Ethiopian Government's Current
Offensive Again. 1978 May 20. From Italy, Rome to Secretary of State. Available at:
https://wikileaks.org/plusd/cables/1978MOGADI00444_d.html
(accessed
16.11.2021)
6. Foreign Minister Forlani on the Horn of Africa. 1978 February 11. From Italy,
Rome
to
Secretary
of
State
Available
at:
https://wikileaks.org/plusd/cables/1977ROME20211_c.html (accessed 16.11.2021)
7. Foreign Relations of the United States, 1977-1980. Volume XVII. Horn of Afri-
ca, Part 1. Washington: United States Government Printing Office, 2016. 320 p.
8. Forlani's Concerns About Horn of Africa. 1978 February 24. From Italy, Rome
to
Secretary
of
State.
Available
at:
https://wikileaks.org/plusd/cables/1978ROME03548_d.html (accessed 16.11.2021)
9. Italian Communist Party Delegation Affirms Support of Ethiopian Socialist
Revolution. 1977 November 28. From Ethiopia, Addis-Abeba to Secretary of State.
Available at: https://wikileaks.org/plusd/cables/1977ADDIS06603_c.html (accessed
16.11.2021)
10. Pajetta incontra il presidente etiopico Menghistù. L’Unita. 1977. 25 novembre.
№318. P.14.
11. Reaction of European Left to Cuban Involvement in Eritrea. 1978 May 23.
From
Italy,
Rome to
Secretary
of
State.
Available
at:
https://wikileaks.org/plusd/cables/1978ROME09512_d.html (accessed 16.11.2021)
12. Somali-Ethiopian Dispute: Italian Communist Party Position. 1977. August 25.
From Somalia, Mogadishu to Secretary of State. Available at:
https://wikileaks.org/plusd/cables/1977MOGADI01462_c.html
(accessed
16.11.2021)
13. Visit of Somali Delegation to Italy. 1977 November 8. From Italy, Rome to Sec-
retary
of
State.
Available
at:
https://wikileaks.org/plusd/cables/1977ROME20211_c.html (accessed 16.11.2021)
14. Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ). Фонд 0129.
Опись 62. Папка 475.
15. Брутенц К.Н. 1998. Тридцать лет на Старой площади. Москва: «Между-
народные отношения». 568 с.
16. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Фонд 3.
Опись 72. Дело 817.
17. Рубби А. 1995. Мир Берлингуэра. Предисловие М.С. Горбачева. Москва:
«Международные отношения». 350 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Хазанов А.М., Гомаа Х. 1997. Политика СССР в «третьем мире» (Азия и Аф-
рика) в годы «холодной войны». Москва: Институт востоковедения РАН; Ассо-
циация содействия Международной академии наук. 84 с.
84
Бакшаев М.В. Соперничество сверхдержав в странах Африканского Рога и фактор еврокоммунизма…
Bakshaev, M.V. Superpowers Rivalry in the Horn of Africa and the Eurocommunism Factor, Late 1970s
Юнгблюд В.Т., Воробьева Т.А. 2019a. Взаимоотношения в треугольнике США
- СССР - КНР в конце периода разрядки международной напряженности (1977-
1980 гг.). Вестник МГИМО-Университета. № 1(64). С. 59-82. DOI: 10.24833/2071-
8160-2019-1-64-59-82
Юнгблюд В. Т., Воробьева Т.А. 2019b. США теряют союзника на Ближнем Во-
стоке: политика администрации Дж. Картера в отношении Ирана, 1977-1980 гг.
Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Вып. 3 (77).
Режим доступа: https://history.jes.su/s207987840005469-4-1/ (дата обращения:
25.06.2022). DOI: 10.18254/S207987840005469-4
REFERENCES
Jackson D.R. The Carter Administration and Somalia. Diplomat History. September
2007. Vol. 31. № 4. P. 703-721.
Khazanov A.M., Gomaa H. 1997. The Policy of the USSR in the "Third World"
(Asia and Africa) during the Cold War. Moscow: Institute of Oriental Studies of the
Russian Academy of Sciences; Association for the Promotion of the International
Academy of Sciences. 84 p. (In Russian)
Margiocco M. 1981. Stati Uniti e PCI: 1943-1980. Roma: Editori Laterza. 332 p.
Pons S. 2021. I comunisti italiani e gli altri.Visioni e legami internazionali nel
mondo del Novecento. Giulio Einaudi editore. 376 p. (In Italian).
Vorobyova T.A., Yungblud V.T. 2019a. Relations within «Triangle» USA - USSR -
China at the End of Détente (1977-1980). MGIMO Review of International Relations. Vol.
64. No.10. P. 59-82. DOI: 10.24833/2071-8160-2019-1-64-59-82 (In Russian).
Vorobyova T.A., Yungblud V.T. 2019b. The United States Are Losing an Ally in
the Middle East: J. Carter’s Administration Policy towards Iran,
1977—1980.
ISTORIYA.
2019.
Vol.
10.
Issue
3
(77).
Available
at:
https://history.jes.su/s207987840005469-4-1/
(accessed:
25.06.2022).
DOI:
10.18254/S207987840005469-4 (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
БАКШАЕВ Максим Владимирович,
Maxim V. BAKSHAEV, Researcher.
научный сотрудник, Вятский государ-
Vyatka State University.
ственный университет.
36 Moskovskaya St., Kirov, Russia.
Россия, г. Киров, ул. Московская, 36.
Статья поступила в редакцию / Received 11.07.2022.
Статья поступила после рецензирования / Revised 27.07.2022.2
Статья принята к публикации / Accepted 30.07.2022.
85